Осенью люди собирают урожай. Открытое занятие «Собирай урожай»
Осенью люди собирают урожай. Открытое занятие «Собирай урожай»
Анастасия Саетова
Открытое занятие «Собирай урожай»
Цель: Закрепить знание детей об овощах и фруктах; развивать речь и мышление детей; побуждать детей к диалогу. Стимулировать с помощью игры двигательную активность, формируя основные жизненно-важные движения.
Задачи:
1. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение всеми доступными речевыми средствами;
2. Развивать умение откликаться на вопросы и предложения взрослого; сопровождать речью игровые действия;
3. Воспитывать умение соотносить свои движения с окружающими предметами.
Оборудования: большая корзина с овощами и фруктами, карточки овощи и фрукты, презентация к занятию , муз. центр; сказочные кукольные герои.
Какие работы выполняют люди осенью в поле. Что делают люди осенью.
Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!
Месяц август подходит к концу, а вместе с ним и лето. И мы постепенно переходим на тему «Осень» . А начнём мы с нового поста о том, что делают люди осенью и как рассказать об этом ребёнку. Немного позднее выйдет и презентация на эту тему.
Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.
Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.
На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай с
Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.
Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют,замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.
А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.
А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в нейпогибнет больше вредных насекомых и сорных растений.
А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.
Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.
Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.
Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.
А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы можете здесь .
С Уважением. Елена Медведева.
Труд людей в поле. Проект образовательной деятельности «Труд людей в природе весной»
Мария Яценко
Проект образовательной деятельности «Труд людей в природе весной»
Тема недели: « Труд людей в природе весной »
Цель: Формировать первоначальные представления о весенних работах людей в природе .
Знакомство с профессией садовник, наблюдение за работой дворника .
Наблюдение за посадкой семян цветочных растений и овощей на грядках.
Формировать желание помогать взрослым.
Воспитывать уважение к труду взрослых .
Создание условий: Котенок игрушка
Альбом о профессиях
Взаимодействие с родителями исоциумом: организация субботника совместно с родителями.
Итоговое мероприятие: «Субботник»
Непосредственно образовательная деятельность Совместная организованная образовательная деятельность
• Познание
Тема: « Труд людей »
(Грузди стр. 106)
• Конструирование/аппликация
Тема: «Скворечник» (Комарова стр 76)
Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. Уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие.
• Коммуникация:
Тема: «Рассматривание картины «Люди в огороде» . Звуковая культураречи: звук с, з» (Гербов стр. 75)
Отрабатывать четкое произношение звука с Упражнять детей в умении вести диалог.
• ФЭМП
Тема: «Слева, справа» (Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Игралочка стр. 80)
Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «слева» , «справа» , «посередине» , сформировать представление о положении предмета справа и слева от себя.
Художественное творчество:
— Рисование
Тема: «Лопата и грабли»
(Колдина стр. 43)
Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий; рисовать предметы крупно, располагая изображения по всей поверхности листа.
— Лепка
Тема: «Тележка»
(конспект занятия)
Физическое развитие
Тема: занятие 15
Цель: обучить разным способам ходьбы.
Тренировать в чередовании бега, ходьбы, в построении по команде инструктора.
Развивать двигательную активность, наблюдательность.
Труд людей осенью рассказ. Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной группе «Сельскохозяйственный труд людей осенью»
ИРИНА ЮРСКАЯ
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной группе «Сельскохозяйственный труд людей осенью»
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей в подготовительной группе .
Теме: « Сельскохозяйственный труд людей осенью »
1. Активизировать словарь по теме » Труд людей осенью «, «Овощи» , «Фрукты» . Формировать представления детей о том , что труд существовал всегда , что его средства и формы изменились в связи с техническим прогрессом; поддерживать у детей интерес к профессиям, их взаимосвязи.
2. Расширять представление о труде сельских жителей , Формировать интерес к людям новых профессий – фермер, овощевод, хлебороб, животновод.
3. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей . Воспитывать бережное отношение к продуктам сельскохозяйственного труда .
Организационный момент:
Здравствуйте ребята. Вы любите играть? Сегодня я хочу вам предложить поиграть в разные игры, но их всех будет объединять одна тема. А вот какая, вы попробуйте отгадать. И так загадки, слушайте внимательно.
Сентябрь:
Опустел наш школьный сад
Журавли на юг летят,
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел?
Октябрь:
Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился?
Ноябрь:
Поле черно белым стало?
Падает то дождь то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Конечно, молодцы. Скажите, а к какому времени года относятся эти месяцы? ( Осень ) правильно. Это осень . И речь сегодня пойдет об Осени .
Скажите, что нам приносит осень ? -своиплоды: созревают овощи в огороде, в садах поспевают фрукты, в лесах ягоды и грибы. В поле созревает пшеница, овес.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном. Стены позолочены,
Ставни заколочены (колос)
Задание 1:
«Собери картинку» каждому ребенку будет предложена картинка разрезанная на несколько частей. Одним фрукты, другим овощи, грибы, ягоды. Дети собирают картинки. Затем по схемерассказывают:
• Какого цвета;
• Какой формы;
• Большой или маленький;
• Какой по вкусу;
• Где растет в саду или на огороде;
• Что можно приготовить.
Молодцы, все справились с заданием. А теперь давайте мы с вами попробуем разобрать загадку в ребусе. Но и при этом получить отгадку.
Задание 2.
Что люди делают осенью. Что делают люди осенью.
Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!Месяц август подходит к концу, а вместе с ним и лето. И мы постепенно переходим на тему «Осень». А начнём мы с нового поста о том, что делают люди осенью и как рассказать об этом ребёнку. Немного позднее выйдет и презентация на эту тему.
Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.
Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.
На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай с
Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.
Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют,замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.
А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.
А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в нейпогибнет больше вредных насекомых и сорных растений.
А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.
Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.
Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.
Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.
А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы .
С Уважением.
Елена Медведева.
Какой урожай собирают осенью.
Осенью собирают урожай
Осенью собирают урожай
Ирина Протасова
Конспект занятия «Поможем Осени собрать урожай»
Образовательная область «Познание»
— закреплять знания о сезонных изменениях в природе;
— расширять и закреплять представления детей об овощах и фруктах.
— развивать внимание, память, мышление;
— развивать длительный плавный выдох;
— воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.
Словарная работа
— названия овощей: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, картошка, горох;
— названия фруктов: яблоко, груша, лимон, банан, апельсин, слива;
— проговаривание текста песни и стихотворения
Материал и оборудование:
— картины « Осень » , «Огород» , «Лес» , «Ёжик»
— две корзинки для урожая
— изображение ежика
— су джоки
— дорожка здоровья
Ход занятия
1. Организационный момент
На доске картина — « Осень »
— Ребята, посмотрите внимательно на картину. Какое сейчас время года? ( Осень )
— Как мы понимаем, что наступила осень ? ( Осенью идут дожди . Осенью опадают листья . И т. д.)
— Верно: на деревьях листья пожелтели, в край далекий птицы полетели, небо хмурое, дождик льется, это время осенью зовется .
— Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге встретила Осень . Она сказала, что в этом году на полях и садах уродился богатый урожай . Осень просит нас помочь собрать овощи и фрукты .
— Ребята, поможем Осени ? ( Поможем ) .
«Хороводно- огородная» песня
1. Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
2. Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
3. Есть у нас огород,
Там зеленый лук растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
4. Ты, лучок, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
5. Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Что собирают осенью урожай — Портал о стройке
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области
Конспект занятия по развитию речи «Осенний урожай»
с использованием современных образовательных технологий
Составила:
Педагог д/о МУДО «Дом детского творчества»
р.п. Дергачи Саратовской области
Бекешева М.С.
р. п. Дергачи, 2016 год
Конспект занятия по развитию речи «Осенний урожай
Тема: Осенний урожай Предмет: Развитие речи Возраст: Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени. Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы; Развивающие: развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в
группе; Воспитательные: любовь и уважение к природе. Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи или картинки Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы «Песенки для массажа» Ход занятия:
1. Организационный момент
— Доброе утро! –
Птицы запели.
— Добрые люди
Вставайте с пастели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
Вы поскорее ко мне подойдите
И друзей с собой видите
— Вас в круг, ребята, собираю!
Пообщаться приглашаю!
(Дети собираются около педагога)
2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.
— Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)
Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.
— Ребята, а где живет ежик? (в лесу)
— Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.
— Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
— Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)
— Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.
— Вы готовы? Тогда в путь
3. Работа по теме «Дары осени в огороде»
(показ презентации)
Слайд
Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)
(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись «Песенки для массажа» Е. С Железновы №17)
— Катится колючий ежик,
Нет ни головы не ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да
Уходи колючий еж,
В темный лес, где ты живешь.
Упражнение «Назови овощи»
— Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)
Слайд
— Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды
Игра: ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ
Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это красный …(помидор)
Свежий и солёный
Он всегда зелёный…(огурец)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах (капуста)
Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят (кабачок)
Яркие фонарики на кустах висят
Словно здесь проходит, праздничный парад,
Зелёные, красные, жёлтые плоды,
Кто они такие,
узнаешь их ты…(перцы)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал ,
И лоснится от похвал
Очень важный…(баклажан)
Голова, а сверху ус,
Нет не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать…(чеснок)
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает,
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят…(лук)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок,
На ощупь – очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая…(морковка)
Растёт она -в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире…(картошка)
Красная мышка
С белым хвостом,
В норке сидит
Под зелёным листом (редиска)
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручка…(горох)
Слайд
— Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)
— Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.
Речевое упражнение «Убираем овощи»
— Как убирают овощи? Подберите слова-действия.
Слайд
— Картофель (выкапывают)
— Лук (срезают)
— Редис (выдергивают)
— Помидор (срывают)
— Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)
— Баклажан (срывают)
— Перец (срывают)
— Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)
— Капусту (срезают)
Упражнение «Повтори слова»
— Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.
— Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?
Ежик: Нет
— Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?
— А теперь нам надо отправиться, за фруктами.
4. Работа по теме «Дары осени в саду»
Упражнение «Назови фрукты»
— Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев
Слайд
— Посмотрите и скажите, что растет в саду
Игра: Загадки с дерева
Груша, яблоко, банан.
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся…(Фрукты)
Золотист один бочок,
Красноват другой бочок.
Посередине, в сердцевине-
Притаился червячок.( Яблоко)
Фрукт похож на неваляшку.
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив.
С дерева упала…(груша)
Летом в платьице зеленом.
А по осени-в лиловом.
Ароматна и красива.
Узнаете? Это…(слива)
На ветвях они висели.
Как созрели, посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо,
Ждут, когда сорвут их…(Сливы)
Этот фрукт на вкус хорош,
И на лампочку похож. (Груша)
Сверху шкурка золотая,
В центре косточка большая.
Что за фрукт?- Вот вам вопрос.
Это сладкий…( Абрикос)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет…(Банан)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый, рыжий…(Апельсин)
Он оранжевый и сочный,
Любит Новый год.
Посмотри под елку-точно,
Он в подарках ждет!
Этот рыжий господин
Вкусный, сладкий…(Мандарин)
Жарким солнышком согрет.
В шкурку, как в броню одет.
Удивит собою нас
Толстокожий…(Ананас)
Надорвали край рубашки,
Вниз посыпались стекляшки.
не собрать их всех назад.
Что за плод такой?
(Гранат)
Слайд
Упражнение «Один много»
— Надо собрать фрукты для ежика в корзину.
Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.
— На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)
— Одно яблоко, много (яблок)
— Один банан, много (бананов)
— Один апельсин, много (апельсинов)
— Один лимон, много (лимонов)
— Один мандарин, много (мандаринов)
Упражнение «Назови садовые ягоды»
— Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?
Слайд
— Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.
— Давайте ежику расскажем об этих ягодах
Упражнение «Опиши ягоду»
— Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус
— Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая
• Ай-да скромница-клубника,
Твоего не видно лика.
Раскраснелась со стыда.
Ох, не скрыться никуда.
— Малина (форма, размер, цвет, вкус)
• Бабье лето! Дивные рубины
Приласкала тихая заря.
Щедро ремонтантная малина
Падает в лукошко сентября.
Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом
— Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.
— Смородина (форма, размер, цвет, вкус)
• Красная смородина
До чего крупна!
Кисленькая, вроде бы,
Но с сахаром, вкусна!
— Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)
• Не крапива, не шиповник,
Но шипами так же густ…
Называется — крыжовник
Этот злой кошачий куст.
Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки)
— Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?
— Клубника, какая? (красная, сладкая)
— Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)
— Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)
Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.
5. Физкультминутка. Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)
Слайд
(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись «Песенки для массажа» Е. С Железновы №29)
Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной
— Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)
И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)
А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)
Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)
6. Работа по теме «Дары осени в лесу»
Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется
Упражнение «Назови лесную ягоду» (речь идет о грибах)
Слайд
— В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)
— Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)
— Какой гриб несъедобный? (Мухомор)
Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая
7. Подведение итогов
— Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика
Огурец, помидор, баклажан – это …
Яблоко, груша, апельсин – это …
Клубника, малина, смородина – это …
Рябина, калина, ежевика – это …
Опенок, сыроежка, груздь – это …
Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это.
До свидания!
Source: infourok.ru
Читайте также
Осенью люди собирают урожай. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду и огороде
Здравствуйте, уважаемые посетители нашего блога!
Месяц август подходит к концу, а вместе с ним и лето. И мы постепенно переходим на тему . А начнём мы с нового поста о том, что делают люди осенью и как рассказать об этом ребёнку. Немного позднее выйдет и презентация на эту тему.
Осенью у людей много забот и много работы. Ведь осень – это пора сбора урожая.
Именно осенью в садах созревает много фруктов и ягод – сливы, яблоки, груши, рябина, клина и другие.
На полях идёт сбор урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
А в огороде зреют овощи — свекла, морковь, картофель, капуста, кабачки, перец и так далее. Нужно успеть собрать весь урожай с огородов, садов и полей, и подготовить его для долгого хранения зимой.
Осенью многие люди устремляются в лес за осенними дарами – грибами и ягодами. В лесу зреют такие грибы — опята, подберезовики, подосиновики, белые, сыроежки. И ягоды — морошка, брусника, клюква.
Осенью у хозяек в разгаре пора заготовок фруктов, ягод, овощей и грибов на зиму. Они квасят, солят, сушат, консервируют,
замораживают – словом, делают запасы на долгую зиму и весну.
А ещё осенью нужно подготовить землю на полях и огородах к зиме. Перед весной земля должна отдохнуть – её перекапывают и вносят полезные вещества – удобрения.
И делают это именно под зиму, чтоб подготовить землю к весенней посадке и следующей осенью собрать хороший урожай.
А ещё, вспаханная земля хорошо промёрзнет за зиму и в ней погибнет больше вредных насекомых и сорных растений.
А знаете ли вы, что осенью не только собирают урожай с полей и огородов, но и сажают новые растения – чеснок, петрушку, озимые рожь и пшеницу и т.д.
Саженцы деревьев и кустарников лучше пересаживать тоже осенью.
Также, осенью люди занимаются уборкой своих дворов, улиц — ведь так много листьев опадает с деревьев в осенний период. А стволы деревьев внизу белят известью – так зимой зайцы не будут обдирать с них кору.
Вот сколько интересного можно поведать своим детишкам о том, что делают люди осенью.
А скачать иллюстрированную презентация с этим текстом вы .
С Уважением.
Елена Медведева.
Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>
На этой странице ответы к первой части тетради. Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>
Готовые ответы решебника по предмету «Окружающий мир» за 2 класс помогут родителям сориентироваться и помочь ребенку в подготовке домашнего задания. Приводим решебник к 1 части рабочей тетради по программе Перспектива. Все ответы на задания написаны учеником 2 класса Максимом Егоровым с помощью родителей, проверены и одобрены учителе
Конспект занятия по развитию речи «Осенний урожай»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» р.п. Дергачи Саратовской области
Конспект занятия по развитию речи «Осенний урожай»
с использованием современных образовательных технологий
Составила:
Педагог д/о МУДО «Дом детского творчества»
р.п. Дергачи Саратовской области
Бекешева М.С.
р. п. Дергачи, 2016 год
Конспект занятия по развитию речи «Осенний урожай
Тема: Осенний урожай Предмет: Развитие речи Возраст: Дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени. Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы; Развивающие: развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать вгруппе; Воспитательные: любовь и уважение к природе. Материал: Игрушка ежик, резиновые массажные шарики, ягоды-муляжи или картинки Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы «Песенки для массажа» Ход занятия:
1. Организационный момент
— Доброе утро! –
Птицы запели.
— Добрые люди
Вставайте с пастели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
Вы поскорее ко мне подойдите
И друзей с собой видите
— Вас в круг, ребята, собираю!
Пообщаться приглашаю!
(Дети собираются около педагога)
2. Вступительное слово педагога. Сюрпризный момент.
— Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Ежик)
Ежик: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудился, помогите мне.
— Ребята, а где живет ежик? (в лесу)
— Нам надо проводить ежика в лес и собрать для него осенний урожай.
— Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
— Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)
— Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь ежику собрать урожай грибов в лесу.
— Вы готовы? Тогда в путь
3. Работа по теме «Дары осени в огороде»
(показ презентации)
Слайд
Пальчиковая гимнастика «Ежик» (катание резинового шарика в ладонях)
(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись «Песенки для массажа» Е. С Железновы №17)
— Катится колючий ежик,
Нет ни головы не ножек
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да
Уходи колючий еж,
В темный лес, где ты живешь.
Упражнение «Назови овощи»
— Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)
Слайд
— Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды
Игра: ЗАГАДКИ С ГРЯДКИ
Он в теплице летом жил,
С жарким солнышком дружил.
С ним веселье и задор.
Это красный …(помидор)
Свежий и солёный
Он всегда зелёный…(огурец)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах (капуста)
Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят (кабачок)
Яркие фонарики на кустах висят
Словно здесь проходит, праздничный парад,
Зелёные, красные, жёлтые плоды,
Кто они такие,
узнаешь их ты…(перцы)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал ,
И лоснится от похвал
Очень важный…(баклажан)
Голова, а сверху ус,
Нет не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать…(чеснок)
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает,
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят…(лук)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок,
На ощупь – очень гладкая,
На вкус, как сахар сладкая…(морковка)
Растёт она -в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире…(картошка)
Красная мышка
С белым хвостом,
В норке сидит
Под зелёным листом (редиска)
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручка…(горох)
Слайд
— Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)
— Ежик, мы для тебя соберем овощи в корзину.
Речевое упражнение «Убираем овощи»
— Как убирают овощи? Подберите слова-действия.
Слайд
— Картофель (выкапывают)
— Лук (срезают)
— Редис (выдергивают)
— Помидор (срывают)
— Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)
— Баклажан (срывают)
— Перец (срывают)
— Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)
— Капусту (срезают)
Упражнение «Повтори слова»
— Я положу ежику в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.
— Запомнил ежик, что у тебя в корзинке лежит?
Ежик: Нет
— Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у ежика в корзине, какие овощи?
— А теперь нам надо отправиться, за фруктами.
4. Работа по теме «Дары осени в саду»
Упражнение «Назови фрукты»
— Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев
Слайд
— Посмотрите и скажите, что растет в саду
Игра: Загадки с дерева
Груша, яблоко, банан.
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся…(Фрукты)
Золотист один бочок,
Красноват другой бочок.
Посередине, в сердцевине-
Притаился червячок.( Яблоко)
Фрукт похож на неваляшку.
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив.
С дерева упала…(груша)
Летом в платьице зеленом.
А по осени-в лиловом.
Ароматна и красива.
Узнаете? Это…(слива)
На ветвях они висели.
Как созрели, посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо,
Ждут, когда сорвут их…(Сливы)
Этот фрукт на вкус хорош,
И на лампочку похож. (Груша)
Сверху шкурка золотая,
В центре косточка большая.
Что за фрукт?- Вот вам вопрос.
Это сладкий…( Абрикос)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет…(Банан)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый, рыжий…(Апельсин)
Он оранжевый и сочный,
Любит Новый год.
Посмотри под елку-точно,
Он в подарках ждет!
Этот рыжий господин
Вкусный, сладкий…(Мандарин)
Жарким солнышком согрет.
В шкурку, как в броню одет.
Удивит собою нас
Толстокожий…(Ананас)
Надорвали край рубашки,
Вниз посыпались стекляшки.
не собрать их всех назад.
Что за плод такой?
(Гранат)
Слайд
Упражнение «Один много»
— Надо собрать фрукты для ежика в корзину.
Ежик: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.
— На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)
— Одно яблоко, много (яблок)
— Один банан, много (бананов)
— Один апельсин, много (апельсинов)
— Один лимон, много (лимонов)
— Один мандарин, много (мандаринов)
Упражнение «Назови садовые ягоды»
— Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?
Слайд
— Ежик: Таких ягод я никогда не видел, не пробовал.
— Давайте ежику расскажем об этих ягодах
Упражнение «Опиши ягоду»
— Расскажите ежику про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус
— Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая
• Ай-да скромница-клубника,
Твоего не видно лика.
Раскраснелась со стыда.
Ох, не скрыться никуда.
— Малина (форма, размер, цвет, вкус)
• Бабье лето! Дивные рубины
Приласкала тихая заря.
Щедро ремонтантная малина
Падает в лукошко сентября.
Ежик: Но ведь эту ягоду собирают летом
— Ежик, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.
— Смородина (форма, размер, цвет, вкус)
• Красная смородина
До чего крупна!
Кисленькая, вроде бы,
Но с сахаром, вкусна!
— Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)
• Не крапива, не шиповник,
Но шипами так же густ…
Называется — крыжовник
Этот злой кошачий куст.
Упражнение «Какая ягода»(слова-признаки)
— Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?
— Клубника, какая? (красная, сладкая)
— Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)
— Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)
Ежик: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.
5. Физкультминутка. Двигательное упражнение «С ежиком в лес» (в парах)
Слайд
(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись «Песенки для массажа» Е. С Железновы №29)
Ежик: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной
— Ходит ежик, без дорожек по лесу, по лесу (постукивание пальцами по спине)
И колючками своими колется, колется. (легкое пощипывание)
А я ежику-ежу ту тропинку покажу, (провести указательным пальцем по бокам)
Где катают мышки маленькие шишки (немного пощекотать)
6. Работа по теме «Дары осени в лесу»
Ежик: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется
Упражнение «Назови лесную ягоду» (речь идет о грибах)
Слайд
— В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)
— Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)
— Какой гриб несъедобный? (Мухомор)
Ежик: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая
7. Подведение итогов
— Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для ежика
Огурец, помидор, баклажан – это …
Яблоко, груша, апельсин – это …
Клубника, малина, смородина – это …
Рябина, калина, ежевика – это …
Опенок, сыроежка, груздь – это …
Ежик: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это.
До свидания!
Когда собран урожай: работы в саду осенью
Сентябрь, октябрь — лучшее время для профилактики болезней и устранения вредителей в саду, ведь урожай уже собран и ничто не мешает оказать внимание плодово-ягодным питомцам
Текст: Игорь Шевчук · 09-26-2014 03-18-2019 Good-Tips.PRO Осень в саду. Источник: www.munichphotos.comОсенью, когда собран урожай плодово-ягодных культур, необходимо внимательно осмотреть все растения, чтобы выявить вредителей, ушедших на зимовку, и наметить защитные мероприятия на ранневесенний период. Некоторые вредные организмы можно истребить еще осенью, предохранив тем самым будущий урожай от возможных повреждений.
Осенью один из главных элементов защиты — сгребание и сжигание опавших листьев, в тканях которых зимуют возбудители болезней (парша, коккомикоз, клястероспориоз, другие пятнистости), а также вредители — листоминирующие моли.
Под листвой и в верхнем слое почвы в состоянии диапаузы сохраняются опасные вредители. Чтобы их истребить, листву нужно компостировать или закапывать во время осенней перекопки почвы. При этом резко снижается запас инфекции болезней, количество особей грушевого клопика, плодовых и листовых пилильщиков, плодожорок.
Под отставшей корой деревьев коконируются гусеницы яблонной, сливовой, восточной плодожорок, прячутся жуки яблонного цветоеда, некоторые виды растительных клещей, гусеницы подкоровой листовертки, куколки боярышниковой кружковой моли.
Для уничтожения вредителей, зимующих под корой или в ее трещинах, проводят зачистку штамбов, используя при этом только деревянные скребки (металлические могут повредить кору и даже древесину). Предварительно возле штамба расстилают ткань или клеенку. Все очищенные куски коры, мох, лишайники собирают и сжигают.
Монилиоз (монилиальный ожог)
Ветки, пораженные монилиальным ожогом (весенняя форма болезни), обрезают. К заболеванию наиболее подвержены войлочная вишня и вишня культурная, персик, абрикос, меньше — слива и черешня. На таких ветках долгое время висят засохшие листья и соцветия.
С косточковых и семечковых пород деревьев снимают мумифицированные плоды, на которых беспорядочно разбросаны серые или размещенные концентрическими кругами желто-белые спорокучки возбудителя монилиальной плодовой гнили (летняя форма болезни).
На пораженных ветвях, цветках и плодах весной образуются споры, являющиеся первичной инфекцией монилиального ожога. Поэтому засохшие ветви срезают, а загнившие плоды снимают и закапывают в землю.
На деревьях яблони, восприимчивых к мучнистой, обязательно вырезают пораженные побеги, отличающиеся от здоровых характерным сероватым цветом.
Цитоспороз
Удаляют ветки, пораженные цитоспорозом или инфекционным усыханием. Пораженная болезнью кора отмирает, подсыхает, образуя впадины.
У деревьев косточковых пород из цитоспорозных ран выделяется камедь, а у семечковых — на границе участков больной и здоровой тканей образуются трещины. Под корой формируются бугорки пикнид, отчего на ощупь она кажется шероховатой.
Заболевание распространено повсеместно и поражает деревья различного возраста. При сильном развитии болезни растения преждевременно гибнут. Кора при цитоспорозе не чернеет, как при поражении черным раком, а остается красновато-коричневой. Плодовые тела у цитоспороза более крупные, чем у черного рака, и расположены беспорядочно по всей поверхности раны, а у черного рака пикниды поменьше и размещены концентрическими кругами.
Черный рак
Черный рак массово поражает деревья в старых запущенных садах. Ветви с ранами черного рака тоже удаляют.
Зачистку ран, санитарную обрезку, заделку дупел производят только в сухую погоду. Срезы заделывают садовым варом, имеющимся в розничной продаже или приготовленным в домашних условиях.
Для заделки дупел используют жирную глину, смешанную с коровяком (в соотношении 1:1). Этот же раствор накладывают и на предварительно очищенные и продезинфицированные раны черного рака, а затем обвязывают тканевой повязкой.
Хорошо заживляет раны бентонитовая глина, которую разводят водой до сметанообразной консистенции и замазывают ею зачищенные участки, срезы, спилы. Бентонитовая глина отличается от обычной глины лучшей удерживающей способностью.
Профилактика повреждений
Чтобы уберечь молодые деревца от повреждения мышевидными грызунами и зайцами, штамбы обвязывают пергаментной бумагой, толем, стеблями сорго, кукурузы, подсолнечника или сосновыми и еловыми ветками (обязательно иголками вниз). Эту операцию проводят после опадения листьев, перед наступлением устойчивых заморозков.
При наступлении морозов, до выпадения снега, против мышевидных грызунов в норы раскладывают брикеты с отравой на расстоянии 10–15 м один от другого, по одному на каждую нору.
Для предотвращения морозобоин и солнечных ожогов молодые и плодоносящие деревья белят смесью свежегашеной извести, глины и медного купороса в соотношении 2:1: 0,3–0,5 кг на 10 л воды. У взрослых деревьев белят, кроме штамбов, основы скелетных веток.
Можно также обмазать скелетные сучья и штамбы смесью глины и коровяка (по 3–4 части каждого). В побелочный раствор или смесь для обмазки добавляют 1 ст. ложку карболовой кислоты или 0,1 кг криолина. Эти средства обладают репеллентными свойствами и отпугивают зайцев и мышей. Еще один способ защиты молодых деревьев от повреждения зайцами — ограждение садового участка сеткой.
Тщательно осматривают саженцы (приобретенные и выкопанные в домашнем питомнике) для выявления поражения шейки и корневой системы корневым бактериальным раком. На них, как и на малине, можно обнаружить наросты и опухоли корневого рака. Наросты обрезают острым ножом и сжигают, а корни перед посадкой дезинфицируют.
Профилактическое опрыскивание
После первых заморозков в воздухе (середина или конец осени) опрыскивают листья яблони, груши, вишни, черешни 5%-ным раствором мочевины, содержащим 46% азота.
Обработка листьев азотным удобрением повышенной концентрации препятствует образованию плодовых тел фитопатогенов. Таким образом, опрыскивание листьев карбамидом позволяет резко уменьшить инфекционный запас возбудителей болезней.
Если дерево невысокое, растет на вегетативном подвое, его можно обработать осенью с помощью ранцевого опрыскивателя, добиваясь полного смачивания всех листьев. Ну, а если дерево сильнорослое, с объемной кроной, на семенном подвое, то мочевину лучше применять ранней весной.
При обработке почвы 5%-ным раствором мочевины в этот период капли раствора равномерно покрывают опавшие листья — источник инфекции, поэтому качество опрыскивания высокое.
Обработка высокорослых деревьев до опадения листьев неэффективна, так как после нее внутри кроны на верхнем ярусе сохраняется большое количество необработанных листьев. Мочевина безопасна для окружающей среды, заменяет голубое опрыскивание 3%-ной бордоской жидкостью, но не исключает весенние и летние профилактические опрыскивания деревьев фунгицидами.
Устраняем вредителей
Необходимо перекапывать приштамбовые круги деревьев, чтобы истребить гусениц плодожорок, пилильщиков, вишневой мухи. Перед перекопкой вносят органоминеральные удобрения. После перекопки приштамбовых кругов их мульчируют перегноем или торфом. Следует отметить, что старательная очистка штамбов, истребление падалицы, сжигание ловчих поясов и перекопка почвы — наиболее действенные приемы нехимической борьбы с плодожорками.
В местах распространения златогузки и боярышницы в кроне деревьев остаются на зимовку их гусеницы, размещающиеся в зимних гнездах в виде комков из скрепленных паутиной листьев.
Снимают и сжигают бумажные ловчие пояса с гусеницами плодожорок. Если пояса из мешковины или из другой ткани, то из них выбирают гусениц, а пояса стирают, высушивают и хранят до следующего сезона.
На молодом приросте можно заметить кольцевые яйцекладки кольчатого шелкопряда. На коре штамбов, веток или на деревянных заборах можно найти буро-желтые пушистые подушечки размером с пятикопеечную монету. Это яйцекладки непарного шелкопряда, в которых к осени развиваются гусеницы и, не выходя из яиц, остаются в них зимовать.
Тоненькие веточки с яйцекладками кольчатого шелкопряда необходимо срезать, соскрести выявленные яйцекладки непарного шелкопряда и удалить из кроны зимние гнезда златогузки и боярышницы.
Кусты смородины и крыжовника окучивают. Это помогает избавиться от крыжовниковой огневки и пилильщиков.
Под кустовые ягодники и плодовые деревья вносят фосфорно-калийные удобрения или перегной, повышающие иммунитет растений, устойчивость к неблагоприятным погодным факторам, заболеваниям и повреждениям вредителями. Удобрения вносят ежегодно и заделывают их в землю во время перекопки.
На землянике междурядья мульчируют древесной стружкой, опавшей листвой или перегноем, чтобы предохранить растения от вымерзания в суровую зиму. Не забудьте окучить землей вновь посаженные плодовые деревья и молодые деревца, привитые на слаборослых подвоях. Это спасет их от подмерзания.
Класс!
Отправить
Отправить
Урожай в сентябре: сбор и хранение
Осень – пора сезонных овощей и фруктов. Все дачники пожинают плоды успешных летних трудов. Помимо этого, осень – это возможность приготовления уникальных сезонных блюд из тыквы, яблок, баклажанов и картофеля.
Как собирать урожай в сентябре и его хранение
Собирать осенние плоды нужно, учитывая ряд их особенностей — как сортовых, так и технологических. Плоды осенних сортов яблонь и груш рекомендуется срывать с дерева еще в твердом виде. Опытные садоводы знают, что их созревание происходит через пять-восемь дней после сбора, в таком виде они становятся наиболее спелыми, приобретают специфический аромат и оттенки вкуса и их можно употреблять в свежем виде или использовать для приготовления шарлотки, других пирогов и различных десертов. Главное в процессе сбора урожая – не упустить срок. Перезревание на ветках грозит тем, что плоды будет быстро портиться, потеряют свой «товарный» внешний вид.
фото: pixabay.comСбор осенних овощей
В сентябре начинается сезон молодой белокочанной капусты, которую можно не только употреблять в свежем виде, но и квасить, а также готовить из нее разные блюда. Кроме этого стоит отметить, что жители юга центрального региона России могут не спешить убирать капусту до первых заморозков. Этот овощ хоть и теплолюбивый, но легких морозов не боится. В мягком климате, даже при снеговом покрове и минусовых температурах капуста может спокойно чувствовать себя на огороде вплоть до января.
Сложнее обстоит ситуация с корнеплодами (морковь, свекла, картофель), их необходимо убирать до первых заморозков, иначе есть риск потери урожая. Особенно чувствителен к температурным перепадам картофель, в связи с чем его необходимо убирать в первую очередь. Конец сентября – идеальное время для сбора последнего урожая. Уже нет яркого солнца, пагубно влияющего на молодой картофель и делающего его непригодным к употреблению из-за образования опасного соланина. Для подготовки собранных клубней к хранению придется обратиться к прогнозу погоды: убедитесь в том, что в ближайшие дни дождей не будет. Лучше всего собирать его клубни в сухой день. Опытные дачники собирают картофель следующим образом – выкапывают клубни и оставляют их для того, чтобы они просохли. Работы лучше всего проводить во второй половине дня, так вы сможете предотвратить попадание солнечных лучей на клубни и немного подсушить их от земли. После того как все грядки перекопаны, переместите клубни в тень и дайте им подсохнуть еще несколько дней, затем очистите от земли и сложите в деревянные ящики. Это самый удобный и простой способ для запасания картофеля на зиму.
Томаты собирают в августе-сентябре, для лучшего сохранения урожая плоды можно срывать твердыми и не совсем спелыми, так вы продлите им срок хранения еще на полторы-две недели. Главное свойство помидоров – они хорошо дозревают уже после уборки. Кроме того, чуть недозрелые плоды менее подвержены гниению и порче. Полностью созревшие овощи лучше всего сразу пускать на переработку — так есть возможность сохранить обильный урожай в виде консервации и соков.
фото: pixabay.comУ сбора огурцов есть своя особенность: несмотря на то, что пик их сезона приходится на конец июля — начало августа, в сентябре собирать их урожай также представляется возможным. Есть несколько простых советов, как увеличить урожайность и собрать наиболее удачные плоды. Ежедневно осматривайте грядки и собирайте огурцы, которые еще не достигли крупных размеров. Чем меньше плод, тем он хрустящее, вкуснее и слаще. Перезрелые огурцы можно считать потерей урожая, кожура у них становится очень толстой, и они теряют свои полезные и вкусовые свойства. Чтобы не допустить подобного, в период массового созревания проверяйте урожай 2-3 раза в день, а также срезайте лишнюю листву — это поможет лучше следить за созреванием огурцов и упростит их сбор.
Есть свои особенности и при сборе перца. В южных регионах нет необходимости дополнительно сажать его в теплицах, но в северных широтах даже легкие заморозки могут привести к потере всего урожая. Для того, чтобы это не произошло, перец рекомендуют высаживать в пик летнего сезона для получения его максимального урожая в сентябре. При посадке перца следует учитывать расстояние между каждым растением, оно должно быть максимальным (10-15 см) для того, чтобы дать пространство для созревания крупных и мясистых плодов. При сборе лучше всего пользоваться дополнительными инструментами, так вы не повредите плодоножку и будет возможность сохранить урожай максимально долго.
Для получения качественного урожая лука его высаживают в середине лета, а готовность урожая к сбору определяют по опавшим листьям деревьев. Главное правило при сборе – проводить все мероприятия лучше до сезона дождей, в сухую погоду, поскольку в противном случае урожай лука может сгнить.
фото: pixabay.comПравила хранения урожая
Для того, чтобы плоды летних и осенних трудов радовали вас в холодную пору, важно не только правильно собрать урожай, но и правильно его хранить. В этом случае грамотные садоводы используют несколько ключевых правил:
- Тщательно отбирайте плоды для длительного хранения: не стоит надеяться, что переспелые фрукты и овощи пролежат долго.
- Не стоит пытаться оставить на длительное хранение опавшие плоды, их лучше сразу переработать или съесть.
- Хранить урожай лучше всего в сухом прохладном помещении без света, так минимизируется риск развития болезнетворных бактерий и грибков.
- Температура хранения – еще один важный нюанс, которому стоит уделить внимание: оптимальный вариант от +1 до +5 градусов. Так овощи и фрукты не будут портиться.
- Если вы собираетесь хранить фрукты, то ни в коем случае не срывайте плодоножку — так урожай сохраняется дольше.
Сроки сбора урожая
Все новички в деле садоводства наверняка сталкиваются с проблемой того, что определить временные рамки сбора урожая очень сложно. Практика, как правило, отличается от тех рекомендаций, которые даются в литературе.
Для того чтобы не прогадать удачный момент, необходимо ориентироваться на свою интуицию и климатические особенности региона, в котором вы проживаете. Помните, что все полевые работы стоит заканчивать до сезона дождей и наступления первых заморозков.
фото: pixabay.comЧто делать с собранным урожаем
Мало просто собрать качественный урожай, его необходимо сохранить. Наиболее удачный способ – это консервация и переработка того, что выросло на вашем огороде. Процесс консервации каждого вида овощей достаточно сложен, лучше всего овощи хранятся в виде различных лечо, приготовить которые проще. Необходимо замариновать урожай и закатать в стерилизованные банки.
Многие хозяйки с опаской относятся к данной процедуре, поскольку есть риск нарушения технологии и как следствие – пищевое отравление. На самом деле все довольно просто, главный ингредиент – правильно приготовленный рассол, достаточное количество соли и уксуса, что не позволит продукту испортиться и стать непригодным к употреблению. В среднем, на десять литров маринада необходимо 500-800 граммов соли.
Для сохранности белокочанной капусты ее лучше всего квасить. Благодаря специфике процесса квашенная капуста с добавлением специй, ягод и других овощей приобретает абсолютно уникальные свойства, в холодную пору это идеальный вариант для пополнения запаса витамина С и поддержания иммунитета.
К тому же, многие хозяйки используют квашеную капусту в качестве начинки для пирожков, когда хорошую свежую капусту уже будет трудно достать.
Отлично в консервации хранятся плоды растений семейства тыквенные. Кабачки, патиссоны консервируют как раздельно, так и в различных салатах и даже компотах, вместе с фруктами. Получается замечательный освежающий напиток, утоляющий жажду и придающий силы зимой.
фото: pixabay.comЭти простые правила помогают сохранить урожай не одному поколению дачников.
Вам также будет интересно: Сентябрьские работы в цветнике
Понравилось? Обязательно подпишитесь на нас в OK, VK, Дзен и FB
Урожай собран – что дальше? Осенние работы в саду и огороде
Обработки против вредителей и болезней, подзимний посев, обрезка деревьев и кустарников, зарядка почвы влагой, подготовка к зиме теплицы… Это целый комплекс кропотливых работ, которые нужно провести, чтобы получить хороший урожай в агросезоне-2018.
Чистота и порядок
Итак, на приусадебном участке не осталось ни овощей, ни фруктов – одни лишь растительные остатки. Теперь земля нуждается в самой настоящей генеральной уборке. Падалицу, стебли растений, сорняки необходимо незамедлительно собрать и сжечь, ведь это прекрасная питательная среда для полчищ вредителей. Шесты-подпорки, шланги, остатки подвязок для томатов и прочую садово-огородную утварь нужно убрать. К зиме земля должна быть идеально чистой.
После сбора урожая яблонь и груш поздних сортов, особенно чувствительных к заражению паршой, желательно обработать деревья 5% раствором мочевины. Такая обработка – хорошая профилактика против спор сумчатого гриба, возбудителя этой болезни, на будущую весну. Заодно в листве повысится концентрация азота, и она станет разлагаться быстрее.
Потенциал плодородия
Самый распространённый способ его восстановления – внесение минеральных удобрений перед перекопкой участка. Их равномерно разбрасывают по всей площади участка, а затем перекапывают.
Удобрения хорошо вносить и в ямы при посадке деревьев, кустарников. Их выкапывают на 25-30 см глубже, чем нужно для свободного расположения корней. На дно насыпают удобрения и перемешивают с почвой, чтобы получилась смесь слоем 10-15 см.
Для защиты корневой системы саженцев от контакта с удобрениями эту смесь засыпают почвой слоем 10-12 см. А землю, которой засыпают корни саженца, перемешивают с небольшим количеством (3-6 кг) перепревшего навоза.
Нормы зависят от плодородия почвы, особенностей агротехники. Оптимальные дозы основного удобрения приводятся в рекомендациях по возделыванию культур. В среднем на 1 м2 почвы ежегодно вносят от 60 г до 120 г фосфора и калия.
Более эффективно использовать и минеральные, и органические удобрения. Компост, перепревший навоз вносят по 5-12 кг на 1 м2 тоже перед перекопкой участка один раз в 3-4 года. При этом дозы минеральных удобрений уменьшаются на 25-30%.
Посадка деревьев
Период с октября до середины ноября – самое лучшее время для обновления садового ассортимента. До сильных холодов ещё далеко, так что деревья и кустарники вполне успеют укорениться. А весной начнут расти раньше, чем при посадке в марте или апреле.
Нередко рекомендуют готовить ямы для саженцев плодовых культур заблаговременно, за несколько месяцев до посадки. Это необязательно. Яма, выкопанная заранее, иссушает почву намного интенсивнее, чем нетронутая лопатой поверхность. Объясняется это тем, что площадь испарения, включая боковые стенки, гораздо больше. Кроме того, после посадки саженцев в такие пересушенные ямы воды для полива требуется существенно больше. Приживаемость же посадочного материала явно хуже, нежели посадка в свежевыкопанную яму. Так что лучше готовить их непосредственно перед посадкой саженцев.
В южных районах предпочтительнее осенняя посадка, поскольку осень тёплая и продолжительная. Деревца успевают хорошо прижиться, а раны на корнях зарубцеваться и образовать каллюсы (наплывы). Посаженные осенью саженцы ранней весной активно тронутся в рост и избегут возможной засухи.
Деревья нужно сажать в состоянии покоя, когда они уже прекратили свой рост. При выкапывании саженцев из питомника для продажи их корневая система в той или иной мере неизбежно травмируется. Поэтому повреждённые корни перед посадкой надо обязательно подрезать.
Поливать деревца следует сразу же, причём в два-три приёма, чтобы вода лучше просочилась. На
1 саженец достаточно 2-3 ведра воды. Распределять её нужно одинаково по всей лунке, тогда и почва в яме будет оседать тоже равномерно.
Чтобы не образовывалась корка, после полива лунки надо мульчировать, накрывая их слоем 6-8 см перепревшего навоза, компоста или сухой листвы. Можно, в крайнем случае, присыпать рыхлой плодородной почвой.
Закончить посадку саженцев нужно примерно за 1 месяц до наступления устойчивых морозов.
Чтобы не забыть, куда какие сорта посажены, стоит нарисовать схему посадки. Да и в дальнейшем лучше не надеяться на свою память, а регулярно записывать информацию обо всех проводимых работах, сроках вступления растений в плодоношение, их урожайности и т. п.
Обрезка деревьев
Слаборазвитая корневая система саженца в первое время не может полностью обеспечивать питательными веществами его надземную часть. Чтобы добиться соответствия между этими частями деревца, крону нужно обрезать. При осенней посадке эту операцию лучше проводить весной. Если же посадка проводится весной, то крону уменьшают сразу же.
Сильно развитые ветви следует укорачивать примерно на 1/2, а слабые – на 1/3 длины годового прироста. Обрезают каждый побег над почкой, направленной во внешнюю сторону, но не внутрь кроны! Срез делают наискось – так, чтобы почка помещалась под ним. Угол наклона среза – примерно 45 градусов к оси побега. При более тупом угле будет оставаться пенёк, а при слишком остром образуется большая, плохо заживающая ранка.
Взрослые деревья после вырезки больных побегов с монилиальными ожогами или бактериальным раком следует обработать препаратом «Купрат» – он препятствует распространению этих болезней.
Влагозарядковый полив
Очень важное агротехническое мероприятие – накопление почвенной влаги на землях, которые не подпитываются грунтовыми водами. Основательно подсохшие корни растений после влагозарядкового полива восполняют значительный водный дефицит, усиливающийся к осени. Благодаря этому повышается устойчивость растений, особенно цветковых почек, к низким температурам.
Влагозарядковый полив лучше заканчивать к середине октября, не обращая внимания на дожди, если они идут. Даже сильные осадки не могут компенсировать огромные потери почвенной влаги за всё знойное лето.
Поливы должны увлажнить почву в огородах на глубину примерно 1 м, а в садах – до 1,5 м. При этом надо, безусловно, делать коррективы с учётом имеющихся запасов влаги.
Проводят поливы обычно поверхностными способами на землях, освободившихся от урожая. При дождевании – в два приёма с недельным перерывом.
Осенняя влагозарядка почвы на участках, где уровень грунтовых вод залегает глубже 1,5 м, имеет также большое мелиорирующее и санитарное значение.
Вредители и болезни
Осень, к сожалению, пора активной подготовки к зиме и многочисленных вредителей сада, огорода. Насекомые прячутся в трещинах коры, верхнем слое почвы, под растительными остатками. А возбудители болезней переходят в зимующие фазы развития на опавших листьях, побегах, падалице, мумифицированных плодах. Поэтому сейчас важно уничтожить эти очаги зимующих вредителей и болезней.
У малины следует вырезать до основания и сжечь отплодоносившие побеги, повреждённые стеблевой галлицей и малинной почковой молью. Также нужно удалить молодые стебли, поражённые антракнозом (с язвами и коростой на побегах), пурпуровой пятнистостью. Необходимо выкорчевать побеги с признаками вертициллёзного увядания (голубоватого цвета).
Против антракноза, септориоза, ржавчины, пурпуровой и других пятнистостей листьев, стеблей можно опрыскать кусты 1% бордоской жидкостью. А для уничтожения зимующих в верхнем слое почвы малинных жуков, долгоносиков, галлиц достаточно перекопать почву в рядах и междурядьях.
У чёрной смородины и крыжовника нужно обрезать верхушки побегов, поражённые мучнистой росой. При сильной заражённости следует собрать и сжечь опавшие листья под кустами.
В них также зимуют вредители мучнистой росы, ржавчины, антракноза, а под ними – самки паутинных клещей.
Кроме того, необходимо вырезать до основания и сжечь засохшие ветви, повреждённые смородинной стеклянницей, побеговой галлицей, почковой молью, смородинной подушечницей. Для уничтожения зимующих фаз пилильщиков, галлиц, пядениц, крыжовниковой огнёвки почву под кустами также нужно перекопать.
Следует также собрать и уничтожить падалицу, мумифицированные плоды. Ловчие пояса с заползшими туда на зимовку вредителями нужно снять и сжечь.
Подзимние посевы
Чтобы избежать нехватки витаминов будущей весной, имеет смысл посеять часть овощных и зеленных культур с осени. Тогда можно получить урожай на 2-3 недели раньше, чем при самом раннем весеннем посеве. Важно только отвести для этого участки, где они в течение лета не росли.
Для подзимних посевов и посадок чеснока, лука, моркови, петрушки, укропа, салата следует выбирать участки, где они не росли в течение лета
осле уборки предшественника необходимо удалить все растительные остатки и внести фосфорно-калийные удобрения – по 15-20 г/м2,
компост – по 4-6 кг/м2.
Затем надо вскопать участок на глубину пахотного слоя, разрыхлить почву и приготовить бороздки для посева.
Если всё это не сделать своевременно, то затяжные осенние дожди или ранние морозы могут сорвать подзимний посев. Землю для присыпания бороздок (2-3 ведра) тоже нужно припасти заранее и держать в тепле.
Норму высева при подзимнем посеве необходимо увеличить на 15-20%, так как зимой и ранней весной часть семян и всходов погибнет – останутся только сильные холодостойкие экземпляры.
● Если земля в конце октября ещё не успеет промёрзнуть, можно посадить под зиму редис, репу, свёклу, морковь, укроп, петрушку, сельдерей, лук, чеснок. Весной на этих грядах появятся ранние всходы, а летом – ранний урожай.
● В последней декаде октября можно высаживать лук на зелёное перо и зимний чеснок (зубки и бульбочки), чтобы до наступления устойчивых заморозков они укоренились в почве.
Важно мульчировать посадки сухой почвой, распределяя её слоем не менее 2 см, – она защитит их от вымерзания.
● Одновременно с посевом лука на перо нужно готовить грядки для подзимнего сева моркови, петрушки, свёклы. Когда температура воздуха стабильно установится на нуле градусов, а почвы – около 5 градусов тепла, можно сеять эти культуры.
● На участке, предназначенном для посадки свёклы в следующем сезоне, с осени надо внести минеральные и органические удобрения: перегной, суперфосфат, калийные соли. Удобрения перемешивают с землёй, потом перекапывают участок на глубину до 20 см.
● Октябрь – самое время, чтобы подготовить гряды для весенней посадки земляники. Почву после овощей и бобовых растений (это лучшие предшественники для неё) следует перекопать на глубину 20-25 см и внести на 1 кв. м площади 6-10 кг перегноя, 30-40 г суперфосфата, 15-20 г калийной соли.
● Если появляются свободные грядки, не стоит им пустовать. Если посеять на них озимую рожь, пшеницу или люцерну, получится прекрасное зеленное удобрение, которое заменит навоз. Чем раньше посеять, тем больше будет урожай зелёной массы. Весной перед посевом основной культуры останется перекопать грядки или сажать её прямо среди проростков с помощью садового бура.
● За месяц до наступления устойчивых холодов сажают зубки озимого чеснока и мелкого, не более 1 см в диаметре, лука-севка. За это время они успевают укорениться. Не все сорта пригодны для посева под зиму. Нужно брать раннеспелые, ведь смысл подзимнего посева – получить урожай как можно раньше. Если же высеять позднеспелые сорта, то овощи могут созреть одновременно с теми, что высеяны весной. В таком случае теряется сам смысл подзимнего посева.
● Помимо овощных растений под зиму обычно сеют цветочные однолетники: астру, васильки, вербену, диморфотеку, доротеантус, левкои, иберис, конвольвулюс, маттиолу, немезию, резеду, флоксы и практически все многолетние цветочные культуры.
Чтобы использовать огород на все 100%, нужно заранее запастись почвой для весенней рассады. На 2 части огородной земли берут 2 части перегноя (компоста) и 1 часть опилок, ошпаренных кипятком. На 10 л этой смеси добавляют по 1 ч. ложке мочевины и суперфосфата, а также 1 стакан просеянной золы.
Очень важно правильно выбрать срок посева, так как при слишком раннем посеве семена могут прорасти и с наступлением морозов погибнуть. В южном регионе наиболее подходящее время обычно – вторая или третья декады октября. Посеянные в бороздки семена нужно присыпать запасённой и сохраняемой в тепле почвой, а потом замульчировать слоем перегноя в 2-3 см. Он предохранит весной посевы от заплывания, связанного с излишком влаги, или, наоборот, от пересыхания и образования корки.
Борьба с грызунами
Зимой молодые деревья нередко подвергаются многократным нападениям грызунов, особенно мышей. Объедая тонкую кору у основания, они наносят им огромный вред. Поэтому с осени нужно позаботиться о том, чтобы защитить насаждения от их нашествия. Надёжнее всего установить вокруг стволов деревьев густую металлическую сетку, но этот вариант дороговат.
Можно немного отгрести землю от штамба и засыпать в широкие ямки острый шлак. Некоторые садоводы оборачивают деревья лапником или картоном, а у основания раскладывают кусочки старой ваты, пропитанной керосином, время от времени обновляя эту пропитку.
Эффективны и химические меры борьбы с грызунами. В норки или дренажные трубки засыпают отравленную приманку. Содержимое таких кормушек периодически проверяют и пополняют по мере необходимости.
Подготовка теплицы
Урожай томатов, перцев, баклажанов в парниках следует собрать вовремя. Если запоздать, недозревшие плоды могут испортиться прямо на кустах. Дозревать томаты лучше в относительно тёплом помещении. Крупные плоды зелёного или оранжевого цвета следует дозаривать при температуре 10-13 градусов тепла и относительной влажности воздуха 80-85%. Свет на скорость дозревания не влияет, поэтому подойдёт даже частично отапливаемая и хорошо проветриваемая веранда.
Можно поступить и так: срезать плети томатов целиком и подвесить их в тёплом сухом месте. Плоды не только дозреют, но и увеличатся в размерах за счёт притока питательных веществ из плетей.
Белокочанную капусту можно хранить в освободившемся на зиму парнике. Для этого растения выкапывают вместе с комом земли и плотно укладывают друг к другу. Снаружи теплицу нужно прикрыть досками, а поверх них и по бокам набросать толстым слоем солому. Таким же образом можно хранить, но прикопав в сыром песке, корневые сельдерей и петрушку, свёклу, морковь, другие корнеплоды.
Цветную капусту второго и третьего сроков посева, не успевшую сформироваться до начала заморозков, можно выкопать и дорастить в парнике, хорошо укрытом деревянными щитами.
При хранении или доращивании огородных культур в теплице нужно следить за температурой и влажностью воздуха. Как только температура наружного воздуха снизится до
1 градуса мороза, её нужно утеплить опилками или сухими листьями слоем 25 см. Проветривать теплицу следует, пока не наступят морозы.
Когда парник освободится, надо снять и убрать в тёплое место плёнку, чтобы её не повредили морозы и снегопады. Перед тем как положить плёнку на хранение, следует тщательно вымыть её в мыльном растворе, а затем протереть раствором медного купороса (100 г купороса на 10 л воды).
Все растительные остатки следует собрать и сжечь, в грунт внести навоз (10 л на 1 кв. м) и перекопать землю.
В остеклённой теплице нужно провести дезинфекцию: сначала помыть стёкла, а потом провести окуривание серой. Если завелись вредители или возбудители заболеваний, следует провести опрыскивание её и почвы раствором хлорной извести (400 г на 10 л воды, настаивать 3-4 часа). Мыть и дезинфицировать теплицу следует при температуре воздуха не ниже 8 градусов тепла.
Для профилактики грибковых болезней верхний слой грунта толщиной 10-15 см необходимо заменить. Изъятый грунт можно вынести в сад, где он промёрзнет. А вместо него нужно досыпать чистую плодородную землю, лучше всего с грядок из-под лука и чеснока.
Деревянную теплицу портит не только сырость. На её остове сохраняется много возбудителей грибных и бактериальных болезней томатов, в том числе фитофтора. Но выход есть: сразу же после сбора урожая нужно обработать теплицу серной шашкой «ФАС». Дым от её горения проникает во все уголки обрабатываемых помещений, уничтожая возбудителей болезней. Он очищает деревянные и любые другие поверхности от грибка, плесени, гнили, подсушивает их, поглощая влагу из воздуха.
Если в деревянных конструкциях завелись жучки или их облюбовали муравьи, после такого окуривания незваных гостей больше не будет. Фумигация – гораздо более эффективный способ обработки, чем орошение.
Благодаря использованию шашки «ФАС» теплица даёт больший урожай. А те хозяева, которые перед закладкой овощей обрабатывают ею хранилища, хранят свои запасы до весны. Остов, остающийся после сгорания шашки, экологически безопасен, его даже можно использовать как удобрение.
В теплице можно посеять под зиму белую горчицу, а перед высадкой рассады овощных культур измельчить всходы лопатой и заделать их в почву. Это не только улучшит состав, структуру тепличного грунта, но и поможет отпугнуть вредителей.