HomeРазноеПоставьте в воду ветку какого нибудь дерева или кустарника – Attention Required! | Cloudflare

Поставьте в воду ветку какого нибудь дерева или кустарника – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

§ 5. Побег и почки

§ 5. Побег и почки

Пасечник. 6 класс. Учебник

Вопросы в начале параграфа

1. Какое строение имеет зародыш семени?

Зародыш семени состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почечки и одной или двух семядолей.

2. Какую ткань называют образовательной?

Образовательной называют ткань, клетки которой способны делиться на протяжении всей жизни растения. Обычно она состоит из мелких тонкостенных клеток плотно прижатых друг к другу.

Главная задача клеток образовательной ткани — обеспечение роста растений и образования всех остальных тканей растения. Например, клетки образовательной ткани находятся в почках, на верхушках побега и в нижней части корня. 


Лабораторные работы

Лабораторная работа: Строение почек. Расположение почек на стебле

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, и зарисуйте их.

§ 5. Побег и почки

Почки на стеблях могут быть расположены тремя способами: 

  • последовательно — очередное (спиральное) расположение, характерное для липы, тополя, дуба, берёзы, ивы, ольхи и черёмухи;
  • по две почки друг напротив друга — супротивное расположение, характерное для жимолости, осины и клёна;
  • пучками по четыре почки в одном узле — мутовчатое расположение, характерное для олеандра и элодеи.

§ 5. Побег и почки

2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Неблагоприятные условия почкам помогает переносить плотная кожистая почечная чешуя, которая отпадает когда почка распускается.

§ 5. Побег и почки

3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 19 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.§ 5. Побег и почки

4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 19.

И у вегетативных, и у генеративных почек имеется зачаточный стебель, зачаточные листья, конус нарастания и чешуйки. 

Генеративные точки отличаются от вегетативных тем, что у них на конусе нарастания имеется ещё зачаточные цветки (бутоны). Эти почки крупнее и выглядят более округлыми.§ 5. Побег и почки

5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Строение почки и побега очень похоже:

  • у побега есть стебель, а у почки — зачаточный стебель;
  • у побега есть листья, а у почки — зачаточные листья;
  • у побега есть верхняя и боковые почки, а у почки — зачаточная верхняя и зачаточные боковые почки.

Вывод: почка представляет собой зачаточный побег.


Вопросы в конце параграфа

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?

Побег — это стебель с расположенными на нём листьями и почками. Стебель — осевая часть побега, листья — боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега — междоузлиями.

2. Какие виды листорасположения вы знаете?

Листорасположение может быть:

  • очерёдное (спиральное) — листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали;
  • супротивное — листья растут по два в узле напротив друг друга;
  • мутовчатое — в каждом узле развивается по три или более листьев.

3. Что такое почка?

Почка — это зачаточный побег. Она состоит из зачаточного стебля, зачаточных листьев, конуса нарастания и почечных чешуй.

4. Как различают почки?

В зависимости от расположения на стебле различают почки верхушечные (на вершине побега), пазушные (в пазухах листьев) и придаточные (на междоузлиях, листьях, корнях).

По строению различают вегетативные (листовые) почки и генеративные (цветочные) почки. 

5. Как почки могут располагаться на побегах? Установите взаимосвязь между нахождением почек на побеге и месторасположением.

Верхушечная почка располагается всегда на вершине побега. Придаточные почки развиваются на междоузлиях, листья и корнях. Пазушные почки повторяют расположение листьев на стебле и могут располагаться либо поочерёдно (очередное, спиральное расположение), либо супротивно (супротивное расположение), либо мутовчато (мутовчатое расположение).

6. Какое строение имеет вегетативная почка?

Вегетативная почка снаружи покрыта почечными чешуями. Внутри неё находится зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. В пазухах зачаточных листьев находятся очень мелкие зачаточные почки. Разглядеть их можно только в лупу или под микроскопом.

7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных?

Генеративные почки имеют такое же строение, что и вегетативные, но на конусе нарастания у них образуется зачаточные цветов (бутон, соцветие). По виду они крупнее и имеют округлую форму.

8. Как происходит рост побега в длину?

Активный рост побега начинается когда отпадают почечные чешуи. Рост побега в длину происходит за счет быстрого деления клеток в конусе нарастания (там находится образовательная ткань). Молодые клетки растут и образуют новые участки стебля с листьями и почками. Со временем способность клеток конуса нарастания к делению ослабевает и побег перестаёт расти.


Подумайте

Почему рекомендуется проводить весеннюю обрезку растений до начала сокодвижения?

При проведении обрезки растений до начала сокодвижения (в начале весны при температуре примерно +5°С) место среза остаётся сухим, что даёт садоводу возможность надежно защитить незащищенные корой участки садовым варом. Кроме того и само растение быстро наращивает на месте среза защитный рубец, который препятствует заражению растения вредными микроорганизмами и грибами.

§ 5. Побег и почки

При проведении обрезки после начала сокодвижения садовод может сильно навредить растению. Древесный сок (вода, с растворёнными в ней питательными веществами) в весенний период движется по стволу деревьев с огромной скоростью — до 40 см в минуту. Во время обрезки срез ветки или побега мгновенно увлажняется соком и садовый вар для защиты среза практически не прилипает. Из-за некачественной обработки среза на незащищённых участках растения образуется питательная среда для развития болезней и вредителей. Кроме того, древесный сок бесполезно вытекает из ветки и растение недополучает необходимые ему питательные вещества.

§ 5. Побег и почки


Задания

Поставьте в воду ветку какого-нибудь дерева или кустарника и наблюдайте за развитием побегов из почек. Запишите, когда ветка поставлена в воду, когда у неё набухли почки, раскрылись чешуи, появился побеги распустились листья.

Скорость распускания листьев из почек побега зависит от того, когда именно (в какое время года, месяц) была срезана веточка. До середины зимы срезать ветки для этой цели не рекомендуется, поскольку у растений продолжается период покоя. 

Если же срезать веточку в конце февраля или марте и поставить её дома в воду, то буквально через пару дней на веточке начнут набухать почки, на 3 — 5 день опадает почечная чешуя, а нежные молодые листочки распускаются на 8 — 10 день. 

Стоит отметить, что в зависимости от вида растения сроки развития побегов может различаться: немного быстрее распускается черёмуха и спирея, а чуть позже — берёза и ива.

§ 5. Побег и почки

Прорастите в горшочке с землёй два семени фасоли или гороха. Когда стебли у растений достигнут 7—10 см в высоту, срежьте у одного из них верхушку. Наблюдайте, что произойдёт с растениями через одну-две недели.

Проведём наблюдение за ростками гороха. У растений со срезанными верхушками рост замедляется, но становится больше боковых листьев и утолщается стебель. Растение с несрезанной верхушкой продолжает расти также быстро.

§ 5. Побег и почки

3. Обрежьте верхушку фикуса или другого комнатного растения. Наблюдайте, как растут побеги.

Если обрезать верхушку у фикуса или другого комнатного растения (метод называется прищипывание), то у растения начинается активный рост боковых побегов. Оно становится более ветвистым и пышным, с утолщенным стеблем.

§ 5. Побег и почки

4. Проанализируйте результаты наблюдений. Сделайте выводы.

При отрезании верхушки побега он перестает расти в длину. При этом начинают активно развиваться боковые побеги. 

Если же отрезать верхушку у бокового побега, то он также перестанет расти в длину и насчёт активно ветвиться.


Словарик

Побег — это стебель с расположенными на нём листьями и почками.

Почка — это зачаточный стебель растения.

Верхушечная почка — это почка расположенная на вершине побега.

Пазушная почка — это почка расположенная в пазухе листа.

Придаточная почка — это почка расположенная на междоузлиях, листьях и корнях (не в пазухах листьев).

Вегетативная почка — это почка, из которой развивается лист и новый побег. Такую почку также называют листовой почкой.

Генеративная почка — это почка, из которой развивается цветок (бутон, соцветие). Такую почку также называют цветочной почкой.

Конус нарастания — это верхушка зачаточного стебля в почке, состоящая из образовательной ткани.

Узел — это участки стебля, на которых развиваются листья.

Междоузлие — это участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега.

Пазуха листа — это угол между листом и находящимся выше междоузлием.

Очередное листорасположение — это листорасположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали. Такое листорасположение ещё называют спиральным.

Супротивное листорасположение — это листорасположение, при котором листья растут по два в каждом узле один напротив другого.

Мутовчатое листорасположение— это листорасположение, при котором листья растут по три и более в каждом узле.

bio-geo.ru

Поставьте в воду ветку какого нибудь дерева или кустарника — Огород и прочее

1. Обозначь на рисунке цифрами ярусы леса. Подпиши из названия.

1 ярус — деревья

2 ярус — кустарники

3 ярус — трава



2. Разгадай кроссворд.

1) Плод этого дерева — желудь.

2) Это дерево — символ России.

3) «Новогоднее» дерево.

4) Семена этого дерева — летучки

5) Это дерево отличается от «новогоднего» длинными иголками

Ответы:

1) Дуб

2) Ребеза

3) Ель

4) Клен

5) Сосна


3. Вспомни текст из учебника, воспользуйся справочником и допиши предложения.

Дуб живет 800 лет, а береза 100 лет.

Липа живет дольше, а рябина живет столько же, сколько живет береза.


4. Отметь «галочкой» правильный и полный ответ. Объясни свой выбор.

Для роста растению нужны

Тепло, воздух, вода

Тепло, воздух, свет, вода, почва


5. Подпиши названия деревьев.

Береза, клен, липа, дуб.


6. Прочитай стихотворение. О каких деревьях рассказывает поэт? Какие особенности каждого дерева ему удалось подметить?

Мы выходим из деревни,

Ходим по лесам.

Я в названиях деревьев

Разбираюсь сам.

Вот развесистая ива —

Соловьиный дом.

С малахитовым отливом

Клены под бугром.

Белоногие березы

Просятся в стихи.

Длиннокрылы, как стрекозы,

Листья у ольхи.

Дуб стоит, как витязь древний,

Шлемом в небосвод.

Знаю все теперь деревья:

Я ведь лесовод.


7. Подчеркни только травянистые растения.

Береза, папоротник, вороний глаз, ель, калина, ландыш, фиалка, можжевельник, ромашка.


8. Чем белка отличается от бурундука? Обведи цифру с правильным ответом.

1. Бурундук — зверь, а белка — насекомое.

2. У бурундука на спине есть темные полоски, а у белки их нет.

3. Белка устраивает гнездо на зземле под старым пнем, а бурундук — в дупле.


9. Закончи предложения.

Дятел — птица, а муравей — насекомое.

Пчела — насекомое, а белка — зверь.

Крот — зверь, а сова — птица.


10. Закончи высказывания.

Все звери кормят своих детенышей малоком.

Белка — зверь, значит, она кормит детенышей молоком.

Еж — тоже зверь, значит, он кормит детенышей молоком.

Посмотри внимательно на рисунок 4-5 секунд. Постарайся охватить взглядом весь рисунок. Затем переверни страницу и скажи, сколько синиц прилетело на кормушку. Обрати внимание на то, как часть рисунка осталась незамеченной, чтобы в следующий раз быть внимательнее. Если ты играешь с другом, выигрывает тот, кто называет число, наиболее близкое к числу синиц на рисунке.

Отметь «галочкой» одно утверждение.

Я внимательный человек.

Мне нужно тренировать внимание.


11. Отметь «галочкой» правильные высказывания.

Все звери — млекопитающие.

Все насекомые — шестиногие.

У паука шесть ног, значит, он насекомое.


12. Представь, что ты находишься в зимнем лесу. Следы каких животных там можно увидеть?

Заяц, волк, олень, белка, лось, лиса.

Подготовь рассказ о каком-нибудь животном леса. Нарисуй (подбери) иллюстрации к своему рассказу.


13. Закончи предложения.

Тело птиц покрыто перьями. Такой покров помогает птицам летать.

Многие птицы осенью улетают на юг. Их называют перелетными.

Где чей дом? Нарисуй животное рядом с его жилищем.

Ответ:

1) Бобер

2) Крот


14. Напиши, каких перелетных птиц ты знаешь.

Трясогуска, иволка, дрозд, жаворонок, зяблик.

Сочини продолжение истории.

Случай в лесу

Уж — житель леса. Его можно встретить в пожухлой листве, небольшой канавке, на старом, гнилом пне. Однажды Аленка и Коля собирали грибы. Вот на поваленной сухой березе они увидели семейку опят. Вдруг оттуда вылез уж! Ребята бросились бежать, и все закончилось хорошо.


15. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Опиши какое-нибудь растение. Ответь на вопросы: как оно называется? каков его внешний вид? где оно растет?

Ромашка — вот его название. Это трава. Она растет повсеместно. Это лекарственное растение.


16*. Прочитай стихотворение. Как в вороньем гнезде появился необычный «ребенок»? Нарисуй иллюстрацию.

Птенцы

У вороны

Пять птенцов,

Пятеро

Веселых сорванцов,

Пятеро

Уселись на суку,

Каждый

Проглотил

По червяку.

Четверо

Сказали:

— Карр, спасибо!

А один:

— Ах, мамочка,

Ку-ку!


17*. Постарайся по памяти нарисовать какого-нибудь жука (например, божью коровку). Расскажи, что ты знаешь о нем: каков его внешний вид, где живет, чем питается и т.д.


18. Верно ли переданы сведения о жизни животных в этом стихотворении? Можно ли его назвать шуточным?


Проверь себя

Выполни задания и оцени свою работу.

1. Егор сделал такую схему-рисунок.

Как ты думаешь, прав ли он? Есть ли у природы враги и друзья? Или каждое живое существо по-своему необходимо природе?

Ответ: нет, у природы нет врагов и друзей

2. Прочитай стихотворение. Какие леса описывает поэт?

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист,

Осинник желтый бьет тревогу,

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу…

Ответ: лиственный лес (смешанный)

3. Сравни дерево, которое выросло на просторе, с теми, которые выросли в чаще. Чем они различаются?

Ответ: на просторе дерево выросло лучше.

4. Прочитай стихотворение. О каком растении идет в нем речь?

Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.

Мне кажется, его задень — от тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы….

Давай послушаем, а вдруг услышим — я и ты?


19. Назови объекты неживой природы, состоящие из воды.

Ответ: пар, лед, снег, град, облако, айсберг


20. Отметь «галочкой» свойства воды.

Не имеет запаха.

Имеет цвет.

Принимает форму любого сосуда.

Не имеет цвета.

Не прозрачна.

В ней отражаются предметы.

Отгадай загадки.

Заря-заряици, красна девица,

По полу гуляла, бусы потеряла.

Месяц увидел, солнце подняло.

Ответ: Роса

Бел, да не сахар, ног нет, да идет,

На всех садится, а тепла боится.

Ответ: Снег


21. Напиши, какие бывают водоемы.

Море, река, пруд, ручей, болото, озеро, океан.


22. Закончи высказывание.

Вода может находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.


23. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Прочитай в учебнике рассказ «Путешествие капельки». Сделай к нему рисунок-схему «Как капелька путешествовала».

Проведи опыты и ответь на вопрос: какие предметы плавают, а какие тонут?

Спичечный коробок в воде не тонет.

Пластмассовый кубик в воде не тонет.

Лист бумаги в воде не тонет.

Гвозди в воде тонут.

Кусок дерева в воде не тонет.



24. Все ли правильно обозначено на рисунке? Исправь ошибки, если они есть.


25. Прочитай потешку «Щука». Объясни, почему щукам не нужна никакая другая «наука». К каким рыбам — растительноядным или хищным — относится щука?

Щука

Хватать, глототь умеют щуки — другой не нужно им науки!

Ответ: Щука — хищная рыба. Она умеет хватать и глотать — и больше ей никак не надо уметь.

1. Сделай два рисунка-схемы. На одном — река вытекает из озера. На другом — река впадает в озеро. Отметь на схемах исток и устье.

2. Сделай подписи к рисункам.

Жители морей и океанов


26. Закончи предложения.

Рыбы-хищницы питаются другими рыбами.

Другие рыбы питаются планктоном и растительностью.

Все земноводные рождаются в воде. Тритон — земноводное, значит, он рожден в воде.

Подготовь рассказ о каком-нибудь обитателе водоема. Подбери к рассказу иллюстрации.


27. Отметь только земноводных.


28*. Составь пищевые цепи.

Колосья злаков, орел, лиса, мышь, волк, еж, рысь, заяц, осина, шишки, белка.

Колосья злаков > мышь > орел

Шишки > белка > волк

Осина > еж > лиса


29. Верны ли эти высказывания?

Пруд, озеро — просные водоемы. (верно)

Морская вода соленая, поэтому море называют соленым водоемом. (верно)


30. Сделай подписи к рисункам.

Рогоз, жук-плавунец, кувшинка, выдра, уклейка, щука, камыш, утка кряква, карп, пиявка, рак, осока.

31*. Правильно ли составлена пищевая цепь?

Касатка — тюлень — треска — сельдь — личинки крабов — мелкие растения.

Ответ: Нет, надо наоборот

Выпиши в правый столбец названия зверей, а в левый — названия насекомых.

Левый столбец: пчела, комар, шмель, оса, муха, бабочка, клоп, стрекоза

Правый столбец: заяц, еж, барсук, белка,бобр, лягушка, жаба, волк, лось, зубр


Проверь себя

Выполни задания. Не спеши обращаться за помощью, лучше загляни еще рав в учебник.

1. Закончи предложения.

На Земле много различных водоемов: реки, озера, болота, ручьи, моря, пруды и океаны.

Самый большой водоем на Земле — тихий океан

Ребенок лягушки — лягушенок

2. Отметь правильный ответ.

А.

Бобры — рыбы, потому что живут в воде.

Бобры — звери, потому что рождают живых детенышей и кормят их молоком.

Бобры — земноводные, потому что могут жить как на суше, так и в воде.

Б.

Земноводные — животные, которые могут жить только в воде.

Земноводные — животные, которые могут жить только на суше.

Земноводные — животные, которые могут жить и в воде, и на суше.

В.

Кувшинка — растение луга.

Кувшинка — растение водоема.

Кувшинка — растение леса.

3. Найди ошибку.

В лесу под березами были заросли камыша.

4*. Прочитай стихотворение. Благодаря чему зародилась жизнь на Земле?

Вся в черемухе белой, Вода вышла замуж за Небо!

Это было не знаю когда, на Земле никого еще не было.

И у них родились мотыльки, родились голубые стрекозы,

Родились золотые жуки, родились облака и березы,

И ужи, и бобры, и лисицы, и плакучие ивы, и цапли

Родились из таинственной капли.

Ответ: благодаря воде


32. Отметь только насекомых.

Напиши, каких животных ты можешь увидеть на лугу.

Ответ: крот, еж, мышь


33. Закончи высказывания.

У паука восемь ног, значит, паук — это не насекомое.

У таракана шесть ног, значит таракан — это насекомое.

У кузнечика шесть ног, значит кузнечик — это насекомое.


34. Придумая названия к стихотворениям. Впиши пропущенные слова.

Ящерица

Вот ящерица мчится, прохожих не боится.

На хвост лишь наступите — оставит под ногой:

— Пожалуйста возьмите, найду себе другой!

Клевер

Здесь у рощицы березовой клевер весело цветет,

И его «пчелиной кашкой» называет наш народ.

Тысячелистник

Тысяча листиков, столько же цветков,

Тысячелистник называем мы его.

Одуванчик

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет — нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.


35*. Отметь правильные высказывания.

Тысячелистник — растение ядовитое, его животные не едят.

Тысячелистник — растение полезное, его используют как лекарство для лечения ран.

Сурепка — лекарственная трава. Ее настой дают детям при плохом аппетите.

Сурепка — сорняк, растение бесполезное.

Придумай подобное задание про крапиву.


36. Объедини слова в три группы. Объясни, по какому признаку их можно объединить.

Лягушка — болото — комар

Улей — цветок — пчела

Капуста — гусеница — бабочка


37. Соедини стрелочкой начало и конец высказываний.

Любимая еда бабочек — сок разных цветков.

Жук-плавунец — хищник.

Рот у бабочки — длинный тонкий хоботок.

Любимая еда кузнечиков — различные травинки.

Понаблюдай за развитием картофеля. Посади клубень картофеля в горшок или в ящик. Запиши дату (число, месяц) появления ростка, листьев. Запиши название месяца, в котором появятся у картофеля цветки, клубни.

Дата появления ростка 10 июня

Дата появления листьев 29 июня

Картофель зацветает в 3 июля

Клубни картофеля появляются 29 августа

1. Положи клубень картофеля в теплое место. Накрой газетой. Запиши дату появления ростка.

2. Посади клубень в землю. Запиши дату появления ростка. Сравни даты.


38. Соедини название растения с рисунком, на котором изображено место его произрастания.


39. Придумай задание о животных, если известны такие условия.

Птицы — 2, звери — 4, насекомые — 6, пауки — 8.

Ответ: Всего было 20 животных. Птиц было в два раза больше, чем зверей, но в два раза меньше, чем насекомых, сколько было животных, если известно, что пауков было шесть?


40. Нарисуй любое растение, из которого получают зерно. Подпиши его части.


41. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Закончи сказку.

«В корзинке лежали: капуста, тыква, морковь, чеснок, перец и укром. Вдруг тыква сказала: «Я самая главная среди вас, потому что я самая большая». «А я самый маленький», — прошептал укроп»…


42*. Расположи овощи последовательно: от самого легкого к самому тяжелому (пронумеруй названия).

Капуста — 5

Тыква — 6

Картофель — 3

Лимон — 2

Помидор — 1

Свекла — 4


Проверь себя

Напиши, где можно встретить эти растения и этих животных.

Пшеница, василек, овес, подсолнух, мышь — луг.

Кувшинка, рогоз, лягушка, цапля — болото.

Муравей, сосна, лиса, сова, дятел — лес.

Найди в саду или в лесу улитку. Положи на прозрачное стекло или зеркало. Понаблюдай, как она передвигается. Обрати внимание на ее внешний вид. Сравни улитку со слизнем. Чем они похожи? Чем различаются?

Ответ: у слизня, в отличие от улитки, нет раковины, но у обоих склизкие тела, оставляющие слизь


43. Назови растения сада по плодам.


44. Раскрась ветки рябины. Одна из них — летняя, другая — осенняя.

Нарисуй свои любимые фрукты и ягоду.


45. Разгадай кроссворд.

Ответы:

1) рябина

2) яблоня

3) клубника

4) малина

5) крыжовник

6) вишня

7) слива


Source: okrumir.ru

ogorod.ahuman.ru

Читать книгу Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс В. В. Пасечника : онлайн чтение

§ 22. Побег и почки

1. Какое строение имеет зародыш семени? 2. Какую ткань называют образовательной?

Побег. Стебель с расположенными на нем листьями и почками называют побегом. Стебель – осевая часть побега, листья – боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега – междоузлиями.

Многие растения имеют побеги двух типов: одни с длинными, а другие с короткими междоузлиями.

Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа.

Листорасположение [73]. У большинства растений наблюдается очередное, или спиральное, листорасположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочередно по спирали. Такое расположение листьев имеют, например, береза, ива. Если листья растут по два в узле – один лист против другого, например у клена, сирени, то такое их расположение называют супротивным. У растений с мутовчатым расположением листьев они развиваются по три и более в узлах, как, например, у элодеи, олеандра.

При прорастании семени побег образуется из почечки зародыша семени. У многолетних растений побеги развиваются из почки.


73. Листорасположение


74. Побеги яблони

Почки. На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев – пазушные почки [74]. Почки, которые развиваются не в пазухе листа (на междоузлиях, листьях, корнях), называют придаточными.

Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле. Тополь, вишня, береза, черемуха, орешник имеют очередное расположение почек.

Почки расположены супротивно на побегах сирени, бузины, жасмина, жимолости и комнатных растений фуксии, пилеи, колеуса, для которых характерно такое же листорасположение.

После опадения листьев на побегах остаются листовые рубцы, над которыми располагаются пазушные почки.

Для каждого вида растений характерно определенное расположение почек на побегах, их форма, величина, окраска, опушение. По этим и некоторым другим признакам можно определить название дерева или кустарника даже зимой.

Строение почек [75]. Снаружи почки покрыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды.

В лупу на продольном разрезе почки хорошо виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.

На стебле расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки; они так мелки, что их можно разглядеть только в лупу. Таким образом, почка представляет собой зачаточный побег.


75. Строение почек каштана

Внутри одних почек на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными, или листовыми. Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

Строение почек. Расположение почек на стебле

1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, зарисуйте.

2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите ее под лупой. С помощью рисунка найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия ее частей.

4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок [75] в учебнике.

5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод.

Рост и развитие побега. Вы установили, что почка – это зачаточный, еще не развившийся побег. Развитие побега начинается с распускания почек [76]. Когда почечные чешуи опадают, начинается интенсивный рост побега. Побег удлиняется за счет деления клеток конуса нарастания (образовательная ткань). Молодые клетки растут, образуя новые участки стебля с листьями и почками. По мере удаления от верхушечной точки роста способность клеток к делению ослабевает и вскоре совсем утрачивается. Новые клетки превращаются в клетки покровной, основной, механической или проводящей ткани побега в зависимости от места расположения.


76. Развитие побега из почки

Ростом и развитием побегов можно управлять. Если удалить верхушечную почку, то побег перестает расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги. Если срезать верхушку бокового побега, то он тоже перестанет расти в длину и начнет ветвиться.

Подрезая побеги, искусные садоводы часто придают деревьям и кустарникам причудливые, красивые формы. Установлено, что от формы кроны зависят долголетие и урожайность плодовых деревьев, а также качество плодов.

ПОБЕГ. ПОЧКА. ВЕРХУШЕЧНАЯ, ПАЗУШНАЯ, ПРИДАТОЧНАЯ ПОЧКИ. ВЕГЕТАТИВНАЯ, ГЕНЕРАТИВНАЯ ПОЧКИ. КОНУС НАРАСТАНИЯ. УЗЕЛ. МЕЖДОУЗЛИЕ. ПАЗУХА ЛИСТА. ОЧЕРЕДНОЕ, СУПРОТИВНОЕ, МУТОВЧАТОЕ ЛИСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит? 2. Какие виды листорасположения вы знаете? 3. Что такое почка? 4. Как различают почки? 5. Как почки располагаются на побегах? 6. Какое строение имеет вегетативная почка? 7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных? 8. Как происходит рост побега в длину?

Поставьте в воду ветку какого-нибудь дерева или кустарника и наблюдайте за развитием побегов из почек Запишите, когда ветка поставлена в воду, когда у нее набухли почки, раскрылись чешуи, появился побег и распустились листья.

Помимо верхушечного роста у большинства растений происходит удлинение междоузлий побега за счет вставочного роста. Например, у пшеницы, бамбука и других злаков вставочный рост происходит в результате деления и роста клеток, находящихся в основаниях всех междоузлий. Благодаря этому молодые стебли некоторых растений растут очень быстро. Например, стебли бамбука за сутки могут вырасти более чем на метр.

1. Прорастите в горшочке с землей два семени фасоли или гороха. Когда стебли у растений достигнут 7–10 см в высоту, срежьте у одного из них верхушку. Наблюдайте, что произойдет с растениями через одну-две недели.

2. Обрежьте верхушку фикуса или другого комнатного растения. Наблюдайте, как растут побеги.

Попробуйте определить названия деревьев и кустарников, растущих около вашего дома и школы, по характерным признакам их почек.

По расположению почек, их форме, величине, окраске, опушению и по некоторым другим признакам можно даже зимой определить, какое дерево или кустарник перед нами.

Почки обычно располагаются непосредственно на стебле. Исключение составляет ольха: у нее почки сидят на особых ножках. По этому признаку, а также по сережкам и маленьким шишечкам ольху легко отличить от других деревьев до распускания листьев.

Тополь узнают по его клейким смолистым заостренным почкам, обладающим своеобразным приятным запахом.

Почка ивы покрыта только одной чешуей, напоминающей колпачок.

У крушины вообще нет почечных чешуй.


77. Почки на побегах разных деревьев и кустарников

Продолговатые крупные почки рябины опушены и поэтому хорошо отличимы от почек других деревьев [77].

Почки черемухи и черной смородины обладают приятным запахом. У супротивно расположенных почек бузины, напротив, запах неприятный. Понюхав их, вы сразу отличите бузину от других кустарников.

§ 23. Внешнее строение листа

1. Какие вегетативные органы различают у цветкового растения? 2. На каком органе цветкового растения расположены листья? 3. Одинаковы ли размеры и форма листьев у разных растений?

Лист – часть побега. Он осуществляет три основные функции – фотосинтез (образование органических веществ), газообмен и испарение воды.

Форма листа. Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть много общего. Большая часть листьев имеет зеленую окраску и состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Черешок соединяет листовую пластинку со стеблем. Такие листья называют черешковыми. Черешковые листья имеют яблоня, вишня, клен, береза. У листьев таких растений, как алоэ, пшеница, цикорий, лен, черешков нет, они прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки. Их называют сидячими.

При основании черешка иногда развиваются выросты – прилистники [78].


78. Прикрепление листьев к стеблю

По форме листья бывают округлыми, овальными, сердцевидными, игольчатыми и т. д. По форме края пластинки листья также разнообразны. Например, лист яблони имеет зубчатый край, осины – пильчатый, сирени – цельнокрайний [79].

Листья простые и сложные. Простые листья, состоящие из одной листовой пластинки, характерны для березы, клена, дуба, черемухи и других растений [80].

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черешком небольшими черешками. Такие листья у ясеня, рябины и многих других [81].


79. Различные формы края листьев


80. Листья простые


81. Листья сложные


82. Жилкование листьев

Жилкование [82]. Листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называют жилками.

Жилки не только проводят растворы питательных веществ, но и придают листу прочность.

Если жилки расположены параллельно одна другой, как у многих однодольных растений (пшеницы, ржи, ячменя, лука и некоторых других), такое жилкование называют параллельным.

Более широкие листья ландыша и комнатного растения аспидистры имеют дуговое жилкование, что также характерно для однодольных растений.

Сетчатое жилкование типично для листьев двудольных растений, жилки в них, как правило, многократно ветвятся и образуют сплошную сеть. Но бывают исключения: например, у двудольного подорожника жилкование дуговое, а листья однодольного растения вороний глаз имеют сетчатое жилкование.

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?

2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?

3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

4. Заполните таблицу.

ЛИСТОВАЯ ПЛАСТИНКА, ЧЕРЕШОК. ЛИСТЬЯ ЧЕРЕШКОВЫЕ И СИДЯЧИЕ. ЛИСТЬЯ ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ. ЖИЛКОВАНИЕ СЕТЧАТОЕ, ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ, ДУГОВОЕ

1. Каково внешнее строение листа? 2. Какие листья называют сложными, а какие – простыми? 3. Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев? 4. Какую функцию выполняют жилки листа?

Составьте гербарий листьев с различной формой листовых пластинок и разным жилкованием.

У обитательницы тропиков виктории амазонской, родственной нашим кувшинкам, лист так велик, что на него, как на плот, может сесть трехлетний ребенок, и лист держит его на воде.

У сорного растения мокрицы листья меньше ногтя, но они содержат большое количество витаминов Поэтому их полезно давать попугаям и другим птицам в вашем живом уголке.

§ 24. Клеточное строение листа

1. Какую функцию выполняет покровная ткань? 2. Какие особенности строения имеют клетки покровной ткани? 3. Какую функцию выполняют и где расположены клетки основной ткани? 4. Что такое межклетники?

Знакомство с внутренним строением листовой пластинки поможет лучше понять значение зеленых листьев в жизни растений.

Строение кожицы. Сверху и снизу лист покрыт тонкой прозрачной кожицей, ее клетки предохраняют лист от повреждений и высыхания. Кожица — один из видов покровной ткани растения.

Среди бесцветных и прозрачных клеток кожицы встречаются расположенные парами замыкающие клетки, в цитоплазме которых содержатся зеленые пластиды – хлоропласты. Между ними находится щель. Эти клетки и щель между ними называют устьицем [83]. Через устьичную щель в лист проникает воздух и происходит испарение воды.

У большинства растений устьица находятся в основном на кожице нижней стороны листовой пластинки. На листьях водных растений, плавающих на поверхности воды, устьица находятся только на верхней стороне листа, а на подводных листьях устьиц нет вообще. Число устьиц огромно. Так, на листе липы их насчитывается более миллиона, а на листе капусты – несколько миллионов устьиц.


83. Устьице с окружающими его клетками кожицы

Строение кожицы листа

1. Возьмите кусочек листа кливии (амариллиса, пеларгонии, традесканции), надломите его и осторожно снимите с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы. Приготовьте препарат так же, как препарат кожицы чешуи лука. Рассмотрите под микроскопом. (Можно использовать готовые препараты кожицы листа.)

2. Найдите бесцветные клетки кожицы. Рассмотрите их форму и строение. На какие уже известные вам клетки они похожи?

3. Найдите устьичные клетки? Чем устьичные клетки отличаются от других клеток кожицы лука?

4. Зарисуйте кожицу лука под микроскопом Отдельно зарисуйте устьице. Сделайте надписи к рисункам.

5. Сделайте вывод о значении кожицы листа.

Строение мякоти листа. Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из клеток основной ткани [84]. Два-три слоя, непосредственно прилегающих к верхней кожице, образованы плотно прилегающими друг к другу клетками удлиненной формы. Они напоминают почти одинаковой величины столбики, поэтому верхнюю часть основной ткани листа называют столбчатой. В цитоплазме этих клеток особенно много хлоропластов.

Под столбчатой тканью лежат более округлые или неправильной формы клетки. Они неплотно прилегают друг к другу. Межклетники заполнены воздухом. Хлоропластов в этих клетках меньше, чем в клетках столбчатой ткани. Эти клетки образуют губчатую ткань.


84. Внутреннее строение листа

Строение жилок листа. Если рассматривать под микроскопом поперечный разрез листовой пластинки, в ней можно увидеть проводящие пучки листа – жилки, состоящие из сосудов, ситовидных трубок и волокон. Сильно вытянутые клетки с толстыми стенками – волокна – придают листу прочность. По сосудам передвигаются вода и растворенные в ней минеральные вещества. Ситовидные трубки в отличие от сосудов образованы живыми длинными клетками. Поперечные перегородки между ними пронизаны узкими каналами и выглядят как сита. По ситовидным трубкам из листьев передвигаются растворы органических веществ.

Клеточное строение листа

1. Изучите готовые микропрепараты среза листа Найдите клетки верхней и нижней кожицы, устьица.

2. Рассмотрите клетки мякоти листа. Какую форму они имеют? Как расположены?

3. Найдите межклетники. Каково их значение?

4. Найдите проводящие пучки листа. Какими клетками они образованы? Какие функции выполняют? Сравните микропрепараты с рисунком учебника.

5. Зарисуйте поперечный срез листа и подпишите все части.

КОЖИЦА ЛИСТА. УСТЬИЦА. ХЛОРОПЛАСТУ. СТОЛБЧАТАЯ И ГУБЧАТАЯ ТКАНИ. МЯКОТЬ ЛИСТА. ПРОВОДЯЩИЙ ПУЧОК. СОСУДЫ. СИТОВИДНЫЕ ТРУБКИ. ВОЛОКНА

1. Какие клетки образуют листовую пластинку? 2. Какое значение имеет кожица листа? Клетками какой ткани она образована? 3. Что такое устьица и где они расположены? 4. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу тканей они относятся? 5. В каких клетках листа особенно много хлоропластов? 6. Какую функцию выполняют проводящие пучки листа? Клетками каких тканей они образованы?

Поместите две луковицы в банки с водой так, чтобы вода касалась их основания. Одну банку поставьте в темное место, а другую – в освещенное. Наблюдайте за ростом листьев. Как они различаются? Почему?

Число и расположение устьиц на верхней и нижней поверхности листьев связано с условиями, в которых произрастают растения.

Число устьиц у разных растений на 1 мм2 поверхности листа

Чем больше загрязнен воздух, тем меньше число устьиц: у листьев, собранных с деревьев, растущих в пригородах, где воздух относительно чистый, на единицу поверхности листа приходится в 10 раз больше устьиц, чем у листьев деревьев сильно загрязненных промышленных районов.

§ 25. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев

1. Что изучает экология? 2. Какие факторы среды могут оказать влияние на растение? 3. Вспомните, какие различия имеют одуванчики, растущие на открытом месте при недостатке влаги и в тени на хорошо увлажненной почве.

Форма, размеры и строение листьев в значительной степени зависят от условий обитания растений.

Листья и фактор влажности. Листья растений влажных мест, как правило, крупные с большим количеством устьиц. С поверхности этих листьев испаряется много влаги. К таким растениям относятся часто выращиваемые в комнатах монстера, фикус, бегония.

Листья растений засушливых мест невелики по размеру и имеют приспособления, уменьшающие испарение. Это густое опушение, восковой налет, относительно небольшое число устьиц и др. У некоторых растений, например у алоэ, агавы, листья мягкие и сочные. В них запасается вода.

Листья и условия освещения. Листья теневыносливых растений имеют всего два-три слоя округлых, неплотно прилегающих друг к другу клеток. Крупные хлоропласты расположены в них так, что не затеняют друг друга. Теневые листья, как правило, более тонкие и имеют более темную зеленую окраску, так как содержат больше хлорофилла.

У растений открытых мест мякоть листа насчитывает несколько слоев плотно прилегающих друг к другу столбчатых клеток. В них содержится меньше хлорофилла, поэтому световые листья имеют более светлую окраску. Те и другие листья иногда можно встретить и в кроне одного и того же дерева [85].


85. Световой и теневой листья сирени


86. Видоизменения листьев

Видоизменения листьев. В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у некоторых растений видоизменились потому, что стали играть роль не свойственную типичным листьям. Например, у барбариса часть листьев видоизменилась в колючки. Превратились в колючки и листья кактусов. Они испаряют меньше влаги и защищают растения от поедания травоядными животными [86].

У гороха верхние части листьев превращены в усики. Они служат для поддержания стебля растения в вертикальном положении.

Интересны листья насекомоядных растений, обитающих на почвах, бедных азотистыми веществами. На торфяных болотах растет небольшое растение росянка [87]. Ее листовые пластинки покрыты волосками, выделяющими клейкую жидкость. Блестящие, как роса, клейкие капельки привлекают насекомых. Севшие на лист насекомые увязают в клейкой жидкости. Сначала волоски, а затем и пластинка листа загибаются и охватывают жертву. Когда пластинка и волоски листа вновь развернутся, от насекомого останутся лишь его покровы. Все живые ткани насекомого лист растения «переварит» и всосет.


87. Росянка круглолистная

СВЕТОВЫЕ ЛИСТЬЯ. ТЕНЕВЫЕ ЛИСТЬЯ. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ЛИСТА

1. Можно ли по внешнему виду различить растения влажных мест и засушливых районов? 2. Докажите, что строение листа связано с условиями обитания растений. 3. Почему у плавающих листьев водных растений устьица расположены только на верхней стороне листа, а у погруженных в воду листьев устьиц совсем нет? 4. Каково значение видоизмененных листьев в жизни растений? Приведите примеры таких листьев. 5. Объясните, почему в кроне одного дерева световые листья сходны по строению с листьями растений открытых мест, а теневые – с листьями теневыносливых растений.

Рассмотрите несколько комнатных растений. Постарайтесь определить, в каких условиях они произрастали на своей родине. На основании каких признаков вы сделали свой вывод?

Приготовьте и рассмотрите под микроскопом препараты листьев алоэ, традесканции, узамбарской фиалки и других растений.

Среди кактусов только пейреския (часто выращивается в комнатах) имеет настоящие листья, опадающие во время засухи.

У таких типичных степных и полупустынных растений, как ковыли, устьица находятся на верхней стороне листа, а лист в условиях недостатка влаги способен свертываться в трубку. Устьица тогда оказываются внутри трубки и изолируются от окружающего сухого воздуха. В полости трубки концентрация водяных паров повышается, что приводит к ослаблению испарения [88].

88. Лист ковыля

§ 26. Строение стебля

1. Что называют побегом? 2. Какие функции выполняют механическая, проводящая, покровная ткани? 3. Какие стебли имеют известные вам растения? 4. Чем различаются стебли деревьев, кустарников, трав?

Стебель — осевая часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету. В стебле могут откладываться запасные питательные вещества. На нем развиваются листья, цветки, плоды с семенами.


89. Разнообразие стеблей

Разнообразие стеблей. Различают два основных типа стеблей: травянистые и деревянистые.

Травянистые стебли существуют обычно один сезон. Это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород. Деревянистые стебли приобретают твердость благодаря отложению в оболочке их клеток особого вещества – лигнина. Одревеснение происходит у стеблей деревьев и кустарников начиная со второй половины лета первого года их жизни.

Травянистые растения лучше приспособлены к меняющимся условиям среды, их формы очень разнообразны. Они растут в воде и в очень засушливых местах, в жарких тропиках и в районах вечной мерзлоты.

По направлению роста стебли делят на прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие [89].

У большинства растений стебли прямостоячие, они растут вертикально вверх. Прямостоячие стебли имеют хорошо развитую механическую ткань, они могут быть одревесневшими (береза, яблоня) или травянистыми (подсолнечник, кукуруза).


90. Слои на стволе спиленного дерева

Вьющиеся стебли, поднимаясь вверх, обвивают опору (вьюнок полевой, фасоль, хмель).

Лазающие стебли поднимаются вверх, цепляясь за опору усиками (виноград, горох) или придаточными корнями, отрастающими от стебля (плющ).

Ползучие стебли стелются по земле и могут укореняться в узлах (земляника, лапчатка).

Внутреннее строение стебля. На поперечном срезе ветви или спила дерева легко различить следующие участки: кору, камбий, древесину и сердцевину [90].

Молодые (однолетние) стебли снаружи покрыты кожицей, которая затем замещается пробкой, состоящей из мертвых клеток, заполненных воздухом. Кожица и пробка – покровные ткани. Они защищают расположенные глубже клетки стебля от излишнего испарения, различных повреждений, от проникновения внутрь атмосферной пыли с микроорганизмами, вызывающими заболевания растений.

В кожице стебля, как и в кожице листа, имеются устьица, через которые происходит газообмен. В пробке развиваются чечевички — маленькие бугорки с отверстиями, хорошо заметные снаружи, особенно у бузины, дуба и черемухи. Чечевички образованы крупными клетками основной ткани с большими межклетниками. Через них осуществляется газообмен [91].


91. Поперечный срез ветви под микроскопом

У некоторых деревьев образуются толстые слои пробки. Особенно мощная пробка развивается на стволе пробкового дуба. Ее используют для разных хозяйственных нужд.

Под кожицей и пробкой находятся клетки коры, которые могут содержать хлорофилл, – это основная ткань. Внутренний слой коры называют лубом.

В его состав входят ситовидные трубки, толстостенные лубяные волокна и группы клеток основной ткани.

Ситовидные трубки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как у сита), ядра в этих клетках разрушились, а цитоплазма прилегает к оболочке. Это проводящая ткань луба, по которой перемещаются растворы органических веществ.

Лубяные волокна, вытянутые клетки с разрушенным содержимым и одревесневшими стенками, представляют механическую ткань стебля. В стеблях льна, липы и некоторых других растений лубяные волокна развиты особенно хорошо и очень прочны. Из лубяных волокон льна изготавливают льняное полотно, а из лубяных волокон липы – мочало и рогожу.


92. Влияние условий жизни на рост дерева в толщину

Плотный, самый широкий слой, лежащий глубже, – это древесина — основная часть стебля. Она образована клетками разной формы и величины: сосудами проводящей ткани, древесинными волокнами механической ткани и клетками основной ткани.

Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью, составляют годичное кольцо прироста.

Мелкие осенние клетки отличаются от крупных весенних клеток древесины следующего года, находящихся рядом с ними. Поэтому граница между соседними годичными кольцами на поперечном срезе древесины у многих деревьев хорошо заметна. Подсчитав с помощью лупы число годичных колец, можно определить возраст спиленного дерева или срезанной ветки.

По толщине годичных колец можно узнать, в каких условиях росло дерево в разные годы жизни. Узкие годичные кольца свидетельствуют о недостатке влаги, о затенении дерева и о его плохом питании [92].

Между корой и древесиной залегает камбий. Он состоит из узких длинных клеток образовательной ткани с тонкими оболочками. Невооруженным глазом его обнаружить нельзя, но можно почувствовать, содрав часть коры с поверхности древесины и проведя пальцами по обнажившемуся месту. Клетки камбия при этом разрываются, и их содержимое вытекает, увлажняя древесину.

Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины – новые клетки древесины. Происходит рост стебля в толщину. При делении камбия клеток древесины образуется значительно больше, чем луба. Осенью деление клеток замедляется, а зимой прекращается полностью.

В центре стебля находится более рыхлый слой – сердцевина, в которой откладываются запасы питательных веществ, хорошо заметная, например, у осины, бузины и некоторых других растений. У березы и дуба она очень плотная, и границу с древесиной рассмотреть трудно. Сердцевина состоит из крупных клеток основной ткани с тонкими оболочками. У некоторых растений между клетками находятся большие межклеточные пространства. Такая сердцевина очень рыхлая.

От сердцевины в радиальном направлении через древесину и луб проходят сердцевинные лучи. Они состоят из клеток основной ткани и выполняют запасающую и проводящую функции.

Внутреннее строение ветки дерева

1. Рассмотрите ветку, найдите чечевички (бугорки с отверстиями). Какую роль в жизни дерева они играют?

2. Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Используя учебник, определите название каждого слоя.

3. Иглой отделите кору, попробуйте ее изогнуть, сломать, растянуть. Прочитайте в учебнике, как называется наружный слой коры. Что такое луб, где он расположен, каково его значение для растения?

4. На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность.

5. Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине. Что вы ощущаете? Прочитайте в учебнике об этом слое и его значении.

6. Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.

7. На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите возраст дерева.

8. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего времени года.

9. Установите, какие слои древесины старше по возрасту – лежащие ближе к середине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.

Строение стебля травянистых растений отличается от строения стебля древесных пород. У травянистых растений клетки не одревесневают, а механические ткани развиты слабо. В стеблях трав хорошо развиты клетки основной ткани.

В стеблях двудольных есть образовательная ткань камбий, а стебли однодольных растений не имеют камбия, поэтому они почти не растут в толщину.

ТРАВЯНИСТЫЙ СТЕБЕЛЬ. ДЕРЕВЯНИСТЫЙ СТЕБЕЛЬ. ПРЯМОСТОЯЧИЙ, ВЬЮЩИЙСЯ, ЛАЗАЮЩИЙ, ПОЛЗУЧИЙ СТЕБЛИ. ЧЕЧЕВИЧКИ. ПРОБКА. КОРА. ЛУБ. СИТОВИДНЫЕ ТРУБКИ. ЛУБЯНЫЕ ВОЛОКНА. КАМБИЙ. ДРЕВЕСИНА. СЕРДЦЕВИНА. СЕРДЦЕВИННЫЕ ЛУЧИ

1. Каково внутреннее строение стебля дерева или кустарника? 2. Какое значение имеют кожица и пробка? 3. Где расположен луб и из каких клеток он состоит? 4. Что такое камбий? Где он расположен? 5. Какие слои видны на поперечном срезе стебля при рассматривании невооруженным глазом и с помощью микроскопа? 6. Что такое годичные кольца? Что можно определить по годичным кольцам? Почему у многих тропических растений годичных колец не видно?

1. Рассмотрите чечевички на ветвях бузины, черемухи, дуба и других деревьев и кустарников.

2. Определите возраст какого-либо спиленного дерева по годичным кольцам. Сделайте рисунок спила. Укажите на рисунке сторону, которая у дерева была обращена к северу.

3. Возьмите ветки яблони, багульника (рододендрона сибирского), вишни и поставьте их в сосуд с водой в теплом светлом помещении. Подливайте в сосуд свежую воду. Через полторы-две недели на ветках распустятся цветки. Используйте их при изучении строения цветка.

У большинства деревьев на смену гладкой пробке приходит трещиноватая корка Она состоит из чередующихся слоев пробки и других отмерших тканей коры.

У плодовых деревьев корка обычно образуется на 6–8-м, у липы – на 10–12-м, у дуба – на 25–30 году жизни. У некоторых деревьев (платан, эвкалипт) корка вообще не образуется.

Карликовые деревца можжевельника в тундре имеют ствол толщиной всего 8 см, американские секвойи достигают 10 м в поперечнике у основания ствола, а наши дубы – свыше 1 м.

По годичным кольцам удалось установить, что наиболее долговечными деревьями можно считать баобаб и драцену, в Африке найдены экземпляры, возраст которых около 6 тыс. лет.

В нашей стране наиболее долговечны кипарисы – 3 тыс. лет; дубы, каштаны, кедры – 2 тыс. лет; ель – 1,6 тыс. лет; липа – 1 тыс. лет.

iknigi.net

Поставьте в воду ветку какого нибудь дерева или кустарника — Сайт о даче




ВЫГОНКА ВЕТОК И ЦВЕТОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

В зимние месяцы к любому зимнему празднику или к встрече с друзьями и просто чтобы поскорее внести в дом весну можно веточки деревьев, кустарников с молодой свежей листвой и даже с цветами и просто цветы в плошках или горшочках заставить цвести.

Выгонка веток. Срезав зимой ветки тополя, лещины обыкновенной (орешника), черемухи, форзиции, каштана и заставив распуститься листья и даже цветы, мы в комнате пробуждаем весну на несколько месяцев раньше, чем в природе. Веточки орешника, поставленные в воду, распускаются через 7 — 10 дней, через 18 дней распускается лиственница. Быстро распускаются и зацветают ольха, осина, тополь. Через 20—40 дней распускаются в комнатных условиях черная смородина, жимолость, бузина, ива, береза. Ветки черемухи, терна, срезанные в первой половине зимы и поставленные в воду, дают листья и цветы.

Раньше 15 декабря резать ветки не рекомендуется, так как к этому времени период покоя у деревьев еще не завершен.

Чтобы получить цветущие яблони, груши, вишни, сливы, персики, айву, спирею, каштан, надо срезать ветки во второй половине зимы — в феврале и позднее. Ближе к весне сроки выгонки веток в комнатных условиях значительно уменьшаются. Так, срезанная 10 апреля спирея выпускает ажурные листья за 6 дней, замечательно распускается и дает бутоны за 7 дней бузина, за 10 дней распускают листья тополь, береза, лиственница, на несколько дней позднее распускает листочки желтая акация.


Ольха и декоративный ячмень на куске дерева

Для выгонки выбирают красивые изгибистые ветки, расщепляют стебли на длину 7—10 см и помещают глубоко в сосуд с водой комнатной температуры.

Если приходится срезать ветки в морозную погоду, то необходимо, чтобы они вначале оттаяли в в воде в прохладном помещении, а затем были внесены для выгонки в комнату, где температура не выше 18-20° С.

Для того чтобы выгонка веток проходила нормально, необходимо веточки ежедневно опрыскивать водой и менять через 2 — 3 дня воду, подрезая при этом стебли на 1—2 см. Частые опрыскивания и еще лучше — погружение веток в теплую воду способствуют быстрейшему раскрытию почек.

Этому также помогает опускание веток в горячую воду, хотя бы на 5 минут при температуре воды 55°.

Ставить ветки для выгонки возле радиаторов нельзя, а также надо удалять их от прямых солнечных лучей. Лучше если это будет вначале полутемное место комнаты. Открытые сосуды с водой, поставленные рядом, будут повышать влажность воздуха.

Рекомендуется добавлять в воду с выгоночными ветками несколько капель нашатырного спирта, особенно если ветки срезаны в середине декабря.

Выгонка цветов — это ускоренное выращивание луковичных и некоторых корневищных растений в зимнее и ранневесеннее время. Для выгонки используют гиацинты, нарциссы, тюльпаны, галантусы, крокусы, мускари, сциллу, амариллисы, лилии, ландыши.

Но все они перед выгонкой должны быть в какой-то степени подготовлены. Известно, чем раньше растения уйдут на «отдых», тем скорее их можно выгнать в цветы. Но этого мало, многие растения требуют специальных температурных режимов хранения луковиц и корневищ перед выгонкой и режимов ускоренного выращивания.

Выгонка луковичных в хозяйствах, выращивающих цветы, с каждым годом увеличивается и совершенствуется.

Главный ботанический сад Академии наук СССР. в Москве проводит большую работу по выгонке цветочных луковиц в экспериментальной оранжерее, в соответствии с соглашением, заключенным Академией наук СССР с Голландской ассоциацией экспортеров луковиц и Лабораторией по исследованию цветочных луковиц в Лиссе.

В течение нескольких последних лет Главный ботанический сад Академии наук СССР совместно с павильоном «Цветоводство и озеленение» ВДНХ СССР проводит семинары по результатам проведенных работ в оранжерее сада, с привлечением всех наших фирм и отдельных хозяйств, выращивающих цветы.

В домашних условиях выгонять гиацинты, тюльпаны и нарциссы трудно, так как нет нужных приспособлений для выгонки, но охлаждение луковиц перед посадкой, пока они еще не начали прорастать, — очень полезно.

Все же зимой к праздникам, мы должны из луковиц выращивать цветы. Наблюдение за развитием цветка доставит огромное удовольствие семье и всем тем, кто в это время будет за ним ухаживать.

В садах цветоводов-любителей, в коллективных садах, на приусадебных участках за последнее время коллекции луковичных растений значительно увеличились. Это гиацинты, нарциссы, тюльпаны, раннелуковичные цветы галантусы (подснежники), крокусы, мускари, сцилла (пролеска). Все они при правильной агротехнике хорошо размножаются и могут быть исходным материалом для зимней выгонки.

Стоимость брекетов на нижнюю челюсть — внутренние брекеты волшебная-улыбка.рф.

dacha.ahuman.ru

Параграф 5. Побег и почки

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Технология
    • Испанский язык
    • Казахский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка

resheba.me

Проект по окружающему миру «Проращивание веточек разных деревьев» 1 класс

Это один из первых проектов по окружающему миру в 1 классе  по программе Виноградовой. Цель этого проекта — доказать , что деревья зимой не умирают, а замирают, засыпают. Ход работы кратко описан в учебнике по окружающему миру и рабочей тетради, поэтому дети смогут легко провести его самостоятельно, родителям останется только помочь оформить работу на компьютере (или же дети могут  этапы работы зарисовать).

Просмотр содержимого документа
«Проект по окружающему миру «Проращивание веточек разных деревьев» 1 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением отдельных предметов»

ПРОЕКТ по окружающему миру

«Проращивание веточек сирени и тополя»

Выполнила :

Богомазова Виктория,

1 А класс.

ОПИСАНИЯ ДОМАШНИХ НАБЛЮДЕНИЙ .

  1. Наблюдения за распусканием почек на побегах различных растений.

Цель эксперимента: доказать, что деревья зимой не умирают.

Оборудование: банка с водой, побеги деревьев различных пород длинной 20-25 см.

Ход работы:

  1. Срежьте несколько побегов (длинной 20-25 см.) деревьев различных пород. Убедитесь, что почки на побегах не повреждены!!!

  2. Поставьте побеги в баночку с отстоянной водой и поместите их в теплое и светлое место.

  3. Наблюдайте за всеми изменениями, происходящими с побегами.

  4. Зафиксируйте наблюдения.

  5. Сделайте вывод.

2. Наблюдения за распусканием веточек тополя и сирени.

1. Мы срезали несколько веточек сирени и тополя 17 января 2016 года, и поставили их в теплое помещение в стакан с водой.

Стали наблюдать .

2. 19 января почки на веточках сирени набухли, а веточки тополя не изменились.

3. Еще через день ( 20 января) почки на веточках сирени раскрылись, а веточки тополя не изменились.

СИРЕНЬ ТОПОЛЬ

4. Через 2 дня (22 января 2016г) из почек на сирени появились листочки. Также я заметила, что веточки тополя стали пахнуть.

сирень5. Веточка сирени с каждым днем всё больше распускалась. Появились листочки.

сирень сирень и тополь

И только 24 января я заметила, что на веточке тополя слегка набухли почки.

6. Через несколько дней , 26 января, веточка сирени распустилась еще больше, а на тополе появились первые листочки.

Сирень 26 января 2016г

У тополя появились первые листочки. А к началу феврали м тополь распустился.

Тополь 26 января 2016г Тополь 4 февраля 2016 г

3. ВЫВОД:

Зимой все деревья не умирают, а засыпают на период холодов. Но как только возникают благоприятные условия для роста, деревья просыпаются и начинают распускаться.

multiurok.ru

Это лабораторная 6 📝 класса по ! поставьте в воду ветку

Цель: Углубить знания о анализаторах, их взаимодействии, развивать умения сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
1 Проверьте свои знания.
2 По дополнительным вопросам
А) Какова роль слуха в жизни человека?
Б) Определите, где находится источник звука, если звуковые волны раньше достигли правого уха?

В) Почему глухие от рождения люди обычно становятся немыми?
Г) Как с помощью органов равновесия человек может определить положение своего тела в пространстве?
Д) Кожно-мышечная чувствительность. Она делится на мышечное чувство и тактильный анализатор. Включить диск.
3) Формирование новых знаний.
1. Обонятельный анализатор
А) Слово учителя : Запах-стихия непреодолимая : от яркого света можно закрыть глаза, от громкой музыки — уши, но при воздействии запаха — зажать надолго нос невозможно. Мы живем в мире запахов и ароматов, приятных, свежих, удивительно близких и родных.
— Ту же самую мысль можно найти в книге «Значение и власть запаха»
Классена и Синотта: « Запах — великая сила. Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальном уровнях. Однако в большинстве случаев мы, вдыхая окружающие ароматы, не сознаем в полной мере значения запахов в нашей жизни. И лишь когда по каким – то причинам у нас не в порядке с обонянием, мы начинаем понимать, сколь важно восприятие запахов для психологического комфорта».
Б) Подготовка к восприятию темы
— Каким же образом мы воспринимаем запахи? (просмотр диска) Обоняние.Вкус.
— Поверхность слизистой оболочки, где меняются обонятельные клетки, не превышает 5 кв.м, которые несут 60 млн обонятельных клеток.
Почему у человека обоняние слабее, чем у животных?
В) Сообщение учащегося по теме « Обоняние у животных»
2) Вкусовой анализатор.
А сейчас мы распределяемся на 4 группам и каждая группа получает свое задание. (подведение итогов работы)
-Слово учителя : Нет ничего ужаснее силы воображения без вкуса. Ни в кислом, ни в солёном, ни в сладком нет настоящего вкуса. Настоящий же вкус неощутим.
Вкусовые сосочки
Сладкое, горькое, соленое, кислое
— а остальные сочетания все 4
А- температура
Б- практ. Работа 1уч-кусочек рафинада; 2уч-шоколад? Почему быстрее ощущается вкус шоколада, а не сахара – рафинада? Вывод
В Сообщение уч-ся «Развитие вкуса»
« Теплые чувства»-кожно-мышечное чувство.
А) Болевая чувствительность
С какими эпитетами у вас связывается слово боль?
Полезна или вредна боль?
Почему в Древней Греции боль называли сторожевым псом здоровья?

Б. Тепло и Холод
Всего рецепторов 280 000
30 000 тепло 250 000 холод
Почему количество холодных рецепторов больше, чем тепловых?
B. Прикосновение и давление (опыт с волосом).
Вывод:- Ощущения, которые мы получаем при помощи рецепторов, воспринимающих прикосновение и давление, довольно точные, но их показания проверяются всегда другими органами чувств. При отсутствии других органов получается ложное представление. (запись в тетрадь)
Г. Сообщение учащегося
« Тренировка мышечного чувства»
— Можно ли натренировать мышечное чувство?
Д работа в группах
4 Рефлексия
-Открыть дневники , возьмите карандаш и поставьте оценку, которая отражала бы ваше участие в данном уроке.
1 группа
Мышечная чувствительность
Где располагаются рецепторы данного анализатора?
Как устроен анализатор?
Какие функции выполняет?
2 группа
Кожная чувствительность
3 группа
Обонятельный анализатор
4 группа
Вкусовой анализатор
Домашняя работа: опорный конспект

Цена от 18900руб!
скачать этот документ
Другие материалы из категории Биология 
Конспект урока биологии на тему «Человеческие расы, их происхождение и единство. Расизм»
Конспект урока биологии для 8 класса на тему «Закаливание организма»
Конспект урока биологии для 6 класса «Строение стебля»
Конспект урока биологии на тему «Кровь и кровообращение»
Конспект урока на тему «Закаливание организма»

yznay.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *