О чем плачет ива? Растения вместо барометра — Это интересно
О чем плачет ива? Растения вместо барометра
Люди давно заметили, что многие животные и птицы крайне чувствительны к изменениям погоды, более того, они «прогнозируют» эти перемены не хуже современных синоптиков.
А вот о том, что такие способности есть и у растений, знают не все. Между тем ботаники насчитали не менее четырех сотен зеленых «барометров», которые реагируют на изменения в погоде.
Например, так называемая акация, точнее, карагана древовидная и робиния лжеакация, ошибочно называемые желтой и белой акациями. Если вы заметили, что их цветы издают сильный аромат, а пчелы так и облепили эти растения – не стоит идти в лес, скоро будет дождь. Дело в том, что цветы этих растений бурно выделяют душистый нектар перед дождем, когда влажность воздуха повышается. Так же ведут себя смородина, жимолость, донник. Своим усилившимся ароматом эти растения словно предупреждают знатоков природы: жди непогоды.
А вот черемуха и рябина активно приманивают к себе насекомых исключительно в сухие дни, пчелиный гул возле этих деревьев – точный показатель, что дождя в ближайшие дни не будет. Среди предсказателей хорошей погоды называют еще жасмин, фиалку, луговой василек и пустырник, их аромат в такие дни усиливается.
В роли синоптика выступает даже простенький одуванчик. Он закрывает свой цветок заранее, не дожидаясь дождя, тем самым помогая наблюдательным людям подготовиться к непогоде. Интересно, что даже отцветший одуванчик способен работать в качестве барометра – его пушинки, разлетающиеся в разные стороны в хорошую погоду, при повышении влажности тут же прекращают «вылеты» – чтобы не намочить их, одуванчик складывается, как зонтик.
Если из березы весной течет много сока –
к дождливому лету
Лесозаготовителям, работающим в хвойных лесах, полезно присматриваться к растущей там костянике. Это растение реагирует как на хорошую, так и на ненастную погоду. Перед хорошей — ее листья закручиваются вниз, а за 15–20 часов до дождя они раскручиваются или загибаются вверх. Так же ведет себя и папоротник орляк. Удивительно, но даже обыкновенный лопух реагирует на повышение влажности – перед дождем листочки, окружающие его шаровидные соцветия-корзинки, набухают, их крючки расправляются и становятся не такими цепкими.
Кстати говоря, деревья тоже реагируют на изменения в погоде. Например, ветви елей и сосен перед дождем опускаются вниз, а чешуйки их шишек плотнее прижимаются друг к другу. А вот перед ясной погодой ветки хвойных деревьев, наоборот, поднимаются вверх. Сигналит о дожде и клен – перед дождем его листья слегка свертываются, показывая свою нижнюю поверхность.
А есть еще деревья и кустарники, которые «плачут» перед дождем. Например, с листьев ивы, словно предупреждая о предстоящих осадках, порой стекает столько воды, что земля под деревом становится мокрой. Не зря в народе ее зовут плакучая. Конский каштан тоже предупреждает о дожде, причем его «слезы» появляются за 1–2 дня до непогоды.
Наверняка среди наших читателей есть люди, знающие свои лесные приметы, которые подсказывают об изменениях в погоде. Присылайте свои наблюдения по адресу [email protected], и мы опубликуем их на сайте нашего журнала.
Григорий Баландин по материалам сайта www.life-nature.ru
почему ее называют плакучей? Научное объяснение. Что капает с дерева в жару? Народные приметы о «слезах» ивы
Задавая вопрос, почему ива плачет, человек даже не замечает в таком восприятии явлений природы средств выразительности, присущих художественной литературе. Утверждение о том, что растение может плакать, – олицетворение (перенос отдельных качеств с живого на неживое). Его еще называют одушевлением или персонификацией
В какое время ива плачет?
В научных трактатах и объяснениях нет места средствам выразительности, даже если это вид метафоры. Факты и исследования позволяют дать рациональное объяснение влаге на ветках ивы, даже когда она называется плакучей.
Ива – род древесных растений семейства ивовых.
Ива чаще плачет в жару перед дождем. Кроме того, обычно такое происходит перед тем, как она начинает распускаться.
Интересная легенда
Самые распространенные в умеренном климате – белая и желтая плакучие ивы. Всего их насчитывают более 500 видов во всем мире, но большая часть сосредоточена в Северном полушарии. Менталитет сурового климата заставлял людей селиться вблизи водоемов, а плакучая ива – одно из немногих растений, способных расти прямо на берегу реки. Ветки использовались в различных целях – мистических, обрядовых, лечебных, хозяйственных, на корм скоту. Часто наблюдать ивы люди могли во время рыбной ловли. Не мудрено, что они заметили способность листьев ивы плакать и решили, что выделяемая жидкость – не что иное, как слеза, выделяемая по грустному поводу.
Так можно объяснить происхождение древней поэтической легенды. Если сравнить ее сюжет и конструкцию с другими народными легендами, она покажется банальной. Но ее сюжет прекрасно передает ассоциации, возникающие у романтически настроенного человека при взгляде на необычное дерево. В красивом предании рассказывается о любопытных фактах.
Парень-охотник и красивая девушка полюбили друг друга и готовились к свадьбе. Но она понравилась главарю разбойников, который решил воспрепятствовать бракосочетанию, убив ее возлюбленного.
Жених, уже тяжело раненный успел предупредить ее о коварных планах и призвал укрыться в надежном месте. Таким для нее стал берег реки и ива, под которой они проводили время. Тут случилось чудо для спасения – девушка превратилась в молодую ивушку.
Однако и став деревом, она продолжала оплакивать возлюбленного и все не могла остановить поток слез, из которых впоследствии образовался водоем.
Обладая поэтическим воображением, в каждой иве можно увидеть женскую фигурку, склоненную к водяной глади головой и плачущую по погибшему возлюбленному.
Люди с поэтическим мышлением увидели в этом явлении олицетворение человеческих качеств – решили, что дерево плачет. Поэтому дерево, растущее у воды, называют плакучей ивой. Вода, которая капает с ветвей, напоминает авторам народных произведений человеческие слезы.
Причиной внимания народных творцов стали отличительные особенности дерева – тонкие изящные ветви, пропускающие солнечный свет, необычная серебристо-серая кора, красновато-бурые побеги – первый признак того, что начинается весна, светящиеся почки – источник питания для первых проснувшихся насекомых, изгибы ствола, такие же изящные, как и ветки с листьями интересной формы.
В народных приметах говорится о некоторых последствиях посадки ивы возле дома:
- хозяина ждет постоянная тоска об ушедшем прошлом, соседство с нечистой силой и душами покойников, якобы любящих раскачиваться на ее склоненных ветвях;
- опасно сажать ее, когда в доме маленький ребенок, а старая и дуплистая считается приютом нечисти.
Понять, что из этих утверждений соответствует истине, можно только на собственном опыте, но испытывать таким образом судьбу найдется немного желающих. Наверное, поэтому иву можно чаще всего встретить на берегах естественных водоемов.
Научное объяснение
Однако у ученых нет ни права, ни времени на художественные метафоры. Задача научных исследований – найти рационально объяснение самым невероятным и фантастическим явлениям, развенчать расхожие заблуждения и мифы. Прозаичные и рациональные объяснения выделения ивой влаги сводятся не к легендам и не к визуальным иллюзиям, а к полученным путем научных исследований фактам.
Ива – довольно старое дерево, которое встречалось на Земле еще в меловой период. Его описанием занимались многие ученые, начиная с Плиния Старшего и заканчивая А. Скворцовым, написавшим подробное исследование «Ивы СССР».
Гуттация – естественный процесс, принцип которого можно сравнить с открыванием водопроводного крана: отработанная жидкость сливается «слезами» и так решается проблема избыточной жидкости и одновременно водного обмена.
Гуттацией называют природное явление, которое нередко путают с росой. Но роса – результат конденсата, который появляется на листьях и травах из влажного воздуха. А гуттация – результат избыточного поглощения воды корнями.
Характерная особенность плакучей ивы – ее привычная среда обитания, на самом краю берегов рек. Дерево образует густые заросли, куда с трудом проникает солнце, обычно способствующее испарению излишней влаги. Молодая вегетативная масса деревьев вынуждена искать самостоятельный путь к разрешению проблемы с влагой, в избытке поглощенной корнями. Поэтому по краям постепенно выделяется вода. Она собирается в капельки и, достигнув критической массы, под действием земного притяжения, капает в свой первоначальный источник – в реку или ручей.
Есть доказательство того, что гуттация – не роса из влажного воздуха: при исследовании в ней обнаружены соли и активные соединения, содержащиеся в тканях дерева. Это означает, что вода прошла по клеткам, по пути собрав молекулы, находящиеся в наибольшей концентрации.
Пенницы – еще один фактор природного происхождения. Это – маленькие насекомые, вредители ивы, которые высасывают сок из листьев дерева. Перерабатывая высосанную жидкость в пену. Этот кокон защищает личинок вредителя, создает им комфортную среду обитания. Большое количество пены и ветер приводят к тому, что она срывается и падает на влажную землю или в воду.
Некоторым ученым представляются недостаточно убедительными полученные объяснения. Они все еще уверены, что это – загадка природы, которая нуждается в объяснении, как и наличие в ивовой коре природных антибиотиков, вещества, из которого делают аспирин. Возможно, эта группа ученых находится под влиянием того почтения, с которым к иве относятся в языческих верованиях, христианстве, в православной религии и народном фольклоре. Для рационального объяснения вполне достаточно и двух общепринятых версий.
Увидеть, как плачет ива, или Магический реализм повседневности — Российское фото
Первые по-летнему теплые дни в Москве. Запах цветущей сирени и свежескошенной травы создаёт отдающую детскими воспоминаниями атмосферу. Во взглядах прохожих улавливается то особенное настроение, которое всегда спешит к нам по весне вместе с распускающейся первой листвой. Верится во что-то хорошее и доброе, что несомненно произойдет уже очень скоро…
Вечер. После жаркого дня горожане неспешно прогуливаются по парку. Приятная прохлада, кусочек живущей своей жизнью природы. Квакают у берегов прудов лягушки. Поют птицы, шелестит молодая листва.
Проходя через небольшой мост, я вдруг останавливаюсь. Словно какая-то неведомая сила заставляет меня остановиться в ожидании момента. Недалеко от меня компания молодых людей готовит шашлык. Дым превращается в большое облако, окутывающее мостик, находящийся прямо передо мной. И на фоне этой плотной белой пелены еще четче становятся причудливые силуэты деревьев и линии моста.
«Кого-то не хватает в кадре…», — на секунду мелькает мысль в воображении, которое уже заметило «арену» будущего кадра.
Интересно, как, будучи в большом мегаполисе, можно почувствовать на сердце абсолютное умиротворение.
Смотрю на воду в пруду и отражения больших деревьев, как вдруг замечаю разводы на водной глади. Что это? На небе ни облачка, дождя не предвидится… Смотрю внимательнее и вижу: капли капают с дерева. С ивы. Возле моста растут ивы. Скромные деревья, которые до последнего не сдаются зимним холодам, вдруг о чем-то взгрустнули и тихо роняют слезы. Вспоминается выражение «плакучая ива». Оттого и дали ей такое название, должно быть…
С дерева неслышно капают капли. Часто. Одна за другой. О чем-то тихо шелестит молодая листва. Как будто разговаривая с этими «слезами». Капли попадают на мои руки, на поручень моста. Поднимаю голову, смотрю в небо и чувствую: капля упала мне на щеку и медленно стекает по коже, как моя собственная слеза.
Память невольно обращается к народным песням и стихотворениям Есенина, герои которые ведут беседы с деревьями. Сейчас, в этот момент мне тоже хотелось бы поговорить с ивой. Спросить, о чем она плачет… Поведать, о чем хочется плакать иногда мне. В сердце что-то больно сжимается, то ли от жалости, то ли от восхищения этим простым деревом. Вспоминаю одно доброе и ласковое слово — «ивушка». Так зовут ивы в деревнях…
Кажется , что оно слышит мои мысли, всё понимает и отвечает, тихо покачивая ветвями. Хочется обнять иву и помолчать вместе с ней.
Смотрю вперед, на мост, вижу: справа к мосту направляются люди. Легкие летящие платья у девочек. Мужчина с пакетом, в котором виден батон белого хлеба. Беззаботной походкой вприпрыжку пробегает по мостику девочка. А потом, недвижимо останавливается возле бережка. Интересно, что привлекло ее внимание. Может быть, тоже увидела разводы на воде и стала расспрашивать папу о том, что это…
Я делаю несколько кадров и отхожу слегка в сторону. На землю опускается красивейший вечерний свет. И кажется, будто вся природа совсем недавно воспрянувшая от зимнего сна, простирает к нему руки. В листьях клевера под ногами различаю маленькое насекомое. Оно тоже замерло в неподвижной позе, словно ожидая закат…
Делаю еще несколько кадров и, мысленно попрощавшись с плачущей ивой, направляюсь в сторону дома. Размышления перемешиваются с воспоминаниями о делах, которые еще нужно успеть сделать за вечер, и мыслями о чем-то важном и неразгаданном, что только сейчас было так ощутимо на этом неприметном мосту.
Плеер проигрывает пронзительную и любимую мою песню Bliss «Wish You Were Here». .. Смотрю на заходящее солнце и почти на автомате снова беру камеру, чтобы заснять лучи, играющие в ветвях большого раскидистого дерева. Рядом с деревом замечаю мужскую фигуру. Мужчина просто сидит рядом с деревом. Неподвижно и ровно, чем-то напоминая йога. Видно, что он погружён в свои мысли и нашел отдохновение в тени раскидистых ветвей. Снова ко мне возвращается покой, который только что испытала, стоя возле ивы, закрываю глаза, и кажется мне, что смотрю на саму себя, на свою собственную душу, растворившуюся в тени плачущей ивушки…
Уже потом, дома, прочла о плакучем процессе. С научной точки зрения — всё объяснимо. А вот с эмоциональной — передать впечатления словами непросто. На особый душевный лад настраивает зрелище плачущего деревца.
Снято на Olympus OM-D E-М10 + M.Zuiko 14-42 mm
Дождь без туч. Почему ива плачет. БелПресса
Ивы часто растут у водоёмов, и их корни сильно напитываются водой. Любое другое растение уже бы погибло, но это избавляется от излишков влаги через листья. Этот процесс учёные называют гуттацией, от латинского gutta – капля.Такая способность встречается у тропических растений.
Гуттация – природное явление, которое иногда путают с росой. Но роса – результат конденсата, который появляется на листьях и травах из влажного воздуха. А гуттация происходит из‑за избыточного поглощения воды корнями. Плачет дерево рано утром или ночью, в безветренную погоду и перед дождём. В это время вода не испаряется и выделяется каплями на листьях. Во время цветения ива перестаёт рыдать и выбрасывает серебристые серёжки.
Иногда с ивы падают пенящиеся капли. Их создают пенницы – маленькие насекомые-вредители, которые высасывают сок из листьев дерева, перерабатывая его в пенный кокон. Он защищает личинки вредителя, создаёт им комфортную среду обитания. В ветреную погоду часть пены срывается и падает.
Одна из легенд рассказывает, что парень и девушка полюбили друг друга. Но разбойник захотел жениться на ней. Чтобы разлучить возлюбленных, он напал на её суженого. Раненый жених предупредил девушку о коварных планах и подсказал спрятаться в надёжном месте. Убежала девушка на берег реки, где они проводили когда‑то время, и превратилась в молодую ивушку. Она продолжала оплакивать возлюбленного, наполняя слезами водоём.
Какой бы ни была причина слёз ивы, она во многих странах является символом печали и скорби. Для Древнего Востока ива – символ разлуки. Её тонкие ветви ломали на память, прощаясь перед дальней дорогой. Согласно японской мифологии, позвоночник самого первого человека был сделан из ивового прута. В буддизме ива – символ кротости и сострадания.
Интересный вопрос: почему ива плачет?
Ветер песню запевает,
Тихо ивушку качает.
Так умаялась она
У пруда стоять одна.
Косы в воду опустила,
Ветви низко наклонила,
Тихо плачет поутру.
Отчего? Да почему?
Кто-то дёргал за косички?
Или мало ей водички?
Вечно так грустит одна
Наша ива у пруда.
Многие задаются вопросом: «Почему ива плачет?» Короткий ответ на этот вопрос дать непросто. Он содержится в древних народных преданиях и научных исследованиях. С чем же связано возникновение разных версий объяснения этого явления?
Характеристика влаголюбивой ивы
Это неприхотливое дерево живёт во многих уголках нашей планеты и имеет много разновидностей. Многие называют его вербой, ветлой, шуршащим деревом, лозой. Обычно ива любит расти в местах, где присутствует много влаги: возле речки, пруда, озера. Также ивы стали прекрасным украшением современных парков с водоёмами. Это дерево очень легко посадить, можно просто воткнуть сломанную ветку во влажный грунт, вскоре она пустит корни. Самое важное для благоприятных условий обитания ивы — это достаточное количество воды, можно даже в избытке. Это и является основной причиной того, почему ива плачет. Она может расти даже в затопленном виде. В переводе с латинского языка ива означает «недалеко от воды».
Цветёт ива ранней весной. Её пушистые почки-серёжки очень медоносные, к ним сразу устремляются труженицы-пчёлы. Цветущие ветки ивы символизируют приход весны, первых солнечных дней. Также ивы очень любят много света. А как красиво смотрится дерево с изящными изогнутыми вниз ветками, которые напоминают распущенные длинные пряди волос!
Маленький секрет ивы
Каждое растение имеет свою загадку. Всем интересно, почему плачет дерево ива. Спозаранку остренькие листочки ивы покрываются капельками росы. Под воздействием ветра капли игриво спадают в воду, создаётся картинка, что растение плачет. Каковы причины этих слёз? Существует много верований, легенд и научных объяснений этого трогательного зрелища.
Почему плачет ива: научное объяснение
Немногие деревья способны выделять капли влаги на листьях. Такой процесс называется гуттацией. Она возникает из-за того, что корни поглощают влаги намного больше, чем способна испарить крона. Когда возникает гуттация:
- Чаще всего появляются капельки на рассвете, в ночное время или перед дождём.
- Способствует этому процессу повышенная влажность почвы.
- Молодые ивы чаще поддаются испарению влаги на поверхности листьев, так как ещё находятся на стадии роста, и вся система ещё не сбалансирована.
- Гуттации также поддаются многие злаковые и травянистые растения.
- Если лишнюю влагу не удалить, то в крону не будут поступать минеральные вещества.
Такова трактовка биологов, почему плакучая ива плачет.
Народные верования, связанные с ивой
- Наши предки считали иву очень сильным оберегом. Её освящали, и она оберегала семьи от невзгод. Для этого нужно было много сил, поэтому она и плакала.
- Освящённые веточки вербы нельзя было топтать ногами, лучше их было сжечь. Многие считали, что от обиды и боли дерево способно плакать.
- Существовало верование, что ветки ивы способны остановить непогоду с сильным градом. В этом случае ветки бросали во дворе, и град прекращался. Ива же после этого начинала плакать.
- Особое значение имеет дерево для празднования Вербного воскресенья. Его празднуют за неделю перед Пасхой. Все православные верующие посещают храмы и освящают веточки вербы. Раньше этими розгами ещё и похлёстывали друг друга, освобождая от накопившихся грехов. Иве же оставалось только поплакать.
- Особым почитанием пользовалась ива на праздновании Ивана Купала. Её наряжали девушки полевыми цветами, веночками, ленточками. Из веточек вербы изготавливали марену, которую потом бросали посреди водоёма одну. Ива также плакала над её судьбой.
Романтические легенды
Существует много древних легенд о том, почему ива плачет. На некоторых из них стоит остановиться:
- Давным-давно ива тянулать своими ветвями к небу. Ветер шаловливо шуршал листвой, а птицы слетались на этот шум и вили там свои гнёзда. Под одной из таких ив встречалась одна влюблённая пара: молодой охотник и красивая девушка. Эти встречи длились до тех пор, пока парень не заслал к девушке сватов. Но, на беду, в юную красавицу влюбился местный разбойник, решивший убить своего соперника. Он подкараулил охотника и нанёс ему смертельный удар. Девушка спряталась с умирающим женихом под ивой и горько плакала, пока не превратилась в иву. Она так долго плакала, что от её слёз образовалось озеро. Так с тех пор и плачут ивы над водоёмами.
- А вот ещё одна красивая древняя история о том, почему ива плачет. Много лет тому назад стояла невыносимая жара, солнце сильно высушивало землю, водоёмы становились всё мельче и мельче. Вдоль берега одного небольшого озера росли кудрявые ивы, которые в поисках влаги пустили свои корни очень глубоко в землю. Вода в озере с каждым днём всё убывала и убывала. Тогда ивы решили наклонить свои ветви к самой воде, чтобы укрыть её от палящего солнца. Так они оберегали озеро от испарения. Через некоторое время Бог послал на землю долгожданный дождь. По длинным ивовым веткам капли попадали в озеро, и вскоре оно снова наполнилось водой. Так ивы стали спасительницами своего озера. Поэтому считается хорошим знаком, если у водоёма растут эти деревья, плачущие по утрам.
Важное об иве
Дерево ива очень быстро вырастает, но продолжительность жизни у него небольшая — 60-70 лет. Большую пользу приносит ива для птиц: они на ней гнездятся и весной питаются почками-серёжками. Зеленые ветки ивы любят многие животные: овцы, козы. Люди используют иву в лечебных целях. Из неё изготавливают отвары и настои для лечения ран и других недугов.
В Уфе пройдёт традиционный Театральный декадник
В Уфе пройдёт традиционный Театральный декадник. Зрители столицы смогут увидеть яркие постановки прошлого сезона и премьерные спектакли театров Башкортостана, поставленные в рамках проектов «Театры малых городов» и «Театры – детям» проекта «Культура малой Родины» партии «Единая Россия».
В проекте примут участие Башкирский государственный театр кукол, Национальный молодежный театр им. М. Карима, Салаватский государственный башкирский драматический театр, Сибайское концертно-театральное объединение (Детский театр «Сулпан»), Сибайский государственный башкирский драматический театр им. А. Мубарякова, Стерлитамакское театрально-концертное объединение, Государственный русский драматический театр города Стерлитамака, Туймазинский государственный татарский драматический театр.
Показы пройдут с 18 по 25 марта. Ниже представлен подробный график всех спектаклей-участников:
18 марта (четверг) в 19.00. Туймазинский государственный татарский драматический театр «Плачет ива под горой» (В.Жеребцов по повести У.Галеева). Где? УГТТ «Нур».
19 марта (пятница) в 19.00. Башкирский государственный театр кукол «О чём поёт орнамент?» (В.Аношкин) Где? Башкирский государственный театр кукол.
20 марта (суббота) в 12.00, 14.00. Башкирский государственный театр кукол «Живи!» (Р.Сванидзе) Где? Башкирский государственный театр кукол.
20 марта (суббота) в 18.00 Национальный молодёжный театр им.М.Карима «Удивительное путешествие кролика Эдварда» (ДиКамилло Кейт) Где? Национальный молодёжный театр им.М.Карима.
21 марта (воскресенье) в 19.00 Сибайский государственный башкирский театр драмы им.А.Мубарякова «Печаль моя светла» («Һағыштарым тулы ғазаптарым» (Я.Пулинович) Где? УГТТ «Нур».
22 марта (понедельник) в 11.00. Детский театр «Сулпан» Сибайского концертнотеатрального объединения «Тылсымлы ҡурай» («Чарующий курай») (М.Гимранов) Где? Национальный молодёжный театр им.М.Карима.
22 марта (понедельник) в 19.00 Сибайский государственный башкирский театр драмы им.А.Мубарякова «Шаймуратов-генерал» («Шайморатов-генерал») (Ф.Буляков) Где? Национальный молодёжный театр им.М.Карима.
23 марта (вторник) в 19.00. Стерлитамакское государственное театрально-концертное объединение «Хушығыҙ, хыялдарым» («Утраченные грезы») (А.Атнабаев) Где? БАТД им.М.Гафури.
24 марта (среда) в 19.00. Салаватский государственный башкирский драматический театр «Ғүмерҙең бер мәле» («Мгновенье жизни») (Н.Мусин) Где? БАТД им.М.Гафури.
24 марта (среда) в 12.00 Государственный русский драматический театр г.Стерлитамак «Хозяйка медной горы» (по сказкам П. Бажова) Где? Национальный молодёжный театр им.М.Карима.
25 марта (четверг) в 19.00. Национальный молодёжный театр им.М.Карима «Аҡ мөғжизә» («Белое чудо») (по мотивам рассказов из книги «Мгновения жизни» М.Карима) Где? Национальный молодёжный театр им.М.Карима.
«Не плачет ива у воды…» — Журнальный зал
Юлия Золоткова — родилась в Северодвинске Архангельской области. В 1989 году переехала в Свердловск. Окончила Уральский государственный университет (факультет искусствоведения и культурологии). Была внештатным корреспондентом газет «Уральский рабочий», «Вечерний Екатеринбург», «Подробности», «Областная газета», писала статьи о екатеринбургских художниках. Публиковала научные статьи и статьи по искусству в журналах «Вопросы культурологии», «Известия УрГУ», «Архитектон», «Театральный сезон» и др. Автор нескольких поэтических книг.
1
…Узнав о моем решении, бабушка бегала по кухне и кричала: «Кем ты будешь после окончания культпросветучилища? Ты будешь ключницей в деревенском клубе!..» Дедушка тоже хотел для меня более «солидной» профессии. А мне это было совсем неинтересно. Я нахватала в общеобразовательной школе троек по всем «точным» предметам и на уроках прятала в парту очередную книжку о приключениях Динки и как она прощается с детством, а на автоделе, вместо изучения «охладительной системы машины», читала Сергея Есенина. Что делать, моя девичья природа брала верх, меня интересовали человеческие чувства!
Моя интеллектуальная жизнь в 16 лет была так насыщена, а неприятие «точных» наук так велико, что мои нервы не выдержали, и экзамен по физике я вообще не сдала — у меня был нервный срыв. Я лежала на кровати после экзамена, на котором не смогла дать «физического» определения массы тела, и вспоминала, как бормотала на экзамене что-то про то, что у каждого тела есть масса, и прочую ерунду… и вот я лежала и, не отрываясь, смотрела на репродукцию картины Карла Брюллова «Итальянский полдень», мне было тесно в моем маленьком отроческом мире, и мне казалось, что только на этой картине и есть настоящая жизнь. Я спасалась красотой и пила ее взглядом, как спасительное лекарство. Мама не на шутку испугалась и отвела меня к врачу. Врач ей сказал: «Никогда ни в чем ей не перечьте, пусть занимается в жизни тем, чем хочет». И моя бедная героическая мама так всю жизнь и делала, за что я была ей очень благодарна.
Итак, я поступала в «кулек». Экзамены мне очень понравились. Они походили на те самые уроки актерского мастерства, которыми я уже два года как занималась в театральной студии. Так на творческом конкурсе помимо традиционных для театральных отделений прочтений басни, стихотворения, прозы меня попросили нанизать на воображаемую нитку воображаемый бисер и оценивали, насколько я органично и естественно веду себя при этом. Как я сейчас думаю, в этом задании заключается вся суть театрального искусства. Театр словно нанизывает на воображаемую нитку судьбы человека — отрепетированные перед жизнью ситуации, чтобы мы совершали в жизни меньше ошибок. Это очень хорошее образование для юной личности, вступающей в жизнь, — такая соломка, подстеленная под душу, чтобы меньше ушибаться.
В творческом конкурсе было еще задание: придумать рассказик с заданными словами типа: лампа, лестница, зеркало, вор. Его нужно было написать за определенное время. Проверяли и домашнее задание написать рассказ. Эти задания мне понравились больше всего. Вообще-то в школе я любила писать сочинения, особенно на свободную тему, а тут целый рассказ! Я плыла по волнам образов, которые захватывали меня своим чувством свободы и вольности, — мне нравилось это ощущение формулирования иной реальности, которая, однако, прочными нитями была связана с моей собственной реальностью, с чувствами и мыслями, которые в ту пору проживались сильнее фактов. Я написала рассказ о встрече мальчика на берегу Белого моря с девушкой, которая привела его в театр.
Меня приняли в «кулек» с оценками «5» — творческий конкурс, «4» — история, «3» — сочинение (за безграмотность). Я и сейчас пишу с ошибками, но ведь и Пушкин подтрунивал над этим фактом собственной биографии: «Как губ румяных без улыбки, / без грамматической ошибки / я русской речи не люблю…»
Мое поступление обозначило абсолютно новый период моей жизни. Кончилось детство, где меня защищали родные и близкие, и начался период самостоятельного существования. Этот Рубикон был отмечен еще одним горьким событием моей жизни — во время сдачи мною экзаменов в Люберцах по трагической случайности погибла моя бабушка. Ее сшибла пригородная электричка. А на дворе был 1986 год, и с моим детством уходил в прошлое весь советский уклад жизни страны.
2
Я начала каждый день ездить в Архангельск, который находился в часе езды от Северодвинска — моего родного города. Вставала в 6 часов и к 9 часам ехала на занятия. Запомнился штурм автобуса на вокзале, который ежедневно осуществлялся северодвинскими студентами и студентками, жаждущими уехать в Архангельск на учебу, потому что всем нам страстно хотелось какой-то другой жизни. Потом мы повисали на поручнях в салоне автобуса или (кому удалось сесть) прислонялись головой к стеклу и засыпали. Просыпались мы перед мостом через Северную Двину. Явление самой большой в этих краях судоходной реки было захватывающим зрелищем, особенно весной, когда на реке ледоход. Льдины прорезали темно-синюю волнующуюся воду, по реке шли суда, с моста был виден морской вокзал, веяло ветром с моря, и мы вдыхали полной грудью воздух романтики.
Силуэт Архангельска определяло высотное здание со шпилем и набережная, красиво разбитая, со старинными домами, улицами, площадями, она плавно заворачивала вслед за изгибом реки к Соломбале. Если идти по набережной от морского вокзала, куда прибывал наш автобус, то проходишь мимо речных судов и речного пароходства, мимо купеческих домиков ХVIII–ХIХ веков, проходишь церковь, похожую на цветной пряник, и поморское подворье и выходишь к красивому зданию Дворца пионеров, напоминающему здания будущего из книжек про Алису Кира Булычева. Дальше набережная поворачивает, и уже мерещится морской музей и памятник Петру I, который приезжал в Архангельск еще до постройки Петербурга. Его заворожил этот приморский город. Здесь, на Соловках, Петр баловался тем, что вырезал из дерева макеты фрегатов. Теперь два петровских фрегата стоят в краеведческом музее на набережной. И, возможно, именно Архангельск вдохновил молодого царя на свой собственный город-порт.
Архангельск сразу мне понравился своею радиальной застройкой, красивой и продуманной архитектурой, набережной с ее мостами, а также улицами, площадями, зданиями, своею стариной, и традициями, и культурным напряжением. А за стрелкой на набережной начинался совсем другой Архангельск, уютный, домашний, студенческий. Здесь параллельно реке проходила аллея, вся усаженная деревьями, на которой меня всегда настигало возвышенное, лирическое настроение. Здесь располагалась кирха, из которой в 1988 году сделали концертный зал. Здесь была научная библиотека, куда все мое студенчество я постоянно ходила и где, недалеко от набережной, стояло и мое училище. Именно на этой части набережной разыгрывали летом кукольные представления двухметровыми ростовыми куклами во время мирового фестиваля кукол. И именно здесь 5 июня проходили пушкинские ночи: на шхуне «приплывал» Михайло Ломоносов, провозвестник русской поэзии, здесь каждый год читали стихи Александра Пушкина, а потом выступали поэты и музыканты и всю ночь в свободный микрофон читали стихи все желающие. А ночи стояли белые, прозрачные, совершенно безумные, когда сама природа хочет только поэзии и музыки. Вот в такой город я и приехала учиться.
3
Занятия в училище меня вдохновляли. Представьте, у нас были предметы: танец, сценическое движение, пантомима, на которых нам прививали любовь к органическому, осмысленному, одухотворенному движению нашего тела. Правда, была еще и физкультура, но мне она совершенно не нравилась. Что такое забег на 200 метров или плавание, когда можно станцевать или красиво и не больно упасть или разыграть пантомимическую сценку, от которой и тебе хорошо, и зрителям удовольствие. А самое главное — это не бессмысленное движение, а эстетическое действо. Нас учили владеть своим телом, чтобы мы могли выполнять актерские задачи в спектаклях. Также у нас была сценическая речь, и мы учились правильно дышать и говорить громко во время спектакля, потому что это тоже целое искусство.
А самое главное — у нас было актерское мастерство, когда мы целым актерским коллективом — курсом — ставили спектакли классиков и наших современников и учились режиссерско-актерскими способами выражать основные идеи произведения. То есть, по сути, мы делали понятными нашим современникам «вечные» мысли автора. Это было исполнительское искусство. Мы общались как с автором, точнее, его произведением, так и с нашими современниками — зрителями. Поэтому должны были хорошо разбираться и в литературе, и в основных направлениях жизни современного нам общества.
А время было перестроечное. Для нас, только вступающих в жизнь, также как и для всего общества, были открытиями поэты Серебряного века, которых мы читали и ставили, и советские, недавно запрещенные авторы, которых тогда печатали в журналах «Звезда», «Новый мир», «Огонек» и других.
Для меня откровением стал ахматовский «Реквием», который мы ставили по сценречи. Образом нашего спектакля была очередь, но только очередь не в магазин, а в тюрьму, — такой вот символ той эпохи. Еще мы ставили Бориса Пастернака, и в спектакле было много музыки Шопена, так что стихи Пастернака звучали особенно музыкально. Ставили какую-то музыкальную композицию по стихам Лорки с гитарными переборами… В общем, вот такая интересная учеба занимала все мое свободное время…
Но параллельно с этим учебным, познаваемым миром начинается своя, индивидуальная жизнь, жизнь собственной души. Она «пишется» рядом с «основной» жизнью, но бывает иногда более яркой и важной, чем жизнь официальная, предзаданная, выверенная, «взрослая».
4
Я встретила их тоже в театральном мире. Это была студия «А». Пятеро мальчишек-поэтов и одна девушка. Все они писали стихи и ставили спектакль по своим стихам. Назывался он «Ласка смерти». Вот так брутально — по-настоящему, как и все в этом возрасте. Я спросила, а почему «А»… Они что-то стали придумывать, типа «А» — первая буква в алфавите… но я сразу решила: «А», потому что девушку звали Алла. Это было очень по-рыцарски… и мне захотелось с ними дружить.
Меня пригласили быть осветителем, и мне это было внове — не играть самой, а только наблюдать за действием в спектакле. Спектакль был о том, что люди не замечают друг друга, что между ними везде ходит смерть, убивающая отношения между людьми. Спектакль был об отчуждении… Но поставили они его очень смешно и весело, в духе средневекового карнавала. Появлялась смерть с косой, которая ходила по зрительному залу и пугала, что кого-нибудь сейчас заберет, если люди не научаться понимать друг друга… «Смерть» играл Костя, режиссер студии «А». А в это время на сцене Вадим читал свои стихи про холод отчуждения, про высокие многоэтажные дома, в которых люди разъединены и скучают, про одиночество человека в этом мире.
Мой мир был тогда тепл и одомашнен. Он был живым и наполненным красками. Я смотрела их спектакль, сочувствуя, но не ощущая этого холода. У меня были родители, которые меня поддерживали, было «дело», которым я занималась, были подруги по училищу, были живы воспоминания о детских годах. Но спектакль посеял во мне сомнения. В это время я сама уже тайно писала стихи, только никому их не показывала. Я «отвечала» своим новым друзьям в стихах. Их мир был ветром реальности, в котором появились и для меня новые нотки. Я стала слушать «Битлз», «Pink Floyd», ходить с ребятами на рок-концерты. До этого я больше предпочитала Окуджаву, Высоцкого, Галича, Дольского. Теперь в мою жизнь ворвались «Аквариум», «Кино», «Зодчие», «Наутилус Помпилиус», Башлачев… Я слушала их и сочиняла об этом стихи: ритмичные, резкие, дерзкие, сами напоминавшие рок-тексты.
Рок-концерты, на которые мы ходили, походили на спектакли, и публика на них была разношерстная и «отвязная». Но мы не смешивались с нею, а держались особняком и чувствовали себя хорошо, только когда уходили с концерта гулять по набережной…
Мы шли долго, вдыхая ветер свободы, который продувал наши легкие. Не торопясь и почти не разговаривая, мы шли по вечереющему Архангельску, любовались розовыми закатами, которые были сродни рассветной заре нашей жизни. Иногда заходили в кафе, которое называлось «Под танком», поскольку рядом с ним стоял танк времен интервенции. Потом шли дальше по набережной и доходили до Соломбалы, где у студии «А» в Доме культуры была штаб-квартира. У нас были очень чистые взаимоотношения. Ребята нас с Алкой ценили за творческую жилку. Вообще, училища, музыкальное и культпросвет, собирали творческую молодежь города. Алла была старше меня на курс, но считалась на курсе неформалом, и вскоре ей дали там главную роль, соответствующую ее темпераменту. Алеша, который меня привел в группу, закончил музыкальное училище и учился на моем курсе, он здорово играл на гитаре и был вторым режиссером в студии «А». Костя тоже играл на гитаре и был первым режиссером, поэтому они с Алешей постоянно спорили за первенство. Вадим учился в педагогическом институте на переводчика с английского. В городе бывали англичане, приплывавшие в Архангельск по морю, и был морклуб, обеспечивавший англичанам культурную программу, где Вадим подрабатывал переводчиком. Олег тоже играл на гитаре, но, кажется, нигде не учился. С ним мы вели душещипательные разговоры, поскольку он был социально самым незащищенным из нас, и отсюда у него были комплексы.
5
Познакомившись со студией «А», я переехала в общежитие в Архангельск, чтобы у меня было больше свободного времени. Общежитие иронично называлось «Бастилия», потому что проникнуть в него было так же сложно, как в знаменитую французскую тюрьму для политзаключенных. Но жизнь в основном протекала в студенческой части набережной, где было мое училище и где жили Олег и Вадим.
Я стала брать уроки английского у Вадима, который мне нравился своим интеллектом и какой-то устремленностью к английской культуре. Он учил меня английскому произношению, и мы переводили тексты «Битлз». Это был новый, неизведанный мною опыт, пропитанный интеллектуальным напряжением, и мне очень нравились эти уроки. Потом Вадим, у которого была красивая «степная» фамилия — Ковылов, доверил мне и свои стихи.
В его стихах было много от восприятия английской поэзии и английской культуры… «Мой друг, земля за океаном,/ туда летим, доверясь ветру,/ и даже если нас закроют, / сестра моя ,храни омерту»… (что это за такая «омерта», каждый додумывал по-своему). «Плотники, выше стропила, это не просто игра, пока разговор о мире — где-то идет война» (что-то от ветра 60-х). «Годы летят, а мы идем медленно, / Меняем одежду, меняем песни. / Встречаемся вместе, уходим, прощаемся, / Грустим в одиночестве и снова встречаемся вместе»…Но так же органично в них были вплетены реалии жизни: огонь печи в деревянном доме; грузовик, в котором путешествуют юноша и девушка; врывающиеся в тесную юношескую комнату передачи о западной жизни… Все его стихи того времени были овеяны такой тоской по высоте и непорочности взаимоотношений, но были в то же время полны юношеского максимализма и даже цинизма… Они были наполнены таким полетом в будущее, таким ожиданием настоящего в жизни, но срывались на такой сарказм, что я не смела даже подумать ни о каких других взаимоотношениях, хотя Вадим мне нравился больше всех остальных ребят. Мне было с ним интересно общаться.
Однако я, конечно, идеализировала всю компанию. Это было еще то время, когда на эротические отношения были наложены табу обществом, но уже начинали появляться откровенные фильмы и откровенные книги, а я еще хранила верность какой-то девственной тайне, я еще не готова была перейти черту, за которой, как мне казалось тогда, были грубость, пошлость и разврат. Меня оберегало советское детство. Но юность все равно была проникнута эротической непорочной нежностью, которая, не находя прямого выхода, преобразуется в стихи, спектакли, чувственное одухотворение природы, эмоциональные и экстатические переживания.
Как-то мы сидели после концерта и прогулки дома у Олега, слушали музыку, возможно, пили шампанское. Потом разбрелись по квартире в разные углы — ночевать. Проснулась я на кровати, укрытая пончо. Алла спала в соседней комнате. А ребята сидели рядом, вытаращив на нас глаза и оберегая наш сон. Мы были так не похожи на других девчонок и вели себя совсем не так, как многие, потому никто из ребят не посмел бы нас обидеть… И такое доверие друг к другу неожиданно пробуждало естественные чувства, которые мне сложно было тогда определить. Олег и Алла влюбились друг в друга. Через год-полтора у Аллы от Олега родилась дочка. А потом они поженились.
А я была еще не разбужена, еще «хранила омерту…». Меня влекло дальше по жизни. Я стала больше уделять внимание учебе, реже бывать с ребятами. А как-то раз случайно подслушала разговор Вадима и Олега, Вадим говорил Олегу что-то вроде того, что я за ним бегаю, и хорошо бы я не бегала, а просто случилось бы то, что обычно случается между мужчиной и женщиной (он выразился более резко). Я жутко обиделась. Пелена спала с глаз, очарование прошло. Передо мною были обычные парни, разговаривающие обычно и традиционно о девчонках… Мне было грустно от этого, я была не готова расстаться со своим романтическим мировоззрением и отчаянно не хотела падать с небес на землю. Я перестала ходить к Вадиму на занятия по английскому.
6
В это время жизнь в училище, а точнее, ее отражение мелькало своими акварельными красками. Мы уехали на практику в поселок Двинской, где было много творческой работы, где у меня не было ни минутки свободного времени. Небольшая группа девчонок: хореографы, театралы, музыканты и другие клубные работники, которых должны были распределить в подобный Дом культуры, начинали свою профессиональную деятельность. Ощущение от практики осталось двойственное. С одной стороны, мне понравилась сама работа. Я разучивала со школьницами стихи Блока, организовывала вечера отдыха и была на них ведущей. Настоящей жемчужиной моей работы была постановка с учениками 9–10 классов музыкальной композиции о легендарной ливерпульской группе «Битлз». В этом меня поддерживал учитель физики местной школы. В глухом заводском поселке городского типа архангельской глубинки школьники впитывали в себя английскую музыкальную культуру 60-х годов, вдумывались в смысл знаменитых студенческих бунтов… и я бы не сказала, что эта культура была им непонятна. Песни «Битлз» так же трогали их, как мальчиков и девочек «продвинутого» Архангельска да и всего остального мира.
С другой стороны, колотящиеся в дверь номера нашей гостиницы местные мужики по субботам — это тоже была та объективная реальность, в которую мы попали. Нас сразу взяла под свою защиту местная молодежь. Появились воздыхатели. Но вели они себя с нами скромно. Впрочем, это не помешало одному вьюноше, которому я особенно понравилась своею наивностью и целомудренностью, «поносить» у меня насовсем серебряную цепочку. Такая ненавязчивая оказалась «плата» за охрану… Начались влюбленности моих подружек, и тучи над нашим пребыванием там начали сгущаться, но практика заканчивалась, и мы поспешили улететь на кукурузнике из Двинского в цивилизованный город Архангельск.
Мы уже подумывали о том, куда распределяться после учебы, и я даже заявила маме, что хочу поехать в Двинской на три года, отчего мой дедушка в Москве был просто в шоке. Но потом меня от этого отговорили.
Учебная жизнь включала в себя освоение и литературного наследия края. Мы побывали на родине Михаила Ломоносова в Холмогорах и Матигорах. Ездили на родину Федора Абрамова в Пинежский район. В Пинежье запомнился на высоком берегу реки монастырь, куда мы добрались, переправившись через реку. А время было странное. Активно восстанавливалась культура церквей и храмов. Люди валом шли креститься. Священники приобретали вес, и им возвращались культовые здания. Нас встретил молоденький священник, который жил там со своей семьей. Монастырь еще не был восстановлен, а священник жил в соседнем флигельке. Мы ездили с нашим «кукольником» — учителем по предмету «кукольное искусство». Возник вопрос о боге, о земном и небесном мире, священник спросил, чему учат в нашем училище. Тогда наш преподаватель ответил, что нас не уводят от мира, но учат «вечное», идеальное или «божественное» находить в земном, бренном, в красоте окружающей жизни, — то есть нас учат «одухотворять» земную природу. Поэтому мы, наверное, никогда не чувствовали себя приземленными, низменными и вообще людьми второго сорта. Нас, девушек, воспитывали в этом стремлении к «высокому», но чтобы это «высокое» прорастало в реальной жизни. Священник тогда сказал, что это не путь церкви. И я была рада, что иду другим путем.
7
Мы приехали в город, и начались дипломные спектакли. А вокруг все было пропитано любовью. У моих друзей по училищу и общежитию Вали и Романа (Роман был ненцем) тоже была любовь, но они любили друг друга так деликатно, что это меня совсем не обижало. Они очень тактично со мною дружили. И любовь их была именно одухотворенная. Таких отношений мне и самой хотелось. Начались наши самостоятельные режиссерские работы, и я играла у Вали в спектакле про студентов МГУ, а сама ставила «Плаху» Чингиза Айтматова с преподавателями нашего училища, из которых была сформирована актерская группа. Все поменялось. Мне доверили работать со взрослыми, зрелыми людьми. Было увлекательно и интересно, и постепенно моя душевная рана затягивалась.
Я начала присматриваться и к культурной жизни города, ходить на спектакли театра-студии Панова и театра-студии Галилюка. Именно в них аккумулировался тогда полуформальный творческий процесс, похожий на тот, который происходил в северодвинской студии, где я когда-то занималась. Я интересовалась этими студиями на предмет возможной работы в них актрисой. Но еще они мне нравились своим духом.
В студии Галилюка мне особенно понравился спектакль «Корабль дураков», поставленный про фантасмагорию нашей жизни. Спектакль был решен в эстетике Брейгеля.
А студия Панова сотрудничала с польскими театрами, и Архангельск был побратимом какого-то польского города. Осуществлялись культурные контакты, польские актеры приезжали к нам, а наши ездили к ним. В студии Панова были также увлекающиеся поэзией актеры, я читала их стихи в газете «Северный комсомолец». Тогда-то я и поняла, в чем разница между актером и поэтом. Актер проживает чужие жизни, в которых он растрачивает свою, а поэт проживает только свою собственную, индивидуальную жизнь, которую он оценивает и в которой только «отражаются» другие жизни или события, все то, что попадает в поле его зрения.
Как-то в газете я прочитала впервые стихи Юлии Матониной, поэтессы, жившей на Соловках и в 25 лет покончившей с собой. Стихи были именно о том одиночестве, о котором писал и Вадим, но еще более беззащитные, еще более хрупкие и прозрачные, еще более совершенные. Юлия Матонина переживала это одиночество одна и всерьез, а мы еще как-то грели друг друга… Нам помогала преодолеть эту обнаженность жизни и учеба, и друзья по училищу, и защита культурой… Мы жили не только и не совсем в реальности, но и в культурном пространстве, таком разнообразном, в котором есть не только холод, но и помощь в преодолении его. Великие авторы прошлого с их жизненными советами, жизненным опытом приходили нам на помощь. Помогали и реальные, окружавшие нас люди. Жизнь представала перед нами, юными, всеми своими красками. И мы любили тогда жизнь больше смерти и ее ласки.
Летом мы уехали всем курсом в путешествие по Вилигодскому району Архангельской области как труппа бродячего театра. Нам дали лошадь и кибитку, как настоящим странствующим комедиантам. В кибитке ехали наши вещи, а мы шли за кибиткой пешком. Это было романтическое приключение, овеянное шлейфом театральной романтики, и нам оно очень понравилось. Мы давали по три представления в день: музыкальную композицию по стихам Федора Абрамова; кукольное представление с петрушкой и спектакль всех театральных трупп — «Беда от нежного сердца».
Мы попали и на деревенскую свадьбу, и за мною стал немного ухлестывать деревенский парень. Но все связанное с эротикой вызывало теперь у меня особо критический подход, и парень, подумав, ушел восвояси. Мы возвращались на речном пароходике. По ходу пути к нам на борт спустилась команда с речной баржи, и мы давали им концерт. А потом снова юный моряк моего возраста хотел со мною подружиться, но не решался, все было теперь так не просто, наш пароход влекло дальше, и баржа осталась за бортом. Мы вернулись в Архангельск.
8
Начинался новый семестр, последний. Мне нужно было сдавать спектакль по «Плахе» и защищать диплом. Наша концертная деятельность в городе продолжалась, и нам предложили сыграть рок-спектакль «Кошкин дом» для посетителей морклуба. Я знала, что в морклубе бывает и Вадим, и разволновалась. Мы отыграли спектакль, и нам разрешили погулять по клубу. В баре я заказывала кофе, когда почувствовала, что подошел Вадим. Я обернулась. «Извини, — сказал он. — Ты все не так поняла». — «Ничего», — холодно сказала я и отошла. Я пила кофе и вся горела. Буря чувств проносилась в моей душе. Я думала: верить или не верить ему, какой он? где он настоящий? Потом, проходя мимо теннисного стола, я снова увидела Вадима. Он играл с кем-то в теннис. Вадим казался подавленным, он был бледен и посмотрел на меня как-то виновато. Я была смущена.
В городе я встретила Аллу. У нее все как-то очень хорошо складывалось, и я порадовалась за нее. Она сказала, что вообще-то это она виновата, что Вадим тогда так сказал, что она имела неосторожность намекнуть ему, что он нравится мне… В этом возрасте все так серьезно и так случайно, все так хрупко и так невозвратимо…Алла как-то рассеянно и ненавязчиво сказала, что Вадим просил меня зайти. Я долго не шла, колебалась. Гордость боролась во мне с другим чувством. Но все-таки я зашла. Вадим, как прежде, говорил со мною деликатно, робко и с уважением. Прежнее ощущение романтики возвращалось в наши отношения. Но трещина разъединения уже неумолимо разрасталась, обстоятельства накручивались, как снежный ком.
Мне предложили после распределения остаться работать в Архангельске, поскольку мама у меня болела, а с папой они в это время уже разошлись, и я была единственная, кто мог о маме позаботиться. А я подумывала ехать с мамой в Екатеринбург (тогда еще Свердловск), куда меня пригласила знакомая режиссер работать актрисой. Я пришла сказать Вадиму, что уезжаю.
…Мы сидели и молчали. Заканчивалась наша юность, впереди ждала взрослая жизнь, с ее трудностями и надеждами, но что-то безвозвратно уходило навсегда, и мы понимали это. Вадим протянул мне две тетрадки со своими стихами. Одно мне запомнилось особенно четко…
Не плачет ива у воды,
То скверы шелестят углами.
Меж деревянными домами
Оставил день свои следы.
Луна взойдет на небосклоне —
Не отводи свои глаза,
Наполни, ветер, поскорее
Опавших листьев паруса,
Воскресни, ночь, в бесшумном танго,
Сном белым напои мосты…
Уже закрыты двери «танка»,
Столы на улицах пусты…
И остается лишь подняться,
Щелчком монету бросить вдаль.
Не стоит больше удивляться,
Пора перевернуть медаль…
Юность пишется с белого листа, и она не переписывается заново. Этот опыт на всю жизнь. Я и сейчас думаю, что пила ее — чистую и прозрачную, словно ключевую воду, напиваясь на всю жизнь, и так и не могла ею напиться. В это время в стране происходили события, кардинально развернувшие жизнь общества, словно корабль, который плыл по теплым средним широтам, а теперь повернул в сторону Ледовитого океана (из социально ориентированного государства — в сторону капитализма…). Но в это время наша личная жизнь развивалась по другим, внеисторическим, собственным глубинным законам, которую жизнь общества задевала лишь по касательной. Общество, конечно, определяло общий фон нашей жизни, но все личное, что случалось с нами, зависело от нас. И именно мы были творцами своих судеб, и именно тогда происходило формирование наших личностей.
9
Я снова стала встречаться с ребятами. Мы начали ходить на перестроечные фильмы: «Легко ли быть молодым?», «Плюмбум», «Иди и смотри», на фильмы Андрея Тарковского «Жертвоприношение», «Иваново детство», «Ностальгия», фильм Абуладзе «Покаяние». Эти фильмы тоже формировали наше мировоззрение. Мы жили еще большей частью чувствами, и фильмы обращались к нашим чувствам, делая прививку от пошлости на всю жизнь.
Как-то мы поехали в Малые Карелы — это музей под открытым небом недалеко от Архангельска… И снова дух «Битлз», 60-х и «Pink Floyd» завладел нами. В Малых Карелах собраны деревянные постройки со всей Архангельской области. Это дома ХVII–ХIХ веков, деревянные церкви и часовни с «чешуйчатыми» куполами, амбары и колодцы с деревянными колесами и другие строения.
Музей раскинут на широкой территории в холмистой местности, и между холмами были наведены мосты и деревянные лестницы. Особенно красиво в Малых Карелах осенью, когда строения утопают в желто-бордовых листьях. В этом месте складывается ощущение разрушения и преодоления барьеров. Красота вообще располагает ко внутренней свободе. Хорошо дышится, хорошо мечтается о будущем. И нам захотелось немного пошалить. Мы забрались на крышу деревянной баньки и начали танцевать рок-н-ролл. Солнце уже клонилось к закату, и на небе началась та вечерняя ало-оранжевая мистерия, которая уводит душу в иные измерения. На фоне закатного неба на старинном строении четыре юных, тонких силуэта танцевали свой молодежный танец — танец любви, танец печали и танец расцвета…
Отрезвили нас милиционеры, пришедшие следить за порядком. Костя побежал их отвлекать, и мы быстро ушли с этого места.
А вскоре я уехала в Северодвинск работать, и неожиданно у меня появился жених, а потом мы с мамой действительно переехали в Екатеринбург. Но я всю жизнь вспоминаю об этих годах как о той жизненной и культурной почве — чистой и одухотворенной, из которой выросла моя личность, и той духовной первооснове, благодаря которой и складывается теперь моя судьба.
деревьев в тени плакучей ивы на продажу — FastGrowingTrees.com
Почему плакучие ивы?
Подметающие низкие ветви и знакомый падающий навес. Плакучая ива — фаворит среди любителей деревьев за ее драматический вид и округлую плачущую форму. Кроме того, он идеально подходит для тех, кто ищет характерный и классический вид, повышая ценность своей собственности. Плакучая ива — прекрасное теневое дерево, которое всегда пользуется большим спросом.
И это одно из самых быстрорастущих теневых деревьев, вырастающее до 6-8 футов за год. Ива вначале тонкая, с несколькими ветвями, направленными вверх к стволу. Но после того, как они быстро выросли до высоты около 10 футов, они разрастались все большим и большим количеством ветвей, выгибающихся наружу, образуя плачущий навес, который делает их знаменитыми.
Кто такие быстрорастущие деревья?
Мы являемся крупнейшим в стране питомником почтовых отправлений, доставляем большие и лучшие деревья прямо к вашей двери.
Некоторые питомники выкапывают свои ивы из земли и отправляют их с голыми корнями или «клубком и мешковиной».«Это может оставить до 90% корней, в то время как дерево теряет рост до года.
Но когда вы делаете заказ в Fast Growing Trees, вы получаете хорошо укоренившиеся и разветвленные Плакучие ивы, готовые к взрывному росту. Мы посадили, вырастили и вырастили вашу Плакучую Иву с первого дня … теперь вы пожинаете плоды нашего тяжелого труда в питомнике.
Плакучая ива: известная своей грацией и красотой, еще лучше благодаря нашему здоровому и счастливому сорту. Закажите один (или несколько) собственных сегодня!
Расстановка деревьев плакучей ивы
Вы можете сажать ивы через каждые 10-15 или 20 футов, в зависимости от того, насколько плотно вы хотите класть деревья в группы.В конечном итоге они достигают зрелой ширины от 30 до 50 футов, но спускаются каскадом вниз, позволяя сажать более близкие грозди.
Какой размер мне подходит?
Плакучая ива достигает зрелой высоты от 30 до 50 футов примерно через 15-20 лет. Если вы хотите получить немедленный результат, мы рекомендуем заказывать наши изделия большего размера.
Посадка Плакучей Ивы
Посадите Плакучую Иву на полном солнце до полутени (любой участок с 4-8 часами солнечного света в день), выберите участок с хорошо дренированной почвой и оставьте не менее 35 мест. футов от вашей септической системы или поля выщелачивания.Когда вы будете готовы сажать, выкопайте яму в три раза шире и глубже корневого кома на дереве. Поместите дерево в ямку, распрямите его, аккуратно засыпьте почвой и утрамбуйте. После того, как этот процесс будет завершен, дайте дереву большой глоток воды, пока почва не станет влажной.
Нанесение слоя мульчи толщиной около трех дюймов вокруг основания дерева поможет почве удерживать влагу и предотвратит рост сорняков.
Когда мне поливать плакучую иву?
Плакучую иву следует регулярно поливать в течение первого года, чтобы почва оставалась равномерно влажной (примерно один или два раза в неделю).Поливайте иву только в засушливые периоды в последовательные годы. Хотя Плакучие ивы предпочитают влажную почву, они легко адаптируются к более сухой.
Как удобрять плакучую иву?
Для достижения оптимальных результатов выберите марку, в которой каждый химический компонент в равных частях, например 10-10-10 или 20-20-20, или аналогичный продукт. Внесение удобрений, содержащих азот, дает более зеленые и пышные растения и ускоряет их рост. Удобряйте ранней весной, до того, как начнутся новые ростки.
Как обрезать плакучую иву?
Прореживание кроны увеличивает циркуляцию воздуха, который продвигает ветер через дерево и помогает предотвратить болезни. Хорошее практическое правило — обрезать 2 дюйма между ветвями на верхушке дерева ранней весной, прежде чем появится новый рост.
Также обрежьте ветки, волочащие землю. И отщипните или отрежьте бугорки, которые вырастают из ствола, чтобы сохранить классическую форму Weeping. Сломанные ветви, мертвые ветки или больное дерево можно удалять круглый год.
Руководство по уходу и выращиванию растений
Ботаническое название | Salix babylonica |
Общее название | Плакучая ива |
Тип установки | Листопадное, многолетнее, дерево |
Размер зрелой | 35–50 футов в высоту и ширину |
Солнце | Полный |
Тип почвы | Насыщенный, влажный |
pH почвы | Слабокислый |
Время цветения | Поздняя зима, весна |
Цвет цветка | Желтый |
Зоны устойчивости | 4–10 (USDA) |
Родной район | Китай |
Токсичность | Токсично для животных |
Уход за плакучей ивой
Поскольку плакучие ивы могут достигать 50 футов в высоту и ширину, им нужен широкий участок лужайки или двора, на котором можно простираться.Они хорошо работают в областях, которые от природы довольно влажные, но они, как правило, сбрасывают много листьев и веток, поэтому не сажайте их там, где падающие ветки могут вызвать повреждение или травму. Эти образцы также не следует сажать возле канализационных стоков, септических систем или водопроводов: их корневая система агрессивна — иногда их ширина превышает высоту дерева; Они не только ищут ближайший и самый богатый источник воды, но их привлекают питательные вещества в почве вокруг септической системы, а также кислород в дренажных линиях.
Свет
Лучше всего для этого дерева подходят полное солнце и полутень. Ему требуется не менее четырех часов прямого нефильтрованного солнечного света каждый день.
Почва
Это дерево терпимо к широкому спектру хорошо дренируемых почв и pH почвы. Хотя предпочитает влажные, слабокислые почвы, хорошо растет на щелочных, суглинистых, богатых, песчаных и глинистых почвах. Если ваша почва слишком щелочная, добавьте органические вещества, чтобы снизить pH.
Вода
Ивы любят стоячую воду.Их длинные и далеко идущие корневые системы могут быть полезны при расчистке участков ландшафта, подверженных лужам и наводнениям. Также они любят расти возле прудов, ручьев и озер.
Температура и влажность
Плакучие ивы обладают некоторой засухоустойчивостью и переносят зимние холода. Дерево также может переносить летнюю жару пустыни, если зелень и вода не слишком далеко.
Удобрение
Зрелая плакучая ива не требует удобрений, если ее посадили в богатую почву, а ее листья имеют здоровую зелень или соседние газоны регулярно удобряют.Однако вы можете добавить удобрения, чтобы поддержать пышный рост.
Сбалансированное удобрение с равным соотношением азота, фосфора и калия (например, формула 20-20-20) подходит для плакучей ивы. Азот поддерживает рост листвы на длинных плакучих ветвях дерева. Фосфор поддерживает рост корней, стеблей и цветов. Калий улучшает общее состояние здоровья. Если вы планируете использовать органические удобрения, бычий навоз — хороший выбор. Это сбалансированная комбинация основных питательных веществ: азота, фосфора и калия.
Сорта ивы плакучей
- ‘Золотая плакучая ива’ ( S. alba «Tristis») имеет зеленые листья, которые осенью становятся золотистыми, добавляя осенний интерес.
- ‘Висконсинская плакучая ива’ ( S. babylonica x S. pentachdra ) быстро вырастает до 30-40 футов в высоту и ширину.
- ‘Elegantissima’ предлагает более длинные отвесные ветви.
Обрезка
Пока дерево молодое, обрежьте его так, чтобы в центре был только один лидер.Его также следует приучить иметь широкие промежности на ветвях, чтобы предотвратить поломку, поскольку дерево несколько хрупкое и может быть повреждено ветром. Плакучую иву рекомендуется обрезать в феврале или марте, обрезая все ее ветви. Это вызовет прорастание новых веток и придаст дереву больше энергии.
Размножение плакучих ив
Размножение Salix babylonica осуществляется стеблевыми черенками. Убедитесь, что черенки имеют длину не менее 2 футов.Начиная со зрелого дерева, срежьте черенки у их основания, когда дерево находится в спящем состоянии — после того, как осенью опадут листья, а ночью температура будет постоянно ниже 32 градусов по Фаренгейту. Черенки можно класть прямо в почву поздней зимой или ранней весной. Следите за тем, чтобы почва оставалась влажной в течение всего вегетационного периода, чтобы у черенка развились здоровые корни.
Распространенные вредители / болезни
Плакучая ива может поражаться несколькими вредителями, включая непарного моль, тлю и мотыльков.С этими насекомыми трудно бороться, особенно на больших деревьях, но целенаправленное распыление пестицидов может помочь. Молодые плакучие ивы также соблазняют оленей, лосей и кроликов; обвяжите молодые деревья ошейником, чтобы защитить их от диких животных.
Это дерево может быть поражено несколькими недугами и болезнями, включая паршу ивы, желчь кроны, фитофтороз, грибки, язвы, пятнистость листьев, пятнистость дегтя, мучнистую росу, ржавчину и корневую гниль. Симптомы включают отмирание веток или веток и опадение листьев, но в некоторых случаях болезнь может убить дерево.Чтобы свести к минимуму проблемы, обеспечьте дерево достаточным количеством воды, так как здоровые деревья лучше защищаются от болезней. Своевременно сгребайте и удаляйте опавшие листья, чтобы предотвратить распространение болезни. Если эти методы не работают, могут помочь фунгициды.
Плакучая ива (Salix babylonica) — Американские леса
Американский лесной национальный регистр деревьев, виды: Плакучая ива (Salix babylonica), штат VAОписание Впервые номинирован Луизой Хоге в 1976 году. Измеренная окружность равна 4.5 футов.
Расположение Tazewell, VA
Эта чемпионка Плакучая Ива из Вирджинии дебютировала в Национальном реестре деревьев-чемпионов в 2018 году. По данным American Forests, это самое большое известное дерево этого вида в стране. Это дерево известно не только своими размерами, но и важными экосистемными услугами, которые оно обеспечивает пищей и убежищем для диких животных, его способностями к очистке воды и его ролью в поглощении CO2 из нашей атмосферы и хранении углерода в древесине.
STATS | ||
---|---|---|
Окружность ствола | 293 дюйма | |
высота | 95 футов | |
размах коронки | 93 фута | |
точек | 411 |
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ | Tazewell, VA |
---|---|
Назначено | Louise G.Hoge |
Год назначения | 2007 |
Дата коронации | 2018-09-05 |
Год последнего измерения | 2015 |
Регистрационный номер | 4147 |
Помогите нам чтить и защищать Деревья чемпионов нашей страны.
Способы взаимодействия
Поиск
Выполните поиск в национальном реестре Дерева чемпионов Америки по лесам.
Назначьте
Назначьте большое дерево, которое, по вашему мнению, может достичь статуса чемпиона.
Изучите
Просмотрите истории в нашем блоге, Loose Leaf , и познакомьтесь с людьми и чемпионами, которые составляют программу.
Подписаться
Подпишитесь на нашу большую древовидную рассылку и получайте круглогодичные обновления программы.
Информация о плакучей иве — Узнайте об уходе за деревом плакучей ивы
Плакучая ива — прекрасное изящное дерево для большого сада. Многие считают плакучие деревья романтическим дополнением к своему саду.Это быстрорастущие большие деревья с серебристо-зеленой листвой летом и желтеющей осенью, которые можно использовать в качестве заслонки или в качестве координационного центра в саду.
Плакучая ива Информация
Ива плакучая ( Salix babylonica ) родом из Китая. Эти деревья популярны во всем мире благодаря своим необычным плакучим ветвям. Эти деревья, используемые в садах и являющиеся предметом легенд с древних времен, растут по всей восточной части Соединенных Штатов, от Мичигана до Центральной Флориды и на западе до Миссури.
Некоторые считают, что «плач» относится к тому, как капли дождя стекают с ветвей, стекая «слезы» с кончиков. Поэтому ива — любимое дерево на кладбищах и в мемориальных садах.
Посадка деревьев плакучей ивы
При посадке плакучей ивы подумайте, где их разместить. Они чувствуют себя лучше всего, греясь на открытом солнце со слегка влажными ногами. Таким образом, рекомендуется расположение на берегу озера.
Имейте в виду их возможный размер (высота 60 x 60 футов и потенциал распространения (18 м.), отмечая расположение подземных труб. Корни ивы часто ищут и забивают трубы.
Эти деревья легко укореняются и переносят почвы от кислых до щелочных. Следовательно, при посадке деревьев плакучей ивы им нужно лишь немного компоста (в бедной почве) и разбрызгивание универсального удобрения. Помогает постоянный полив.
Уход за плакучей ивой
Уход за плакучей ивой может возрасти по мере ее роста, так как в ней обитает множество насекомых. Гусеницы и мотыги лакомятся листьями и корой.
Уход за плакучей ивой включает также наблюдение за ветвями. Следить за деревом необходимо, потому что ветви имеют тенденцию трескаться и ломаться из-за возраста, особенно во время гололеда и снегопада.
Листва склонна к грибковым заболеваниям, в результате чего она становится пятнистой и непривлекательной. Проблемы с насекомыми и болезнями могут потребовать лечения, чтобы дерево выглядело наилучшим образом.
Сорта ивы плакучей
Salix babylonica — наиболее часто выращиваемая разновидность плакучей ивы.Альтернативой плакучей иве являются ива золотая Ниоба ( Salix alba tristis ) и ива плакучая карликовая ( Salix caprea ‘Kilarnock’).
Плакучая ива
Плакучая ива
(Salix Babylonica )
Интересная информация о заводе:
Дерево Плакучая Ива произрастает во внетропических регионах Азии и принадлежит к группе Ивы Крэк. Кора этого восточного дерева обладает в основном всеми лечебными и дубильными свойствами группы ив. В Китае и Турции давно известно, что Плакучая ива известна своей слезливой символикой, которая в некоторых местах используется в качестве украшения кладбища, означающего ассоциацию скорби по любимому человеку в могиле. В древности факелы, используемые на похоронах, делались именно из ивовой древесины. Это могло быть деревом дурного предзнаменования, как и в древнем Вавилоне, говорят, что прорицатели предсказали смерть Александра Великого, исходя из того факта, что именно Ива снесла корону с его головы, когда он переходил реку Евфрат. в лодке.
Научное название: Salix Babylonica
Фамилия (научная и общепринятая): Salicaceae
Континент происхождения: Китай
Привычка роста растений: Дерево
Рост в зрелом возрасте: Более 10 футов
Продолжительность жизни: Многолетник
Сезонная среда обитания: Листопадные многолетники
Среда роста: Полное солнце
Способ культивирования: Местные виды
Шипы на молодом стебле: №
Поперечное сечение молодой ножки: Округлая
Диаметр ножки (или ствола): на больше диаметра кофейной кружки
Образует коричневатую кору: Да
Отслаивание коры на многих участках: Да
Характеристики зрелой (коричневатой) коры: Бугристая
Тип листа: Плоский, тонкий
Длина листа (или листовки): Между длиной кредитной карты и ручки для письма
Сложность листа: Простой
Край листа: Гладкий
Расположение створок: Альтернативное
Лист с черешком: Есть
Образцы основных жилок на листе (или листочке): Перистые
Опушенность листьев: Нет волос
Цвет листвы летом: Зеленый
Изменение цвета листвы в октябре: Изменение цвета на желтый
FL Цветовой сезон: Весна
Цветы: Одинарные
Тип цветка: Как цветок травы
Цвет цветка: Желтый
Форма отдельного цветка: Радиально-симметричная
Размер отдельного цветка: Меньше четверти
Сексуальность: Мужчина и женщина на одном растении
Размер плода: От четверти до длины кредитной карты
Мякоть плода: Мякоть
Форма плода: Длинный стручок
Цвет созревших плодов: Коричневый или сухой
Фрукты, полезные для птиц или белок: Да
Общее название: Плакучая ива
Луисвиллские растения, которые легче всего спутать с этим: Плакучая вишня, другие растения семейства Плакучих
Уникальные морфологические особенности растения: Печальный обвисший вид свисающих ветвей, «плач» дерева во время дождя (капли дождя проходят с ветвей к концам листьев и падают на землю)
Ядовитые: Ни одного растения
Вредность (сорняк, трудно контролировать): Да
Страницу подготовил:
Рассел Миллер
Ноябрь 2004 г.
Деревья плакучей ивы | NatureHills.com
Всем нравится знакомое дерево Плакучая Ива (Salix babylonica). Его изящных, уходящих по земле ветвей добавляют движения вашему ландшафту . Плакучая ива, наиболее известная своим округлым романтическим видом с длинными широкими ветвями, может многое предложить.
Весна приходит рано, когда у вас есть Плакучая ива; это одно из первых деревьев, которое распускается ранней весной невероятно свежими ярко-зелеными листьями. Вам понравятся его узких шалфейно-зеленых листьев, колышущихся на ветру летом.
Гибкие ветви растут и разрастаются, резко изгибаясь вверх, затем опускаясь вниз, оставляя след на земле. Осенью вы будете в восторге от того, как золотисто-желтых листьев приобретают интенсивную осеннюю окраску, а также .
Если вам посчастливилось жить на воде, у вас есть отличный тип почвы для плакучей ивы. Они будут хорошо расти, если их посадить рядом с источником воды. Отражение ивы в воде так же красиво, как и на картинке .
Для дерева Плакучей Ивы не бывает слишком много воды.Если у вас есть место во дворе с влажной почвой, которая остается влажной или собирает воду, Плакучая ива поможет его высушить.
Плакучие ивы могут адаптироваться и к более сухим почвам. Хотя дерево плакучей ивы любит воду, оно хорошо адаптируется ко многим почвенным условиям, включая некоторую засухоустойчивость. Не многие деревья могут выдержать такие экстремальные условия, от очень влажных до сухих.
Это также одно из самых быстрорастущих теневых деревьев со скоростью роста 8-10 футов в год . Он быстро достигнет зрелой высоты и превратится в одно из ваших любимых растений.
Быстро укореняется, быстро растет, чтобы украсить территорию в кратчайшие сроки. В каждой собственности у озера или на берегу моря должно быть по одному . Закажи сегодня!
Как использовать плакучую иву в пейзаже
Плакучая ива любит воду и часто сажается возле прудов, чтобы предотвратить эрозию. Y Вам понравится вид одного или нескольких растений, посаженных на берегу озера или пруда .
Используйте несколько точек, разбросанных по сторонам реки или ручья, для естественного и великолепного вида.Попробуйте использовать одно в качестве якорного дерева в новом Rain Garden или в канаве, чтобы собирать дождевую воду в низинах.
Посадите один, чтобы полностью закрыть уродливую лодочную станцию или другие неприглядные виды всего за несколько лет. Уединение, которое он создает, просторное и дружелюбное .
Большинство людей любят использовать их как образец растения, которому позволено расти естественным путем. Пусть ветки свисают с землей на участке, за которым не нужно ухаживать.
Малыши любят посидеть под тенистым навесом у веток .Следите за доказательствами их «Фортов» и «Клабхаусов» под кроной дерева Плакучей Ивы. Какое чудесное воспоминание подарить вашей семье!
Сильная и гибкая ива может быть прекрасным напоминанием о необходимости работать с условиями жизни, а не бороться с ними. Люди часто сажают Плакучие ивы, чтобы почтить память умерших близких. Их красота — и способность выжить в сложных условиях — могут стать настоящим помощником в первые тяжелые годы горя. Деревья Плакучей Ивы — символ надежды и роста , и они приносят бабочек в ваш ландшафт.
#ProPlantTips для ухода
Есть некоторые особенности для деревьев Плакучей Ивы. Чтобы по-настоящему насладиться ими, пожалуйста, поймите их потребности и позвольте их природе полностью проявиться в правильной обстановке. Более чем большинство других, правильный выбор участка является ключом к успешным отношениям с Weeping Willow, что повысит ценность вашей собственности .
Эти большие деревья часто сажают возле озер, рек или прудов, чтобы предотвратить эрозию почвы. Их агрессивная корневая система с поверхностными корнями поможет сохранить почву на месте.
Не сажайте это дерево возле канализационной системы, септика или дренажного поля, а также возле бассейна, водопровода или подземных источников воды. Дайте ему место, и оно будет для вас прекрасным живописным деревом . Если вы хотите узнать больше об инвазивных корнях деревьев, нажмите здесь, чтобы перейти в наш блог!
Траве под ивой сложно расти. Вместо этого попробуйте просто использовать мульчу под деревом. Затем позвольте ветвям свисать естественным образом и упростите себе жизнь.
Плакучая ива — одна из последних, кто теряет листья осенью. Если вы выращиваете его на мульчированном участке, вам даже не нужно будет убирать листья.
Эти быстрорастущие деревья прекрасно себя чувствуют как на открытом солнце, так и в полутени.
Посадите у себя во дворе дерево плакучей ивы , чтобы увидеть, как это мистическое дерево привлекало внимание художников и рассказчиков на протяжении сотен лет. Закажи сегодня!
Amazon.com: 4 черенка золотой плакучей ивы — Живые растения
В настоящее время недоступен.
Мы не знаем, когда и появится ли этот товар в наличии.
Тип растительного или животного продукта | Деревья |
Марка | CZ Grain |
Ожидаемый период цветения | Летом |
Количество единиц | 1 подсчет |
Ожидаемый период посадки | Летом |
Зона устойчивости USDA | Зоны 4.0, 5.0, 6.0, 7.0, 8.0, 9.0 |
- Убедитесь, что это подходит введя номер вашей модели.
- После посадки быстрорастущие красивые тенистые деревья будут иметь высоту около 6 дюймов.
- Богатый вид — радует глаз
- 4. Черенки плакучей ивы — у некоторых могут быть листья и ветви
- 100% гарантия удовлетворенности клиентов — инструкция по посадке включена