HomeРазноеЧто за дерево смоковница – Инжир. Смаковница. Уход, выращивание, размножение. Декоративно-лиственные. Плодово ягодные. Древнее дерево. Фото. — Ботаничка.ru

Что за дерево смоковница – Инжир. Смаковница. Уход, выращивание, размножение. Декоративно-лиственные. Плодово ягодные. Древнее дерево. Фото. — Ботаничка.ru

Содержание

О бесплодной смоковнице / Православие.Ru

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в. Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в. В сегодняшний Великий, по церковному календарю, понедельник, мы вспоминаем, как Господь совершил изгнание торгующих из Иерусалимского храма и проклял бесплодную смоковницу.

Эти события, действия Христа, как непонятные на первый взгляд, вызывают смущение и непонимание. За что была проклята смоковница, если Иисус пришел к ней, когда еще не время было собирания смокв (Мк. 11: 13)? Но такие поступки Спасителя, как проклятие смоковницы, оказываются полны символического и духовного значения, если всмотреться в детали.

После торжественного входа в Иерусалим Христос провел со Своими учениками ночь в Вифании. Утром, идя в храм, Он по дороге взалкал. Для удовлетворения Своих человеческих потребностей Христос никогда не пользовался Божественной силой, а прибегал к человеческим средствам, отвергнув диавольское искушение о сотворении хлебов из камней.

Когда вдали показалась смоковница, покрытая листьями, Христос к ней как человек подошел. Распущенные листья дерева наводили на мысль, что на смоковнице будут плоды, ведь смоковница сначала дает плоды, а затем – листья. Поскольку время собирания смокв еще не настало (см.: Мк. 11: 13) и ранние плоды еще не снимались, можно было ожидать, что хотя бы незрелые они найдутся на зеленеющей смоковнице. Однако, подойдя ближе, Господь обнаружил, что на ней ни зеленых, ни прошлогодних плодов нет. Значит, дерево, несвоевременно покрытое листьями, было совершенно бесплодно.

Преподобный Ефрем Сирин на этот счет удивляется: «Почему же Сей сладостный Благодетель, Который повсюду являл в малом многое и в недостатках полноту, повелел засохнуть смоковнице? Все человеческие болезни исцелил, воду в вино пре­вратил, из немногих хлебов сделал многие, слепым открыл очи, прокаженных очистил и мертвых восставил к жизни; только одной смоковнице прямо повелел засохнуть…»

И сам же святой Ефрем отвечает: Христос совершал многие чудеса, но все-таки был распят. Из-за этого некоторые могли подозревать, что в Нем исто­щилась сила. В предотвращение этого при по­мощи бездушного растения, которое иссушил, Он показал, что посредством слова мог погубить также и Своих распинателей. Как впоследствии сказал Си­мону Петру: Возврати меч твой в его место, Я могу умолить Отца, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26: 52–53). Значит, Христос как человек взалкал, но как Бог явил на смоковнице Свое могущество.

Увидев необычное чудо, удивились Его ученики: Господи, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мк. 11: 21). На это Иисус сказал: Имейте веру Божию; кто не усомнится в сердце своем и скажет горе: «Ввергнись в море», – сбудется по словам его (Мк. 11: 23). В этом «передвижении горы» – пример, что для веры, свободной от сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как подмечает евангелист Марк, условием действенности молитвы является прощение согрешений своим ближним: если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11: 26). У Господа слова с делами не расходились, поэтому можно предположить, что Он проклял смоковницу «не со зла». Он простил распинающим Его иудеям. И, значит, иссушение смоковницы было делом исключительно символическим – как знак Божественного могущества Христа, Сына Божия.

Проклятие смоковницыПроклятие смоковницы Можно задать и еще один вопрос: почему же древом проклятия стала смоковница, инжир?

По Ветхому Завету, смоквам приписывалась целебная сила, в частности считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (см.: Ис. 38: 21). Смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (см.: Втор. 8: 8). Смоковницы сажали в виноградниках (см.: Лк. 13: 6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10).

Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. В одном из трактатов Талмуда зафиксировалось такое высказывание рабби Йоханана: «Как смоковница – во всякое время, когда человек прикасается к ней, находится на ней плод; так и слова Торы – во всякое время, когда человек произносит их, находится в них смысл» (Эрувин 54 а, б). Иудейский мудрец обещает плоды от закона Моисеева – «во всякое время». В этом видится некий максимализм, ведь зимой смоковница плодов не дает. Когда же Христос в апреле пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически – Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на максимальную мудрость Господь заявил: «

Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19).

Смоковница тотчас засохла до корня (см.: Мф. 21: 20; Мк. 11: 20). Совершилось конкретное, очевидное для окружающих чудо. Но в то же время совершилось и чудо символическое, прообразовательное.

За полгода до Своих спасительных страданий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (см.: Лк. 13: 6–9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Единственный у хозяина виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода – вот тогда срубишь.

Ровно через полгода после произнесения этой притчи, за несколько дней до Пасхи иудейской, истекло время ожидания Божия. Прошли почти четыре года служения Спасителя, в течение которых Он обильно поливал почву людских сердец «живой водой» Своей проповеди. Но смоковница иудеев осталась бесплодной. А поскольку древесина смоковницы не годится ни для каких строительных нужд, такое дерево,

не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3: 10; 7: 19; Лк. 3: 9).

Нас не может не удивлять то, что Господь пришел, чтобы творить только добро и все улучшать, но Он как минимум трижды совершает разрушительные действия. И это не просто так. Он потопил стадо свиней, чтобы неверующие жители Гадаринской страны хотя бы через материальные убытки вышли к Нему навстречу. Он вскрыл гробницы усопших святых, чтобы после Крестной смерти Христовой они вышли из гробов и явились многим (см.: Мф. 27: 52–53). Он также иссушил смоковницу, чтобы показать, что будет отвержен иудейский народ за его неверие в Сына Божия.

Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят.

Обрекая на опустошение иудеев, Господь предрек, что

отнимется от них Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21: 43). Этот «новый народ» теперь мы, христиане. Нам вручены обетования Царства Божия, и от нас теперь ожидается плод. Но следует спросить себя: если Бог отверг избранный народ, укорененный в библейской традиции, за отсутствие доброго плода, то что будет с нами, с дикой маслиной, которая, по апостолу Павлу, привилась вместо отломленных ветвей (см.: Рим. 11: 17), если доброго плода не принесем мы?

Евангельская история – это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния (см.: Мф. 3: 8), слышания слова Божия и исполнения его (см.: Мф. 13: 13).

Следуя шаг за шагом, молитвенно днями Страстной седмицы, нам хорошо бы спросить себя начистоту: душе моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не обрящет ли Он только листья и древо сухое, неплодное, негодное быть в Его Царстве? Аминь.

Смоковница это что за дерево фото

Инжир

Листья и плоды инжира (Тунис)
Научная классификация
Домен:Эукариоты
Царство:Растения
Подцарство :Зелёные растения
Отдел:Цветковые
Класс:Двудольные [1]
Надпорядок :Rosanae
Порядок:Розоцветные
Семейство:Тутовые
Триба :Фикусовые ( Ficeae Dumort., 1827 )
Международное научное название

Ficus carica L., 1753

  • Caprificus insectifera Gasp.
  • Caprificus leucocarpa Gasp.
  • Caprificus oblongata Gasp.
  • Caprificus pedunculata (Miq.) Gasp.
  • Caprificus rugosa (Miq.) Gasp.
  • Caprificus sphaerocarpa Gasp.
  • Ficus albescens Miq.
  • Ficus burdigalensis Poit. & Turpin
  • Ficus caprificus Risso
  • Ficus colchica Grossh.
  • Ficus colombra Gasp.
  • Ficus communis Lam.
  • Ficus deliciosa Gasp.
  • Ficus dottata Gasp.
  • Ficus globosa Miq. nom. illeg.
  • Ficus hypoleuca Gasp.
  • Ficus hyrcana Grossh.
  • Ficus kopetdagensis Pachom.
  • Ficus latifolia Salisb.
  • Ficus leucocarpa Gasp.
  • Ficus macrocarpa Gasp.
  • Ficus neapolitana Miq.
  • Ficus pachycarpa Gasp.
  • Ficus pedunculata Miq.
  • Ficus polymorpha Gasp.
  • Ficus praecox Gasp.
  • Ficus regina Miq.
  • Ficus rugosa Miq.
  • Ficus silvestris Risso

Инжи́р, или Фи́га, или Фи́говое де́рево, или Смоко́вница обыкнове́нная, или Смо́ква, или Ви́нная я́года (лат. Fícus cárica ) — субтропическое листопадное растение рода Фикус семейства Тутовые. Карийским фикус назван по месту, которое считается родиной инжира — горная область древней Карии, провинции Малой Азии. В Средней Азии, на Кавказе, в Карпатах и Крыму выращивают в открытом грунте как ценное плодовое растение, дающее плоды — винные ягоды.

Широко распространён в странах Средиземноморья, в Закавказье, на Южном берегу Крыма, в Карпатах, на Черноморском побережье Краснодарского края, в Средней Азии, на Иранском нагорье.

Инжир — одно из самых древних культурных растений, предположительно — самое древнее [2] [3] . В культуре инжир выращивался сначала в Аравии, откуда был заимствован Финикией, Сирией и Египтом. В XIII веке до н. э. играл важную роль в сельском хозяйстве царства Пилос. В Америку попал только в конце XVI века.

Содержание

В религии [ править | править код ]

В Библии в книге Бытие фиговый лист использовался Адамом и Евой для прикрытия наготы. Кроме Книги Бытия, смоковница многократно упоминается в Ветхом [4] и Новом Завете [5] . В Коране также имеется сура под названием Смоковница (Ат-Тин).

Название [ править | править код ]

В русский язык название «фикус» пришло в XVIII веке и уже несколько изменённым — «фига», отсюда — «фиговое дерево». Были на Руси у этого растения и другие названия — смоковница, смоква, винная ягода, смирнская ягода.

Под названием «голубая фига» могут упоминаться названные по аналогии плоды совсем другого растения, даже не родственного. Это мраморное дерево, произрастающее в Австралии и не имеющее никакого отношения к фиге настоящей.

Ботаническое описание [ править | править код ]

Дерево со светло-серой, гладкой корой.

Листья крупные, очерёдные, 3-5-7-пальчато-лопастные или раздельные, жёсткие, с опадающими прилистниками. В пазухах листьев развиваются укороченные генеративные побеги, несущие соцветия двух типов — каприфиги и фиги (сиконий). Они развиваются на разных деревьях, характеризуются тем, что ось разрастается в шаровидно-овальное образование с отверстием на верхушке и полостью внутри, где располагаются мелкие невзрачные раздельнополые цветки. Каприфиги — более мелкие соцветия, содержащие мужские цветки: Формула цветка:

∗ P C a ( 5 ) A 3 ( 3 _ ) <displaystyle mathrm <ast ;P^;_<(5)>;A_<3(<underline <3>>)>> > [6] и Фиги — женские галловые цветки с короткими столбиками: ∗ P C a ( 5 ) G ( 2 _ ) <displaystyle mathrm <ast ;P^;_<(5)>;G_<(<underline <2>>)>> > [6] — крупные соцветия, в которых мужские цветки редуцированы, а женские имеют длинные столбики, и после оплодотворения образуют односеменные плоды — орешки [ прояснить ] .

У инжира очень интересное опыление: оно происходит при помощи небольших чёрных ос-бластофаг (за исключением искусственно выведенных партенокарпических сортов), которые переносят пыльцу с мужских деревьев на женские. Сами осы-бластофаги не могут размножаться без инжира. Самка осы-бластофага, оплодотворённая бескрылым самцом внутри мужского соцветия инжира, вылезает наружу через отверстие в вершине мужского соцветия. При этом принимает на своё тело пыльцу с мужских цветков. В поисках мужских соцветий часть самок попадает внутрь женских соцветий. Пыльца, занесённая ими, попадает на рыльце пестиков, благодаря чему происходит опыление цветков [7] [8] [9] . Судя по палеонтологическим данным, такая система опыления сформировалась по меньшей мере уже 34 миллиона лет назад [10] .

Фиги превращаются в сочные, сладкие, грушевидные соплодия с семенами внутри. Они покрыты тонкой кожицей с мелкими волосками. На верхушке имеется отверстие — глазок, прикрытый чешуйками. Соплодия инжира имеют окраску от жёлтой до чёрно-синей, в зависимости от сорта. Чаще встречаются жёлто-зелёные плоды.

Химический состав [ править | править код ]

Свежие плоды инжира содержат до 24 % (по другим данным, до 75 % [11] ) сахаров (глюкоза, фруктоза), а сушёные — до 37 %. В плодах содержатся органические кислоты, дубильные вещества, белки, жиры, в листьях — кумарины (главные из них — псорален и бергаптен) [11] .

Свежие плоды инжира содержат до 1,3 % белков, 11,2 сахаров, кислот только 0,5 %. В сушёных фигах доля белка увеличивается до 3—6 %, сахара — до 40—50 %, что придаёт им глубокий сладкий вкус и вызывает ощущение сытости (калорийность сушёных плодов — 214 ккал на 100 г). Есть в них и витамины (β-каротин, B1, B3, PP, C), и минеральные вещества (натрий — 18 мг на 100 г, калий — 268, кальций — до 34, магний — до 20, фосфор — до 32). В сушеном инжире калия почти так же много, как и в финиках, по содержанию калия их превосходят только орехи. Незрелые плоды содержат едкий млечный сок, поэтому несъедобны.

Сушёные плоды отличаются высокой калорийностью и содержат 50—77 % сахаров [12] .

Хозяйственное значение и применение [ править | править код ]

Инжир употребляют в свежем, сушёном и консервированном виде. Из свежих плодов варят варенье и джем. В плодах множество очень мелких семян, на вкус плоды приторно- или умеренно-сладкие. Для сушки больше подходит светлый, с золотистой кожицей и белой мякотью, около 5 см в диаметре. Сушат соплодия 3—4 дня под солнцем. Считается, что чем мельче плоды, тем инжир вкуснее. Если в каждом плоде больше 900 семян — это очень хороший, нежный инжир. Если меньше 500 — весьма посредственный. Существует и бессемянный сорт, который не нуждается в опылении с помощью ос-малюток, но его соплодия не столь вкусны и сочны.

Инжир свежий
Пищевая ценность на 100 г продукта
Энергетическая ценность 74 ккал 310 кДжВода79 гБелки0.8 гЖиры0.3 гУглеводы19 г— сахара́16 г— пищевые волокна3 гРетинол (вит. A)7 мкгТиамин (B1)0.06 мгРибофлавин (B2)0.05 мгНиацин (B3)0.4 мгПиридоксин (B6)0.11 мгФолацин (B9)6 мкгАскорбиновая кислота (вит. С)2 мгТокоферол (вит. E)0.11 мгВитамин K4.7 мкгКальций35 мгЖелезо0.4 мгМагний17 мгФосфор14 мгКалий232 мгНатрий1 мгЦинк0.15 мгИсточник: USDA Nutrient database

Урожай инжира в культуре обильный — до 20 тонн на гектар. Инжир неприхотлив: может расти на бедных землях, каменистых осыпях, скалах, каменных стенах. Однако, мощные деревья встречаются в долинах рек, в условиях хорошей водообеспеченности. Плодоносить инжир начинает на второй — третий год, живёт до 30—60, а в некоторых случаях до 300 лет. В некоторых местах для искусственного опыления цветков фигового дерева проводится капрификация.

Инжир сушёный
Пищевая ценность на 100 г продукта
Энергетическая ценность 249 ккал 1041 кДж
Вода30 г
Белки3.3 г
Жиры1 г
— насыщенные0.14 г
— мононенасыщенные0.16 г
— полиненасыщенные0.36 г
Углеводы64 г
— сахара́48 г
— пищевые волокна10 г
Ретинол (вит. A)7 мкг
Тиамин (B1)0.09 мг
Рибофлавин (B2)0.08 мг
Ниацин (B3)0.62 мг
Пиридоксин (B6)0.11 мг
Фолацин (B9)9 мкг
Аскорбиновая кислота (вит. С)1.2 мг
Токоферол (вит. E)0.35 мг
Витамин K15.6 мкг
Кальций162 мг
Железо2 мг
Магний68 мг
Фосфор67 мг
Калий680 мг
Натрий10 мг
Цинк0.55 мг
Источник: USDA Nutrient database

Лекарственное использование [ править | править код ]

В качестве лекарственного сырья используют лист инжира (лат. Folium Ficusi caricae ), который собирают после снятия плодов в сентябре — октябре и высушивают. Из сырья получают препарат «Псоберан», который используется для лечения гнёздной плешивости и витилиго [11] .

С давних пор фиги используют в медицине. Их применяли как средство от кашля, от заболеваний горла, для чего соплодия заваривали кипятком или горячим молоком. Мякоть же плодов обладает хорошим потогонным и жаропонижающим действием. Кроме того, железа в инжире больше, чем в яблоках, поэтому его рекомендовали больным, страдающим железодефицитной анемией. Так как в листьях содержится кумарин (вещество, повышающее чувствительность организма к солнечной радиации), они тоже нашли применение. Инжир обладает большой питательностью, успокаивает жар в теле и утоляет жажду. Инжир полезен при учащенном сердцебиении, бронхиальной астме, кашле, болях в груди, огрублении плевры; употребление его в пищу с миндалём помогает при сильном похудении. Сушёный инжир обладает слабительным действием. Сироп из инжира является тоником для детей: он повышает их аппетит и улучшает пищеварение. Инжирный сироп помогает при мышечном ревматизме, заболеваниях кожи, камнях в почках и мочевом пузыре, увеличении объёма печени и болях (при простудном заболевании женских половых органов).

Плоды инжира входят в состав лекарственного средства «Кафиол» [11] .

Комнатное растение [ править | править код ]

В средних и северных районах России инжир выращивают в комнатах. У него крупные лопастные красивые листья, на зиму опадающие. В комнатной культуре способен давать плоды, которые чаще созревают в конце лета или осенью, иногда весной. Инжир размножают зимними (без листьев) и летними (зелёными) черенками. Зимние черенки срезают с одно-двухлетних побегов и сажают рано весной, до распускания почек, в лёгкую супесчаную землю. Зелёные черенки сажают в конце весны — в начале лета в песок и содержат до укоренения во влажной среде под стаканом или другим стеклянным укрытием. И те и другие черенки в тёплом месте легко укореняются. Укоренившиеся черенки высаживают в горшки.

Летом содержат на светлых подоконниках при обильной поливке, зимой — в прохладном месте при весьма умеренной поливке, лишь бы совсем не пересохла земля. До трёхлетнего возраста ежегодно весной, до начала роста, пересаживают в дерново-перегнойную землю. Взрослые растения пересаживают через два-три года в широкую посуду, в более тяжёлую землю.

Смоковница – плодовое дерево, больше известное нам под названием инжир. Родина смоковницы – Малая Азия и Средиземноморье. Дерево достигает 11 метров в высоту, хотя на каменистых почвах оно часто растет в виде кустарника. Согласно Библии, после грехопадения Адам и Ева сделали себе одежду именно из листьев смоковницы (книга Бытия, глава 3, стих 7). В символике Ветхого Завета смоковница – образ мира и Божественного благорасположения.

Чтобы понять какое-либо место в Библии, надо знать контекст. Говорится ли где-то еще о смоковницах? Да, такие места есть. Примерно за полгода до того Христос рассказывал такую притчу: “Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: “вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?” Но он сказал ему в ответ: “господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее” (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 6-9).

В Своей проповеди Иисус часто использовал притчи, особенно если обращался к простому народу. Как можно было иначе открыть людям величайшие тайны духовного мира, не опираясь на понятные каждому бытовые реалии? К тому же эти реалии зачастую служили для иудеев религиозными символами. Виноградник и смоковница понимались не только как сельскохозяйственные культуры. В Ветхом Завете Израиль называется “виноградником Господа” и “смоковницей”. Также это дерево символизировало мир и Божие благословение израильскому народу. Большинство толкователей Евангелия полагают, что в этой притче подразумевается своеобразный диалог между Лицами Пресвятой Троицы – Богом Отцом (хозяин виноградника) и воплотившимся Сыном Божиим (виноградарь) о судьбе ветхозаветного Израиля, представленного в образе смоковницы. Три года смоковница (Израиль) не может принести плода. Почему именно три года? Именно столько времени проповедовал Иисус израильтянам, прежде чем рассказал эту притчу.

Какой же плод должна была принести “смоковница”? Стержень Ветхого Завета – подготовка людей к встрече с Мессией, Который избавил бы Израиль от греха. Однако ко времени проповеди Иисуса это избавление часто понималось очень упрощенно. Не как избавление от власти греха, а как достижение политической независимости от Римской империи, то есть избавление от власти язычников. Поэтому большинство религиозных лидеров Иудеи не узнали и не приняли Того, Кого так долго ждали и они сами, и их отцы и деды… Покаянное обращение к Богу и вера в спасение через Богочеловека, Иисуса Христа – вот плод, которого ждал Господь от иудеев. И в первую очередь – от их вождей и учителей.

Итак, Иисус просит Отца немного повременить и не срубать бесплодное растение. После этого служение Христа продолжалось еще полгода, и все это время Он, как и раньше, “удобрял”, “окапывал” и “возделывал” окаменевшие человеческие сердца – не принесут ли плод? И вот на пороге крестных страданий, видя упорное неверие вождей Израиля, Христос произносит суд.

Но форма суда была опять же образной, притчевой, только на сей раз притча прозвучала не в словах, а в действиях. Но в каких? Иисус не жег огнем неуверовавших иудеев, не превращал их в соляные столбы – а иссушив смоковницу, продемонстрировал им их перспективы, если, конечно, не покаются. Причем сделал это так, что действие проклятия стало очевидным фактом, а не только строгим словом. Это предупреждение стало реальностью только сорок лет спустя, в 70-м году. Император Веспасиан тогда утопил в крови восстание иудеев, почти полностью разрушил Иерусалим, Иерусалимский Храм и уничтожил даже номинальную государственность иудеев. Поэтому и предупреждение Христа было столь сильным не из-за раздражения и гнева, а потому что Господь очень хотел предотвратить надвигающуюся трагедию.

Проклятие бесплодной смоковницы – это притча в действии. Так уже бывало в истории Израиля, древнееврейские пророки использовали такую форму проповеди. Иеремия перед лицом народа возлагал себе на шею узы и ярмо и посылал такие же узы к царям других народов – в знак того, что все они будут служить Вавилонскому царю Навуходоносору (книга пророка Иеремии, глава 27). Иезекиль ставил перед собой кирпич, который символизировал Иерусалим, и вел против него осаду, тем самым показывая иудеям, что город будет осажден Вавилонским царем. Он же, по слову Господа, прилюдно снаряжался в путь, делал в стене отверстие и выносил через него свои пожитки, изображая этим, что после взятия Иерусалима Навуходоносором народ Божий ждет переселение в плен (книга пророка Иезекииля, главы 4 и 12).

Но все равно кое-что остается в притче непонятным. Почему Иисус вообще подошел к дереву, если время плодоношения еще не наступило? Дело в том, что смоковница (нам привычнее название инжир) обладает характерной особенностью. Плоды на ней появляются раньше листьев, и потом уже дозревают. Тогда, весной, остальные деревья стояли еще обнаженными, а смоковница была покрыта листвой. Логично было бы ожидать и плодов, но…

Толкователи Евангелия сравнивают эту бесплодную смоковницу с современным Христу Израилем. Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих смоковниц, было покрыто листьями. Так и среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков – то есть знали, какой плод ждет от них Господь. И если для остальных народов время плодоношения еще не пришло, еще не разнеслась по всему миру весть о спасении через Богочеловека Иисуса Христа, то уж Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию.

Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов – она попросту вводила в заблуждение, обманывала путника своей красотой, но была абсолютно бесполезна, потому что не могла утолить голод. Так и Христос “пришел к своим и свои Его не приняли” (Евангелие от Иоанна, глава 1, стих 11). В Иерусалимском Храме продолжали совершаться красивые и пышные богослужения, потоками текла кровь жертвенных животных. Но после пришествия на землю Богочеловека, после Его крестной жертвы эти ритуалы стали абсолютно бесполезны для жаждущих утолить голод богооставленности. Действительно, если Иисус – это Бог, то уже не нужны никакие жертвенные бараны.

В историческом плане проклятие смоковницы – это символ отвержения Христом тех религиозных вождей Иудеи, что отвергли Его. Но Священное Писание – это не архив чудес и высоконравственных проповедей, не музей проклятий и благословений. Все, что делал евангельский Христос, Он продолжает делать и поныне – любить тех, кого не любит никто, прощать тех, от кого отвернулись все, исцелять от душевных и телесных недугов людей, про которых говорят, что они обречены… Но, как и две тысячи лет назад, порой Он встречает на Своем пути бесплодные смоковницы. Только теперь они покрыты листьями не ветхозаветных, а уже новозаветных заповедей. Заповедей, усвоенных формально, не изменивших человеческое сердце… Поэтому евангельский рассказ о проклятии Христом бесплодной смоковницы служит внеисторическим и вневременным напоминанием всем поколениям христиан, что на месте бесплодного растения может оказаться любой человек.

Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет;

И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

Смоковница. Толкование Блж. Феофилакта Болгарского

Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, – и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь» (см. Мф. 25:41). Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача.

Смоковница

Смоковница – дерево, дающее плоды, которые мы все хорошо знаем: это – инжир. Как мы знаем из Библии, смоковницы росли еще в древние времена. Инжир родом из Малой Азии и Средиземноморья.

Значение смоковницы в Библии

Встречаясь в Ветхом и Новом Завете, смоковница несла, скорее, положительное значение, хотя именно листьями смоковницы прикрывались Адам и Ева после грехопадения. И все же выражение “жить под виноградником и смоковницей” означало иметь мир и достаток (см.: 3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31; Мих. 4: 4; Зах. 3: 10). Целительные свойства смоковницы восхвалялись, а для учителей Израиля дерево было символом мудрости.

Итак, смоковница являла собой образ:

  • Мудрости;
  • Исцеления;
  • Благополучия;
  • Достатка;
  • Божьего благословения.

Для Господа его смоковницей и садом, который он возделывал, был народ Израиля.

В Новом Завете мы читаем о смоковнице в период, предшествующий казни Христа на Голгофе. Последние дни своей земной жизни Иисус проводит с учениками в Иерсуалиме. Иисус ночует на Елеонской горе. Мы узнаем, что происходит в одно утро, когда Иисус возвращается из пригорода:

«По утру же, возвращаясь в город, взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Евангелие от Матфея, глава 21, стихи 18-19)

Неужели Иисус проклял дерево лишь за то, что на нем не нашлось плодов? Суть этой истории гораздо глубже. Многих возмущает тот факт, что Христос погубил дерево. Разве Господь не жизнеподатель? Как же Он может уничтожать живое дерево?

Почему Иисус проклял смоковницу

Иисус подошел к дереву в поиске плодов, несмотря на то, что по сезону они еще не созрели, не знать об этом Он не мог. В Библии прежде мы встречали упоминание о смоковнице. Именно из листьев этого дерева сотворили себе одежду Адам и Ева, вкусив с дерева познания. В Ветхом Завете смоковница считалось символом расположения Бога и образом мира.

В Новом Завете упоминание о смоковнице тоже встречается еще до проклятия:

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу; и пришел искать плода на ней, и не нашел. И сказал виноградарю: «вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Евангелие от Луки, глава 13, стихи 6-9).

Иисус часто говорил притчами, в этой в образе смоковницы предстает Израиль. Иисус три года проповедовал там, смоковницу “возделывал” Господь, но она не давала “плода”. Народ Божий оказался не готов ко встрече с Мессией. Люди ждали Бога величественным, грозным, Иисус, вошедший в Иерусалим на ослике не отвечал мирским представлениям о Спасителе. В притче о смоковнице Иисус просит Бога Отца не срубать дерево, дать людям шанс, он продолжает “возделывать” смоковницу, но предчувствуя свою скорую смерть на кресте и страдания, выносит смоковнице приговор позднее.

Проклятие смоковницы было предупреждением. Иисус не причинял людям вреда, но дал знать, что ждет тех, кто сделает неправильный выбор. Даже в этой притче Бог пытается защитить и предостеречь людей, которые будут к Спасителю совсем не так милосердны…

Почему же все-таки Иисус подходит к дереву еще до того, как на нем должны появиться плоды? Дело в том, что инжир дает плоды прежде, чем появятся листья. Потом они долгое время зреют. Иисус же подошел к дереву, покрытому листьями, несмотря на “не сезон” там могли бы найтись и плоды. Израиль был единственным местом, где в этот момент находился Мессия, народ Божий отличался от других “смоковниц”, но “плоды” так и не появились. Красота и листья, выросшие на смоковнице, манили путников обманчиво. Так и мнимое благочестие не спасало людей, которые отказались верить Спасителю.

Так смоковница стала символом отвержения Бога, маловерия, мнимого благочестия, ложной красоты. Читая притчу, надо понимать, что не стоит воспринимать все буквально и речь, конечно же, идет не о дереве. Ведь Господь, сотворивший столько чудес, мог заставить смоковницу дать плоды! Но, оставляя людям свободу воли, Иисус просто отходит от смоковницы, не заставляя ее плодоносить силой, но обозначив ее безрадостное будущее.

Инжир. Смаковница. Уход, выращивание, размножение. Декоративно-лиственные. Плодово ягодные. Древнее дерево. Фото. — Ботаничка.ru

Смоковницу называют по-разному – инжир, фиговое дерево, смоква, винная ягода. Ягоды смоковницы – инжир содержат много витаминов и сахара. С одной смоковницы можно собрать до 100 кг ягод. Смоковница относится к семейству фикусовых. Это дерево имеет мощный ствол, блестящие жёсткие листья и крону, которая даёт тень и прохладу. Соцветия смоковницы называют сикопии, это грушевидной формы или круглая ягода, полая внутри. Крохотные невзрачные цветки смоковницы находятся внутри ягод, увидеть их можно, если разломить соцветие.

Фиговое дерево, инжир, смоковница (Figs)

© Hedwig Storch

Смоковница очень древнее дерево. Её плоды собирали первобытные люди в эпоху палеолита. Смоковница является единственным деревом, о котором упоминается в ветхозаветном рассказе об Адаме и Еве. “Они сшили смоковные листья и сделали себе опоясания” – так выглядела одежда первых людей. Древние финикийцы поклонялись средиземноморской смоковнице как божеству. У смоковницы происходило общение с Богом, это было местом молитвы. Набожные иудеи также читали молитвы на каждый день под смоковницей. В жизни древних иудеев смоковница имела огромное значение, в Священном Писании она провозглашена как символ иудейского народа. А засохшую Смоковницу считали предвестием Божьего гнева, который обрушится на нечестивый народ.

Фиговое дерево, инжир, смоковница (Figs)

© H. Zell

В древней Италии смоковница была культом плодородия. Плоды смоковницы играли огромную роль в жизни жителей Италии, начало осени называли “prima figa” (“первая фига”). Венки из фиговых листьев служили украшением участников римских праздников сбора урожаев. Смоковницы считались священными деревьями и они росли перед храмами. Мифические представления о смоковнице у римлян и греков очень похожи. Смоковницу завезли в Италию из Греции. В античном мире Греция была главным производителем смокв. И сегодня археологи находят остатки сушёных фиг. 44 сорта фиг, выведенных в Элладе, считались лучшими в Средиземноморье и приносили большой доход греческим государствам. Из древесины фиговых деревьев вырезали древнейшие статуи победителей Олимпийских игр. В Спарте почитали Диониса Смоквенного, его изображения, вырезанные из фигового дерева, хранились на острове Наксос. В легенде говорится, что искусство выращивания смокв было передано богиней плодородия Деметрой элевсийскому царю Фиталу.

Фиговое дерево, инжир, смоковница (Figs)

© Kurt Stueber

С древних времён выращивали фиговые деревья и в Египте. Египтяне считали сикимору (смокву) священным деревом, воплощением богини неба Нут. В Индии тоже почитали смоковницу. На керамике, печатях и оттисках можно увидеть изображение индийской смоковницы — пипалы — прообраза Небесного Древа, стоящего на платформе с богиней в развилке в окружении мифических персонажей и жрецов. Из древесины смоковницы делали палочки для возжигания священного огня и сосуды для богослужений. В Индии и по сей день существует культ священной смоковницы. В Индии смоковницу считают престолом бога Вишну, который в образе юноши сидит на её ветвях. В античный период считали, что первым культурным плодом, который достался человечеству, была смоковница, она первой повела человечество к лучшей жизни. С древнейших времён люди ценят и любят это дерево за питательные и вкусовые качества его плодов.

Как цветет смоковница?: malamant — LiveJournal


«КАЖДЫЙ (…) ПОД СМОКОВНИЦЕЙ СВОЕЙ»

Ficus sycomorus / Фикус Сикомора / Ослиный инжир / Сикомор / Сикомора /
Египетская смоковница / Библейская смоковница / שיקמה
B синодальном переводе сикомор заменён на смоковницу (Лк. 19:4).

Семейство: Тутовые (Moraceae). Согласно научной классификации, сикомор — дерево из рода Фикусов.


(Сикомор в ботаническом саду Эйн-Геди)

Родина cикомора – Египет, позднее его стали выращивать на Ближнем Востоке: сначала в Шефеле (на низкой местности, — «шефела» с ивр. — «низменность», «долина»), затем — в Нижней Галилее и в окрестностях Иерихона.
Огромное вечнозеленое дерево (достигает 10-25 м., а в тропической Африке взрослый экземпляр может достичь 45 м), с мощной раскидистой кроной.

Название sycomorus состоит из двух слов: syco – сиконии (орган фикуса, во внутренней полости которого располагаются цветки и впоследствии созревают плоды), morus — семейство mогасеае. Иногда в синодальном переводе сикомор заменён на смоковницу (Лк. 19:4).


Плоды большие (25-50 мм в диаметре), растут большими пучками на основном стволе и на ветвях. При созревании плоды краснеют.

Как обычно для рода Ficus, размножение сикоморы связано с наличием в среде ос-опылителей, для которых соцветия сикоморы (они же фиги, ботанический термин для названий соцветия – сиконий) являются местом развития.

Осы-опылители (Ceratosolen arabicus) выводятся непосредственно в сиконии. Далее осы действуют вполне «осмысленно»: «Самцы ос срезают пыльники, а самки при помощи специальных щеточек на ножках счищают пыльцу в специальный кармашек на теле» (Жизнь растений в 6-ти томах). Бластофага (так еще называют эту осу) залезает внутрь, чтобы отложить яйца, и одновременно — поскольку она посещает и фиги и каприфиги — переносит пыльцу с мужских соцветий на женские. Из яиц ос вылупляются личинки, они питаются сладкой сочной мякотью фиг и впоследствии превращаются во взрослых насекомых. Любопытный, хотя и печальный факт: самцы никогда не вылезают из соцветий на белый свет. Внутри фиги они встречают самок, внутри же вершится короткая осиная свадьба, а затем самцы умирают. При передвижении в тесном проходе у самок обламываются крылья, которые закупоривают отверстия. Наружу выбираются лишь самки, чтобы отложить яйца в другой фиге. Когда фиговые деревья попали из Египта на Святую землю, бластофаги «отстали» в пути, и над каждым плодом трудились, прокалывая их, специально поставленные люди.

В частности, к сикоморам имел прямое отношение пророк Амос (Ам. 7:14). «Пастух, который надрезывал сикоморы» (с ивр.). Но в переводах с иврита «болес («прокалывал, надрезал») шикмим» истолковано как «собирал сикоморы». С сикоморами связаны многие истории из ТАНАХа. Известно также из внетанахической, в том числе, древнеегипетской, литературы, что плоды сикоморы надрезали (прокалывали), чтобы ускорить созревание. Прокалывали плоды для того, чтобы изменить внутри них соотношение углекислого газа и кислорода, что вызывало их ускоренное созревание. Сколько там на дереве этих плодов, и каждый — каждый! — надо проколоть, не срывая и не повреждая. Представляете, какова специализация?!

Основная ценность сикоморы – в быстрорастущем прямом стволе, пригодном для любых строительных работ.

В Древнем Египте из стойкой и крепкой древесины сикомора изготавливали саркофаги для мумий, и эта древесина выдержала испытание тысячелетиями. Для древних египтян сикомор — священное Дерево Жизни, посвященное богине Исиде, Хатхор. Жрицы Сикомора служили при алтаре Исиды или в храмах других богинь, являлись вдохновительницами гармонии и порядка. Различные области Древнего Египта даже назывались именем этого священного дерева. Значение этого плода, как пищевого продукта видно из Пс. 77:47, где уничтожение этих деревьев в Египте приводится, как тяжкое Божье наказание.
Прочная и легкая древесина этого дерева употреблялась на постройки. Луб идет на веревки, грубую ткань, бумагу, кора и млечный латекс используются в медицине против стригущего лишая.

Как цветет смоковница?

Мы никогда не видим цветков у фиговых деревьев, к которым относится смоковница (сикомора): они сокрыты внутри мясистых соцветий — каприфиг (мужских) и фиг (женских).
И вообще, сиконий является соплодием, а не плодом, и образуется из соцветия. Цветки развиваются внутри плода (они же фиги, ботанический термин для названий соцветия – сиконий) и опыляются особым видом ос (осы-опылители, Ceratosolen arabicus), способных проникнуть внутрь плода, где они и размножаются.

Смоковницы, не подверженные опылению, размножаются с помощью черенков.

Ствол сикоморы дикорастущей покрыт шершавой охристо-желтой корой:


Эти «дикари» были завезены для культивирования из Кении. Предполагалось: раз они не могут опыляться, сиконии станут опадать несозревшими, и поэтому уменьшится количество мусора. Расчет не оправдал себя. Плоды у дичка оказались подвержены поражению насекомыми-вредителями. Самки этих насекомых с помощью яйцеклада удлиненной формы проникают в любую завязь. Такие «плоды» теряют цвет и привлекательный вид, становятся несъедобными, они гораздо крупнее обычных, поэтому засоряют территорию ничуть не меньше.

Культурный сикомор имеет гладкую кору серого цвета:

Что особенно важно, культурный сикомор имеет своеобразный иммунитет к насекомому-вредителю. У большинства сортовых фиг вход в плод остается сомкнутым. Таким образом, культурному сикомору насекомые вреда не наносят.


Листья овальные или близкие к ним, цельные или трехлопастные, длиной до 18-20 см.

Корни деревьев нередко распростираются на поверхности земли:


Среди корней накапливаются опавшие плоды. Источники сообщают, что в Южной Африке крокодилы находят убежище под корнями сикомора. Наверное, страшно отдыхать в тени деревьев вместе с крокодилами. В Израиле такой опасности нет. Напротив, между корнями «пасутся» очень милые птицы.

Когда «плоды» опадают, деревья напоминают Лешего:


Впрочем, у каждого — свои ассоциации, но всегда интересно их сравнивать. Что вам напоминают такие космы?


Иерихон. В тени именно этого дерева, по библейскому преданию, проповедовал Иисус.


Смоковнице, главной достопримечательности Российского Музейно-паркового комплекса, расположенного в Иерихоне, 2000 лет.


Древнюю сикомору, или смоковницу, называют еще деревом Закхея: считается, что именно на ветви этого дерева влез сборщик податей по имени Закхей, высматривая Иисуса Христа. Под библейской смоковницей – мозаичный сюжет о Закхее


Дочернему дереву смоковницы библейской – 500 лет.


Любопытно, что Греческая церковь святого Елисея, расположенная напротив Российского Музейно-паркового комплекса, оспаривает право на «ту самую смоковницу Закхея», представляя свое дерево – останки древней реликтовой сикоморы.

Парк смоковниц в Нетании


Этот парк разбит ради одного дерева, но с какой историей!


Ствол сикоморы а обхвате составляет восемь метров, её возраст от 600 до 1500 лет. Дерево до сих пор плодоносит.


Это — одна и та же ветвь (с подпоркой посредине), длиною около 10 метров… Поместилась на двух снимках

Сикомора в Нeтании пережила арабские завоевания, крестовые походы, нашествие турков, вояжи наполеоновской армии, английский корпус… Согласно легенде, в тени этой сикоморы была похоронена мать грозного полководца Халида ибн аль-Валида, ближайшего сподвижника пророка Мухаммеда, который за свои походы получил прозвище Сайфу-ллах («Меч Аллаха»). Предания рассказывают, что страх перед именем аль-Валида с VII века (!!!) оберегал дерево от участи, которая постигла все деревья в округе. Оно не было пущено на строительство дома, или на дрова. Даже турки, которые строили железную дорогу, вырубили все, но не тронули дерева Аль-Валида.
Согласно документам, датированных XIX веком, в тени этого дерева отдыхали солдаты Наполеона во время похода на Акко. 


Известна гравюра XIX века, на которой запечатлено именно это дерево. Изображение гравюры повторено на плитке у основания смоковницы.


Древнееврейский термин שׁקְמָה (шикмА) в Библии всегда представлен множественным числом שִׁקְמִים (шикмИм). В Библии сикомора впервые упоминается как египетское хозяйственное дерево («виноград их побил градом и сикоморы их – льдом», Пс.77:47), и лишь с наступлением эпохи царя Соломона упоминание о сикоморе как обычном палестинском дереве становится регулярным. Не желая тратить средства на строительную древесину, доставляемую из-за рубежа, царь Соломон занялся посадками сикоморы на подходящих территориях собственного царства (3Цар.10:27, 2Пар.1:15).
Помимо хозяйственного значения, посадки имели и значение политическое. Так, в рассказе о хозяйстве царства Соломона есть интересное упоминание о сикоморах: «над маслинами и смоковницами в долине (властвовал) Баал-Ханан Гедеритянин», (1Пар.27:28). Оборот בַּשְּׁפֵלָה переведен «в долине», однако под долиной здесь подразумевается Шефела, территория между собственно горами, где обитали иудеи, и побережьем Средиземного моря, где жили филистимляне. Полного контроля над прибрежной Шефелой добиться не мог даже Соломон. Однако, насадив на границе с филистимлянами посадки из маслины и сикоморы, Соломон недвусмысленно дал понять: территория занята навсегда.


В Израиле издавна культивировали две разновидности сикоморы: в центральной части и на севере страны – балами, а на юге, исконной земле филистимлян – рази. Фиги рази снабжены длинными пятисантиметровыми ножками, позволяющими легко их срывать, у балами длина ножек не превышает двух сантиметров. Плоды у рази обладают худшими вкусовыми качествами, чем у балами, но они вдвое крупнее, имеют более привлекательный вид, хорошо переносят транспортировку. В конце XIX – начале XX века плоды сикомора в странах Ближнего Востока были вытеснены более вкусными и удобными для сбора культурами – бананами, цитрусовыми. Деревья сикоморы теперь используются как декоративное украшение парков и садов.


Рази представляет собой дерево-символ, изображение которого присутствует на гербе города Холон

Вкусно? Вкусно!

Сегодня плоды сикомора пользуются спросом у птиц:

Сикомор c древности культивировался ради съедобных плодов, напоминающих винную ягоду, фигу (инжир). Издавна про плоды говорили: «Фиги для бедных», — они имели большое значение, как важный пищевой продукт бедняков. Варенье по вкусу напоминает вишневое. Поверхность свежевыжатого сока сразу превращается в желе из-за большого содержания пектина.

Считается, что плоды сикомора не только вкусны, но и полезны с оздоровительной точки зрения. Иордания и Кипр культивируют сикомор именно ради плодов. Сикоморовые фиги богаты витаминами и минеральными веществами. Среди них – витамины В1, В2, В6, В-каротин, РР и С; калий, натрий, магний, фосфор, железо. По количеству калия плоды занимают второе место после орехов. Содержание жирных кислот ОМЕГА-3 и ОМЕГА-6 делает их незаменимыми для поддержания нормальной работы сердца, нервной системы и мозга.

This entry was originally posted at https://malamant.dreamwidth.org/156859.html. Please comment there using OpenID.

Смоковница, смоквы — это… Что такое Смоковница, смоквы?


Смоковница, смоквы
(Ис.34:4 , Втор.8:8 , Мат.21:19 , Иоан.1:48 , Отк.6:13 и др.) хорошо известное дерево и плоды, которыми в древности изобиловала Иудея и на которые делаются нередко указания в свящ.Писании. Плоды смоковницы, или смоква в естественном виде походит на грушу. Смоковница распространяет свои ветви в высоту и в ширину и листья оной широки (Быт.3:7 ). В одном из видов смоковницы, по словам естествоиспытателей, они доходят до 4 и 5 футов в длину и до 3 в ширину, потому-то тень смоковницы высоко ценилась на Востоке, и выражение «сидеть под смоковницею» иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар.4:25 , 4Цар.18:31 , Иоан.1:48 ). Одно из особенных свойств смоковничного дерева состоит в том, что плод является на нем без всякого признака цветения и даже прежде листьев. По сему-то смоковницу с листьями, но без плода, в пасхальный период можно было признать за бесплодную смоковницу по времени года (Мат.21:19 ). Цветение смоковницы служило одним из ранних признаков наступающего лета (Песн.2:13 , Мат.24:32 ). Истребление смоковничных деревьев считалось одним из величайших наказаний Божиих (Иер.5:17 , Иер.8:13 , Иоил.1:7 ,12). Смоквы, растущие на означенном дереве в течение десяти месяцев года, разделяются на три вида: а) Ранние смоквы (Песн.2:13 ) обыкновенно созревают в конце июня. Эти ранние смоквы самые красивые на вид и самые приятные для вкуса (Иер.24:2 ). Так пр. Осия употребляет это слово в иносказательном смысле, обозначая древнее благоволение Бога к Израилю. «Как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших», говорит он (Ос.9:10 ). В это время года смоквы легко сваливаются с ветвей дерева, если его потрясти. пр. Наум также говорит по поводу этого следующее относительно Ниневии: «Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть» (Наум.3:12 ).

б) Летние смоквы, которые являются в июне около времени созревания ранних смокв и которые созревают в августе; они долго висят на дереве и их можно хорошо сохранять.

в) Зимние смоквы являются в августе и созревают в конце осени, когда дерево лишилось уже своих листьев. Если зима не сурова, то их обирают даже в послезимнее время и употребляют как лакомство. Смоквы означенного сезона больше чем первые, продолговатые, и обыкновенно бывают темного цвета.

Эти различные виды смокв употребляли в пищу, как скоро они падали с дерева; а равно также сушили в связках. Авигея принесла Давиду 200 связок смокв (1Цар.25:18 ). Смоквы, как уже замечено выше, употреблялись в пищу, но кроме того они также признавались полезными при врачевании различных болезней. пр. Исаия сказал: «возьмите пласт смоквы. И взяли, и приложили к нарыву (царя Езекии), и он выздоровел» (4Цар.20:7 ). Проклятие смоковницы Спасителем (Мар.11:13 ,21) ставило в затруднение некоторых толкователей вследствие того, что в означенной же цитате сказано, что еще не время было собирания смокв. Означенные слова могут иметь такой смысл, что не наступило еще время собирать смоквы и потому естественно было ожидать, что со временем на ней вырастет несколько смокв; но на ней не было вовсе никаких плодов (зрелых и незрелых), хотя она имела листья, которые на смоковницах являются только после самого плода. Листья на дереве показывали, что это был сезон плодов и время года показывало, что время собирания смокв еще не наступило; потому, если бы это дерево могло принести смоквы, то было бы уже время обирать и есть их. Потому-то она и была проклята Господом за свое неплодие. Цель эта несомненно была направлена к тому, чтобы напечатлеть великую нравственную истину в умах учеников.

Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.

  • Смирна
  • Смола горная

Смотреть что такое «Смоковница, смоквы» в других словарях:

  • Смоковница — Смоковница, или инжир (Ficus carica), дерево, принадлежащее к семейству Moraceen, распространено во всех областях Средиземноморья. Родина С. Передняя Азия; в Сирии и Палестине, где С. выращивалась с древнейших времен (Чис 13:24), природные… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • СМОКОВНИЦА — (смоктать?), плодовое дерево Ficus carica; смоква, то же, или | инжир, винная ягода, фига, привозимая к нам в укладках. | Смоква, род варенья без косточек, вяленая ягода, б.ч. вишня и слива. Смоквин плод. Ис. смоковный, ничий, от смоквы.… …   Толковый словарь Даля

  • Смоковница —    инжир. Смоковницы и их плоды, смоквы, часто упоминаются в Священном Писании как в прямом, так и переносном смысле …   Православная энциклопедия

  • Смоква и смоковница — евр. теина. Смоква и смоковница. В Палестине всегда росло много смоковниц (Втор. 8:8). Ее широко раскинувшиеся ветви с крупными листьями и прекрасными питательными плодами сделали ее символом мира и благословения (3 Цар. 4:25; Мих. 4:4; Зах.… …   Словарь библейских имен

  • СИКОФАНТ — (греч., от sykon смоковница, и pbaino доносить). У древних афинян, доносчик, обвинявший кого в вывозе смокв, вопреки запрещению. Отсюда вообще доносчик, злонамеренный обвинитель, клеветник. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Флора древнегреческой мифологии — Изучению растительного кода мифа и связанных с ним систем классификации посвящена большая литература[1]. В нижеследующем перечне систематизированы данные греческой литературы, относящиеся не только к грекам, но и к другим народам. Содержание 1… …   Википедия

  • Сикомор, сикоморовое дерево — (евр. шикма; греч. sykomorea; лат. Ficus sycomorus), дерево из рода фикусов семейства тутовых (Moraceae). Его родина Египет (Пс 77:47), позднее его стали разводить в Палестине: сначала в Шефеле (3Цар 10:27; в Синод. пер. на низких местах , т.к.… …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Иак.3:12 — Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также [и] один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду. Лук.6:44 …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Отк.6:13 — И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Откровение Иоанна Богослова 6:13 — И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

это дерево познания добра и зла

Смоковница — это уникальное растение, пришедшее к нам из далекой древности. Оно известно еще как инжир или фиговое дерево. Родиной ее были жаркие страны Азии. Сегодня насчитывают более 400 сортов дерева, плоды которого обладают не только приятным сладким вкусом, но и множеством полезных и лечебных свойств. Выращивают инжир на территории Армении, Грузии, Азербайджана, Турции, Греции и других стран с субтропическим климатом.

Смоковница (фото этого чудесного дерева мы можете видеть в статье) не только приносит полезные и вкусные плоды, но и является прекрасным украшением любого сада.

Самое древнее растение, известное человеку

смоковница дерево Это одно из самых древних растений, известных человеку. Его возраст превышает 5 тысячелетий. Смоковница неоднократно упоминается в Библии. Исследователи предполагают, что плод смоковницы и был тем самым запретным плодом познания добра и зла, который попробовали прародители всего человечества Адам и Ева. Позже именно ее листья послужили одеждой им, когда они были изгнаны из райского сада.

Знали о полезных свойствах смоковницы в Древней Греции, Египте, на Аравийском полуострове.

В Индии ее многие столетия считают священным растением.

Древние римляне верили, что людям этот плод людям подарил бог вина Вакх, поэтому они назвали его винной ягодой».

По преданию Будда постигал все тайны смысла жизни человека именно под этим деревом. Для буддистов деревом озарения с тех пор считается смоковница. Фото ее плодов можно увидеть ниже.

смоковница это

Греки использовали плоды инжира при лечении различных заболеваний: лихорадки, малярии, язв, опухолей, проказы и других опасных инфекций. Инжир стал незаменимым средством при изготовлении многих косметических средств. Благодаря антиоксидантным свойствам и наличию многих витаминов он считается великолепным омолаживающим средством. Позже, когда медицина смогла более тщательно разобраться во всех лечебных свойствах инжира, было установлено, что он прекрасно справляется с тромбами и склеротическими бляшками кровеносных сосудов.

Как растет смоковница?

Дерево, высота которого достигает иногда 15 метров, обладает развесистой кроной. Диаметр ствола – около 1 метра. Живут деревья смоковницы более двухсот лет. Плод смоковницы представляет собой небольшое соплодие. Созревая, он приобретает темный коричнево-фиолетовый цвет. Внутри плода заключены маленькие семена, по форме напоминающие орешки. Они плотно примыкают друг к другу и образуют сочную сладкую мякоть.

Урожай инжира собирают два раза в году – в начале лета и осенью. Долго хранить его не рекомендуют. Особенно быстро он может испортиться при транспортировке.

смоковница фото

Перед тем как отправить плоды на продажу, их хорошо моют, обрабатывают и фасуют. Едят инжир в свежем, сушеном и консервированном виде, причем сушеный инжир не менее полезен чем свежий. Известно, что свежий инжир нужно съесть в течение нескольких часов после того, как он был сорван, иначе он быстро испортится и забродит.

Часто инжир используют как приправу к мясу. Из свежих плодов делают сладкое вино, варят варенье и джем, используют при изготовлении других кондитерских изделий.

Полезные свойства

Смоковница — это прекрасный источник эфирных масел, которые способствуют насыщению крови кислородом и контролируют кровяное давление. Большое количество триптофана нормализует функционирование головного мозга человека, поэтому людям творческих и мыслительных профессией очень полезно употреблять инжир хотя бы один раз в день. Помимо витаминов группы А, В и С здесь присутствуют необходимые человеку соли калия, магния, кальция, другие минералы и органические жирные кислоты, каротин, пектин, белки и практически все разновидности сахара.

Худеем эффективно и полезно

Регулярное употребление в пищу инжира способствует снижению и стабилизации веса, так как в нем содержится большое количество клетчатки и волокон. Благодаря им происходит очищение организма от шлаков и токсинов. Несмотря на низкую калорийность свежих плодов, они быстро насыщают организм человека, надолго снижая чувство голода. В 100 граммах свежего инжира содержится всего 49 ккал, но с сушеным фруктом нужно быть осторожным, так как его калорийность увеличивается почти в семь раз.

плод смоковницы

Полезен инжир будущим мамам. Благодаря большому количеству полезных веществ, содержащихся в фрукте, малыш развивается правильно. Большое количество железа является отличной профилактикой анемии. Пектин и клетчатка помогают справляться с метеоризмом и запорами. Известно также, что инжир повышает лактацию и является прекрасным средством для профилактики появления мастита.

Смоковница — это лекарство и от мужских болезней тоже. Настойка из инжира помогает усилить мужскую силу во много раз, эффективно вылечить простатит. Достаточно всего лишь залить стаканом кипятка пять фруктов и дать настояться. Настойку нужно пить два раза в день.

Противопоказания и предостережения

При всем огромном количестве достоинств смоковницы существуют все же и некоторые недостатки. С осторожностью нужно относится к ее плодам людям, страдающим мочекаменной болезнью, так как в них содержится слишком большое количество щавелевой кислоты. Нельзя есть много инжира при сахарном диабете и подагре. Свежий инжир совсем противопоказан людям с воспалительными заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

В заключении стоит сказать, что не зря люди поклонялись этому уникальному растению. Смоковница — это поистине дар богов, призванный служить человеку во все времена.

СМОКОВНИЦА — древо Жизни — Мой путь к Богу — LiveJournal

«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знайте, что близко лето» (Матф 24:32)

Упоминание смоковницы в Библии достаточно частое и в связи с этим возникает вопрос о причине столь популярности этого дерева, а также вопрос о символизме который скрывается в ней.
Смоковница выращивалась с древнейших времен в Сирии и в Палестине, а также Передней Азии. Это дерево стало легендарным не только в христианстве, но также и в буддизме, и других мистериальных  школах.
Буддисты считают, что смоковница  или фиговое дерево является священным деревом бодхи или Бо, в сени которого получил «просветление» Будда. Фиговое дерево как «Священная смоковница» (греч. hiera syke) упоминается также в связи с Элевсинскими  мистериями. В мусульманской же традиции священным считается только плод фигового дерева.
Это все наводит на мысль о том, что святость смоковницы была обусловлена рядом ее характеристик.
В Палестине дерево Смоковницы плодоносит три раза в год. Первый урожай на прошлогодних посадках созревает весной. Плоды появляются на месте образования новых веток. Эти небольшие ранние плоды называют «ранними смоквами», которые символизируют конец зимы. «Ранние смоквы» появляются в период, когда нет других плодов, и если дерево не дает весенний урожай, то его считают бесплодным.
Сам факт, буквальной истории, заложенной в духовные тексты Библии или какой-либо другого Писания, говорит о творческой мистерии, символом которой он является.
Поэтому рассматривая  полезность и истинность природы самого дерева, мы можем заметить, что ранний урожай смоквы, очень созвучен с ранним «урожаем»  в сознании человека, который отображен схематично в науке о Космических Часах. Так Весна символизируют разум, стихию ума, новое рождение, огни воскресения, приходящие с Овном. И если в этот период не пробудился Разум человека, то год будет бесплодным в духовном смысле.  
Поэтому Иисус «увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей; да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Матф 21:18-19)
Иисус знал, что плоды на этом  дереве бывают с ранней весны (апрель) до осени (сентябрь). Кроме того, плоды появляются раньше листьев. Первый урожай плодов  вызревает на месте ранних смокв в начале лета. Эти плоды сочны и вкусны, но не могут долго храниться. Из почек распустившихся ранней весной к началу лета вырастают молодые побеги, которые к осени приносят урожай «поздних смокв». «Поздние смоквы» самые вкусные и долго хранятся и поэтому их заготавливают впрок.
Иисус, подойдя к смоковнице видел ее одетую в листья, что говорило о сезоне плодов, которых не было на этом дереве.
Так же и  «сам человек не любящий свой потенциал бытия в Боге,  не принесёт плод Бого-сознания. Поэтому Иисус проклял бесплодную смоковницу, а Иоанн Креститель положил секиру при корне худого плода, говоря: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (6).
Примечательно, что смоковница принадлежит к семи растениям и продуктам, которые символизируют богатство земли обетованной.
«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней и не нашел; и сказал виноградарю: вот, и в третий год, прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! Оставь ее на этот год, пока я окопаю ее и не обложу навозом, — не принесет ли плода; если нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13:6—9).
Частое упоминание смоковницы с виноградником, связано с тем, что смоковница часто служила опорой для виноградной лозы, но также и потому что Господь сравнивает свой народ с виноградной лозой. Сок из винограда символизирует духовную субстанцию, а смоковница в этом случае символизирует разум, который является опорой для духа. Период обновления клеток мозга три года, посему в притче и говорится о трех годах, как о периоде, когда определяется способность к духовному преображению. Эту притчу можно понимать также как  то, что народ Израиля не выполнил своего назначения, но им был дан еще один шанс и этим шансом является Иисус Христос.
В одной из диктовок Иисус говорит, что  у тех, кто не используют этот шанс и не облачаться «в Мантию Праведности»,  древо засохнет.
«И тогда, узрите, как и в те далёкие времена, когда я проклял смоковницу, не приносящую плода, я сделаю это и сегодня, приходя к вам с Духом пророчества и заявляя: Вот! Никто из тех, кто сознательно отверг Царствие Божие, не вкусит более от Плода с Древа! Пока не раскаются они и не исправят содеянное ими, признав всю Мощь Божественного Совершенства, воскликнув к Богу: о Господь! Будь милостив ко мне!» (4)
В более широком понимании символизма, Э.К.Профет проводит аналогию смоковницы с Каузальным телом. Она говорит:
«Смоковница – это Великое Каузальное Тело со всеми плодами, которые вы претворили в жизнь во всех прошлых воплощениях. Виноградная лоза – это Святое Я Христа, или Высшее Я.
В каждой жизни вам даётся определённая порция, доля энергии. Она спускается по кристальной струне. Это кристально-чистая река воды Жизни, которую Иоанн узрел в Откровении. И каждый день вы берете порцию этой энергии и используете её созидательно, а иногда разрушительно. Но это не все, что у вас есть, потому что автоматически эта часть энергии направляется в подсознательное, в бессознательное и укрепляет негативные матрицы и образы, которые вам достались от тех личностей.(7)
В этом мы видим, что дерево рассматривается как символ микрокосма, то есть человека. «Согласно эзотерической доктрине, человек сначала существует потенциально в теле дерева-мира, а позднее на этих ветвях распространяется его объективная манифестация»(8).
Смоковница символично представлена как дерево жизни. «А равновесие  самой  Жизни  достигается  через  Закон  Соответствия, вами, чела, сидящими  прямо  под  вашей  виноградной  лозой  и  смоковницей  могущественного  Я  ЕСМЬ  Присутствия   с  собственным заступником и посредником  разумом  Христа». (3)  
Из выше сказанного понятно, что Будда получил свое просветление, сидя под деревом своего Я ЕСМЬ Присутствия, то есть установив связь с Богом Я ЕСМЬ он находился в санострое с Ним.
Таким образом, смоковница, как древо жизни представляет духовную точку баланса – тайну бессмертия. А древо познания добра и зла, представляет несбалансированность – тайну смертности. Так как «несбалансированные силы пропадают в пустоте».
В Библии говорится о том, что Адам и Ева, вкусившие запретный плод, от древа познания добра и зла, прикрыли свою наготу листьями смоковницы. Эти листья служат признаком смертности, ибо они вянут, но в то же время листья символизируют опыт жизни, который будет приобретаться из воплощения в воплощение. Адам и Ева символизируют нас с вами живущих на земле, которые утратили свое бессмертие, но которые могут вернуть его.
Для этого «вы должны утверждать всемогущество Бога, высвобождать свет и энергию, устанавливать силовое поле и границы закона вашего существа и жить по этому закону, согласно повелению собственной совести, и «сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею», ответственные только перед своим Богом и своим Христом (5).
Так  «идите, облаченные в столб света, пребывая в мире под своею виноградною лозою и смоковницею. И пусть просветление пребудет с вами все дни вашей жизни»(2).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *