HomeРазноеНаблюдение за шмелем: Attention Required! | Cloudflare – Материал для старших дошкольников по экологическому воспитанию Наблюдение за бабочками и шмелями

Наблюдение за шмелем: Attention Required! | Cloudflare – Материал для старших дошкольников по экологическому воспитанию Наблюдение за бабочками и шмелями

Наблюдение за шмелем и пчелой. Конспекты летних прогулок в старшей группе

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Описание слайда:

Шмель обитает на лугах и в луговых степях. Взрослые шмели и личинки, которых они выкармливают в своих гнездах, питаются пыльцой и нектаром цветущих растений. Хоботок у шмелей очень длинный, и с его помощью они легко добираются до нектара цветков с узкими и глубокими венчиками. Они являются основными опылителями одного из важнейших кормовых растений — красного клевера. Шмели жалят не так больно, как осы и пчелы. Кроме того, они менее поворотливы и гораздо миролюбивее. Поэтому на их гнезда часто нападают мыши, барсуки, лисицы и поедают шмелиный мед, личинок и куколок. Гнездится чаще всего в заброшенных норках мелких млекопитающих. Оплодотворение молодых самок осенью, в последующую весну создание нового гнезда. Живут шмели колониями по 50-200 особей в каждой. В состав колонии входят три типа особей: самки, рабочие (неполовозрелые самки) и самцы. Шмель обитает на лугах и в луговых степях. Взрослые шмели и личинки, которых они выкармливают в своих гнездах, питаются пыльцой и нектаром цветущих растений. Хоботок у шмелей очень длинный, и с его помощью они легко добираются до нектара цветков с узкими и глубокими венчиками. Они являются основными опылителями одного из важнейших кормовых растений — красного клевера. Шмели жалят не так больно, как осы и пчелы. Кроме того, они менее поворотливы и гораздо миролюбивее. Поэтому на их гнезда часто нападают мыши, барсуки, лисицы и поедают шмелиный мед, личинок и куколок. Гнездится чаще всего в заброшенных норках мелких млекопитающих. Оплодотворение молодых самок осенью, в последующую весну создание нового гнезда. Живут шмели колониями по 50-200 особей в каждой. В состав колонии входят три типа особей: самки, рабочие (неполовозрелые самки) и самцы.

Слайд 17

Описание слайда:

Крохина Оксана Александровна

Люблю весеннюю погоду , с ее волшебными ароматами, разнообразными пробуждениями и непредсказуемыми наблюдениями в природе . Сегодня улыбнулась нам удача!Мы с ребятами увидели мохнатого, толстого и трудолюбивого шмеля .

А встретили мы этого труженика тогда, когда он перелетал с цветка на цветок на каштановом дереве, которое растет на нашем участке.

Наблюдение хоть и опасное , но весьма интересное. Мы с детьми вспомнила как выглядят оса и пчела. Глядя на шмеля , сделали вывод, что он больше по размеру.


Иногда приходилось вскарабкаться выше, чтоб разглядеть детально, чем занимается мохнатый шмель .


Детский взгляд зоркий, поймает все самое интересное. Мои маленькие наблюдатели не исключение . Увидев шмеля , сразу указывали на его место на цветущем дереве.


Ну а мне оставалось вовремя щелкнуть на кнопку фотоаппарата, чтоб поймать шмеля за работой .



Так и прошло наше очередное, незапланированное наблюдение .


Публикации по теме:

Конспект занятия «Ранняя весна. Весенние месяцы. Первые весенние цветы. Буква ь» Коррекционно – образовательные цели. Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Уточнение, расширение.

Весна! Природа просыпается. Удивительный мир природы встречает детей морем запахов, звуков, загадок и тайн. Он заставляет детей думать,.

Как мой город готовится к встрече Нового года Итак, дорогие друзья, до нового года осталось совсем немного; и люди стараются успеть завершить.

Как прекрасно весеннее пробуждение природы! В это время года ни одна прогулка не обходится без открытий и наблюдений. И сегодня хочу показать.

Наблюдения и эксперименты зимой НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ ЗИМОЙ. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием.

Цель: Продолжать формировать представления о весенних изменениях в природе. Отправляясь на прогулку, стараюсь обращать внимание детей, на.

Наблюдения на прогулке зимой Зимняя одежда. Задачи: сформировать представление о сезонной одежде, какая это одежда, почему зимой люди одевают теплую одежду. Стихотворения:.

«Шестиногий народец»

Познавательно-исследовательский проект

(из опыта работы)

Цель проекта : формирование навыков правильного поведения в природе.

Задачи проекта :

1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях.

2. Стимулирование любознательности.

3. Воспитание бережного отношения к объектам живой природы.

Предполагаемый результат :

  1. Создание альбома «Наши маленькие помощники».
  2. Спектакль по мотивам сказки В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил».
  3. Праздник насекомых.
  4. Составление альбома о правилах поведения в природе.

Предварительная работа :

  1. Чтение рассказов о насекомых.
  2. Беседы: «Кто такие насекомые?», «Бывают ли насекомые детишками?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Насекомые в природе нашего края», «Кто живёт в подземном царстве?».
  3. Экскурсия «В гости к насекомым».
  4. Прогулки к экологической тропе, к цветникам.
  5. Наблюдение за жизнь

На шмелей надели рюкзачки для наблюдений за посевами

Дроны давно уже используются для наблюдений за состоянием сельскохозяйственных полей, для опыления и орошения посевов, посева семян и анализа почвы. Однако, дроны затрачивают так много энергии, что каждые 20 минут им требуется подзарядка. 

Инженеры из Университета Вашингтона (University of Washington) настолько минимизировали необходимую для мониторинга флоры аппаратуру, что ей не требуется подзарядка в течение целого дня и ее научились прикреплять к шмелям. 

Ранее биологи уже помещали на насекомых GPS-трекеры. На основе этих разработок американские специалисты создали «рюкзачок», состоящий из датчиков и сенсоров для измерения температуры, влажности и освещенности нужного участка и антенны, позволяющей следить за передвижением насекомого.

Устройство весит 102 миллиграмма (авторы изобретения сравнивают это с 7 зернышками сырого риса) и может хранить до 30 килобайт данных. Батарейка весит  70 миллиграммов и работает без подзарядки до 7 часов.
Во время полета насекомого «рюкзачок» собирает данные для ученых и фермеров. Зарядка батареи и передача данных производятся в фоновом режиме ночью, после того, как шмель вернулся в улей.

Caption: The UW team designed a sensor «backpack» that weighs 102 milligrams.
Credit: Mark Stone/University of Washington

 Устройство было протестировано на футбольном поле, на одной стороне которого были расположены антенны для приема сигнала.Выяснилось, что информация поступает, пока шмель находится на расстоянии до 80 метров. 

«Рюкзачок» позволяет не только следить за ростом и здоровьем растений, но и собирать информацию о насекомых-опылителях.

 Ученые планируют модифицировать аппаратуру – если получится уменьшить массу имеющихся деталей, то возможно будет добавить в «рюкзачок» крошечную видеокамеру. 

 

Как шмель собирает пыльцу и нектар

Меня всегда привлекала макрофотография. Не то, чтобы я являлся апологетом макросъемки и использовал профессиональную фотоаппаратуру. Вовсе нет, я люблю рассматривать фотографии насекомых, бактерий и других маленьких и микроскопических существ, сделанные профессионалами, а сам при этом использую самую дешевую, но, как показало время, безотказную и удобную цифровую «мыльницу», которая служит верой и правдой уже 9 лет.

Как шмель собирает пыльцу и нектар

Читают на Дача6.ру:

В начале июля, фотографируя цветущие мальвы на нашем участке, я обратил внимание на обилие шмелей, постоянно кружащихся вокруг них и обязательно залетающих внутрь цветка за нектаром.

Мальвы – высокие растения, поэтому вести наблюдение за деятельностью шмелей на них очень удобно. Объектив фотоаппарата подвожу чуть ли не к самому цветку, шмели ведут себя совсем неагрессивно.

Насекомые-опылители подолгу задерживаются в цветках мальвы и часто вылетают из них полностью перемазанные пыльцой, которой покрыты их густые волоски на теле.

Как и любая бережливая хозяйка, шмель в своих походах берет с собой «корзинку», да не одну, а целых две. Расположены они на ногах. Общий их вес к концу трудовой смены может достигать веса самого насекомого.

Шмель — настоящий трудяга! А куда деваться, ведь шмелиная семья – немаленькая. К середине лета в одном гнезде могут обитать уже около 100 жильцов (без учета личинок): глава семейства – шмелиная мама, множество маленького размера бесплодных домработниц, грозные часовые-охранники на входе в улей, дежурный распорядитель, который, как заправский дирижер, четко отдает команды и настраивает работу на нужный лад, ну и конечно, самая многочисленная группа – шмели-экспедиторы. Последних мы и видим в работе на наших огородах.

Кстати, экспедиторы, как и домработницы, это тоже особи женского пола (еще раз к вопросу, кто в семье должен быть основным добытчиком). Найти нужный цветок им помогает зрение. Благодаря эволюции, которая длилась многие миллионы лет, они научились не только различать привычные человеческому глазу цвета, но и видеть в ультрафиолетовом диапазоне. Второй значимый ориентир для них – это запах.

Как я писал в прошлой статье про клевер, у шмелей более длинный хоботок, поэтому они не крадут у пчел их «хлеб», а честно собирают нектар и пыльцу у цветов с более глубоким венчиком. К тому же пчел привлекает более концентрированный нектар, с долей сахаров около 10% и выше, тогда как шмели вполне довольствуются 2-3% сахарным сиропом.

Пыльца – это частички цветка, участвующие в его размножении. В них содержится много белка. Нектар – сладковатый углеводистый сироп, которым растение приманивает насекомых. Шмели целенаправленно собирают и то, и другое. Углеводы дают энергию, а белок необходим личинкам для развития.

Интересные факты:

  1. При наблюдении за шмелями на настурциях я обращал внимание в прошлогодней статье, что они залетают и вылетают из цветков с периодичностью в 5 минут. Дело в том, что за раз шмель не собирает весь нектар и тем более пыльцу, поэтому у последующих посетителей тоже будет, чем поживиться.
  2. Кстати, если молодые сборщики садятся на все цветы подряд, то с опытом каждый шмель отбирает для себя 1-2 основных растения, на которых добыть пыльцу ему проще всего. Причем у каждого шмеля такие «коронные» для него растения могут быть разными.
  3. При сборе пыльцы шмели могут удаляться от своего гнезда на расстояние до 1 км, но чаще рабочая зона гораздо более компактная.
  4. Шмелиный век короток, в зиму уходят живыми только оплодотворенные самки, которые проводят этот период в спячке, не нуждаясь в питании. Поэтому запасов, как у пчел, в данном случае не делается. Поэтому шмелей и не разводят для получения меда.

По сравнению со шмелями пчелы – настоящие неженки. Как только чуть похолодало, все сидят по ульям и на улицу нос не кажут. А шмели-экспедиторы работают и в холод, и в дождь, и в дневное и в ночное время. Хоть на части разорвись, но семью накорми и обеспечь. Никаких уважительных причин тут нет и быть не может! Поэтому-то живут они совсем недолго. Но проблем с пополнением новыми недавно рожденными резервистами не возникает.

По этой причине во многих закрытых промышленных тепличных хозяйствах ставку в опылении делают именно на шмелей.

Опубликовано:

Дача на 6 сотках

Последний шмель

Пёстрые листья
Кружит
Карусель.
Шубу и шапку
Купил себе
Шмель,
Лёг на кровать —
Пора
Зимовать.

Генрих Сапгир

Вот и закончился второй год наблюдения за шмелями. В этом году шмели проснулись раньше, чем в прошлом, уже 4 апреля. Температура воздуха тогда была +8°С. Последний шмель был встречен 12 сентября, когда температура воздуха была +22°С. Когда же она снизилась до +9°С, шмели уже спали. Видимо, весенние +8°С теплее осенних +9°С…

А вот наш самый красивый осенний шмель.

В этом году нам показалось, что шмелей было меньше, мы их не встречали на кульбабе, как в прошлом году, мало их было и на мальвах. За каждым шмелём приходилось гоняться по всему району! Зато мы обнаружили, что шмели очень любят снежноягодник и крупные цветы недотроги железистой.

Счастливой зимовки, шмелищи! До новой весны!

Пёстрые листья
Кружит
Карусель.
Шубу и шапку
Купил себе
Шмель,
Лёг на кровать —
Пора
Зимовать.

Генрих Сапгир

Вот и закончился второй год наблюдения за шмелями. В этом году шмели проснулись раньше, чем в прошлом, уже 4 апреля. Температура воздуха тогда была +8°С. Последний шмель был встречен 12 сентября, когда температура воздуха была +22°С. Когда же она снизилась до +9°С, шмели уже спали. Видимо, весенние +8°С теплее осенних +9°С…

А вот наш самый красивый осенний шмель.

В этом году нам показалось, что шмелей было меньше, мы их не встречали на кульбабе, как в прошлом году, мало их было и на мальвах. За каждым шмелём приходилось гоняться по всему району! Зато мы обнаружили, что шмели очень любят снежноягодник и крупные цветы недотроги железистой.

Счастливой зимовки, шмелищи! До новой весны!

Наблюдение за разнообразием облаков

Цели: дать более полное представление о том, как ветер формирует облака.

— Понаблюдайте за движением облаков и изменением их формы. Проследите за легким облачком, как оно медленно пе­редвигается, постепенно увеличивается и, меняя форму, пре­вращается в массу, похожую на вату, или же наоборот, умень­шается и «тает». Хорошо наблюдать, наметив какой-нибудь ори­ентир: верхушку дерева или крышу дома.

Приметы:в июле тучи простираются по небу полосами — будет дождь; к обеду небо прояснилось, появились высокие ку­чевые облака — к ясной погоде; облака черные, низкие, движутся быстро — ненастье сохранится; на перистых облаках появились множество белых облачков — к дождю.

Поговорки и пословицы: лето пролежишь, зимой с сумою побежишь; летом дома сидеть — зимой хлеба не иметь. Стихотворение.

Вьет венок в лесу июнь,

Распевают птицы.

Одуванчик, только дунь — Тотчас разлетится.

ОБЛАКО

Облако за облаком по небу гналось — За облаком-лодкой облако-лось.

А ветер гонит, гонит, торопит облака,

То с налету тронет, то шевельнет слегка…

Я. Аким

Загадки.

Выше леса, выше гор Расстилается ковер.

Он всегда-всегда раскинут Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он нежно-голубой. (Небо.)

Белый-белый пароход Над деревьями плывет,

Если станет синим,

Разразится ливнем. (Облака.)

Дидактические игры «Дерево, куст, цветок», «Бывает — не бывает» (с мячом).

Подвижные игры «Через ручеек», «Жмурки с колоколь­чиком».

Труд на участке: работа на огороде.

 

Прогулка 18: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТЕНЬЮ

Цели: формирование умения делать элементарные умозак­лючения о взаимодействиях и взаимосвязях в природе; разви­вать наблюдательность, внимание, зрительную память.

В помещении детского сада спросить у детей, есть ли тень от предметов (нет). На улице обратить их внимание, на то, что предметы отбрасывают тени, в полдень же солнце находится высоко над головой, и от предметов совершенно нет тени, а ут­ром и вечером тени длинные. Какие тени отбрасывают разные предметы? Понаблюдайте за ее изменениями в течение дня.

Наблюдение за вечерними тенями

Продолжить наблюдение за вечерними тенями. Сделать вы­вод. Тень передвинулась и изменила свою длину, стала длиннее.

Приметы:утренняя заря золотистая, солнце показалось не из-за туч — к хорошей погоде; солнце в туман садится — к дождю.

Поговорки и пословицы:лето идет вприпрыжку, а зима вразвалочку; дважды в году лету не бывать.

Стихотворение «Солнце отдыхает».

Загадки.

Ты упала мне под ноги, Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа, Будто я шагаю лежа. (Тень.)

Мету, мету — не вымету, Несу, несу — не вынесу, Ночь придет — сама уйдет.

(Тень.)

Дидактические игры «Догони свою тень», «Да или нет».

Подвижные игры «Мячик кверху»,«Через ручеек», «До­гони свою тень».

Прогулка 19: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДОЖДЕВЫМ ЧЕРВЕМ

Цели: продолжать знакомить с многообразием животного мира планеты; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

— После дождя найдите дождевого червя, понаблюдайте за ним. Дождевые черви питаются отмершими частями расте­ний. Они их заглатывают вместе с почвой, извлекают из них не­обходимые для своей жизни вещества, а затем выводят из ки­шечника обогащенную слизистыми выделениями непереварен­ную массу вместе с почвенными частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуя проникновению в нее теплого воздуха и влаги.

Наблюдение за шмелем

Цели: закрепить представление о насекомых; учить выде­лять их главные признаки, знакомить с особенностями внешнего строения, места обитания, способами передвижения, питания, защиты.

— Обратите внимание на внешний вид вьющегося над цвета­ми шмеля. У него довольно крупные размеры, яркий желто­черный, иногда частично красный узор и волоски, покрывающие тело насекомого. В остальном очень похож на пчел. Питаются шмели пыльцой и цветочным нектаром. Они вьются над цветка­ми, собирая нектар.

Приметы:дождь пошел после обеда — будет долго идти; солнце в туман садится — к дождю; утром трава пахнет сильнее обычного — к дождю; утром трава сухая — к ночи ожидай дождя.

Поговорки и пословицы:в июне всякий кустик ночевать пустит; в июне первую ягоду в рот кладут, а вторую — домой несут; готовь сани летом, а сани зимой; одним днем лето не опо­знаешь.

Стихотворение.

ЛЕТО

Сколько запахов у лета! Сладкий — липового цвета,

Горький — листьев тополиных, Нежный — еле уловимый — Запах зреющей малины.

ШМЕЛЬ

Шмель тяжелый, полосатый Целый день летал в саду.

Он не просто так летал,

Он цветы в саду считал.

Он ворчал: «Трудна работа!

Ведь цветам в саду нет счета!»

Е. Фейерабенд

Загадки.

Он носит поясок, Хотя без рук, без ног. В земле живет,

Когда ползет,

Рыхлит ее и удобряет,

Так плодородье повышает.

(Дождевой червь.)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

(Шмель.)


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *