особенности изготовления бетонных статуй и технологии для начинающих
Большинство профессиональных скульпторов скептически относятся к бетону. Работать с ним непросто, смесь требует длительной подготовки и замешивания, придавать тонкие линии ей затруднительно. Но этот материал отлично подходит для украшения приусадебного участка, т. к. получить незамысловатые, красивые фигуры по силам даже начинающему ремесленнику. Сделать скульптуры из бетона своими руками можно при помощи нескольких вспомогательных элементов.
Необходимые материалы
Набор дополнительных инструментов и предметов во многом зависит от сложности изделия. Изготовление абсолютного большинства скульптур не требует специального образования, особых навыков и многочисленных дорогостоящих инструментов. Тем не менее, для успешной реализации проекта предварительная подготовка необходима. Чтобы не упустить важных деталей, стоит придерживаться следующего плана:
- В первую очередь, нужно определиться с проектом. Эскиз стоит подбирать с учетом возможностей, т. к. начинать знакомство с искусством, создавая большие масштабные фигуры, не рекомендуется. При продумывании будущего проекта важно учесть особенности участка и ландшафта, а также назначение будущего украшения. Например, для детских площадок отлично подойдут небольшие поделки в форме гриба, гномика или копий небольших зверей.
- Составление эскиза. В этом случае необязательно обладать художественными навыками. Если существует возможность нарисовать будущую скульптуру максимально точно, это станет большим преимуществом. Если подобных навыков нет, а родственники или друзья не могут оказать посильную помощь, вполне подойдет общая схема поделки. Это необходимо для просчета размеров и понимания порядка действий.
- Опытные ремесленники советуют начинающим дополнительно создать 3D — модель скульптуры в уменьшенном виде. В качестве материала можно использовать небольшой кусочек глины или пластилин. Это позволит не только лучше представить процесс создания скульптуры из бетона, но и упростит работу. Уменьшенную копию можно использовать в качестве ориентира по размерам. Еще одним советом является выбор масштаба. Нередко небольшая заготовка получается очень красивой и аккуратной, а полномасштабная модель выглядит неприглядно. Чтобы избежать таких неприятных последствий, стоит использовать соотношение 1:5 или более масштабный вариант.
- Прежде чем приступать к реализации задуманного, нужно подготовить все инструменты и вспомогательные материалы. Потребуется ряд приспособлений. Для подготовки смеси придется воспользоваться емкостью большого объема и бетономешалкой. При отсутствии последней можно приобрести специальную насадку для дрели. Но такое приспособление не подойдет для замешивания больших объемов цемента.
- Для приготовления смеси необходимы песок, вода и пластификатор для бетона. Поскольку работы проводятся на улице, дополнительно стоит воспользоваться полиэтиленовой пленкой. Устранять пятна бетона с плитки или земли будет непросто.
- Из инструментов потребуются лопатки разного размера, мастерок и шпатель. Такой набор является стандартным при работе с бетоном, стоимость шанцевого инструмента невысокая.
- Алюминиевая или стальная проволока может потребоваться при производстве объемных и крупных скульптур. Бетон становится прочным только после полного высыхания и затвердевания. Работать с жидкой смесью непросто, поэтому некоторые техники предусматривают наличие вспомогательных предметов.
- Плоскогубцы и кусачки помогут при работе с проволокой при создании каркаса. Важно учитывать толщину материала, т. к. перекусить очень плотный металл маленьким инструментом затруднительно.
- Некоторые техники создания бетонных скульптур позволяют обойтись без каркаса. В таких случаях могут потребоваться специальные формы. Способ является простым, но найти форму нужного размера бывает затруднительно.
- Краска и грунтовка. После завершения основной работы наступает самый приятный и волнительный момент. Скульптуре можно придавать окончательный вид, использовать грунтовку для получения ровного слоя, а также краски нужных цветов для яркости и реалистичности.
Перечень подготовительных работ может показаться длинным и затратным в финансовом и временном отношении. Но это не совсем так.
Большинство инструментов являются стандартными, и обойтись без них при работе с цементом невозможно. Кроме того, многие предметы всегда находятся на дачных участках.
Технологии производства
При выборе макета будущей скульптуры стоит учитывать не только габариты, дизайн и эстетическую составляющую, но и сложность производства. На сегодняшний день можно выделить три основных способа изготовления скульптуры из бетона:
- каркасная технология;
- заливка в готовые формы;
- лепка вручную.
Последняя техника практически не имеет нюансов, а процесс работы можно сравнить с лепкой макета из глины или пластилина. Единственным условием является консистенция цемента. Состав должен быть не слишком жидким, чтобы лепка не доставляла много хлопот. Такая техника подойдет для создания только самых простых и небольших поделок. Хорошим применением станет создание множества небольших фигурок, которые могут украсить фасад дома, горшочные цветки, приусадебный участок с плиткой.
Тонкости каркасного способа
Такая техника считается самой сложной. Для создания скульптуры требуется предварительная конструкция из проволоки, которая послужит основой будущего изделия. Проволочная модель необязательно должна повторять все элементы конструкции. Главное ее предназначение — получение основы, что позволит скульптору облепить каркас с приданием формы. Универсального рецепта производства нет. Для изделия подойдут любые ненужные вещи: древесина, тряпки, ящики. Но лучше всего создавать основу из алюминиевой или стальной проволоки.
Изготовить модель можно несколькими способами. Фигуры среднего или маленького размера могут получиться из алюминиевой проволоки. В таком случае достаточно использовать обычную связку, т к. материал эластичный. Стальная проволока потребует комбинированного метода. Некоторые части будущего каркаса можно связать при помощи плоскогубцев или иного инструмента, другие элементы придется сварить.
Большинство экспертов предлагают производить скульптуры пустотелыми. Такой вариант считается предпочтительным и имеет несколько преимуществ:
- Экономия материалов. Скульптура большого размера потребует заливки приличного объема цемента, а материал является недешевым.
- Легкость. Не стоит забывать о том, что может возникнуть необходимость перенести или передвинуть статую. Вес заполненной цементом фигуры может быть внушительным.
- Пустотелая модель изготавливается при помощи строительной сетки. Каркас из сетки аккуратно и тщательно обтягивается этим материалом, после чего создание скульптуры из бетона осуществляется просто.
Наносить цемент на каркас стоит при помощи шпателя и мастерка. Каждый новый слой можно добавлять после высыхания предыдущего. Движения должны быть легкими и аккуратными. После завершения работы не стоит ждать полного высыхания бетона.
Когда раствор схватился, но не застыл окончательно, важно исправить все недочеты: устранить неровности и подтеки.
Заливка в готовые формы
Успех реализации задуманного проекта при помощи технологии заливки в формы зависит от приготовления раствора и наличия формы. Основу можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Из-за трудностей с ассортиментом в точках продаж последний вариант остается предпочтительным. Необязательно выполнять сложные элементы в точном соответствии с размерами будущей скульптуры. Вполне подойдут подручные средства.
Например, небольшой и аккуратный гриб может быть выполнен при помощи старого тазика, мяча и пластиковой бутылки. Шапка получается при заливке цемента в таз. Ножка получается еще проще: достаточно залить раствор в пластиковую бутылку и разрезать материал после затвердевания материала.
Некоторые особенности существуют при технологии приготовления бетонного раствора. Рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Песок необходимо тщательно просеять, чтобы в будущий раствор не попали крупные частицы камней или другого мусора.
- Смешивать песок с цементом стоит в соотношении 3:1, а при выборе между белым и серым портландцементом стоит учитывать будущий цвет: краски на белой основе выглядят ярче. Но стоимость серого варианта существенно ниже.
- В полученный раствор нужно постепенно добавлять обычную чистую воду и пластификатор в количестве 200 мл на 50 кг цемента.
- Перемешивание нужно производить очень тщательно. Готовая смесь по консистенции должна получаться в виде густой сметаны.
После завершения всех работ нужно накрыть скульптуру пленкой и оставить до полного высыхания на 10−12 часов. Защита от дождя и влаги позволит избежать неприятных последствий при попадании жидкости на незатвердевшую основу. После полного застывания можно покрывать изделие грунтовкой и красками нужных цветов.
Идеи поделок для начинающих
Без необходимого опыта приступать к созданию сложных статуй из бетона не стоит. Масштабные, крупные изделия потребуют применения каркасной технологии, что может существенно осложнить жизнь. На сегодняшний день существует множество вариантов поделок, которые смотрятся великолепно, но не требуют особых навыков при производстве.
Бетонный грибок
Яркий мухомор, боровик или любой другой гриб создается просто. Стараться получить из бетона точную копию любой модели гриба не стоит, добиться нужного сходства можно при помощи красок. Для такой скульптуры лучше всего использовать бетон, который по своему агрегатному состоянию должен напоминать подтаявшее сливочное масло. Пошаговых инструкций существует множество, одним из вариантов является такой набор действий:
- при помощи глубокой миски сделать углубление в песке;
- лист лопуха положить на дно, чтобы придать шероховатость;
- для производства ножки отлично подойдет пластиковая бутылка, свернутый в трубку линолеум или рубероид;
- после высыхания обеих частей верхушку ножки залить новым раствором и соединить элементы между собой;
- полное высыхание потребует 2 дней, в этот промежуток времени лучше держать статуэтку под пленкой.
Для создания полноценных композиций можно изготовить несколько грибов разного размера и разместить их на основе. Таким образом, на участке появятся настоящие грибные поляны, которые выглядят очень гармонично на зеленом газоне.
Использование листьев
При помощи лопухов, мальвы, ревеня или других растений можно получить изумительные бетонные заготовки. Процесс производства прост. Раствор получается при помощи смешивания 1 части портландцемента и 3 частей песка и воды. Добавлять жидкость нужно постепенно, тщательно замешивая смесь. В итоге должна получиться консистенция наподобие творожной массы. Сверху стоит насыпать небольшую горку песка и положить цельный лист растения. Остается лишь залить всю поверхность цементной смесью. После высыхания отделяется лист с великолепной рельефной формой. Раскрашивать такие детали можно любыми красками.
Похожими способами можно получать имитации валунов, бетонные шары и фигурки-полусферы. Важным этапом является окраска. Благодаря хорошему сочетанию цветов и осторожной работе изделие приобретает окончательный вид и становится украшением любого участка.
tvoidvor.com
Скульптуры из бетона (фигуры) изготовление своими руками
Скульптуры из бетона – прекрасное решение для украшения двора загородного дома, приусадебного участка, территории дачи. Несмотря на то, что настоящие скульпторы не очень любят бетон ввиду некоторых особенностей, для самостоятельного изготовления простых скульптур в домашних условиях материал подходит как нельзя лучше.
Правильно залитая скульптура из бетона получается прочной и долговечной, может быть окрашена в любой оттенок, не боится воздействия внешних агрессивных факторов, обладает большим весом, что делает невозможным кражу изделия. Немаловажно и то, что производство бетонных скульптур обходится сравнительно недорого, а для всех этапов работ не понадобятся какие-то особые навыки, знания, инструменты, материалы.
Все, что нужно для изготовления фигуры из бетона своими руками, можно найти в мастерской или купить в ближайшем супермаркете. Технологий создания скульптур из бетонного раствора существует несколько и каждый мастер выбирает ту, что больше всего подходит для его целей и позволяет получить наилучший результат.
Получить простые и незамысловатые фигурки из бетона сможет каждый мастер. Главные этапы – приготовление всего необходимого, правильный замес бетонного раствора, быстрая и качественная заливка, сушка в оптимальных условиях. После набора монолитом прочности он уже не боится ничего и будет стоять долго, сохраняя идеальный внешний вид.
Необходимые материалы
До того, как сделать скульптуру из бетона, необходимо позаботиться обо всем, что может понадобиться в процессе работы: инструменты, материалы, эскизы, емкости, дополнительные средства.
План по подготовке всего необходимого для создания бетонных фигур:- Выбор эскиза и метода создания скульптуры – начинать лучше с простых и доступных вариантов, так как реализация масштабных проектов далеко не всем под силу. При выборе фигуры обязательно учитывают величину и ландшафт территории, дизайн архитектурного ансамбля, возможность гармонично вписать скульптуру в экстерьер. Так, для детских площадок делают милые фигурки гномов или зверей, для сада – грибы и подставки под цветник, для ворот часто выбирают львов и т.д.
- Создание самого эскиза – если нет способностей, желательно нарисовать будущую фигуру хотя бы схематически. Чем точнее будет передана задумка на бумаге, тем проще потом будет рассчитывать размеры, определять порядок действий.
- Опытные мастера советуют создавать 3d-модели фигур в уменьшенном виде из пластилина, куска глины. Так удастся более реально представить процесс создания фигуры, все верно рассчитать, точно определить размер и масштаб.
- Инструменты – бетономешалка и емкости для приготовления бетонной смеси (либо миксер, специальная насадка на дрель), лопатки различного размера, шпатель, мастерок, кусачки, плоскогубцы. Если планируется скульптуру заливать, понадобится форма (можно купить или сделать самостоятельно).
- Материалы – вода, песок, цемент, пластификатор для приготовления бетонной смеси, полиэтиленовая пленка для защиты двора, стальная или алюминиевая проволока для производства каркаса объемных фигур, грунтовка и краска для придания фигуре эстетичного вида.
Технологии производства
Планируя создание будущей скульптуры из бетона своими руками, важно правильно выбрать подходящую технологию производства. В домашних условиях реализовать можно три метода: лепка вручную, каркасная, заливка в формы.
Лепка вручную – способ, который не требует особых приспособлений и инструментов, но предполагает наличие определенных навыков и важность приготовления раствора правильной консистенции. При условии, что смесь не слишком жидкая и не очень густая, из нее удобно и хорошо лепить, вполне возможно создать небольшие поделки. Обычно такой вариант выбирают для создания массы мелких фигур для украшения сада, цветочных горшков, подставок под клумбы и т.д.
Каркасный метод наиболее сложный, но зато дает возможность создавать настоящие шедевры. Так, сначала из проволоки создают объемный каркас будущей фигуры, потом его покрывают бетонной смесью (облепливают, грубо говоря), придают смеси форму, ждут высыхания и раскрашивают, придавая нужный цвет, рисуя те или иные элементы (при создании зверушек – рисуют глаза, уши, нос и т.д.). Метод подходит для создания скульптур любого размера.
Технология заливки в форму самая простая, так как требует лишь наличия формы и четкого соблюдения всех этапов. Важно правильно и точно залить в емкость бетонный раствор, потом выждать высыхания и аккуратно достать готовое изделие. После ему позволяют полностью набрать прочность, окрашивают по желанию и т.д.
Формы можно сделать самостоятельно или купить уже готовые. Обычно такой метод используют для создания фигур небольшого размера, но высокой сложности.
Тонкости каркасного способа
Каркасное изготовление скульптур, несмотря на наличие определенных нюансов, не предполагает каких-то особых сложностей. Скульптуру делают на базе конструкции из проволоки, выступающей основой изделия. Модель из проволоки обычно повторяет лишь основные элементы конструкции, так как преследует цель создания основы, на которой можно вылепить все нужные детали.
Несмотря на то, что часто для создания фигур используют любые ненужные элементы (ящики, тряпки, древесину), лучше всего делать каркас из алюминиевой/стальной проволоки. Способов создания модели существует несколько. Маленькие и средние по размеру фигуры делают из алюминиевой основы, используя обычную связку благодаря эластичности материала.
А вот стальная проволока предполагает реализацию комбинированного метода – определенные части каркаса связывают плоскогубцами, другие соединяют методом сварки. Лучше всего делать фигуры по каркасной технологии пустотелыми.
Преимущества создания пустотелой скульптуры:- Возможность сэкономить материалы – когда речь идет про производство больших фигур, бетона понадобится слишком много (при выборе заливки и внутри тоже).
- Легкость – при необходимости транспортировки фигуры изделие весом в несколько сотен килограммов придется передвигать с привлечением спецтехники.
- Более эффективное покрытие каркаса бетоном, аккуратность.
Бетонная скульптура по каркасной технологии создается достаточно просто: сначала делают каркас из проволоки, его обтягивают строительной сеткой с точной передачей объемов и форм. Потом на каркас мастерком и шпателем наносят бетон. Новый слой добавляется лишь после высыхания предыдущего. Наносить бетон на скульптурный каркас нужно аккуратными и легкими движениями.
Потом бетону дают полностью высохнуть и набрать прочность. Если есть какие-то недочеты, их исправляют до окончательного схватывания смеси – удаляют подтеки, неровности и т.д.
Заливка в готовые формы
Бетонную смесь можно залить в форму, которая позволит получить фигуру определенного объема, конфигурации. Готовые формы можно купить или сделать из каких-то емкостей своими руками. Чаще всего мастера сами делают то, что им нужно, так как ассортимент в магазинах достаточно сильно ограничен. Как и в случае с каркасом, вовсе не обязательно заливать в формы какие-то сложные конструкции – достаточно сделать общую форму, а потом все остальное выполнить вручную.
Так, небольшие грибы заливают с использованием старого таза, пластиковой бутылки. Шапка заливается в таз, ножку делают путем заливки смеси в пластиковую бутылку (после затвердения материала достаточно просто разрезать бутылку). Проявив смекалку и воображение, из подручных средств можно создать самые разные интересные фигуры, которые потом достаточно просто обработать.
- Песок тщательно просеивают, чтобы исключить вероятность попадания в раствор крупных фракций, мусора.
- Песок и цемент смешивают в пропорции один к трем, если есть возможность выбрать между серым/белым цементом учитывают пожелания по цвету. На белой основе все краски смотрятся более яркими и насыщенными, но серый цемент стоит меньше.
- В смесь песка и вяжущего постепенно доливают чистую воду, можно добавить пластификатор (исходя из пропорции 200 миллилитров на 50 килограммов цемента).
- Раствор перемешивают очень аккуратно и тщательно, по консистенции готовая смесь должна быть похожа на густую сметану.
После того, как бетон залит в форму, ее накрывают пленкой и дают высохнуть в течение 12 часов. Желательно защитить от влаги, дождя. Потом изделие можно достать из формы, позволить ему набрать прочность и покрасить.
Идеи поделок для начинающих
Начинать стоит с самых простых фигур и скульптур. Это могут быть грибы, гномы, звери, разные персонажи из сказок. Причем, когда речь идет о ярких фигурках, учитывать стоит не столько сложность выполнения самой скульптуры, сколько придание ей яркости и соответствия эскизу. Так, обычный гриб – это ножка и полукруг, а вот схожесть с задумкой ему придает правильное окрашивание.
То же касается животных и персонажей из сказок – сами формы несложные, а вот красиво расписать сделанные фигурки умеют не все. Ниже представлено множество вариантов простых поделок, с которых можно начать создание скульптур и изделия из бетона.Бетонный грибок
Грибы тоже бывают разными – из бетона можно сделать боровик или мухомор, украсив сад и приусадебную территорию. Точную копию модели грибов получить вряд ли получится, да это и не нужно. Грибы ведь не идеальны в природе. Гораздо важнее добиться сходства фигурки с самой идеей и придать ей красивый вид. Для скульптуры используют бетон, по консистенции напоминающий чуть подтаявшее сливочное масло.
Пошаговая инструкция создания бетонного гриба:- В песке сделать глубокой миской углубление.
- Положить на дно лист лопуха (он сделает поверхность шероховатой).
- Взять пластиковую бутылку либо свернутый в трубку рубероид/линолеум.
- Залить обе части бетоном.
- После того, как все элементы подсохли, можно залить новым раствором верхушку и объединить оба элемента.
- Выждать 2 дня до полного высыхания, на протяжении которых статуэтка должна быть накрыта пленкой.
Обычно для полноценной композиции создают несколько грибов разного размера и размещают их по территории. Можно сделать настоящие грибные поляны, которые очень красиво смотрятся на зеленом газоне.
Использование листьев
Для создания фигур из бетона можно использовать листья мальвы, ревеня, лопухов и иных растений. Таким образом получаются красивейшие заготовки из бетона. И вовсе не обязательно искать формы по всей Москве – часто в магазинах представлен гораздо более скудный ассортимент, чем может придумать человеческая фантазия.
Как создать изделия из бетона и листьев:- Замешивание раствора из 1 части портландцемента и аналогичных по объему трех частей песка, добавление воды до тех пор, пока смесь не получится по консистенции напоминающей творог.
- Засыпка в миску невысокой горки из песка, укладка сверху целого листа растения.
- Заливка листа цементным раствором.
- Отделение листа после высыхания и получение красивой рельефной поверхности.
- Покрытие изделия краской в соответствии с задумкой.
Таким же образом получают бетонные шары, имитации валунов, фигурки в виде полусфер.
Важно потом правильно окрасить изделие, чтобы оно получилось действительно красивым и оригинальным. Так, листья красят не только зеленой, но и золотой краской, делая шикарные подставки под клумбы.
Создание скульптуры из бетона – это возможность не только сэкономить на покупке готового изделия, но и интересный, увлекательный процесс. При условии соблюдения технологии и выполнения всех этапов фигурки получаются прочными, надежными и красивыми.
1beton.info
Как сделать скульптуру из бетона своими руками
Скульпторы не любят бетон. И положа руку на сердце, тому есть причины. Щебень, даже мелкий, усложняет проработку тонких деталей, для лепки бетон приспособлен плохо, ещё и долго схватывается.
Но, как ни странно, как материал скульптур для парка, дворика или детской площадки бетон вполне по плечу даже рядовому домашнему мастеру.
Конечно, материал сложный, зато по прочности и долговечности конкурент ему, разве что, гранит или бронза. Но с ними и работать куда труднее. К тому же и мелкие детали сделать есть способы, и приготовить пригодный для лепки скульптуры состав своими руками тоже можно. Но, начнём по порядку.
Необычная скульптура из бетона, в совершенстве имитирующая деревянный парусник
Содержание:
1. Три шага до скульптуры.
1.1 Замысел.
1.2 Эскиз.
1.3 Масштабная модель.
2. Как переносить размеры модели.
3. Как сделать каркас скульптуры.
4. Укладка бетона на каркас.
5. Окончательная отделка скульптуры.
6. Состав бетона.
7. Осталось немного и в том числе ТБ.
Видео-версия статьи
Три шага до скульптуры
Замысел
Сразу решим, где разместится наше будущее творение. Для украшения парка лучше что-то отдыхающее: фигуры людей, животных, либо абстрактные украшения. Для детской площадки подойдут персонажи из сказок или мультфильмов.
Если бетонную скульптуру можно задействовать в игре — замечательно!
Эскиз
Рисунок будущей скульптуры. Если получится сделать его точно и подробно — хорошо. Если ещё и в масштабе, совсем замечательно. Если же нет, хотя бы в самом общем виде, примитивно, лишь бы самому было понятно. Или подобрать готовый в интернете. Главное — определиться с размерами (рис. 1), хотя бы основными, это обязательно.
Определяемся с размерами будущей скульптуры
Масштабная модель
Эскиз сделали, но приступать к работе ещё рано. Следующий шаг — модель будущей скульптуры.
Модель делаем из глины или пластилина. В тонкие детали, скажем хвост и лапы кошки с рис. 1 вставим проволоку для жёсткости.
Если нет навыков лепки и желания их осваивать, подходящую модель подыскиваем в магазине игрушек, на «блошином» рынке или создаем на 3D принтере.
Совет. Порой элемент замечательно выглядит на крохотной модели, а увеличенным не смотрится. Чтобы такого избежать, старайтесь подбирать размер модели в масштабе порядка 1:5. Скажем, для метровой скульптуры модель в 20 см самое то.
Для чего нужна модель? Поясним на примере.
Чтобы скопировать готовый рисунок есть один из способов: оригинал расчерчивают сеткой из одинаковых клеточек, а затем маленькими простыми «кусочками» переносят в такую же или пропорционально увеличенную (уменьшенную) сетку (см. фото).
Перенос рисунка по клеточкам
Похожим образом можно копировать и скульптуру. Единственно, переносить будем не плоскость, а объем, поэтому и оригинал нужен объёмный.
Как переносить размеры модели
Для разметки и перенесения размеров с модели на оригинал, сделаем простое приспособление.
Оно представляет две прямоугольные «беседки» из прутьев, с крышей в виде сетки, с натянутыми нитями или тонкой проволокой, или сварной сеткой. Называется такое приспособление — копировальная рамка. Маленькая ставится над моделью, а пропорционально увеличенная — в месте изготовления скульптуры. По отвесу замеряем рулеткой размер на модели и переносим. Сначала на каркас, затем и на скульптуру. Как это делать, понятно по рис. 2.
По отвесу замеряем рулеткой размер на модели и переносим на скульптуру.
Главное, в процессе разметки не сдвигать разметочные станки, а если это необходимо, возвращать точно в то же место.
Как сделать каркас скульптуры
Для бетонной скульптуры каркас это 80% работы. Он задаёт её общий вид и пропорции, придаёт скульптуре прочность, удерживает бетон в процессе лепки.
Начинаем с основного каркаса. → Свариваем (по ссылке рассказано о сварке инвертором) его из прочных элементов — труб, проката, толстой арматуры. Пока бетон твердеет, этому каркасу приходится нести его вес то есть, практически вес всей скульптуры.
«Первичный» скелет служит опорой для каркаса «вторичного», который:
- удерживает бетон в процессе лепки, передавая нагрузку от его веса на основной каркас;
- служит основой сетки удерживающей бетон;
- определяет основные элементы скульптуры, за исключением самых маленьких деталей;
Вторичный каркас сгибаем из гладкой арматуры 6-8 мм, соединяем сваркой, скрутками из проволоки. Подойдет и «рифлёнка» А-II; А-III. Её труднее гнуть, но для относительно ровных деталей она ещё лучше.
В завершение, большие промежутки между прутьями вторичного каркаса закрываем сеткой или заматываем проволокой, закрепляя скрутками. Расстоянием между витками или ячейками сетки оставляем приблизительно в 2,5-3 см.
В результате получаем проволочную скульптуру, размером на 2-6 см «худее» чем будущая бетонная.
Составляющие каркаса видны на примере скульптуры дельфинчика для фонтана (рис 3).
Составляющие каркаса скульптуры
Укладка бетона на каркас
Для укладки смеси понадобится пара шпателей, мастерок, штукатурный ковш. Чтобы укрывать бетон от пересыхания запасёмся непрозрачной полиэтиленовой пленкой.
Скульптуру высотой 1,5 м и выше не сделать без → кóзел, или хотя бы → стремянки (по ссылкам рассказано как сделать козлы или стремянку своими руками).
Постамент скульптуры, если он необходим, отливаем из обычного бетона в опалубке, причём за три-четыре дня до начала работы по скульптуре, чтобы успел схватиться.
Готовим смесь для тела скульптуры (см. раздел «Бетон для лепки») и начинаем укладывать на каркас с самых простых мест.
Укладываем смесь, набрасывая или намазывая её на каркас с помощью мастерка. Для больших порций используем ковш.
За один заход, нужно постараться выполнить какой либо элемент скульптуры, выделяющийся рельефом, какими то иными границами. Такие участки заранее наметим на модели.
Заполнив некоторый участок, приглаживаем смесь, формуем её поверхность шпателями, шаблонами и просто пальцами.
Если приходится делать много повторяющихся деталей, заранее стоит вырезать из дерева подходящий штамп.
Кроме того, для шаблонов и штампов иногда подходят самые разнообразные предметы. Скажем фактуру, имитирующую короткую шерсть можно сделать короткой жесткой кистью, борозды «под кору» продавить частым гребнем, а шерсть животного — металлической расческой.
Интересные узоры получают накаткой фактурными валиками.
Повторяющийся рельеф можно выполнить фактурным валиком
Совет. На вертикальных и «обратных» поверхностях бетон толще 2-2,5 см не держится. Нужный массив получают, укладывая смесь в несколько слоёв. При этом не торопитесь. Смесь через пол часа — час может показаться достаточно «прихватившейся» (особенно с добавкой гипса), а при укладке новой порции отвалиться целым пластом.
Окончательная отделка скульптуры
Отделку поверхности смеси начинаем уже на следующий день после укладки. Бетон ещё не набрал прочность и его можно резать хоть ножом. Это последняя возможность исправить допущенные огрехи без особого труда.
Бетон в этом состоянии заглаживаем до состояния строганой доски, правим и дополняем фактуру, делаем → железнение.
Декоративному бетону, прежде чем его шлифовать, дадим выстояться хотя бы неделю. Если начать раньше, частички щебня и песка будут выворачиваться, образуя раковины и борозды.
Крупные детали и плоские поверхности шлифуем «болгаркой» с насадкой в виде абразивной чашки. Мелкий рельеф — лепестковыми насадками из наждачной бумаги, насадками с мягкой основой и вручную — обычной шкуркой.
Полируем «мокрым» способом, смачивая водой и абразивы, и сам бетон.
Совсем уж крохотные детали или орнамент для бетонных скульптур требуются редко. Если все же ваш замысел требует «волосяной» точности, обработку делаем по схватившемуся бетону. Работаем режущими дисками маленькой «болгарки», перфоратором, молотком и тонкими зубилами разной формы.
Состав бетона
Для лепки нужна пластичная бетонная смесь, хорошо прилипающая к металлу каркаса и к уже уложенным слоям.
Основа её обычный либо декоративный → бетон плюс добавки (по ссылке рассказано о приготовлении бетона своими руками). Декоративный бетон отличается тем, что вместо обычного серого цемента, используем белый, а в качестве щебня цветную крошку (мрамор, гранит, синтетические камни и т.д.).
Основные добавки — гашёная известь и глина. Они и превращают строительный бетон в скульптурный, который не растекается, а сохраняет форму, которую мы ему придадим.
Глину лучше брать каолиновую. Шамотная глина или бентонит дадут сероватый оттенок, что в декоративном бетоне может быть нежелательным.
В качестве пластификаторов, уменьшающих потребность бетона в воде, используем клей КМЦ и (или) ПВА эмульсию. Они хороши еще и тем, что КМЦ повышает вязкость бетона, а ПВА увеличивает адгезию («прилипаемость»). Так же можно добавлять специальные пластификаторы для бетонов.
В бетон для первых слоёв добавим и полипропиленовую фибру. Она улучшит сцепляемость слоёв, сведёт почти к нулю риск трещин, увеличит морозостойкость.
Ускорит схватывание и облегчит лепку добавление гипсовой смеси для штукатурки. Её минус — снижение устойчивости бетона к атмосферным воздействиям, поэтому использовать её нужно с осторожностью, не превышая дозировку.
Один из вариантов состава скульптурного бетона:
№ пп | Наименование | Количество | Примечания | |
В объёмных долях | В кг на м³ смеси | |||
1 | Цемент ПЦ М500 | 12 | 260 | Для декоративного бетона цемент ПБ500, кварцевый песок, мраморная или иная декоративная крошка |
2 | Мытый песок | 22 | 520 | |
3 | Щебень фракции 3-5 мм | 39 | 990 | |
4 | Вода | 8 | 110 | |
5 | Известь гашёная | 5 | 70 | |
6 | Глина | 5 | 120 | для декоративного бетона каолиновая |
7 | Фибра полипропиленовая 6-10 мм | 6 | 25 | Для нижних слоев |
8 | Гипсовая штукатурная (шпаклевочная) смесь | 2 | 20 | Не используется с быстротвердеющим цементом |
9 | КМЦ | 0,5 | 3 | |
10 | ПВА | 0,5 | 9 | |
11 | Цветные пигменты | До получения нужного оттенка | ||
Итого: | 100 | 2127 |
КМЦ и ПВА заранее размешиваем в воде. Гипс, фибру и цемент смешиваем в сухом виде. Известь и глину добавляем вместе с песком и щебнем.
По консистенции должно получиться что-то среднее между мягким сливочным маслом и густой сметаной.
Осталось немного и в том числе ТБ
Особых опасностей лепные работы не создают. Но элементарные правила техники безопасности нужно соблюдать и здесь.
Уникальная бетонная скульптура — памятник Артёму в Святогорске
Избегайте контакта открытой кожи с жидким бетоном — используйте шпатели, перчатки с полимерным покрытием. Работая болгаркой, перфоратором, даже просто зубилом и молотком надевайте защитные очки. При шлифовке «на сухую» не забывайте о респираторе.
Для серийных поделок метод лепки неудобен. Он для уникальных, «штучных» скульптур и композиций.
Конечно, не стоит сразу браться за крупные и сложные по форме скульптуры. Начните с небольших изделий до полуметра размером.
Что же касается изложенных в статье принципов, помните завет Петра I: не держитесь устава — «…яко слепой — стены, ибо там порядки писаны, а времён и случаев — нет».
Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!chonemuzhik.ru
Скульптуры из бетона и советы мастеров по их изготовлению
Скульптуры из бетона, сделанные для сада своими руками, мечта многих самоделкиных, творческих и активных любителей искусственного камня.
Существует много различных способов изготовления садовых бетонных фигур, но основных два: с использованием металлического или не металлического каркаса, обтянутого строительной сеткой, и литьё бетона в изготовленную самостоятельно или приобретенную готовую форму.
Изготовление бетонной фигуры на металлическом каркасе
В настоящей статье будет рассказано о первом варианте, которым пользуются многие известные мастера такие, как T.Neil, В.Колесников, В.Сазонов и многие другие.
Обычно о тонкостях технологии изготовления своей скульптуры из бетона исполнитель делится неохотно, избегая подробностей и публикуя только основополагающие моменты своей работы.
Более подробно описывает эту работу в своих книгах по изготовлению бетонных фигур мастер из США T.Neil.
Книга Т.Нила о бетонных скульптурах
Т.Нил об изготовлении садовых фигурок
Его скульптуры из бетона получаются достаточно прочные и выдерживают даже длительные транспортировки до Заказчика.
В своих книгах автор дает советы по выбору необходимых материалов, по методам смешивания и подготовки состава бетона. За 30 лет работы им было создано более трехсот различных фигур из бетона.
T.Neil использует метод каркасной технологии без использования какой-либо подложки под сетку, которая крепится к каркасу (скелету) фигуры. Обычно подложку (пенопласт, картон, плотная ткань и другие аналогичные материалы) используют с целью экономии бетонной смеси. Иначе, при определенных условиях замеса, она может частично опадать на основание конструкции при нанесении ее на сетку. Это происходит из-за недостаточной липкости раствора или из-за слишком большого размера ячеек сетки (обратное в статье про бетонную скалу). Пример такого каркаса можно увидеть на следующей фотографии.
Скелет крокодила
С основными этапами работ и применяемыми приемами американского мастера ознакомимся на примере изготовления его скульптуры из бетона белоголового орла.
Основа скульптуры из бетона
Как легко предположить, первым шагом является строительство основания и скелета будущей конструкции.
Для этого используются арматурные стальные стержни различного диаметра (читать статью).
Металлическая сетка должна быть (желательно) оцинкованной. Сетка крепится к арматуре тонкой стальной проволокой. Перед тем, как начинать работу по изготовлению каркаса, автор заготавливает большое количество отрезков проволоки длиной около 20 см. Ими в дальнейшем методом скручивания прикрепляет сетку к арматуре через каждые 7-8 см.
В нижней части конструкции в сетке делается несколько отверстий, через которые заливается жидкий бетон для получения тяжелого основания будущей фигуры.
Его скульптуры из бетона в верхней части обычно остаются полыми. Но при этом слой бетона иногда достигает 10 см. Если имеются тонкие или важные несущие элементы, они полностью заполняются бетоном для получения дополнительной прочности изделия.
Из инструментов для работы с бетоном автор использует различные мастерки и шпатели (см. фото в статье по предыдущей ссылке).
Технология нанесения бетона
После нанесения слоя бетона, когда тот начинает застывать, мастер делает на поверхности бетона борозды. Это делается для того, чтобы следующий слой имел прочную связь с предыдущим.
Многие самоделкины рекомендуют наносить последующий слой не дожидаясь полного застывания предыдущего с целью улучшения сцепления. Наш автор настоятельно советует дождаться полного его отвердения (хотя бы в течение семи дней). Это также подтверждено при изготовлении одного из экземпляров бетонного пустотелого ангела.
Время можно значительно сократить. Для этого в бетонную смесь вводят ускоритель твердения. Так мы делали при изготовлении садовой вазы для цветов. Влияние ускорителей также очень важно при изготовлении смеси для строительного 3d принтера.
Т.Нил рекомендует наносить бетонный слой толщиной около 2 см. Всё зависит от состава смеси. Многие цементные штукатурки позволяют за один заход положить слой в 5 см.
Нила можно понять, он использует в данном случае обычный бетон без полимерных добавок. Если спешить некуда и хочется сэкономить, то это вполне приемлемый вариант.
Защита бетона
Автор также отмечает, что бетон может поглощать влагу глубиной до 2 см. Это справедливо, если в состав смеси не вводить гидрофобы (защита от влаги). Но если это сделать, то наносимый бетонный слой может быть значительно более тонким.
Т.Нил за счет дополнительной (защитной) толщины бетона предохраняет от коррозии металлическую арматуру и сетку. Кстати он использует, на всякий случай, оцинкованную сетку. Правда она значительно дороже обычной из черного металла.
Конечно арматура не должна ржаветь, так как при этом она расширяется и разрушает окружающий бетон. Со временем конструкция может сильно потрескаться и потерять свою прочность.
Также с защитной целью автор красит свои скульптуры из бетона самой высококачественной латексной краской (какая окраска держится дольше). Если окраска бетона производится в жаркое время, то необходимо краску разбавить водой, чтобы она успела впитаться в бетон прежде, чем успеет высохнуть.
Для приготовления бетона мастер использует три фракции гравия. Самый крупный в основании фигуры. Для центра применяется средний и самый мелкий в таких частях, как руки и ноги. На финишных покрытиях гравий не используется, а применяется только смесь цемента с мелким песком.
При необходимости получить самую прочную поверхность, можно использовать мелкозернистый бетон – как при изготовлении тонкой плитки под кирпич.
В заключение можно сказать словами автора книг: стать скульптором может любой творческий и активный человек, у которого есть желание экспериментировать.
Он так и начинал свою раннюю деятельность много лет назад.
Всем удачи в ваших начинаниях и до новых встреч на страницах kamsaddeco.com.
Вот еще несколько работ знаменитого мастера.
Статьи по теме
Какую металлическую сетку выбрать для скульптуры
Искусственный декоративный валун из бочки
Бетон и Гауди
Как сделать скалу у воды
Ажурная бетонная сетка
Бетон и цвет
Бетонные фигуры. Технология изготовления
Советы самоделкиных. Часть 1
Советы самоделкиных. Часть 3
Как сделать оболочковую силиконовую форму
Скульптурный бетон
Изготовление силиконовой формы
Лепим вазу для цветов
Изготавливаем садовый фонтан с ангелом
Видео – Скульптуры Т.Нила
kamsaddeco.com
Три способа сделать скульптуру из бетона своими руками
Скульптура может быть изготовлена с использованием различных материалов, в том числе бетона. Существует три способа создания скульптуры из бетона.
Все три метода помогут изготовить красивые бетонные скульптуры своими руками.
Литье бетона
Прежде чем смешивать бетон, вы должны сначала подготовить форму под отливку. Для литья может быть использована самодельная форма, изготовленная из пластика или пенополистирола, либо купленная в хозяйственном магазине. Вы также можете найти широкий ассортимент форм для отливки бетона в Интернете.
Насыпьте бетонную смесь в большую емкость или тачку. Смешайте воду и содержимое мешка. Обычно для 36 кг смеси требуется около 2,8 литров воды. Добавьте примерно две третьи воды к бетонной смеси.
Отложите две чашки, объемом 0,5 литра, сухой смеси. Скорее всего, она вам понадобится, если консистенция станет слишком жидкой.
Обязательно прочтите инструкцию по приготовлению бетонной смеси на мешке и убедитесь, что у вас правильное соотношение воды с сухим компонентом
Смешайте бетон. Используя миксер по бетону, мотыгу или мастерок. Продолжайте добавлять воду, которую вы оставили, пока не достигните густой, похожей на овсяно – подобную консистенцию. Готовая бетонная смесь должна держать форму, если вы сжимаете ее в кулак.
Слишком жидкий бетон легче налить, но не долговечен и дает сильную усадку при испарении влаги. Добавьте больше воды, если ваша смесь очень сухая и рассыпчатая
Вылейте бетон в форму. Медленно наполните форму приготовленной смесью до максимума. Используйте мастерок для разглаживания поверхности.
Вы можете нанести на поверхность формы небольшое количество моторного масла перед заливкой бетонной смеси. Масло поможет легко вытащить модель из формы, не повреждая изделие
Разберите форму. После того, как бетон подсохнет, должно пройти не меньше 14 часов, разберите форму. В большинстве случаев формы разбираются через сутки. Изделие удаляется и форма остается не поврежденной, иногда форму приходится разрезать.
Перед использованием скульптуры или изделия дайте отстояться около недели (7 дней). В этот период изделие набирает первоначальную прочность. Полный набор прочности происходит через 28 дней
Если вы купили форму, то обязательно прочтите инструкцию, которая пояснит, как правильно пользоваться формой и не повредить модель.
Резьба по бетону
Подберите для себя инструменты. Необходимо найти режущие инструменты – ножи, скребки, петлевые стеки и т.д., которые используют при работе с глиняной скульптурой, они лучше всего подходят для резки бетона. Эти инструменты вы найдете в любом художественном магазине.
Можете поискать медицинский инструмент, который продается в специализированных магазинах. Вероятнее всего, вы подберете, что-то из него.
Главное, что любой из этих инструментов вы можете изготовить самостоятельно, либо придумать любой удобный вам
Подготовьте эскиз, который поможет вам следовать задумке. Нанесите на поверхность очертания с помощью карандаша или мела.
Подготовьте бетонную смесь. Можете воспользоваться инструкцией на мешке. Замешайте смесь в корыте или тачке. Обычно для 36 кг смеси требуется около 2,8 литров воды. Добавьте примерно две третьи воды к бетонной смеси.
Отложите две чашки, объемом 0,5 литра, сухой смеси. Скорее всего, она вам понадобится, если консистенция станет слишком жидкой.
Продолжайте добавлять воду пока не достигните густой, похожей на овсяно – подобную консистенцию. Готовая бетонная смесь должна держать форму, если вы сжимаете ее в кулак.
Убедитесь, что у вас правильное соотношение воды с сухим компонентом
Количество времени, которое вам нужно ждать, будет зависеть от толщины наносимой бетонной поверхности. Бетон готов к резке, когда он достаточно плотный, но еще податливый и хорошо держит форму.
Перед тем, как бетон полностью высохнет, начните вырезать свою задумку с помощью подготовленных инструментов для скульптуры. Работу необходимо начинать сверху и плавно перемещаться вниз. Работать нужно быстро, т.к. бетон быстро сохнет. Попробуйте закончить отдельный участок в течение часа после нанесения раствора.
Если вы работаете голыми руками, намажьте руки вазелином – это поможет защитить кожу.
Избегайте повреждений свежей поверхности. Она затвердеет через 24 часа, а первоначальный набор прочности будет длиться 7 дней.
Окрашивание. Через 7 дней вы можете приступить к окрашиванию изделия. Используйте акриловые краски, они более яркие.
Изготовление скульптуры с использованием сетки
Режем сетку. Вырежьте металлическую сетку. Можно воспользоваться обычной штукатурной сеткой, с клеткой 5-7мм. На мой взгляд она самая удобная. Эта сетка будет основой для вашей скульптуры. Она будет держать влажный бетон пока он не высохнет и служить как армирующий слой.
Используйте сетку, которая сможет держать форму
Оберните сетку вокруг чего-то плотного. Если вам сложно создать из сетки нужную форму, попробуйте обернуть сетку вокруг чего-то плотного, например картона или пенополистирола, чтобы сформировать желаемую форму скульптуры.
Сделайте замес. Смешайте бетонную смесь и воду в корыте или тачке. Можете использовать бетономешалку, мастерок, мотыгу или миксер. Тщательно перемешайте раствор.
Обычно для 36 кг смеси требуется около 2,8 литров воды. Добавьте примерно две третьи воды к бетонной смеси. Воду можете добавлять по мере необходимости. Раствор не должен быть слишком сухим.
Продолжайте добавлять воду пока не достигните густой, похожей на овсяно – подобную консистенцию. Готовая бетонная смесь должна держать форму, если вы сжимаете ее в кулак.
Перед смешиванием компонентов, обязательно прочтите инструкцию на мешке. Там указаны четкие соотношения воды и смеси
Нанесите бетон на сетку. Используйте мастерок или шпатель что бы нанести раствор на поверхность сетки. Наносите тонкими слоями и пробуйте набрать желаемую форму. В начале наносите общие формы не вдаваясь в подробности. Детали можно проработать, когда бетон станет плотным, но останется достаточно податливым.
Слишком большой слой может сползти с поверхности
Позвольте бетону высохнуть. Бетон будет сухим на ощупь в течение 24 часов. Первоначальный набор прочности произойдет в течение семи дней. Избегайте прикосновения или перемещения скульптуры в это время.
Окрашивание изделия можно производить через 7 дней. Используйте акриловые краски, они более яркие.
Расскажите друзьям:
Теги:своими рукамисвоими руками из бетона
scultore.ru
Бетонные скульптуры и как они изготавливаются
Бетонные скульптуры, изготовленные профессионалами, вызывают у многих неподдельное восхищение и уважение, а также желание научиться выполнять эту работу самому своими руками.
В предыдущей статье был дан обзор советов известного американского мастера Т.Нила, который делится своим тридцатилетним опытом работы в этом направлении.
Работа Т.Нила
Фестивали бетонных скульптур
Подтверждением того, что и в России бетонные скульптуры изготавливаются очень многими мастерами, являются ежегодные проведения конкурсов и фестивалей, где демонстрируют и делятся секретами своего мастерства профессиональные скульпторы.
Совсем недавно (в июле) прошел фестиваль бетонных скульптур в г. Братске, где специалисты из сибирских городов в течение двух недель трудились над созданием бетонных героев из российских мультфильмов.
Бетонные скульптуры и арматура
Также как и Т.Нил все они используют технологию нанесения бетонной смеси на металлическую сетку, закрепленную на металлическом каркасе (арматура и проволока).
Металлический каркас
В начале работы делается опалубка и заливается бетонное массивное основание с крупным щебнем (обычно из автомиксера). В него предварительно вставляется металлическая несущая арматура, к которой в дальнейшем крепится скелет конструкции.
Бетонное основание
Бетонные скульптуры включают в себя не только сказочных героев, но и различные предметы, такие как стволы деревьев, заборы, телеги, велосипеды и многое другое.
Проволочный велосипед
Большая часть арматуры соединяется между собой сваркой.
Сварка скелета фигуры
Металлический скелет фигуры
Сварной скелет коня
Мелкие элементы формируются тонкой проволокой. Ей же крепится металлическая сетка к каркасу. Какую сетку используют мастера видно на фотографиях. Но в основном это строительная сетка под основание штукатурки.
Металлическая сетка внутри каркаса
Металлическая сетка снаружи каркаса
Прежде чем начинать сварочные и бетонные работы делается эскиз будущей скульптуры с прорисовкой скелетной формы.
Начальный этап – эскиз бетонной скульптуры
Несомненно профессиональному скульптору намного проще повторить в бетоне (а сначала в металле) свою задумку. И если Вы хотите создать своими руками что-то близкое к работе мастера, то не поленитесь и как следует поработайте над эскизом. Желательно сделать несколько видов с разных сторон. Потом будет легче методом масштабирования перенести рисунок на каркас изделия.
Если Вы планируете делать не фантастическое существо, а человека или животного, то полезно будет иметь под рукой справочник по анатомии. В нем Вы найдете любой скелет для своей сначала металлической конструкции, а потом и то, что будет заполняться бетоном.
Надо отметить, что не каждый самоделкин умеет работать со сварочным аппаратом, но это и не обязательно. Можно использовать вместо сварки скрутку проволокой.
Инструменты для работы над скульптурой
Последние годы арматуру для фундамента тоже не сваривают, а скрепляют проволокой с помощью нехитрого приспособления.
Для получения плавных закруглений проволоки для каркаса используют простейший самодельный инструмент, который могут применить и самоделкины. К трубке с пропилом (куда вставляется проволока) приварена ручка (металлический профиль).
Приспособление для гибки проволоки
Мастерами при работе с бетоном использовались обычные мастерки, кисти и металлические щетки. Для выравнивания шероховатостей на застывшей поверхности применялась шлифовальная шкурка. Иногда использовали отрезной круг, если имелась необходимость внести изменения или дополнения в застывший образ.
Окраска бетона
Для придания цвета краситель в состав бетонной смеси не вносился. Бетонные скульптуры окрашивали после полной просушки и обработки поверхности. Перед окраской для дополнительной защиты от влаги и укрепления поверхностного слоя бетонные фигуры пропитывали латексной грунтовкой, также как это делают по цементной штукатурке.
Метод окраски бетона аналогичный методу, который применялся при изготовлении фигурки нэцке. На фестивале все бетонные скульптуры были окрашены под состаренную бронзу (как декорировался бетонный барельеф или настенный крест из гипса).
Окраска бетонных скульптур
Фрагмент фигуры из бетона
Сказка из бетона
Бетонный сказочный герой
По составу бетонной смеси мастера особых секретов не раскрывают, объясняя тем, что состав обычный. Но по цвету бетона можно предположить, что одни используют темный коричневый пластификатор, другие для ускорения твердения и увеличения прочности конструкции добавляют белый цемент (но он значительно дороже серого портландцемента).
Не крашенный бетон
Обработка бетонной поверхности
Некоторые комментарии на эту темы были даны по советам Т. Нила в предыдущей статье. Также можно отметить, что многие российские мастера и самоделкины добавляют (для придания большей пластичности) в бетонную смесь моющее средство типа Fairy (0,1 – 0,5% от веса цемента). Оно является и пластификатором, и воздухововлекающим компонентом. Смесь получается более легкой, но прочность такого бетона ниже и поэтому его желательно использовать в последнем поверхностном слое фигуры, где необходимо проработать тонкие и мелкие детали.
Всем удачи в вашем творчестве и до новых встреч на страницах kamsaddeco.com.
В заключение несколько примеров работ из-за рубежа.
Бетонные скульптуры в Финляндии (автор скульптор-самоучка В.Рёнккёнэн):
Бетонные скульптуры под водой в Мексике около полуострова Юкатан (автор скульптор Джейсон де Кайрес Тейлор):
Статьи по теме
Выбираем сетку
Декоративный валун своими руками
Изготовление и покраска бетонной маски
Технологии строительства Гауди
Скала у воды
Шары из бетона
Бетон и цвет
Прочность окрашенной поверхности
Декорирование под мрамор
Искусственный мрамор из бетона, гипса и смолы
Советы самоделкиных. Часть 1
Советы самоделкиных. Часть 3
Художественный бетон
Скульптурный бетон
Оболочковая форма из компаунда
Изготовление силиконовой формы
Лепим вазу для цветов
Изготавливаем садовый фонтан с ангелом
Видео: фестиваль бетонных скульптур
kamsaddeco.com
Скульптуры из бетона: особенности атрибута
Скульптура очень органично вписывается в ландшафт современного парка
Скульптуры из бетона достаточно давно стали непременным атрибутом садово-паркового ландшафта, претендующего хоть на какой-то апломб и неординарность. С одной стороны бетон — это не мрамор и он дешевый, бетон — это не гранит, и он достаточно технологичен и прост в обработке, наконец, бетон — это не дерево и он долговечен.
Идеальный материал скульптуры для сада? Конечно же, нет. Как и изготовленная из любого другого материала, садовая скульптура из бетона имеет свои недостатки как при производстве, так и в последующей эксплуатации.
Так чего же бетонная скульптура воплотила в себе больше, хорошего или плохого? Почему скульптуры из пенобетона не нашли широкого распространения? Попробуем разобраться.
Содержание статьи
История парковой скульптуры: от греков до Петра
Парковая скульптура берет свое начало, пожалуй, от капищ языческих богов и точное время ее появления не назовет, наверное, никто. Как культурное явление она является миру в Древней Греции, в эпоху расцвета эллинизма.
Именно тогда закладываются основы скульптуры в современном понимании этого слова.
- Древний Рим, так же немало сделал в этом направлении. И если поначалу, в момент строительства империи накопление скульптурного фонда происходило, в первую очередь, за счет военных трофеев и примитивного копирования греческих первоисточников, то в последующие этапы развития Рима можно говорить о становлении собственной школы.
- В Средневековой Европе масштабное проявление скульптуры, как прикладного и культурного явления приходиться на эпоху Возрождения.
- В Россию скульптура попала и широко распространилась стараниями Петра Великого, большого поклонника европейских ценностей. До сих пор изваяния Летнего Сада Петербурга радуют глаз современного обывателя, мягко и ненавязчиво прививая чувство прекрасного, как зрелым людям, так и подрастающему поколению.
- Русское дворянство привнесло европейскую садово-парковую скульптуру в собственные поместья и сделало ее по настоящему, массовым явлением.
О женщинах и детях
Надо сказать, что помимо героев древней мифологии и дети были весьма популярными персонажами парково-ландшафтного оформления в царское время. Ещё в 1869 году известный русский скульптор Фёдор Каменский в предместье Неаполя создаёт гипсовую скульптуру «Дети под дождём».
Идея так вдохновила и захватила 33 летнего мастера, что он через некоторое время, на основе чернового гипсового слепка создаёт из прекрасного каприйского мрамора потрясающей чистоты работу, которая, как мотив для подражания, стала чрезвычайно популярной во всей Российской империи. Тогда же появилось для неё и более романтичное и трогательное название — «Первая любовь».
Бессмертная композиция Ф. Каменского до сих пор не оставляет своей актуальности
Широко распространённой, как самостоятельный художественный объект, являлась и Венера, или на греческий манер Афродита, покровительница любви. Первенство на её открытие миру в качестве декора фонтана оставляют за собой прусские мастера. У германских народов весьма сильны ассоциации с дохристианскими религиями.
И немецкие скульпторы успешно воплотили в бронзе классический типаж появления богини из морской пены, который получил не менее классическое название — «Рождение Венеры». Порождённая ими небожительница в виде копий различного качества быстро разошлась по двум полушариям от Сан-Франциско до Сиднея.
Виды садово-парковых скульптур
Некоторые скульптурные решения, как на представленном фото, отличаются весьма оригинальным концептуальным стилем
- Статуя — фигура человека или животного, выполненная в натуральную величину.
- Памятник — выполняется в виде фигур людей, животных, бюстов, арок, памятных плит, колонн.
- Стела — массивная плита, содержащая памятные или информационные надписи и установленная перпендикулярно земле. Дополнительно может декорироваться мелкими дополнительными элементами.
- Обелиск — массивный четырехгранный столб, в проекции напоминающий пирамиду, заостренная вершина которого направлена в небо.
Другие же выполняют вполне оправданные прикладные задачи
Очень часто скульптуры выполняются в композиции. Такое решение массово применялось при оформлении фонтанов. Классическим примером может служить широко известный и во многом легендарный фонтан около Свято-Преображенского собора, в основанном англичанами городке Юзовка, нынешний Донецк.
Центральное место фонтана отводилось скульптуре полуобнажённой женщины в образе древнего божества — Афродиты.
Интересно! Знатоки донецкой старины в один голос утверждают, что среди тогдашнего местного пролетариата, представленного в массе своей шахтерами и металлургами, бытовала достаточно пошлая, но в то же время совершенно неистребимая легенда.
Якобы если мужчина прикоснётся правой рукой к груди каменной красавицы, ему немедленно, в течение целого года гарантируются головокружительные успехи в амурных делах. Любовь для истинно рабочего человека — вещь отнюдь не последняя, поэтому известная часть скульптуры в раннее советское время стала значительно выделяться на фоне остального тела слегка темноватым цветом, как раз от многочисленных прикосновений трудовых ладоней любвеобильных, но несознательных граждан.
Сложная композиция, составленная из отдельных самостоятельных элементов «Рождение Венеры» и «Дети под дождем»
Методология изготовления бетонных скульптур
Существует несколько ключевых методов, при помощи которых изготавливается парковая скульптура из бетона.
- Каркасный метод — основан на предварительном изготовлении из алюминиевой или отожженной стальной проволоки несущего скелета, который впоследствии наращивается бетонной массой до придания необходимой окончательной формы.
Каркас очень часто становится достаточно сложным элементом будущего изделия
- Формовочный метод — обуславливает использование готовой формы необходимых размеров и конфигурации. Формы для скульптур из бетона могут быть как типовые, изготовленные серийно, в условиях промышленного производства, так и самодельные, выполненные из подручных материалов по принципу наборной опалубки. Пластиковые формы для бетона для скульптур, представленные на рынке и изготовленные с помощью термопласт-автоматов, имеют хорошие показатели по прочности и отличаются низкой адгезией поверхности при контакте с таким материалом как скульптурный бетон.
- Обкладочный метод — суть заключается в том, что форма для придания габаритов будущего изделия изготавливается из легкоразрушаемого и легкоизвлекаемого материала. Изделия из скульптурного бетона, выполненные по такой технологии, должны иметь небольшие габариты и предусматривать возможность внесения в конструкции технологических отверстий с диаметром, достаточным для извлечения остатков формы. Такие отверстия в последующем легко заделываются бетонной массой и не оставляют видимых дефектов поверхности.
Обыкновенные пластиковые бутылки часто успешно выполняют роль ядра в обкладочном методе
Бетон особого назначения
Скульптурный бетон, состав которого долго не разглашался на публике, на самом деле имеет достаточно простую рецептуру. Дьявол, как известно всегда кроется в нюансах, а нюансов в таком материале как бетон для скульптур множество.
- Всегда используйте качественный высокомарочный цемент проверенных производителей.
Современный рынок предлагает широкий выбор как производителей цемента, так и ассортимента продукции
- В качестве наполнителя необходим обогащенный кварцевый песок. Модуль крупности напрямую зависит от размера будущего изделия, которое будет трансплантироваться в садово-парковые ландшафты.
Модуль крупности песка напрямую зависит от размера будущей скульптуры
- Не меньшую роль играет пластификатор. Его роль, в зависимости от конкретных условий могут выполнять: моющее средство типа «Фейри», клей ПВА, клей типа Бустилат, целевые модифицирующие присадки.
- При выполнении работ на плоскостях близких к вертикали полезно добавлять фиброволокно для повышения качества удержания массы на поверхности.
- Отлить скульптуру из бетона проще с использованием следующей рецептуры: 1 часть цемента марки М-500, кварцевый песок обогащенный — 2,5 части, гипс строительный — 0,25 части, пластификатор из расчета 25 грамм на килограмм бетонной массы.
- Для придания поверхностной прочности полезно применять метод железнения поверхности, втирания сухого цемента в сырое изделие. Таким способом можно добиться очень высокой водостойкости поверхности и практически зеркального блеска. Скульптура своими руками из бетона, подготовленная таким образом, на порядок увеличивает как стойкость к внешним воздействиям, так и общую прочность поверхностного слоя.
В качестве информационного бонуса пользователям нашего ресурса мы предлагаем технологию, которая предусматривает изготовление скульптур из бетона, в качестве основной своей массы, однако, сверху такое изделие будет иметь покрытие имитирующее мрамор.
Такая технология, разработанная специалистами болгарской общины, использовалась до революции 1917 года при изготовлении скульптурных форм, в которые входили и парковые. Совместными усилиями с членом Союза художников Украины, скульптором Василием Боковым, нами проведена технологическая реставрация и удалось восстановить нюансы практически утраченного производства.
Рождение богов
Вот о чём Василий Алексеевич, собственно, поведал.
Из грязи в князи
Недра нашего края хранят в себе и залежи первоклассного каолина, белой глины с уникальными характеристиками.
Каолинитовая глина очень и универсальное и ценное сырье
Основу наружного слоя такой фигуры составляла так называемая шамотная масса. Смесь равных частей тщательно очищенной, выдержанной и созревшей в расстоечных ямах каолиновой глины и шамота.
Такой мелкой, с гречишное зерно, обожженной глиняной крупы. В современных условиях роль шамотной массы может с успехом отыграть просеянный бой огнеупорного шамотного кирпича. Крупная, в рост человека фигура была не цельной, а состояла из нескольких сегментов.
Держим форму
Под эти составные части мастерами-модельщиками производились выбоечные формы, досконально повторяющие все детали будущего изделия. Работа, если и не ювелирная, то, как минимум, высококвалифицированная. В наш технологический век в вопросе, как отлить скульптуру из бетона, мы можем использовать массу современных технологий, к примеру, литье формы из компаундов с достаточными прочностными показателями.
Однако более века назад все было несколько сложнее. Форма была многоразовой и являлась основой всей будущей производственной серии. Готовые выбойки подготавливались к работе с шамотом в несколько этапов: очистка, циклёвка, пропаривание.
Только после всех этих обязательных и в чём-то, магических процедур, в них заливалась подготовленная вязкая и пластичная масса, которой ещё предстояло, как следует устояться, и выдавить воздух из поднутрений. Если пазухи получались массивными, то выдавливание воздуха обеспечивалось через предварительно просверленные отверстия малого диаметра. Как делать их, в каком количестве решалось путем практического опыта на конкретном изделии.
Крещение огнем
После этого для будущего шедевра наставал черёд испытания огнём. Самая, пожалуй, ответственная часть процесса. Горновая печь для обжига была довольно специфическим сооружением и по большому счёту представляла собой домну в миниатюре.
Примерно в таких печах китайцы, в своё время, под чутким руководством председателя Мао осваивали азы металлургии чуть ли не в каждом дворе по всей Поднебесной. В современных условиях роль инструмента для обжига отлично исполнит муфельная печь достаточного объема.
Температура обжига частей изделия была сугубо индивидуальной, подбиралась конкретным опытным путём и колебалась в пределах совсем нешуточных 900-1200 градусов. Прокаленный и запечённый по всей глубине массив заготовки, потом в той же печи медленно и остывал для снятия возникших в таком адском огне внутренних напряжений.
При всём опыте и умении повелителей огня процент брака на этой по-настоящему горячей стадии был очень высок от 25 до 40 процентов заготовок. В наше время с учетом возможностей контроля за температурой на всех стадиях, получить выход качественных изделий несравненно проще.
Заливаем бетон
Далее наставал черёд кропотливого сбора остывших заготовок в единое и прекрасное целое. Для этой работы люди подбирались с точными движениями и крепкими нервами. Чего только стыковка и разделка швов стоила.
Поскольку, полученная таким образом керамика оставалась достаточно хрупкой и чувствительной к внешним воздействиям, в пустоты фигуры, для монолитности, заливалась смесь из цемента и тщательно промытого мелкозернистого кварцевого песка.
Наводим глянец
После того, продолжает раскрывать болгарские тайны Василий Алексеевич, как усиленное цементно-кварцевым раствором изделие выстаивалось 3 недели, над ним совершали последний волшебный штрих. Глянцевали поверхность мудрёной восковой смесью.
И лишь тогда, после этого последнего производственного аккорда, благородно сверкающее чудо упаковывалось в полноразмерный чехол, заполненный мягкой древесной стружкой и обрезками материи, и со всеми почестями направлялось на рессорном дилижансе на постоянное место жительства. К благодарному и нетерпеливому заказчику.
Применение различных окрашивающих пигментов позволяет получать самые разнообразные цвета и оттенки
Изготовленная с такими головокружениями скульптура стоила, безусловно, дорого, но смотрелась солидно и при минимальном, но обязательном уходе, была достаточно долговечна. К тому же цена такой фигуры была на порядок ниже мраморной.
В её присутствии даже достаточно заурядный помещичий парк приобретал неистребимый дух импозантности, а приукрашенная ею же коммерческая контора, без лишних слов напоминала посещающим её клиентам о серьёзности и основательности заведения. Отличной альтернативой эрзац-мрамору и глазурованным изделиям такая технология изготовления скульптур из бетона будет и в наше время.
Скульптор по-современному: не режем, а льем
Как сделать скульптуру из бетона, но куда по более простой и упрощенной технологии, можно посмотреть на видео в этой статье.
В то же время необходимо отметить, что как таковая, универсальная инструкция на все случаи жизни не существует. Очень многое познается с опытом, очень многое не раскрывается специалистами, поскольку информация технологического характера часто составляет коммерческую тайну.
Даже такие мероприятия, как скульптура из бетона мастер класс, очень часто не раскрывают тонкостей производства таких изделий. Особенно если основной канвой темы выступают не хоббийные увлечения и сказочные персонажи, а основой основ встает вопрос, как заработать на скульптурах из бетона.
Последний штрих, он важный самый
После того как вопрос, как залить скульптуру из бетона решен, одним из самых значительных моментов в получении качественного конечного результата является финишная обработка готового изделия.
К ней можно отнести:
- Железнение;
- Грунтование поверхности;
- Окраска, в том числе и водной эмульсией на основе белого цемента;
- Тонирование;
- Художественная роспись масляными, акриловыми и иными атмосферостойкими красками.
Тонирование, как художественный прием, позволяет получить прекрасный художественный объем при минимальных затратах
Николай Смирнов, мастер-технолог цеха декоративного бетонного литья ПО «Форест Парк»
» — Дело в том, что бетон, по сути своей, является крайне непластичным и грубым, проще говоря, нехудожественным материалом. В своей классической рецептуре он больше подходит для фундаментальных, грандиозных работ, имеющих простые, рубленые формы. В качестве широко известного примера можно привести памятник Артёму в Святых Горах около Свято-Успенской Святогорской Лавры. Можно сказать даже больше.
При возведении такого крупного и грандиозного монумента как «Твоим Освободителям Донбасс» в качестве матриц для сегментов, имеющих достаточную деталировку и художественную проработку, и то, в большей степени использовался не бетон, а куда более недолговечный и непрочный гипс. В то же время бетон часто применяли для необходимых, но временных и недорогих композиций, которые позже заменялись на более основательные.
В отечественной истории это, как правило, были памятники советским воинам—освободителям, в первые послевоенные годы. Ваяли из него по бедности и скульптуры Ильича, в сёлах и на периферии. В нехитром вопросе, как заливать скульптуру из бетона, в таком случае чаще обращались к прорабу, нежели скульптору.
Порой деструктивные изменения в структуре бетонного массива не щадят даже такие изделия, как памятники вождю мирового пролетариата
Помимо всех прочих недостатков бетон, в случае, когда изготавливаются скульптуры садовые из бетона, в местах сопряжения фигуры, имеет, как правило, недостаточный запас прочности и недолговечен, требует качественного усиления, путем применения каркасного метода или локального армирования участка.
На нагруженных поверхностях он подвержен различным, в том числе и климатическим, эрозиям. Зачастую, даже при соблюдении технологического процесса проявляется тяжело прогнозируемый визуальный и технологический дефект — ноздреватость структуры. Его появление связано в первую очередь с протеканием химических реакций при взаимодействии щелочной среды цемента и разнородными наполнителями.
Вот поэтому скульптура из пенобетона скорее нонсенс, чем правило.»
- Конечно, технический прогресс не стоит на месте, и современные технологии позволяют из бетонных смесей получать фигуры ландшафтно-паркового дизайна, ритуального характера и прочего подобного назначения. В первую очередь, благодаря применению пластификаторов, совершенствованию контроля процессов во время смешивания, созревания бетонной массы, которые повышают пластичность, отзывчивость и податливость материала.
- С другой стороны разработаны и применяются, хотя и в меньшей степени, специальные приёмы, такие как центрифугирование, зачаливание, литьё под давлением. Они позволяют получать хорошую деталировку поверхности, качественную полную проработку мелких деталей, полную проливку пазух, поднутрений.
- Однако проведение таких высокотехнологичных работ своими руками маловероятно, поскольку подразумевает помимо присутствия у оператора специальных знаний еще и наличие дорогостоящего оборудования промышленного класса.
В целом же садовая скульптура из бетона своими руками вполне решаемая задача, которая по силам человеку не понаслышке знакомому с бетонными работами. Самое главное, грамотно и органично совместить практический опыт и художественный вкус в готовом изделии.
beton-house.com