Бахус и оргии вакханок. Кто такой бог Дионис и что такое вакханалии
Дионис — в древнегреческой мифологии бог вина и виноделия. В Риме Диониса почитали под именами Бахус или Вакх. Отсюда происходят слова «вакханалия» и «вакханки». Бахус — символ шумного веселья, пьянства и безудержного разврата.
Вакх. Микеланджело Меризи де Караваджо. 1593-1594
Дионис — воплощение жизненной силы земли, бог плодородия. Его символами были плющ и виноградная гроздь. Иногда Дионис представал в виде быка или козла. Еще один символ Диониса как бога плодоносящей силы — фаллос.
Каменные фаллосы у входа в храм Диониса в Делосе. Фото: Wikimedia / Zde
Одно из прозваний Диониса — Лиэй, то есть освободитель. Он освобождает людей от мирских забот так же, как рвет оковы, которыми его самого пытаются сковать враги.
Динос — божество восточного происхождения. Он младший из 12 олимпийцев. Культ Диониса распространился в Греции относительно поздно — в VIII-VII веках до нашей эры, указывал видный советский антиковед Алексей Лосев. «Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону — как прежде всего божеству родовой аристократии», — отмечал профессор Лосев.
Дважды рожденный. Миф о Дионисе
Дионис — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя Кадма. Когда Семела ждала ребенка, супруга громовержца Гера решила сжить соперницу со света. По ее наущению Семела попросила Зевса показаться во всем божественном величии. Когда же Зевс явился в сверкании молний, его возлюбленная погибла в огне.
Зевс успел выхватить из пламени недоношенного Диониса и зашил его в свое бедро. В положенное время мальчик родился на свет из бедра отца. За это Диониса называют Дигоном — дважды рожденным.
Сатир угощает маленького Диониса виноградом. Изображение I века нашей эры. Фото: Wikimedia
Зевс отдал сына на воспитание нимфам. Но мстительная Гера продолжала преследовать Диониса и наслала на него помешательство. Безумец скитался по Египту и Сирии, пока во Фригии его не исцелила богиня Кибела.
Дионис продолжил путешествовать, побывал в Индии и на Востоке, всюду учил людей виноградарству и виноделию.
При возвращении в Грецию в плавании его похитили тирренские пираты и заковали в цепи. Но оковы сами упали с рук Диониса. Мачту пиратского корабля оплели виноград и плющ, а сам пленник обратился в медведицу и льва. Разбойники в ужасе бросились в море и превратились в дельфинов.
Дионис превращает тирренцев в дельфинов. Мозаика II века н.э. Фото: Wikimedia
Женой Диониса стала Ариадна, покинутая Тесеем — победителем Минотавра. Зевс из любви к сыну даровал и ей бессмертие, сделав богиней. Также Дионис спустился в царство Аида и вывел из мира мертвых свою мать Семелу — она тоже стала богиней.
Вакх и Ариадна. Тициан. 1520-1523
Вино и оргии. Вакханки и вакханалии
Дионис путешествует по свету в сопровождении своих жриц-вакханок и козлоногих сатиров, которые предаются веселью, пьянству и любви. Спутники бога опоясаны змеями, а жезлы их увиты виноградом.
В экстазе вакханки с криками «Вакх, Эвое» славят Диониса, а жезлами высекают из земли мед и молоко, вырывают с корнем деревья, увлекают за собой мужчин и женщин.
Поют неистовые девы;
Их сладострастные напевы
В сердца вливают жар любви;
Их перси дышат вожделеньем;
Их очи, полные безумством и томленьем,
Сказали: счастие лови!А.С. Пушкин. «Торжество Вакха» (1818)
Дионис — бог веселья и радости. Но в гневе он страшен. Так, фиванский царь Пенфей, двоюродный брат Диониса, пытался запретить вакханалии и за это был растерзан вакханками. На царя эдонов Ликурга, противившегося культу Диониса, бог наслал безумие: Ликурга растерзали свои же лошади.
Петер Пауль Рубенс. Вакханалия. Около 1615 г.
Вы думаете, что козлоногие сатиры перевелись, когда бог Дионис перестал показываться людям? Нет. Последнего сатира поймали римские солдаты, когда их полководец Сулла, трезвый, жестокий и ни в каких сатиров не веривший, воевал в Греции с царем Митридатом Понтийским. Сатира связали, притащили в лагерь и стали допрашивать через переводчиков на всех языках, но он, большой, лохматый и грязный, только испуганно озирался и жалобно блеял по-козлиному. Сулле стало страшно, и он приказал отпустить сатира.
М.Л. Гаспаров. «Занимательная Греция».
Козлиная песнь и оргии. Что такое вакханалии
В Дельфах Диониса почитали наряду с Аполлоном. На Парнасе каждые два года устраивали оргии в честь бога виноделия с участием фиад — вакханок из Аттики. В Афинах устраивали торжественные процессии в честь Диониса.
Дионис считался также покровителем театра. Представления выросли из обрядов, посвященных этому богу. Греческое слово «трагедия» дословно означает «песнь козлов» — то есть козлоногих сатиров, спутников Диониса.
В Древнем Риме празднества в честь Диониса-Вакха назывались вакханалии. В 186 до нашей эры они были запрещены сенатом из-за бесчинств, к которым вели подобные праздники.
Посвящение Вакху. Лоуренс Альма-Тадема. 1889
В переносном смысле вакханалией называют дикий разгул, шумные пиры, бесчинства, оргии.
Например: «Вакханалия восторгов и изъяснений в любви и преданности длилась часами» (Е.С. Гинзбург. «Крутой маршрут»).
Дионис в искусстве
Дионис — излюбленный персонаж скульпторов и художников. В античности были популярны сцены вакханалий, шествий Диониса и его спутников: ими украшали даже погребальные саркофаги.
Свадьба Диониса и Ариадны. Римский саркофаг III века. Фото: Wikimedia
В средневековье Диониса изображали как олицетворение осени — времени сбора урожая. А в эпоху Возрождения Дионис стал символизировать радость бытия и торжество жизни.
Бахус. Микеланджело. 1497
В живописи барокко популярными сюжетами были «Вакх, Венера и Церера», а также «Встреча Вакха и Ариадны»
Венера, Амур, Вакх и Церера. Питер Пауль Рубенс. 1612-1613
На картине выше: Церера, богиня плодородия и Вакх, бог виноделия, предлагают пищу и вино Венере и Купидону, покровителям любви. Метафора того, что любовь остывает без вина и застолья: Sine Baccho et Cerere friget Venus (Без Вакха и Цереры в Венере жару нет).
Дионису посвящали произведения композиторы XIX-XX веков: например, «Торжество Баха» Даргомыжского, «Триумф Вакха» и опера «Дионис» Дебюсси, опера Массне «Вакх».
Миф о Дионисе — Сбитнев Сергей — LiveJournal
Загрей (др.-греч. Ζαγρεύς) — в древнегреческой мифологии[1] божество мистерий, отождествлявшееся с Дионисом, так называемый «старший Дионис». Загрей — эпитет Диониса, иногда Аида. Упомянут в «Алкмеониде» (фр. 3. Бернабе), в сатировской драме Эсхила «Сисиф-беглец» (фр. 228 Радт).Согласно Нонну Панополитанскому, Зевс посетил Персефону в виде змея[2], и та родила ему рогатого младенца[3] Загрея, то есть Диониса. Вскормлен Деметрой[4]. По орфикам, вскормлен Персефоной[5]. Это рассказывают орфики[6]. Эсхил в «Сисифе» называет его сыном Аида[7].
«На монетах 4 в. до н. э. из Праса встречаем изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону»[8].
Едва успев появиться на свет, новорождённый воссел на трон своего отца Зевса и, получив от Зевса скипетр[9], в подражание великому богу стал своей крохотной ручонкой потрясать молнией и метать перуны[10].
Однако титаны-заговорщики напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. Гера устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона[11]. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то в льва, то в лошадь, то в змею.
Когда же Дионис принял образ быка, титаны настигли его и растерзали[12], измазав лицо белым мёдом[13]. Семь[14] кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели[15]. Осталось нетронутым лишь сердце Диониса, то есть сама сущность бога.
Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса[16].
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%B9
С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык. Вакханки пели:
О, гряди, Дионис благой,
В храм Элеи,
В храм святой,
О, гряди в кругу хариты,
Бешено ярый,
С бычьей ногой,
Добрый бык,
Добрый бык!
Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей). Так было, например, в городе Кизике, во Фригии. Имеются и античные изображения Диониса в этой ипостаси, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие эпитеты, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Согласно мифу, Диониса убили титаны, когда тот принял образ быка, поэтому критяне, разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка.
Принимал Дионис и облик козла. В Афинах и в арголитском городе Гермигоне существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у Ино Зевс превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости Геры. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса — сатиры.
Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.
Когда же приспел ему срок,
Рогоносного бога родил он [Зевс],
Из змей венок ему сделал,
И с той поры этой дикой добычей
Обвивает менада чело.
Видимо через свою связь с производящей силой, Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали беотийцы богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Он был в особом почёте у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, — плющ.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%81
Дифирамбы — народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью переодетым сатирами, на празднике сбора винограда в честь бога производительных сил природы и вина Диониса (само слово «дифирамб» — один из эпитетов этого бога). В VII веке до н. э. поэт Арион придал дифирамбам художественное оформление, особенно, по-видимому в музыкальной части. Отчасти из народного дифирамба получила происхождение греческая трагедия. В V веке до н. э., например у поэта Вакхилида, дифирамб приближается к драме, иногда приобретая форму диалога, исполнявшегося под аккомпанемент авлоса и чередовавшегося с пением хора.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B1
Божества растительности: Греция. Дионис. Часть 1
Корни культа Диониса, бога растительности, виноградарства и виноделия, уходят в глубокую древность. Первоначально, он был, вероятно, духом весеннего обновления деревьев и растительности на что указывают сохранившиеся эпитеты этого бога: Dentrites – «юноша-дерево», Антий (Цветущий), Дасиллий (Густолиственный).
Существует несколько объяснений происхождения имени Диониса. Так, по мнению М. Гимбутас это имя неиндоевропейского происхождения, однако другие ученые не подвергают сомнению индоевропейское происхождение, по которому его «первоначальной формой было Diwos-sunos, т. е. «сын Дия», из которого затем возникло промежуточное Diwonus (s) os, засвидетельствованное уже в микенском диалекте». Во всяком случае имя Диониса в доклассическое время встречается в форме «ди-во-но-со-йо» уже на глиняных дощечках критомикенского «линейного письма Б».
Дионис выступает сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма, сына финикийского царя Агенора. Проведя долгое время в поисках своей похищенной сестры Европы, Кадм в конце концов добирается до Беотии, где и поселяется, создав легендарный город Фивы. Миф повествует о коварном совете Геры, принявшей образ кормилицы, данном Семеле: потребовать у влюбленного Зевса явиться к ней в своим истинном обличье. Зевс, связанный клятвой, не смог отказать возлюбленной и предстал перед ней в сверкании молний, огонь которых испепелил смертную возлюбленную. Однако Зевс успел выхватить ребенка из пламени и зашить его в собственное бедро, в котором и доносил своего отпрыска до положенного срока.
По этой причине Диониса называют «дважды рожденным». Родившегося младенца Зевс передал Гермесу, который отнес его на воспитание к Ино, сестре погибшей Семелы. Во Фригии существовал культ Семелы, где ее почитали как богиню земли, и все дочери Кадма были связаны с культом Диониса. Однако, поскольку Гера обратила теперь свой гнев на сына Семелы, Гермес по просьбе Зевса на время превратил Диониса в козленка и отнес на гору Нису, где и поручил его заботам обитавших на ней нимф: Макриде, Нисе, Эрато, Бромии и Вакхе. Геродот помещает гору Нису «в Эфиопии выше Египта» (Герод. II 146), тогда как Овидий считает Нису горой в Индии. Нонн называет кормилиц Диониса дочерьми Ламоса, реки в Киликии, а Гигин сообщает, что это Меркурий (Гермес) выхватил из огня ребенка и передал его на воспитание царю Нису, почему греки и назвали его Дио-нисом. Ферекид же сообщает, что Nysa означает «дерево», что позволяет предположить наиболее тесную связь Диониса с деревьями, на какой бы горе они не росли.
«Одним из прозвищ, которое дали богу беотийцы, было Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде простого вертикального столба без рук, одетого плащом, с бородатой маской вместо головы и с лиственными побегами, пробивающимися из головы или из тела, — признаками лесного бога». Дионис был признан всеми садоводами как покровитель культурных растений. К нему обращались с молитвами об ускорении роста деревьев, а в садах воздвигали его статуи в виде пней. Даром Диониса считались яблоки и инжир.
Ему были посвящены плющ, виноградная лоза, смоковница и сосна. «Дельфийский оракул заповедал жителям Коринфа поклоняться некой сосне «наравне с богом», и они сделали из нее две статуи с красными лицами и позолоченными телами. Бога и его последователей обычно изображали с посохом, украшенным наконечником из сосновых шишек. Считалось, что из крови Диониса выросло гранатовое дерево, «так же как анемоны – из крови Адониса и фиалки из крови Аттиса».
Использованные материалы:
- Дж.Д. Фрэзер. Золотая ветвь;
- Гигин. Мифы;
- Р. Грейвс. Мифы Древней Греции.
Продолжение следует
Бог Дионис — культ Диониса в Древней Греции
Древние греки поклонялись множеству богам, их религия как отражение характера: чувственного, необузданного как сама природа с ее стихиями. Дионис – один из любимых богов эллинов прямое доказательство тому, что удовольствие в их жизни занимало исключительное и первостепенное место.
Кто такой Дионис?
Дионис, бог виноделия, ворвался в размеренную жизнь греков со свойственным ему весельем, неистовством и безумием. Младший олимпиец имеет фракийское происхождение. Известен и под другими именами:
- Бахус;
- Вакх;
- Старший Дионис;
- Загрей;
- Либер;
- Дифирамб;
- Ортос;
- Хорей.
Дионис обладал следующими функциями и полномочиями:
- отвечал за возрождение растительности весной;
- покровительствовал земледельцам;
- обучил людей ремеслу выращивания винограда и виноделию;
- насылал безумие на тех, кто не хотел примкнуть к нему;
- считается «отцом» театрального жанра трагедии.
Родителями бога вина и виноградной лозы считаются Зевс и Семела. Миф о рождении Диониса окутан страстями. Ревнивая жена громовержца Гера узнав, что Семела беременна, приняв вид ее кормилицы, подговорила упросить Зевса явиться в божественном обличьи. Семела при встрече с богом спросила готов ли он выполнить одно ее желание, и тот поклялся выполнить любой ее каприз. Услышав просьбу, Зевс вырвал еще недозревший плод из чрева возлюбленной и зашил в своем бедре, а когда пришел срок Зевс родил сына Диониса.
Культ Диониса в Древней Греции прозвали Дионисиями. Праздники сбора винограда величали малыми Дионисиями, сопровождавшиеся яркими представлениями с переодеванием, пением, питьем вина. Главные Дионисии проводились в марте – в честь возродившегося бога. Ранние версии празднества вакханалии проводились под покровом темноты и представляли собой дикие пляски менад в трансовом состоянии, ритуальные совокупления. Разыгрывалась Смерть Диониса бога в образе быка и жертвенное животное разрывали на части, ели теплое мясо.
Атрибут Диониса
В античных произведениях искусства Дионис изображался как молодой безбородый юноша с женственными чертами лица. Самым важным атрибутом бога является посох Диониса или тирс из стебля фенхеля, увенчанного сосновой шишкой – фаллический символ созидающего начала. Другие атрибуты и символы Вакха:
- Виноградная лоза. Обвитая вокруг жезла – признак плодородия и ремесла виноделия;
- Плющ – по поверьям против сильного опьянения.
- Чаша – выпивая ее, душа забывала о своем божественном происхождении, и чтобы излечиться надо было выпить другую — чашу разума, тогда возвращается воспоминание о божественности и желание возвратиться на небо.
Спутники Диониса не менее символичны:
- Мельпомена – муза трагедии;
- Менады – верные последовательницы или жрицы культа Диониса;
пантера, тигр и рысь – животные семейства кошачьих обозначают его восхождение и триумф и напоминают, что культ пришел с Востока;- бык – символ плодородия и земледелия. Дионис часто изображался в виде быка.
Дионис — мифология
Эллины почитали природу во всех ее проявлениях. Плодородие – важная часть составляющей жизни сельских жителей. Богатый урожай – это всегда хороший знак того, что боги благосклонны и благодушны. Греческий бог Дионис в мифах предстает веселым, но в тоже время своенравным и насылающим проклятья и погибель тем, кто не признает его. Мифы о Бахусе наполнены разнообразными чувствами: радостью, печалью, гневом и безумием.
Дионис и Аполлон
Конфликт между Аполлоном и Дионисом разные философы и историки интерпретируют по-своему. Аполлон – лучезарный и златокудрый бог солнечного света покровительствовал искусствам, морали и религии. Поощрял людей соблюдать меру во всем. И греки до прихода культа Диониса старались следовать законам. Но Дионис «ворвался» в души и осветил все неприглядное, те бездонные пропасти которые есть в каждом человеке и размеренные эллины начали предаваться разгулу, пьянству и оргиям, чтя великого Бахуса.
Две противоположные силы «светлая» аполлонистическая и «темная» дионисическая сошлись в поединке. Разум столкнулся с чувствами, так описывают борьбу двух культов историки. Свет, мера, жизнерадостность и наука против культа земли, заключающей в себе тьму мистерий с безмерным употреблением вина, принесением жертв, неистовых плясок и оргий. Но как нет света без тьмы, так и в этом конфликте родилось что-то новое и необычное – появился новый жанр искусства греческие трагедии о соблазнах и бездне человеческой души.
Дионис и Персефона
Дионис бог Древней Греции и Персефона – богиня плодородия, супруга Аида и вместе с ним властительница подземного царства в древнегреческой мифологии связаны между собой в нескольких сказаниях:
- Один из мифов о рождении Диониса упоминает Персефону как мать его мать. Зевс воспылал страстью к собственной дочери, обратившись в змея, вступает с ней в связь, от которой рождается Дионис. В другой версии, Дионис спускается в подземное царство и дарит миртовое дерево Персефоне, чтобы та отпустила его мать Семелу. Дионис дает матери новое имя Тиона и возносится с ней на небо.
- Персефона прогуливалась по лугу острова Перг в Сицилии и была похищена Аидом (Гадесом), в некоторых источниках Загреем (одно из имен Диониса) в царство мертвых. Безутешная мать Деметра долго искала юную дочь по всему свету, земля стала бесплодной и серой. Узнав, наконец, где ее дочь, Деметра потребовала у Зевса вернуть ее. Аид отпустил супругу, но перед этим дал ей съесть семь зерен граната, которые возникли из крови Диониса. В царстве мертвых нельзя ничего есть, но Персефона, на радостях, что ей предстоит вернуться, съела зерна. С этого времени, Персефона проводит весну, лето и осень наверху, а зимние месяцы в подземном мире.
Дионис и Афродита
Миф о Дионисе и богине красоты Афродите известен тем, что от их мимолетной связи родился безобразный ребенок. Сын Диониса и Афродиты был необычен и настолько уродлив, что красавица-богиня отказалась от младенца. Огромный фаллос Приапа постоянно находился в состоянии эрекции. Повзрослев, Приап пытался соблазнить своего отца Диониса. В Древней Греции сын бога виноделия и Афродиты почитался в некоторых провинциях как бог плодородия.
Дионис и Ариадна
Жена и спутница Диониса Ариадна вначале была брошена ее возлюбленным Тесеем на о. Наксос. Ариадна долго плакала, затем заснула. Все это время Дионис, прибывший на остров, наблюдал за ней. Эрот выпустил свою стрелу любви и сердце Ариадны воспылало новой любовью. Во время мистического бракосочетания голову Ариадны венчал венец, подаренный ей самой Афродитой и горами острова. В конце церемонии Дионис вознес венец на небо в виде созвездия. Зевс в качестве подарка сыну наделил Ариадну бессмертием, что возвело ее в ранг богинь.
Дионис и Артемида
В другом мифе о любви Диониса и Ариадны, бог Дионис просит Артемиду, вечно юную и целомудренную богиню охоты убить приглянувшуюся ему Ариадну, за то, что та сочеталась браком с Тесеем в священной роще, только так Ариадна могла стать его женой, через инициацию смерти. Артемида пускает стрелу в Ариадну, которая затем воскресает и становится женой бога веселья и плодородия Диониса.
Культ Диониса и христианство
С проникновением христианства в Грецию культ Диониса долго не изживал себя, народом продолжались почитаться празднества, посвященные богу, и греческая церковь вынуждена была бороться своими методами, на смену Дионису пришел святой Георгий. Старые святилища, посвященные Вакху разрушались, а на их месте строились христианские храмы. Но даже сейчас, во время сбора урожая винограда, в праздниках можно разглядеть восхваление Бахуса.
Дионис (клички: Бахус, Вакх), история его жизни, подвигов и преступлений
Дионис — бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделияБожество восточного (фракийского и лидийско-фригийского) происхождения, распространившееся в Греции сравнительно поздно и с большим трудом утвердившееся там. Хотя имя Дионис встречается на табличках критского линейного письма «В» еще в XIV в. до н.э., распространение и утверждение культа Диониса в Греции относится к VIII-VII вв. до н.э. и связано с ростом городов-государств (полисов) и развитием полисной демократии.
В этот период культ Диониса стал вытеснять культы местных богов и героев. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону — как прежде всего божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.
Примечание: авторы и названия картин всплывают, если на них навести курсор.
Франция. Изобразительное искусство 1 в. до н. э. — 17 в. Ф. Жирардон. «Апполон и нимфы» (декоративная группа в гроте парка в Версале), Мрамор. 1662—72.
Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис — сын Зевса и Деметры (Diod. III 62, 2 — 28). Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и дочери фиванcкого царя Кадма Семелы.
По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнем смертную Семелу и ее терем. Зевс выхватил из пламени Диониса, появившегося на свет недоношенным, и зашил его в свое бедро. В положенное время Зевс родил Диониса, распустив швы не бедре (Неs. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297), а потом отдал Диониса через Гермеса на воспитание нисейским нимфам (Eur. Bacch. 556-569) или сестре Семелы Ино (Apollod. III 4, 3).
Родившийся через три месяца мальчик и был богом Дионисом, который, достигнув зрелости, разыскал мать в подземном царстве, после чего Семела была перенесена на Олимп. Завистливые сестры Семелы истолковали её смерть как наказание, посланное Зевсом за то, что она отдав
Миф и Культ Глава 13. Проявление Диониса в растительном мире
Вальтер Отто
Дионис: Миф и Культ
Глава 13.
Проявление Диониса в растительном мире
Безумие Диониса созревает в виноградной лозе и передается людям посредством чудесного эликсира. Именно поэтому вино и виноградная лоза — одни из главных символов бога, а их внезапоное появление свидетельствует о присутствии самого Диониса.
Но не лишь в этих дарах проявляется божество. Как истинный бог, Дионис присутствует в огромном количестве различных природных явлений. Он имеет тысячи воплощений, но все же остается целостным. Реальность, в которой проялвяется божество — не просто различные отдельные сферы его проявления Диониса. Его реальность отражает всю целостность и единство природы бога.
Невозможно описать или понять то, что объеденяет в единое реальность божества. Но мы ощущаем это в духе безумия, которое присутствует в вине. Именно поэтому множество творений природы, в которых воплощается божество, связанны с виноградом. Дионис проявляется не в растениях как таковых. Его сущность отражается в мистическом зарождении жизни, которое действительно особо ярко проявляется в конкретных растениях, но также может быть найдено и в бесчисленном количестве явлений человеческой жизни и животного мира.
Плющ, как и виноградная лоза, является самым любимым растением Диониса. Как Аполлона узнают по венку из лавра, так Диониса — по побегам плюща. Часто встречается такое имя бога, как “тот, кто увенчан плющем”. Венком из плюща украшена и огромная маска из Икарии. По легендам, в древности растение можно было найти лишь в Нисе в Индии и на горе Мерос, где плющ появился как знак присутсвия бога. Венок из плюща часто использовался в культе Диониса. Побеги этого растения обвивали тирсы, а со времен эллинизма сохранились упоминания и о татуировках с изображением листьев плюща. Согласно мифу, плющ чудесным образом появился в момент рождения бога, чтобы уберечь его от пламени, которое охватило его мать. В доме Кадма также внезапно появились побеги плюща и заплели собой все вокруг. Жители Фив считали священным символом Диониса колонну, обвитую плющом, а источник, в котором нимфы по преданию купали младенца-Диониса, фивяне назвали в честь плюща.
Несложно понять, почему именно виноград так сильно связан с культом Диониса и самим богом. Но и плющ обладает теми свойствми, которые близки божеству, и это становиться особенно очевидным при сравнении этого растения с виноградной лозой.
Виноградная лоза и плющ подобны брату и сестре, которые, в силу каких-то обстоятельств, развивались совершенно по-разному, даже противоположно друг другу, но все же сохранили родство. Оба растения представляют удивительные метаморфозы.
В холодное время года виноград засыхает и словно умирает, напоминая бесполезный сорняк или старый обветшалый пень. Но стоит солнцу и теплу появиться, и растение преображается, словно по волшебству. Оно расцветает, наполняется жизнью и вновь наливается силой чудесного огненного элексира.
Но то, что происходит с плющом, не мене поразительно. Его жизненный цикл воплощает в себе дуальную природу, присущую Дионису. Сперва появляются побеги, которые прячутся в тени и напоминают причудливые завитки. Затем появляются совершенно другие ростки. Они ростут вертикально и всегда стремятся ввысь, к свету. Листки на новых побегах также отличаются от тех, которые росли на прячущихся в тени завитках. Более того, на растении появляются цветы и ягоды.
Как и самого Диониса, это растение можно назвать “рожденным дважды”. Но то, как на нем появляются цветы и плоды, одновременно и поразительно подобно тому, что происходит с виноградом, и совершенно отлично. Цветет растение осенью — тогда, когда урожай винограда уже собирают. Плодоносит же плющ в весенний сезон. На период между тем, как плющ цветет и плодоносит, выпадает зимняя эпифания Диониса. Новые цветущие побеги словно демонстрируют свое почтению богу экстатических зимних празднований, чтобы затем вновь набраться новых жизненных сил с приходом весны. Но даже без этих метаморфоз плющ остается чудесным украшением зимы.
Виноград требует много тепла и солнечного света. Но плющ требует удевительно мало тепла. Он наливается соком и зеленью в тени и прохладе. В середине зимы, во время проведения известных празднований, плющ обвивает своими побегами деревья, словно привлекая бога танцевать вокруг их стволов вместе с безумными менадами.
Плющ сравнивают со змеями, которые также связанны с культом Диониса. То, как плющ стелиться или обвивает собой стволы деревьев, действительно очень напоминает змей, обвивающих тела безумных спутниц Диониса.
Согласно Нонну, однажды менды бросили змей на дерево, и те, едва обвив их ствол, превратились в побеги плюща. Плавность “движений” плюща связывает растение и с другими символами Диониса, в особенности, с его любимыми животными — пантерами и даже дельфинами.
Таким образом, два столь схожих, и одновременно столь разных растения, принадлежащих к культу Диониса, сталкиваются друг с другом в неком противоречии. Виноградная лоза — дитя тепла и солнца. Её чудесные свойства помогают появиться на свет огненному напитку, обжигающему тело и душу. Но плющ по своей природе холоден. Бесплодность и бесполезность ростков, которые прячутся в тени и прохладе, связывают растение с ночью и смертью. Поэтому плющ был нежеланным растением во многих святилищах и храмах. К тому же, именно плющом зачастую украшали могилы.
Таким образом, по своей природе это растение контрастирует с огнем, с которым связан виноград. Вероятно, именно из-за своей любви к холоду и тени плющ уберег новорожденного Диониса от пламени, пожирающего его мать. Прохлада растения способна противостоять огненной силе вина. Именно поэтому Дионис поручал своим почитателям носить венки из побегов плюща во время празднований.
Примечательно и то, что плющ, как и виноград, производит особый элексир. Но, в отличии от вина, это — не пламенящий напиток, а яд, который использовался в медицине для очищения и охлаждения. Согласно легенде, спутники Александра Великого обнаружили, к своему удивлению, кустарники плюща на горе Мерос в Индии. Одев на головы венки из его побегов, они тот час почувствовали дух Диониса, его экстатическое блаженство и радость.
Плутарх говорит о том, как одержимые божеством женщины разрывали листья плюща на мелкие части и поедали. Плутарх убежден, что плющ облажает не меньшей силой вызывать безумие и опьянение, чем вино. Эту идею подтверждают и некоторые более поздние наблюдения.
Виноградная лоза и плющ, столь похожие и различные растения, признаются родственными и в современной ботанике. В ботаническом “семейном древе” плющ приходиться винограду близким родственником. Для последователей Диониса эти два растения связанны в силу своей двойственной природы. Тепло и прохлада, свет и тьма, экстаз жизни и отрезвляющий холод смерти — двойственная природа бога прояляется здесь как часть их растительной жизни. Они противоречат друг другу, но, в тоже время, отражают в себе свою противоположность. Но если мы захотим узнать, что за элемент способен удерживать и передавать силу Диониса, воплощая её в растительную жизнь, то стоит обратиться к существующему у греков убеждению, что это был элемент влаги.
Прокл поддерживает эту идею, озвученную ранее Плутархом, когда утверждает, что Дионис властвовал над элементами влаги и тепла. С этим элементом, без сомнений, тесно связанно вино. Он принадлежит к элементу тепла и влаги, воспламеняя собой душу и тело человека. Но элемент тепла и влаги контрастирует с элементом влаги и прохлады, с которым Прокл связывает Кронуса.
10. Дионис-мореплавец. Изображение на внутренней части чаши, расписсаной Эксением. Из собрания Госсударственной коллекции античного искусства, Мюнхен.
Как дионисийский элемент, влага и прохлада воплощены в плюще, в змееподобном растении, зеленеющем даже в зимнее время и напоминающем о тьме и тайнах смерти.
Вероятно. Дионис обладает и удивительной силой природы, способствующей росту деревьев. Это особенно заметно в случае с плодовыми деревьями. Такое предположение подтверждает Плутарх, когда упоминает изречение Пиндара: “Да поможет Дионис, щедрый на дары и радости, плодоносить деревьям и приносить сочные, спелые фрукты”. Также Плутарх говорит, что Дионис практически везде почитается греками как “бог деревьев”. В Беотии его называют “тот, кто живет и трудится среди деревьев”. Согласно Диодору, Дионису преписывают всяческую заботу и защиту деревьев и их плодов.
В магнезийской легенде из Меандра говорится о том, что лик Диониса проступил на дереве, которое расскололось надвое, а миф про Икара, которому Дионис даровал вино, заканчивается, как известно, смертью дочери Икара, Эригоны — она повесилась на ветви дерева, под которым был похоронен её отец. В деревьях, как и в плетущихся растениях, воплощен дух божества. Вплоне очевидно, что это также напрямую связанно с элементом влаги.
Прежде всего, следует вспомнить сосну, которая, подобно плющу, остается зеленой в зимнее время. В культе Диониса она также почитается как священное растение. Во время ночных дионисийских празднований её ветки служат факелами, а её шишки украшают верхушки тирсов. Жители Коринфа получили от дельфийского оракула приказ поклоняться сосне как божеству, после чего в Коринфе появилась вырезанная из этого дерева статуя Диониса.
Мистические отношения связывают сосну с виноградной лозой. Она растет в теплой земле, в тех местах, где лучше всего разрастается виноград, а её смолу часто используют для сохранения и рафинирования вина.
Богатый сок, который сочится из сосновых стволов, напоминает мистическую силу изобилия жизни, столь полно воплощенную в виноградной лозе. Как говорит Плутарх, это связанно с тем, что Дионис считается госоподином элемента влаги и, в следствии этого, также связан с сосной — деревом, принадлежащим также Посейдону.
Элемент влаги и плодородия также связан с фиговым деревом, которое тоже почитается как священное в культе Диониса. Таким признавал его Приап. Дерево известно также как символ сексуального акта. Фаллосы вырезали из фигового дерева, и их часто называли эпитетом, связанным с именем Диониса. Набухшие фрукты с сочной кроваво-красной мякотью всегда навеивали мысли о потаенном и скрытом.
Аристофан упоминает и о другом растении, которое, по его словам, на ряду с плющом и виноградной лозой. Это — дерево мирта. В ней также раскрывается темная сторона двойстенного бога. По легенде, Дионис передал миртовое дерево богу подземного цартства по собственному желанию Гадеса, в качестве замены Семелы, котораую он забрал из потустороннего мира. Этот миф лег в основу веры в связь мирта с Дионисом и миром мертвых.
Не смотря на то, что может показаться, что Дионис связан с растительным миром в целом, это не так. Дионисийский миф и культ показывает, что бог связан лишь с некоторыми растениями, которые выступают символами его природы и воплощают в себе его двойственную природу.
Даже эпитеты, называющие Диониса “богом цветов”, связывают бога не с цветами вообще, а с цветением виноградной лозы. То, что Дионис связан с цветами, объясняется тем, что Дионис тесно связан с силами весны.
Таким образом, именно живительный элемент влаги связывает бога с растениями, принадлежащими к ему культу. В следующей главе будет более подробно рассмотрен именно этот аспект дионисийского культа.
Загрей — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Загрей (др.-греч. Ζαγρεύς) — в древнегреческой мифологии[1]божество мистерий, отождествлявшееся с Дионисом, так называемый «старший Дионис». Загрей — эпитет Диониса, иногда Аида. Упомянут в «Алкмеониде» (фр. 3. Бернабе), в сатировской драме Эсхила «Сисиф-беглец» (фр. 228 Радт).
Согласно Нонну Панополитанскому, Зевс посетил Персефону в виде змея[2], и та родила ему рогатого младенца[3] Загрея, то есть Диониса. Вскормлен Деметрой[4]. По орфикам, вскормлен Персефоной[5][6]. Эсхил в «Сисифе» называет его сыном Аида[7].
«На монетах 4 в. до н. э. из Праса встречаем изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону»[8].
Едва успев появиться на свет, новорождённый воссел на трон своего отца Зевса и, получив от Зевса скипетр[9], в подражание великому богу стал своей крохотной ручонкой потрясать молнией и метать перуны[10].
Однако титаны-заговорщики напали на божественного ребёнка, когда тот смотрелся в зеркало. Гера устранила стражей подарками и с помощью погремушек и зеркала выманила младенца с трона[11]. Какое-то время Дионису удавалось спасаться от преследователей, по очереди превращаясь то в Зевса, то в Крона, то в юношу, то во льва, то в лошадь, то в змею.
Когда же Дионис принял образ быка, титаны настигли его и растерзали[12], измазав лицо белым мёдом[13]. Семь[14] кусков тела они поместили в треножный сосуд, сварили, поджарили и съели[15]. Осталось нетронутым лишь сердце Диониса, то есть сама сущность бога.
Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса[16].
Афина спасла его сердце[11]. Аполлон похоронил его в Дельфах, собрав куски тела в сосуд[17].
Судьба этого сердца в разных мифах описана по-разному. Где-то полагают, что его проглотил Зевс и дал второе рождение сыну через Семелу. В другом предании сердце было измельчено в порошок, из которого была сделана настойка для Семелы[18]. Где-то Дионис вообще считается внебрачным сыном Зевса и Деметры. В этой версии, мать собрала части ребёнка и возродила их. Где-то полагали, что Дионис возродился сам. Существовало и предание, что Загрей призрачно существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним, во время своего сошествия в Аид.
- См. Комментарий Д. О. Торшилова в кн.: Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.201 (перечень источников).
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.452, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 3. С. 500; Нонн. Деяния Диониса XLIV 253.
- ↑ Нонн. Деяния Диониса V 565
- ↑ Еврипид. Вакханки 100
- ↑ Софокл. Антигона 1121
- ↑ Орфические гимны XLVI 6
- ↑ цитаты у Лосева
- ↑ Эсхил. Сисиф-беглец, фр.228 Радт; Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.188
- ↑ Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.167
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XXXIX 71
- ↑ Нонн. Деяния Диониса XXXVIII 207
- ↑ 1 2 Фирмик Матерн VI // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.191
- ↑ Орфика, фр.34 Керн; Гигин. Мифы 155
- ↑ Нонн. Деяния Диониса VI 169—176
- ↑ Орфика, фр.210 Керн
- ↑ Арнобий. Против язычников V 19; Прокл. Комментарий к «Тимею» Платона II, стр.145 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.193-194
- ↑ Миф об Орфее в литературе первой половины XX века
- ↑ Каллимах и Евфорион у Цеца. К Ликофрону 208 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. С.189; Плутарх. Об Исиде и Осирисе 35
- ↑ Гигин. Мифы 167