HomeЗимаКого зимой может накормить ель – чем подкармливать голубую ель? Чем подкормить весной для роста? Как удобрять в домашних условиях ель обыкновенную, чтобы она быстрее росла?

Кого зимой может накормить ель – чем подкармливать голубую ель? Чем подкормить весной для роста? Как удобрять в домашних условиях ель обыкновенную, чтобы она быстрее росла?

Содержание

Кого зимой может накормить ель — Сайт про огород

 

 

Следы животных, связанные с питанием семенами, плодами и ягодами и с поисками пищи в почве

Питательную ценность для животных представляют семена ели и сосны, орехи лещины, кедровые орешки, маньчжурские и грецкие орехи, ягоды. Способы использования их разными зверями и птицами неодинаковы.

Под елями часто можно найти шишки, обработанные белками. Сорвав шишку, белка поворачивает ее вокруг оси, обгрызая чешуйки и выбирая из-под них семена. Зверек начинает отделять чешуйки всегда с толстого конца шишки, от черешка. Это и понятно, ибо основания чешуек у вершинной части шишки или возле ее середины прикрыты свободными частями других чешуек.

Обработанная белкой шишка представляет собой шероховатый стержень толщиной около 1 —1,5 см и с некоторым количеством неотделенных чешуек на вершине (рис. 103, а, б). Будучи чем-то напуганной, белка бросает шишку. При этом на большей или на меньшей концевой части остаются неотделенные чешуйки, под которыми покоятся семена. Можно приблизительно определить место, где белка питалась Если чешуйки рассеяны под елью на большой площади, то можно заключить, что зверек обгрызал шишку более или менее высоко на дереве Если же чешуйки сосредоточены на земле в одном месте близко друг к другу, то можно быть уверенным, что белка обрабатывала шишку именно в этом месте (иногда на пне или на стволе упавшего дерева) Используются белками в пищу и шишки сосны После обработки от сосновой шишки остается тонкий стержень с несколькими необгрызенными чешуйками на вершине (рис 104, а) Большое сходство в способе обработки шишек с тем, как это делает белка, имеет бурундук Отличие заключается в том, что бурундук отгрызает чешуйки не так близко к стержню, остающиеся после его обработки стержни более толстые, с более длинными остатками чешуи (рис 104, д)

 

Рис 103 Еловые шишки, из которых извлекались семена разными зверями и птицами а, б — белкой, е, г — лесными мышами, д — большим пестрым дятлом (ориг , Ярославская область)

 

Рис 104 Шишки хвойных деревьев обработанные разными зверями и птицами а—б — сосновые шишки а — обгрызенная белкой б — расклеванная большим пестрым дятлом в г д — шишки аянскои ели погрызенные в г — бел кои д — бурундуком е—ж— шишки ели сбро-шенные на землю клестом погрызенные е — сна-чала белкой а потом лесными полевками ж — лес-ными полевками з и к — шишки даурской лист-венницы погрызенные з и — красными полевка ми к — белкой (а б — ориг Воронежский запо-ведник остальные по Формозову 1974)

 

Сброшенная ветром на землю или оброненная клестом еловая шишка — хороший подарок мышам и полевкам Эти зверьки обгрызают чешую не столь близко от стержня шишки, как это делает белка, поэтому оставляют его более толстым Иногда зверек не затрудняет себя переворачиванием шишки или у него не хватает для этого сил, чешуйки оказываются обгрызенными лишь с одной стороны (см рис 103, 0, г, 105, е—и)

Рис 105 Шишки кедра корейского обработанные различными зверьками а б — зеленые шишки обгрызенные белкой до глубины расположения орешков (иногда белка роняет шишку не использовав орешки и тогда их прогрызают мышевидные грызуны в — остов зрелой шишки (белки отгрызают чешую и извлекают орехи) (ориг Сихотэ Алинский заповедник)

Любителями семян ели и сосны являются различные виды дятлов

Сорвав с дерева шишку, большой пестрый дятел летит с ней к своей «кузнице», которая представляет собой щель в стволе дерева или в суку Иногда дятел сам выдалбливает такую щель в месте, которое по какой-либо причине оказывается удоб-ным для этого, иногда использует щель, образовавшуюся по другой причине В последнем случае он подправляет ее, приспосабливает для своей надобности В щель-«кузницу» дятел втискивает шишку вершиной вверх, ударами клюва отгибает чешуйки и вынимает семена Обработанную таким образом шишку дятел выбрасывает после того, как принесет новую Под деревом, на котором расположена «кузница» дятла, обычно рассыпано много, сотни и даже тысячи, шишек ели или сосны, часто и те и другие Шишки, обработанные дятлом, можно узнать по отогнутым или оттопыренным чешуйкам (см рис 103, д, 104, б)

Семенами ели и сосны питаются клесты. Наличие такой пищи позволяет клестам выводить птенцов даже зимой. Обработанная клестом шишка отличается тем, что в ней остается много неотогнутых чешуи и невынутых семян. Вокруг сорванных клестом шишек остаются зеленые веточки, так как птица срывает их неаккуратно, не так, как это делает дятел.

Велик спрос зверей и птиц на кедровые орехи, ими питаются и такие крупные животные, как медведи, кабаны, изюбры, и такие маленькие, как мыши, кедровки и дубоносы. Кабаны и медведи обминают или раскусывают шишки зубами, подбирают орехи, жуют их вместе со скорлупой и проглатывают. Насытившись, медведь разгрызает отдельные орешки и старается скорлупки не глотать. Белка в конце лета — начале осени срывает недозрелые зеленые шишки. Орехи из них в это время не вынимаются (см. рис. 105, б). Затем она отгрызает наружную часть скорлупы орехов и вынимает ядра. Иногда белка бросает или теряет шишку на первом этапе обработки, после отгрызания чешуи. В этом случае ее могут подобрать мыши или полевки. Они углубляют пространства между орешками, а затем прогрызают в них отверстия, через которые вынимают ядро (см. рис. 105, а). У зрелых шишек белки отгрызают чешуи и извлекают орешки (см. рис. 105, в). Подобранный с земли или извлеченный из шишки отдельный кедровый орешек белка раскалывает зубами и съедает ядро. Так же делает бурундук. Мыши и полевки прогрызают в скорлупе орешка отверстие (рис. 106, ж).

 

Рис 106 Орехи, обработанные разными животными а—б—грецкий орех а—расклеванный большим пестрым дятлом, б—прогрызенный соней-полчком, в—д — маньчжурский орех в — прогрызенный лесной мышью, г — прогрызенный бурундуком, д — расколотый белоспинным дятлом, е—ж — орешек кедра корейского е — расколотый бурундуком, ж — прогрызенный лесной мышью, з — орех лещины, прогрызенный бурундуком, и—п — орех лещины, и, п — прогрызенный лесной мышью, л—н — расклеван дятлом, к, о — разгрызенный белкой, р — косточки вишни, расколотые дубоносом (ориг а,б— Молдавия, г—з — Приморский край, и—м — по М а М Уояатка, 1971, К — р — по Формозов>, 1952)

Рис 107 Желуди и орешки, обработанные разными зверьками и птицами а — желуди, расклеванные кавказской черноголовой сойкой, б—в — орешки кедра корейского б — погрызенные красными полевками, в — расколотые бурундуком, г — орехи лещины в обертке, погрызенные бурундуком, д — плоды бука, погрызенные соней-полчком, е — желудь, расклеванный кавказским поползнем, ж — «кузнеца» белоспинного дятла с расколотым им маньчжурским орехом (г, ж — ориг , Приморский край, а, б, д, е — по Формозову, 1952)

 

Маньчжурские орехи, толстая скорлупа которых отличается исключительной прочностью, кабан и медведь раздавливают зубами, другие животные прогрызают скорлупу. Бурундук прогрызает скорлупу в месте соединения двух ее половинок, лесная мышь — в наиболее тонком и слабом месте. Вызывает удивление, что столь крепкая скорлупа поддается клюву дятла, который помещает орех в щель своей «кузницы» так же, как поступает, например, с еловой шишкой. Затем бьет клювом в место соединения двух половинок скорлупы и раскрывает их или обламывает одну из них (рис. 106, в—д).

Рис 108 Некоторые плоды и семена, использованные зверьками и птицами в пищу а — яблоко, погрызенное соней полчком, б — алыча, поврежденная лесной соней, в — под-солнуховая «тарелка», обвязанная тряпкой для защиты от птиц (но под тряпку залез дубонос и расклевывает семечки), г — плоды шиповника, семена которых унесены бурундуком в кладовую (ориг а — Молдавия, в — Приморский край, б, г — по Формозову, 1952)

Грецкий орех, имеющий несравненно более тонкую и слабую скорлупу, чем маньчжурский, пестрый дятел продалбливает в тонком месте. Его работа может быть установлена по неровному, зубчато изломанному краю проделанного в скорлупе отверстия. Соня-полчок охотно ест не вполне созревшие грецкие орехи, покрытые сочной зеленой кожурой. В скорлупе, еще недостаточно отвердевшей, соня-полчок прогрызает круглое отверстие, через которое достает ядро. У зверьков, питающихся грецкими орехами, мякиши ладоней всегда коричневые от красящего вещества сока зеленой кожуры ореха. Мышевидные грызуны оставляют в грецком орехе округлое отверстие с б^лее или менее ровными краями (рис. 107, а, б).

Орехи лещины дятлы раскалывают или продалбливают в их скорлупе отверстие с угловатыми или зубчатыми краями. Белка раскалывает орех или прогрызает его скорлупу, мыши прогрызают в скорлупе ореха приблизительно круглое отверстие, полевки также прогрызают отверстие, но чаще всего не вполне круглое, соня-полчок проделывает в скорлупе округлое отверстие (см. рис. 106, з, и, л, м, н, п).

Очень многие млекопитающие, начиная с таких больших, как медведи, кабаны, олени, и кончая мышевидными грызунами, кормятся при случае желудями. Птицы разных размеров и разных экологических и систематических групп тоже поедают желуди. Например, желуди в определенные сезоны года составляют значи тельную долю рациона многих куриных птиц, врановых, утиных, дятлов, ряда мелких воробьиных. Существуют различия в способах добывания и поедания желудей разными животными (см. рис. 107, а, е). К сожалению, эти различия почти не изучены и могут стать темой для увлекательных исследований следопытов. Млекопитающие и птицы охотно поедают семена подсолнечника. Среди млекопитающих это многие виды мышевидных грызунов, которые занимают стации, близкие к полям и огородам, где высевают подсолнухи. Перечень птиц, потребляющих подсолнечные семечки, очень большой. В некоторых случаях птицы существенно снижают урожай подсолнухов. В Приморском крае созревающие семечки подсолнуха в огородах колхозников выклевывают дубоносы и китайские зеленушки. Хозяйки, защищая урожай от набегов птиц, обматывают «тарелки» подсолнухов тряпками. Птицы принимают контрмеры, они проклевывают в тряпке дыру, забираются в образовавшийся «карман» и едят там семечки, оставляя лишь скорлупки. При этом птицы, казалось бы, не могут видеть, что делается снаружи, но застать их врасплох не удается, они остаются бдительными и улетают, если к ним приблизиться (рис. 108, в).

Ягоды черемухи, рябины, винограда добываются и поедаются неодинаково разными птицами, и эти различия нетрудно увидеть Дубоносы из ягод вишни и черемухи выклевывают только косточки, а мякоть бросают Под деревом черемухи Маака в Приморье на земле иногда можно увидеть множество синих пятен. Здесь кормился большой черноголовый дубонос, который извлекал из ягод черемухи косточки, раскалывая их, и доставал ядро. Выброшенная, истекающая соком мякоть ягод и образует синие пятна под деревом. Здесь же можно найти и малозаметные скорлупки от косточек Так же используют дубоносы ягоды вишни. Снегири извлекают из ягод рябины крошечные семечки, а мякоть выбрасывают. Другие птицы, наоборот, ценят мякоть, а расколоть косточку и достать из нее питательное ядро они не в состоянии. Воробьи едят сладкую мякоть винограда и вишен, а более крупные птицы, например дрозды, небольшие ягоды винограда глотают целиком. Скворцы, в отличие от снегирей проглатывают ягоды рябины целиком. Так же поступают свиристели и т. д. (см 106, р; 108, а, б, г)

Почва хранит большие запасы растительной и животной пищи: корни, клубни, личинки насекомых, многоножки, дождевые черви и др.

Из крупных зверей основным потребителем подземного корма является кабан. Его крупная коническая голова и короткая шея приспособлены к рытью земли Развитое тонкое обоняние позволяет ему чувствовать места скоплений корней, луковиц или беспозвоночных сквозь толстый слой почвы. За сутки кабан может вскопать до 8 м2 поверхности почвы. Поиски почвенных животных, а также съедобных подземных частей растений ведутся кабанами как летом, так и зимой В мягкой влажной почве они роются более охотно, чем в сухой и твердой. Отличить порой кабанов от пороев других зверей легко по размерам: никакое другое животное не «вспахивает» почву на столь больших площадях. Порой всегда сопровождаются отпечатками ног на почве или на снегу, что позволяет более уверенно сказать, какое животное здесь паслось Кабаны нередко посещают картофельные поля, плантации кукурузы или других сельскохозяйственных культур и наносят урон урожаю, иногда весьма существенный. Но, разрыхляя почву, кабаны одновременно зарывают в нее семена растений, желуди, орехи кедра и т д , чем способствуют возобновлению леса. Некоторые семена и орехи, проглоченные кабаном, остаются неповрежденными и жизнеспособными, пройдя через пищеварительный тракт зверя. Таким образом кабаны способствуют распространению многих видов растений и, что особенно важно, ценных пород деревьев. Роясь в почве, эти звери находят мелких позвоночных животных (мышевидных грызунов, ящериц, змей, лягушек) и поедают их. Не оставляют они, конечно, и то, что находится на поверхности почвы Во многих случаях желуди или орехи, которые чаще всего находятся на поверхности почвы, служат кабанам основным кормом

Барсук ведет ночной образ жизни Он всеяден, в составе его пищи большое место занимают наземные части растений и обитатели почвы — мелкие позвоночные, личинки насекомых, черви и др. Места ночной охоты барсука отмечаются прикопками разной глубины и ширины.

Как видно, рытье почвы зверями чаще всего связано с их всеядностью. Очень часто делают прикопки в почве медведи. Они ищут при этом личинки насекомых, а также извлекают съедобные части растений (рис. 111). Размеры прикопок медведя различны. В некоторых случаях, доставая запасы бурундука, он роет большие ямы, выворачивая многопудовые камни (рис. 112). Раскапывает медведь и муравейники.

Лисица зимой во время охоты на полевок и мышей роет снег. Наряду со следами ног прикопки помогают распознать присутствие этого животного. Иногда лисица в поисках пищи делает прикопки и летом, но они не столь заметны, как в зимнее время на снегу.

Белка делает запасы орехов, желудей и других видов пищи, которые она прячет в укромных местах или зарывает Зимой она раскапывает снег в местах, где зарыла летом и осенью пищу. На белом фоне снежного покрова такие раскопки хорошо заметны. Этот зверек ищет и извлекает из-под снега желуди, орехи, шишки ели и кедра, оказавшиеся на земле естественным путем (не из числа запасенных ею).

Раскапывают снег в поисках желудей, орехов, мха или сухих листьев олени. Северные олени, как известно, из-под снега добывают ягель, а также другие растения.

Кулики — дупель, бекас, гаршнеп и вальдшнеп питаются почвенными беспозвоночными, доставая их длинным клювом, который эти птицы погружают в почву до самой головы. В почве остаются отверстия по толщине клюва. Какой из перечисленных выше птиц принадлежит этот след, можно узнать приблизительно по его величине. Самые широкие отверстия принадлежат вальдшнепу, самые узкие — гаршнепу. Вальдшнеп водится в лесу, бекас — на травянистых кочковатых болотах, дупель — на заливных лугах в долинах рек, гаршнеп распространен главным образом в северной части лесной зоны и в лесотундре, гнездится он на сфагновых болотах. Конечно, этих птиц можно встретить и они могут оставить свои отверстия в угодьях, не являющихся их преимущественным местом обитания. Перечисленные птицы не избегают и растительной пищи, например семян некоторых растений.

В илу делают отверстия клювами серый журавль и серый гусь. Они достают побеги тростника. Отверстие, сделанное журавлем, направлено сверху вниз, а отверстие, сделанное гусем, более крупное, чем у журавля, направлено косо. Журавль съедает только беловатые нежные части побегов и бросает более плотные верхушки, а гусь съедает побеги полностью.

.

 



Source: piterhunt.ru

Конспект урока развития речи. 2-й класс. Тема: «Ель-кормилица»

Конспект урока развития речи начальной школы, 2 класс.

Тема: Ель – кормилица.

Цель: Развивать умение конструировать продолжение текста по опорным словам.

Задачи:

  1. Учить подбирать точные, яркие слова для текста.
  2. Обучать детей анализировать текст.
  3. Развивать речь учащихся.
  4. Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: карточки с текстом для учеников, презентация, ватман, краски, кисточки.

Ход урока

Организационный момент.

Целевая установка.

– Отгадайте загадку.

Загадка

Зимой и летом одним цветом. (ель) (слайд 1)

– С кем можно сравнить ель? Кто она? (красавица, чудесница и т.д.)

– Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как ещё можно назвать ель.

Знакомство с текстом.

– Прочитайте текст. (карточки с текстом на партах у детей) (Приложение 2)

К осени на старой ели висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила …

Беседа по содержанию.

– Что вы прочитали? (текст)

– Докажите, что это текст. (Состоит из предложений. Предложения связаны между собой по смыслу. Части текста выделяются красной строкой. Текст можно озаглавить.)

– О чём текст? (о ели)

– Что вы назвали? (тему текста)

– Что важное, главное хотел сказать нам автор? (ель кормит всех). Найдите нужное предложение. (Ель готовилась накормить птиц и зверей)

– Что мы озвучили? (основную мысль текста)

– Ещё раз повторим её.

– Значит, кто ель? (кормилица)

– Как можно озаглавить текст с точки зрения темы и основной мысли текста? (“Ель – кормилица”) (Записывается на доске и в тетрадях) (слайд 1)

Составление продолжения текста.

– Почему текст заканчивается многоточием? (нет продолжения)

– Давайте продолжим его. О чём или о ком он будет? (о тех, кого будет кормить ель)

– Ель, которая кормит зверей и птиц, – это большая картина, нарисованная автором. А из каких маленьких картинок состоит эта большая картина? (птицы и звери, которых кормит ель)

– Кого же именно кормит ель? Об этом мы узнаем из рассказа Г. Скребицкого “Мать и кормилица”. Послушайте отрывок.

Мать кормилица

Выскочила на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель. Мигом забралась на дерево, сорвала шишку, взяла в передние лапы и принялась за еду.

И пёстрый дятел летит из леса прямо к высокой ели. Выбрал шишку, сорвал своим крепким клювом, вставил в расщелину в стволе. Долбит её, выбирает вкусные семена.

Целая стайка клестов с весёлыми криками опустилась на ветки ели. Уцепились клесты острыми коготками за шишки, повисли на них, засовывают под чешуйки свои кривые носы, будто щипцами достают ими одно семечко за другим.

Торопятся клесты, сколько семян рассыпано! Их охотно склюют те птички, у кого клюв не такой крепкий. Эти птицы с земли упавшие семечки подберут и тоже сыты будут.

Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.

Языковый анализ текста. Лексико-грамматическая подготовка. Работа в группах.

– Какие слова помогают нам рассказать о героях, событиях текста? (опорные слова)

– Подберём опорные слова для продолжения текста. Вспомним, кто кормится еловыми шишками.

Белка, дятел, клесты. (слайд 2)

Самостоятельная работа в группах

– Найти опорные слова, которые помогут описать:

1 группа – белку
2 группа – дятла
3 группа – стаю клестов

Проверка самостоятельной работы

(Опорные слова “складываются” в коробочку-копилочку. При проверке, на слайдах появляются части текста).

Белка

выскочила, взглянула, мигом забралась, сорвала, взяла, принялась за еду. (слайд 3)

Дятел

летит, спешит, выбрал, сорвал, вставляет в расщеленку, долбит, выбирает. (слайд 4)

Стайка клестов

с весёлыми криками опустилась, уцепилась, засовывают кривые носы, будто щипцами достают. (слайд 5)

– Давайте подумаем, все ли шишки израсходовала ель? (нет)

– Что происходит с оставшимися шишками? (Солнце пригревает, шишки начнут трескаться, и семена вылетят).

– Что произойдёт с семенами дальше? (Они прорастут, вырастут новые ели).

– Ель дарит жизнь другому дереву.

Творческая работа в группах.

Жеребьёвка

На двух разноцветных листочках написаны задания: на зелёном – на рисунке создать образ Ели-кормилицы, на голубом – используя опорные слова из коробочки – копилки, составить продолжение рассказа (устно)

Презентация работ.

Итог урока.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка. Развитие речи. «Ель – кормилица».

                                                Русский язык 2 класс.

Петроченко Марина Петровна,

учитель начальных классов 1 категории

МАОУ «Тунгусовская СОШ»

Молчановского  района

Томской области

Тема: Развитие речи. Ель – кормилица.

Цель:

 Развивать умение конструировать продолжение текста по опорным словам.

Задачи:

  1.  Учить подбирать точные, яркие слова для текста.
  2. Обучать детей анализировать текст.
  3. Развивать речь учащихся.
  4. Воспитывать познавательный интерес.

Оборудование: карточки с текстом для учеников, презентация, ватман, краски, кисточки.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

— Отгадайте загадку.

Загадка

Зимой и летом одним цветом. (ель) (слайд1)

— С кем можно сравнить ель? Кто она? (красавица, чудесница и т.д.)

— Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как ещё можно назвать ель.

ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ 

 — Прочитайте текст. (карточки с текстом на партах у детей)

 К осени на старой ели висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

 Голодно стало зимой в лесу. Вот на поляну выскочила …

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ

— Что вы прочитали? (текст)

— Докажите, что это текст. (Состоит из предложений. Предложения связаны между собой по смыслу. Части текста выделяются красной строкой.  Текст можно озаглавить.)

— О чём текст? (о ели)

— Что вы назвали? (тему текста)

— Что важное, главное хотел сказать нам автор? (ель кормит всех). Найдите нужное предложение. (Ель готовилась накормить птиц и зверей)

— Что мы озвучили? (основную мысль текста)

— Ещё раз повторим её.

— Значит, кто ель? (кормилица)

— Как можно озаглавить текст с точки зрения темы и основной мысли текста? («Ель – кормилица») (Записывается на доске и в тетрадях) (слайд 1)

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОДОЛЖЕНИЯ ТЕКСТА

— Почему текст заканчивается многоточием? (нет продолжения)

— Давайте продолжим его. О чём или о ком он будет? (о тех, кого будет кормить ель)

— Ель, которая кормит зверей и птиц, — это большая картина, нарисованная автором. А из каких маленьких картинок состоит эта большая картина? (птицы и звери, которых кормит ель)

— Кого же именно кормит ель? Об этом мы узнаем из рассказа Г. Скребицкого «Мать и кормилица». Послушайте отрывок.

                                 

                                      Мать кормилица.

   Выскочила  на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель. Мигом забралась на дерево, сорвала шишку, взяла  в передние лапы и принялась за еду.

   И пёстрый дятел летит из леса прямо к высокой ели. Выбрал шишку, сорвал своим крепким клювом, вставил в расщелинку в стволе. Долбит её, выбирает вкусные семена.

  Целая стайка клестов с весёлыми криками опустилась на ветки ели. Уцепились клесты острыми коготками за шишки, повисли на них, засовывают под чешуйки свои кривые носы, будто щипцами достают ими одно семечко за другим.

  Торопятся клесты, сколько семян рассыпано! Их охотно склюют те птички, у кого клюв не такой крепкий. Эти птицы с земли упавшие семечки подберут и тоже сыты будут.

  Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.

ЯЗЫКОВЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. РАБОТА В ГРУППАХ.

— Какие слова помогают нам рассказать о героях, событиях текста? (опорные слова)

— Подберём опорные слова для продолжения текста. Вспомним, кто кормится еловыми шишками.

Белка, дятел, клесты. (слайд 2)

Самостоятельная работа в группах

— Найти опорные слова, которые помогут описать:

1 группа – белку

2 группа – дятла

3 группа – стаю клестов

                         

                        Проверка самостоятельной работы

(Опорные слова «складываются» в коробочку-копилочку. При проверке на слайдах появляются части текста).

Белка

выскочила, взглянула, мигом забралась, сорвала, взяла, принялась за еду. (слайд 3)

Дятел

летит, спешит, выбрал, сорвал, вставляет в расщеленку, долбит, выбирает.(слайд 4)

Стайка клестов

с весёлыми криками опустилась, уцепилась, засовывают кривые носы, будто щипцами достают. (слайд 5)

— Давайте подумаем, все ли шишки израсходовала ель? (нет)

— Что происходит с оставшимися шишками? (Солнце пригревает, шишки начнут трескаться, и семена вылетят).

—  Что произойдёт с семенами дальше? (Они прорастут, вырастут новые ели).

— Ель дарит жизнь другому дереву.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА В ГРУППАХ

Жеребьёвка

На двух разноцветных листочках написаны задания: на зелёном – на рисунке создать образ Ели-кормилицы, на голубом – используя опорные слова из коробочки – копилки составить продолжение рассказа (устно)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ

ИТОГ УРОКА

 

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: Мастер- класс

Информация учащимся к размышлению для работы в группах

Перед праздником зима

Для зеленой елки

Платье белое сама

Сшила без иголки.

Отряхнула белый снег

Елочка с поклоном

И стоит красивей всех

В платьице зеленом.

Ей зеленый цвет к лицу.

Елка знает это.

Как она под Новый год

Хорошо одета!

Белочка питается шишками ели. Она любит выбирать из них семена. Главный корм белок — семена хвойных деревьев. Чтобы насытиться, зверек должен за день опустошить 28 еловых шишек.

Ветки у ели начинают расти от земли, а у сосны — почти у верхушки. У ели иголочки густо сидят на веточках, а у сосны сидят парами. Ель напоминает пирамиду: сверху ветки короткие, а снизу длинные.

У дятла пестрый окрас и красная шапочка на голове.  Если летом большой пестрый дятел кормится насекомыми, то зимой поедает, семена сосны и ели. За день может обработать до 70 сосновых шишек.

Еловый лес называется ельником. Ветки ели никогда не ломаются под тяжестью снега, так как они эластичные и пружинистые. Снег с них скатывается. Но сильный ветер выворачивает ели с корнями, так как корни этого дерева расходятся под самой поверхностью и не всегда могут удержать дерево. Еще в давние времена из древесины елей великие мастера делали скрипки и другие музыкальные инструменты. Ни одно дерево не дает такого отголоска, отзвука, как ель.

Белочка — это маленький зверек. Она сменила окрас шубки на зиму. Она стала серенькой, а хвостик остался рыжим. Она ловко скачет с ветки на ветку. Белка брала семечки, которые мы принесли.

У этой птицы клюв похож на крестик, на клещи. Это клест-еловик. Он питается шишками ели, таким клювом удобно срезать шишку, как ножницами стричь. Это единственная птица, у которой появляются детеныши зимой.  Он называется клест-еловик. Значит, его дом — это елка. Здесь у него и корм.

 Хвост у белки немного короче длины тела. Когда она перепрыгивает с дерева на дерево, хвост служит ей рулем и парашютом. Кроме шишек белки питаются грибами, орехами. При неурожае шишек зимой они едят побеги и почки деревьев, нежную кору кустарников. Объясните, почему белочка дружит с елкой.

Заяц крупнее белки. Это ночное животное. День проводит в укромных местах: под поваленным стволом, в кустах, в бурьяне, зимой роет норы в снегу. А вечером кормится веточками и корой деревьев. К зиме лапы зайцев обрастают длинной шерстью, образуя как бы лыжи, и лапы не вязнут в снегу. Почему заяц прискакал к елке?  Зайцы роют ямы в снегу и высыпаются в них днем. Ель служит укрытием от врагов.

Это самая маленькая птичка в наших краях. Зовут ее королек из-за ярко-желтой или оранжевой полоски на голове. Она похожа на корону. Чаще всего королек живет в еловых лесах. Питается семенами хвойных деревьев.

Мыши могут жить в лесу. Они питаются ягодами, листьями. А еще есть полевые мыши. Они питаются зерном.  Мыши зимой бодрствуют. Они устраивают свое гнездо среди деревьев, Питаются семенами хвойных деревьев, почками. Это корм для нее.

Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит  от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди  ее ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнезда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли.  

Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем бросает  ее. Сброшенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.

Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зеленая. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Живет до 500 лет. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Известно 45 видов ели. В нашей стране растет 10 видов ели. Высота взрослого дерева 30-40 м. Толщина ствола достигает 1 м. Хвоя держится на дереве 7-9 лет.

Ель хоть и теневынослива, но любит свет. Ель – дерево хвойное, ещё говорят вечнозелёное. Но хвоя её совсем  не вечная. Через каждые 5-7 лет колючие хвоинки опадают, но не все сразу, а постепенно. Потому и незаметно это.

 Синицы поедают насекомых на стволах елей.

  Ель даёт большую тень и поэтому не всякое растение может  жить в еловом лесу и мириться с избытком влаги. А кислица и черника  дружат с елью.Ель дружит и с грибами.

Ёлки для ёлочных базаров специально выращивают в питомниках. На базарах, правда, продают неказистые, жидкие ёлочки. Почему? Прореживая ельники, лесники удаляют слабые ёлки. Сильные, хорошие  ели оставляют на семена.

Мне ёлку купили!

Мне ёлку купили!

В лесу на опушке  её не рубили.

А сделали ёлку на добром заводе.

Хорошие дяди, весёлые тёти.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На ёлку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,

Задень – и она зазвенит еле слышно.

А ёлка лесная осталась живая.

Стоит на опушке, макушкой кивая.

Кому? Никому!

Просто – ветру, метели,

Такой же красивой  не спиленной ели.

Ель вырастает из маленького семечка. А высота этого дерева достигает 60-70 метров, а чтобы вырасти до такой высоты,  ели понадобится 500-600 лет.  Ель не только красивое дерево, но и полезное. Люди используют его в промышленности (изготавливают мебель, строят дома). Еловую смолу используют химики, а в медицине используют даже хвою.

Не только ель “дружит” c клестом, дятлом, белкой, лесной мышью, зайцем, но и “друзья” ели дружны между собой. Клёст срывает шишку своим сильным клювом, выедает только часть семян, она падает на снег, а тут и дятлу, и зайцу, и белки еда готова. А особенно это необходимо лесной мышке, так как она не может сорвать шишку с дерева. Это им всем облегчает добычу пищи.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ель обыкновенная – одна из основных лесообразующих пород наших лесов. Это – удивительно красивое и стройное растение с тонкой островерхой кроной. Ель – это вечнозеленое растение. Она никогда не бледнеет и не желтеет. А зимой в заснеженном лесу это первая красавица, которой можно любоваться бесконечно. Заходишь в еловый лес, а там наперекор зиме живая зелень – так и о морозе позабыть можно. В еловом лесу зимой очень тепло, поскольку густые еловые лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер.

К осени на старой ели висели тяжёлые шишки. В них созрели семена. Ель готовилась накормить птиц и зверей.

 Голодно стало зимой в лесу. Где же раздобыть еду тем, кто не улетел в южные страны и не заснул на всю зиму глубоким сном?

Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнезда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли.

О ели в старину говорили «коли изба елова — сердце здорово»

В народной медицине в качестве лекарственного сырья используют хвою, молодые верхушки веток, смолу и незрелые зеленые шишки. Отвар хвои принимают при заболевании верхних дыхательных путей. Из хвои готовят витаминный напиток, который полезен для повышения иммунитета, особенно зимой. Для повышения тонуса всего организма полезно делать по утрам массаж стоп, топтаться на еловых шишках, насыпав их в коробку.Оказывается, в еловой хвое много витамина С. Настой еловой коры пьют при заболеваниях сердца. Больные суставы лечат хвойными ваннами. Заболевания кожи – хвойным соком.

        

      

 

 

        

С кем дружит ель?

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наумовка

С кем дружит ель?

Выполнил: ученик 2 класса

Галиев Альберт

Руководитель: учитель начальных

классов Галиуллина Г.С.

Оглавление.

Введение.

  1. Теоретическая часть «О ели»
  2. Исследовательская часть.

Выводы.

Список литературы.

Введение.

Актуальность. Данную тему я считаю очень актуальной, так как каждую зиму под Новый год вырубается огромное количество елей. Их численность уменьшается. А ведь для многих птиц и зверей без ели очень тяжело. Кто-то остается без корма, кто-то лишается жилища и укрытия.

Цель. Изучить связи между елью, животными и человеком.

Объект исследования. Ель обыкновенная.

Гипотеза. Если люди вырубят ель, что произойдет с животными леса.

Методы исследования. Наблюдение, поисковый.

  1. Теоретическая часть «О ели»

Ель — красивое, стройное дерево, относится к вечнозеленым растениям. Высота взрослого дерева 30-40 метров. Толщина ствола достигает 1 метра. Живет ель 250-300 лет, встречаются деревья и в возрасте 400-500 лет. Известно 45 видов ели. В нашей стране растет 10 видов ели. Хвоя держится на дереве 7-9 лет. Древесина ели мягкая и легкая. Она используется в строительстве, в бумажной промышленности, незаменима при изготовлении музыкальных инструментов. Например, пианино делают из ели. Из древесины ели изготавливают самые лучшие скрипки. Из еловой древесины вырабатывают деготь, смолу, скипидар. Хвоя ели жесткая и короткая, она служит источником витамина С.Ели не страшен любой снегопад. Под тяжестью снега ветви ее прогибаются, и снег сползает с них. Широкие ветки ели очень пружинистые. Снег гнет их к земле, но никогда не ломает.

  1. Исследовательская часть.

Во время экскурсии в лес я нашел под елью различные шишечки

-шишечки без веточек;

-шишечки, имеющие кусочек веточки;

-очищенные стерженьки шишек.

Я решил узнать, кто же оставляет такие шишки.

Оказывается, шишки, на которых не сохраняются веточки, оставляет большой пестрый дятел. Он находит в стволе дерева щель — «станок». Затем отправляется на поиски шишки. Найдя подходящую, он несколько раз ударяет клювом по черешку и, повиснув на шишке, отрывает ее тяжестью своего тела. Шишка отрывается в месте своего прикрепления, а потому на ней не сохраняется веточки. Оторванную шишку дятел несет к «станку». Он обрабатывает ее очень основательно, и она бывает сильно разбита.

Шишечки, имеющие кусочек веточки, оставляет клест. Клест – мелкая воробьиная птица с яркой окраской: самцы окрашены в буровато-красный цвет, самки – в зеленовато-желтый. У них перекрещенный клюв. В отличии от дятлов, они появляются на дереве целой стайкой, лазают по ели, помогая себе клювами, повисают вниз головой, выбирая шишку. Затем клест перекусывает клювом, как ножницами, веточку, на которой она растет. Поэтому шишка, обработанная клестом, всегда имеет кусочек ветки с сохранившейся на ней хвоей. Затем клесты устраиваются на этом же дереве и, стоя на одной лапке, другой поддерживают шишку. Клест засовывает клюв между чешуйкой и стержнем шишки и языком извлекает семечко. Птицы поедают совсем немного семян, а затем роняют шишку на снег.

Очишенные стерженьки шишек, оказывается, оставляют белки. Зверьки срывают шишки с веток или подбирают их на снегу. В первом случае они устраиваются на ветвях ели и принимаютчя поедать семена. Белка отрывает чешуйки, начиная с основания шишки. Когда шишка бывает полностью использована, выглядит она следующим образом: нетронутым остается только стерженек с небольшим пучком чешуй на самой вершине. Чешуйки, которые белка роняет, выбирая семена, падают вниз. Здесь же лежат полностью очищенные стерженьки.

Когда белка подбирает шишки со снега, она обычно находит пень и обрабатывает их на нем. На пеньке остается кучка чешуек и несколько стерженьков. Все это, оказывается, называют «столовой белки».

Семенами ели питаются самые маленькие птицы лесов Башкортостана – корольки желтоголовые.Это самая маленькая из наших птиц, весит королек около 6 граммов.Окраска оперения у корольков зеленоватая, на темени ярко – желтое продольное пятно – «корона»

Шишечками, упавшими на снег, питаются лесные мыши, кабаны. Даже медведь забирается за шишками на ель.

Итак, получается, что дятлы, клесты, белки, корольки, лесные мыши, кабаны, медведи находят корм на ели.

Каким зверям и птицам ель дает жилище и укрытие?

Оказывается, дятел гнездится в дуплах, которые делает сам в стволе ели.

Большую часть жизни белки проводят на деревьях, перепрыгивая с ветки на ветку и даже с дерева на дерево, делая прыжки в 4-5 м. Белки чаще делают гнезда на ели, на большой высоте,у самого ствола срели густых ветвей. Они нередко селятся в естественных дуплах или сделанных дятлом.

Клест может гнездиться в любое время года –осенью или даже зимой.Чаще всего они гнездятся в конце зимы, когда еще держатся сильные морозы и лежит снег. Гнездо они строят на высоких елях под прикрытием густых ветвей, защищающих гнездо от непогоды. В зимнюю стужу клесты выводят птенцов. Еловыми семенами они выкармливают своих птенцов.

Зайцы проводят день в укромных местах: под пнем, под густыми ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли.

В лесах с преобладанием ели весной раздается много птичьих голосов. Это зяблики и певчие дрозды.

Перед новогодним праздником люди покупают и приносят в дом хвойное деревце-ель или сосну. Радуются лесной гостье, украшают ее. Но заканчиваются праздничные дни и елка никому уже не нужна. Она засохла и погибла! Посмотрите вокруг-всюду валяются елки и сосны! Стоило ли ради нескольких праздничных дней губить ценное, неповторимое по красоте дерево, которое может жить несколько сотен лет? И без которого так трудно обойтись лесным животным? Не лучше ли нарядить искусственную елку? Ведь в настоящее время в продаже имеются многообразные, очень красивые, искусственные елочки. Каких только нет!

Перед Новым годом каждый учащийся нашего класса получил задание: написать письмо от Елочки. Прочитав их, мы сочинили коллективное письмо и развесилиего по нашему поселку.

Письмо –просьба от Елочки.

Письмо –просьба от Елочки.

Здравствуйте, уважаемые жители поселка Наумовка!

Через несколько дней самый долгожданный и веселый праздник взрослых и малышей – Новый год! И наверняка, многие из вас мечтают пригласить меня в гости к себе домой и украсить. Спору нет, когда я у вас в гостях – в доме радость, веселье и звонкий смех. Но пройдет немного времени, я засохну и погибну. И вы выбросите меня на улицу! Когда вы меня рубите, мне, как и всем живым существам, очень больно. Когда вы меня выбрасываете – еще больнее. Мне не хочется умирать! Я жить хочу! Ведь я нужна не только вам. Без меня погибнут от голода дятлы, белочки, клесты, лесные мыши, корольки. Зайцы, дятлы, клесты, белочки останутся без укрытия и жилища. Пожалуйста, пожалейте всех нас! Не рубите меня, пожалуйста! Люди, вы в ответе за меня и за тех, с кем я дружу!

Елочка.

Выводы.

  1. Дятлам, клестам, белкам, королькам, ллесным мышам, кабанам и даже иногда медведям ель дает корм. Поэтому их жизнь зависит от ели.
  2. Дятлам, клестам, белкам, зайцам, зябликам и певчим дроздам ель дает укрытие и жилище.
  3. Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Клест, срывая шишку, выедает только часть семян, а затем бросает ее. Сброшенные шишки подбирают белки, дятлы. Но еще важнее сброшенные шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.
  4. Именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Список используемой литературы.

1.Гайсина Р.С. Природа родного Башкортостана: Учебное пособие для младших школьников. — Уфа: Китап, 2009.-176 с.: ил.

2. Журнал «Начальная школа» №12, 2003.

3. Журнал «Начальная школа» №4, 2001.

4.Журнал «Начальная школа» №4, 2000.

5. Журнал «Начальная школа»№6, 1990.

6.Кучеров Е. В. Природа Башкортостана. – Уфа: Китап, 1994. – 128 с.

7.Мавлетов В.С. Цветущий край, благословенный… Учебное пособие для учащихся, Уфа, 2001. – 96 с. с ил.

8.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Растения Башкортостана. – Уфа: Китап, 2002.

9.Плешаков А.А.Мир вокруг нас: Учебник для 2 класса четырехл. нач. школы. М.: Просвещение, 2002.

Куда деть елку после Нового года?


Куда деть елку после Нового года? Пожалуй, это самый актуальный вопрос практически для каждой семьи, когда заканчиваются зимние праздники. Возле подъездов многих стран, начиная с середины января выстраиваются ряды зимних красавиц, которые радовали и взрослых, и детей несколько недель. Многие тянут с выносом елки почти до весны. Кто-то вообще не «парится» и выбрасывает елку прямо из окна, добавляя работы дворникам. Но знаете ли вы, что есть кто-то, кто очень ждет эти деревья? Да, в том числе и пожухлые, облысевшие, сухие.

Colady.ru

Куда девают елку после новогодних праздников в мире?

В США, например, из них делают наполнители для кошачих туалетов. В Европе елками отапливают дома. Кроме того, из этих деревьев получается отличное удобрение. Деревья собирают измельчают, и с другими органическими отходами перерабатывают на удобрение для полей.

Куда деть елку после новогодних праздников в наших странах?

Думская

Деревья с удовольствием примут зоопарки и частные фермы, занимающиеся разведением мелкого рогатого скота. Кроме того, принять елки могут фирмы, которые делают опилки для подстилок животным. 

А в зоопарках с удовольствием елками лакомятся слоны и другие травоядные животные, в том числе, олени, антилопы и козы. Ведь в хвое содержится целый комплекс витаминов: железо, витамин С, марганец и каротин. Слоны не только едят ветки, но и играют с ними. А волки и львы с тиграми прячутся в них. Обезьяны строят теплые шалаши. Конечно, это касается не сухих деревьев.

National Geografic

 

 

Каждый городской зоопарк с удовольствием примет от вас ненужное дерево. Зачастую, его даже не нужно привозить, достаточно просто позвонить и договориться с сотрудниками на определенную дату. Они подъедут и заберут. Причем это касается как елок так и сосен. Деревья, которые не будут съедены животными, пойдут на отопление в котельные зоопарков.

Если у вас есть возможность самому вывезти ненужную елку или сосну, то вы сможете помочь частным фермерским хозяйствам, или просто обычным сельским жителям, которые содержат коз. Ведь эти животные тоже обожают есть хвойные деревья. Взамен получите свежее домашнее молоко. 

Thejizn

 



Ель Коника внизу желтеет, сверху намечаются молодые побеги. Прошу совета: что делать с желтизной?

Покупка. Picea glauca Conica, куплена 4 января 2020 г., т.е. просуществовала в тёплом магазине, в неподходящих условиях, примерно три недели. Хотя на момент покупки земля и хвоя были влажными, а иголки зелеными. Ситуация. Как мне быть и что мне с ней делать, я уже знал на момент покупки, поскольку изучал вопрос по уходу за такими новогодними елками, относительно её собрата — кипарисовика Элвуди, который стоит рядом и весь из себя зелёненький. Кипарисовик в магазине не жил, был куплен в первые дни, т.е. сразу, как только завезен в магазин, примерно 14 декабря 2019 года. 
Мне кажется важным, что Элвуди в магазине не жил, а Конику три недели мучили жарой и может быть жаждой. 

Мой уход. 
На момент покупки я не знал, что эти новогодние ёлки в большинстве случаев не выживают, хотя есть и положительный опыт, которые я по возможности изучил: 
Полив. Умеренный, периодический полив. Земля не должно быть мокрой, но и не должна пересыхать. Я это делал. 
Температура. Ёлки должны зимой спать, то есть находиться в прохладе. У меня такой возможности нет, стоят на подоконнике. Средняя полоса. Неделю держал около открытой форточки, потом выяснил, что кипарисовик не любит сквозняков, и несколько дней назад от форточки отодвинул эту парочку.
Опрыскивание. В форумах, те у кого ёлки выжили, подчеркивали, что в качестве компенсации за высокую температуру и сухой воздух необходимо ёлки опрыскивать несколько раз в день. Я опрыскивал кипарисовик и ёлку ещё чаще, примерно раз 8 в течение дня!

Проблема. Я не понимаю, что может означать, когда снизу хвоя начинает желтеть, а наверху елка даёт зелёные побеги. Conica живёт у меня примерно две недели и подаёт сигнал тревоги, Elvudi — больше месяца и вроде бы чувствует себя терпимо. Поэтому, я исхожу из того, что уход в моем случае был по возможности правильным: умеренный полив и частое опрыскивание. Но Конике плохо, о чём свидетельствует желтеющая хвоя. Я исхожу из того, что болезней нет, а елка просто не смогла адаптироваться после стресса в магазине.

Я вижу следующие 3 варианта, как ее приободрить. 
1. Сейчас удобрить, а пересадить весной. Уже купил специализированное гранулированное удобрение для хвойных «Фаско» и жидкое удобрение «Эффектон». 
2. Сейчас удобрить и через несколько дней пересадить. Уже купил горшок 12 см. 
3. Сейчас пересадить перевалкой по правилам и сразу подкормить. 
4. Как всегда, есть и четвёртый вариант — ничего не делать. 

Как я писал, в общем и целом, правила ухода мне известны. Меня заинтриговала противоречие: внизу желтеет — наверху зеленеет.

Прошу совета. Что делать с желтизной, какой вариант порекомендуете и почему?

Если получится содержательное обсуждение, постараюсь на исходе дискуссии подвести итоги и сделать его общение. А может быть всё просто и никакой дискуссий не будет.
Заранее всем спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *