Самый известный сад Пита Удольфа в Англии
Многие англичане называют Скэмпстон Холл (Scampston Hall Walled Garden) самым выдающимся из современных садов Великобритании. Он удивительным образом сочетает в себе прошлое и будущее садового искусства.Усадебный дом начала XIX века расположен в центре парка размеров в 28 гектаров, заложенного Ланцелотом Брауном. В 1998 году современное поколение семьи Легард, которой принадлежит поместье, доверило известному голландскому ландшафтному дизайнеру Питу Удольфу создать незаурядный новый сад в границах заброшенного старого огорода, занимающего почти 2 гектара. Удольф разделил это пространство буковыми изгородями на серию различных зеленых комнат.
Для того, чтобы попасть в зеленые комнаты, для начала придется пройти вдоль длинной кирпичной стены. Здесь под липовой аллеей простирается пятисотметровый миксбордер с декоративнолистными кустарниками и гортензиями, подбитыми многолетниками.
По ходу движения в живой изгороди открывается три проема. Они одновременно играют роль и входа в комнаты, и начала вист. Последний проем открывает обзор на знаменитые «волны» из молинии Poul Petersen. С середины августа, когда распустившиеся колоски колышатся на ветру, эти злаковые волны действительно создают ощущение моря на земле. Лаконично и гениально.
Овощи, растущие в приподнятых кирпичных грядках небольшого огорода, идут прямиком на кухню небольшого ресторана при саде.
В плодовом саду также выращивают цветы на срезку. Схемы посадок и колористические решения меняются здесь каждый год.
«Тихий сад» представляет из себя высаженные симметрично относительно длинной оси 24 трехметровые тиссовые цилиндрические колонны с прямоугольным основанием и квадратный водоем. Это место для уединенных размышлений.
Гигантские параллелепипеды из самшита и миксбордеры из многолетников под тиссовыми изгородями – так выглядят весенний и летний самшитовые бордюры. Они расположены по разные стороны лугового цветника.
В центре сада – луговой цветник, представляющий богатую палитру многолетников. Он разбит дорожками на четыре сектора, в центре находится старый прудик с фонтаном. В этих цветниках форма листвы, соплодий и цветоносов так же важна, как и окраска и форма соцветий.
Красивый фон луговому цветнику обеспечивает рощица багряника японского. Осенью это дерево окрашивается в яркие желтые тона. Многие отмечают, что в это время листья пахнут ванилью или карамелью, но я этого не заметил.
Сад-серпантин состоит из фигурных тиссовых изгородей, среди которых можно потеряться (если постараться).
Со смотровой площадке на срезанной верхушке «газонной» пирамиды открывается панорамный вид на весь сад.
Сайт поместья: www.scampston.co.uk
Понравился сад?
А завтра, если успею, расскажу про 100 любимых растений Пита Удольфа.
Сад ландшафтного дизайнера Пита Удольфа
Знаменитый садовник Пит Удольф (Piet Oudolf) превращает городские парки и заброшенные железные дороги в цветущие прерии и заливные луга. Ему подражают, им восхищаются. И есть за что. Ведь он совершил революцию в ландшафтном дизайне.
В 1970-е годы, когда Удольф только начинал работать, массовое представление об искусстве садоводства сводилось к подстриженным лужайкам. Розы были королевами сада, ухоженность считалась идеалом. И только Питу Удольфу такие сады казались неестественными. Однако и он понял это не сразу.
До двадцати пяти лет Пит Удольф работал барменом в ресторане своих родителей в голландском Харлеме, откуда он родом. И лишь когда устроился на работу в садовый центр, осознал, что нашел призвание, окончил ландшафтную школу и в 1977-м открыл собственную компанию.
В 1982-м вместе с женой Аней они приобрели старый фермерский дом в деревне Хуммело, где Пит заложил сад, открыл питомник и вывел более семидесяти сортов растений. Один из сортов шалфея Пит назвал в честь жены Dear Anja. И сегодня в свои 75 не устает признаваться ей в любви. «Без Ани все это было бы невозможно, — говорит дизайнер. — Пока я проектировал парки по всему миру и писал книги, она ухаживала за питомником». Без питомника он был бы как художник без красок. В те годы злаковые культуры, многолетние цветы и травы, которые он щедрыми красками вписывал в эскизы своих садов, были слабо представлены на европейском рынке. Поэтому Удольфы выращивали их сами, выискивая интересные сорта в бесчисленных поездках по всему миру.
В 2010 году питомник закрыли: к этому моменту стиль Пита Удольфа с характерной для него имитацией диких луговых зарослей обрел бешеную популярность, и любимые дизайнером растения можно было купить и без его помощи. Сейчас на месте питомника разбит многолетний луг — прямо под окнами рабочей студии Пита. «Мне нравится работать, глядя на мой искусно сплетенный пейзаж», — без ложной скромности говорит дизайнер. На этом лугу Пит дает растениям еще больше свободы, чем на грядках в передней части участка.
Из главного дома открывается вид на газон и круглую клумбу, заросшую гигантским мискантусом. Мощные многолетние растения — посконник пурпурный, эхинацея, горец свечевидный, дербенник иволистный, астильбы, кровохлёбка и вероникаструм доминируют над грядками и мягко покачиваются на ветру среди пампасной травы и дешампсии. Хотя этот «хаос» выглядит очень естественным и даже случайным, все организовано по сценарию и соответствует проекту дизайнера. Оттенки цветов, формы стеблей и листьев деликатно гармонируют между собой.
Искусно созданная естественность «дикорастущих» растений контрастирует с подстриженными живыми изгородями и топиарными формами из лесного бука, которые обрамляют ведущую от входа подъездную дорогу. А дальше — поля, где пасутся овечки и кружат пчелы.
Пит Удольф хотел, чтобы сад был прекрасен в любое время года, а не только в момент цветения фаворитов клумбы. Он считает, что посадки должны казаться свободными, дикими, живущими своей жизнью, словно созданными без участия человека. Дизайнер подчеркивает, что сад прекрасно выглядит круглый год: растения не будут срезаны осенью, ведь, даже отцветшие, они являются элементом дизайна. Нам остается поверить на слово. В 2018 году Пит закрыл свой сад для посещений, но мы можем наслаждаться им на фото и следить за анонсами на сайте. Вдруг откроет? www.oudolf.com.
Естественный сад, или Как поймать «новую волну» Пита Удольфа
В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).
Логин или e-mail: Или войдите с помощью этих сервисов:Самый модный садовник XXI века Пит Удольф
Пит Удольф на фоне сада Lurie в Чикаго, принесшего ему мировую славу.Факты
- Пит Удольф (Piet Oudolf) Родился в 1944 году в Харлеме (Нидерланды).
- В 25 лет увлекся садоводством.
- В 1977-м открыл собственную садоводческую фирму.
- В 1982-м поселился в деревне Хуммело, где заложил сад и открыл питомник.
- Вывел более 70 сортов растений.
- С начала 2000-х оформил более 30 общественных и частных садов в Европе и Америке. Один из его последних проектов — ландшафтный дизайн обновленного ресторана Noma в Копенгагене.
- Лауреат многочисленных премий и наград, в том числе European Garden Award. Почетный член Королевского института британских архитекторов (RIBA) — «за развитие радикальных идей в садовом дизайне».
- Живет и работает в Хуммело (Нидерланды). Сад Пита Удольфа открыт для посещения с конца мая по октябрь по четвергам, пятницам и субботам.
Прежде чем стать садовником, Пит Удольф успел поработать официантом и барменом в семейном кафе в родном Харлеме, потом продавал оптом рыбу и был сталелитейщиком, пока в 25 лет не устроился в садоводческую фирму. Тогда-то он и решил, что искусство создания садов будет его профессией. Он окончил ландшафтную школу и в 1977 году стал заниматься ландшафтами в родном городе.
Но дизайн цветников, который обычно заказывали, особой радости не приносил. В 1970-е массовые представления о красивом саде сводились к подстриженным лужайкам, аккуратным клумбам и рабаткам с красиво рассаженными крупными и яркими цветами. Розы были королевами сада. Ухоженность считалась идеалом.
Сад Thews в Германии, проект Пита Удольфа.Питу Удольфу такие сады казались неестественными. Красивая композиция существовала здесь и сейчас, но не во времени. Пит хотел, чтобы сад был прекрасен в любое время года, а не только в момент цветения фаворитов клумбы. Он считал, что посадки должны казаться свободными, дикими, живущими своей жизнью, словно созданными без участия человека.
Дом Пита в Хуммело, который он начал строить вместе с женой Аней в 1981 году.«Всю жизнь я пытаюсь передать спонтанность, которая есть у растений в природе. Я не стремлюсь копировать природу, я хочу передать ощущение естественности», — любит повторять он. Пит стал разрабатывать методы создания таких садов. В 1982 году он поселился с женой и двумя детьми в старинном фермерском доме в деревне Хуммело недалеко от границы с Германией. Здесь основал питомник и сад и начал экспериментировать.
Сад, разбитый Удольфом к 12-й Венецианской биеннале, рядом с Арсеналом (2010 год).Питомник был нужен еще и для того, чтобы содержать семью: они с женой выращивали цветы на продажу. Удольф изучал свойства растений, то, как они ведут себя в разное время года, как сочетаются и уживаются друг с другом, занимался скрещиванием и выведением новых сортов. Особенно его интересовали цветы и травы американских прерий. Он стал адаптировать их у себя на участке. Основную роль отводил декоративным злакам с филигранными колосками и метелками с изломанными тонкими листьями и неброским полевым многолетникам с соцветиями-свечками. Именно они, а не яркие и крупные садовые цветы отвечают у него за красоту сада.
План сада Пита Удольфа.Цвет не играет в его концепции особой роли, но нетрудно заметить, что в его садах преобладает лиловая, фиолетовая и пурпурная палитра. Пит никогда не обрезает отцветшие растения. Он считает, что в пожухлых коричневых побегах и семенных коробочках есть своя красота, нужно только привыкнуть к ней и научиться ее видеть. А зимой, посеребренные инеем, они служат главным украшением ландшафта.
В садах Удольфа преобладает лиловая, фиолетовая и пурпурная палитра.За время своей работы в питомнике он вывел более 70 сортов растений, подходящих для садов в этом стиле. Среди них шалфей Dear Anja — в честь жены — и буквица лекарственная Hummelo — в честь места, где он прожил полжизни. Все это время он пропагандировал свои идеи: писал и издавал книги с красочными фотографиями, открыл свой сад для публики и водил по нему экскурсии. У него появились последователи, его стиль стали называть «Новой волной в садоводстве». Но всемирная популярность пришла к нему лишь около 10 лет назад.
Сад для временного павильона лондонской галереи Serpentine, совместный проект Удольфа с притцкеровским лауреатом Петером Цумтором (2011 год).В начале 2000-х знаменитый архитектор и притцкеровский лауреат Фрэнк Гери пригласил Удольфа разбить сад Lurie на территории парка Millenium в Чикаго. Сам Гери проектировал для парка ряд построек. На площади около одного гектара Удольф высадил 26 тысяч растений. Сплошное море остролистных злаков и соцветий в окружении подступающих со всех сторон к саду небоскребов смотрится жизнеутверждающе. Почти одновременно Пит Удольф работал над другим крупным проектом — Садом Памяти в парке Battery на южной оконечности Манхэттена. Здесь он создал зеленое обрамление для променада, который вьется вдоль Гудзона.
Знаменитый проект Удольфа — променад High Line в Нью-Йорке (2009–2014 годы) на месте заброшенной железнодорожной ветки.Сад закладывали при большом стечении народа, с участием представителей мэрии. Каждый желающий мог посадить понравившийся ему кустик травы или цветок. И еще один знаменитый нью-йоркский проект Удольфа — озеленение заброшенной железнодорожной ветки High Line, проходящей по Вест-Сайду на высоте примерно 10 метров. В 2009–2014 годах ветку превратили в променад длиной 2,3 километра, а Пит высадил между шпалами и рельсами свои любимые травы и цветы. High Line стал популярным у местных жителей и гостей Нью-Йорка аттракционом. Садовник создал ощущение, что природа наступает и постепенно захватывает постиндустриальный пейзаж.
Сад Памяти в парке Battery на южной оконечности Манхэттена, проект Пита Удольфа. Сад закладывали при большом стечении горожан. Каждый желающий мог посадить понравившийся ему кустик травы или цветок.Но спонтанность садов Удольфа на самом деле результат большой и тщательной работы. Он продумывает композиции и подбирает сочетания растений с учетом фона, освещенности и ландшафта, чертит схемы и планы посадок. Нельзя сказать, что однажды созданные им сады дальше живут своей жизнью. За ними постоянно следят специально обученные сотрудники, а сам автор приезжает с инспекцией минимум раз в два года, чтобы исправить все расхождения с первоначальным замыслом.
Собственный сад Пита Удольфа. По замыслу дизайнера, тщательно продуманные посадки должны казаться дикорастущими. Летом здесь особенно хороши дербенник прутовидный, астильба, баптизия леуканта, дешампсия и вероникаструм виргинский.- Фото:
- САБИН БУНГЕРТ
- Фото:
- САБИН БУНГЕРТ
Стиль Пита Удольфа оказался идеальным для современных городов. Имитации луговых зарослей прекрасно смотрятся рядом с архитектурой — и современной, и классической, и промышленной, наталкивая на философские размышления. «Благодаря растениям архитектура становится cоразмерной человеку. В отличие от нее растения меняются каждый день и вызывают живой отклик», — считает Удольф. И он, несомненно, прав.
Сад Памяти в парке BatteryДругие материалы по теме:
Сад ландшафтного дизайнера Пита Удольфа
Elle Decoration
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
Сады Пита Удольфа: новая волна
Пит Удольф главный идеолог садоводства новой волны в стиле Naturgarden, по чьей концепции были разбиты модные сады в Лондоне, Бонне, Роттердаме, Барселоне, Нью-Йорке и Венеции.За советами этого человека по обустройству сада выстраиваются огромные очереди, клиенты стремятся «заполучить» его в свои руки по всей Европе и Америке.Фото с сайта oudolf.com
НАЧАЛО ПУТИ
Пит Удольф родился в 1944 году в провинции Северная Голландия, в городе Харлем. Кем только он не успел поработать в молодости: моряком, барменом, продавцом, официантом и даже сталелитейщиком. Как уже можно понять из этого «разношерстного» списка, склонности к садоводству у будущего дизайнера не было. Смена профессиональных ориентиров произошла чисто случайно. Удольф устроился разнорабочим в питомник растений. На тот момент ему было 26 лет. Поработав в питомнике, Пит понял, что влюбился в растения, и больше ничего искать не надо. Нужно просто развиваться в этом направлении. Он записывается в школу ландшафтного дизайна и через четыре года получает соответствующее образование.
Затем Удольф открывает собственное дело – небольшую компанию, оказывающую услуги по обустройству садов. В материальном плане компания окупила себя – желающих иметь красивый, ухоженный сад было много. А вот профессионального удовлетворения мастер не получал. Все заказы были однотипны: тщательно подстриженные газоны, четкие формы цветников с розами – в общем, классический английский сад. Художественный взгляд Пита и его желание творить выходило за рамки искусственного моделирования с последующим поддержанием идеальной формы. Его сад должен быть свободным, спонтанным, близким к природе и красивым в любое время года.
Пит и Ани Удольф в своем саду. Фото с сайта cultureforfriends.eu
«Английский сад не имеет ничего общего с экологией – он требует постоянного ухода. Он диктует что нужно делать каждую минуту, каждый день, каждую неделю».
Чтобы экспериментировать с ландшафтными формами и селекцией, Пит с женой Ани переезжают в деревню Хуммело.
Дом Пита Удольфа в Хуммело. Фото с сайта oudolf.com
Итогом этих экспериментов стали совершенно ясная концепция сада новой волны (о ней мы поговорим позже) и более 70 выведенных сортов растений, среди которых знаменитый шалфей Dear Anja, названный Удольфом в честь любимой жены, и буквица Hummelo — в честь места, в котором они долго жили.
На сегодняшний день у дизайнера внушительное портфолио проектов и наград:
Сад в Бад-Дрибурге. Фото с сайта oudolf.com
работа с Мин Рёйс (уважаемой дамы в кругах голландского ландшафтного дизайна),
проектирование парка «Миллениум» в Чикаго совместно с Жаклин ван дер Клут,
сад для временного павильона лондонской галереи Serpentine,
Сад Памяти в парке Battery в Манхеттене,
променад High Line в Нью-Йорке и еще множество интересных и заслуживающих внимания садов;
Пит Удольф — лауреат European Garden Award, почетный член RIBA и др.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СТРОЕНИЯ САДА
Удольфианский сад (именно такой термин все чаще и чаще проскальзывает на просторах интернета и в изданиях по ландшафтному дизайну) только на первый взгляд хаотичен. Все как будто бы само выросло и продолжает расти дальше. На самом деле это четко выстроенная и концепция. Вот несколько базовых положений, по которым Пит строит свои сады.
Нужно полностью задействовать все архитектурные возможности того или иного вида. Фото с сайта oudolf.com
1. Прежде всего должна проводиться работа с формами растений
Нужно полностью задействовать все «архитектурные» возможности того или иного вида. В связи с этим Пит выделяет несколько групп растений:
Шаровидной формы
Как уже ясно из названия, это растения с шарообразными соцветиями. Их цель – выглядывать из-за зелени, «играть» на закатном солнце.
Их цель — играть на закатном солнце. Фото с сайта oudolf.com
Дизайнер рекомендует использовать короставник македонский, монарду двудомную, кровохлебку лекарственную и пр. Но его фаворит –мордовник с мелкими синими или голубыми цветками, собранными в шар, и колючими листьями.
Остроконечной формы («свечки»)
Соцветия неширокие, устремленные вверх, напоминающие готические шпили. Сред них: наперстянка, сальвия, вертикальные злаки, вероникаструм виргинский, дербенник и шалфей.
Фото с сайта oudolf.com
Зонтичной формы
Тут все просто соцветия похожи на зонтики, и у большинства ассоциируются с дикой природой, которую не тронула рука селекционера. Тысячелистник, дягиль, лихнис халцедонский, ну и, конечно же, знакомые всем фенхель, любисток и кашка.
Экраны
Полупрозрачные растения с неяркой текстурой. Они призваны сгладить, смягчить краски своих «соседей». Это опять же злаки (например, ковыль), некоторые виды василистника, рута душистая и вербена.
Сад Ани и Пита в Хуммело в Нидерландах. Фото с сайта oudolf.com
Ромашки
Под этим понятием у Пита объединен все растения, имеющие соцветия-солнышки, как у ромашек: эхинацея, а также новоанглийские или новобельгийские астры.
Метелки и перья
Тут название тоже говорит само за себя. В эту группу господин Удольф поместил растения с мягкими формами, похожими на перья или метелочки.
Метелки и перья. Фото с сайта oudolf.com.
Любимица Пита – астильба, а также таволга болотная и другие растения, подобной текстуры.
2. Сад должен быть прекрасен круглый год
Идеальный сад Пита Удольфа – «сад четырех сезонов». Он считает нецелесообразным ходить по саду с секатором и отрезать то, что уже отцвело, чтобы ненужные соцветия и веточки не портили общую картину. Все нужно задействовать.
Сад Пита Удольфа в Трентэме зимой. Фото с сайта oudolf.com
Поэтому дизайнер отдает предпочтение высадке растений разного периода цветения по следующей (приблизительной) формуле:
30% — цветущих весной,
40% — летом,
25% — осенью,
а остаток приходится на зимние «украшения». Ведь сад поздней осенью и зимой не менее прекрасен.
Интересно: Самый надежный способ проверить, хорош ли сад, – это сделать его черно-белую фотографию. Вот такое интересное мнение у Пита Удольфа. Если на таком фото сад выглядит «приятно», значит, все сделано правильно.
3. Правило «70 на 30»
Согласно ему Пит разделяет все растения на структурообразующие и наполнители. Структурообразующие могут цвести до поздней осени – они главные в саду. А вот у наполнителей короткий период цветения.
Фрагмент цветника. Фото с сайта static.habitissimo.it
Говоря проще, основа – это холодоустойчивые многолетники и злаки, а украшение (правда, недолгое) – однолетники.
4. Правило «пирога»
Еще одна интересная идея мастера. Он предлагает сравнить сад с пирогом. Казалось бы, странно: что общего может быть у садоводства и кулинарии?! Чтобы понять суть этого правила, вспомним, что нужно любой хозяйке, чтобы пирог (или торт, кому что больше нравится) удался? Во-первых, это тесто, которое в процессе выпечки принимает определенную форму, во-вторых — украшения (кондитерские посыпки, орешки, цукаты, кремовые розочки и прочее), без которых пирог не пирог, а торт не торт.
С садом то же самое – у каждой грядки и клумбы есть форма, есть основа (тесто) – в ее качестве Удольф предлагает использовать столь любимые им злаки, а есть украшения – растения с яркими соцветиями. Они должны работать в унисон.
5. Растения высаживаются по уровням
По мнению Удольфа, их может быть два или три. На первом – травы и низкорослые растения, второй – кусты, третий – высокие деревья.
6. Цвета в саду должны быть не только яркими и «вкусными»
Редко кому нравятся темно-желтый и коричневый оттенки в саду, характерные для поздней осени. Уныло? Грустно? Чего-то не хватает, по сравнению с летним буйством красок? А Пит Удольф придерживается другого мнения. Нет в природе ничего некрасивого, у каждого цвета свое обаяние. Дизайнер не видит ничего странного в том, чтобы любоваться поблекшими листьями, сморщенными соцветиями, голыми ветками. Такое видение он почерпнул из философии Хенка Герритсена. Увядает цвет, но остается форма. Поэтому сажать нужно то, что не потеряет привлекательной формы после того, как облетят цветы и листья.
Сад Пита Удольфа зимой. Фото с сайта theplanthunter.com.au
«Ты принимаешь смерть. Ты не убираешь растения из сада, потому что даже отмирающие они выглядят хорошо. И коричневый тоже цвет».
7. Нет ничего предосудительного в столкновении природы и мегаполиса
Небоскребы и «море» шуршащих злаков – почему бы нет?! Пит Удольф – большой любитель вписывать naturgarden в урбанистический пейзаж. Одним из ярких примеров такого странного соседства – парящий парк — променад High Line в Манхеттене.
High Line Park. Фото с сайта baunetz.de
Заброшенная железнодорожная ветка, проходящая на высоте примерно 10 м, эксплуатировалась последний раз в 1980 году. В 2014 год закончились все работы по ее чудесному превращению в променад длиной 2 с лишним километра. Пит Удольф стремился создать впечатление того, что природа наступает на город и отвоевывает территорию. Поэтому шпалы и рельсы убирать не стали, между ними были высажены цветы и травы. Растения были отобраны по времени цветения. Поэтому цвета и текстуры в парке постоянно меняются.
High Line. Фото с сайта oudolf.com
Это лишь немногие факты об удольфианских садах. На самом деле отдельного обсуждения заслуживают многие идеи Пита, которые, как ни старайся, в один пост не уместить. Поэтому предлагаю подборку книг Пита Удольфа, в которых дизайнер от первого лица излагает свою точку зрения.
Книги Пита Удольфа о ландшафтном дизайне:
1. «Дизайн с растениями»/«Designing With Plants», 1999 г. Рассказ о форме, цвете и текстурах. Особое внимание следует уделить главам «Великое» и «Мистицизм».
2. «Сады с травами»/«Gardening With Grasses», 1998 г. Речь идет о садоводстве с активным использованием трав.
3. «Сады во времени и пространстве»/«Planting Design: Gardens in Time and Space», 2005 г. Затрагиваются вопросы подготовки почвы к посадке растений, выбора растений и последующего ухода за ними.
4. «Растения мечты для натурального сада»/«Dream Plants for the Natural Garden», 2000 г. Изложение теории и практики посадок.
5. «Создание натурального сада»/«Planting the Natural Garden», 2003 г. Все о создании натурального сада.
6. «Neues Gartendesign mit Stauden und Grаrsern”. Описание проекта «Gardens of Remembrance in The Battery» в Нью-Йорке.
Источник
Piet Oudolf (Пит Удольф) | Мастера садово-паркового и ландшафтного искусства
(род. 1944)В молодости голландец Пит Удольф (Piet Oudolf) успел поработать официантом, барменом, сталелитейщиком, плавал на рыболовецком судне. В возрасте 26 лет, попав в питомник разнорабочим, Удольф влюбился в цветы. Спустя 4 года он приобрел профессию дизайнера ландшафтного строительства.
Как вспоминает сам Удольф, — «35 лет назад, когда я познавал азы профессии, все поклонялись английскому традиционному стилю. Первостепенным был цвет. Я быстро насытился этим». Пит начал смешивать декоративные злаки и многолетники. Подыскивал растения, которые уживались бы со злаками. Он основал дизайн бюро в Харлеме (Нидерланды) в 1976 году, его первые сады были напечатаны в прессе в начале 80-х.
В 1982 Удольф перебрался на ферму Hummelo в маленькой деревне вблизи немецкой границы, где, наконец, смог всецело посвятить себя экспериментам с растениями. Когда в семье было уже двое детей, Пит с женой заложили небольшой питомник, что позволило ему глубже изучить поведение и характеристики растений. Здесь Удольф, при поддержке Бет Шатто (Beth Chatto) начал эксперименты по скрещиванию растений. Усилия окупились сполна: его понимание цветов стало неоспоримым, именно эти знания помогли ему в дальнейшем создавать сады, где растения прекрасно уживаются и делают сад декоративным на протяжении всего года. Удольф открыл или создал более 70 новых растений, одно из которых — шалфей «Дорогая Анья», в честь своей жены. Сейчас питомник Пита Удольфа открыт с апреля по июнь и с августа по октябрь. Посетители могут купить любое растение, выращенное здесь.
Книги Удольфа отличает открытость и даже несколько чрезмерная самоуверенность автора. Они прекрасно иллюстрированы и красочны. Даже когда Удольф составляет Справочник растений, его яркая индивидуальность сквозит в каждой строчке. Описание эхинацеи начинается с таких слов: «приходится с огорчением признать, что на нее нельзя положиться… эти цветы не терпят соперников вблизи себя: за два года они будут вынуждены исчезнуть… но мы не теряем надежды оспорить приговор и, может, в конце концов, этому растению найдется подходящее место в саду, где она будет наслаждаться долгой и счастливой жизнью».
Принципы, которых придерживается Пит, одинаково хорошо подходят для масштабных и небольших частных садов. Главное не переборщить с дизайном, не использовать в посадках большое разнообразие видов, отводя ведущую роль выносливым растениям, декоративным на протяжении всего года.
Коттеджные, тропические, средиземноморские сады в свое время были писком ландшафтной моды. Кажется, что уже любое сочетание было использовано, и, наверное, никто уже не ожидает, что придет кто-то с идей как по-новому использовать всем известные растения. Таким человеком оказался Пит Удольф. Он и еще несколько европейских дизайнеров открыли новое течение в ландшафтном искусстве, которые они назвали «Новая Волна». Подробное описание можно найти в книгах Удольфа. Основополагающий принцип заключается в том, что структура, форма и текстура предшествуют цветовому решению. «Не делайте сад голубым и пурпурным. Сочетайте формы, а уже потом думайте какой цвет будет уместен в этой картине».
Вот уже три десятилетия как идеи Удольфа, порой столь неординарные в смысле понятия красоты и хорошего вкуса, принесли ему узнаваемость и славу в Европе. Новое направление в ландшафтной архитектуре «Новая волна» поддержано его поклонниками и фанатами в США. Удольф спроектировал сады Парка Миллениум и The Battery в Нью-Йорке. Эти объекты пропагандируют его основной принцип: структура и форма более важны, чем цвет: «Моя работа заключается в том, чтобы воссоздать непринужденное присутствие растений как в природе. Идея состоит не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы привнести ощущение природы».
Пит смотрит на форму растения и классифицирует его. Ведь растение не будет цвести без устали. В группу с «остроконечными верхушками» можно добавить наперстянку и сальвию, а также вертикальные злаки (колоновидной формы). К растениям, служащим экраном сада можно отнести руту душистую, а также высокие травы с тонкими стеблями или даже фенхель и пурпурную вербену, два растения, цветки которых на длинных изящных стеблях создают ощущение высоты, в то же время не закрывая вид за собой. У Пита свое мнение на счет цвета. Он считает, что не только цветы, которые могут привносить в сад оттенки красного и бордового, но и травы и листва способны на такое.
Удольф отдает предпочтение многолетникам, нежели чем кустарникам и деревьям. Многолетники меняются постоянно, они красивы в любом состоянии, даже когда приходит время умирать. Это непостоянство создает настроение в саду. Некоторые сады словно «замороженные». Сад как зеркало, в нем должно отражаться любое изменение в природе, он наполнен эмоциями и обладает душой. Чтобы поймать настроение, Пит наблюдает, как свет ложится на растения, как ветер и дождь меняет форму, и даже как выглядят стебли, подхваченные инеем или окутанные паутиной словно кружевом.
В конце концов, он выбирает выносливые растения. Они прекрасно уживаются, свободно вторгаясь на территорию друг друга. Создается впечатление некой неухоженности, но это, в общем-то, просто пышущий жизнью, приближенный к природному сад.
Это не значит, что растения не требуют ухода (пикировка, пересадка, рыхление, подкормка). Но достигается основная цель – выбранные виды реализуют свой потенциал в тех условиях, которые им были предложены. Они не подвержены болезням. Они могут за себя постоять.
Несмотря на страстное увлечения масштабными садами, Пит Удольф с готовностью дает подсказки владельцам скромных садовых пространств, скажем, примерно в районе 30 кв.м. Сначала необходимо спланировать пространство, которое станет уютным уголком для спокойного времяпрепровождения круглый год. Удаляем дерн и берем пробы почвы, прежде чем что-либо предпринимать. Поддержите почву компостом и минеральными удобрениями при необходимости.
Удольф обращает внимание на то, что необходимо отбирать удобные в уходе растения, которые терпимы к меняющимся условиям проживания и устойчивы к сорнякам. «Ничто не требует стольких затрат труда и времени как садоводство». Нужно уметь сочетать растения, которые требуют одинаковых условий проживания. Не пытайтесь совместить вереск, который нуждается в кислой среде, и лаванду, которая прекрасно себя чувствует на мягких почвах.
Вместо того, чтобы высаживать полчище растений всевозможных расцветок, Пит рекомендует засадить значительное по площади пространство одним видом. Чтобы сад сохранял привлекательность круглый год, просто нужно высаживать виды с разными периодами цветения. Он предлагает придерживаться следующего соотношения: 30% — весеннецветующие, 40-45% — расцветающие летом, 25% — стартующие осенью, не забывая и про те, которые украшают сад зимой. Пит Удольф не чистит сад до поздней осени или ждет ранней весны, потому что в его садах живут высокие травы и многолетники, великолепно чувствующие себя зимой.
Юлия Полякова,
cпециально для GARDENER.ru
Сады и парки, в создании которых участвовал Пит Удольф:
-
ABN Amro Bank (Netherlands)
-
Battery Park (New York, USA)
-
Botanical Garden ‘De uithof’ (Netherlands)
-
Chelsea Show (London, England)
-
Enkoping (Sweden)
-
Hesmerg (Netherlands)
-
Hoogeland (Netherlands),
-
Millenium Garden (Chicago, USA)
-
Oostzaan (Netherlands 2002).
-
Pensthorpe (Norfolk, England)
-
Scampston Hall (North Yorkshire, England)
-
Sneek (Netherlands)
-
Staudenmachsee (Hanover, Germany)
-
Wisley (Surrey, England)
Ссылки по теме
Смотрите также
John Vanbrugh / Джон ВанбруСегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б …
Комментарии
Сад Пита Удольфа
Больше тридцати лет знаменитый дизайнер Пит Удольф и его жена Анья принимали в своем частном саду всех, кто интересуется «новыми многолетниками» и новым голландским подходом к дизайну сада. За эти годы и имя Удольфа, и сад в Хуммело стали знаковыми нидерландскими брендами мирового уровня. Однако всё имеет начало и конец. 27 октября 2018 года сад навсегда закрылся для широкой публики – теперь его можно только вспоминать, разглядывая фотографии.
Пит и Анья Удольф (Piet and Anja Oudolf) переехали в Хуммело в 1980-х. Участок площадью 1,3 гектара со старым фермерским домом как нельзя лучше подходил для выращивания растений под дизайнерские нужды Пита. Остатки раскупали садоводы-любители. Собственно, знаменитый сад перед домом в те времена был и питомником, и местом для дизайнерских экспериментов. Даже знаменитая кулиса из волнистых тиссовых изгородей появилась из подросших сеянцев тисса: Удольф решил, что легче придать им форму, чем выкапывать. К сожалению, сырая зима 2011 года их не пощадила, и наводнение привело к тому, что и изгороди, и тиссовые колонны выпали – их пришлось удалить. После закладки сада перед домом в его нынешнем виде питомник переехал на задний двор. Им занималась Анья, и нужно признать, что он имел богатейший и актуальнейший ассортимент «новых многолетников», собранных и созданных в том числе и усилиями ее супруга. В 2010 году питомник закрылся, а его территорию занял «экспериментальный луг», в котором Пит Удольф соединил структурные многолетники с местными злаками и разнотравьем, выращенными из семян. Подводя итог, хочу написать, чему лично я научился у Пита Удольфа.
1. Природный сад не есть природа. Другими словами, не старайтесь создать природу – человеку это не под силу. Процитирую самого Удольфа: «Я не пытаюсь создать природу, я хочу создать ощущение природы, спонтанности. Я пытаюсь передать людям такое же ощущение, будто они находятся на природе, ощущение красоты, и это правильный подход к природному саду. Если приглядеться к природе… цветущие луга весной создают чувство экстаза, которое хочется принести с собой домой. Но вы не можете скопировать то, что увидели – оно слишком велико. Копирование маленькой части тоже не увенчается успехом. Естественная биосистема отличается от той, что в вашем саду, потому что в природе она поддерживается всеми ее обитателями. Я стараюсь воссоздать что-то, что доставило бы похожие ощущения, как от наблюдения природы».
2. Только спонтанность дает ощущение природы. В цветнике ее можно получить правильным подбором растений. Они не должны требовать какого-то дополнительного ухода: подвязки, обрезки отцветших соцветий или прополки обильного самосева, регулярного полива, подкормок и опрыскиваний от болезней и вредителей – всё это убивает спонтанность. И, конечно, они должны выглядеть живописно – чем дольше, тем лучше.
3. Декоративные злаки – основа цветника. Конечно, это не значит, что нужно сажать только злаки, или что они обязательно должны преобладать в цветнике. Но именно они – символ и база спонтанности. А значит, обязательный элемент. Многие декоративные злаки прекрасно подходят под требования, указанные в п.2.
4. Цветник из «новых многолетников» может эффектно выглядеть с весны до зимы (пока его не завалит снегом). Конечно, пик декоративности такого цветника приходится на июль-август. При желании можно подобрать растения так, чтобы цветение длилось с марта по октябрь – от подснежников, крокусов и морозников до осенних астр. Сыграют свою роль и декоративнолистные растения, и многолетники, обладающие красивыми соплодиями.
5. Многолетники удобно классифицировать по форме соцветий. В чисто дизайнерских целях: так проще продумать нюансные или контрастные по форме композиции: с плоскими соцветиями, колосовидными, сферическими и т.д – которые будут работать до конца садового сезона. А потом наложить на них цвет.
6. Сад создают формы. А цвет усиливает выразительность. Это очень хорошо видно, когда осенью растения жухнут и цвет уходит, и цветник держится на формах кустов, листьев, соплодий.
7. И, кстати, да, коричневый – тоже цвет. Когда уймутся яркие всполохи осенних красок, и останется лишь «пятьдесят оттенков сепии», понимаешь, насколько богатой может быть коричневая палитра и снова – как важна форма.
8. Можно обойтись минимальным набором структурных растений. Даже из двух видов растений можно сделать эффектный цветник. Но эти растения должны «работать» весь сезон.
9. Эстетика + экология. В сложных посадках из большого количества разных компонентов нужно знать, как растения будут сосуществовать вместе с экологической точки зрения. Комплексность достигается за счет повторяющихся пятен, задающих ритм. Посадка должна оставаться читаемой, иначе ее сложность не имеет смысла.
10. Вдохновение – в новом. Ищите новые многолетники, которые будут хорошо расти и долго цвести в вашем саду. Посещайте другие сады, садовые выставки, встречайтесь с коллегами по увлечению, замечайте интересное и учитесь. И, конечно, не переставайте экспериментировать!
Текст: Сергей Калякин, https://zen.yandex.ru/id/5a59cfed8139baa70ab685aa
специально для Gardener.ru
Фото: Сергей Калякин
|