Крыжовник (рассказ) — Википедия
«Крыжо́вник» — рассказ Антона Павловича Чехова, опубликованный в журнале «Русская мысль» в 1898 году. Рассказ входит в «Маленькую трилогию», состоящую из рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»[1]. В рассказе говорится о человеке, который всю свою жизнь подчинил материальной идее — желанию иметь усадьбу с кустами крыжовника.
Впервые рассказ «Крыжовник» был напечатан в августовском номере журнала «Русская мысль» 1898 года. Рассказы «Крыжовник» и «О любви», продолжавшие «маленькую трилогию», начатую рассказом «Человек в футляре», были созданы Чеховым в Мелихове в июле 1898 года.
Известный юрист Анатолий Кони рассказал Льву Николаевичу Толстому историю петербургского чиновника, который откладывал сбережения для того, чтобы сшить парадный мундир с золотыми вышивками. Костюм сшили, но ни одного бала и приёма в ближайшее время не намечалось. Мундир убрали, а осенью оказалось, что от нафталина золото потускнело. Спустя полгода чиновник скончался, и мундир впервые был надет только на его труп. Первоначальный замысел «Крыжовника» напоминает историю петербургского чиновника, которую Чехов мог знать от самого Кони или же со слов Толстого. Только вместо мундира главный герой рассказа мечтает о поместье с кустами крыжовника.
Первый набросок «Крыжовника» в записках Чехова выглядит так:
Заглавие: Крыжовник Х служит в департаменте, страшно скуп, копит деньги. Мечта: женится, купит имение, будет спать на солнышке… Есть свои щи. Прошло 25, 40, 45 лет. Уже он отказался от женитьбы, мечтает об имении. Наконец 60. Читает многообещающие соблазнительные объявления о сотнях, десятинах, рощах, реках, прудах, мельницах. Отставка. Покупает через комиссионера именьишко на пруде. Обходит свой сад и чувствует, что чего-то не достаёт. Останавливается на мысли, что не достаёт крыжовника, посылает в питомник. Через два-три года у него рак желудка и подходит смерть, ему подают на тарелке его крыжовник. Он поглядел равнодушно… [2]
«Крыжовник» был высоко оценён некоторыми критиками, Немирович-Данченко находил, что в нём есть очень хорошие мысли[3]. В письме Чехову он отмечал: «Несмотря на работу до одури и нервной одышки, я успеваю читать. Сейчас закрыл книгу на рассказе „О любви“. „Крыжовник“ хорошо. Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли».
Наталия Душина писала автору: «Когда я прочла „Крыжовник“, мне жутко стало и жалко его, бесконечно жалко бедного, одинокого, черствого душой человека. „Любовь“ тоже пережила я вместе с теми, которые были так близки душой друг к другу, а с виду должны были казаться чужими. И страшно то, что жить всё ж таки надо было и жизнь шла своим обычным ходом и даже разлука пережилась, и пришлось дальше жить, те же занятия пошли, те же мелочи, а сознание, что нет любимого человека, наполняло душу, и казалось, жить нельзя, а жилось».
Н. Н. Гусев присылал из ссылки Л. Н. Толстому выдержку из рассказа «Крыжовник»: «Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом». Толстой в письме писал Гусеву: «Как хороша Ваша выписка из Чехова! Она просится в „Круг чтения“».
При жизни Чехова рассказ переводился на болгарский, немецкий и сербскохорватский языки.
- Иван Иваныч Чимша-Гималайский — рассказчик
- Николай Иваныч Чимша-Гималайский — главный герой произведения, младший брат Ивана Иваныча, служил в казённой палате.
- Павел Константинович Алёхин — небогатый помещик, к которому заглядывает Иван Иваныч
- Буркин — друг и собеседник Ивана Иваныча.
Иван Иваныч и Буркин идут по полю возле села Мироносицкое и решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алёхину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алёхин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алёхин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.
Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца у них отсудили именье за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате и мечтал купить себе маленькую усадебку и ни о чём другом просто не мог думать. Он всё время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги её положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и умерла, а Николай купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами. Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.
При виде этого счастливого человека Иваном Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».
Ни Буркин, ни Алёхин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Им было скучно слушать про чиновника, который ел в своем имении крыжовник. Вместо этого они с удовольствием бы поговорили об изящных людях или о женщинах — об этом им напоминала вся обстановка в доме и снующая мимо них красивая горничная Пелагея. Алёхин не вникает, справедливы ли слова Ивана Иваныча. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имело к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать[4][5].
По мотивам рассказа «Крыжовник» в 1967 году снят одноимённый телевизионный фильм. Режиссеры: Леонид Пчёлкин, Всеволод Платов, Лидия Ишимбаева. В ролях: Иван Иванович — Александр Борисов; Николай Иванович — Николай Гриценко; Павел Константинович — Юрий Яковлев; Буркин — Всеволод Платов
В 2007 году вышел одноимённый американский фильм режиссёра Кристофера Комптона
Жора Крыжовников — Википедия
Жо́ра Крыжо́вников (настоящее имя — Андре́й Никола́евич Пе́ршин, род. 14 февраля 1979, Арзамас-16, Горьковская область, РСФСР, СССР) — российский режиссёр, сценарист и продюсер.
Родился 14 февраля 1979 года в городе Арзамас-16 Горьковской области (ныне город Саров Нижегородской области). Окончил ГИТИС (режиссёрский факультет, мастерская Марка Захарова) и ВГИК (факультет продюсерства и экономики, мастерская Александра Акопова).
Как режиссёр-педагог преподавал актёрское мастерство во ВГИКе (мастерская Андрея Панина) и РАТИ (мастерская Олега Кудряшова)[1]. Поставил несколько спектаклей на сцене театра «АпАРТе» и в «Школе современной пьесы». Работал на телевидении; в кино начинал как автор короткометражных фильмов. Широкую известность получил как режиссёр картины «Горько!».
Есть правило, которому я научился в мастерской Марка Анатольевича Захарова. Невозможно подстроиться под некоего придуманного зрителя, который существует где-то; единственный шанс — попробовать сделать для себя.
— Жора Крыжовников[2]
Особый интерес у него вызывает американский кинематограф 1940—1950-х годов: работы Альфреда Хичкока, Джона Хьюстона, Рауля Уолша и Джона Форда[3]. Является поклонником джамп-ката — приёма, связанного со скачкообразной, режущей взгляд вклейкой, которая используется при монтаже[4]. Впервые применив джамп-кат в фильме «Проклятие», режиссёр сделал его основным стилистическим приёмом в картине «Горько!», а также в своих последующих работах.
Зрители и критики в целом благожелательно отнеслись к ранним работам режиссёра-дебютанта. Так, на его постановку «Старый друг лучше» откликнулось издание «Страстной бульвар», в публикации которого говорилось о том, что, перенося действие в наши дни и следуя традициям театра Островского, молодой режиссёр создаёт оригинальную, принципиально новую вещь, «лепит премьеру из подручного современного материала»
В статье журнала «Театрал», посвящённой спектаклю «Холостой Мольер», отмечалось, что постановщики Олег Глушков и Андрей Першин стремились к тому, чтобы простота спектакля «стала изысканностью»[6]. В журнале «Афиша» рецензент оценил его одержимость театром[7].
Журнал «Итоги» противопоставил агрессивности и технологичности «взрослого театра» ту «студенческую непритязательность и беззащитность»[8], которая позже станет фирменным почерком Першина-Крыжовникова.
В 2009 году Андрей Першин снял короткометражные фильмы «Дракон Абас Блю», «Пушкин дуэль» и «Казроп» (в соавторстве с Олегом Глушковым). Через год режиссёр начинает снимать под именем Жора Крыжовников. Короткометражный фильм, снятый по мотивам собственной пьесы «Мой парень — робот», назывался «Счастливая покупка». История, длящаяся 8 минут, переносит зрителей в недалёкое будущее и рассказывает о том, как человекоподобный робот пытается подстроиться под характер женщины.
Второй короткометражный фильм Жоры Крыжовникова — «Проклятие» — был снят в жанре found footage. Записанную на камеру артхаусную историю о кастинге удалось снять при минимальном бюджете всего за полдня. Когда ролик появился в одной из социальных сетей, его увидели продюсеры, искавшие в тот момент режиссёра на картину «Горько!»[9]. В 2014 году по собственному сценарию снял короткометражный фильм «Нечаянно» в жанре чёрной комедии.
Впервые сочетание «Жора Крыжовников» появилось в фильме «Счастливая покупка» — так в титрах обозначены сценарист и режиссёр. Должность продюсера в этой же короткометражке была закреплена за Андреем Першиным.
Жора гораздо лучше, мне кажется. Потому что Жора снимает только то, что ему самому нравится. Андрей Першин много работал на телевидении, снимал развлекательные программы, новогодние «Огоньки» и прочее. Андрей Першин — это телевизионный ремесленник. А Жора — принципиальный человек, который пытается отвечать за то, что он делает. На самом деле это, в общем, игра. Мне нравится быть кем-то ещё. У Жоры своя история, своя фильмография. Мне хотелось бы, чтобы так было, чтобы он был отдельным существом.
— Жора Крыжовников[2]
Фильм «Горько!», снятый в той же стилистике, что и «Проклятие», и собравший в прокате сумму, превышающую бюджет картины более чем в 16 раз[10], вызвал большое количество разноречивых откликов. Так, газета «Коммерсантъ» написала: «Не будем говорить о рождении нового Гайдая, но появился человек со вкусом к комедийной эксцентрике»[11]. Корреспондент журнала «Огонёк» отметил, что «авторы фильма совершают и ещё одно чудо. Несмотря на весь трагикомизм ситуации, тут случается нечто вроде катарсиса. Когда героев свадьбы запирают в автозак, где они ждут решения своей судьбы — мокрые, несчастные,— только в этот момент в них прорываются настоящие чувства»[12].
По мнению автора издания «Сеанс», «Горько!» — это «портрет идеальной России без национальных противоречий, но с умеренно ворующими чиновниками, красивыми пейзажами и даже малым бизнесом»[13]. Обозреватель «Независимой газеты» предложил «в порядке бреда» выдвинуть картину на соискание премии «Оскар»: «Ведь наши мудрецы из комиссии по выдвижению всегда норовят отправить то, что, по их мнению, в очередной раз убедит американцев: русские непобедимы! Так вот если бы американские киноакадемики посмотрели этот сюжет про свадьбу в Геленджике, они бы окончательно и бесповоротно уверились: этот народ победить нельзя. Горько, товарищи!»[14].
В то же время киновед Валерий Кичин в достаточно жёсткой рецензии, опубликованной на страницах «Российской газеты», назвал чувство юмора создателей картины «специфическим», отметил, что «сатира… здесь не ночевала», и выразил сомнения в том, что народная комедия несёт в себе лирическое начало: «Опьянение посредством водки авторам ближе, чем опьянение романтическим порывом»[15].
В 2014 году к списку телеработ Жоры Крыжовникова прибавилась «Кухня». Своё место в сериале он, по собственному признанию, оценивает скромно, считая, что главным в этом проекте является не режиссёр, а сценаристы: «Читая сценарий, я и смеюсь, и плачу, и сочувствую нашим персонажам. <…> Я просто должен не испортить эти великолепные сценарии, помочь им дойти до зрителя»[16].
- Жена — актриса Юлия Александрова (род. 14 апреля 1982), участвовала практически во всех работах Першина.
- Дочь — Вера Першина (род. в 2010)[17].
- 2006 — «Мера за меру» (спектакль по пьесе Уильяма Шекспира в театре «АпАРТе»)
- 2006 — «Холостой Мольер» (фарс-мажор на мотив Жан-Батист Поклена в театре «Школа современной пьесы»)
- 2010 — «Старый друг лучше» (спектакль по пьесе Александра Островского в театре «АпАРТе»)
- 2007—2011 — «Ты — суперстар», «Суперстар», «Суперстар. Бенефисы» (НТВ, режиссёр-постановщик)
- 2010 — «Дураки, дороги, деньги» (РЕН ТВ, режиссёр-постановщик)
- 2010—2012 — «Большая разница» (Первый канал, режиссёр-постановщик)
- 2010 — Гала-концерт «Стиляги-шоу» (Россия-1, режиссёр-постановщик)[18]
- 2010 — «Карнавальная ночь с Максимом Авериным» (НТВ, режиссёр-постановщик)
- 2011 — «Оливье-шоу» (Первый канал, режиссёр-постановщик)
- 2011 — «Фабрика звёзд Казахстан» (режиссёр-постановщик)
- 2011 — «Валера TV» (СТС, режиссёр-постановщик)
- 2011 — «Нереальная история» (СТС, режиссёр-постановщик)
- 2012 — «Минутное дело» (Россия-1, режиссёр-постановщик)[18]
Режиссёр[править | править код]
Полнометражные фильмы[править | править код]
Телесериалы[править | править код]
Короткометражки[править | править код]
- 2009 — «Дракон Абас Блю»
- 2009 — «Казроп»
- 2009 — «Пушкин дуэль»
- 2010 — «Счастливая покупка»
- 2012 — «Проклятие»
- 2014 — «Нечаянно»
Сценарист[править | править код]
Продюсер[править | править код]
- 2006 — Премия комитета по культуре города Москвы за «Лучший режиссёрский дебют» (спектакль «Мера за меру»)[19]
- 2009 — Приз за лучший экспериментальный фильм на фестивале METERS (короткометражный фильм «Казроп»)[20]
- 2011 — Приз за лучший сценарий на фестивале METERS[21] (короткометражный фильм «Счастливая покупка»)
- 2011 — Специальный приз жюри кинофестиваля «F5» (короткометражный фильм «Счастливая покупка»)
- 2011 — Диплом кинофестиваля «Святая Анна»[22] (короткометражный фильм «Счастливая покупка»)
- 2011 — Участие в программе «Короткий метр» кинофестиваля «Кинотавр»[23] (короткометражный фильм «Счастливая покупка»)
- 2011 — Участие в конкурсной программе кинофестиваля Contravision Film Festival, Германия (короткометражный фильм «Счастливая покупка»)
- 2011 — Приз зрительских симпатий на кинофестивале 8th Naoussa International Film Festival, Греция[24] (короткометражный фильм «Счастливая покупка»)
- 2011 — Участие в конкурсной программе кинофестиваля IV International Short Film Festival Wiz-Art, Украина (короткометражный фильм «Счастливая покупка»)
- 2012 — Специальный приз жюри кинофестиваля «Святая Анна» (короткометражный фильм «Проклятие»)
- 2012 — Участие в конкурсной программе VI Международного кинофестиваля «Зеркало» имени Андрея Тарковского (короткометражный фильм «Проклятие»)
- 2012 — Участие в конкурсной программе кинофестиваля «Кинотавр. Короткий метр»[25] (короткометражный фильм «Проклятие»)
- 2012 — Участие в конкурсной программе Международного кинофестиваля «Послание к человеку»[26] (короткометражный фильм «Проклятие»)
- 2012 — Участие в конкурсной программе Международного кинофестиваля «Меридианы Тихого» (короткометражный фильм «Проклятие»)
- 2013 — Премия журнала The Hollywood Reporter Russia (приз в категории «Дебют года»)[27] (Жора Крыжовников, фильм «Горько!»)
- 2014 — Номинация на премию «Золотой орёл» за «Лучший фильм», «Лучшую режиссёрскую работу», «Лучший сценарий» (фильм «Горько!»)[28]
- 2014 — Премия «Ника»: приз в категории «Открытие года» (Жора Крыжовников, фильм «Горько!») и номинация за «Лучший фильм»[29]
- 2014 — Приз за лучший короткометражный фильм в программе «Короткий метр» кинофестиваля «Кинотавр» («Нечаянно»)[30]
- 2018 — Национальный кинофестиваль «Движение»: приз за лучший сценарий, участие в основном конкурсе «Движение. Вперёд» («Звоните ДиКаприо!»)[31]
- 2018 — Премия журнала «Кинорепортёр» за «Прорыв года» (за режиссуру «Звоните ДиКаприо!»)[32]
- 2019 — Премия «Белый слон»: приз молодых кинокритиков «Голос» («Звоните ДиКаприо!»)[33]
- 2019 — Премия Ассоциации продюсеров кино и телевидения за «Лучший телевизионный мини-сериал (5–24 серий)», номинация за «Лучшую режиссёрскую работу» («Звоните ДиКаприо!»)[34]
- 2019 — Фестиваль телевизионных фильмов «Утро Родины»: гран-при за лучший сериал, приз за лучшую режиссёрскую работу («Звоните ДиКаприо!»)[35]
- 2019 — Номинация на премию журнала GQ «Человек года» за «Режиссёра года» («Звоните ДиКаприо!»)[36]
Крыжовник ‘Берилл’ — Википедия
‘Берилл’ — сорт крыжовника универсального назначения. В 1998 году включён в Государственный реестр селекционных достижений по Западно-Сибирскому региону[1].
Начало культуры крыжовника в России относят к 11 веку. В 19 веке старый отечественный сортимент сменяется западноевропейскими сортами. Наибольшие достижения в селекции крыжовника сделаны в 18-19 веках. В начале 20 века в Россию из Ирландии заносится сферотека, и развитие культуры крыжовника на длительное время приостанавливается. В целях выведения устойчивых к сферотеке сортов, сочетающих устойчивость со слабой шиповатостью побегов, селекционеры прибегли к использованию отдаленной гибридизации — скрещиванию крупноплодных европейских сортов крыжовника с американскими видами[2].
В 1934—1950 годах на Челябинской плодоовощной селекционной станции им. И. В. Мичурина (Южно-Уральский НИИ плодоовощеводства и картофелеводства) А. П. Губенко проводил сортоизучение ягодных культур, в том числе и крыжовника. Затем начал селекцию крыжовника, в результате чего вывел 2 сорта, одним из которых является ‘Челябинский Зелёный’. С 1971 г. его работу продолжил В. С. Ильин и получил сорта: ‘Командор’, ‘Сенатор’, ‘Арлекин’, ‘Консул’, ‘Уральский Изумруд’, ‘Фантазия’, ‘Станичный’, ‘Нарядный’, ‘Уральский Розовый’, ‘Берилл’, ‘Уральский Бесшипный’, ‘Юбиляр’, ‘Уральский Самоцвет’, ‘Десертный’, ‘Яркий’, ‘Кооператор’[3].
Куст средней высоты, среднераскидистый, крона густая. Молодые побеги средней толщины, изогнутые, со свешивающейся верхушкой, окраска коры антоциановая. Шипы, как правило, расположены в нижней части побега, слабые, одиночные, направлены вниз, иногда перпендикулярно и даже вверх по побегу.
Листья крупные, зелёные, слабоморщинистые, пятилопастные, блестящие, опушение отсутствует. Черешок средний по длине и толщине, светло-зелёный, слабоопушённый. Почки продолговато-овальные, средней величины, коричневые, отклонены от побега.
Цветки относительно крупные, бокальчатой формы. Чашелистики отогнуты, раздельные, розовые или бледно-розовые, иногда жёлто-зелёные с розовым налетом, широкие. Соцветие двухцветковое. Цветоножки длинные, тонкие, зелёные, слабоопушённые.
Ягоды крупные (3,9—9,2 г), относительно одномерные, светло-зелёные, округлые, с тонкой кожицей, без опушения. Вкус десертный, кисло-сладкий. Дегустационная оценка — 5 баллов. Чашечка средней величины, открытая или закрытая. Плодоножка тонкая, длинная, зелёная. Химический состав: сумма сахаров — 8,0 %, титруемая кислотность — 2,2 %, аскорбиновая кислота — 17,2 мг/100 г[1][4].
Сорт зимостойкий, высокоурожайный, средняя многолетняя урожайность составляет 10,3 т/га, максимальная — 33,3 т/га (3,1-10,0 кг/куст), самоплодный (53,8 %), степень поражения септориозом средняя, устойчив к мучнистой росе[1][5], но есть сообщения, что поражается ею[6].
крыжовник — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | крыжо́вник | крыжо́вники |
Р. | крыжо́вника | крыжо́вников |
Д. | крыжо́внику | крыжо́вникам |
В. | крыжо́вник | крыжо́вники |
Тв. | крыжо́вником | крыжо́вниками |
Пр. | крыжо́внике | крыжо́вниках |
Разд. | крыжо́внику | — |
кры-жо́в-ник
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -крыжов-; суффикс: -ник [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: ед. ч. [krɨˈʐovnʲɪk], мн. ч. [krɨˈʐovnʲɪkʲɪ]
Семантические свойства
Значение
- ботан. небольшой колючий ягодный кустарник (Grossularia) ◆ С большой аллеи они повернули на дорожку роз, которые цвели и наполняли воздух своим ароматом, затем свернули на едва приметную тропинку в кустах крыжовника и смородины. Н. Г. Гарин-Михайловский, «Гимназисты», 1895 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- собир. кисло-сладкие ягоды этого кустарника ◆ Можно подавать к ним разные свежие и маринованные салаты, заменяя в них уксус соком из крыжовника. Е. И. Молоховец, «Подарок молодым хозяйкам, или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве», 1900 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- —
- —
Антонимы
- —
- —
Гиперонимы
- кустарник, растение
- ягода
Гипонимы
- —
- —
Родственные слова
Этимология
крыжовник крыжо́вник Появилось в России не ранее XVII в.; см. Соболевский (РФВ 70, 88), который предполагает, что это слово произошло из польск. *krzyżewnik. Вероятно, это калька с помощью производного от крыж «крест» (см.). В нов.-в.-н. диалектах существуют названия Krisdohre (букв. «христов терн»), Kristólbeere («ягода терна христова»), балт.-нем. Krisdore, откуда лит. krizdũlė «крыжовник», лтш. krizduõle – то же (М.–Э. 2, 282; Зеверс, KZ 54, 31). В основе русск. слова лежит именно это нем. слово, а не нем. Krausbeere, Kräusebeere, вопреки Преобр. (I, 397), Горяеву (ЭС 171), и не производное от польск. krzew «куст», вопреки Гроту (Фил. Раз. 2, 492). Знач. нем. слов «христов терн» и т. п. могло быть калькировано в польск. как «крестовая ягода», что я считаю более вероятным, чем предположение Кипарского о том, что нж.-нем. krûsbeere подверглось кальке с помощью русск. производного от крыж «католический крест»; см. ВЯ, 1956, No 5, стр. 134. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Крыжовник обыкновенный — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Крыжовник обыкновенный | |||
Общий вид плодоносящего растения в природе | |||
Научная классификация | |||
---|---|---|---|
промежуточные ранги
| |||
Международное научное название | |||
Ribes uva-crispa L., 1753 | |||
Крыжо́вник обыкнове́нный, или Крыжо́вник отклонённый, или Крыжо́вник европе́йский (лат. Ríbes úva-críspa) — вид растений семейства Крыжовниковые (Grossulariaceae), рода Смородина (Ribes), подрода Grossularia (Крыжовник), иногда ранее рассматривавшегося как отдельный вид из рода Grossularia Mill.
В начале XIX века на Алтае крыжовник называли «берсень», в верхней части Енисея — «крыг-берсень» или «крыж-берсень»[2]. В ботанической литературе XIX и XX века встречаются упоминания о том, что в древности в России крыжовник именовали «крыжем»[3][4]. Азербайджанцы называют его «рус алчасы» (русская алыча)[5].
По одной из версий Берсеневская набережная в Москве получила своё название от дворцового сада, который располагается неподалеку и где разводили этот кустарник[5].
История описания
Первое описание крыжовника дано Жаном Рюэлем в книге De natura stirpium, вышедшей в 1536 году. Первая ботаническая иллюстрация опубликована в 1548 году в книге Леонарта Фукса Достопамятные комментарии к описанию растений[4].
Распространение
Крыжовник родом из Западной Европы и северной Африки. Как дикорастущее растение распространен на Кавказе, на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Средней и Южной Европе, в Северной Африке и в Северной Америке.
Растёт среди кустарников на каменистых склонах гор от нижнего до верхнего пояса. Повсеместно разводится в садах, нередко дичает и заносится в леса. В одичавшем состоянии встречается в Ярославской, Костромской, Тверской, Смоленской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тульской, Тамбовской, Брянской, Орловской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях. Является родоначальником большинства культурных сортов.
Описание
Представляет собой небольшой кустарник высотой до 1—1,2 м, с тёмно-серой или тёмно-коричневой отслаивающейся корой. Ветви несут трёхраздельные, реже простые колючки листового происхождения. Молодые побеги цилиндрические, сероватые, усажены тонкими игольчатыми шипами и мелкими чёрными точками. Листовой рубец с тремя следами. Почки коричневые, покрыты многочисленными рыжими чешуями, по краю опушёнными белыми волосками. Почки сидят в пазухах шипов (колючек) или над трёхраздельными шипами.
Листья черешчатые, округлые или сердцевидно-яйцевидные, длиной до 6 см, короткоопушённые и тусклые. Листовая пластинка с 3—5 лопастями и тупозубчатым краем.
Цветки обоеполые, зеленоватые или красноватые, одиночные или по 2—3 в пазухах листьев. Гипантий, как и чашелистики, опушённый. Цветёт в мае.
Формула цветка: <math>\ast K_{(5)} \; C_5 \; A_5 \; G_{(\overline2)}</math> [6].
Плоды — ягоды, овальные или почти шаровидные, длиной до 12 мм (бывают и до 30—40 мм), голые или грубощетинистые, с хорошо заметными жилками. Зелёные, жёлтые или пурпурные. Созревают в июне — августе.
Цветок, лист и плоды крупным планом |
Хозяйственное значение
Крыжовник обыкновенный является одним из основных ягодных кустарников, благодаря тому, что его ягоды содержат много сахаров, кислот и различных витаминов. Плоды употребляются в пищу свежими или используются для приготовления варенья, киселей, мармелада и вина. В настоящее время известно не менее 1500 сортов крыжовника, которые культивируются во всех странах умеренного климата. Применяется в медицине. Недостаток крыжовника в том, что он часто поражается пилильщиком, пяденицей, тлями и другими вредителями.
Ценится как медонос — самый ранний из ягодных кустарников[7].
Систематическое положение
Ранние классификации различали два рода, Ribes и Grossularia[8] (Крыжовник). В более широко распространённых монографиях признаётся только один род Ribes[9]. Перекрёстное сходство между различными видами смородины и крыжовника в конечном счёте привели к концепции одного рода[10]. В результате крыжовник обыкновенный, часто именовавшийся как Grossularia reclinata (L.) Mill.[11], стал считаться Ribes uva-crispa.
- Синонимы
De Janczewski (1907) разделил род Ribes на 6 подродов[12]: Coreosma, Ribesia, Grossularia, Grossularioides, Parilla, Berisia.
Сорта и гибриды
История
В Англии в начале XVII века создан ряд сортов. В монографии Панснера в 1852 году описывается уже около 1000 сортов крыжовника[13]. В Америку первые сорта крыжовника были завезены переселенцами, но не были популярны так как подвергались сильному поражению американской мучнистой росой (сферотекой). Предположительно, местные американские виды были введены в культуру в начале 19 века, уже в середине этого века был получен гибрид европейского и американского крыжовника.
Вот что писал Чарльз Дарвин по поводу одомашнивания крыжовника[4]:
Самую интересную сторону в истории крыжовника представляет постоянное увеличение плода… Говорят, что плод дикого крыжовника весит около четверти унции, или 120 гран; около 1786 года был выставлен крыжовник, весивший 240 гран, т.е. вес его удвоился; в 1817 году был получен вес 641 гран; до 1825 года увеличения не было, но в этом году была достигнута цифра 760 гран; в 1830 году Teazer весил 781 гран; в 1841 году Wonderful 784 грана; в 1844 году сорт London весил 852 грана, а в следующем году — 880 гран; в 1852 году в Стеффордшире плод той же разновидности достиг удивительного веса — 896 гран, т.е. веса, который в семь-восемь раз превышал вес дикого плода. |
Начало культуры крыжовника в России относят к XI веку. В XIX веке старый отечественный сортимент сменяется западноевропейскими сортами. Наибольшие достижения в селекции крыжовника сделаны в 18-19 веках. В начале 20 века в Россию из Ирландии заносится сферотека, и развитие культуры крыжовника на длительное время приостанавливается. В целях выведения устойчивых к сферотеке сортов, сочетающих устойчивость со слабой шиповатостью побегов, селекционеры прибегли к использованию отдаленной гибридизации — скрещиванию крупноплодных европейских сортов крыжовника с американскими видами[14].
В результате многолетней работы в 1970-х годах немецкими селекционерами был получен гибрид крыжовника обыкновенного, крыжовника растопыренного и чёрной смородины: Ribes ×nidigrolaria (Йошта) = Ribes nigrum × Ribes divaricatum × Ribes uva-crispa.
Некоторые сорта
Напишите отзыв о статье «Крыжовник обыкновенный»
Примечания
- ↑ Об условности указания класса двудольных в качестве вышестоящего таксона для описываемой в данной статье группы растений см. раздел «Системы APG» статьи «Двудольные».
- ↑ [iling.spb.ru/vocabula/srng/srng_02.pdf Словарь русских народных говоров. Выпуск второй]. — Л.: Наука, 1966.
- ↑ [ru.wikisource.org/wiki/Ботанический_словарь_(Анненков)/Ribes_Grossularia/ДО Ribes Grossularia] // Ботанический словарь / Сост. Н. И. Анненков. — СПб.: Имп. Академия наук, 1878. — С. 2.
- ↑ 1 2 3 Жуковский П. М. Культурные растения и их сородичи. — 3 изд.. — Л.: Колос, 1971. — 752 с.
- ↑ 1 2 Алекперли Фарид. Ягоды // [www.alakbarli.aamh.az/index.files/86.htm Тысяча и один секрет Востока]. — Баку: Издательско-полиграфический центр “Т”, 2001.
- ↑ Барабанов Е.И. Ботаника: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2006. — С. 285. — 448 с. — ISBN 5-7695-2656-4.
- ↑ Абрикосов Х. Н. и др. Крыжовник // [ashipunov.info/shipunov/school/books/slovarj-sprav_pchelovoda_1955.djvu Словарь-справочник пчеловода] / Сост. Федосов Н. Ф.. — М.: Сельхозгиз, 1955. — С. 158.
- ↑ Berger, 1924; Coville and Britton, 1908; Komarov, 1971
- ↑ de Janczewski, 1907; Sinnott, 1985
- ↑ Keep, 1962
- ↑ [www.ipni.org/ipni/idPlantNameSearch.do?id=791263-1-1 Grossularia reclinata]: информация на сайте IPNI (англ.)
- ↑ [www.ars.usda.gov/Main/docs.htm?docid=11353 USDA]
- ↑ Pansner L. Versuch einer Monographie der Stachelbeeren. — Jena, 1852.
- ↑ [vniispk.ru/gooseberry.php База данных сортов крыжовника]. Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур. Проверено 4 ноября 2014.
Литература
- Губанов, И. А. и др. 717. Grossularia reclinata (L.) Mill. (Ribes reclinatum L.) — Крыжовник отклонённый // [herba.msu.ru/shipunov/school/books/gubanov2003_illustr_opred_rast_sred_rossii_2.djvu Иллюстрированный определитель растений Средней России. В 3 т]. — М.: Т-во науч. изд. КМК, Ин-т технолог. иссл., 2003. — Т. 2. Покрытосеменные (двудольные: раздельнолепестные). — С. 353. — ISBN 9-87317-128-9.
Ссылки
- [www.newshouse.ru/page-id-942.html Королевский протеже. О крыжовнике. Журнал «Садовник» № 7, 2006]
- [gardenweb.ru/article/?c=kryzhovnik Описание сортов крыжовника]
Отрывок, характеризующий Крыжовник обыкновенный
– Я вот что думаю. Австрия осталась в дурах, а она к этому не привыкла. И она отплатит. А в дурах она осталась оттого, что, во первых, провинции разорены (on dit, le православное est terrible pour le pillage), [говорят, что православное ужасно по части грабежей,] армия разбита, столица взята, и всё это pour les beaux yeux du [ради прекрасных глаз,] Сардинское величество. И потому – entre nous, mon cher [между нами, мой милый] – я чутьем слышу, что нас обманывают, я чутьем слышу сношения с Францией и проекты мира, тайного мира, отдельно заключенного.– Это не может быть! – сказал князь Андрей, – это было бы слишком гадко.
– Qui vivra verra, [Поживем, увидим,] – сказал Билибин, распуская опять кожу в знак окончания разговора.
Когда князь Андрей пришел в приготовленную для него комнату и в чистом белье лег на пуховики и душистые гретые подушки, – он почувствовал, что то сражение, о котором он привез известие, было далеко, далеко от него. Прусский союз, измена Австрии, новое торжество Бонапарта, выход и парад, и прием императора Франца на завтра занимали его.
Он закрыл глаза, но в то же мгновение в ушах его затрещала канонада, пальба, стук колес экипажа, и вот опять спускаются с горы растянутые ниткой мушкатеры, и французы стреляют, и он чувствует, как содрогается его сердце, и он выезжает вперед рядом с Шмитом, и пули весело свистят вокруг него, и он испытывает то чувство удесятеренной радости жизни, какого он не испытывал с самого детства.
Он пробудился…
«Да, всё это было!…» сказал он, счастливо, детски улыбаясь сам себе, и заснул крепким, молодым сном.
На другой день он проснулся поздно. Возобновляя впечатления прошедшего, он вспомнил прежде всего то, что нынче надо представляться императору Францу, вспомнил военного министра, учтивого австрийского флигель адъютанта, Билибина и разговор вчерашнего вечера. Одевшись в полную парадную форму, которой он уже давно не надевал, для поездки во дворец, он, свежий, оживленный и красивый, с подвязанною рукой, вошел в кабинет Билибина. В кабинете находились четыре господина дипломатического корпуса. С князем Ипполитом Курагиным, который был секретарем посольства, Болконский был знаком; с другими его познакомил Билибин.
Господа, бывавшие у Билибина, светские, молодые, богатые и веселые люди, составляли и в Вене и здесь отдельный кружок, который Билибин, бывший главой этого кружка, называл наши, les nфtres. В кружке этом, состоявшем почти исключительно из дипломатов, видимо, были свои, не имеющие ничего общего с войной и политикой, интересы высшего света, отношений к некоторым женщинам и канцелярской стороны службы. Эти господа, повидимому, охотно, как своего (честь, которую они делали немногим), приняли в свой кружок князя Андрея. Из учтивости, и как предмет для вступления в разговор, ему сделали несколько вопросов об армии и сражении, и разговор опять рассыпался на непоследовательные, веселые шутки и пересуды.
– Но особенно хорошо, – говорил один, рассказывая неудачу товарища дипломата, – особенно хорошо то, что канцлер прямо сказал ему, что назначение его в Лондон есть повышение, и чтоб он так и смотрел на это. Видите вы его фигуру при этом?…
– Но что всего хуже, господа, я вам выдаю Курагина: человек в несчастии, и этим то пользуется этот Дон Жуан, этот ужасный человек!
Князь Ипполит лежал в вольтеровском кресле, положив ноги через ручку. Он засмеялся.
– Parlez moi de ca, [Ну ка, ну ка,] – сказал он.
– О, Дон Жуан! О, змея! – послышались голоса.
– Вы не знаете, Болконский, – обратился Билибин к князю Андрею, – что все ужасы французской армии (я чуть было не сказал – русской армии) – ничто в сравнении с тем, что наделал между женщинами этот человек.
– La femme est la compagne de l’homme, [Женщина – подруга мужчины,] – произнес князь Ипполит и стал смотреть в лорнет на свои поднятые ноги.
Билибин и наши расхохотались, глядя в глаза Ипполиту. Князь Андрей видел, что этот Ипполит, которого он (должно было признаться) почти ревновал к своей жене, был шутом в этом обществе.
– Нет, я должен вас угостить Курагиным, – сказал Билибин тихо Болконскому. – Он прелестен, когда рассуждает о политике, надо видеть эту важность.
Он подсел к Ипполиту и, собрав на лбу свои складки, завел с ним разговор о политике. Князь Андрей и другие обступили обоих.
– Le cabinet de Berlin ne peut pas exprimer un sentiment d’alliance, – начал Ипполит, значительно оглядывая всех, – sans exprimer… comme dans sa derieniere note… vous comprenez… vous comprenez… et puis si sa Majeste l’Empereur ne deroge pas au principe de notre alliance… [Берлинский кабинет не может выразить свое мнение о союзе, не выражая… как в своей последней ноте… вы понимаете… вы понимаете… впрочем, если его величество император не изменит сущности нашего союза…]
– Attendez, je n’ai pas fini… – сказал он князю Андрею, хватая его за руку. – Je suppose que l’intervention sera plus forte que la non intervention. Et… – Он помолчал. – On ne pourra pas imputer a la fin de non recevoir notre depeche du 28 novembre. Voila comment tout cela finira. [Подождите, я не кончил. Я думаю, что вмешательство будет прочнее чем невмешательство И… Невозможно считать дело оконченным непринятием нашей депеши от 28 ноября. Чем то всё это кончится.]
И он отпустил руку Болконского, показывая тем, что теперь он совсем кончил.
– Demosthenes, je te reconnais au caillou que tu as cache dans ta bouche d’or! [Демосфен, я узнаю тебя по камешку, который ты скрываешь в своих золотых устах!] – сказал Билибин, y которого шапка волос подвинулась на голове от удовольствия.
Все засмеялись. Ипполит смеялся громче всех. Он, видимо, страдал, задыхался, но не мог удержаться от дикого смеха, растягивающего его всегда неподвижное лицо.
– Ну вот что, господа, – сказал Билибин, – Болконский мой гость в доме и здесь в Брюнне, и я хочу его угостить, сколько могу, всеми радостями здешней жизни. Ежели бы мы были в Брюнне, это было бы легко; но здесь, dans ce vilain trou morave [в этой скверной моравской дыре], это труднее, и я прошу у всех вас помощи. Il faut lui faire les honneurs de Brunn. [Надо ему показать Брюнн.] Вы возьмите на себя театр, я – общество, вы, Ипполит, разумеется, – женщин.
– Надо ему показать Амели, прелесть! – сказал один из наших, целуя кончики пальцев.
– Вообще этого кровожадного солдата, – сказал Билибин, – надо обратить к более человеколюбивым взглядам.
– Едва ли я воспользуюсь вашим гостеприимством, господа, и теперь мне пора ехать, – взглядывая на часы, сказал Болконский.
– Куда?
– К императору.
– О! о! о!
– Ну, до свидания, Болконский! До свидания, князь; приезжайте же обедать раньше, – пocлшaлиcь голоса. – Мы беремся за вас.
– Старайтесь как можно более расхваливать порядок в доставлении провианта и маршрутов, когда будете говорить с императором, – сказал Билибин, провожая до передней Болконского.
– И желал бы хвалить, но не могу, сколько знаю, – улыбаясь отвечал Болконский.
– Ну, вообще как можно больше говорите. Его страсть – аудиенции; а говорить сам он не любит и не умеет, как увидите.
На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию.
Император Франц принял его, стоя посредине комнаты. Перед тем как начинать разговор, князя Андрея поразило то, что император как будто смешался, не зная, что сказать, и покраснел.
– Скажите, когда началось сражение? – спросил он поспешно.
Князь Андрей отвечал. После этого вопроса следовали другие, столь же простые вопросы: «здоров ли Кутузов? как давно выехал он из Кремса?» и т. п. Император говорил с таким выражением, как будто вся цель его состояла только в том, чтобы сделать известное количество вопросов. Ответы же на эти вопросы, как было слишком очевидно, не могли интересовать его.
– В котором часу началось сражение? – спросил император.
– Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начало атаку в 6 часу вечера, – сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел.
Но император улыбнулся и перебил его:
– Сколько миль?
– Откуда и докуда, ваше величество?
– От Дюренштейна до Кремса?
– Три с половиною мили, ваше величество.
– Французы оставили левый берег?
– Как доносили лазутчики, в ночь на плотах переправились последние.
– Достаточно ли фуража в Кремсе?
– Фураж не был доставлен в том количестве…
Император перебил его.
– В котором часу убит генерал Шмит?…
– В семь часов, кажется.
– В 7 часов. Очень печально! Очень печально!
Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Крыжовник обыкновенный — Википедия
Крыжовник обыкновенный | |||
Общий вид плодоносящего растения в природе | |||
Научная классификация | |||
---|---|---|---|
промежуточные ранги
| |||
Международное научное название | |||
Ribes uva-crispa L., 1753 | |||
Крыжо́вник обыкнове́нный, или Крыжо́вник отклонённый, или Крыжо́вник европе́йский (лат. Ríbes úva-críspa) — вид растений семейства Крыжовниковые (Grossulariaceae), в настоящее время рассматриваемый в роде Смородина (Ribes).
В начале XIX века на Алтае крыжовник называли «берсень», в верхней части Енисея — «крыг-берсень» или «крыж-берсень»[2]. В ботанической литературе XIX и XX века встречаются упоминания о том, что в древности в России крыжовник именовали «крыжем»[3][4]. Азербайджанцы называют его «рус алчасы» (русская алыча)[5].
По одной из версий Берсеневская набережная в Москве получила своё название от дворцового сада, который располагается неподалеку и где разводили этот кустарник[5].
История описания
Первое описание крыжовника дано Жаном Рюэлем в книге De natura stirpium, вышедшей в 1536 году. Первая ботаническая иллюстрация опубликована в 1548 году в книге Леонарта Фукса Достопамятные комментарии к описанию растений[4].
Распространение и среда обитания
Крыжовник родом из Западной Европы и северной Африки. Как дикорастущее растение распространен на Кавказе, на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Средней и Южной Европе, в Северной Африке и в Северной Америке.
Растёт среди кустарников на каменистых склонах гор от нижнего до верхнего пояса. Повсеместно разводится в садах, нередко дичает и заносится в леса. В одичавшем состоянии встречается в Ярославской, Костромской, Тверской, Смоленской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тульской, Тамбовской, Брянской, Орловской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях. Является родоначальником большинства культурных сортов.
Ботаническое описание
Крыжовник обыкновенный — небольшой кустарник высотой до 1—1,2 м, с тёмно-серой или тёмно-коричневой отслаивающейся корой. Ветви несут трёхраздельные, реже простые колючки листового происхождения. Молодые побеги цилиндрические, сероватые, усажены тонкими игольчатыми шипами и мелкими чёрными точками. Листовой рубец с тремя следами. Почки коричневые, покрыты многочисленными рыжими чешуями, по краю опушёнными белыми волосками. Почки сидят в пазухах шипов (колючек) или над трёхраздельными шипами.
Листья черешчатые, округлые или сердцевидно-яйцевидные, длиной до 6 см, короткоопушённые и тусклые. Листовая пластинка с тремя — пятью лопастями и тупозубчатым краем.
Цветки обоеполые, зеленоватые или красноватые, одиночные или по два — три в пазухах листьев. Гипантий, как и чашелистики, опушённый. Цветёт в мае.
Формула цветка: ∗K(5)C5A5G(2¯){\displaystyle \ast K_{(5)}\;C_{5}\;A_{5}\;G_{({\overline {2}})}}[6].
Плоды — ягоды, овальные или почти шаровидные, длиной до 12 мм (бывают и до 30—40 мм), голые или грубощетинистые, с хорошо заметными жилками. Зелёные, жёлтые или пурпурные. Созревают в июне — августе.
Цветок, лист и плоды крупным планом |
Хозяйственное значение и применение
Ягоды крыжовника содержат до 13,5 % сахаров, большая часть которых представлена легкоусвояемыми моносахарами, до 2 % свободных кислот (лимонной, яблочной и др.), более 1 % пектиновых веществ, витамины C (до 54 мг%), P (0,25 мг%), B и A. В золе ягод много фосфора, меди, железа, калия, натрия, кальция, магния[7].
Крыжовник обыкновенный является одним из основных ягодных кустарников. Плоды употребляются в пищу свежими или используются для приготовления варенья, киселей, конфитюра, компота, желе, мармелада, начинки для конфет и вина. На зиму ягоды сушат, маринуют или измельчают и засыпают сахаром (как смородину)[7].
В настоящее время известно не менее 1500 сортов крыжовника, которые культивируются во всех странах умеренного климата. Недостаток крыжовника в том, что он часто поражается пилильщиком, пяденицей, тлями и другими вредителями[7].
Применяется в медицине. Плоды крыжовника рекомендуют при нарушении обмена веществ и ожирении. В народной медицине их употребляют как послабляющее средство, а также как мочегонное и желчегонное[7].
Ценится как медонос — самый ранний из ягодных кустарников[8].
Систематическое положение
Ранние классификации различали два рода, Ribes и Grossularia[9] (Крыжовник). В более широко распространённых монографиях признаётся только один род Ribes[10]. Перекрёстное сходство между различными видами смородины и крыжовника в конечном счёте привели к концепции одного рода[11]. В результате крыжовник обыкновенный, часто именовавшийся как Grossularia reclinata (L.) Mill.[12], стал считаться Ribes uva-crispa.
- Синонимы
De Janczewski (1907) разделил род Ribes на 6 подродов[13]: Coreosma, Ribesia, Grossularia, Grossularioides, Parilla, Berisia.
Сорта и гибриды
История
В Англии в начале XVII века создан ряд сортов. В монографии Панснера в 1852 году описывается уже около 1000 сортов крыжовника[14]. В Америку первые сорта крыжовника были завезены переселенцами, но не были популярны так как подвергались сильному поражению американской мучнистой росой (сферотекой). Предположительно, местные американские виды были введены в культуру в начале 19 века, уже в середине этого века был получен гибрид европейского и американского крыжовника.
Вот что писал Чарльз Дарвин по поводу одомашнивания крыжовника[4]:
Самую интересную сторону в истории крыжовника представляет постоянное увеличение плода… Говорят, что плод дикого крыжовника весит около четверти унции, или 120 гран; около 1786 года был выставлен крыжовник, весивший 240 гран, т.е. вес его удвоился; в 1817 году был получен вес 641 гран; до 1825 года увеличения не было, но в этом году была достигнута цифра 760 гран; в 1830 году Teazer весил 781 гран; в 1841 году Wonderful 784 грана; в 1844 году сорт London весил 852 грана, а в следующем году — 880 гран; в 1852 году в Стеффордшире плод той же разновидности достиг удивительного веса — 896 гран, т.е. веса, который в семь-восемь раз превышал вес дикого плода. |
Начало культуры крыжовника в России относят к XI веку. В XIX веке старый отечественный ассортимент сменяется западноевропейскими сортами. Наибольшие достижения в селекции крыжовника сделаны в 18-19 веках. В начале 20 века в Россию из Ирландии заносится сферотека, и развитие культуры крыжовника на длительное время приостанавливается. В целях выведения устойчивых к сферотеке сортов, сочетающих устойчивость со слабой шиповатостью побегов, селекционеры прибегли к использованию отдаленной гибридизации — скрещиванию крупноплодных европейских сортов крыжовника с американскими видами[15].
В результате многолетней работы в 1970-х годах немецкими селекционерами был получен гибрид крыжовника обыкновенного, крыжовника растопыренного и чёрной смородины: Ribes ×nidigrolaria (Йошта) = Ribes nigrum × Ribes divaricatum × Ribes uva-crispa.
Некоторые сорта
Примечания
- ↑ Об условности указания класса двудольных в качестве вышестоящего таксона для описываемой в данной статье группы растений см. раздел «Системы APG» статьи «Двудольные».
- ↑ Словарь русских народных говоров. Выпуск второй. — Л.: Наука, 1966.
- ↑ Анненков, 1878.
- ↑ 1 2 3 Жуковский П. М. Культурные растения и их сородичи. — 3 изд.. — Л.: Колос, 1971. — 752 с.
- ↑ 1 2 Алекперли Фарид. Ягоды // Тысяча и один секрет Востока. — Баку: Издательско-полиграфический центр “Т”, 2001.
- ↑ Барабанов Е. И. Ботаника: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2006. — С. 285. — 448 с. — ISBN 5-7695-2656-4.
- ↑ 1 2 3 4 Губанов И. А. и др. Дикорастущие полезные растения СССР / отв. ред. Т. А. Работнов. — М.: Мысль, 1976. — С. 157—158. — 360 с. — (Справочники-определители географа и путешественника).
- ↑ Абрикосов Х. Н. и др. Крыжовник // Словарь-справочник пчеловода / Сост. Федосов Н. Ф.. — М.: Сельхозгиз, 1955. — С. 158.
- ↑ Berger, 1924; Coville and Britton, 1908; Komarov, 1971
- ↑ de Janczewski, 1907; Sinnott, 1985
- ↑ Keep, 1962
- ↑ Grossularia reclinata (англ.): информация на сайте IPNI.
- ↑ USDA
- ↑ Pansner L. Versuch einer Monographie der Stachelbeeren. — Jena, 1852.
- ↑ База данных сортов крыжовника. Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур. Проверено 4 ноября 2014.
Литература
Ссылки
Крыжовник обыкновенный — Википедия. Что такое Крыжовник обыкновенный
Крыжовник обыкновенный | |||
Общий вид плодоносящего растения в природе | |||
Научная классификация | |||
---|---|---|---|
промежуточные ранги
| |||
Международное научное название | |||
Ribes uva-crispa L., 1753 | |||
Крыжо́вник обыкнове́нный, или Крыжо́вник отклонённый, или Крыжо́вник европе́йский (лат. Ríbes úva-críspa) — вид растений семейства Крыжовниковые (Grossulariaceae), в настоящее время рассматриваемый в роде Смородина (Ribes).
В начале XIX века на Алтае крыжовник называли «берсень», в верхней части Енисея — «крыг-берсень» или «крыж-берсень»[2]. В ботанической литературе XIX и XX века встречаются упоминания о том, что в древности в России крыжовник именовали «крыжем»[3][4]. Азербайджанцы называют его «рус алчасы» (русская алыча)[5].
По одной из версий Берсеневская набережная в Москве получила своё название от дворцового сада, который располагается неподалеку и где разводили этот кустарник[5].
История описания
Первое описание крыжовника дано Жаном Рюэлем в книге De natura stirpium, вышедшей в 1536 году. Первая ботаническая иллюстрация опубликована в 1548 году в книге Леонарта Фукса Достопамятные комментарии к описанию растений[4].
Распространение и среда обитания
Крыжовник родом из Западной Европы и северной Африки. Как дикорастущее растение распространен на Кавказе, на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Средней и Южной Европе, в Северной Африке и в Северной Америке.
Растёт среди кустарников на каменистых склонах гор от нижнего до верхнего пояса. Повсеместно разводится в садах, нередко дичает и заносится в леса. В одичавшем состоянии встречается в Ярославской, Костромской, Тверской, Смоленской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тульской, Тамбовской, Брянской, Орловской, Самарской, Саратовской, Ульяновской областях. Является родоначальником большинства культурных сортов.
Ботаническое описание
Крыжовник обыкновенный — небольшой кустарник высотой до 1—1,2 м, с тёмно-серой или тёмно-коричневой отслаивающейся корой. Ветви несут трёхраздельные, реже простые колючки листового происхождения. Молодые побеги цилиндрические, сероватые, усажены тонкими игольчатыми шипами и мелкими чёрными точками. Листовой рубец с тремя следами. Почки коричневые, покрыты многочисленными рыжими чешуями, по краю опушёнными белыми волосками. Почки сидят в пазухах шипов (колючек) или над трёхраздельными шипами.
Листья черешчатые, округлые или сердцевидно-яйцевидные, длиной до 6 см, короткоопушённые и тусклые. Листовая пластинка с тремя — пятью лопастями и тупозубчатым краем.
Цветки обоеполые, зеленоватые или красноватые, одиночные или по два — три в пазухах листьев. Гипантий, как и чашелистики, опушённый. Цветёт в мае.
Формула цветка: ∗K(5)C5A5G(2¯){\displaystyle \ast K_{(5)}\;C_{5}\;A_{5}\;G_{({\overline {2}})}}[6].
Плоды — ягоды, овальные или почти шаровидные, длиной до 12 мм (бывают и до 30—40 мм), голые или грубощетинистые, с хорошо заметными жилками. Зелёные, жёлтые или пурпурные. Созревают в июне — августе.
Цветок, лист и плоды крупным планом |
Хозяйственное значение и применение
Ягоды крыжовника содержат до 13,5 % сахаров, большая часть которых представлена легкоусвояемыми моносахарами, до 2 % свободных кислот (лимонной, яблочной и др.), более 1 % пектиновых веществ, витамины C (до 54 мг%), P (0,25 мг%), B и A. В золе ягод много фосфора, меди, железа, калия, натрия, кальция, магния[7].
Крыжовник обыкновенный является одним из основных ягодных кустарников. Плоды употребляются в пищу свежими или используются для приготовления варенья, киселей, конфитюра, компота, желе, мармелада, начинки для конфет и вина. На зиму ягоды сушат, маринуют или измельчают и засыпают сахаром (как смородину)[7].
В настоящее время известно не менее 1500 сортов крыжовника, которые культивируются во всех странах умеренного климата. Недостаток крыжовника в том, что он часто поражается пилильщиком, пяденицей, тлями и другими вредителями[7].
Применяется в медицине. Плоды крыжовника рекомендуют при нарушении обмена веществ и ожирении. В народной медицине их употребляют как послабляющее средство, а также как мочегонное и желчегонное[7].
Ценится как медонос — самый ранний из ягодных кустарников[8].
Систематическое положение
Ранние классификации различали два рода, Ribes и Grossularia[9] (Крыжовник). В более широко распространённых монографиях признаётся только один род Ribes[10]. Перекрёстное сходство между различными видами смородины и крыжовника в конечном счёте привели к концепции одного рода[11]. В результате крыжовник обыкновенный, часто именовавшийся как Grossularia reclinata (L.) Mill.[12], стал считаться Ribes uva-crispa.
- Синонимы
De Janczewski (1907) разделил род Ribes на 6 подродов[13]: Coreosma, Ribesia, Grossularia, Grossularioides, Parilla, Berisia.
Сорта и гибриды
История
В Англии в начале XVII века создан ряд сортов. В монографии Панснера в 1852 году описывается уже около 1000 сортов крыжовника[14]. В Америку первые сорта крыжовника были завезены переселенцами, но не были популярны так как подвергались сильному поражению американской мучнистой росой (сферотекой). Предположительно, местные американские виды были введены в культуру в начале 19 века, уже в середине этого века был получен гибрид европейского и американского крыжовника.
Вот что писал Чарльз Дарвин по поводу одомашнивания крыжовника[4]:
Самую интересную сторону в истории крыжовника представляет постоянное увеличение плода… Говорят, что плод дикого крыжовника весит около четверти унции, или 120 гран; около 1786 года был выставлен крыжовник, весивший 240 гран, т.е. вес его удвоился; в 1817 году был получен вес 641 гран; до 1825 года увеличения не было, но в этом году была достигнута цифра 760 гран; в 1830 году Teazer весил 781 гран; в 1841 году Wonderful 784 грана; в 1844 году сорт London весил 852 грана, а в следующем году — 880 гран; в 1852 году в Стеффордшире плод той же разновидности достиг удивительного веса — 896 гран, т.е. веса, который в семь-восемь раз превышал вес дикого плода. |
Начало культуры крыжовника в России относят к XI веку. В XIX веке старый отечественный ассортимент сменяется западноевропейскими сортами. Наибольшие достижения в селекции крыжовника сделаны в 18-19 веках. В начале 20 века в Россию из Ирландии заносится сферотека, и развитие культуры крыжовника на длительное время приостанавливается. В целях выведения устойчивых к сферотеке сортов, сочетающих устойчивость со слабой шиповатостью побегов, селекционеры прибегли к использованию отдаленной гибридизации — скрещиванию крупноплодных европейских сортов крыжовника с американскими видами[15].
В результате многолетней работы в 1970-х годах немецкими селекционерами был получен гибрид крыжовника обыкновенного, крыжовника растопыренного и чёрной смородины: Ribes ×nidigrolaria (Йошта) = Ribes nigrum × Ribes divaricatum × Ribes uva-crispa.
Некоторые сорта
Примечания
- ↑ Об условности указания класса двудольных в качестве вышестоящего таксона для описываемой в данной статье группы растений см. раздел «Системы APG» статьи «Двудольные».
- ↑ Словарь русских народных говоров. Выпуск второй. — Л.: Наука, 1966.
- ↑ Анненков, 1878.
- ↑ 1 2 3 Жуковский П. М. Культурные растения и их сородичи. — 3 изд.. — Л.: Колос, 1971. — 752 с.
- ↑ 1 2 Алекперли Фарид. Ягоды // Тысяча и один секрет Востока. — Баку: Издательско-полиграфический центр “Т”, 2001.
- ↑ Барабанов Е. И. Ботаника: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия», 2006. — С. 285. — 448 с. — ISBN 5-7695-2656-4.
- ↑ 1 2 3 4 Губанов И. А. и др. Дикорастущие полезные растения СССР / отв. ред. Т. А. Работнов. — М.: Мысль, 1976. — С. 157—158. — 360 с. — (Справочники-определители географа и путешественника).
- ↑ Абрикосов Х. Н. и др. Крыжовник // Словарь-справочник пчеловода / Сост. Федосов Н. Ф.. — М.: Сельхозгиз, 1955. — С. 158.
- ↑ Berger, 1924; Coville and Britton, 1908; Komarov, 1971
- ↑ de Janczewski, 1907; Sinnott, 1985
- ↑ Keep, 1962
- ↑ Grossularia reclinata (англ.): информация на сайте IPNI.
- ↑ USDA
- ↑ Pansner L. Versuch einer Monographie der Stachelbeeren. — Jena, 1852.
- ↑ База данных сортов крыжовника. Всероссийский научно-исследовательский институт селекции плодовых культур. Проверено 4 ноября 2014.