HomeРазноеЛилия легенда о цветке: Легенды о цветах: Лилии – Легенды о лилии — Легенды о цветах, мифы и истории. Florets.ru

Лилия легенда о цветке: Легенды о цветах: Лилии – Легенды о лилии — Легенды о цветах, мифы и истории. Florets.ru

Легенды о цветах: Лилии

Geo_club — 06.06.2010

 Белая чудная лилия — этот символ невинности и чистоты — имеет также в мифологии свою интересную легенду. Греки приписывали ей божественное происхождение; по их словам, она выросла из молока матери богов — Юноны.

Рассказывают, что фиванская царица красавица Алкмена, мать Геркулеса, боясь мести ревнивой Юноны, чтобы укрыть рожденного ею от Юпитера Геркулеса, положила его под густой кустарник; но Минерва, знавшая божественное происхождение малютки, нарочно повела Юнону к этому месту и показала ей бедного, покинутого своей матерью ребенка. Здоровый, прелестный мальчуган очень понравился Юноне, и как защитница и покровительница всех новорожденных она согласилась дать томившемуся от жажды малютке пососать своего молока. Но мальчик, почувствовав в ней инстинктивно своего врага, так сильно укусил ее, что она, вскрикнув от боли, грубо оттолкнула его. Молоко брызнуло и, разлившись по небу, образовало Млечный путь, а несколько капель его, упав на землю, превратилось в лилии. По этой-то причине цветы эти у греков носили также название и роз Юноны.

Легенды о цветах: Лилии (467x699, 189Kb) 

 

 

И у древних иудеев цветок этот пользовался большой любовью и славой непорочности. По еврейским сказаниям, он рос в раю как раз во время искушения Евы диаволом и мог оскверниться им; но и среди искушения остался он так же чист, как был, и ничья грязная рука не осмелилась коснуться его. Вследствие этого евреи украшали им не только священные алтари свои, но нередко и чело своих венценосцев, как, например, царя Соломона. А великий тирский архитектор, строивший храм Соломона, придал изящную форму лилии чудным капителям громадных колонн этого храма и украсил изображениями лилии его стены и потолок, разделяя с евреями мнение, что цветок этот красой своей будет способствовать усилению молитвенного настроения среди молящихся в храме. По этой же причине, вероятно, Моисей приказал изображением лилии украшать седьмисвечник и придавать ее форму купели, где умывался первосвященник.

Существует также предание, что под лилией находилась колыбель Моисея, но, конечно, не под белой, а под желтой, которая обыкновенно растет среди тростников и камышей.

 

Легенды о цветах: Лилии (500x375, 52Kb) 

 

Лилия встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Кроме того, белыми лилиями, по-видимому, украшали тела умерших молодых египетских девушек; подобная лилия была найдена на груди мумии молодой египтянки, хр

Легенды о лилии — Легенды о цветах, мифы и истории. Florets.ru

Принцесса флоры — лилия (в мифах и легендах)

Легенды о лилии — об этих прекрасных цветах было сложено множество историй, мифов и легенд. Издавна люди поклонялись лилии как одному из самых прекрасных созданий на земле. Даже пожелание благополучия звучало так: «Пусть твой путь будет усыпан розами и лилиями». Символ надежды в Древней Греции, мира и непорочности на Руси, а во Франции эти цветы обозначали — милосердие, сострадание и правосудие.

Хотя лилии бывают разных оттенков, но именно белым цветам придается особый символический смысл. Белая лилия — символизирует невинность и с давних времен олицетворяет чистоту и непорочность. Не случайно лилии — цветы невест. Да и само название цветка в переводе с древнегреческого означает «белый-белый».

Греки приписывают ей божественное происхождение. Они считали, что белая лилия — символ невинности и чистоты выросла из молока матери богов — Геры (Юноны), которая нашла спрятанного от ее ревнивого взора младенца фиванской царицы Геркулеса и, зная божественное происхождение малютки, хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней своего врага, укусил и оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в лилии.

Но гораздо ранее, чем грекам, лилия была известна древним персам, у которых даже столица называлась Суза, что означает «город лилий». Немалую роль играла лилия у римлян, особенно в их цветочных празднествах, посвященных богине весны — Флоре. У испанцев и итальянцев, а также на других католических землях лилия считается цветком Пресвятой Девы, и изображение Божьей Матери окружено гирляндой из этих цветов. В венках из лилий идут в этих странах девушки в первый раз к святому Причастию.

Но нигде лилия не имела такого исторического значения, как во Франции, где с ней связаны имена основателя французской монархии Хлодвига, королей Людовика VII, Филиппа III, Франциска I… Старинные предания повествуют о появлении лилии на знамени французских королей, как эмблемы королевской власти. Флёр-де-Лис (фр.fleur de lys или fleur de lis, дословно «цветок лилии», или лилия, или королевская лилия) — гербовая фигура, четвёртая по популярности среди естественных геральдических символов после креста, орла и льва. Франция называлась царством лилий, а французский король — королём лилий.

По преданию король Хлодвиг одолел с ее помощью врагов христианства. Хлодвиг взял себе в качестве эмблемы лилию после того, как водяные лилии в Рейне подсказали ему безопасное место, где можно перейти реку вброд, благодаря чему он одержал победу в битве. Людовик VII избрал лилию своей эмблемой. Три лилии красовались на знамёнах Людовика IХ Святого во время крестовых походов и обозначали три добродетели: милосердие, сострадание и правосудие.

Французский король Карл VII, желая почтить память Жанны д»Арк, не находит ничего более высокого и благородного, как возвести её родных в дворянское достоинство под фамилией Лилиевых и дать им герб, представляющий собой меч на синем поле с двумя лилиями по бокам и венком из этих цветов наверху. При Людовике ХII лилия становится главным украшением всех садов Франции и называется цветком Людовика.

Лилия пользовалась вообще большой любовью во Франции. Цветок этот считался искони выражением высшей степени благоволения и уважения, и потому в аристократических семьях было в обычае, чтобы жених посылал своей невесте каждое утро, вплоть до самой свадьбы, букет из живых цветов, среди которых должно было быть непременно несколько белых лилий. Интересно то, что белая лилия в средние века, служившая напоминанием о вечности, в эпоху Возрождения стала символом распущенности, клеймо на плече у представительниц древнейшей профессии напоминало лилию.

В древнегерманской мифологии бог грома Тор всегда изображался держащим молнию в правой руке, а скипетр, увенчанный лилией, в левой. Ею же украшалось чело древних обитателей Померании во время празднеств в честь богини весны, а благоухающий ее венчик служил в германском сказочном мире волшебным жезлом для Оберона и жилищем маленьких сказочных созданий — эльфов.

По этим сказаниям, каждая лилия имела своего эльфа, который вместе с нею рождался и вместе с нею умирал. Венчики этих цветов служили этим крошечным созданиям, колокольчиками, и качая их, они созывали на молитву своих благочестивых собратьев. Молитвенные собрания происходили обыкновенно в поздний вечерний час, когда в садах все успокоивалось и погружалось в глубокий сон. Тогда один из эльфов бежал к гибкому стеблю лилии и начинал его качать. Колокольчики лилий звонили и будили своим серебристым звоном сладко спящих эльфов. Крошечные существа просыпались, вылезали из своих мягких постелек и молча с важностью отправлялись в венчики лилий, которые служили им в то же время молельнями. Здесь они преклоняли свои колена, складывали набожно ручки и благодарили в горячей молитве Создателя за ниспосланные им блага. Помолившись, они так же молча спешили назад в свои цветочные люлечки и вскоре опять засыпали глубоким, беспечным сном…

В Германии с лилией связано немало сказаний о загробной жизни. Она служит у немцев свидетельством преданности. И у древних иудеев цветок лилии пользовался большой любовью и непорочностью. По еврейским сказаниям, цветок этот рос во время искушения Евы дьяволом и мог оскверниться им, но ничья грязная рука не осмелилась коснуться его. Поэтому евреи украшали им священные алтари, капители колонн храма Соломона.

При строительстве храма Соломона, великий тирский архитектор придал изящную форму лилии чудным капителям громадных колонн, а так же украсил изображениями лилии его стены и потолок, разделяя мнение с евреями, что цветок этот красой своей будет способствовать усилению молитвенного настроения среди молящихся в храме.

О красной лилии рассказывают, что она поменяла цвет в ночь перед крестным страданием Христа. Когда Спаситель проходил по Гефсиманскому саду, то в знак сострадания и печали перед ним склонили головы все цветы, кроме лилии, которая хотела, чтобы он насладился ее красотой. Но когда страдальческий взор упал на нее, то румянец стыда за свою гордость в сравнении с его смирением разлился по ее лепесткам и остался навсегда.

Лилия встречается и у египтян, у которых ее изображение то и дело попадается в иероглифах и обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Кроме того, белыми лилиями, по-видимому, украшали тела умерших молодых египетских девушек. Подобная лилия была найдена на груди мумии молодой египтянки, хранящейся теперь в Луврском музее в Париже. Из этого же цветка египтяне готовили знаменитое в древности благовонное масло — сузинон, о котором подробно говорится у Гиппократа в его трактате «О природе женщины».

Понравилась информация? Поделитесь ей с друзьями!

загрузка…

И не забывайте про наш форум-сообщество! Вступайте в ряды цветоводов и любителей растений!;)

Лилия — мифы, легенды, история происхождения

Лилия

Баха Заин (Малайзия)
Лилия (Lilak)

Лилия, ты пришла с тонкими губами,
Нежным и влажным голосом.
Волосы твои, причесанные морским ветром,
Обвили мое тело.
О, Лилия!
На песчаном берегу
Я познал природу
Движения волны и пены,
Игру света и голос ветра,
Шорох воды, проникающей сквозь песок,
И тебя, Лилия,
Не меняющую своего цвета,
С тонкими и влажными губами,
Волосами, обвивавшими мое тело.

Куала-Дунгун, 1974
(перевод с малайского Виктора Погадаева)

Легенды о лилии об этих цветах можно насчитать огромное количество мифов и легенд различных стран. Люди поклонялись этому прекрасного цветку как чему-то прекрасному и желали друг другу «Пусть твой путь будет усыпан розами и лилиями».

В Древней Греции Лилия является символом надежды.

Ну что пришло время узнать древную легенду о лилии.

Древнегреческие мифыприписывали множеству цветов божественное происхождение, одним из таких цветов и есть лилия. Согласно одной из версий древних сказаний греков, Фиванская царица по имени Алкмена тайно родила от Зевса мальчика, и назвала его Геракл. Однако Алкмена очень боялась гнева жены Зевса Геры, поэтому спрятала малыша в кустах.

Но вот однажды Гера, прогуливаясь, случайно нашла новорожденного Геракла в кустах и решила накормить малыша грудью.

Геракл почувствовал в богине врага и оттолкнул ее от себя. Молоко, которым Гера пыталась накормить малыша, разбрызгалось так образовался млечный путь, а те несколько капель, которые упали на землю, проросли и превратились в белоснежные лилии. С тех пор эти цветы стали эмблемой богини Геры.

Легенды о лилии | Мои цветы

Восхищение изящной красотой снежно-белых цветов лилии нашло отражение в народных песнях, легендах. Нежные и строгие формы лилий приносят людям эстетическое наслаждение. Прославившийся в веках великолепный сад афинской красавицы Фрины (IY век до нашей эры) утопал в розах, гиацинтах, нарциссах, однако первенство принадлежало лилии.

Любимой греками белой лилии приписывали божественное происхождение. Древние греки считали, что она выросла из молока матери богов Юноны и олицетворяли ее с символом надежды. Гера, нашла спрятанного от ее ревнивого взора младенца фиванской царицы Геркулеса, и зная божественное происхождение малютки, хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней своего врага, укусил и оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в лилии.

Лилия – это коронованная королева сада, ее цветок это символ чистоты и непорочности, символ царственности, гордости, благородства. Очень любили лилию в Древнем Египте, о чем свидетельствует найденное захоронение молодой женщины, на груди которой лежала высохшая лилия (саркофаг с ее мумией ныне находится в Луврском музее).

По одной из легенд лилия – это жилище эльфов. Каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею родится и умирает. Венчики этих цветов служат эльфам колокольчиками, звоном которых они созывают своих собратьев.

Белая лилия традиционно ассоциируется с историей Франции. Изображение ее красовалось на скипетре первых французских королей. Со времен Людовика YII белое знамя с изображением трех лилий становится во Франции государственным. Лилия на королевской печати и даже на монетах, да и сама Франция часто называлась царством лилий, а ее героиня Жанна дАрк изображалась с этим цветком.

В Персии, во времена царствования Кира (конец Y века до нашей эры), лилия была одним из основных элементов украшения газонов, внутренних двориков. Водоемов. Даже столица была названа древними персами Сузой –«городом лилий», а на ее гербе было изображено несколько этих величественных цветков.

На Руси лилия считалась цветком целомудрия и чистоты. В день свадьбы невеста должна была нести ее в руках. Почиталась она и как символ мира.

Еврейская легенда гласит, что цветок лилии рос в раю во время искушения Евы дьяволом и мог осквернится им, но ничья грязная рука не осмелилась коснуться его. Поэтому евреи украшали им священные алтари, капители колонн храма Соломона. Возможно, по этой причине по указанию Моисея лилии украшали семисвечник.

Легенда о красной лилии рассказывает, что она поменяла цвет в ночь перед крестным страданием Христа. Когда Спаситель проходил по Гефсиманскому саду, то в знак сострадания и печали перед Ним склонили головы все цветы, кроме лилии. Она хотела, чтобы Он насладился ее красотой. Но когда Его страдальческий взор упал на нее, то румянец стыда за свою гордость в сравнении с Его смирением разлился по ее лепесткам и остался навсегда.

ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ. ЛИЛИЯ.: mangiana_irina — LiveJournal

Чудная белая лилия — олицетворение невинности и чистоты. Ей приписывали божественное происхождение древние греки — по их словам, она выросла из молока матери богов Юноны. Но гораздо ранее греков лилия была известна древним персам, столица которых называлась Суза, то есть «Город лилий». В его гербе, как символ непорочной чистоты, красовались несколько лилий.

Славой непорочности этот цветок пользовался и у древних иудеев. По их преданиям, лилия росла в райском саду во время искушения Евы дьяволом, но среди искушения прекрасный цветок остался таким же чистым, как и был, и никакое зло не осмелилось коснуться его.

Великий тирский архитектор, строивший храм Соломона, придал изящную форму лилии капителям храма и украсил изображениями лилии стены и потолок, разделяя с евреями мнение, что этот цветок усугубит молитвенный настрой. А Моисей приказал изображениями лилии украшать семисвечник.Существует также предание, что под желтой лилией, которая обыкновенно растет среди камышей, остановилась колыбель Моисея.

Лилия встречается и у египтян, и ее изображение в иероглифах обозначает то кратковременность жизни, то свободу и надежду. Из этого цветка готовили знаменитое в древности благовонное масло — «сузинон».

343254-20002-75493836-m750x740-ue72e1.jpg

Немалую роль играла лилия и у римлян на празднестве Флоры. Женщины в ходе этого праздника состязались в беге и борьбе, а победительниц осыпали дождем цветов. Убирали лилиями и статую богини Флоры, и весь амфитеатр, публику, арену, ложи…

Этот цветок считался у римлян символом надежды, и его изображение помещалось римлянами даже на монетах, как ожидание народом приятных благ от царствующего царя.

В знак той полной изобилия и чистой жизни, которую им желают, венками из лилий и пшеничных колосьев увенчивали невесту и жениха.

0_d013f_a37bcb0_orig.gif

Лилия встречалась и в древнегерманской мифологии, и бог грома — Тор — всегда изображался держащим в правой руке молнию, а в левой — скипетр, увенчанный лилией. Ее благоухающий венчик считался в германской мифологии также волшебным жезлом Оберона и жилищем эльфов.

Каждая лилия имеет своего эльфа, который вместе с нею родится и умирает. Венчики этих цветов служат эльфам колокольчиками, звоном которых они собирают своих собратьев на молитву.

0_d013f_a37bcb0_orig.gif

Нигде лилия не имела такого исторического значения, как во Франции. Говорят, что основатель французской монархии Хлодвиг, будучи ещё язычником, увидел, что проигрывает аллеманнам в сражении при Толбаке, и вознес молитву о победе христианскому Богу. И ему явился ангел с ветвью лилий, сказав, чтобы отныне он сделал лилию своим оружием и завещал его своим потомкам. Хлодвигу была дарована победа в этой битве, и он со всеми своими франками, их женами и детьми принял крещение. С тех пор лилия во Франции — символ королевской власти под сенью церкви.

Хотя символом королевской власти всегда была белая лилия, некоторые утверждают, что лилия, дарованная ангелом Хлодвигу, была не белая, а огненно-красная. О красной этой лилии также сложена прекрасная легенда. Рассказывают, что она стала красной в ночь перед крестным страданием Спасителя. Легенда говорит, что когда Спаситель, томимый тяжелой тоской, проходил по Гефсиманскому саду, все цветы склоняли перед ним свои головки. Одна лилия не преклонила головки, желая, чтобы Он хорошенько насладился ее запахом и красотой. И Спаситель действительно остановился на минуту — возможно даже, чтобы полюбоваться красотой этого цветка, — но когда страдальческий взор Его упал на нее, то лилия, сравнив свою гордость с Его смирением, устыдилась, и румянец стыда разлился по всем ее лепесткам, оставшись с ней навсегда… Вот почему, добавляет легенда, красные лилии никогда не стоят с поднятыми головками и к ночи всегда смыкают свои лепестки.

0_41f58_91bb92c_orig.jpg

В XII же столетии избирает лилию своей эмблемой и Людовик VII, при нём впервые появляется белое знамя с тремя золотыми лилиями, которое впоследствии становится не только эмблемой королевской власти, но и преданности папскому престолу.

Лилия встречается также в гербе Людовика IX Святого, но только вместе с маргариткой, которую он присоединил в память о любимой жене Маргарите.

Форму лилии предавали также концу скипетра, и сама Франция называлась царством лилий, а французский король — королем лилий.

0_41f58_91bb92c_orig.jpg

Выражение «etre assis sur des lys», то есть «сидеть на лилиях», обозначало иметь высокую должность, так как цветами лилии были украшены не только все стены судилища, но и все сиденья стульев.

Лилия вообще считалась очень почетным знаком на гербах и встречалась даже на монетах. Людовик XIV выпустил в оборот монеты, носившие даже названия золотых и серебряных лилий. На одной стороне такой монеты находилось изображение короля или украшенного лилиями и увенчанного на обоих концах коронами креста, а на другой — герб Франции, поддерживаемый двумя ангелами.

0_41f58_91bb92c_orig.jpg

Лилия пользовалась вообще большой любовью во Франции. В аристократических семьях было принято, чтобы жених вплоть до свадьбы посылал невесте каждое утро букет из живых цветов, где непременно должно было быть хотя бы несколько белых лилий.

Такой же любовью пользуется лилия у испанцев и итальянцев. У этих народов она считается преимущественно цветком Пресвятой Девы. В венках из лилий идут молодые девушки в первый раз к Св. Причастию.

