Французская лилия на гербе Флоренции
После побед в Романье в 1494 году путь на Неаполь для французской армии Карла VIII, казалось, был открыт. Но захватчики испытывали определённые трудности. До недавнего времени они двигались почти исключительно по территории тех итальянских государств, что были связаны с Францией союзническими отношениями. Теперь же французы вступили на враждебную территорию: им предстояло пройти через земли республик Лукки, Флоренции, Сиены, а также через Папскую область.
Карл VIII в Лукке и Пизе
Летом–осенью 1494 года основная часть французской армии была сосредоточена в североитальянской области Ломбардия. 20 октября авангард под командованием Жильбера де Бурбона, графа де Монпансье, выступил из Пьяченцы. Спустя три дня на юг последовал сам король с основными силами. В районе Рима к ним должны были присоединиться части под командованием Бернара д’Обиньи, находившиеся в Романье. Предполагалось, что после этого соединённые силы вступят в пределы Неаполитанского королевства. В Ломбардии оставался принц Луи д’Орлеан, который должен был обеспечивать дипломатическую поддержку и тыловое снабжение армии.
Прежде чем вступить во Флоренцию, Карл VIII побывал в Лукке и Пизе. Власти Луккской республики «выразили королю полную покорность и готовность служить», предоставив ему существенный заём и передав одну из крепостей. Примечательно, что французский монарх отказал прибывшему в Лукку папскому посланцу, кардиналу Тодескини-Пикколомини, в аудиенции. Настороженное отношение к папе объясняется тем, что Александр VI отказывался вручать Карлу инвеституру на Неаполитанское королевство.
Следующей на пути следования монарха была Пиза. Формально она входила в состав Флорентийской республики, но стремилась вернуть себе независимость. Пизанцы надеялись, что Карл VIII поможет им в этом вопросе, тогда как флорентийцы полагали, что французы поддержат их.
План города Лукка начала XVII века работы П. Бертелли.sanderusmaps.com
Въезд Карла VIII в Пизу 9 ноября был обставлен очень торжественно. Король проехал по улицам города верхом в сопровождении 3000 кавалеристов знатного происхождения. Вслед за ними бежали мальчишки, размахивавшие флагами с королевскими лилиями. Символично, что Карл отказался от доспехов и ехал по городу, одетый в чёрный костюм. Тем самым он продемонстрировал горожанам своё расположение и в ответ заработал некоторую популярность среди пизанцев.
Вступив в Пизу, Карл VIII принял делегацию влиятельных горожан, которые, стоя на коленях, умоляли его избавить их от «тирании» флорентийцев. Королевский советник Жан Рабо счёл нужным пояснить монарху, что горожане никогда не жили в таких ужасных условиях, как теперь, и что они просят его даровать им
it.wikipedia.org
Свержение власти Медичи во Флоренции
Между тем отношения с крупнейшим из тосканских государств, Флоренцией, приобрели в этот момент особую значимость. Карл VIII и его советники пытались добиться от республики денежной субсидии на экспедицию, права свободного прохода, а также снабжения войска при проходе через её территорию. Долгое время правитель города Пьеро ди Медичи вёл по этим вопросам переговоры, причём по мере приближения французов интенсивность дипломатических миссий возрастала.
В целом Пьеро признавал существование между Флоренцией и Францией особых отношений, но на конкретные уступки не шёл. По-видимому, он рассчитывал выиграть время. Между тем его положение во Флоренции было далеко не прочным. Банк Медичи быстро приближался к краху, а Пьеро был не способен контролировать ситуацию в стране и сохранять власть своего семейства. В конце концов, осознав бесперспективность затягивания переговоров, Пьеро, без санкции со стороны Синьории, в сопровождении всего нескольких друзей, отправился во французский лагерь. Он надеялся найти у Карла поддержку и, опираясь на французов, восстановить своё влияние в городе.
Тем временем французы, не добившись желаемого посредством дипломатических усилий, стали действовать силой. При помощи местного аристократа они обманом захватили первую из стоявших на пути вглубь Тосканы крепостей — Фивиццано. Поселение было разграблено, множество жителей погибло вместе с защитниками, а другие были отправлены в качестве пленников в Лион. После этого бо́льшая часть флорентийских укреплений в пограничной области Луниджана поспешили сдаться на милость агрессора.
Серьёзную преграду представляла собой мощная крепость Сарцана. По словам историка Франческо Гвиччардини, это был «небольшой городок (…) весьма укреплённый». Филипп де Коммин писал, что «если бы крепость была хорошо снабжена, то королевская армия потерпела бы неудачу, поскольку это был бесплодный и горный край, где не было никакого продовольствия и к тому же всё было завалено снегом»
. Однако именно в этот момент, а именно 26 октября, приезд в лагерь французов Пьеро ди Медичи значительно облегчил агрессорам их задачу.Молодой Медичи повёл себя в корне неправильно. Он без оговорок принял все выдвинутые французами условия и согласился уступить все требуемые укреплённые пункты. Пьеро велел комендантам впустить французов и подчиниться их приказам. Кроме того, он обещал королю заём на сумму 200 000 дукатов. По словам Коммина, «те, кто вёл переговоры с Пьеро (…) смеялись над ним и удивлялись, как это он так быстро согласился на столь большие уступки, на какие они и не рассчитывали».
Источник: Biancardi, S. La chimera di Carlo VIII (1492–1495) / S. Biancardi. — Novara, 2009. — P. 298
В этот момент Пьеро уже не контролировал ситуацию во Флоренции, фактически действуя в частном порядке, без согласования с другими высшими должностными лицами республики. Не дожидаясь его возвращения, флорентийцы «задумали вернуть свою свободу» и поднялись против власти Медичи. Синьория отказала Пьеро в просьбе ратифицировать заключённые с французами соглашения. Когда напуганный угрозой потери власти Пьеро явился в Палаццо Веккьо, перед ним просто захлопнули дверь. Увидев, что на площади собралось огромное множество людей, охваченный страхом правитель укрылся в своём дворце. На рассвете следующего дня Пьеро вместе со своим семейством бежал из города. Новые власти объявили о его вечном изгнании. Собственность Медичи, включая коллекции произведений искусства, подлежала конфискации.
Значительную роль в том, что граждане Флоренции перешли на сторону французов, сыграл знаменитый проповедник, доминиканский монах Джироламо Савонарола. Республиканские власти даже включили его в состав посольства к Карлу VIII, и он более часа беседовал с монархом наедине. Флорентийские послы заверили короля в том, что его приезду в городе будут рады и выдвинутые им требования будут исполнены. Вскоре во Флоренции появились французские агенты, мелом помечавшие дома, которые подходили для размещения солдат. Впоследствии это позволило Никколо Макиавелли заметить, что Карл VIII завоевал Италию с помощью мела.
Карл VIII во Флоренции
Несколько дней спустя состоялся триумфальный въезд Карла VIII во Флоренцию. Короля сопровождали 10 000 солдат, и многие из них, проходя через город, держали оружие так, как будто готовились пустить его в ход. По требованию Карла флорентийцы не только убрали ворота, через которые он должен был вступить в город, но даже проделали недалеко от них символическую брешь в городской стене. Король был одет как воин, в доспехи, и держал в руках копьё.
commons.wikimedia.org
Гражданам предписывалось в этот день надеть лучшие одежды и встречать французов при въезде в город. Было подготовлено всё, чтобы сделать проезд французского монарха и его свиты комфортным. Улицы посыпали песком, чтобы копыта лошадей не скользили. Сверху натянули тенты, защищавшие французов от возможного дождя. На дверях церквей и других общественных сооружений золотыми буквами было написано: «Мир и восстановление свобод».
Нет ничего удивительного в том, что флорентийцы опасались за своё будущее: ходили слухи, будто Карл VIII обещал позволить своим солдатам разграбить город. Однако король рассматривал Флоренцию в качестве потенциального союзника, и его миролюбивое отношение несколько диссонировало с тем, что монарх вступил в город во главе армии. В целом «галлы» не причинили флорентийцам ощутимых неудобств. Французы не допускали грабежей и не чинили насилия над жителями. Хронист Ландуччи писал, что, хотя горожане отослали женщин или спрятали их в монастырях, французы вели себя хорошо: ни один не сказал женщине плохого слова.
По условиям заключённого соглашения Флорентийская республика подпадала под протекторат французского короля. В знак этого капетингская лилия отныне становилась гербом Флоренции. Договор значительно ограничивал независимость флорентийцев. Власти республики обязались не назначать генерального капитана своих войск до тех пор, пока неаполитанская кампания не завершится победой. Они передавали французам ряд крепостей, которые должны были быть возвращены лишь после вступления короля в Неаполь. Они согласились на присутствие в городе двух представителей короля, которые будут посещать все заседания государственных советов. Конечно же, французской армии предоставлялся свободный проход на юг. Наконец, флорентийцы обязались выделить французам субсидию в размере 120 000 флоринов, которая выплачивалась в несколько этапов на протяжении семи месяцев. Вместе с тем Карл признавал суверенитет Флоренции над Пизой, а флорентийским купцам возвращались привилегии, которыми они ранее пользовались во Франции.
Подводя итоги рассказу о переменах, произошедших в родном городе, Франческо Гвиччардини говорил о соотечественниках, которым особенно горько было сознавать, что они «боролись не за свою свободу, а за империю чужеземцев, поменяв одно рабство на другое».
Французы в Сиене
В южной части Тосканы находилась ещё одна небольшая городская республика — Сиена. Её власти с самого начала были благожелательно настроены к французам и пообещали им свободный проход через свою территорию. Знаком покорности стали снятые с петель городские ворота, через которые король вступил в город.
Там Карл VIII наконец-то встретился с посланниками папы Александра и сообщил им, что намеревается провести Рождество в Риме вместе с понтификом. Несмотря на союзнические отношения с Неаполем, Александр VI оказался в трудной ситуации. В Риме ему угрожали непокорные римские бароны — Колонна и Савелли. Море бороздили французские корабли, а с севера приближалась французская армия. Наконец, в лагере Карла находился кардинал Джулиано делла Ровере, который мог свидетельствовать перед собором или другой авторитетной инстанцией о коррупции, имевшей место на конклаве 1492 года.
Продвижение французов по Папской области
В начале зимы французы вступили на территорию Папского государства. Первым местом, куда явился Карл VIII, стал город Витербо. Несмотря на оборонительные возможности этого населённого пункта, неаполитанцы ими не воспользовались и сдали город без сопротивления. Продвижение французов было столь неожиданным, что любовница Александра VI Джулия Фарнезе, навещавшая в поместье свою семью, была захвачена врасплох отрядом под командованием Ива д’Алегра. Вскоре её освободили и по указанию короля в сопровождении почётного эскорта препроводили в Рим.
Современники ожидали неминуемого вступления армии Карла VIII в Вечный город. Чтобы защитить столицу от врагов, папа предпринял ряд мер. Были отремонтированы стены окружавшего Ватикан квартала Борго и Замка святого Ангела. Территория вокруг замка была расчищена, соседние дома снесли, а крепостные рвы восстановили. На верхней площадке замка установили пушки. Северные ворота, в которые упиралась дорога из Витербо, были замурованы. Готовясь к длительной осаде, в замке установили цистерну для воды и соорудили хранилища для зерна и масла.
Папа римский Александр VI.kleio.org
Хотя под Римом стояли значительные неаполитанские силы во главе с наследным принцем Ферранте, беспокойство понтифика всё более возрастало. И у него были на то серьёзные причины. В сентябре 1494 года по соглашению с кардиналом делла Ровере Просперо Колонна захватил порт Остия — основные «ворота», через которые в Вечный город поступали припасы, — и впустил туда французский отряд под командованием графа де Линьи. В результате в Риме начался голод. Затем кондотьер Вирджинио Орсини дал согласие на проход французов через его родовые земли. Теперь французские войска контролировали все подходы к Вечному городу.
Узнав об этом, Александр VI решил бежать из столицы. Вещи были упакованы для отъезда, ценности перевезли в Замок святого Ангела, а лошади кардиналов были готовы к путешествию. Однако оставление Рима было чревато для папы низложением. Поэтому в последний момент Александр VI отказался от бегства и остался в городе.
Между тем французы понемногу продвигались вперёд по области Лацио. Их армия была разделена на две части. Одна направилась в Остию для соединения с силами семейства Колонна, а другая часть двинулась на восток от Рима, чтобы взять под контроль дорогу, ведшую в неаполитанскую область Абруцци. Вскоре были заняты новые ключевые пункты: городки Чивитавеккья и Монтеротондо. Теперь понтифик мог видеть французских солдат из окон своих апартаментов. Осознавая безвыходность своего положения и неминуемое вступление «галлов» в Рим, Александр VI решил впустить их в город.
Миниатюра с изображением герба Карла VIII.Источник: Biancardi, S. La chimera di Carlo VIII (1492–1495) / S. Biancardi. — Novara, 2009. — P. XVII
Карл VIII в Риме
Итак, 29 декабря в город вступил авангард во главе с графом Монпансье, а двумя днями позже прибыл и Карл VIII (нужную дату указали ему астрологи). Короля сопровождали кардиналы Сфорца и делла Ровере. Они ехали по освещённым факелами улицам среди толпы римлян, криками приветствовавших французского монарха. Вслед за сувереном в город всю ночь строем вступали французские войска: швейцарские и немецкие наёмники, гасконские арбалетчики, рыцарская кавалерия и другие. Замыкали шествие 36 бронзовых пушек и множество ручных огнестрельных орудий, которые солдаты несли на себе.
Своей резиденцией король выбрал дворец Сан-Марко, вокруг которого были расставлены нацеленные на город пушки. Для удобства обороны вокруг дворца были разрушены дома, а на центральной площади города Кампо-деи-Фьори разместили 2000 лошадей.
Центральная часть Рима времён Александра VI. Крепость справа в центре — Замок святого Ангела.Источник: Biancardi, S. La chimera di Carlo VIII (1492–1495) / S. Biancardi. — Novara, 2009. — P. 124
Простые солдаты нередко вели себя в отношении римлян подобно захватчикам. По описанию Иоганна Бурхарда, французы «взламывали дома, входили туда, выгоняли оттуда жителей, лошадей и выбрасывали всё остальное, сжигали дерево, съедали и выпивали всё, что находили, ни за что не заплатив». Множество домов было разграблено, включая жилища прелатов и выдающихся горожан. Одним только швейцарским солдатам сами французы приписывали за несколько дней 60 убийств и грабежи на сумму свыше 60 000 дукатов. Чтобы прекратить бесчинства, король был вынужден пойти на крайние меры: пятеро мародёров было повешено, в городе установили комендантский час и организовали ночное патрулирование. Монарх распорядился, чтобы украденное вернули владельцам. К удивлению римлян, так и было сделано.
Папа Александр VI вместе с родственниками скрылся в Замке святого Ангела. Дважды французская артиллерия была готова открыть по замку огонь, но, по словам Коммина, «король по своей доброте всегда противился этому». Впрочем, в пушках и не было особенной нужды: в ночь на 10 января часть новой стены замка, подмытая недавними проливными дождями, рухнула сама собой, не выдержав веса артиллерии.
Наконец, 15 января 1495 года, после двух недель переговоров, король и папа выработали соглашение. Понтифик выполнил почти все предъявленные ему требования. Александр VI предоставлял французской армии свободный проход и снабжение продовольствием «за разумную оплату», отдал королю во временное держание города Террачину, Чивитавеккью, Витербо и Сполето, простил «мятежных» кардиналов, а также «друзей и сенаторов» короля Карла, признал Остию за кардиналом делла Ровере и обязался не назначать никого на церковные посты без согласия короля. Приближённые Карла VIII Гийом Брисонне и Филипп де Сен-Поль получили кардинальские шапки. Наконец, сын папы Чезаре Борджа оставался при короле своего рода заложником.
Литература:
- Biancardi, S. La chimera di Carlo VIII (1492–1495) / S. Biancardi. — Novara, 2009.
- Capitoli fatti dalla città di Firenze col re Carlo VIII a dì 25 di novembre 1494 // Archivio storico italiano. — 1842. — Т. 1.
- Delaborde, H.-F. L’expedition de Charles VIII en Italie / H.-F. Delaborde. — Paris, 1888.
- Florentine Diary from 1450 to 1516 by Luca Landucci Continued by an Anonymous Writer Till 1542 with Notes by Iodoco del Badia. — L., 1927.
- Guicciardini, F. Storia d’Italia / F. Guicciardini. — Torino, 1971.
- De la Pilorgerie, J.-L. Campagne et Bulletins de la Grande Armée d’Italie commandée par Charles VIII, 1494–1495 / J.-L. de la Pilorgerie. — Nantes, 1866.
- Labande-Mailfert, Y. Charles VIII et son milieu (1470–1498). La jeunesse au pouvoir / Y. Labande-Mailfert. — P., 1975.
- Lupo Gentile, M. Pisa, Firenze e Carlo VIII / М. Lupo Gentile. — Pisa, 1934.
- Malipiero, D. Annali veneti dall’anno 1457 al 1500 / D. Malipiero // Archivio Storico Italiano. — 1843. — Vol. 7. — Р. 1.
- Mallett, M. The Italian Wars, 1494–1559: War, State and Society in Early Modern Europe / М. Mallett, Ch. Shaw. — L., 2012.
- Sanuto, M. La spedizione di Carlo VIII in Italia / М. Sanuto. — Venezia, 1883.
- Sigismondo de Conti. Le Storie de’suoi tempi dal 1475 al 1510 / Sigismondo de Conti. — T. 2. — Roma, 1883.
- Де Коммин, Ф. Мемуары / Ф. де Коммин. — М., 1986.
Думаю, каждый из нас узнал о существовании геральдической или королевской бурбонской лилии из фильма «Три мушкетера».
Помните сакраментальное: «Есть в графском парке черный пруд, там лилии цветут» и клеймо характерной формы на плече красавицы Миледи? Действительно, геральдическая лилия или флер-де-лис (fleur de lys) со второй половины XII века стала одним из самых узнаваемых гербовых символов Европы.
В документах можно найти свидетельства о том, что король Людовик VI Толстый, родившийся в декабре 1081 года, носил синий щит, украшенный изображениями золотых цветов, а уже в 1211 году лилия появилась на личной печати принца Луи – будущего короля Людовика VIII.
С тех пор цветок лилии стал во Франции символом королевской власти, и, пожалуй, сегодня мало кто вспомнит о том, что эта же эмблема встречалась еще на печатях Месопотамии и барельефах Древнего Египта. Графическим изображением лилий во Франции украшали щиты, знамена и навершия тронов, ей клеймили государственных преступников, а во времена Великой французской революции ношение украшений в виде символа королевской власти могло привести слишком смелого монархиста в тюрьму или даже на гильотину. Но, давайте внимательнее посмотрим на известный всем с детства рисунок. Действительно ли на нем изображена лилия?
Конечно, факт того, что французская королевская лилия на свой ботанический прототип внешне не слишком похожа, заметили давно. Прежде популярная гипотеза гласила, что словосочетание fleur de lys вполне могло означать не «цветок лилии», а «цветок луи», неспроста же именно Людовик VIII впервые поместил ее на свою печать, да и большинство королей из династии Бурбонов носили это имя. Однако, согласно новым изысканиям историков, на гербе французских монархов изображена и не лилия вовсе, а совершенно другой цветок. Ирис.
Судя по всему, причина филогически-ботанической путаницы заключена в самом слове lys или lis, неспроста словосочетание «цветок лилии» по-французски может писаться, как fleur de lys или fleur de lis – оба варианта грамматически приемлемы. Итак, на севере страны есть река, которая берет свое начало на территории департамента Па-де-Кале и впадает в реку Шельда.
Называется она Лис во Франции или Лейе в Бельгии, а по-французски ее наименование пишется, как Lys. А теперь, сюрприз! Знаменита эта река тем, что на ее берегах издревле росли ярко-желтые ирисы, формой и цветом подозрительно напоминающие геральдический символ французских королей.
Да и словосочетание fleur de lys, если подумать, может обозначать не что иное, как «цветок Лиса» — той самой реки, из окрестностей которой были родом ранние франкские короли. Идем дальше и обращаем внимание на колористику французского королевского флага.
Золотые цветы на синем фоне в данном случае могут быть не более чем графическим изображением ярко-желтых ирисов на фоне синей реки, а ведь это – переосмысление рисунка на щите Людовика VI Толстого. Словом, если сложить все за и против, то гипотеза об ирисах с берегов Лиса становится чрезвычайно жизнеспособной.
Тем более, официальные легенды о том, как желтый цветок стал символом монаршей власти во Франции, никакой критики в принципе не выдерживают. Все они – легендарные, а их главный герой – король франков Хлодвиг I, живший в пятой веке нашей эры и принявший христианство после женитьбы на дочери бургунского короля Клотильде.
По первой, менее поэтичной и более реалистичной легенде, король с армией в ходе очередной военной кампании увяз в болотах в окрестностях Рейна. Дело кончилось бы весьма трагично, если бы не ирисы, что росли на мелководье реки. Они помогли солдатам и командыванию быстро сориентироваться и безопасно перебраться на твердую землю. Когда же опасность миновала, Хлодвиг усмотрел в произошедшем силу божественного проведения и сделал эмблему в виде желтых цветов своим королевским символом.
Вторая легенда уже в разы более изысканная. Она гласит, что накануне трех важных битв, которые Хлодвиг выиграл, знаки на его наследственном щите загадочным образом менялись на изображения цветов. Король вместе с христианской женой Клотильдой усмотрели в этом покровительство Всевышнего, и сделали их своим фамильным гербом.
В XII веке рассказы о короле франков дополнялись все более интересными подробностями. В одних фигурировала Дева Мария, спускающаяся к Хлодвигу с небес с чашей в виде лилии в руках, в других присутствовал ангел, преподносящий королю золотой цветок в знак очищения.
Само собой, придуманы и распространены они были в рамках пиар-компании Людовика VI Толстого, того самого, что первым украсил свой щит изображениями золотых лилий или ирисов. Делалась это с единственной целью: обосновать божественное право монарха на власть и связать его личность с ранними франкскими королями, ибо формула «Лорд – почти что король, король – почти тоже, что Бог, а Бога зовем мы Милорд» в феодальной Европе работала безотказно.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Поделиться с друзьями
Юлия Малкова — Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]
Вам также может понравиться
prevnextс нами в pinterest
Герб Флоренции: описание, значение и фото
Город Флоренция гордо носит на своем гербе лилию почти тысячу лет. Происхождение этого символа, однако, еще более древнее, и его можно проследить до правителей Римской империи. Есть несколько легенд, связанных с происхождением герба Флоренции.
Одна из историй рассказывает, что этот город был основан в 59 г. до н. э. римлянами в период праздника цветов в честь богини Флоры, откуда и возникло его название. По другой версии, оно связано с основателем Флорина да Челлино: Florentia (по-латыни «цветение»).
Самым простым объяснением символа Флоренции является то, что он имеет непосредственное отношение к цветку, который традиционно растет в окрестностях города — Iris Florentina. Поэтому ответ на вопрос о том, герб Флоренции – ирис или лилия, сразу становится понятен.
История символа
Этот красивый цветок был впервые использован на гербе города в одиннадцатом веке; его изображали белым на красном фоне. После кровавой битвы между гвельфами и гибеллинами, которая закончилась в 1250 году победой гвельфов, цвета поменяли местами, создав тем самым знаменитый символ: красный цветок, герб Флоренции – ирис, на белом фоне.
В «Божественной комедии» Данте Алигьери описывает канун этого события следующим образом: «Лилия на флагштоке еще не перевернута и не окрашена в красный цвет …»
Несмотря на то что часто это изображение называют флорентийской лилией, на самом деле герб Флоренции – это стилизованный ирис.
Новый символ был так важен для города, что в 1252 году это изображение украсило первый изготовленный флорин.
В 1811 году Наполеон попытался запретить использование лилии во Флоренции, но это привело к таким жестоким протестам, что он вскоре решил вернуть флорентийцам их любимый символ.
Постановление мэра от 22 мая 1928 года содержало призыв к правительству признать эмблему и знамя, которые были предоставлены правительственным указом: «Простой щит, овальная лилия, открытая и закрашенная красным».
Цветок – символ города
Флорентийскую лилию можно найти в самых разных местах города. На старых гербах исторических зданий, а также на многочисленных фирменных логотипах, таких как логотип муниципалитета, футбольный клуб Fiorentina и даже некоторых кафе.
Флоренция и ее символ были неразлучны в течение десяти веков, и это вряд ли изменится в ближайшее время.
Красная лилия является символом, эмблемой, которая представляет Флоренцию и вдохновлена белым ирисом, очень распространенным по всему городу. Лучший способ увидеть эти красивые цветы – посетить в мае сад ирисов, расположенный на площади Микеланджело.
Даже во время первого крестового похода флорентийцы несли с собой в бой символ города.
Городские легенды
Существует несколько гипотез, объясняющих происхождение этого символа. Одна из них относится к римскому претору по имени Фиорино, который умер, когда на Фьезоле (город неподалеку от Флоренции) напали; другая связывает это с празднованием богини Флоры ранней весной, когда римляне основали город. Также это связывают и с основным значением лилии, чистотой. Согласно мифологии, на самом деле лилия ассоциируется с целомудрием и появилась из капли молока, выпавшей из груди Юноны.
Средневековая геральдика
В самом городе на различных зданиях в историческом центре, а также на предметах и картинах в музеях можно увидеть разные гербы Флоренции. В частности, многие из них можно увидеть на одном из самых знаковых зданий, Палаццо делла Синьория, теперь более известного как Палаццо Веккьо с его внушительной колокольней, которое все еще доминирует в сердце старого города.
Палаццо Веккьо был построен в период с конца XIII по начало XIV веков, он являлся первым специально построенным местом флорентийского правительства, Синьории. В 1343 году, после изгнания лорда-тирана Вальтера Бриенского, герцога Афинского, фасад Палаццо Веккьо был украшен сериями фресок с символами, относящимися к правительству, народу и политической принадлежности города: все отображается на щитах на стене дворца. Благодаря его большой популярности часто можно увидеть фото гербов Флоренции.
Кратко о гвельфах и гибеллинах
Это были две политические фракции, которые появились вследствие борьбы за власть между Папами и императорами Священной Римской империи Гогенштауфенами в средневековой Италии.
На самом деле названия обеих фракций произошли от имен немецких семей, борющихся за Имперский Трон — Вельф (Гуэльф) и Вайблинген (Гибеллин). Слово «вайблинген» было боевым кличем войск Гогенштауфенов, возглавляемых Фридрихом II, коронованным в 1220 году. Отто IV Вельф, отрекшийся от имперского престола в 1215 году, встал на сторону папы Иннокентия III, который враждебно относился к амбициям Гогенштауфенов в Италии.
Со временем обе фракции развили свои собственные геральдические символы. И у той и у другой были свои сторонники в городе, и в течение десятилетий они жестоко боролись за контроль над Флоренцией и другими городами Италии. Иногда это противостояние принимало вид открытых, полномасштабных сражений. Все это нашло отражение в геральдике города со своим особым значением гербов Флоренции.
Красный крест на белом поле
Это крест Сан Джованни (Святого Иоанна Крестителя), покровителя города. Он также является символом «пополо», правительства народа Флоренции. Он был принят в 1292 году в соответствии с Постановлениями о правосудии, принятыми в попытке сдержать насильственные эксцессы, совершенные против простых граждан влиятельными особами.
Согласно средневековому летописцу Джованни Виллани, это был символ, изображенный на Гонфалоне (штандарт), который хранился в одной из церквей города, а носил его Знаменосец правосудия. Он также был изображен на щитах тысячи избранных граждан, которые могли выступить в качестве вооруженного ополчения под командованием знаменосца для поддержания порядка. Со временем этот крест стал ассоциироваться с minuto popolo, простыми людьми.
Между прочим, во время имперской осады 1529-30 годов, когда Флоренция изгнала Медичи и еще раз стала республикой, эти цвета на флагах защитников города поменяли местами: белый крест на красном поле.
Красная лилия на белом поле
Это самый легко узнаваемый по описанию герб Флоренции, Джильо или «Лили». Первоначально это была белая лилия на краном фоне, но Виллани утверждает, что в июле 1251 года, когда фракция гибеллинов была изгнана из города гвельфами, народ и фракция гвельфов решили поменять цвета герба, чтобы разъединить город. Такое изображение сохранилось до наших дней.
Бело-красный щит, разделенный вертикально
В 1010 году Флоренция осадила и уничтожила своего ближайшего соседа и соперника Фьезоле. После разрушения их города многие фьезоланцы стали жить в городе-захватчике, значительно увеличив количество населения. В попытке гармонизировать отношения между двумя популяциями, которые теперь жили вместе, было предложено объединить щиты двух городов. Это сделали, удалив бледно-голубую луну с белого щита Фьезоле и белую лилию с красного щита Флоренции, тем самым создавая эти объединенные щиты для Коммуны Флоренции и Фьезоле. В какой-то момент оригинальные флорентийские гербы стали снова использоваться, но такие комбинированные щиты выступали в качестве объединяющего символа для армии.
В 1250 году правительство Примо Пополо во Флоренции включало в себя должность народного капитана, офицера, который являлся членом городской администрации (подестата). Народный капитан (капитано дель пополо) представлял интересы народа против власти дворян, которых представлял подеста (глава администрации). Знамя народного капитана имело такой же красно-белый герб Флоренции.
Красный орел, сжимающий в своих когтях зеленого огнедышащего дракона
Это герб Parte Guelfa: фракции гвельфов. Он на самом деле является гербом папы Климента IV. После поражения гибеллинов в битве при Монтаперти в 1260 году побежденные гвельфы обратились к папе Клименту. Он тепло принял их, дав им деньги и другую помощь, и сказал, что ради его любви к фракции Гвельфа во Флоренции они всегда должны носить свои личные гербы на знаках и печатях. Гвельфы добавили к изображению красную лилию над головой орла.
Белая лилия на красном поле
Это оригинальная эмблема Флоренции. Изображение цветка как геральдического символа города восходит к основанию города. Эта «лилия» на самом деле является ирисом, Giaggiolo. Это белый цветок со слабой лавандовой окраской. Его выращивали еще в средние века, корень использовался как для духов, так и в лечебных целях.
Желтый цветок лилии на голубом поле с красной полосой с четырьмя подвесками на вершине щита
Это герб Флоренции принадлежит Карлу Анжуйскому (1227-85), королю Неаполя и Сицилии. Режим Гвельфа был установлен в 1267 году под покровительством Карла Анжуйского, которого шесть лет избирали подестой во Флоренции. Подеста был иностранцем, а не флорентийцем (в целях обеспечения беспристрастности), он был главным магистратом города и возглавлял армию в войне. Он редко посещал Флоренцию и управлял городом через викариев. Он был четвертым сыном французского короля Людовика VIII, поэтому на его гербе изображены королевский геральдический символ и четыре подвески.
Щит, вертикально разделенный на черные и желтые полосы, с желтыми лилиями на голубом поле
Это герб Роберта Анжуйского (1277-1343 гг.), внука Карла, короля Неаполя и лидера фракции Гвельфов в Италии. Будучи союзниками Флоренции, лидеры города гвельфов в 1313 году сделали Роберта главой города, предоставив ему значительные военные и политические полномочия, а его господство фактически длилось восемь лет.
Шары Медичи
Эта семья всегда ассоциировалась с этим символом. Семейный герб Медичи во Флоренции, пять красных шаров (palle по-итальянски) и один синий на золотом щите, украшают многочисленные здания по всему городу: любой дворец, церковь или памятник, к которым имели отношение Медичи или которые финансировались за счет этой семьи.
Несмотря на то что этот символ власти широко известен, его происхождение окутано тайной и на протяжении веков было предметом многочисленных спекуляций. Самая захватывающая, но почти наверняка апокрифическая теория состоит в том, что шары представляют собой вмятины в щите, нанесенном одному из рыцарей Карла Великого, Аверардо, грозным гигантом Муджелло.
В свое время Медичи утверждали, что произошли от этого героического, но, скорее всего, вымышленного, героя. История гласит, что Аверардо в конце концов победил гиганта, и в качестве награды за избавление земли от такого ужасного монстра Карл Великий не только дал ему земли мертвого гиганта (район Муджелло, где живут Медичи), но и предоставил ему разрешение использовать изображение его изуродованного щита в качестве герба.
Другие, более достоверные, теории предполагают менее выдающееся происхождение шаров. Некоторые говорят, что они представляют собой фармацевтические таблетки или, возможно, стаканы для чашек (медицинский инструмент позднего средневековья, используемый для взятия крови), напоминая о возможном происхождении Медичи как врачей (в переводе с итальянского is doctor означает medici).
Однако многие утверждают, что эта история была придумана во французском дворе в шестнадцатом веке, чтобы оклеветать королеву Екатерину Медичи, напомнив людям о ее скромном происхождении. Иногда говорят, что шары — это красные горькие апельсины, ссылаясь при этом на торговлю, которую семья Медичи проводила с Востоком. Другие считают, что шары — это безант, византийские монеты, скопированные с герба Гильдии Обменников (Arte del Cambio), который принадлежал этому роду.
«Флорентийская лилия»… Лилия ли?
«Во первых строках письма» сходу развенчаем (или развеем?..) загадку, вынесенную в заголовок статьи:
— Наверное, немногие знают, что знаменитый «фиалковый корень», с древних времён широко применявшийся в парфюмерии, на самом деле – корень ириса, которых (ирисов, стало быть) существует несколько видов и сотни чудесных, просто изумительных сортов… Любители этого дела меня поймут 🙂
При высыхании он, ирисов корень, приобретает нежный запах фиалки. Это чистая правда.
Теперь коротко, совсем коротенько, чуть-чуть сухой справочной информации:
Ирис германский, касатик, «петушки»
Iris germanica L.
Півники німецькі (укр.)
(семейство Ирисовые, или Касатиковые – Iridaceae)
Что из себя представляет ирис? Это многолетнее травянистое растение с толстым ползучим мясистым корневищем. Прикорневые листья мечевидные, с влагалищами, стеблевые листья линейные. Цветки одиночные, расположены на верхушке ветвей в пазухах листьев. Околоцветник простой из трёх внутренних синих или голубых и трёх наружных тёмно-фиолетовых лепестков, сросшихся в длинную трубочку. Плод касатика – трёхгнёздная многосемянная коробочка.
Цветёт ирис, как правило, в мае – начале июня, в чём и заключается его ценность, во-первых, раннего медоноса… а также просто очень красивого декоративного растения.
Слово «iris» переводится с греческого как «радуга» (вспомним сходное слово «иридодиагностика» – медицинская диагностика по радужной оболочке глаз, одно время ставшая модной до помешательства). Великие мыслители древности Теофраст, Диоскорид и Аристотель считали, что растение определённо заслуживает такого красивого названия.
С двенадцатого века ирисы украшали герб французских королей, хотя именовались официально королевской, или флорентийской «лилией».
Вспомним «флорентийскую лилию» из фильмов или книг, из песни Атоса («…Есть в графском парке чёрный пруд, там лилии цветут…»), которую прекрасно исполнял Вениамин Смехов… (кажется, его дочь на одном из проектов центрального телевидения тоже очень мило исполнила эту, практически знаковую, песню)
Один из мушкетёров, рассказывая Д’Артаньяну историю своей роковой любви, вспоминает, как, желая облегчить дыхание упавшей с коня молодой жены, «рвёт ткань с её плеча… палач-то был мастак, и вот… там лилия цветёт».
…Трагедия в том, что клеймо в виде стилизованного ириса – «флорентийской лилии» – ставили на плече опасных преступников, приговорённых к суровой казни.
Но вернёмся к лечебным свойствам легендарного растения. Основное действие препаратов из корневища – отхаркивающее и противовоспалительное. Используются они преимущественно при катарах верхних дыхательных путей (корневища касатиков входят в состав разных видов грудного чая) и при желудочно-кишечных заболеваниях. В древности порошком из корней заживляли раны.
Гомеопатический препарат, приготовляемый из другого вида ириса, Iris versicolor, применяется в высоких разведениях при головной боли на фоне заболеваний желудка и печени, которая часто начинается туманом перед глазами (по Е. Нешу). При этом недуге могут наблюдаться сопутствующие симптомы – жжение во рту, на языке, в горле, желудке, а также послабление стула, рвота нитевидной слизью, кислая или горькая рвота, раздражающая слизистую поверхность горла, обильное слюнотечения. Малоприятные симптомы, «об чём речь».
Итак, фитотерапия и гомеопатия солидарны друг с другом по поводу пользы «фиалкового корня». Официальная медицина (особенно болгарская) также на стороне «Флорентийской лилии».
Целебные свойства имеют многие виды ирисов – касатики бледный, болотный и флорентийский (Iris pallida, Iris pseudacorus, Iris florentina), отличающиеся от ириса германского в основном или большей высотой (например, касатик болотный – от 60 до 150 см), или иной окраской лепестков – белые (реже голубые) лепестки у касатика флорентийского, жёлтые – у болотного, и светло-фиолетовые у касатика бледного.
Помимо этого, существует множество сортов, обладающих цветками просто фантастической раскраски (и столь же разнообразными сладкими ароматами, особенно в начале цветения), выведенных на основе нескольких ботанических видов ирисов. Пребывание всего лишь рядом с отдельными представителями особо душистых сортов напоминает посещение… ну, скажем, кондитерской фабрики!
В тибетской медицине трава и плоды близких видов издавна используются как слабительное, в особенности при отравлениях и желудочных коликах – особенно когда второе есть симптом первого. (Читателю посоветуем, во-первых, по мере возможности обходиться без пищевых отравлений и не кидаться сломя голову на явно мяукавшее накануне мясо в сомнительных уличных «пищеточках», а во-вторых, применять и более привычные методы – хотя бы ту же «скорую помощь»… не дай бог, конечно)
Для приготовления настоя две столовые ложки измельчённых корневищ заливают стаканом воды, спустя 8 часов процеживают и пьют в течение дня малыми порциями.
Спиртово-водный экстракт из корневища касатиков (в концентрации 1:300) подавляет развитие туберкулёзных микобактерий. Возможно, после более тщательных исследований уважаемых фармакологов спектр целебного действия препаратов из «флорентийской лилии» значительно расширится.
…И в последних строках, наверное, следовало бы напомнить, что «Флорентийская лилия» является очень сильным аллергеном – а поскольку «фиалковый корень» применяется (и очень активно применяется) в повсеместно рекламируемой современной косметике, то может вызывать аллергию не только при непосредственном контакте с кожей очаровательной «искательницы красоты», но даже при контакте больных с… «лицами, входящими с ними в контакт».
***
Комментарий:
иллюстрация «во главе» предложенного Вам текста — авторская графика, побывавшая в 90-х годах на пяти персональных выставках в Украине и России, в т.ч. в Белгородском государственном художественном музее — «Девушка с флорентийской лилией»
***
Основой для этого, а также иных очерков о растениях, послужили фрагменты из прежних моих книг
Наверное, немногие знают, что знаменитый «фиалковый корень», с древних времён широко применявшийся в парфюмерии, на самом деле — корень ириса, которых (ирисов, стало быть) существует несколько видов и сотни чудесных сортов…
При высыхании он, ирисов корень, приобретает нежный запах фиалки. Это правда.
Теперь коротко, совсем коротенько, чуть-чуть сухой справочной информации.
Ирис германский, касатик, «петушки»
Iris germanica L.
Півники німецькі (укр.)
(семейство Ирисовые, или Касатиковые — Iridaceae)
Что из себя представляет ирис? Это многолетнее травянистое растение с толстым ползучим мясистым корневищем. Прикорневые листья — мечевидные, с влагалищами, стеблевые листья — линейные. Цветки — одиночные, расположены на верхушке ветвей в пазухах листьев. Околоцветник — простой из трёх внутренних синих или голубых и трёх наружных тёмно-фиолетовых лепестков, сросшихся в длинную трубочку. Плод касатика — трёхгнёздная многосемянная коробочка.
Цветёт ирис, как правило, в мае — начале июня, в чём и заключается его ценность, во-первых, раннего медоноса… а также просто очень красивого декоративного растения.
Слово «iris» переводится с греческого как «радуга» (вспомним сходное слово «иридодиагностика» — медицинская диагностика по радужной оболочке глаз). Великие мыслители древности Теофраст, Диоскорид и Аристотель считали, что растение определённо заслуживает такого красивого названия.
С двенадцатого века ирисы украшали герб французских королей, хотя именовались официально королевской, или флорентийской, «лилией».
Вспомним «флорентийскую лилию» из фильмов или книг, из песни Атоса («…Есть в графском парке чёрный пруд, там лилии цветут…»), которую прекрасно исполнял Вениамин Смехов… Один из мушкетёров, рассказывая Д’Артаньяну историю своей роковой любви, вспоминает, как, желая облегчить дыхание упавшей с коня молодой жены, «рвёт ткань с её плеча… палач-то был мастак, и вот… там лилия цветёт».
…Трагедия в том, что клеймо в виде стилизованного ириса — «флорентийской лилии» — ставили на плече опасных преступников, приговорённых к суровой казни.
Но вернёмся к лечебным свойствам легендарного растения. Основное действие препаратов из корневища — отхаркивающее и противовоспалительное. Используются они преимущественно при катарах верхних дыхательных путей (корневища касатиков входят в состав разных видов грудного чая) и при желудочно-кишечных заболеваниях. В древности порошком из корней заживляли раны.
Гомеопатический препарат, приготовляемый из другого вида ириса, Iris versicolor, применяется в высоких разведениях при головной боли на фоне заболеваний желудка и печени, которая часто начинается туманом перед глазами (по Е. Нешу). При этом недуге могут наблюдаться сопутствующие симптомы: жжение во рту, на языке, в горле, желудке, а также послабление стула, рвота нитевидной слизью, кислая или горькая рвота, раздражающая слизистую поверхность горла, обильное слюнотечение. Малоприятные симптомы…
Итак, фитотерапия и гомеопатия солидарны друг с другом по поводу пользы «фиалкового корня». Официальная медицина (особенно болгарская) также на стороне «флорентийской лилии».
Целебные свойства имеют многие виды ирисов — касатики бледный, болотный и флорентийский (Iris pallida, Iris pseudacorus, Iris florentina), отличающиеся от ириса германского в основном или большей высотой (например, касатик болотный — от 60 до 150 см), или иной окраской лепестков — белые (реже голубые) лепестки у касатика флорентийского, жёлтые — у болотного, и светло-фиолетовые у касатика бледного.
Помимо этого, существует множество сортов, обладающих цветками просто фантастической раскраски (и столь же разнообразными сладкими ароматами, особенно в начале цветения), выведенных на основе нескольких ботанических видов ирисов. Пребывание всего лишь рядом с отдельными представителями особо душистых сортов напоминает посещение… ну, скажем, кондитерской фабрики!
В тибетской медицине трава и плоды близких видов издавна используются как слабительное, в особенности при отравлениях и желудочных коликах — особенно когда второе есть симптом первого.
- Читателю посоветуем, во-первых, по мере возможности обходиться без пищевых отравлений и не кидаться сломя голову на явно мяукавшее накануне мясо в сомнительных уличных «пищеточках», а во-вторых, применять и более привычные методы — хотя бы ту же «скорую помощь».
Для приготовления настоя две столовые ложки измельчённых корневищ заливают стаканом воды, спустя 8 часов процеживают и пьют в течение дня малыми порциями.
Спиртово-водный экстракт из корневища касатиков (в концентрации 1:300) подавляет развитие туберкулёзных микобактерий. Возможно, после более тщательных исследований уважаемых фармакологов спектр целебного действия препаратов из «флорентийской лилии» значительно расширится.
И в последних строках, наверное, следовало бы напомнить, что «флорентийская лилия» является очень сильным аллергеном, а поскольку «фиалковый корень» применяется (и очень активно) в повсеместно рекламируемой современной косметике, то может вызывать аллергию не только при непосредственном контакте с кожей очаровательной «искательницы красоты», но даже при контакте больных с… «лицами, входящими с ними в контакт».
На сегодня всё. Надеюсь, время вы не потеряли!
Этот рассказ, я думаю, нужно начать с герба города, который во Флоренции можно встретить буквально повсюду. Вот его изображение на кафедральном соборе — Santa Maria Del Fiore:а вот, как декоративный элемент Palazzo Vecchio:
Герб Флоренции представляет собой простой геральдический щит, свойственный именно Италии, на серебряном поле которого изображены красная лилия с тремя изящно изогнутыми лепестками, символизирующими мудрость, преданность и доблесть. Считается, что геральдическая лилия Флоренции — это стилизованный цветок ириса. По одной из версий, город именно потому назван Флоренцией, что вокруг него в свое время в изобилии цвели ирисы, а в переводе с латыни «Флоренция» — означает «Цветущая».
По другой версии, ирис (лилия) был знаком отличия франкского двора, позже он стал олицетворять королевские семьи Франции, а еще позже этот цветок появился на гербе семейства Медичи, имевшего тесные связи с Францией и ставшего правителями Флоренции на долгое время. По этой версии лепестки лилии символизируют трех «китов», на которых держится государство — преданность короне, доблесть в боях за нее и мудрость правителей.
Сегодня во Флоренции лилия не менее почитаема, чем во времена средневековья, а по мнению самих флорентийцев, этот древний герб оберегает, вдохновляет и помогает развиваться любимому городу.
Раз уж зашла речь о Медичи, то, разумеется нельзя не сказать и о их гербе. Изображение герба правителей средневековой Флоренции и герцогов Тосканы также не являются редкостью в городе:
Часто приходится слышать версию о том, что шесть шаров на гербе Медичи символизируют медицинские пилюли. Эта версия основывается на слухах о том, что задолго до своего величия представители семейства Медичи занимались врачебной практикой, от которой якобы и образовалась их фамилия. Но на самом деле, на гербе рода Медичи изображены вовсе не пилюли, а византийские монеты — безанты, символизирующие финансовое могущество семьи, поскольку Медичи были, прежде всего, банкирами.
Кроме всего прочего, династия флорентийских правителей из рода Медичи прославилась своим покровительством искусству. Во-многом благодаря им Флоренция в эпоху Ренессанса стала такой, какой мы ее знаем теперь. Покровительствовали Медичи и различным городским цехам и гильдиям, особенно тем, которые в свою очередь покровительствовали искусствам. Вот, например, геральдический знак гильдии менял Arte del Cambio, которая позиционировала себя как гильдия искусств и ремесел (основана в 1202 г.):
Вот еще один интересный герб гильдии. Каменщиков? Строителей? Архитекторов?
В заключение еще два очень интересных герба. Их значение и принадлежность к какой-либо гильдии или знаменитому флорентийскому роду я установить не смог.
Хотя на втором по значимости после кафедрального храме Санта Кроче, я видел подобные скрещенные руки, хотя и не совсем подобные. Символизм этих барельефов пока для меня остается непонятным:
Если кто-нибудь нашел ошибки или неточности в этом моем посте, то я буду только рад, если вы их исправите!
Сергей Воробьев.
Загадочная и известная геральдическая лилия
Пожалуй, ни один другой цветок, за исключением розы, не приобрел такую всемирную и историческую популярность, как геральдическая лилия. Удивительно хрупкий и поистине королевский по красоте цветок стал предметом вдохновения. Его активно использовали не только в качестве символа, но и как элемент цветочного орнамента при производстве тканей или для росписи стен в домах богатых граждан многих стран. Она украшала гербы именитых королевских фамилий, царские печати, да и сегодня нередко встречается в различных изображениях.
Знак лилии стал по-настоящему культовым для представителей различных кланов и даже считался магическим и сакральным символом. Чем обусловлена подобная популярность?Начнем с того, что есть мнение, согласно которому геральдическая лилия является изображением совершенно другого, более скромного цветка, а именно – махрового ириса (во всяком случае, так утверждает целый ряд источников). Безусловно, черты и этого растения легко прослеживаются в витиеватом стилизованном изображении. Однако если считать, что это – ирис, теряет значение сам смысл, которым наделен геральдический знак французских королей. Поэтому мы мнение экспертов мира флоры учитываем, но, тем не менее, будем считать, что данный символ – лилия, а не что иное.
Историю появления удивительно популярного изображения относят к тому времени, когда Франция еще не была монархией. Если говорить более точно, то это конец 5 века нашей эры.
Именно тогда, приняв христианство, основатель королевства французского (Хлодвиг) сменил трех весьма непривлекательных жаб на своем гербе на удивительно прекрасные в своем очаровании цветы. Почему именно лилии, а не розы? На этот вопрос ответ можно найти в истории значения символов.По неизвестным причинам, именно королевская лилия является тем цветком, который считают воплощением ряда прямо противоположных качеств. Это и чистота и порок (вспомните великолепную Миледи, да и вообще клеймение преступников знаком лилии), хрупкость и роскошь. Не избежала геральдическая лилия и некоторых умышленных искажений своего смысла. Инквизиторы во время пыток «богохульников» нередко держали в руках белые цветы, как олицетворение будущей чистоты души. В древнем Риме королевскую лилию считали воплощением благородства и достатка. Нередко на изображениях, посвященных Страшному суду, около лика Сына Божьего наряду с мечом можно увидеть именно этот цветок.
Удивительно, но этот символ не является находкой именно французских геральдиков. Ее изображение встречают и на Древнем востоке, и в Палестине. В Италии она использовалась на королевских печатях. Золотая геральдическая лилия не один десяток лет украшала собой королевский флаг Франции и гербы нескольких польских князей. Она и сегодня используется в популярных орнаментах, которые мы видим на стенах домашних интерьеров или в выставочных залах музеев, посвященных истории средневековой Европы и Востока. Удивительно гармоничная форма и притягательная симметрия «флер-де лис «(а именно так называют этот великолепный символ) обеспечили ей невероятную популярность не только у благородных французов, но в современном обществе.
Мы старательно пытались вспомнить кое-что о гвельфах и гибелинцах и других исторических головорезах, чьи ссоры и убийства составляют столь большую долю флорентийской истории, но тема не была привлекательной.
Флорентийская мозаика — самая лучшая в мире.
Все они называют это рекой, и они искренне думают, что это река, делают эти темные и кровавые флорентийцы. Они даже помогают заблуждению, наводя мосты через это.
Затем, после того, как его камердинер несколько раз напомнил ему о позднем часе, он встал и, войдя в следующую комнату, положил книгу на маленький флорентийский стол, который всегда стоял у его постели, и начал одеваться к ужину.В поэме флорентийская дама старого времени, состоящая в браке с холодным и жестоким мужем, умерла или должна была умереть и была перенесена в «богатую, прекрасную, ужасную могилу» ее гордой семьи.
Она была, по правде говоря, флорентийским судьей, суровой, статной, бесстрастной.
Мы были из старого флорентийского дворянства », — сердце Ровены сильно согнулось, ноздри расширились, и в ее глазах заиграл прекрасный свет, -« и когда разразилась война, мой отец был на стороне проигравших и должен был лети за свою жизнь.«Да, шеф-повар великого флорентийского скульптора Бенвенуто Челлини, — ответил Атос. Как мог флорентийский таксист когда-либо завладеть Сесилом?» Я утверждаю, что он разделяет общее блаженство и что, как раз наоборот о Ла Фонтене, который на презентации своей комедии «Флорентийский» спросил: «Кто тот невоспитанный хам, который создал эту рапсодию?» Грингуар с радостью спросил бы своего соседа: «Чей это шедевр?» Однако король, получив Ломбардию, сразу же восстановил власть, потерянную Чарльзом: Генуя уступила, флорентийцы стали его друзьями, маркиз Мантуи, герцог Феррарский, Бентивогли, моя леди Форли, лорды Фаэнцы. Пезаро, Римини, Камерино, Пьомбино, Луккезе, Пизанцы, Сиенцы — все сделали ему успехи, чтобы стать его другом.,Флоренция | История, география и культура
Флоренция , итальянский Firenze , латинский Флоренция , город, столица Флоренции провинция (провинция) и Тоскана (Тоскана) регион (регион), центральная Италия. Город, расположенный примерно в 145 милях (230 км) к северо-западу от Рима, окружен пологими холмами, которые покрыты виллами и фермами, виноградниками и фруктовыми садами. Флоренция была основана как римская военная колония около 1-го века до нашей эры, и за свою долгую историю она была республикой, резиденцией герцогства Тосканы и столицей (1865–70) Италии.В течение 14-16 веков Флоренция достигла превосходства в торговле и финансах, обучении и особенно в искусстве.
Британика Викторина
Знай свою европейскую географию Викторина
К какой стране относятся острова Мадейра в Северной Атлантике?
Настоящая слава Флоренции — это, в основном, ее прошлое.Действительно, его исторический центр был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1982 году. В зданиях есть произведения искусства, изобилующие еще большим количеством произведений искусства, а на великолепиях города отпечатаны личности людей, которые их сделали. Гении Флоренции были поддержаны людьми огромного богатства, и город по сей день свидетельствует об их страсти к религии, искусству, власти или деньгам. Среди самых известных культурных гигантов города — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Макиавелли, Галилео и его самые известные правители, поколения семьи Медичи.
- Посетите место рождения итальянского Ренессанса, чтобы увидеть «живой мост» Понте Веккио на реке Арно Вид на собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо), реку Арно, Понте Веккио, галерею Уффици, и башня Палаццо Веккьо во Флоренции, Италия. Encyclopædia Britannica, Inc. Просмотреть все видео на эту статью
- Тоскана: Сиена и Флоренция Обзор Тосканы, Италия, включая обсуждение Сиены и Флоренции. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц Просмотреть все видео на эту статью
Ученые по-прежнему удивляются, что этот небольшой город ростовщиков и производителей одежды без особой политической или военной мощи приобрел огромное влияние в Италии, Европе и за ее пределами. , Флорентийский народный язык стал итальянским языком, а местная монета, флорин, стала мировым валютным стандартом. Флорентийские художники сформулировали законы перспективы; Флорентийские писатели, художники, архитекторы и ремесленники начали период, известный как Ренессанс; и флорентийский штурман Америго Веспуччи дал свое имя двум континентам.
Флоренция: Ренессанс Обзор Флоренции, которая считается местом рождения Ренессанса. Contunico © ZDF Enterprises GmbH, Майнц. Просмотреть все видео на эту статьюГород остается важной культурной, экономической, политической и художественной силой в современную эпоху, определяя тенденции в политическом управлении (особенно при мэре Джорджо Ла Пира в 1950-е и начало 60-х) и даже культурные инновации (как на его влиятельной модернистской железнодорожной станции, созданной при Джованни Микелуччи, его футбольный стадион Пьера Луиджи Нерви и радикальное дизайнерское движение Archizoom, действующее в 1960-х и 70-х годах).Область вокруг города имеет современную и динамичную экономику, основанную на малом промышленном производстве. Сам город гораздо больше зависит от туризма, хотя в нем также появились новые отрасли, такие как информационные технологии. Ключевая роль Флоренции как рыночного центра усиливается благодаря его расположению на стыке транспортных линий, соединяющих север и юг Италии. Площадь 40 кв. Миль (104 кв. Км). Население (2006 год) 366 901.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.Подпишитесь сегодняПерсонаж города
Пейзаж
Городской сайт
Флоренция была основана для контроля единственно возможного пересечения реки Арно с севера на юг от трех проходов через Апеннины: один к Фаэнце и два к Болонье. Два тонких ручья, Mugnone и Affrico, проходят через город, чтобы встретить Арно. Affrico, расположенный недалеко от своего источника в Апеннинах, обычно представляет собой злобное бульканье среди широких гравийных пластов далеко под причалами, но иногда он поднимается и раздувается мощным потоком, разоряя город наводнениями.Городское водоснабжение также послужило преимуществом, сделав возможным стирку, наполнение и окрашивание ткани, что привело к развитию крупной промышленности.
Река Арно Река Арно во Флоренции. © Михаил Некрасов / Shutterstock.comПоложение Флоренции как главного перекрестка между Болонью и Римом сделало город уязвимым для нападения. Его холмы предлагали некоторую защиту, но граждане, тем не менее, чувствовали себя вынужденными возводить внушительные стены в период 1285–1340 годов; хотя стены были в значительной степени разрушены во время городской экспансии в 1860-х годах, их прежнее присутствие остается ясно видимым в поясе дорог вокруг первоначального города.Кроме того, поскольку более холмистый южный берег Арно препятствовал росту городов, сегменты стен сохранились.
За пределами исторического центра Флоренции город расширился за прошедшее столетие, чтобы принять волны миграции. Были построены обширные проекты жилья, такие как в Isolotto (1954–55). Эти периферийные зоны фактически выросли, чтобы доминировать в центре города, создавая своего рода «открытую городскую систему» - и обширный и успешный промышленный район — который простирается на северо-запад до Прато и юго-восток до Ареццо.Огромные города-спутники, такие как Скандиччи, выросли, чтобы конкурировать с центром Флоренции.
,École florentine — Wikipédia
Un article de Wikipédia, l’encyclopédie libre.
L ‘ école florentine est und des écoles italiennes de peinture qui se développe du XIII e au XVI e по Флоренции; в соответствии с традиционными традициями французской эпохи Возрождения, византийской византийской эпохи, Европы и искусства Джотто, художественного творчества флорентийского художника.
Bien que Giorgio Vasari место à Floien l’origine de la Renaissance artistique italienne, les Historiens de l’art comme Роберто Лонги, член совета директоров, итальянский язык Болом, Ферраре, Урбино, Венеция, Милан, Бари, Бари Падуэ, Неаполь, Палерм и др. Равенна, он-лайн ансамбль (par leurs échanges nombreux) с художественным творчеством.
Localement l’ecole флорентийская с развитой разницей в живописи между школой и сыном и сыном, византийским искусством и сыном Византии, модными выражениями готики плюс чистая традиция византийский.Les Médicis, Marchands и Mécènes de la Cité, Protégent и Subventionnent Les Artistes Флорентины. L’école флорентийская семейная палитра Agira par de nombreuses découvertes dans les технике живописные (примерная реклама). El partira en décadence vers le XVII e siècle.
La liste qui suit comprend également des artistes plus récents qui участвующий в конкурсе окружной флорентийской школы, проходящей в разных учебных заведениях, учебные заведения, действующие с момента получения диплома академии Флоренции
A [модификатор | модификатор le code]
B [модификатор | модификатор le code]
- Гаэтано Баккани (1792 — 1867), архитектор
- Баччо да Монтелупо
- Bachiacca né Франческо Убертини (Борго Сан-Лоренцо 1494 — Флоренция, 1557), peintre
- Алессо Балдовинетти
- Джованни Балдуччи дит иль Косчи (Флоренция, 1560 — Неаполь, ~ 1631), пейнтр
- Baccio Bandinelli
- Николо Барабино (Genova Sampierdarena 1832 — Флоренция, 1891), peintre et scénographe
- Лоренцо Бартолини
- Бенедетто да Майано
- Бенедетто да Ровеццано
- Липпо ди Бенивени (Флоренция, Второе движение XIII и , — XIV и )
- Bonaventura Berlinghieri, peintre du ( XIII e siècle)
- Джузеппе Беззуоли
- Биччи ди Лоренцо
- Фабрицио Боски (1572-1642), барокко Пейнтр
- Андреа Босколи (Флоренция, ~ 1560 — 1607), peintre
- Аньоло Бронзино
- Филиппо Брунеллески (1377 — 1446), архитектор, архитектор, скульптор и архитектор перспектив и архитектурная архитектура эпохи Возрождения
- Джулиано Бугиардини
- Бернардо Буонталенти
- Людовико Бути (~ 1560 — ~ 1611), peintre
- Джованни Бизелли (1556 — 1612)
C [модификатор | модификатор le code]
- Джованни Баттиста Каччини (Монтополи 1556 — Флоренция, 1613) скульптор и архитектор
- Луиджи де Камбре Дигни (1778 — 1843), архитектор
- Андреа дель Кастаньо
- Бенвенуто Челлини
- Антонио дель Серайоло il Ceraiolo (Флоренция, XVI и ), peintre
- Якопо Кименти да Эмполи (Флоренция, 1551 — 1640), Peintre Maniériste Tardif
- Агостино Чампелли о Агостино Чампелио Фиорентино (Флоренция, 1565 — Рим, 1630), peintre
- Валерио Чиголи
- Cimabue
- Бернардо Чуффаньи
- Франческо Конти (Флоренция, 1681 — Флоренция, 1760), peintre
- Коппо ди Марковальдо (Флоренция, ~ 1225 — ~ 1276), peintre
- Лоренцо ди Креди
- Франческо Курради (Флоренция, 1570 — 1661), peintre
D [модификатор | модификатор le code]
- Baccio d’Agnolo
- Джулиано да Майано
- Джованни да Сан Джованни né Джованни Манноцци (Сан Джованни Вальдарно, 1592 — Флоренция, ) фреска
- Франческо да Сангалло (1494-1576), скульптор
- Бернардо Дадди
- Чезаре Дандини
- Эмилио Де Фабри (Флоренция, 1807 — 1883), архитектор
- Лаззаро де Маэстри (Савоне, 1840 — Савоне, 1905), peintre
- Винченцо де Росси дит Винченцо Росси да Фьезоле (Фьезоле, 1525 — Флоренция, 1587), скульптор
- Заноби дель Россо
- Ромоло дель Тадда, Ромоло ди Франческо Ферруччи (1544 — 1621), скульптор
- Перино дель Вага
- Андреа делла Роббиа
- Джованни делла Роббиа
- Лука делла Роббиа
- Desiderio da Settignano
- Доменико Венециано
- Доменико ди Мичелино (Флоренция, 1417-1491), Пейнтр
- Джованни Антонио Досио
F [модификатор | модификатор le code]
- Джачинто Фабброни (Прато, 1711 — Флоренция, 1783), peintre
- Мариано Фальчини (Кампи Бизенцио, 1804 — Флоренция, 1885), архитектор
- Бернардо Фальани (~ 1750 — ~ 1805), архитектор и инженер
- Luca Fancelli
- Пио Феди (Витербе, 1861 — Флоренция, 1892), скульптор
- Джованни Доменико Ферретти (Флоренция, 1692 — 1768), peintre
- Антонио Мария Ферри (1651 — 1716), архитектор
- Франческо ди Симоне Ферруччи
- Джован Батиста Фоггини
- Franciabigio
- Франческо Фурини (1603 — 1646), барокко Пейнтр
G [модификатор | модификатор le code]
H [модификатор | модификатор le code]
J [модификатор | модификатор le code]
л [модификатор | модификатор le code]
M [модификатор | модификатор le code]
N [модификатор | модификатор le code]
O [модификатор | модификатор le code]
P [модификатор | модификатор le code]
- Гаспаре Паолетти (Флоренция, 1727 — 1813), архитектор
- Alfonso Parigi dit il giovanne (1606 — 1656), architecte, fils de Giulio Parigi
- Джулио Париджи (1571 — 1635), могила и архитектор, филиал Альфонсо Париджи иль Веккио
- Франческо ди Стефано Пезеллино, д. Il Pesellino (Флоренция, entre 1422 и 1457), Peintre et miniaturiste
- Пьерино да Винчи
- Пьеро ди Козимо
- Джованни Пини (упоминание 1633 года по 1635 году): Le Repas en plein air , Дворец Питти, Депо [1]
- Бернардино Почетти или Барбателли (Флоренция, 1548 — Флоренция, 1612), peintre
- Джузеппе Поджи (1811 — 1901), архитектор и инженер
- Антонио дель Поллайоло
- Симоне дель Поллайоло
- Понтормо
- Франческо Морандини дит иль Поппи (1544-1597), peintre
R [модификатор | модификатор le code]
- Raffaellino del Garbo né Raffaellino Capponi (Сан-Лоренцо-а-Вильяно, 1466 — Флоренция, 1524), peintre
- Ридольфо дель Гирландайо
- Фра Ристоро да Кампи (? — 1284), Frère dominicain architecte
- Романо Романелли (Флоренция, 1882 — Флоренция, 1969), скульптор
- Джузеппе Ромей (Флоренция, 1714 — Ливурн, 1785), peintre
- Козимо Росселли
- Маттео Росселли (Флоренция, 1578 — 1650), peintre
- Бернардо Росселлино
- Россо Фиорентино
- Фердинандо Руджиери (Флоренция, 1691 — Флоренция, 1741), архитектор барокко
- Марко ди Бартоломео Рустичи (Флоренция, 1392-1393 — 1457), Орфевр
- Джованни Франческо Рустичи
S [модификатор | модификатор le code]
T [модификатор | модификатор le code]
- Фердинандо Такка (Флоренция, 1619 — 1686), скульптор, филс де Пьетро Такка
- Пьетро Такка (Карраре, 1577 — Флоренция, 1640), скульптор
- Франческо Таленти (~ 1300 — Флоренция, 1369), скульптор и архитектор
- Филиппо Тарчиани (Кастелло, Флоренция, 1576 — Флоренция, 1645), peintre
- Антонио Темпеста
- Тиберио Тити (Флоренция, 1578 — 1637), портрет художника, портрет Санти ди Тито.
- Никколо Триболо
В [модификатор | модификатор le code]
Z [модификатор | модификатор le code]
- ↑ Мина Грегори, Le Musée des Office и Le Palais Pitti: La Peinture à Florence , Издания Place des Victoires, (ISBN 2-84459-006-3) , с. 402
Статьи о соединениях [модификатор | модификатор le code]
Библиография [модификатор | модификатор le code]
- Экспонат синтетического дворца Строцци 1986-1987 годов в стиле флорентийского барокко: монографии, каталоги музеев и коллекций, частные произведения
- Стендаль (Анри Бейль): Écoles italiennes de Peinture.I. École de Florence — École Romaine — École de Mantoue — École de Crémone. II. Эколь де Парме — Эколь де Вениз — Эколь де Болонья. III. Школа Болонья Établissement du texte et préface par Henri Martineau, Paris: Le Divan. 1932.