Как правильно собрать и сохранить урожай овощей — Ботаничка.ru
Как приятно осенью увидеть осязаемые результаты своего труда, заслуженно оценить его по полученному урожаю, и предвкушать предстоящие зимние застолья. Однако вырастить овощи это одно, а вот своевременно собрать и грамотно заложить на хранение — совсем другое. У каждой культуры свои сроки созревания, свои требования к уборке, подготовке к хранению, условия лежкости. Знать их и умело ими пользоваться — значит действительно достичь результатов.
Урожай овощей. © Dave GunnСодержание:
Картофель
Одной из основных культур, выращиваемых на наших огородах, является картофель. Да и на столе его ничем не заменить. Поэтому хранение картофеля должно выполняться в соответствии с технологией, чтобы востребованный овощ долежал до весны.
Когда и как собирать урожай
Выкапывать картофель необходимо как только пожухнет его ботва. Если уборку урожая отложить — клубни начнут терять в весе.
Пользоваться для извлечения урожая из земли можно и лопатой, и вилами, при этом в зонах с сыпучей землей практичнее второй вариант.
Многие, в момент выкапывания картофеля, сразу его и сортируют, в основном на посадочный и «для еды». Однако важна и последующая сортировка, которая проходит после просушки овоща, перед закладкой его на хранение, ведь отобрать необходимо не только семенной материал, но и поврежденные картофелины, картошку нестандартной формы.
Кроме того, на лежкости отражается и размер: крупные клубни годятся для хранения до середины зимы (затем их вкус значительно ухудшается), средние — до весны, а совсем мелкие — лучше употребить в пищу сразу.
Урожай картофеля. © Nick SaltmarshПодготовка к хранению
Подготовка к хранению картофеля начинается с так называемого лечебного периода или периода послеуборочного дозревания. В идеале он продолжается около 2-5 дней, но может затянуться и до нескольких недель (в зависимости от погодных условий). В момент его протекания происходит заживление ран клубней, огрубение кожуры, преобразование углеводов в крахмалы, накопление витамина С.
В это время картофель «для еды» выдерживают в притененном продуваемом месте, прикрывая от росы и дождей, а вот семенной материал напротив, выкладывают на несколько дней на солнце, чтобы прозеленить — это повышает его лежкость и делает непригодным для грызунов.
Далее, в идеале, должен проходить период охлаждения. Он заключается в постепенном снижении температуры картофеля до показателей +2..+4 °С. Однако в домашних условиях такую процедуру выполнить сложно и остается надеяться только на самопроизвольное снижение температур, связанное с осенним изменением погоды.
Хранение
Основной период хранения картофеля приходится на период физиологического покоя клубней и длится примерно до марта месяца. В это время картофелины должны находиться в темноте, холоде (+2..+ 4°С), при влажности воздуха 85-90%. В случае более низких показателях температуры клубни начинают портиться, более высоких — прорастать.
Кроме того, под воздействием отрицательных температур крахмал содержащийся в плодах преобразуется в сахара, что отрицательно влияет на вкусовые качества. Однако редкие недолгие колебания температур в сторону минуса на картофель не оказывают существенного влияния.
Примерно с конца февраля (ранние сорта) — начала марта картофель просыпается. На его клубнях появляются ростки. Их нельзя оставлять, так как они тянут из картошки питательные вещества, ухудшая не только товарный вид, но и вкус овоща. Поэтому клубни перебирают и очищают от всего, что на них наросло. Однако процесс этот можно несколько оттянуть, если снизить температуру в хранилище до + 1,5..+ 2 °С, например, утренними проветриваниями.
Чаще всего картофель размещают насыпью, в бурты, высотой не более 1,5 м, но не менее практичен и метод сортировки по ящикам. В полиэтиленовых мешках хранить картофель нельзя.
Капуста белокочанная
Не менее популярна в славянской кухне и белокочанная капуста. Кто-то солит ее, кто-то маринует, но особенно приятным вариантом на зимнем столе является свежий капустный салат. Для того чтобы сохранить белокочанную капусту до весны, также существуют свои правила.
Во-первых, это должны быть среднеспелые и позднеспелые сорта, во-вторых, кочаны отобранных экземпляров не должны иметь повреждений, а отличаться упругостью и полностью, в-третьих, — капуста для хранения должна быть собрана не ранее, чем в период дневных температур равных +2..+8 °C.
Когда и как собирать урожай
Снимать урожай белокочанной капусты лучше в сухой ясный день, обрезая головки острым ножом. При сборе можно сразу выбраковывать не подходящие к хранению экземпляры, а с подходящих убирать ненужные листья, оставляя на кочане 3-4 верхних кроющих листочка. Длину кочерыги позволительно оставлять разной (от 1-2 до 8 см) в зависимости от способа хранения.
Подготовка к хранению
Если убрать капусту в солнечный период не удалось и на дворе дожди — перед закладкой на хранение кочаны необходимо обязательно просушить.
Если есть выбор, то хорошо провести сортировку по размерам: крупные головки положить поближе (они меньше хранятся), мелкие — на основное хранение.
Лопнувшую, подгнившую, мягкую капусту лучше сразу переработать.
Кочаны капусты. © timlewisnmКак хранить
Хранить капусту можно в разных местах: в погребе, подвале, кладовке, на балконе. Температура для хранения должна составлять от -1 до +1 °С, относительная влажность воздуха около 95 %. При этом кочаны лучше раскладывать таким образом, чтобы они не касались друг друга.
Самым простым вариантом является укладка головок в ящики или на полки, кочерыжкой вверх. Менее популярными — подвешивание за кочерыгу на крючках или бечевке, углубление кочерыгой (ее длина и в предыдущем, и в данном случае должна составлять не менее 8 см) в сухой песок, а так же оборачивание в бумагу или пищевую пленку.
Укладывая вилки в ящики, нужно помнить о том, что тара должна быть вентилируемой, а головки направлены кочерыгами внутрь. Раскладывая на полки, можно формировать несколько ярусов, размещая кочаны в шахматном порядке. Оборачивая бумагой, важно не применять газеты, так как их краска достаточно вредна. При использовании песка можно заглублять кочан полностью.
Свекла
Следующими по популярности выступают, пожалуй, свекла и морковь. Без этих овощей ни борща не наварить, ни салатов не приготовить.
Когда и как собирать урожай свеклы
О том, что пора собирать свеклу свидетельствует усыхание ее нижних листьев, соответствие диаметра корнеплода сортовому размеру, образование на отдельных бурачках характерных наростов. В зависимости от скороспелости сорта эти признаки могут наблюдаться в разные сроки, однако в целом сбор свеклы происходит с начала сентября и вплоть до конца октября (в зависимости от климатической зоны).
Собирать корнеплоды лучше вручную, однако, если объем работы достаточно большой, можно воспользоваться и вилами.
Свекла. © Dag EndresenПодготовка к хранению
Выкопанный бурачок необходимо аккуратно очистить от земли (делать это лучше руками в тканевых перчатках), удалить с него острым ножом ботву (на высоте 2-3 мм от головки), и несколько подсушив положить в подвал.
Чтобы продлить лежкость корнеплодов, к сбору лучше приступать в сухую солнечную погоду. Если такой возможности нет и урожай собран в дождливый период — прежде чем укладывать свеклу на хранение ее необходимо обсушить. В случаях, когда неожиданно наступили ранние заморозки, а свекла не собрана, ее можно убрать и после морозцев, однако такие корнеплоды будут сладкими и водянистыми и надолго сохранить их не получится.
Хранение
Как же хранить свеклу? Тут существует несколько методик. Первая — пересыпать свеклу влажным песком, вторая — выложить на стеллажи в один слой. При этом оптимальной температурой являются + 2..+3 °C, а уровень влажности 85 %.
Местом хранения для свеклы может стать подвал, погреб, закрытая утепленная лоджия или балкон. Иногда, чтобы высвободить дополнительное пространство хранилища, ее выкладывают поверх картофеля. В таком случае она еще и работает как абсорбент — впитывает лишнюю влагу.
Закладывая на хранение свеклу, стоит помнить о том, что более лежкими являются корнеплоды до 10 см в диаметре, а так же те, что имеют круглую или удлиненную форму и, конечно же, позднеспелые сорта.
Морковь
Когда и как собирать урожай
Как и свеклу, морковь для зимнего хранения убирают поздней осенью, перед самыми заморозками, а некоторые сорта, например, Шантанэ, и после первых небольших морозцев. Если выкопать ее раньше, сроки лежкости витаминного овоща сократятся, так как такой урожай еще не дозрел и быстро поддается порче.
Проще всего извлечь корнеплоды из земли с помощью вил или лопаты, однако подкапывать их необходимо аккуратно, чтобы не повредить.
Подготовка к хранению
Когда морковь выкопана, ее очищают от прилипших комочков почвы (но не постукиванием, а руками в перчатках), ножницами, ножом или просто прокручиванием удаляют ботву, немного обсушивают.
Морковь. © Pēteris CauneХранение
В современных рекомендациях можно встретить способ хранения моркови в полиэтиленовых мешках. В таком варианте корнеплоды засыпают по 20-30 кг в мешок из полиэтилена толщиной 100-150 мкм, который оставляют не завязанным. Для предупреждения накопления конденсата, в дне такой «тары» делают отверстия.
Для того, чтобы морковь могла пролежать в хранилище максимально длительный срок, от ее уборки до закладки на хранение должно пройти не более суток. После того как корнеплоды разложены в мешки или ящики их обязательно охлаждают (оставляют на ночь на улице и уже утром заносят в подвал). Хранение осуществляют при температуре +3 °C (допустимые параметры от 0 до +10 °C) и относительной влажности 95%.
В отличие от свеклы, в первую очередь у моркови необходимо употребить в пищу мелкие корнеплоды, затем средние и только потом крупные. Если морковь перед укладкой на хранение промыть водой — ее лежкость значительно сокращается. Для более компактного размещения корнеплодов в таре морковь укладывают попеременно: то носиками друг к другу, то макушками.
Лук и чеснок
Когда и как собирать урожай лука
К уборке лука можно приступать как только большая часть его листьев полегла, отдельные наружные чешуи приобрели характерную окраску, а луковицы выглядят полностью сформированными. Доставать лук из земли нужно аккуратно: не дергая, чтобы не повредить донце, и не постукивая друг об друга.
Подготовка к хранению
После уборки головки необходимо просушить на солнце, в хорошо проветриваемом месте, прикрывая на ночь от росы. Когда луковицы приобретут характерный «звон»
(обычно через неделю), станут плотными, их шейка сомкнется, а наружные чешуи высохнут — лук очищают от остатков земли и корешков. Ложный стебель обрезают, оставляя шейку длиной в 4 см.
Затем, полученный материал сортируют, выбраковывая экземпляры с вдавленной шейкой и мягким донцем (это признак развивающейся гнили), имеющие явные повреждения, и укладывают на хранение.
Лук репчатый. © MissMessieХранение лука
Хранят лук в небольших коробках, сетках, чулках, размещая в сухом прохладном месте. При этом лучшими условиями для сохранности луковиц считается температура +1..+3 °C, и 70-80 % влажности.
Нередко лук хранят в косах. Для этого с него не обрезают листву, а сплетают ее в косичку, вплетая шпагат. Несмотря на трудоемкость данный метод считается одним из лучших, так как определяет хорошее проветривание и минимальный контакт луковичек между собой.
Чеснок. © Martin DelisleКогда и как собирать урожай чеснока
К уборке чеснока лучше приступать выборочно, по мере созревания отдельных луковиц. Ориентиром тут могут стать высохшие листья, подсохшие корешки (молодые корешки белого, отмершие — серого цвета) и легкое извлечение из земли (вызревшие луковички свободно выдергиваются за ложный стебель).
Подготовка к хранению
Далее все как с луком! Головки необходимо просушить, но не на солнце, а в тенистом проветриваемом месте, аккуратно очистить от налипшей почвы, обрезать листья, оставляя 4-5 см ложного стебля, и удалить корни.
Хранение чеснока
Хранить яровой чеснок (а для зимнего хранения подходит именно он) необходимо при температуре воздуха +16..+ 20°С и относительной влажности 50-80 %. При этом его можно сплетать в косы, связывать в пучки, укладывать в капроновые сетки, тканевые мешочки, засыпая солью «упаковывать» в стеклянные банки или просто складывать в плетеные корзины.
Тыква
Когда и как собирать урожай тыквы
Уборка и хранение тыквы также имеют свои особенности. Урожай данной культуры снимают за один прием, плоды собирают вместе с плодоножкой, укладывают на стеллажи или поддоны. Однако сроки съема отличаются в зависимости от сорта и могут варьировать в пределах нескольких месяцев.
Так скороспелые сорта убирают уже в августе, через три с половиной месяца после высева семян в открытый грунт, среднеспелые — в сентябре, позднеспелые — непосредственно перед наступлением холодов. Можно определить готовность тыквы и по внешнему виду. О том что пришло время свидетельствует насыщенный цвет плодов, пожелтевшие или засохшие листья, уплотнившаяся погрубевшая плодоножка и плотная кожица.
Тыквы. © Swallowtail Garden SeedsПодготовка к хранению
Если погодные условия не дают собрать урожай данного чудо-овоща по правилам — решить вопрос можно и не дожидаясь милости от природы. Сорванную в дождь тыкву достаточно просто подсушить в сухом проветриваемом помещении, уложив на опилки, а недозрелую дозарить в процессе хранения.
Хранение
Укладывать на хранение тыквы необходимо с ориентиром на качества сорта. Самые лежкие плоды у позднеспелых сортов, менее лежкие у среднеспелых и требующие скорой переработки у ранних. Кроме того, сроки хранения зависят и от времени уборки — плоды собранные в солнечные дни пролежат дольше, а вот тыквы сорванные в дожди — меньше. В первую очередь нужно будет употребить в пищу и тыквы с повреждениями, а так же сорванные без хвостика.
Независимо от того, будет тыква отправлена на чердак, уложена на лоджии или припрятана в подвале, лучшим режимом для ее хранения является амплитуда температур от + 3 до + 10 °C и относительная влажность от 70 до 75 %. При этом дольше хранятся те плоды, которые лежат не на полу, а на соломе, опилках, сене, не касаются друг друга и имеют позицию «хвостиком вверх».
Сбор и хранение урожая, или Лето покажет, кто весной прогулял!
В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).
Логин или e-mail: Или войдите с помощью этих сервисов:Предложения со словосочетанием СОБИРАТЬ УРОЖАЙ
Сейчас на нём были только листочки, но пройдёт всего несколько месяцев, и нужно будет собирать урожай. Также не рекомендуется собирать урожай при сильной жаре, так как это существенно снижает продолжительность его хранения. Выделение рубинового сока указывает на то, что можно собирать урожай. Уже в июле начинают собирать урожай с прищипнутых или выращенных в теплицах растений. В бесчисленных усадьбах мужчины собирали урожай, а женщины шли из маслобоен на рынок с маслом и сыром.Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова логотерапия (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Дидактическая игра «Собери урожай» – внеурочная деятельность (конкурсная работа) – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Данная игра рассчитана на детей 6-7 лет. В игре дети научатся работать как в парах так и по одному, научатся находить звуки в словах. У детей будет развиваться речь.Описание игры
Игра многофункциональная для детей дошкольного возраста (старшая, подготовительная группа). В игре дети могут играть парами и по одному. Игра направлена на развитие речи у детей. Игра имеет 4 варианта:
1 вариант игры: «Определи сколько слогов в слове».
2 вариант игры: «Найди слова которые начинаются на гласные/ согласные звуки».
3 вариант игры: «Определи в каких словах есть звуки обозначающие мягкость / твердость звука».
4. вариант игры: «Обозначение звука в слове»
Дети с помощью уже знакомых им овощей развивают словарный запас, учатся находить слоги в словах, учатся определять гласные, согласные звуки в слове, учатся определять мягкость, твердость звуков в словах.
Правила игры
Игра «Собери урожай» для детей дошкольного возраста (старшая, подготовительная группа). В данной игре дети могут играть как по одному так и группами по несколько человек. Педагог помогает ребятам найти правильные ответы, направляет ребят на нужное умозаключение.
- Возьмите игру.
- Выберите вариант игры.
- Разложите на столе корзинки и карточки с овощами.
- Педагог помогает ребятам прочитать ход игры или руководит игрой сам.
- Ребята начинают подбирать карточки с овощами к выбранным вариантам игры с корзинками.
- Педагог помогает ребятам сделать правильный выбор задавая наводящие вопросы.
- Ребенок с помощью педагога или сам находит правильный ответ и делает умозаключение.
Цель:
- Активизировать словарный запас детей по теме Овощи.
- Упражнять детей в деление слов на слоги.
- Учить детей отличать гласные звуки от согласных.
Задачи:
- Закреплять в речи детей обобщающие слова «овощи», их названия.
- Обогащать лексику детей прилагательными.
- Развивать общую и мелкую моторику, память, мышление, внимание.
- Автоматизировать в речи детей поставленные звуки.
Ход игры
1 вариант игры
«Определи сколько слогов в слове»
— Ребята, наступила осень, на даче созрели овощи, настало время собрать урожай.
— Перед вами 3 корзинки: в первую корзинку мы соберем плоды, в названии которых есть 1 слог; во вторую — в названии которых 2 слога; в третью — 3 слога.
— Как можно проверить, сколько слогов в слове? (прохлопать слово; простучать карандашом по столу; поставить руку под подбородок — сколько раз подбородок коснется руки, столько и слогов).
— Ребята, в какой корзинке больше плодов? На сколько во второй корзине овощей больше, чем в первой? И т.д.
2 вариант игры
«Найди слова которые начинаются на гласные/ согласные звуки»
— Ребята, наступила осень, на даче созрели овощи, настало время собрать урожай.
— Перед вами 2 корзинки: в красную корзинку мы соберем плоды, которые начинаются на гласный звук.
— В синюю корзинку мы соберем плоды, которые начинаются на согласный звук.
— Ребята, в какой корзинке больше плодов? На сколько во второй корзине овощей больше, чем в первой? И т.д.
3 вариант игры
«Определи в каких словах есть звуки обозначающие мягкость / твердость звука»
— Ребята, наступила осень, на даче созрели овощи, настало время собрать урожай.
— Перед вами 2 корзинки: в зеленую корзинку мы соберем плоды, в которых есть звуки которые обозначают мягкость.
— В синюю корзинку мы соберем плоды, в которых есть звуки которые обозначают твердость.
— Ребята, в какой корзинке больше плодов? На сколько во второй корзине овощей больше, чем в первой? И т.д.
4 вариант игры
«Определи, где стоит звук в слове (в начале, середине, конце слова)»
— Ребята, наступила осень, на даче созрели овощи, настало время собрать урожай. — Перед вами корзинка с 3 кружочками: вам нужно подобрать такие слова которые будут стоять в начале слова, в середине и конце, если красный кружочек стоит в начале слова то тогда мы ложем в эту корзинку те слова в которых гласный звук стоит в начале слова и т.д.
— Ребята, в какой корзинке больше плодов? На сколько во второй корзине овощей больше, чем в первой? И т.д.
Проект по окружающему миру (старшая группа) на тему: Проект «Собираем урожай»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Бэлэкэч»
Проект «Собираем урожай»
Выполнила: воспитатель
Старшей группы
МБДОУ детского сада «Бэлэкэч»
Хазиева Л.Н.
пгт. Рыбная Слобода
2018
Краткая аннотация к проекту:
Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию “экологических пространств”, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о “братьях меньших” — растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые всё делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, участка, развивают в детях равнодушие, чёрствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.
Традиционно на территории детского сада создаётся огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, “живое” общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними.
Проект: краткосрочный
Продолжительность проекта: два месяца, май-июнь.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, здоровье — сберегающий.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.
Актуальность темы:
Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.
Кроме этого, огород и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.
Огород– это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков. И, конечно, огород и труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.
Цель проекта:
Расширить представления детей об условиях, необходимых для роста и развития овощей (почва, влага, тепло и свет). Формировать трудовые умения и навыки в выращивании витаминов своими руками.
Задачи:
Для детей:
— Расширить знания детей о видах овощей и пряных растений.
— Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания овощей и пряных растений (помидоры, укроп, петрушка, морковь).
— Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста овощей и пряных растений.
— Продолжать формировать умение детей ухаживать за грядками.
— Развивать чувство ответственности за благополучное состояние овощей и пряных растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
— Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте овощей и пряных растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
— Развивать умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
— Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Для родителей:
— Провести родительское собрание.
— Предложить родителям собрать семена овощей для посадки в огороде.
— Привлечь родителей к работе в огороде (полив, прополка, рыхление).
Для педагогов:
— Участвовать в посильной практической деятельности.
— Учить детей наблюдать за посадкой и всходами семян.
— Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
— Способствовать развитию у детей восприятия красоты природы и передаче
ее через рисунок.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
— Обладание знаниями детей о видах овощей и пряных растений.
— Знакомство детей с особенностями выращивания овощей и пряных растений (помидоры, укроп, петрушка, морковь).
— Знание детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста овощей и зелени.
— Формирование умения детей ухаживать за грядками.
— Развитие чувства ответственности за благополучное состояние овощей и пряных растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
— Развитие наблюдательности – умение замечать изменения в росте овощей и пряных растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
— Умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
— Развитие уважения к труду, бережное отношение к его результатам.
Для родителей:
— Присутствие на родительском собрание.
— Сбор семян овощей для посадки в огороде детского сада.
— Работа родителей в огороде (полив, прополка, рыхление).
Для педагогов:
— Участие в посильной практической деятельности.
— Развитие у детей интереса к наблюдению за посадкой и всходами семян.
— Взаимодействие семьи и детского сада.
— Развитие у детей восприятия красоты природы и передаче ее через
рисунок.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Подготовительный этап
- Подборка и изучение необходимой литературы.
- Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями.
- Подбор необходимого материала для создания огорода.
Основной этап
- Рассматривание книг, иллюстраций овощей и пряных растений.
- Беседа с детьми о пользе овощей и пряных растений.
- Посев семян овощей и пряных растений.
- Полив, взрыхление, прополка сорняков.
- Выставка детских работ «Каким будет наш урожай».
- Срыв первого урожая.
Заключительный этап
Приложение 1
Тема: «Что растет на огороде?»
Цель: расширить представления о том, что овощи можно есть в сыром виде и в вареном виде, в сыром виде они полезнее – в них много витаминов; воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать витаминизированной пищей.
1 часть. Беседа воспитателя. Дети садятся на стулья. Воспитатель сообщает о том, что в детский сад приехал Айболит. Он ходит по группам и проверяет здоровье ребят и сейчас он к нам придет. Стук в дверь, Айболит входит.
Айболит: Здравствуйте, дети. Я пришел посмотреть на вас, какие вы после лета, здоровы ли. Хочу дать кое-какие советы о том, как надо беречь свое здоровье. (Айболит их осматривает и примерно говорит следующее: «Вот Света сразу видно здорова, хорошо летом отдохнула – кожа гладкая, румянец на щечках есть. Кирилл тоже здоров – глаза блестят, сам улыбается. Ребята, быть больным очень плохо. Ведь когда что-то болит, не хочется смеяться, играть, надо лежать в постели и принимать лекарство. Здоровье надо беречь. Кушать больше овощей и фруктов. В них содержится много витаминов, которые полезны для здоровья»).
Воспитатель: Доктор Айболит, а мы сегодня на занятии будем говорить про овощи.
Айболит: Ребята, слушайте внимательно какие овощи надо кушать, чтобы стать здоровым. А мне пора уже уходить в другую группу. До свидания. Я еще к вам приду.
2 часть: Ребята, назовите овощи, которые вы знаете? Где они растут? А какие овощи у меня на блюде? Называют овощи. Отгадайте мои загадки:
1. Прежде чем его мы съели
Мы наплакаться успели.
(Лук)
2. За кудрявый хохолок,
Лису из норки поволок.
На ощупь-очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
(Морковь)
3. Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные
Вот такие круглые
Летом зеленеют, к осени краснеют.
(Помидоры)
4. Как надели сто рубах
Захрустела на зубах.
(Капуста)
5. На грядке длинный и зеленый,
А в кадке я соленый.
(Огурец)
6. И зелен, и густ
На грядке вырос куст
Покопай немножко,
Под кустом
(Картошка)
3 часть. Игра «Угадай по описанию»
Условия игры: дети должны описать овощ, форму, цвет, но не называть его. (сделать три описания) .
Физминутка: (о капусте) .
— Мы капусту рубим,
— Мы капусту жмем,
— Мы капусту солим,
— Мы морковку трем.
4 часть. Игра «Мы — повара»
Условия игры: на столе разложены картинки с изображением овощей, надо отобрать те овощи, которые нужны для приготовления борща, салатов…
Воспитатель: Ребята, овощи надо кушать в сыром виде. В них больше витаминов, чем в вареных овощах. Когда овощи варятся, то витамины погибают. А вот сейчас мы попробуем салаты (капустный, морковный). Первый салат из чего приготовлен, а второй, какой салат вам больше понравился? Но салаты готовят не только из сырых овощей. В некоторые салаты надо ложить только вареные овощи.
Беседа о заготовке овощей на зиму: можно их консервировать, делать соления в кадках, а свежие овощи просто хранить в подвалах.
5 часть: «Рисование овощей»
Воспитатель предлагает нарисовать любые овощи.
Приложение 2
Тема: «Такой разный урожай» познавательное развитие
Цель:
- Называть и использовать в речи слова по теме «Овощи» устно или устно-тактильно.
- Активизировать словарь по данной теме, выполняя просьбы и поручения.
- Учить отвечать на вопросы: Кто это? Что это? У кого? с опорой на картинки и предметы по данной теме.
- Учить читать и понимать прочитанный текст, включать в речь слова и фразы по теме.
- Обучать детей навыку контроля над произношением звуков как собственной речи, так и речи товарищей.
- Развивать слуховые способности детей.
- Воспитывать в детях чувство коллективизма, соучастия.
Оборудование: Муляжи овощей, картинки с изображением овощей, таблички со словами по данной теме, стенд «Овощи», корзина;
иллюстрации «Огород», «Овощи в корзине»;
таблица «У меня …»;
оборудование для игры «Собери овощи в корзину»;
у каждого ребёнка на столе таблица-картинка с овощами и их названиями, картинки «Огород» и «Корзина с овощами» с текстами к ним.
Словарь: помидор, морковь, капуста, огурец, свёкла, репа, картофель, овощи, огород, корзина, у меня … .
Это огород. Овощи растут на огороде.
Вот корзина. Там овощи.
Мы собрали овощи в корзину.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
а) Фонетическая ритмика.
б) Педагог здоровается с детьми. Педагог задает детям
в) Что будем делать? вопросы за экраном (на слух).
2. Дидактическая игра «Что принесла кукла Катя?».
Приходит кукла с сумкой, здоровается. Дети смотрят в сумку.
Что там? Там овощи. Дети по одному на ощупь определяют, что в руке, устно – дактильно с опорой на таблицу или самостоятельно проговаривают: «У меня…» . Муляжи овощей выкладываются на стол.
Затем педагог с детьми устно – дактильно прочитывают слова по табличкам, уточняя звукобуквенный состав слов.
3. Работа по иллюстрациям «Огород», «Овощи в корзине».
Указывая на муляжи овощей, педагог спрашивает:
«Что это? Назови одним словом». Это овощи.
Педагог прочитывает текст устно – дактильно, показывая на картинке.
(Это огород. Овощи растут на огороде.)
Где огород? Что растёт на огороде?
Дети отвечают на вопросы самостоятельно, либо прочитывают текст к картинке.
Подобная работа проводится по картинке «Овощи в корзине».
(Это корзина. Там овощи.) Что это? Это корзина.
Что в корзине? В корзине овощи или Там овощи.
4. Подвижная игра с речью «Собери овощи в корзину».
При выполнение это игры используется такой приём, как чтение с губ.
На вертолине разбросаны картинки с овощами, дети бегают вокруг вертолины, педагог беззвучно, с утрированной артикуляцией произносит слово. Дети берут тот овощ, который был назван и «складывают» в корзину (картинка корзины на магнитной доске), чётко проговаривая предложение: «У меня … .» Игра продолжается до тех пор, пока все овощи не будут собраны в корзину.
Педагог: Что мы сделали? Мы собрали овощи в корзину.
5. Итог занятия.
Приложение 3
«Собираем урожай»
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.
План занятия:
1. Игра «Назови овощи и фрукты»
2. Подвижная игра «Сад и огород»
3. Пантомима «Репка»
4. Подвижная игра-эстафета «Поможем маме приготовить обед»
5. Сценки-шутки
6. Конкурс загадок
7. Подвижная игра «Собираем урожай»
8. Игра «Выбираю сок»
Ход занятия (развлечения)
1. Игра «Назови овощи и фрукты»
Логопед предъявляет детям корзину с овощами со словами:
Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи и вот…
Расселся, разлёгся в большущей корзине
И красный, и жёлтый, и чёрный и синий,
Здоровый такой разноцветный народ!
(помидор, редька, репа, баклажан)
Дети вынимая по одному, называют овощи и фрукты, лежащие в двух разных корзинах.
2. Подвижная игра «Сад и огород» (закрепление глагольной лексики)
Дети выбирают шапочки с изображением фруктов и овощей и становятся в круг, взявшись за руки. Водящий ребёнок в центре. Дети идут по кругу то в одну сторону, то в другую сторону со словами: «Мы пришли в огород, огурец здесь растёт». Водящий ребёнок в шапочке огурца даёт команду: «Приседай, приседай, с грядки огурец срывай».
Дети приседают, имитируют движение по заданию водящего. Водящий меняется, меняется и задание, например: Морковку из грядки выдёргивай»
А теперь мы в сад пойдём,
мы там яблочки нарвём
на носочки вставай,
прямо с дерева срывай!
3. Пантомима «Репка» (выполнение движений без слов)
Роли выбирают дети по желанию, или их распределяет логопед. Пантомиму можно повторить с несколькими группами детей.
4. Подвижная игра-эстафета «Поможем маме приготовить обед»
Играют две команды. В корзине натуральные овощи и фрукты или муляжи: капуста, лук, чеснок, свекла, картошка, петрушка, яблоко, груша, банан, лимон, ананас, апельсин, мандарин.
Воспитатель: Мама пришла с рынка, в корзине у неё овощи и фрукты. Она решила приготовить борщ и компот. Необходимо её покупки разложить так, чтобы одни пригодились ей для борща, а другие – для компота.
5. Сценки-шутки, подготовленные заранее.
а) – Почему ты, зайчик, грустный?
-Потерял кочан капусты.
— А какой?
— Вот такооой… круглый, белый и большой!
— Ну –ка, зайка-шалунишка, дай потрогать животишко!
он тугой, как барабан!
— Значит съел я свой кочан. И забыл (пожимает плечами с грустью)
б) – Где же яблоко, Андрюша?
— Яблоко давно я скушал.
— Ты не мыл его, похоже?
— Я с него очистил кожу.
— Молодец ты стал какой.
— Я давно уже такой!
— А куда очистки дел?
— Я очистки тоже съел!
6. Конкурс загадок.
Вспомнить и загадать загадки об овощах и фруктах.
Придумать загадки-описание.
7. Подвижная игра «Собираем урожай»
Играют две команды. Первая собирает, например, бананы. Результат каждого участника подсчитывается хором. Вторая собирает морковки. Подводят итоги.
8. Игра «Выбираю сок»
Дети долго играли, дети очень устали
В группу дети спешат, сока выпить хотят.
Дети выбирают пластмассовые стаканчики, в которые вложены закладки с изображением фруктов и овощей, и называют, какой сок они выбрали.
Дети дают разные варианты ответов: «Я люблю яблочный сок, он сладкий», «Я выбрал морковный сок», «Больше всего мге нравиться грушевый сок».
Подведение итогов. Объявление команды-победителя
Полученные результаты:
Для детей:
- Дети выучили название, виды овощей и пряных растений.
- Дети ознакомлены с особенностями выращивания овощей и пряных растений (помидоры, укроп, петрушка, морковь).
- Дети знают о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста овощей и зелени.
- Сформировано умения детей ухаживать за грядками.
- Развиты чувства ответственности за благополучное состояние овощей и пряных растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
- Развита наблюдательность за ростом овощей и пряных растений и умение правильно отражать наблюдения в рисунке.
- Дети научились правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
- Развито уважения к труду, бережное отношение к его результатам.
Для родителей:
- Родители присутствовали на собрании.
- Родители собрали семена овощей и пряных растений для посадки в огороде.
- Активная помощь от родителей в работе на огороде детского сада. (полив, прополка, рыхление).
Для педагогов:
- Активное участие в посильной практической деятельности.
- Дети с большим интересом наблюдали за посадкой и всходами семян.
- Активное взаимодействие семьи и детского сада.
- У детей развилось восприятие красоты природы и передаче ее через рисунок.
Используемая литература:
1. Е.А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам». Планирование и конспекты: Кн, 2. — М.. ТЦ Сфера, 2006 г.
2. Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду», М: ТЦ Сфера,
2010 г.
3. Л.Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008 г.
4. О.А. Скоролупова « Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях». М.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО«СКРИПТОРИЙ 2003», 2006 г.
5. О.С. Ушакова «Знакомим с литературой детей 5-7 лет». М: ТЦ Сфера,
2009 г.
6. Т.А. Шорыгина «Овощи. Какие они?». Москва изд. ГНОМ, 2013 г.
7. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
Приложение 4
Загадки про овощи
Что за скрип? Что за хруст? Дом зеленый тесноват: Этот овощ — генерал, Золотистый и полезный, Уродилась я на славу, Корешок оранжевый под землей сидит, Под землею подрастала, Кругла да гладка, Никогда он не грустит, | Вырастает он в земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуешь Даже маленькую дольку — Будет пахнуть очень долго. (Чеснок) Угадай, что за капуста, – Вся в цветочках, густо-густо, Несколько голов кудрявых, В белых шубках кучерявых. (Цветная капуста) Он на солнце греет бок, Дарит нам томатный сок. Любят люди с давних пор Красный, спелый … . (Помидор) В огороде вырастала, В огороде жёлтый мяч, Щеки розовые, нос белый, Он кусает, но не пес. Растут на грядке елочки, В зелёной палатке |
Приложение 5
Загадки про фрукты и ягоды
Груша, яблоко, банан, Ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты Вместе все зовутся… (фрукты)
Жарким солнышком согрет, В шкурку, как в броню, одет. Удивит собою нас Толстокожий… (ананас)
Кто-то там, в углу садовом, В скромном платьице лиловом Прячется в листве пугливо. Догадались? Это… (слива)
На ветвях они висели, Как созрели — посинели. Смотрят сверху вниз пугливо, Ждут, когда сорвут их… (сливы)
Фрукт похож на неваляшку, Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала… (груша)
Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой Любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин Круглый рыжий… (апельсин)
Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран. Высоко растет… (банан)
Он большой, как мяч футбольный, | В желтоватой корочке Розовые долечки. Этот горько-кислый фрукт Называется… (грейпфрут)
Летом в платьице зеленом, А по осени — в лиловом. Ароматна и красива. Узнаете? Это… (слива)
Он из стран, где климат жаркий. Ярко-желтый, но не сладкий. Даже спелый кислый он. Как зовется фрукт? (Лимон) Надорвали край рубашки — Вниз посыпались стекляшки. Не собрать их все назад. Что за плод такой? (Гранат)
Кто там спрятал под листок Свой румяный крепкий бок? Под листы-панамочки Прячутся в зной… (яблочки) Что за фрукт поспел в садочке? Кость внутри, в веснушках щечки. Прилетел к нему рой ос. — Сладок мягкий… (абрикос)
Сверху — шкурка золотая, В центре — косточка большая. Что за фрукт? — Вот вам вопрос. Это сладкий… (абрикос) Длинноножка хвалится – Три сестрицы, весною рожденные, |
Секреты, которые помогут собрать больше овощей, ягод и зелени
Брокколи, петрушка и кочанный салат. Петрушку высевают в три ряда ранней весной, а брокколи высаживают между петрушкой в два ряда в мае. После того как петрушка подрастет, ее надо проредить, а в оставшиеся пустоты высадить рассаду салата.Расстояние между рядами петрушки — 45 см. Крайние ряды — на расстоянии 5 см от края грядки. Между рядами брокколи — 60 см, а между растениями в ряду — 45 см. Кочанный салат размещают на расстоянии 30 — 45 см в ряду.
Земляника, томаты, шпинат, кресс-салат, укроп, петрушка и чабер. В августе в два ряда на расстоянии 50 см друг от друга высаживают землянику. Весной следующего года между рядами земляники ровно по центру высевают укроп и в том же ряду на расстоянии 1 м друг от друга высаживают томаты.
Между укропно-томатной грядкой и земляникой высевают по одному ряду кресс-салата и шпината, а по другую сторону от земляники — по ряду петрушки и однолетнего чабера.
Морковь с майораном. Их сеют через ряд с расстоянием между рядами 15 см. Можно также подсеять майоран в сами грядки с морковью с расстоянием в 1 м.
Огурцы с укропом. Огурцы высевают в два ряда. Расстояние между рядами — 60 см. Между ними и по краю гряды сеют укроп.
Земляника с петрушкой и томатами. Землянику высаживают в августе в два ряда. А весной между ними и по краю гряды высевают петрушку. Петрушка предохраняет землянику от улиток.
В среднем ряду петрушки можно посадить томаты на расстоянии 1 м друг от друга.
Лук, петрушка, морковь и редис. На грядке в четыре ряда на расстоянии 20 — 25 см друг от друга высаживают лук-севок. Луковицы размещают через 8 — 10 см. В эти же ряды между луком высевают редис. Затем на расстоянии 10 см от рядов с луком и редисом, чередуя, сеют морковь (три ряда) и петрушку (два ряда).
Первым на такой грядке созреет редис. Затем убирают лук. Оставшиеся петрушка и морковь после этого нормально развиваются и к концу лета дают хорошие корнеплоды.