В Пиренеях существует обычай 24го июня, в Иванов день, приносить в церковь огромные букеты лилий для освящения. Потом эти лилии крест-накрест прибивают над дверью каждого дома, который с этой минуты считается находящимся под охраной Иоанна Крестителя. Эти букеты остаются до следующего Иванова Дня.

Германия тоже немало увлекалась лилией. Прекраснейшие лилии разводили тут в монастырских садах, и их невероятная красота порождала немало сказаний, связанных с жизнью монахов.

0_14486c_afe913f0_orig.jpg

В Германии с лилией связано немало легенд, связанных с загробной жизнью. Она служит у немцев, как и надгробная роза, свидетельством то преданности, то посмертной мести покойника.

По народному поверью, ее никогда не сажают на могилах, а она сама вырастает на могиле самоубийцы или человека, погибшего насильственной или вообще страшной смертью. Если она вырастает на могиле убитого, то служит предвестником мести, а на могиле грешника — знаком искупления грехов. На лепестках лилий, выросших на могиле грешников, по поверью, всегда появляются какие-нибудь написанные золотом слова.

Некоторые кавказские лилии могут под влиянием дождя желтеть или краснеть, и поэтому кавказские девушки используют их для гадания. Избрав бутон лилии, после дождя они раскрывают его, и если он жёлт внутри, то их любимый им неверен, а если красный — значит, он по-прежнему любит.

0_4f1bf_6a87ce54_orig.gif

Нельзя не вспомнить и сибирскую лилию — саранку. Если белая лилия по виду строга, холодна, равнодушна, то саранка являет собой ее полную противоположность. Лепестки ее цветов точно вывернуты наизнанку. Кажется, саранка вот-вот готова пуститься в пляс.

Самой редкой и ценной лилией считается лилия королевская, родиной которой является узкая долина среди гор Юго-Западного Китая. Луковицы этой лилии в начале XX века были доставлены в Англию, откуда она и начала свое триумфальное шествие по садам и паркам мира.

(источник: интернет)

Легенды о Лилии | Журнал Ярмарки Мастеров

Легенды о лилии


Как рождаются легенды? От чего зависит способность творить чудеса или совершать волшебство? Кто может обладать волшебной силой и властью? Магия и религия сплетаются в едином потоке чудесных историй, верований и обычаев. Сегодня — про геральдический Флер-Де-Лиз и связанных с ним суевериях.

Почему королевская лилия стала символом целой династии и одновременно знаком чудесной способности к исцелению? Связано это с королями или с самими лилиями?

Филипп Август II с Флер-де-Лизом.
Здесь — и сами легенды, и исторические раскопки, откуда эти легенды произошли. Кому-то интереснее первое, кому-то — второе. В итоге — все получают удовольствие, что гораздо приятнее, по-моему, чем поиск абсолютной истины…
До сих пор нет единого мнения о том, откуда взялся цветок на гербе Франции — и что это , собственно за цветок. Лилия или ирис — Iris pseudacorus ? На французском все же Fler de Lys — это и есть «цветок лилии», а ирис будет называться Fler Iris — мы же не говорим на этот символ «Флер Ирис», даже если на ирис он больше похож?

Ирис и орнамент с Флер-де-лизом из французского словаря по архитектуре.
Или это и не цветок вовсе — а стилизованный голубь (как символ Святого Духа), или пчела (как символ Меровингской династии, первых королей франков) ?

Выяснилось, что Флер-де-Лизы являются достоянием не только Франции, но и других королевских домов, включая малоизвестных Kotromanic, которые вероятно хотели соотнести себя с анжуйским домом и правили Боснией с 13 века до османского завоевания в 1463году.

Герб боснийских Kotromanic.
А с 1992 по 1998 год Флер-де-Лизы снова расцвели на флаге Боснии и Герцеговины, правда здесь их прототипом называют «Боснийскую» или «Золотую» лилию, ботанический вид — Lilium bosniacum:
Легенды о Лилии, фото № 1
Сегодня она является символом для боснийцев в федерации Боснии и Герцеговины:

Ярчайшая лилия смотрит на нас с герба Флоренции, где ее называют Флорентийской лилией — за наличие характерных тычинок между лепестками, отличающими ее от французской.
Легенды о Лилии, фото № 2
«Использование для декоративных или символических целей стилизованного цветка, который обычно называют Флер де Лиз, является общими для всех эпох и цивилизаций. Это главным образом графические мотивы на месопотамских цилиндрических печатях, египетских барельефах, микенской керамике,тканях эпохи Сассанидов, галльских и мамлюкских монетах, индонезийской одежде, японских эмблемах и тотемах догонов….
Легенды о Лилии, фото № 3
Ваза-albarello из древней Сирии, хранится в Лувре.
Важным моментом является то, что это очень стилизованное изображение, вероятно, цветка, который был использован в качестве орнамента или эмблемы почти во всех цивилизациях между Старым и Новым светом. «[ Мишель Pastoureau (2006) Traité d’Héraldique, «Трактат о геральдики», перевод Франсуа Р. ВЕЛЬДЕ ]
На Востоке она была обнаружена на золотом шлеме из курганов скифских царей на Ак-Бурун и сохраняется в Санкт-Петербург в Эрмитаже.
Легенды о Лилии, фото № 4
Скифский шлем из Ак-Бурун, 6 век до н.э. — тут конечно не Флер-де-Лиз в чистом виде. но кое-что общее можно заметить…
Что касается средневекового искусства, то Pastoureau Мишель, историк, говорит о том, что до 1300 г Флер-де-Лизы обнаруживаются в изображениях Иисуса, но постепенно они стали сопутствовать Деве Марии и были связаны с «Песнь Песней» Соломона — лилия между тернами «(Lilium в spinas), понимается как ссылка на Марию. Другие Писания и религиозная литература, в которой лилия предстает как символ чистоты и целомудрия, также помогли сделать этот цветок иконографическим атрибутом Богородицы.

«Благовещение» Данте Габриэля Росетти.
Лилии являются иконографическим атрибутом Архангела Гавриила (Габриэль, Джибраил), который приносит Деве Марии Благую Весть — согласно Новому Завету, Габриэль объявляет о рождении Иоанна Крестителя (Лк. 1:5-20), и рождении Иисуса (Лк. 1:26-38).
Легенды о Лилии, фото № 5
Три лепестка из геральдического дизайна отражают широко распространенные ассоциации со Святой Троицей [F.R.Webber, Символика церкви, 1938 (Kessinger 2003) p.178 ], а начиная с 14 века во Франции появляется убежденность в том, что они представляют также веру, мудрость и рыцарство.

Вышитый переплет средневековой книги 13 века с сюжетом «Благовещения» — лилии трехлепестковые, приближенные к геральдическому изображению.
Но что же там с волшебством? Откуда у лилий магические свойства, или откуда те магические силы, символом которых стали сами лилии? Пока ученые спорят, что откуда произошло и как все было на самом деле — можно посмотреть, что рассказывалось в старинных летописях и о лилиях, и о королях..
www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Blok/index.php — 39k —
Из книги — Блок М.» Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти»
Легенды о Лилии, фото № 6
Книга вторая : «Величие и превратности чудотворной королевской власти»
Глава третья — то, что касается именно Франции и французских лилий — «Чудесная и священная королевская власть от возникновения обряда исцеления золотушных посредством возложения рук до эпохи Возрождения»
§ 3. Легенды; французский монархический цикл; чудесный елей английских коронаций.
(англичан я «сократила» — лучше смотреть указанную ссылку на всю книгу, там читать и читать, если интересуют подробности. Мне же пока нужно было о лилиях посмотреть.. )

«Истоки:
Средневековые люди, во всяком случае, подавляющее их большинство, имели обо всем, что связано с религией, представления очень материальные и, можно сказать, чрезвычайно приземленные. Да и как могло быть иначе? Чудесный мир, доступ в который открывали христианские обряды, не был в их глазах отделен от мира, в котором они жили, бездонной пропастью; два мира соприкасались и переплетались; если некий жест оказывал воздействие на тот свет, как можно было не поверить, что он воздействует и на этот? Понятно, что мысль о подобных вторжениях никого не шокировала; ведь никто не имел точных сведений о законах природы. Итак, люди верили, что священные действия, предметы и особы не только обладают властью над загробным миром, но и наделены силой, способной влиять на ход событий в мире земном; силу эту люди представляли себе так конкретно, что даже рассуждали о ее тяжести. Покрывало на алтаре, посвященном великому святому – Петру или Мартину, – становилось, по словам Григория Турского, тяжелее, чем прежде, если святой хотел показать свою мощь .
В священниках, причастных к сфере сакрального, многие люди видели своего рода волшебников и потому то почитали их, то ненавидели. Жители некоторых краев, встретив священника, осеняли себя крестным знамением; встреча эта слыла дурным предзнаменованием … Во Франции, по всей вероятности, в XIII в., произошел следующий поучительный случай, о котором проповедник Жак из Витри узнал, по его собственным словам, «из верного источника»: в одной деревне случилась эпидемия; чтобы положить ей конец, крестьяне не придумали ничего лучшего, чем принести в жертву своего кюре; однажды, когда он в полном облачении хоронил мертвеца, они столкнули его в свежевырытую могилу.
Таким образом, порой общественное мнение наделяло священных особ свойствами грозными и пагубными; впрочем, гораздо чаще, разумеется, свойства эти представлялись людям благодетельными. А есть ли благодеяние лучше и драгоценнее, чем возвращение здоровья? Люди охотно верили, что все, имеющее хоть какое-то отношение к вещам священным, обладает целительной силой . Облатки, освященное вино, вода в купели, вода, в которую священник, дотронувшись до святых даров, окунул руки, сами пальцы священника считались лекарствами от болезней; даже в наши дни жители некоторых провинций верят, что пыль из церкви или мох, покрывающий ее стены, обладают целительными свойствами . Этот образ мыслей приводил подчас непросвещенные умы к странным заблуждениям; Григорий Турский рассказывает о вождях варваров, которые, когда у них болели ноги, мыли их в блюде для облаток . Духовенство, разумеется, осуждало подобные бесчинства, однако дозволяло существовать тем обычаям, которые не посягали на величие культа; впрочем, народные верования по большей части ускользали от его контроля. Поскольку обычным орудием освящения был елей, то из всех церковных атрибутов он слыл средством наиболее могущественным. Подсудимые глотали его перед тем, как подвергнуться «божьему суду». Особенно же действенным средством считался елей против болезней тела. Сосуды, в котором он хранился, приходилось охранять от покушений верующих . Поистине в те времена слова «священное» и «способное исцелять» были синонимами.
Легенды о Лилии, фото № 7
Королевская пара из рукописи собора в Винчестере, 12 век, иллюстрация к «Песнь Песней» Соломона.
Теперь вспомним, что представляли из себя короли. Почти все люди верили в их, если воспользоваться выражением Петра из Блуа, «святость». Более того. Что народ считал источником этой «святости»? В большой мере, конечно, родовую предопределенность, в которую массы, хранительницы архаических идей, бесспорно не переставали верить; однако, начиная с каролингских времен, в большем согласии с христианским учением, народ стал считать таким источником религиозный обряд, помазание, иначе говоря – тот святой елей, который, с другой стороны, казался стольким страждущим наиболее действенным лекарством от их болестей. Таким образом, получалось, что короли дважды предназначены для того, чтобы играть роль благодетелей-чудотворцев: во-первых, своим священным характером самим по себе, а во-вторых, одним из его источников, наиболее явным и почтенным. Как же могли они в этих обстоятельствах рано или поздно не прослыть целителями?

Флер-де-Лизы на витраже Шартрского собора.
Вокруг французской королевской власти сложился целый цикл легенд, напрямую связывавших ее происхождение с силами небесными. Рассмотрим их поочередно.
Самая старая и славная среди них – легенда о Священном сосуде. Содержание ее всем известно. Легенда эта гласила, что в день крещения Хлодвига толпа помешала священнику, несшему святой елей, попасть в храм к назначенному сроку; тогда голубка , спустившись с неба, принесла святому Ремигию в «сосуде», то есть в небольшой склянке, бальзам, которым предстояло быть помазанным королю франков: в этом сверхъестественном помазании потомки, наперекор истории, усмотрели не только посвящение Хлодвига в христиане, но и первую во Франции коронацию. Небесная «жидкость» – сохраняемая в том самом сосуде, в каком она спустилась с небес, в Реймсе, в аббатстве Святого Ремигия, – была призвана отныне служить для всех посвящений в короли. Как и когда родилась эта легенда?
Легенды о Лилии, фото № 8
Церемония в Реймсе.
Первый по времени автор, от которого мы ее знаем, – Хинкмар Реймсский. Он рассказал ее со всеми подробностями в своем «Житии святого Ремигия», сочиненном в 877 или 878 г…Еще 8 сентября 869 г. в составленном им протоколе венчания Карла Лысого лотарингской короной, состоявшегося в Меце, он совершенно недвусмысленно упомянул именно ее: для помазания своего повелителя, пишет Хинкмар, употребил я не что иное, как чудесный елей .Выдумал ли Хинкмар всю историю со Священным сосудом с начала до конца? В этом его не раз обвиняли .Между тем один из наиболее проницательных эрудитов XVII века, Жан Жак Шифле, уже давно отыскал иконографический источник легенды о Священном сосуде . На мой взгляд, дополняя указания Шифле, не всегда достаточно подробные, происхождение легенды можно представить следующим образом.
Было бы странно, если в Реймсе очень рано не начали сохранять некие – то ли подлинные, то ли мнимые – реликвии славного обряда, превратившего франков из племени язычников в народ христиан. В полном согласии с привычками того времени там могли, например, начать показывать паломникам сосуд, из которого Ремигий черпал елей для помазания Хлодвига, а возможно, и несколько капель этого самого елея. Между тем из множества документов мы знаем, что святыни и реликвии в ту пору часто хранились в особых вместилищах, имевших форму голубки; их обычно вешали над алтарем. С другой стороны, на изображениях крещения Хлодвига или даже – впрочем, гораздо реже – крещения простых верующих, над человеком, принимающим крещение, часто видна голубка, символ Святого Духа . Народное сознание всегда охотно отыскивало в символических образах отсылки к конкретным событиям: для появления легенды о чудесной птице было достаточно соседства ковчега, заключающего в себе какие-либо реликвии Хлодвига и Ремигия, с мозаикой, сюжетом которой служит сцена крещения, или саркофагом, украшенным сходными изображениями. Хинкмар, по всей вероятности, просто-напросто использовал это реймсское народное предание. Если же что и принадлежит ему самому, то это, бесспорно, идея использовать Хлодвигов бальзам для помазания королей, впервые приведенная в исполнение в 869 г. С помощью этой едва ли не гениальной находки он поставил заурядную сказку на службу метрополии, которой подчинялся, династии, которой присягнул, наконец, всемирной церкви, которой мечтал доставить верховенство над мирскими правителями. Реймсские архиепископы, держатели божественного елея, превращались тем самым в прирожденных святителей, чье призвание – совершать помазание над своими государями. Короли Западной Франции – единственные из всех франкских правителей, кого помазывали елеем, принесенным с небес, – должны были отныне стоять превыше всех прочих христианских монархов, окруженные ореолом чуда. Наконец, поскольку обряд коронации, в котором Хинкмар видел знак и залог подчинения королевской власти духовенству, возник в Галлии сравнительно недавно, он еще не вызывал, возможно, того безоговорочного почтения, какое внушают церемонии, имеющие многовековое прошлое; Хинкмар же одарил его преданием.
Разумеется, воображение людей, живших в эпоху, когда все свято верили в чудеса, тотчас принялось украшать изначальную версию новыми фантазиями. В XIII веке появились рассказы о том, что хотя при каждой коронации архиепископы расходуют несколько капель елея из склянки, которую принесла голубка, уровень жидкости в ней остается всегда неизменным . Позже, напротив, возникла другая версия, гласившая, что после коронации эта поразительная склянка внезапно делается совершенно пустой, а затем сама собою, безо всякого человеческого вмешательства, наполняется вновь накануне очередной коронации ; наконец, рассказывали и такое: уровень елея в Священном сосуде постоянно колеблется, то опускаясь, то поднимаясь в зависимости от того, как – плохо или хорошо – чувствует себя царствующий монарх . Таинственный материал, из которого сделан Сосуд, не имел аналогов на земле; содержимое Сосуда распространяло восхитительное благоухание… Всеми этими чудесными свойствами, впрочем, Сосуд наградила уже позднее народная фантазия. Истинная суть легенды заключалась в другом – в небесном происхождении елея. Поэт XIII века Ришье, автор «Жития святого Ремигия», описал самым красноречивым образом несравненную привилегию французских королей. «Во всех прочих краях, – говорит поэт, – короли вынуждены «покупать себе миро у лавочника», и лишь во Франции, куда елей для помазания королей был направлен непосредственно с неба, дело обстоит иначе: «… и не нажил ни один Из торговцев ни денье, Продавая тот елей» .
Прибавить еще несколько камней к постройке легенды было суждено XIV веку. Около середины этого столетия возникли предания, связанные с «изобретением» геральдических лилий . К этому времени лилии уже много лет украшали герб Капетингов; начиная с царствования Филиппа-Августа они присутствовали и на королевской печати . Однако до поры им, кажется, не приписывали сверхъестественного происхождения. Жиро Камбрийский именно при Филиппе-Августе прославил в своей книге «Об обучении принцев» эти «простые малые цветы», simplicibus tantum gladioli flosculis, обратившие в бегство леопарда и льва, – гордые эмблемы Плантагенетов и Вельфов; знай он что-либо об их чудесном прошлом, он несомненно не преминул бы о нем поведать . Точно так же молчат о сверхъестественном происхождении лилий две поэмы на французском языке, сочиненные столетие спустя и воспевающие королевский герб: «Венец из трех лилий» (Chapel des trois fleurs de lis) Филиппа из Витри, составленный незадолго до 1335 г., и «Сказание о лилии» (Diet de la fleur de lys), созданное, по-видимому, около 1338 г. Однако вскоре на свет появилась новая легенда.

По одной из версий — так могли меняться со временем меровингские «пчелки», пока не превратились в цветы..
Легенды о Лилии, фото № 9
Судя по всему, литературное выражение она впервые нашла в короткой поэме, написанной латинскими стихами с довольно неуклюжей рифмовкой; точно установить дату ее создания не представляется возможным, но, по-видимому, она была сочинена около 1350 г. монахом из аббатства Жуайенваль, в Шартрском диоцезе.
Именно в этом уголке Иль-де-Франса разворачивается, по воле нашего автора, действие его простодушного рассказа. В языческие времена, говорит сочинитель поэмы, жили во Франции два великих короля: один, по имени Конфлат, обитал в замке Конфлан; другой, по имени Хлодвиг, – в Монжуа. Хотя оба короля поклонялись Юпитеру и Меркурию, они постоянно воевали друг с другом; Хлодвиг, однако, уступал соседу в могуществе. Он женился на христианке, Клотильде, и она долго, но безуспешно пыталась обратить его в свою веру. Однажды Конфлат прислал Хлодвигу вызов на поединок; уверенный в том, что потерпит поражение, Хлодвиг тем не менее не захотел отказаться от боя. В урочный час он приказал своему щитоносцу принести доспехи; когда тот выполнил приказание, король, к великому своему изумлению, обнаружил, что вместо обычного его герба – полумесяцев – на доспехах красуются три лилии на лазурном фоне;
Легенды о Лилии, фото № 10
КловисХлодвиг и Клотильда, ставшая впоследствии Святой.
Хлодвиг отослал оружие назад и потребовал другого; однако и другие доспехи были украшены той же эмблемой; четыре раза Хлодвиг отвергал принесенные ему доспехи и четыре раз получал взамен доспехи с тем же таинственным гербом; наконец, устав сопротивляться, он согласился надеть доспехи, украшенные загадочными цветами. В чем же тут было дело? В Жуайенвальской ложбине, подле родника, жил в ту пору благочестивый отшельник, которого часто навещала королева Клотильда; незадолго до дня, на который был назначен поединок, королева пришла к старцу и они вместе вознесли к Господу молитву. Тут святому явился ангел; в руках он держал лазурный щит, украшенный тремя золотыми лилиями. «Герб сей, – так или примерно так сказал небесный посланец, – принесет Хлодвигу победу».
Легенды о Лилии, фото № 11
Фотография страницы из часослова 1423 года, где как раз видны и старец с королевой, и ХлодвигКловис с оруженосцем, и ангел..
Королева возвратилась домой и, воспользовавшись отсутствием супруга, свела с его доспехов проклятые полумесяцы и начертала вместо них такие же лилии, как на чудесном щите. Мы уже знаем, что хитрость супруги застигла Хлодвига врасплох и ему пришлось примириться с новым гербом. Нет нужды говорить, что, против всяких ожиданий, Хлодвиг одержал победу прямо в родном Монжуа – отсюда воинский клич «Монжуа Сен-Дени» – и, узнав от жены подоплеку дела, обратился в христианство и стал королем чрезвычайно могущественным…
Легенды о Лилии, фото № 12
Герб с лилиями до 1376 года…

..и после 1376года, когда Карл V Французский изменил дизайн.
Каково происхождение этого рассказа? Сложился ли он уже в общих чертах прежде, чем им воспользовались в Жуайенвале? Или, напротив, обитатели небольшого монастыря близ Монжуа сами сочинили эту легенду, вначале, быть может, как сказку для паломников? Этого мы не знаем. Как бы там ни было, легенда о божественном происхождении лилий очень скоро получила самое широкое распространение.
Более всему этому способствовало окружение Карла V, короля, относившегося с величайшим вниманием ко всему, что способно укрепить авторитет королевской власти как силы сверхъестественной. Тот вариант легенды о лилиях, который приводит в своем предисловии к «Граду Божию» Рауль де Прель, явно восходит к жуайенвальской традиции . Отшельник из ложбины, кажется, был готов сделаться одним из крестных отцов монархии. Однако некоторое время его славе угрожал опасный соперник в лице святого Дионисия….Среди завсегдатаев «библиотеки» Карла V и апологетов королевской власти следующего поколения Жан Голен, Этьенн из Конти и автор короткой латинской поэмы во славу лилий, обычно приписываемой Жерсону, отдают предпочтение святому Дионисию…В конечном счете победу одержал отшельник.
Легенда о лилиях, к 1400 г. приобретшая свою окончательную форму, стала одним из прекраснейших украшений французского монархического цикла. На Рождество 1429 г. в Виндзоре поэт Лидгейт живописал малолетнему Генриху VI, увенчанному и французской, и английской коронами, историю с тремя лилиями одновременно с историей Священного сосуда: соседство это отныне сделалось классическим . Художники скоро взяли пример с политических писателей; основные эпизоды легенды изображены в миниатюре из часослова герцога Бедфорда и на фламандских коврах XV века . Дидактические сочинения, поэмы, рисунки – все напоминало народу о чудесном происхождении герба его королей .

Монета с изображением Филиппа Августа с Флер-де-Лиз в руке.
(впоследствии, сам знак лилии где-нибудь на теле, мог означать наличие волшебных исцеляющих способностей у человека. А если это еще и седьмой сын …!!!! Успех магической операции обеспечен! — D.W.. )):
«Франция. Бретань: «Переписка между интендантом и господами де Бретёйем и де Мальзербом об исполнении приказа короля, предписывающего вести наблюдение за господином Фуке, из прихода Лекусс, близ Фужера, каковой Фуке утверждает, будто способен чудесным образом исцелять больных золотухой, потому что родился он в своей семье седьмым сыном, а на подбородке у него имеется нечто вроде геральдической лилии» (Inventaire sommaire des Archives Departementales. Ille et Vilaine. С 206; ср .: Rev. des trad. popul. 1893. Т . VIII. P. 374).
Окрестности Доля: седьмые сыновья или седьмые дочери имеют где-либо на теле геральдическую лилию и в постные дни исцеляют золотуху посредством возложения рук. (Revue des traditions populaires., 1893. Т. VIII. P. 374).
Легенды о Лилии, фото № 13
)))
Окрестности Нанта и Вандея: У седьмых сыновей во рту под языком или на руке между плечом и кистью имеются геральдические лилии; седьмые сыновья исцеляют от самых разных болезней (Rev. de trad. popul. 1900. Т. XV. Р. 591).
После щита настал черед знамени. Самым знаменитым из королевских знамен была орифламма, «пламя» (flamme) из красного шелка (cendal rouge), за которой Капетинги в начале каждой военной кампании отправлялись в Сен-Дени . Прошлое орифламмы не содержало в себе ровно ничего таинственного: хоругвь аббатства Сен-Дени совершенно естественным образом превратилась в королевское знамя с тех пор, как, при Филиппе I, короли, завладев графством Вексен, сделались одновременно вассалами, защитниками и гонфалоньерами святого . Но можно ли было поверить, что столь славный предмет обладает столь скромной историей, в то время как второе из королевских знамен, знамя с геральдическими лилиями, появлявшееся в XIV веке на коронациях одновременно с орифламмой, напоминало всем о чуде с лилиями? В конце концов орифламмой занялись писатели, состоявшие на жаловании у Карла V. Рауль де Прель и Жан Голен рассказывают одну и ту же историю: константинопольский император видит во сне рыцаря, стоящего над его постелью и держащего в руке копье, из которого вырывается пламя; затем является ангел, дабы поведать императору, что именно этот рыцарь, и никто иной, избавит его империю от сарацинов; наконец, греческий император узнает своего спасителя – это Карл Великий; копье в облаке пламени впоследствии превратится в орифламму . Впрочем, этот вариант легенды не получил широкого распространения.
Легенды о Лилии, фото № 14
Портрет Шарлеманя кисти Альбрехта Дюрера, с Флер-де-Лизами над головой короля.
Священный сосуд, лилии, ниспосланные с небес, орифламма, также имеющая божественное происхождение, прибавим сюда способность исцелять страждущих – и мы получим ту совокупность чудесных свойств, которую апологеты династии Капетингов отныне без устали будут предлагать вниманию Европы в надежде снискать ее восхищение. Так, например, поступили послы Карла VII, державшие 30 ноября 1459 г. речь перед папой Пием II . Еще в те времена, когда монархический цикл состоял из одной лишь легенды о Священном сосуде, французская династия уже использовала эту легенду к вящей своей славе. В начале XIII века, в документе, носившем полуофициальный характер – коронационном чине, – французский король хвастал тем, что он «один из всех королей земли владеет блистательной и славной привилегией, ибо помазан он елеем, спустившимся с небес» . Несколькими годами позже английский хронист Матвей Парижский без колебаний признает за французскими государями своего рода главенство, основанное на этом божественном источнике их могущества .

Крест с Флер-де-Лизами.
Как бы там ни было, во Франции вышеперечисленные легенды способствовали тому, что подданные испытывали к своим королям величайшее почтение. Добавим сюда тот факт, что начиная с Людовика VII, а особенно с Людовика Святого и его ближайших преемников, все короли из династии Капетингов имели репутацию людей чрезвычайно благочестивых . Мы легко можем понять, почему, особенно начиная с XIII столетия, именно эта династия стала считаться святой от рождения. «От святого рождены, много сотворят добра», – писал уже около 1230 г. в надгробном слове королю Людовику VIII поэт Роберт Сенсерьо, имея в виду четырех сыновей скончавшегося монарха . Сходным образом Жан Голен, в царствование Карла V, рассуждает о «святом и священном роде», наследником которого является его повелитель . Однако особенно полезно, размышляя над этим вопросом, сопоставить три посвящения, которые во времена Филиппа Красивого Эгидий Колонна – впрочем, относившийся к идеям, лежавшим в основе религиозной политики французского двора, сугубо отрицательно, – выставил перед тремя своими сочинениями. Сыну графа Фландрского: «сеньору Филиппу, потомку славного рода». Роберту, королю Неаполитанскому – Капетингу, принадлежащему, однако, к младшей ветви: «великолепному государю, моему особливому сеньору, королю Роберту». Филиппу, французскому наследному принцу, в будущем как раз и ставшему королем Филиппом Красивым: «моему особливому сеньору, сеньору Филиппу, потомку рода королевского и святейшего» .
Легенды о Лилии, фото № 15
Подобное отношение к королям Франции, подкрепляемое легендами – прежде всего легендой о Священном сосуде, – сообщило французским верноподданическим чувствам почти религиозный характер. Память о чудесном помазании, совершенном над Хлодвигом, пишет Ришье в «Житии святого Ремигия», заставляет французов любить и чтить «корону» так же сильно, как драгоценнейшую из реликвий; кто умирает за нее, будет этою смертью спасен, если только он не еретик и не преступник, уже навлекший на себя проклятие прежними своими злодеяниями . Эти последние слова заслуживают внимания. Они неминуемо вызывают в памяти более старинные тексты, по видимости очень похожие, по сути же совершенно иные.
Легенды о Лилии, фото № 16
В 1031 г. члены Лиможского собора, в следующем столетии жонглер, сочинивший роман о Гарене Лотарингском, также обещали славную загробную будущность героям, которые погибнут мученической смертью, защищая дело сугубо профанное; однако они щедро отворяли врата Рая для вассалов, павших за своего сеньора . Сочинитель «Жития святого Ремигия» в конце XIII века говорит о солдатах, отдающих жизнь за «корону». Таково различие двух эпох. Развитие веры в монархию, постепенно вытеснявшей вассальную преданность, шло одновременно с реальным укреплением королевской власти, одерживавшей все новые и новые победы; политические и нравственные трансформации совершались одновременно, причем политика и мораль постоянно влияли друг на друга, так что невозможно было отличить в этом процессе причину от следствия. Так сложилась та «реймсская религия», о которой Ренан пишет, что Жанна д’Арк «в буквальном смысле слова жила ею» . Кто дерзнет утверждать, что во французском патриотизме не осталось никаких следов этого почти мистического чувства? «

Легенды и поверья о цветах

          Есть еще одно очень красивое растение, которое называют водяной лилией. И снова мы встречаемся с примером того, что растения, относящиеся к совершенно разным семействам, имеют одинаковое название.

Кувшинка белая, или водяная лилия (Nymphaea alba). Латинское название произошло от греческого слова «Нимфа». По древнегреческой легенде  прекрасная  нимфа,  влюбилась  в  Геракла, но он был к ней равнодушен,  и  от горя и тоски по нему она превратилась в цветок —  белую кувшинку.

          Русское название растения происходит от слова кувшин —  по форме  семенной коробочки в виде кувшина.  Ну, и как обычно,  есть  у нее еще множество народных  названий:  одолень трава,  водолей,  балаболка, плывучник,  водяной прострел, белые курочки, водяной цвет, водяной попутник, русалочий цветок, блискалка (блестящая, сверкающая).

Кувшинка белая издревле являлась симвoлом красоты, непорочности, любви и милосердия. О ней сложено множество легенд. Одна из них рассказывает о происхождении  этого цветка.                

          Однажды  налетели на село  татары. Девушки, чтобы не идти в неволю, бросились в глубокую реку. И в том месте, где темная вода скрыла их от врагов, на рассвете, когда взошло солнце, на поверхности реки,  расцвели неизвестные цветы белым, слепящим цветом. Казалось, то нежные руки девушек тянутся к солнцу. А вечером, с заходом солнца, цветы закрывались, будто прятались  от черной ночи. С тех пор  они просыпаются с солнцем и засыпают с его закатом. Действительно, цветки кувшинки раскрываются около 7 часов утра и закрываются вечером к 18 часам.

          Когда-то существовало поверье, что кувшинки ночью спускаются под воду и превращаются в прекрасных русалок, а с появлением солнца русалки снова превращаются в цветы. Из этого поверья сформировались интересные обычаи и ритуалы.

          Наши предки-язычники считали цветок кувшинки знаком девушки, и потому  парни не решались входить в реку или озеро, если  на поверхности  был  цветок белой лилии. А если кто купался в одиночку и исчезал, то люди  считали, что это его защекотали и увлекли за собою на дно в подводное царство  русалки. Так же не разрешалось держать свежие цветы  водяной лилии в доме: может погибнуть весь домашний скот, или приключатся  иные  несчастья.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *