HomeРазноеДеревья кустарники и травы – Вспомни, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие

Деревья кустарники и травы – Вспомни, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие

Деревья, кустарники, травы

Растений на нашей планете великое множество. Первое, что бросается в глаза — различия в их внешнем облике. Даже не будучи специалистами в этой области, мы безошибочно узнаем травы и отличаем кустарники от деревьев.

Характерная черта дерева — ствол, который играет роль центральной оси. Ближе к верхушке он начинает сильно ветвиться и образует крону. Покрытые листьями ветки, расположенные высоко над землей, дают дереву возможность максимально улавливать солнечный свет.
Снаружи ствол дерева покрыт корой, которая состоит из двух слоев: пробки и луба. Молодой побег одет тонкой зеленой кожицей, в которой есть устьица — они обеспечивают газообмен. С ростом растения кожица отмирает и отшелушивается, вместо нее образуется пробковый слой. Пробка защищает растение от вредных микроорганизмов, пыли, излишнего испарения влаги и переохлаждения. В структуре пробки есть специальные образования — чечевички, через них дерево дышит.

Луб

— внутренний слой коры, он состоит из механической, проводящей и основной тканей. Механическая делает ствол прочным и гибким, проводящая доставляет органические и минеральные вещества, растворенные в воде, от листьев к корням, а основная складирует питательные вещества впрок и консервирует продукты жизнедеятельности растения.

Основа ствола — древесина, она состоит из проводящей и механической тканей. Опорная ткань древесины необходима для большей прочности, а по проводящей от корней к листьям транспортируется вода с растворенными в ней минеральными веществами.

Обеспечивает рост дерева в ширину тонкий слой камбия между лубом и древесиной — он состоит из образовательной ткани. Те клетки камбия, которые откладываются в сторону коры, увеличивают лубяной слой, отложившиеся в сторону древесины, работают на рост древесного. Древесины всегда нарастает больше. Так как дерево растет в толщину, а кора, ее покрывающая, нет, то вся поверхность дерева имеет трещины разной глубины и размеров.

В самой середине ствола находится сердцевина, в ней растение запасает питательные вещества. Из сердцевины через древесину к коре происходит перемещение микроэлементов.

В отличие от деревьев, у кустарников (сирень, орешник и другие) нет центрального ствола, они начинают ветвиться прямо от земли. Травы вместо ствола имеют стебель. Его главное отличие в том, что большую часть занимают проводящие ткани и не происходит одревеснение клеток.

Деревья да и кустарники в большинстве своем долгожители. Их век от рождения до смерти может насчитывать сотни и даже тысячи лет. Возраст дерева легко сосчитать по годовым кольцам, хорошо видным на спиле: темные узкие круги — осенняя древесина — чередуются с более светлыми и широкими весенними слоями. Но жестоко убивать растение, чтобы только узнать его возраст!

Ученые для этого пользуются самыми разными методиками, в частности: зная скорость роста дерева, измеряют его высоту и ширину и делают необходимые вычисления; изучают окружающие растения и их возраст; делают анализы почвы у подножия дерева и даже устанавливают год рождения, изучая труды разных ученых, описывающих данную местность в разные времена.

В тундрах, высоко в горах, на болотах и в хвойных лесах можно встретить миниатюрные кустарнички: среди них хорошо известные нам черника, брусника, голубика, клюква, вереск и многие другие. Большинство из них живут недолго — 5-10 лет. Есть, однако, и такие, которым отведено природой гораздо больше: брусника, например, в среднем живет около 200 лет.

Разрастаясь, кустарнички покрывают землю сплошным ковром. Хвойные леса, в которых они образуют особый ярус, так и называют: брусничники, черничники и прочие.

Травы представлены наибольшим числом видов. В большинстве своем это невысокие растения с мягкими неодревесневшими стволами и листочками на гибких черешках. Эта надземная часть трав часто очень нестойкая, и пережить холодный сезон она не в состоянии. Зеленые стебельки отмирают, оставляя под землей запас питания в виде корневища, клубней или луковицы. Они являются залогом того, что с приходом тепла из-под земли появятся молодые росточки.

Наконец, высокий рост — уж этим ни кустарники, ни травы точно не могут похвастаться, разве что отдельные виды, скажем бананы и сахарный тростник. В среднем за свою жизнь деревья вырастают до 20-30 метров в высоту, среди них встречаются и гиганты, и карлики.

Поделиться ссылкой

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Деревья, кустарники, травы»

Занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Деревья, кустарники, травы.

Сопровождается презентацией по теме занятия.

Ход занятия:

— Здравствуйте, ребята.

Я Всезнайка из города Почему. И мы продолжаем наше путешествие в удивительный мир природы. На прошлом занятии мы познакомились с наукой, которая изучает все живые организмы и называется биология.

Слово «БИОЛОГИЯ» происходи из двух слов: «биос», что означает «жизнь» и «логос», что означает «наука».

Посмотрите на экран и скажите, в какое царство живой природы мы сегодня отправимся?

Наше сегодняшнее путешествие мы проведём в царстве «Растения».

Ученые биологи не только собирают факты, но и пытаются установить между ними связи.

Растения изучает часть биологии – ботаника.

Растения – это особые организмы, образующие целое царство. Различают 400 тысяч видов растений, имеющих различную структуру, форму и размер: от маленьких и простых как подорожник или ряска, до огромных и сложных наподобие гигантской секвойи. Есть растения с цветками и без них; есть такие, которые периодически сбрасывают листву, а также вечнозелёные растения.

Давайте отправимся на поляну Это интересно знать и послушаем, что нам расскажет мой друг Мудрый дуб.

Мудрый Дуб

— Современные растения произошли от группы зелёных водорослей, которые 450 млн. лет назад приспособились к жизни на суше.

Всезнайка

Сейчас попробуйте догадаться, какие растения пришли к нам в гости и где их можно встретить? Предлагаю отгадать загадки:

  1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

  1. В лугах сестрички –

Золотой глазок, белые реснички.

  1. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

  1. Ах, не трогайте меня –

Обожгу и без огня.

  1. Бусы красные висят,

из кустов на нас глядят,

Лето любит бусы эти,

Дети, птицы и медведи.

Берёза и дуб растут в лесах. А какие еще деревья мы можем встретить в лесах? (мы можем встретить ели, осины, сосны). Малина может расти как в лесу, так и в огороде. В огороде кроме малины растут крыжовник, смородина, около домов цветет сирень. Ромашку и крапиву мы чаще всего встретим на лугу среди клевера, колокольчиков.

Все эти растения можно поделить на несколько групп. Рассмотрите картинки и скажите, на какие группы разделим все растения, и по какому признаку.

Все растения можно поделить на три главные группы или правильнее сказать три вида: Это травы, кустарники и деревья.

Деревья имеют древесный ствол, защищённый корой. Кора каждого дерева, как и отпечаток пальца, имеет свой неповторимый рисунок. Ствол разветвляется на высоте нескольких метров от земли. Крону дерева образуют ветви с листьями различной формы: широкие листья у берёзы, дуба, клёна, рябины и многих других деревьев, — такие деревья называются лиственными; игольчатые листья у хвойных деревьев, таких как ель, сосна, кипарис.

Мудрый Дуб

— Некоторые виды деревьев называются вечнозелеными, потому что у них листья всегда зеленого цвета, и они меняют их постепенно, по кругу. Это ель, сосна, кедр, кипарис…

Лиственные деревья раз в год в начале более холодного или более сухого сезона сбрасывают листву. Это дуб, клен, рябина ….

А какие еще деревья еще сбрасывают листву осенью?

Всезнайка

— Следующий вид – это кустарники.

Главное отличие кустарника от дерева – отсутствие основного ствола. У этих растений несколько стволов, которые берут свое начало у поверхности земли. Давайте познакомимся с некоторыми представителями этой группы – это малина, сирень, крыжовник.

Как и любому зеленому растению, кустарнику требуется тепло, свет и влага. 

И третий вид – это травянистые растения или их еще называют травы. Травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников тем, что их надземная часть не одревесневает и не зимует в наших условиях.

Если деревья и кустарники – многолетние растения, то травянистые растения бывают однолетними, значит, что они живут только один год. Это перец, горох, огурец, помидор.

Растения, которые живут два года, называют двулетними. Это петрушка, капуста, свёкла, морковь.

А что про травы нам расскажет Мудрый дуб?

Мудрый Дуб

-Среди травянистых растений очень много лекарственных.

Первые дни весны, светит холодное солнце, начинают появляться первые зеленые веточки, и среди еще не до конца растаявшего снега начинают виднеться цветочки золотисто-желтого цвета. Эти цветы очень сильно напоминают монеты из золота, а на самом деле это просто мать-и-мачеха, которая начинает цвести именно в начале весны. Произрастает это растение, как правило, у берегов ручьев и рек. Цветы этого лекарственного растения по своему запаху очень сильно напоминают мед, что притягивает к ним огромное количество пчел. Листья напоминают форму сердца. Внизу они теплые и мягкие, что дает возможность называть их «мать», а сверху холодные и жесткие, то есть «мачеха». Это и послужило поводом дать данному растению название «мать-и-мачеха».

В переводе с латинского оно означает «кашель». С давних времен людям были известны лечебные свойства мать-и-мачехи, из листьев и корней они готовили отвары и принимали от разных болезней: кашля, насморка, простуды.

Всезнайка

-Давайте подведём итог нашего сегодняшнего занятия.

Мы запомнили, что все растения делятся на три группы – деревья, кустарники, травы. Среди растений долгожителями являются деревья, а многие травы живут всего один год.

Сегодня мы не можем представить жизни на планете Земля без растений. Они не только украшают окружающий нас мир, но и являются источником жизни.

— А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листочек?»

hello_html_bb7af3.jpg

Деревья кустарники трава

 

Деревья — это зелёные растения. Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья осенью сбра-сывают листья, а весной листочки появляются снова.

У хвойных деревьев вместо листьев длинные тонкие иголочки, которые называются хвоинками, и они их осенью не сбрасывают, а остаются с хвоинками весь год. Весной у хвойных деревьев наряду со старыми хвоинками появляются новые молодые хвоинки. Вот почему хвойные деревья всегда зелёные.

Кора

 

Стволы всех деревьев покрыты корой, которая защи¬щает нежную внутреннюю часть дерева от высыхания и различных повреждений. Иногда в лесу можно увидеть пораненные деревья. Это какие-то хулиганы изрезали ножиком кору дерева или даже оторвали её. Этого делать нельзя! Дерево с повреждённой корой начинает болеть и умирает.

Если деревья не портить, то они живут очень долго. Дуб может дожить до полутора-двух тысяч лет, а берёза и сосна — до 250 лет. Всё это время деревья растут, причём и ввысь, и в ширину. Растут даже их веточки, становясь длиннее и толще.

Кустарники

 

Кустарники похожи на маленькие дере¬вья, но отличаются от них тем, что имеют не один толстый ствол, как у дерева, а несколько тонких стволиков.
К кустарникам относятся малина, смородина, сирень, шиповник, крыжовник.

 

Трава

 

Трава всегда ниже деревьев и кустарников. Все травинки похожи друг на друга. Невзрачный вид и тонкие листья у травы появились потому, что ей приходится постоянно бороться с ветром.

Траву очень трудно уничтожить. Даже вспыхивающие после ударов молнии пожары могут спалить только стебли, сама же трава очень быстро вырастает вновь. Дело в том, что корни травы находятся глубоко под землёй, поэтому молния не может причинить им вреда.

Деревья, кустарники, травы. Ядовитые растения | Начальная школа

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Время

/мин/

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок,

Начинаем наш урок!

За партой правильно сиди,

Спинку ровненько держи,

На вопросы отвечай,

Руку смело поднимай!

— Садитесь.

 

Стоят около парт.

 

 

 

 

 

    

  Дети садятся.

 

Эмоциональный настрой.

 

/раздаётся стук в дверь/

        — Ребята, к нам гости!

 

/входит  нарядно одетая девочка/

 

— Здравствуйте!

Я – Волшебница-природа!

Расскажу я вам о многом.

На урок я к вам пришла

Сундучок свой принесла.

Сундучок мой – красота!

И живёт в нём доброта!

Много в нём  чудесных тайн –

Не зевай и изучай.

/отдаёт сундучок  учителю/

Ну, а мне домой пора.

Вам – удачи, детвора!/уходит/

 

 

— Давайте откроем волшебный сундучок и подарим друг другу,  мне и нашим гостям  улыбку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети улыбаются.

 

 

Актуализация знаний.

 

— А в сундучке есть что-то ещё.

-Что же это?

— Вы мне поможете?

\учитель  достаёт из сундучка изображения дерева, кустарника и травы, прикрепляет на доску.  Дерево прикрепляется к зелёному прямоугольнику, кустарник- к синему, трава – к коричневому/

 

— Что же это такое?

 

 

 

— А как вы узнали об этом? По каким признакам определили?

 

 

 

 

— К какой природе относятся деревья, кустарники и травы?

 

 

 

 

 

— Да.

 

 

 

 

 

 

— Это дерево, кустарник и трава.

 

Дети называют признаки: наличие 1 или нескольких стволов, стебель.

 

 

 

— К живой.

 

 

 

Работа в парах.

Работа на карточках № 1.

Перед вами на партах лежат листочки. Выполните задание:

учащиеся первого ряда на листочках находят и обводят деревья, второго ряда – кустарники, третьего ряда – травянистые растения.

 

Проверка выполненной работы.

 

-Сколько деревьев, кустарников и травянистых растений вы обвели?

 

Дети выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Деревья – 3, кустарники – 2,

травянистые растения – 3.

 

Сообщение темы урока.

 

 

 

Молодцы, ребята! Вы хорошо научились различать деревья, кустарники и травы.

 

Как вы думаете, какими бывают деревья, кустарники и травы?

 

 На этот вопрос мы постараемся сегодня дать ответ и научимся  классифицировать растения.

 

— Но, сначала проверим,  насколько  хорошо вы знаете названия растений.

 

 

/Учитель загадывает загадки, при правильном ответе на доске появляется рисунок-ответ/

 

И гадать не надо даже —

Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем!

(Дуб)

 

Рос на ветке сундучок,

 был он заперт на замок.

Но попался сундучок

Рыжей белке на зубок.

Щелк-щелк, щелк — щелк!

 И раскрылся сундучок.

(Орех)

 

Не зовёт на перемену

И обратно на урок,

Потому что это просто

Голубой лесной цветок.

(Колокольчики)

 

Вот цветочек на поляне,

Серединка солнцем взглянет,

Сам же в беленькой рубашке.

Хороши в траве … (ромашки)

 

Под зелёненьким листочком

Тонкий маленький хитрец.

Это — с жёлтеньким цветочком

Прячет тельце…      (огурец)

 

 

Помним, как в сказке каретой была,

А каша-то с ней – ароматна, вкусна!

Раньше считалась царицей стола,

И очень полезны её семена.                        (Тыква)

 

Этот фрукт на вкус хорош,

  хоть  на лампочку похож.                                      (Груша)

 

Гуси-лебеди летели,

Унести детей хотели.

Что за дерево стояло

И ребят от них скрывало?

(Яблоня.)

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадки.

 

                         

 

                                    Физкультминутка (музыкальная)

 

— Нам предстоит длительная  прогулка по лесу, лугу, саду, огороду, поэтому давайте потренируемся – сделаем разминку. 

 

Новая тема

 

 

 

 

 

Работа с интерактивной доской

/на доске изображения растений-отгадок, изображения леса и луга, сада и огорода/

 

Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. А какие из этих растений можно встретить в лесу и на лугу, в саду и на огороде?

 

 

Помогите распределить эти растения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети на доске распределяют, где встречаются данные растения  /пальчиком  придвигают растения к месту произрастания/

15

 

Работа с учебником

 

 

 

Понятия: «дикорастущие, культурные»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Как же называются растения, которые растут в лесу и на лугу?

 В саду и на огороде?

 

Откройте учебник на стр. 74.

 

— Прочитайте.

/новые слова прикрепляются на доску и обозначаются цветом:

жёлтый – дикорастущие,

оранжевый – культурные./

 

 

— Прочитайте 1 вопрос.

/Как ты думаешь, почему растения леса и луга называют дикорастущими, а растения сада и огорода – культурными?/

Объясните свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают:

«дикорастущие»

«культурные»

 

 

 

Дети читают вопрос и дают ответ.

 

 

Интерактивная игра: «ВИХРИ»

 

-Давайте-ка попробуем выяснить, какие из данных растений дикорастущие, а какие – культурные.

 

 

 

 

— Прочитайте 2 вопрос.

/Как человек использует культурные растения?/

 

Объясните свой ответ.

 

 

Дети выполняют задание: подходят к доске, называют растение, перетаскивают в нужный «вихрь», называя при этом, каким является это растение —  культурным или дикорастущим.

 

 

Дети читают вопрос и дают ответ.

 

Физкультминутка «Капуста»

 

Мы капусту рубим, рубим.

/движения прямыми ладошками вверх – вниз/

Мы капусту мнём, мнём.

/сжимают и разжимают кулачки/

Мы капусту солим, солим.

/пальчики собирают в щепотку и делают вид, что солят/

Пробуем, вкусная?  — Пересолили…

Надо ещё капустки добавить…

/повторяем ещё раз сначала/

 последняя строка

Пробуем, вкусная? Во!

 

Новая тема.

Понятие: «ядовитые»

 

 

 

 

 

 

 

Слайд презентации «Борщевик»

 

 

Слайд «ожоги»

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником.

 

 

 

Беседа/ слайд

 

 

 

 

 

 

 

— Как человек использует дикорастущие растения?

 

 

 

 

 — Как вы думаете, все ли дикорастущие растения можно трогать руками, срывать их?

 

— Знакомо ли вам это растение?

Что можете о нём сказать?

 

 

— Это ядовитое растение. От соприкосновения с листьями и стеблем этого растения  на коже человека появляются ожоги.

 

 

 

Таких растений — много.

Прочтите названия этих растений в учебнике на стр.75

 

 

— Как вы думаете, если эти растения есть в природе, нужны ли они человеку?

 

 

Оказывается,  в маленьких количествах, эти растения даже полезны – из них делают лекарства.

Из белены – болеутоляющие, дурман – для лечения астмы, как успокоительное средство,

вороний глаз – при невралгии,

Ландыш – при заболевании сердца, лютик – укрепление иммунитета

 

Дети дают ответы      /для строительства домов, корм для скота, как удобрение для культурных растений, в медицине/

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают названия растений, учитель дублирует слайдами.

 

 

Ответы детей.

 

Закрепление.

Самостоятельная работа  на карточке № 2.

-А сейчас мы подведём итог всему вышесказанному.

На партах у вас листочки с изображениями растений, попробуем рассказать о них, используя новые понятия. А поможет нам в этом схема, которая получилась на доске.

Дети раскрашивают схемы и называют растения

На листочке даны изображения  растений. Под ними 2 прямоугольника.

Раскрасить по заданию:

 зелёный – деревья,

синий – кустарники, коричневый – травы;

жёлтый – дикорастущие, оранжевый – культурные, красным – ядовитые.

10мин

 

Итог урока.

 

— Что же мы скажем Волшебнице-природе,

 узнали мы ещё одну её тайну?

 

— Что же это за тайна?

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Ответы детей.

2 мин

Рефлексия

— Все, все на свете нужны!

Деревья и травы, цветы и кусты.

И, чтобы планета красивее стала,

 Украсим её мы большими цветами.

 

 

Дети подходят и прикалывают цветы к «планете».

5 мин

Д/з

——-

———

 

 

 

 

 

 

План-конспект урока по теме: Растения. Деревья, кустарники и травы.

Конспект урока по окружающему миру.

Программа «Школа России»,2 класс.

Тема: «Растения. Деревья, кустарники, травы».

Тип урока: комбинированный.

Цель: формирование умения проводить классификацию растений по существенным признакам, знать их строение.

Планируемые достижения.

Предметные.

Знания: представление о строении растений, их видов.

Умения: определять вид растений, различать растения  по существенным признакам

Метапредметные:

установление причинно-следственных связей, сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы, определять характер взаимоотношений с природой, использовать естественные научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации; планирование учебного сотрудничества, действие со знаково – символическими средствами.

Оборудование:

Для учителя:

  • компьютер
  • проектор
  • экран

Для ученика:

  • иллюстрации растений
  • раздаточный материал
  1. Организационный момент

— Ребята, для чего мы при встречи говорим друг другу «Здравствуй!»?

Давайте сейчас пожелаем здоровья и нашим гостям, которые пришли сегодня к нам на урок.

  1. Актуализация знаний

Внимание на экран:

        — а                   — к                 -у

        — б                   -л

        

        — д                   -м

— Попробуйте отгадать, какие слова я зашифровала при помощи геометрических фигур.

Мак, дуб, лук (слайд №2 с иллюстрациями)

Как назвать 1 словом все те предметы, которые вы видите? (растения)

— Ребята, а растения – это живая или неживая природа? Докажите.

Проверим себя (слайд №3)

— А что изображено на этих рисунках? (растения)

— Предложите задание, которое можно выполнить с этими рисунками (разбить на группы, найти части растений, узнать и рассказать об этих растения и так далее)

— Мне очень понравились все эти задания, и я хочу предложить выполнить одно из них(3 ученика у доски)

Работа в группах.

1. Перед вами лежит листок, переверните его.

1)Вам необходимо узнать растения.

2)При помощи цифр указать части растений.

3)Составьте модель своего растения.

    1.корень

    2. стебель

    3. листья

    4. цветок

    5.  плод с семенами

На работу вам всего 2 минуты.

1 группа – Как называется ваше растение? (К—С—Л—Ц—П)

2 группа – Какое растение у вас? (К—С—В—Л—Ц—П)

3 группа – А какое растение рассматривали вы? (К—В—Л—Ц—П)

Давайте, сравним свою работу с работой ваших товарищей. Одинаковы ли у вас с ними растения?

1 ученик – рассказывает как называется его растение и называет какие части растения он нашёл (горох)

2 ученик – берёза (внимание на серёжки – это цветы или плоды растения?)

3 ученик – смородина

Вывод.

Так какие же части есть у всех растений? (слайд)

— корень

— стебель

— листья

— цветы

— плоды

Самооценка

Физминутка (релаксация) «Я дерево»

  1.    Постановка проблемы

— Ребята, а есть ли у растений такие части, которыми они отличаются друг от друга?

На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ.

4.Изучение нового материала.

 Я предлагаю вам игру «Узнай что это» (слайд)

1.«У него есть листья». Вы можете сказать, о чём идёт речь?

«У этого растения есть зелёные листья и корень». Что это? (трава)

-Какие травянистые растения растут в нашем регионе? (НРК)

2.«У этого растения есть большой ствол, покрытый корой». Что это? (дерево)

— Какой из признаков вам помог узнать растение? (Ствол.)

— Какие деревья растут в наших лесах? (НРК)

3.(слайд ) «У этого растения есть зелёные листья и корень». Догадались, о чём я вам сказала.

«Есть плоды (ягоды)»

«От корня этого растения отходит несколько стволов, покрытых корой» (кустарник)

— Какой из признаков нам помог узнать кустарник? (Несколько стволов, есть ягоды.)

— Какие кустарники растут около нашей гимназии? (НРК)

Вывод. Как различаются деревья, кустарники и травы?

Итак, тема нашего урока… (Растения. Дерево, куст, трава)

А теперь посмотрите на иллюстрацию, попробуйте описать её.

-Какое это растение?

-Какой из признаков помог нам узнать это растение? (слайд)

Так как же отличить растения?

-В тетрадях разделите растения на группы. (Классификация растений)

-Сколько и какие группы у вас получились?

Растения

Деревья        Кустарники      Травы

Самооценка

5.Закрепление знаний (использование полученных знаний)

Работа в парах.

— А сейчас вы будите работать парами. Перед вами на парте конверт. Достаньте его содержимое и распределите иллюстрации в 3 группы.

На работу даётся всего 3 минуты.

— По какому принципу вы  разделили иллюстрации? Давайте проверим, что у вас получилось. Докажите, что это деревья, кустарники, травянистые растения.

Вывод. Так есть ли части растений, которыми они отличаются? (слайд)

Оценивание взаимного сотрудничества.

Физминутка.

Вариации на тему изученной проблемы

Одному из учеников я предложила выполнить похожее задание, и вот что у него получилось (слайд)

-Положите перед собой ещё 1 листочек и, обсудив с соседом, найдите ошибки:

Деревья

Кустарники

Травы

дуб

малина

ромашка

шиповник

крыжовник

подорожник

берёза

клён

банан

-Где ученик допустил ошибки? (сообщение ученика, слайд)

Сообщение. Информация из энциклопедии. (слайд)

Банан* часто по ошибке называют деревом. Но на самом деле – это большое травянистое растение с мясистым, очень сочным стеблем, сложенным из черешков листьев, высотой от 6 до 7,5 метров, отходящим от мясистого корневища.

Прав ли был ученик, расположив банан в 3 группу? (слайд)

В чём же отличие дерева от травянистого растения? А чем отличается дерево от кустарника?

Формирование характера взаимоотношения человека с природой.

Игра: «Как бы вы поступили?»

«Мальчик сделал острый меч

И давай кустарник сечь

Да кричать:

«Я здесь храбрец!»

Что и вправду молодец? Почему этого делать нельзя?

«Посмотрите на Захарку.

Он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только:

Ну зачем цветов рвать столько?»

Где лучше сохраняются цветы?

«Деревья садят дети

А две подружки эти

Глядят по сторонам

Стоят не помогают

А деток убеждают

Деревья не нужны»

-Вы согласны с девочками? Для чего нужны деревья?

-А закончим мы наш урок стихотворением Т. Собакина «Цветы»

(Читает подготовленный ученик)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все –

И я и ты –

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты…

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты –

Если мы сорвём цветы.

Д/З: 1вариант подготовить сообщение о ромашке,2 вариант-о подорожнике.

Оценивание работы детей учителем.

6.Рефлексия

-Понравился ли вам урок?

-Чем запомнился вам урок?

Спасибо вам за урок!

Дикорастущие и культурные растения. Видеоурок. Окружающий мир 2 Класс

На данном уроке мы узнаем с вами, что такое дикорастущие и культурные растения, чем они друг от друга отличаются и какими они бывают.

Тема: Природа

Урок: Дикорастущие и культурные растения

Как вы думаете, чем ель отличается от яблони?

Ель

Рис. 1. Ель (Источник)

 

Яблоня

Рис. 2. Яблоня (Источник)

Ель растет в лесу, а яблоня – в саду, и за ней ухаживает человек.

Чем похожи мать-и-мачеха и помидор?

Мать-и-мачеха

Рис. 3. Мать-и-мачеха (Источник)

Помидор

Рис. 4. Помидор (Источник)

Это травянистые растения. А чем они отличаются? Помидоры растут в огороде, и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.

Все эти растения можно разделить на две группы:

1. Растения, за которыми ухаживает человек, или культурные растения.

2. Растения, которые растут сами по себе. Их можно встретить где угодно. Такие растения называются дикорастущими.

Дикорастущие растения растут без вмешательства человека, за ними никто не ухаживает, они растут там, где для них есть подходящие условия. К этим условиям они приспособились сами.

Культурные растения сеет, высаживает человек и заботится о них. Откуда же они взялись на земле?

В древние времена все растения на земле были дикорастущими. Древний человек собирал плоды, семена и корни различных растений и те, которые ему нравились, он высаживал рядом со своим домом. Чтобы плоды вырастали вкуснее и крупнее, человек ухаживал за растениями. Растения привыкали к заботе о себе и изменялись. Так на земле и появились культурные растения.

Культура – в переводе с латинского означает «возделывание», «обрабатывание».

Давайте поближе познакомимся с дикорастущими растениями. К ним относятся деревья, кустарники и травы, которые растут везде, сами по себе.

Крапива

Рис. 5. Крапива (Источник)

Береза

Рис. 6. Береза (Источник)

Ромашка

Рис. 7. Ромашка (Источник)

Орешник

Рис. 8. Орешник (Источник)

Василек

Рис. 9. Василек (Источник)

Васильки называют сорняками, потому что на поле они мешают расти хлебу. Несмотря на это, васильки – очень красивые цветы, и люди издавна любят их собирать и плести из них венки.

Культурные растения тоже делятся на 3 группы – деревья, кустарники и травы.

Груша

Рис. 10. Груша (Источник)

Малина

Рис. 11. Малина (Источник)

Огурец

Рис. 12. Огурец (Источник)

Что объединяет следующие 3 картинки?

Рожь

Рис. 13. Рожь (Источник)

Пшеница

Рис. 14. Пшеница (Источник)

Овес

Рис. 15. Овес (Источник)

Все это зерновые растения. Они растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Слива, груша и персик – это фрукты. Они растут в саду. Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только деревья, но и кустарники, и даже травы.

Слива

Рис. 16. Слива (Источник)

Груша

Рис. 17. Груша (Источник)

Персик

Рис. 18. Персик (Источник)

Смородина

Рис. 19. Смородина (Источник)

Малина

Рис. 20. Малина (Источник)

Клубника

Рис. 21. Клубника (Источник)

На полях и огородах растут овощи. Эти растения называют овощные.

Лук

Рис. 22. Лук (Источник)

 

Картофель

Рис. 23. Картофель (Источник)

 

Кабачки

Рис. 24. Кабачки (Источник)

Из льна и хлопка делают ткань. Такие растения называют прядильными.

Лен

Рис. 25. Лен (Источник)

Хлопок

Рис. 26. Хлопок (Источник)

Тюльпан

Рис. 27. Тюльпан (Источник)

Роза

Рис. 28. Роза (Источник)

Гвоздика

Рис. 29. Гвоздика (Источник)

Обобщим полученные знания в диаграмме:

Диаграмма «Культурные и дикорастущие растения»

 

Список рекомендованной литературы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – ВЕНТАНА-ГРАФ.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей (Источник).
  2. Slideboom.com (Источник).
  3. Xvatit.com (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. с. 62-65, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 25 раб.тетрадь учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Рассмотрите диаграмму из урока и приведите по 5 примеров растений на каждый подвид из тех, что растут в вашем регионе.

 

 

Урок природоведения для 6 «И» класса школы VIII вида «Деревья, кустарники, травы»

Урок природоведения

Класс: 6»И»

Тема урока: Деревья, кустарники, травы.

Цель: формирование представлений учащихся о классификации растений по внешнему виду.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  • Закрепить знания учащихся по теме «Части растения».

  • Познакомить учащихся с видами растений: деревья, кустарники, травы.

  • Формировать умения проводить классификацию растений по существенным признакам.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • Корригировать и развивать внимание, память, мышление через выполнение специально подобранных упражнений; развивать речь учащихся через ответы на вопросы, обогащать её природоведческой терминологией.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к изучаемому предмету.

  • Прививать любовь к природе, уметь беречь и стремиться охранять её.

Оборудование: карточки- задания, демонстрационные картинки, фланелеграф, учебник «Природоведение» 5 класс Лифанова Т.М, Соломина Е.Н..

Технические средства обучения: проектор, экран, ноутбук.

Тип урока: комбинированный урок.

Используемые методы и приёмы: комбинированный /объяснение – практика/.

Ход урока:

I. Организационный момент. Слайд

– Давайте улыбнёмся друг другу и гостям, которые пришли к нам на урок. Слайд

В школу вы пришли учиться.

Вам лениться не годится.

Будьте вы старательны,

Ко всему внимательны.

Слайд

Посмотрите на задания, которые лежат на ваших столах и попробуйте отгадать, какое слово я зашифровала при помощи геометрических фигур.

РАСТЕНИЯ

Слайд

-О чём мы сегодня будем говорить? (о растениях)

— Ребята, а растения – это живая или неживая природа? Докажите.

Признаки живой природы: рождение, дыхание, питание, рост, размножение, старение и умирание).

Слайд

Разделите объекты на 2 группы (живая природа, неживая природа): ель, белка, ландыш, солнце, луна, синица.

— А что изображено на этих картинках на доске? (Растения)

Упражнение «Запомни растения»

Посмотрите на доску и запомните растения (10 секунд). (Закрываю картинки)

Назовите растения, которые вы запомнили. (Открываю картинки)

Дополните растения, которые забыли.

Сообщение темы и задач урока.

-Сегодня на уроке мы узнаем, на какие виды учёные делят растения, чем один вид растений отличается от другого.

Тема урока: Деревья, кустарники, травы. Слайд

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

Упражнение «Подпиши части растения»

Перед вами лежит листок, переверните его. Вам необходимо: узнать растения, при помощи цифр указать части растений (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).

Дифференцированное задание(Глотов С.): подобрать листья к деревьям (берёза, тополь, дуб, клён).

Так какие же части есть у растений? Слайд

Постановка проблемы

— Ребята, а есть ли у растений такие части, которыми они отличаются друг от друга?

На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ. Я предлагаю вам игру «Узнай что это»

«У него есть листья». Вы можете сказать, о чём идёт речь?

«У этого растения есть зелёные листья и корень». Что это?

«У этого растения есть большой ствол, покрытый корой». Что это? (дерево)

Какой из признаков вам помог узнать растение?

ΙΙΙ. Изучение нового.

Слайд

Деревья- это растения с высоким твёрдым стволом и отходящими от него ветвями.

-Какие деревья вы знаете? (Берёза, осина, дуб, тополь, ель, сосна и т.д.) Деревья- крупные растения. У них большой длинный корень, который уходит в землю. От корня вверх поднимается ствол. Стволы деревьев различаются по толщине, высоте, окраске. У дуба ствол мощный и толстый. Слайд Иногда встречаются дубы, ствол которых не могут обхватить даже два человека. Самый толстый ствол у баобаба. Для того, чтобы его обхватить, несколько человек должны взяться за руки. А у берёзы и осины стволы гораздо тоньше. У берёзы ствол белый с чёрными крапинами, у осины- серо- коричневый, а у дуба- коричневый. В природе встречаются деревья, стволы которых по высоте могут сравниться с многоэтажным домом, а есть деревья невысокие.

Ствол дерева покрыт корой. Кора защищает дерево зимой от мороза, а летом от жары. Кора дерева может быть гладкая, как у осины, или шершавая, как у дуба.

От ствола в разные стороны отходят ветви. У ивы и берёзы ветви тонкие, они склоняются вниз. Прямые ветви тополя тянутся к солнцу. Ветви с листьями образуют крону.

Растёт дерево медленно, в течение многих лет. Зато и живёт долго. Среди деревьев встречаются долгожители, некоторые из них живут до 800 лет.

Упражнение «Напиши из каких частей состоит дерево»

Упражнение «Напиши названия деревьев»

Слайд

Кустарники ниже деревьев. Корень их не так глубоко уходит в землю. У кустарников несколько стволов. Они твёрдые, покрыты корой и не такие толстые, как у дерева, они разной толщины и высоты. Один стволик кустарника живёт в среднем 20-50 лет. Но постоянно образуются новые, которые сменяют старые стволики.

Кустарники- многолетние растения.

-Какие кустарники вы знаете?

Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр. 57и прочитайте абзац от слова кустарники. Дополните свой ответ названиями кустарников, которые можно встретить в лесу, в саду, в парках. Слайд

Ребус Слайд

Упражнение «Собери слова»

— Названия кустарников рассыпалось. Необходимо собрать их.

Слайд

Самые распространённые растения- травы. Корни у них не такие толстые, как у деревьев и кустарников. Стебли сочные, мягкие, зелёные. Травы бывают однолетние и многолетние. Горох, укроп- однолетние травы. Мать -и мачеха, крапива- многолетние. Самая высокая трава в мире- это растение банан. Родина банана- Африка.

Ребусы Слайд

Упражнение «Найди лишнее растение» Слайд

-На какие группы мы разделили растения? (Травы, кустарники, деревья).

Физминутка для глаз Слайд

Физминутка

Игра «Не ошибись

Учитель называет различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост — кустарники, руки вверх – деревья.

Упражнение в загадках

-Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы должны будете отгадать, про какое растение говорится в загадке. Соединить название и картинку, а затем определить его в нужную группу: Деревья, кустарники, травы.

ДЕРЕВЬЯ

КУСТАРНИКИ

ТРАВЫ

1. То ли с крыши, то ли с неба

Прилетают хлопья снега.

Кто же их исподтишка

Сыплет, будто из мешка? (Тополь)

1. Цветки- белые, кистями,

Плоды- чёрные, с костями.

(Черёмуха)

1. Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки, белые реснички. (Ромашки)

2. Что за дерево стоит:

Ветра нет, а лист дрожит! (Осина)

2. Ветки белы и лиловы,

Аромат весь день!

Назовите одним словом:

Так цветёт- … (сирень).

2. Он стоял на гибкой ножке
В круглой шапке у дорожки.
Ветерок чуть набежал
И – развеял шапку-шар (Одуванчик)

3. И высок я, и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.(Дуб)

3. У неё кусты высоки, густы,

Ствол и ветки- трубкой, очень хрупкой.

Ягоды красны, да не вкусны. (Бузина)

3. Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

4. Что же эта за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)

4. Вышли девицы весне подивиться.

Сели гурьбой над самой водой.

Ручки в воде плескаются,

Серёжки висят, качаются. (Ивы).

4. Жёлтый цветик не для нас-

Вреден сок для наших глаз. (Куриная слепота)

5. У меня длинней иголки,
Чем у ёлки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)

5. Расправил свой ажурный листик

Среди полей … (тысячелистник).

6. Стоит Алёна: платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)

6. Алой свечкой в небеса

Поднялась полей краса.

Предлагает пить чаёк

Ароматный тот цветок. (Иван- чай).

– Зачем нам нужны растения? (Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей, очищают и увлажняют воздух, создают прохладу)

Работа с фланелеграфом.

Оформление фланелеграфа на тему «Разнообразие растений по внешнему виду».

– Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Слайд Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких.

Игра «Как бы вы поступили?»

1. Мальчик сделал острый меч

И давай кустарник сечь

Да кричать: «Я здесь храбрец!»

Что и вправду молодец?

Почему этого делать нельзя?

2. Посмотрите на Захарку.

Он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только:

Ну зачем цветов рвать столько?

-Где лучше сохраняются цветы?

3. Деревья садят дети

А две подружки эти

Глядят по сторонам

Стоят не помогают

А деток убеждают

Деревья не нужны.

-Вы согласны с девочками? Для чего нужны деревья?

ΙV. Закрепление.

Программированные задания

1.Кустарники-

А) одуванчик, ромашка, подорожник

2. Клён, лиственница, дуб-

Б) водоросли

3. Подорожник, укроп, крапива-

Б) кустарники

4. Чем кустарники отличаются от деревьев?

А) формой листьев

5. Есть ли ствол и ветви у травы?

А) да

Рефлексия

— У вас на столах лежат дубовые листья: жёлтый и зелёный. Если вы считаете, что вы отлично справились со всеми заданиями на уроке, то возьмите зелёный лист и прикрепите его на дуб (силуэт дерева), а если вы в чём- то сомневались, где-то ошибались, то возьмите жёлтый лист и прикрепите его к дереву.

V. Итог.

Оценивание работы учащихся учителем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *