Серпентайн (галерея) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Серпентайн.«Серпентайн» (англ. Serpentine Gallery) — художественная галерея, расположенная на территории Кенсингтонских садов, Гайд-парк, центральный Лондон. Основное направление деятельности — искусство XX века и современное искусство. Выставки, архитектура, образовательные и общественно-культурные программы привлекают около 750 000 посетителей в год. Вход в галерею бесплатный.
Галерея учреждена в 1970 году и расположена в классическом чайном павильоне 1934 года. Своё название галерея получила от расположенного неподалёку озера Серпентайн.
В галерее экспонировались такие известные авторы, как Ман Рэй, Генри Мур, Энди Уорхол, Паула Регу, Бриджит Райли, Алан МакКоллум, Дэмьен Хёрст и Джефф Кунс.
На площадке перед входом в постоянной экспозиции находится совместная работа Яна Гамильтона Финлэй и Питера Коутса, посвящённая Диане, принцессе Уэльской, бывшей покровительнице галереи.
В 2006 году Галерея Серпентайн представила масштабную выставку современного Китайского искусства. Выставка под названием «Китайская электростанция: Часть первая» разместилась в списанной угольной электростанции на юге Лондона, что позволило публике заглянуть внутрь известной достопримечательности.
В первые годы после открытия галерея работала только в летний период. В 1991 году директором галереи была назначена Джулия Пейтон-Джонс, и под её руководством галерея была значительно обновлена. В 2006 году куратор Ханс-Ульрих Обрист был назначен на должность содиректора по выставкам и программам, и директором по международным проектам.
Временный павильон 2010 г. Архитектор Жан Нувель Временный павильон 2002 г. Архитектор Тоё ИтоГалерея Серпентайн ежегодно привлекает архитекторов с мировым именем для проектирования временных павильонов на своей территории. Павильоны являются уникальными образцами современной архитектуры. Внутри этих сооружений проходят специальные кинопоказы, обсуждения, а также располагается кафе. Заказ на проектирование павильона часто рассматривают как разновидность премии для архитектора [2].
С 2000 года в галерее Серпентайн были размещены временные павильоны многих ведущих архитекторов:
Из-за налоговых претензий Ай Вэйвэй не мог покидать Китай, поэтому работы по строительству своего павильона он координировал по «Скайпу»[4].
15 лет павильонов галереи Serpentine :: Статьи
Существующая с 1970 года галерея современного искусства Serpentine, c 2000 года приглашает именитых архитекторов для возведения временного павильона перед основным зданием галереи. Архитектор выбирается из числа тех, кто еще не построил в Великобритании ни одного объекта. Каждый павильон функционирует три месяца, после чего демонтируется и продается в частные коллекции.
Задание для архитекторов повторяется из года в год: за шесть месяцев нужно спроектировать и возвести павильон площадью не менее 300 кв. метров, который можно использовать днем в качестве кафе, а вечером как площадку для лекций, дебатов и представлений.
Заха Хадид, 2000
Zaha Hadid Architects
Пожалуй, первый павильон получился самым скромным, и это с учетом авторства Захи Хадид. В проекте сделана попытка переосмыслить идею навеса. Кровля поделена на треугольные сегменты, преломляющиеся в разных направлениях, создавая запоминающее внутреннее пространство.
Даниэль Либескинд, 2001
Studio Libeskind
Павильон, названный архитектором «Восемнадцать поворотов», представляет из себя динамическую композицию из ряда металлических панелей, закрученных относительно друг друга. Постройка активно взаимодействует с контекстом, отражая в алюминиевой поверхности фасада растительность парка и кирпичную кладку основного здания галереи.
Тойо Ито, 2002
Toyo Ito & Associates
Японский архитектор для создания павильона воспользовался наложенными друг на друга под произвольным углом сетками квадратной формы. Из получившегося паттерна сформирован параллелепипед, в котором чередуются заложенные и оставленные открытыми участки паттерна. Наглядно демонстрируется концепция павильона на видео:
Оскар Нимейер, 2003
Павильон соответствует принципам Нимейера, которое гласят, что любой хороший проект можно изобразить в легком наброске, и как только закончена конструкция, должно быть более или менее готово и всё здание. Павильон приподнят над землей и вход в основной пространство осуществляется по рампе, перекликающейся своим ярко-красным цветом с задним фасадом.
Вини Маас, 2004
MVRDV
Голландские архитекторы, предложившие покрыть основное здание галереи искусственным холмом высотой 24 метра, так и не смогли воплотить свои идеи ввиду сложности проекта и ограниченности бюджета. Галерея Serpentine изначально обещала всё-таки соорудить павильон в последующие годы, но в итоге спустя несколько лет окончательно отказалась от этой затеи.
Алваро Сиза и Эдуарду Соуту де Моура, 2005
Álvaro Siza Architect
Дуэт португальских архитекторов спроектировал павильон, основанный на прямоугольной сетке из балок, изогнутых для создания динамического искривленного внутреннего пространства. Дерево, выбранное в качестве главного материала, подчеркивает связь павильона и окружающего его парка.
Рем Колхас и Сесиль Бальмонд, 2006
OMA
Рем Колхас в соавторстве с Сесиль Бавльмонд, создающей инновационные инженерные структуры, накрыл свой павильон белоснежным яйцеобразным надувным куполом, парящим над лужайкой парка. Под куполом расположен овальный зал для встреч и лекций, огражденный теми жеполикарбонатными панелями, что применялись в здании музея современного искусства «Гараж».
Заха Хадид и Патрик Шумахер, 2007
Zaha Hadid Architects
Для возведения павильона в 2007 году изначально галерея выбрала немецкого архитектора-инженера Фрая Отто, но спустя три месяца, поняв, что сложный проект не удастся построить в намеченные сроки, отказались от идеи и передала площадку архитекторам из датского бюро Snøhetta, которые, впрочем, также опаздывали на три недели.
Чтобы не нарушать расписания летних мероприятий трехнедельную паузу позвали заполнить Заху Хадид и Патрика Шумахера, попросив спроектировать их небольшой «предпавильон». За три дня по их эскизам был собран навес из композиции трех гигантских «грибов» высотой 5,5 метров, сделанных из сетчатого металлического каркаса с натянутой на него тканью.
Олафур Элиассон и Кецтил Торсен, 2007
Snøhetta
На смену временному павильону от бюро Захи Хадид, Snøhetta вместе с художником Олафуром Элиассоном представила деревянную структуру, напоминающую по форме волчок. Павильон, в отличие от предыдущих, имел в этот раз сразу два уровня. Широкая закрученная в спираль рампа, делая два оборота, вела на уровень главного зала, и далее на второй уровень, на смотровую площадку, с которой открывался вид на весь парк.
Фрэнк Гери. 2008
Gehry Partners
В это сложно поверить, но к 80 годам Фрэнк Гери так и не построил ни одного объекта в Великобритании. Галерея Serpentine не только предоставила ему эту возможность, но и позволила в какой-то мере вернуться к истокам своей деятельности и воплотить объект без использования знаменитых криволинейных форм. Павильон представляет из себя амфитеатр, накрытый остекленными деревянными панелями, которые, в свою очередь, подвешены к каркасу из массивных балок.
Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава, 2009
SANAA
Японские архитекторы создали один и самых деликатных павильонов. Тонкая алюминиевая форма кровли как дым дрейфует среди деревьев. Павильон оставлен совсем без стен, позволяя беспрепятственно наслаждаться видами парка. Главного входа как такого также не предусмотрено.
Жан Нувель, 2010
Ateliers Jean Nouvel
Проектируя свой павильон, Нувель вдохновлялся символами Лондона — двухэтажным автобусом и телефонной будкой. В итоге из павильона получился ярко-красный арт-объект, напоминающий объекты парижского парка Ла-Виллет. Несколько утопленная основная площадка накрыта серий разноуровневых навесов, спускающихся с одной стороны к лужайке каскадом. Кубический полупрозрачный объем главного входа уравновешен с другой стороны наклонной 12-метровой стеной.
Петер Цумтор, 2011
В центре своего павильона Цумтор расположил вместо зрительного зала сад, который по задумке архитектора, должен сфокусировать внимание посетителя на наблюдении, нежели общении. Проект создан по подобию hortus conclusus, созерцательной комнаты, сада внутри сада, и подчеркивает роль чувств и эмоций в нашем восприятии архитектуры.
Жак Херцог, Пьер де Мерон и Ай Вейвей, 2012
Herzog & de Meuron, Ai Weiwei
К лондонской Олимпиаде галерея Serpentine пригласила творческий союз архитекторов Херцога и де Мерона и художника Ай Вейвей, работавших до этого над созданием Олимпийского стадиона в Китае. Наполовину заглубленный зал накрыт наполненной водой платформой, в которой как в зеркале отражается основное здание галереи. Платформа поддерживается 12 (по числу построенных павильонов) колоннами. К истории предыдущих павильонов также апеллирует и пространство зала, получившееся из наложения планов всех прошлых построек.
Со Фудзимото, 2013
Sou Fujimoto Architects
Фудзимото, в свои 41 год, стал самым молодым архитектором, принявшим приглашение галереи Serpentine. Павильон японского архитектора создан из металлических 2-сантиметровых трубок и представляет из себя полупрозрачную структуру по форме подобную облаку, которая по задумке автора должна была растворяться в пространстве парка.
Смилян Радич, 2014
Наверное, самый малоизвестный из числа приглашенных архитекторов, чилиец Радич вспоминают традицию искусственных руин — фолли. В поставленное на четыре вала кольцо из стеклопластика посетители попадают в павильон по рампе. Благодаря внешней оболочке, толщиной 10 миллиметров, массивная «каменная глыба» вечером превращается в притягивающий к себе объект.
Serpentine Sackler Gallery, 2013
Zaha Hadid Architects
В дополнение к ежегодным временным павильонам в 2013 году в пяти минутах ходьбы от основной галереи открылось второе здание под названием Serpentine Sackler Gallery. Автором выступила так полюбившаяся кураторам Заха Хадид. Новый комплекс состоит из двух объектов: классического здания ХIX века и современной пристройки, выполненный в присущих для бюро формах.
Фото © Serpentine Gallery, Hélène Binet, Sylvain Deleu, Nick Guttridge/VIEW, Richard Bryant/archaidimages, Peter Cook/VIEW, Sylvain Deleu, Sally Tallant, James Winspear/VIEW, John Offenbach, Luke Hayes/VIEW, Deborah Bullen, Nick Rochowski/VIEW 2014, Edmund Sumner/VIEW, James Newton/VIEW, Nick Guttridge/VIEW, Philippe Ruault, Walter Herfst, Hufton & Crow/VIEW, Luke Hayes, Iwan Baan, Zaha Hadid Architects
все павильоны Галереи Серпентайн начиная с 2000 года :: Статьи
Традиция появилась спонтанно и во многом благодаря таланту Захи Хадид. В 2000 году галерее современного искусства Серпентайн нужен был временный павильон буквально на несколько дней, для чего и пригласили британку. Но пространство оказалось так популярно, что павильон простоял все лето, а саму идею превратили в ежегодный праздник архитектуры.
Основное здание Галереи Серпентайн
Для приглашенных архитекторов павильон превращается еще и в собственную презентацию для лондонской публики. Проектировать всегда зовут хоть и известных личностей, но из числа тех, кто еще не построил в Великобритании ни одного объекта. Каждый павильон функционирует три месяца, после чего демонтируется и продается в частные коллекции.
Задание повторяется из года в год: за шесть месяцев нужно спроектировать и возвести павильон площадью не менее 300 кв. метров, который можно использовать днем в качестве кафе, а вечером как площадку для лекций, дебатов и представлений. Archspeech в обратном порядке ведет хронологию архитектурных ответов на, казалось бы, простую задачу.
Фрида Эскобедо, 2018
Frida Escobedo
Хоть мексиканка Фрида Эскобедо и стала самой молодой участницей проекта, ее идея основана на многолетних архитектурных традициях Мексики и Великобритании. Стены павильона составляют привычные британскому глазу черепицы, но собраны они в такой композиции, чтобы напоминать типичный мексиканский прием — пористую стену, одновременно и приватную, и открытую естественной вентиляции и освещению. Третий отсыл к истории — диагональная планировка, которую Эксобедо сравнивает с композициями Эля Лисицкого.
Дьебедо Франсис Кере, 2017
Kéré Architecture
Отправной точкой павильона стала идея дерева — традиционного места собраний в родном для архитектора Буркина-Фасо. В Лондоне посетителей собирать будет переменчивая погода. От яркого солнца защитит теневой навес, а во время дождей публику развлечет архитектурный аттракцион — потоки воды будут скатываться к центру, образуя водопад. Есть у аттракциона и утилитарная функция — собранная вода позже пойдет на полив территории сада.
Бьярке Ингельс, 2016
BIG
Архитекторы BIG придумали стену-молнию, которая расходится в противоположные стороны, создавая внутри себя пространство под кафе и зал для мероприятий галереи. Криволинейная форма составлена намеренно из прямоугольных модульных элементов. Постоянный контраст сохранялся и при обходе — фасады павильона под разными ракурсами оказываются то полностью прозрачными, то, наоборот, формируют непроницаемую стену.
Люсия Кано и Хосе Селгас, 2015
SelgasCano
Павильон состоял четырех рукавов, сходящихся к центральному залу. Их конструкция выполнена в виде двойной оболочки из металлического каркаса, покрытого натянутой на него полимерной пленкой. По словам архитекторов, они специально запутали форму павильона так, чтобы получить как можно больше различных по профилю и наполнению пространств, каждое из которых будет нести посетителю новые эмоции и впечатления.
Смилян Радич, 2014
Наверное, самый малоизвестный из числа приглашенных архитекторов, чилиец Радич вспоминают традицию искусственных руин — фолли. В поставленное на четыре вала кольцо из стеклопластика посетители попадают по рампе. Благодаря внешней оболочке толщиной 10 миллиметров, массивная «каменная глыба» вечером превращается в притягивающий к себе объект.
Со Фудзимото, 2013
Sou Fujimoto Architects
Фудзимото, в свои 41, был на тот момент самым молодым архитектором, получившим приглашение от Галереи Серпентайн. Павильон японского архитектора создан из металлических 2-сантиметровых трубок и представляет из себя полупрозрачную структуру по форме подобную облаку, которая по мысли автора должна была растворяться в пространстве парка.
Жак Херцог, Пьер де Мерон и Ай Вейвей, 2012
Herzog & de Meuron, Ai Weiwei
К лондонской Олимпиаде галерея пригласила творческий союз архитекторов Херцога и де Мерона и художника Ай Вейвея, работавших до этого над созданием Олимпийского стадиона в Китае. Наполовину заглубленный зал накрыт наполненной водой платформой, в которой как в зеркале отражается основное здание галереи. Платформа поддерживается 12 (по числу построенных до этого павильонов) колоннами. К истории предыдущих павильонов также апеллирует и пространство зала, которое получили от наложения планов всех прошлых построек.
Петер Цумтор, 2011
В центре своего павильона Цумтор расположил вместо зрительного зала сад, который должен сфокусировать внимание посетителя на наблюдении, нежели общении. Проект создан по подобию hortus conclusus, созерцательной комнаты, сада внутри сада, и подчеркивает роль чувств и эмоций в нашем восприятии архитектуры.
Жан Нувель, 2010
Ateliers Jean Nouvel
Жан Нувель вдохновлялся символами Лондона — двухэтажным автобусом и телефонной будкой. В итоге из павильона получился ярко-красный арт-объект, напоминающий объекты парижского парка Ла-Виллет. Несколько утопленная основная площадка накрыта серией разноуровневых навесов, спускающихся к лужайке каскадом. Кубический полупрозрачный объем главного входа уравновешен с другой стороны наклонной 12-метровой стеной.
Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава, 2009
SANAA
Японские архитекторы создали один из самых деликатных павильонов. Тонкая алюминиевая форма кровли как дым дрейфует среди деревьев. Павильон оставлен совсем без стен, позволяя беспрепятственно наслаждаться видами парка. Главного входа как такового также не предусмотрено.
Фрэнк Гери, 2008
Gehry Partners
В это сложно поверить, но к 80 годам Фрэнк Гери так и не построил ни одного объекта в Великобритании. Галерея Серпентайн не только предоставила ему эту возможность, но и позволила в какой-то мере вернуться к истокам и воплотить объект без использования знаменитых криволинейных форм. Павильон представляет из себя амфитеатр, накрытый остекленными деревянными панелями, которые, в свою очередь, подвешены к каркасу из массивных балок.
Заха Хадид и Патрик Шумахер, 2007
Zaha Hadid Architects
Для возведения павильона в 2007 году изначально галерея выбрала немецкого архитектора-инженера Фрая Отто, но спустя три месяца, поняв, что сложный проект не удастся построить в намеченные сроки, от идеи отказались и передали площадку архитекторам из датского бюро Snøhetta, которые, впрочем, также опаздывали на три недели.
Чтобы не нарушать расписания летних мероприятий, трехнедельную паузу позвали заполнить Заху Хадид и Патрика Шумахера, попросив спроектировать их небольшой «предпавильон». За три дня по их эскизам был собран навес из композиции трех гигантских «грибов» высотой 5,5 метров, сделанных из сетчатого металлического каркаса с натянутой на него тканью.
Олафур Элиассон и Кецтил Торсен, 2007
Snøhetta
На смену временному павильону от бюро Захи Хадид, Snøhetta вместе с художником Олафуром Элиассоном представила деревянную структуру, напоминающую по форме волчок. Павильон имел в этот раз сразу два уровня. Широкая закрученная в спираль рампа, делая два оборота, вела на уровень главного зала, и далее на второй уровень, на смотровую площадку, с которой открывался вид на весь парк.
Рем Колхас и Сесиль Бальмонд, 2006
OMA
Рем Колхас в соавторстве с Сесиль Бавльмонд, создающей инновационные инженерные структуры, накрыл свой павильон белоснежным яйцеобразным надувным куполом, парящим над лужайкой парка. Под куполом расположен овальный зал для встреч и лекций, огражденный теми жеполикарбонатными панелями, что применялись в здании музея современного искусства «Гараж».
Алваро Сиза и Эдуарду Соуту де Моура, 2005
Álvaro Siza Architect
Дуэт португальских архитекторов спроектировал павильон, основанный на прямоугольной сетке из балок, изогнутых для создания динамического искривленного внутреннего пространства. Дерево, выбранное в качестве главного материала, подчеркивает связь павильона и окружающего его парка.
Вини Маас, 2004
MVRDV
Голландские архитекторы предлагали покрыть основное здание галереи искусственным холмом высотой 24 метра, но так и не смогли воплотить свои идеи из-за сложности проекта и ограниченности бюджета. Галерея изначально обещала всё-таки соорудить павильон в последующие годы, но в итоге спустя несколько лет окончательно отказалась от этой затеи.
Оскар Нимейер, 2003
Павильон соответствует принципам Нимейера, которое гласят, что любой хороший проект можно изобразить в легком наброске, и как только закончена конструкция, должно быть более или менее готово и всё здание. Павильон приподнят над землей, и вход в основной пространство осуществляется по рампе, перекликающейся своим ярко-красным цветом с задним фасадом.
Тойо Ито, 2002
Toyo Ito & Associates
Японский архитектор для создания павильона воспользовался наложенными друг на друга под произвольным углом сетками квадратной формы. Из получившегося паттерна сформирован параллелепипед, в котором чередуются заложенные и оставленные открытыми участки паттерна. Наглядно демонстрируется концепция павильона на видео:
Даниэль Либескинд, 2001
Studio Libeskind
Павильон, названный архитектором «Восемнадцать поворотов», представляет собой динамическую композицию из ряда металлических панелей, закрученных относительно друг друга. Постройка активно взаимодействует с контекстом, отражая в алюминиевой поверхности фасада растительность парка и кирпичную кладку основного здания галереи.
Заха Хадид, 2000
Zaha Hadid Architects
Первый павильон, пожалуй, получился самым скромным, и это с учетом авторства Захи Хадид. В проекте сделана попытка переосмыслить идею навеса. Кровля поделена на треугольные сегменты и преломляется в разных направлениях, создавая эффектное внутреннее пространство.
Serpentine Sackler Gallery, 2013
Zaha Hadid Architects
Особые отношения Захи Хадид и галереи узаконили в 2013 году, когда в пяти минутах ходьбы от основного здания открылся объект Serpentine Sackler Gallery. Новый комплекс состоит из двух объектов: классического здания ХIX века и современной пристройки. Несмотря на сложные криволинейные формы, объект во многом повторяет композицию 2000 года, тем самым зацикливая историю этой знаковой архитектурной традиции.
Фото © Serpentine Gallery, Hélène Binet, Sylvain Deleu, Nick Guttridge/VIEW, Richard Bryant/archaidimages, Peter Cook/VIEW, Sylvain Deleu, Sally Tallant, James Winspear/VIEW, John Offenbach, Luke Hayes/VIEW, Deborah Bullen, Nick Rochowski/VIEW 2014, Edmund Sumner/VIEW, James Newton/VIEW, Nick Guttridge/VIEW, Philippe Ruault, Walter Herfst, Hufton & Crow/VIEW, Luke Hayes, Iwan Baan, Zaha Hadid Architects
глупость в середине лета или троянский конь? |
1. МИЛЫЕ ЧУДАЧЕСТВА И ИХ ДЕНЕЖНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ
Великобритания — страна безобидных глупостей и мнимых бесполезностей.
По указу 1327 года Ее Величество Королева до сих пор является владелицей всех дельфинов, китов и осетров в территориальных водах Соединенного Королевства. А в 2005 году она также заявила свои права на 88 молодых лебедей, обитающих на Темзе. Котов, собак и голубей англичане награждают боевыми медалями, недавно одного пингвина посвятили в рыцари.
Подобно спущенной с чердака пыльной коробке с давно забытыми милыми игрушками, ультрасовременный Лондон буквально напичкан курьезными и бесполезными объектами. У каждого лондонского бомжа есть мобильник, но здесь стоят тысячи красных телефонных будок образца 1926 года (внутри албанцы расклеивают объявления о секс-услугах). Улицы забиты архаичными черными кэбами и красными даблдеккерами, «выпавшими» из 1948 года. Есть и более древние включения — огромные красные почтовые ящики (1906 г.), шотландские гвардейцы в нелепых медвежьих шапках (18 век), да и сам институт монархии с его средневековыми церемониями. Традиции, однако… и еще — идеальная приманка для туристов.
А в Лондоне туристы повсюду. Они смотрят на шотландцев, фотографируются с телефонными будками, двухэтажными автобусами и покупают, покупают, покупают. Все эти безобидные, бережно сохраняемые глупости и дурацкие традиции в итоге, приносят вполне реальные деньги. Дождливый Лондон ежегодно притягивает 15 000 000 туристов. Только прямой доход от туризма приносит Лондону 9 миллиардов фунтов стерлингов в год, в сфере туризма занято 275 000 лондонцев!
Итак, сохраненные традиции не только делают нашу жизнь приятнее, они хорошо оплачиваются туристами. Поэтому в традицию англичане научились превращать что угодно и когда угодно:
— январь 1347 года. На придворном балу графиня Солсбери танцевала с королем Эдуардом III, и во время танца ее подвязка вдруг упала на пол. Мылись тогда редко, вышел конфуз. Говорят, окружающие позволили себе даже засмеяться, а король поднял подвязку, и произнёс свою знаменитую фразу: «Пусть стыдится тот, у кого появились нечистые мысли». Так возник самый английский и самый элитный орден Англии — Орден Подвязки. Сегодня в мире 25 живых кавалеров Ордена, под патронажем Ее Величества Королевы. Петр Первый, кстати, от ордена отказался, а Александры Первый и Второй — охотно согласились.
— 28 июня 1838 г. Сразу после коронации юная Виктория попросила чашку чая и свежий номер «Таймс». Так родились два новых английских ритуала — английское чаепитие и обязательное для каждого джентльмена просматривание утренних газет. Виктория, кстати, на этом не успокоилась, и написала специальную книжку по чайному этикету.
— 2000 год. С легкой руки директора Галереи Серпентайн Джулии Пейтон — Джонс родилась еще одна чисто британская традиция и еще один лондонский аттракцион — Летний павильон Галереи Серпентайн.
2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГАЛЕРЕИ СЕРПЕНТАЙН
В далеком 1938 году в Кенсингтонских садах вблизи Гайд-парка и рукотворного озера Серпентайн в неоклассическом стиле был построен Чайный домик (помните королеву Викторию?) Чайный домик — это такое кафе, где кофе под запретом, только чай. С чаем как-то не заладилось. Спустя сорок лет это осознали, и в домике разместилась бесплатная галерея современного искусства — Галерея Серпентайн. Ее четыре зальчика приютили самых качественных художников-модернистов второй половины ХХ столетия: Илью Кабакова, и еще Генри Мура, Энди Уорхолла, Мана Рэя — было чем гордиться!
Но в 2000 году над Галереей Серпентайн сгустились тучи: в Лондоне открылась громадная и тоже бесплатная Тэйт Модерн (арх. Херцог и ДеМерон). С постоянной экспозицией от Пикассо до Раушенберга и с огромными выставочными площадями, включая зал для спецпроектов площадью 3500 квадратных метров. Крошечный домик Серпентайн ждало забвение… Вот тогда Джулия Пейтон-Джонс и придумала свой «ход конем» — каждое лето, начиная с 2000 года гигантский и абсолютно свежий арт-объект ставят на газон рядом с Чайным домиком. Это безобразие получило название «Летний павильон Галереи Серпентайн.
3. ЛЕТНИЙ ПАВИЛЬОН ГАЛЕРЕИ СЕРПЕНТАЙН
Летний павильон строится на месте, где некогда был газон, справа от главного входа в здание Галереи. На срок от трех до шести месяцев. Все это время он выполняет функции модернистской скульптуры. И еще это банальная парковая беседка со скамейками и кафетерием, здесь проводятся дневные художественные акции. Ночью в Летнем павильоне Серпентайн что-то вроде VIP-показов, и они платные.
Джулия Пейтон-Джонс приглашает архитекторов для строительства Летнего павильона, руководствуясь двумя нехитрыми правилами:
1. Архитектор должен быть — «лидером профессии».
2. У него не должно быть законченных построек в Англии.
Несмотря на космополитизм и толерантность современного Лондона, список выдающихся архитекторов, отвечающих п. п. 1-2 довольно велик. Работу архитектора упрощают, подключая к нему опытнейших инженеров компании «ARUP». Деньги на строительство выделяют спонсоры, это в Англии престижно. По окончании работы павильон демонтируется и иногда продается (если находится покупатель).
4. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЛЕТНИХ ПАВИЛЬОНОВ СЕРПЕНАЙН
2000 год. Заха Хадид
Захе, апологету романтического деконструктивизма, выпала честь стать первым блином Серпентайна. Она хотела как лучше, но получился тентовый навес с распорочками, вроде тех, что ставят на строительных ярмарках. Легкий, функциональный и довольно скучный. Газетчики назвали павильон «неинтересным». Архитектурная пресса его деликатно не заметила. Фотография осталась одна — гордиться было нечем.
2001. Даниэль Либескинд
Либескинд, еще один лидер модного тогда деконструктивизма, в реальной жизни проектировал только музеи Холокоста и как-то не сумел «съехать с темы». Конечно же, конвульсивно скомканное клепаное сооружение, вываленное Либескиндом на политкорректный британский газон, обладало цельностью и мрачноватой притягательностью. Но посетители отчего-то обходили стороной острые металлические углы этого травмоопасного шедевра. Критики писали о предсказуемости Либескинда. Проект посчитали не очень удачным. Поговаривали, что детище Либескинда демонтировали и вывезли в Испанию.
2002. Тойо Ито
Первая маленькая удача для Серпентайн от очень самобытного архитектора.
61-летний Ито сам себе задал вопрос: «Почему современная архитектура не всегда красива»?
И попытался сам на него ответить. Ито поставил на травку первоэлемент современной архитектуры — простенький белый параллелепипед. А потом разделал его, как Бог черепаху. Сохранив нетронутым пол, Тойо Ито прорезал стены и крышу павильона проемами в духе оп-арта. Чем-то результат оказался похож и на традиционные орнаменты ислама. Павильон привлек массу народа и вызвал волну подражаний. Будучи настоящим японцем, Ито выложил в Интернет примерно 1000 фотографий павильона в процессе сборки.
2003. Оскар Нимейер
Кураторы сделали неожиданный и сильный ход, пригласив несгибаемого 95-летнего бразильского коммуниста Оскара Нимейера, соратника и соперника Ле Корбюзье в 1930-е годы, создателя футуристического модернизма в 1950-е. Джулия Пэйтон-Джонс лично летала в Бразилию к великому старцу, автору более 500(!) построек по всему миру.
Нимейер сказал Джулии буквально следующее: ««Я чувствую необходимость идти на риск. И в работе, в политике всегда есть что-то неправильное, и мы должны это изменить. Революция является необходимостью. Проект нужно начинать прямо сейчас. Мы должны иметь мужество сделать это!» Нимейер жестко покритиковал умершего в далеком 1969 году Миса ван дер Роэ, назвав его «активной посредственностью». Старик также поворчал что-то, насчет несоответствия бетона идее временного сооружения и сделал все из крашеного металла.
Простой и по-бразильски чувственный Павильон буквально парил над газоном. К земле его привязывали только ярко-красный пандус и лестница. Легкая крыша с провисом и огромным круглым окном была модернистским ответом на пирамидальную крышу «старого» Серпентайна. Нимейер просто не заметил изменений, произошедших в архитектуре за последние полвека. Павильон вызвал у критиков культурный шок. Это было чертовски талантливо, но осталось ощущение мистификации — как будто в 1955 году время остановилось навсегда.
Кстати, отметив свое 100-летие, Нимейер не остановился, и работает почти ежедневно!
2004. MVRDV
Непроизносимая аббревиатура MVRDV (ЭмВиАрДиВи, а не ЭмВэРэДэВэ, как говорят все российские архитекторы) сложена из имен отцов-основателей — Вини Мааса, Якоба ван Риза и Натали де Врис (она, скорее мать, чем отец). Бесспорно талантливые голландцы из Роттердама (вел проект Вини Маас — первые две буквы аббревиатуры) предложили самый радикальный, самый большой(23 метра высотой), самый дорогой и самый трудоемкий павильон. Гигантский травяной холм — колпак накрывал старое здание галереи. Посетители, подобно Джеймсу Бонду, петляя и карабкаясь в полутьме по сложным лестницам и переходам, должны были добраться до смотровой площадки на вершине этого холма. Идея камерного, легкого временного сооружения не очень рифмовалась с 200-тонной металлической конструкцией, обложенной дерном. При этом никто не знал, как поведет себя дерн на уклонах свыше 45 градусов. Итог: павильон остался в проекте. В 2004 году так ничего и не построили.
2005. Альваро Сиза и Эдуардо Соуто де Моура
Максимализм MVRDV сменил самый «приземленный» и очень простой павильон от классика португальской архитектуры. Сиза сравнил будущую постройку с «беспокойным животным, чьи лапы, однако, прикованы к земле. Оно готово сорваться с места в любую минуту — и тогда, возможно, оно поглотит и само озеро Серпентайн». Низенькая решетчатая конструкция из досок, частично «заползшая» на кирпичный прямоугольник пола, напоминала какое-то расплющенное паукообразное. А внутри — читальный зал в провинциальном парке культуры. От непогоды посетителей защищала акриловое заполнение, в центре каждого такого элемента круглые сутки концептуально горела лампочка.
2006. Рэм Колхаас
Журналистская, скандально-спекулятивная составляющая Колхааса , определенно превалирует в его архитектурном творчестве. Колхаас, журналист по первой профессии, как будто предвидит будущие рецензии. Остроумный, хотя и тесноватый павильон получил хорошую прессу. Он запомнился британцам большим белым яйцеобразным шаром, заполненным гелием и крошечным залом-подставкой под ним.
Шар подсвечивался ночью, мог отрываться и парить. Дотошные искусствоведы нашли в этом аттракционе аллюзии на великие купольные сооружения прошлого, глобус Чаплина и штампы футурологов.
2007. Фрай Отто
Выдающийся 81-летний немецкий инженер, прославившийся своими мембранами Мюнхенской Олимпиады 1972 года и недавним «бумажным» павильоном (вместе с архитектором Шигеру Баном), был отобран для проектирования Летнего павильона 2007 года. Спустя три месяца, кураторы заявили, что проект Отто слишком сложен и амбициозен , чтобы реализовать его в намеченные сроки. Они решили отложить проект до 2008 года. Отто от комментариев отказался, его эскизы так и не были опубликованы. Проект 2007 года кураторы передали восходящим скандинавским звездам — «Снохетте».
2007. Заха Хадид и Патрик Шумахер. Предпавильон
Так получилось что время, упущенное с Фраем Отто и солидные габариты Павильона 2007 в исполнении «Снохетты» привели к задержкам в строительстве. А график художественных акций в Летнем павильоне сдвигать было нельзя. И тогда кураторы сделали еще один сильный и неожиданный ход — всего на три недели был построен «временный предварительный павильон» от Захи Хадид и Патрика Шумахера. Вторичное приглашение Захи, имевшей к тому времени постройки в Англии, можно объяснить личной симпатией кураторов Галереи. Но правило нарушено не было, потому что второй летний павильон от Захи Хадид так не назывался. Кстати, ее неприметный партнер Патрик Шумахер, по злобным околоархитектурным слухам, является единственным автором творчества Захи последних лет. Она просто не успевает этим заниматься, разъезжая по миру с лекциями про себя любимую.
Всего за три дня на решетчатые металлические каркасы высотой 5,5 метров была натянута эластичная ткань, внутрь поместили лампочки. Получилась футуристическая композиция из трех гигантских грибов (по поводу грибов было много едких комментариев). «Предпавильон» на этот раз удался, Заха Хадид была реабилитирована. Через три недели навес демонтировали, и он был и выкуплен для одного частного сада.
2007. Олаф Элиассон и Сесил Бальмонд (Снохетта)
Восходящий норвежско-датский дуэт сделал из тонированной фанеры довольно крупный павильон-конус с рампой снаружи. Некоторые критики сравнили павильон с гигантским детским волчком, другие окрестили павильон «пещерой горного тролля». Но и те и другие с удивлением отмечали, что павильон «не такой неудобный внутри, каким кажется снаружи». Павильон, подобно Пантеону (и юрте), был освещен единственным круглым отверстием сверху. «Луч света в темном царстве» превращал интерьер в гигантские солнечные часы. Павильон получил прозвище «скандинавский» и был признан одним из самых удачных серпентайновских проектов.
2008. Фрэнк Гери
В 2008 году выбор пал на Фрэнка Гери. Почему?
Во-первых, Бильбао. С момента основания, Галерея Серпентайн претендовала на то, что позже нарекли «эффектом Бильбао». Титановый Музей Современного искусства им. тов. Гугенхайма, построенный в Бильбао, в короткий срок превратил угасающий портовый город Страны Басков в туристический и культурный центр Испании. Музей стал своеобразной «точкой роста» для экономики целого региона. Придумал это архитектурное безобразие как раз Фрэнк Гери.
Во-вторых, титулы. Гери — самый титулованный архитектор. Только ленивые не наградили Гери какой-нибудь очередной премией с единственной целью — погреться в лучах его славы. Гери — Притцкеровский лауреат (в истории Серпентайна уже шестой). Именно для таких как он критики придумали специальный термин-неологизм «STARCHITECT» (star+architect). И, наверное, главное: легендарный Фрэнк Гери, единственный из архитекторов, удостоился отдельной серии в культовом мультсериале «Симпсоны»!
В-третьих, возраст. Гери каких-то 79 лет. Но бодрый старикан уже не играет в хоккей (а любит), да и гонять на мотоцикле по Калифорнии жена ему последнее время стала запрещать.
И наконец, то, что остается в квадратных скобках. Гери, при всей своей звездности и неумении пользоваться компьютером, всегда укладывается в смету и в сроки. А этот фактор, после досадных накладочек 2004 и 2007 года, кураторы Галереи начали особенно ценить.
5. ПАВИЛЬОН ГЕРИ : ОБРАЗ
Образ Павильона 2008, по словам Гери, возник под впечатлением от старинных массивных деревянных катапульт из тетрадок Леонардо да Винчи и от уютных пляжных хижин, дающих такие фотогеничные полосатые тени. Гери сразу отказался от металлических лент типа «бильбао», с которыми уже давно ассоциируется его нынешний стиль. Он как бы вернулся к своим первым «фанерным» опытам в Санта-Монике.
Гери, описывая свой проект, сказал: «Павильон был задуман, как структура из деревянных элементов, выполняющая функции городской улицы, проходящей через парк к существующей Галерее. Стеклянные навесы и деревянные конструкции защищают посетителей от ветра и дождя и обеспечивают тень в солнечные дни. Павильон во многом похож на амфитеатр и призван служить местом для проведения музыкальных и других культурных мероприятий, перфомансов, дискуссий и обсуждений. Посетители имеют возможность посидеть на террасах, расположенных с обеих сторон улицы». В другом интервью он добавил: «немного амфитеатр, немного набережная… как бы случайные элементы преобразуют это пространство в место для размышлений и релаксации днем и для активной жизни по вечерам».
6. ПАВИЛЬОН ГЕРИ: «СТИЛОБАТ»
Гери определенно не боится быть банальным. Ось нового Серпентайна точно ориентирована на портик Серпентайна старого и фланкируется массивными симметричными террасами. И здесь ему удалось достичь фантастической комбинации монументальности и уюта.
Мастер использовал простой прием древних греков.
Греки ухитрялись делать все элементы храмов из мрамора, Гери собрал свой Парфенон из одного-единственного «базового элемента» — массивного елового бруса сечением 18х36 см и длиной около 3-х метров. Из него сделано все:
1. ступеньки (в сечении)- 1 х 0.5 бруса ,
2. террасы- 4 х 1.5 бруса,
3. каркас (стойки и балки одного сечения)- 4 х 4 бруса
«Стилобат» выглядит массивным и монолитным, подобно египетским пирамидам и вавилонским зиккуратам.
Странно, но «стилобат» не только отсылает к неоклассицизму зрелого Мис ван дер Роэ и минимализму Сиза и Монео. Каким-то непостижимым образом этот «деревянный деконструктивизм» вписался и в новейшие экологические и дигитальные тенденции современной архитектуры, перекликаясь с творениями Шигеру Бана или уж совсем юных и радикальных зодчих, таких как Соу Фуджимото с его «Домом следующего поколения(2008).
7. ПАВИЛЬОН ГЕРИ. «КРОНА». Взрыв на макаронной фабрике
Из массивного стилобата вырастают квадратные «стволы» сюрреалистических деревьев. Или циклопический табурет. Или пилоны четырехколонного храма. В любом случае это чрезмерно массивно.
Поднявшись над головами посетителей на безопасное расстояние, тяжеловесная неоклассика вдруг уступает место веселенькому «декону», одним из мастеров которого и является Гери.
Его опыт показывает, что при сохранении экспрессивности деконструктивизма, умелый мастер (в отличие от того же Либескинда) может сделать сооружение не отпугивающее, а привлекающее людей.
Вся озорная вакханалия линий и плоскостей в исполнении Гери, складывается всего из двух унифицированных элементов- ромбовидных каркасов-пергол, накрытых стеклом в матовую полосочку и «хаотически» расположенных металлических подвесов.
Для большего эффекта подвесы не заканчиваются в месте крепления к балкам, а вылетают выше, из-за чего «ощерившийся» силуэт получается немного воинственным (помните про катапульту?)
Полученный результат таков, что при любом дожде внутри этой дискретной оболочки сухо и комфортно. И вентилируется она отменно. И на солнце не перегревается.
8. ПАВИЛЬОН ГЕРИ. «БАШНИ»
Двухсоставная схема СТИЛОБАТ-КРОНА, похоже, показалась Гери простоватой. Он композиционно догрузил ее по периметру элементами, которые назвал «визуальными маркерами». И еще «коконами для сидения внутри» (если совсем точно — «стручками»).
Этакие крепостные «башни» из многослойной фанеры. Первоначально их было пять (это хорошо видно на макете).
По факту поставили три точки:
коробочку-киоск,
лестницу со смотровой площадкой,
лестницу со смотровой площадкой, поверх которой стоит коробочка-киоск (1+2).
Киоск, он и в Африке киоск, в нем успешно разместились продавцы кофе и бутербродов.
Площадки, по первоначальному замыслу Гери, должны были служить этакими платными VIP-ложами во время вечерних перфомансов, а в других случаях, площадками для установки светового оборудования. Чаще посетители использовали их как площадки для фотосъемки, а киоск на площадке сотрудники приспособили под склад для буклетов.
9. ПАВИЛЬОН ГЕРИ. ДЕТАЛИ, КОТОРЫХ НЕТ
Павильон производит впечатление эко-постройки из неокрашенного деревянного бруса и фанеры, с небольшим добавлением стеклянных поверхностей. На самом деле, это серьезное стальное сооружение, облицованное снаружи тонким-тонким слоем древесины.
Для западных архитекторов обязательно внимание к деталям и стыкам, а также скрупулезное соблюдение технологических стандартов. Ничего этого в проекте Гери нет. Он использовал простенькие ограждения двух типов (стеклянное и металлическое), магазинные втулки для крепления стекол, обычные шурупы для крепления фанеры и открытые гофрированные трубки для электропроводки. Криво закрученные шурупы и неточно подогнанные стыки — отличительная особенность Павильона 2008. Даже дерево было обработано ровно настолько, чтобы от прикосновения к искусству у посетителей не осталось заноз на память. И только.
По-видимому, это было сделано намеренно. Гери как-бы сказал посетителям — это временное сооружение и оно сделано для вас. Павильон 2008 меньше всего напоминал экспонат с табличкой «руками не трогать!» Его трогали, на нем сидели, обнимались, лежали, ставили бумажные стаканчики с кофе. По нему бегали дети. От него получали удовольствие.
10. ГАЛЕРЕЯ СЕРПЕНТАЙН. ВМЕСТО ИТОГА
Некоторые критики, особенно поначалу, усмотрели в Проекте Юлии Пейтон-Джонс «троянского коня», тайную рекламную акцию по продвижению определенных архитекторов. По их мнению, после постройки Павильона, на автора просто посыплются заказы из Британии. Ничего похожего не произошло, по крайней мере, пока. Даже гибкому Колхаасу ничего не обломилось…
Несмотря на это, ни один из приглашенных архитекторов пока не отказался от предложения кураторов Серпентайна. Обозреватель солидного еженедельника «The Guardians» заметил, что «выстроилась очередь из звездных архитекторов, готовых отложить свои серьезные проекты , чтобы создать глупость середины лета». Серия летних павильонов Serpentine Gallery, в настоящее время вступает в свой девятый год. Кстати, по мнению архитектурных критиков, «Серпентайн — это первая в мире и самая амбициозная архитектурная программа. Это одно из самых ожидаемых событий международного дизайн-календаря».
Летние павильоны ежегодно посещают примерно 250 000 посетителей, а павильон Серпентайн — 600 000 посетителей в год. Это в полтора раза больше, чем до появления новой традиции.
Это — реальные цифры. При входе в Летний павильон Галереи Серпентайн стоят девушки-сотрудницы. Они раздают посетителям бесплатные буклеты Галереи. И еще они нажимают на кнопочку устройства, висящего у них на шее. Так подсчитывается количество посетителей. Посетители с удовольствием сидят или лежат на деревянных ступеньках, перелистывают буклеты, пьют кофе из бумажных стаканчиков. И очень много фотографируют. Потом заходят в Чайный домик — там бесплатная выставка классика американского поп-арта Ричарда Принса. И бесплатные мастер-классы для самых маленьких. А потом посетители вновь возвращаются на удобные широкие ступени внутрь этой просторной стеклянно-деревянной пещеры от Гери. Потому, что внутри очень уютно. И еще здесь приятно пахнет хвоей и кофе. Получается какая-то непафосная , но очень запоминающаяся встреча с современным искусством.
И пожалуй, это главный итог новой хорошей традиции под названием
ЛЕТНИЙ ПАВИЛЬОН ГАЛЕРЕИ СЕРПЕНТАЙН
Лондон — С. Петербург, 2008 год
© Андрей Мушта
10 лучших летних павильонов галереи «Серпентайн»
Вспоминаем лучшие постройки в связи с юбилеем проекта.
Начиная с 2000 года, лондонская художественная галерея «Серпентайн» ежегодно открывает специальные летние павильоны. Для их возведения галерея приглашает лучших мировых архитекторов; приглашение от галереи «Серпентайн» даже называют «архитектурной премией». Ранее мы писали о юбилейном, пятнадцатом павильоне, автором которого стал испанский коллектив «СэлгасКано». Сегодня вспомним еще 10 интересных летних решений «Серпентайн».
Даниэль Либескинд, 2001
Американский архитектор прославился благодаря спроектированному им Еврейскому музею, который был возведен в Берлине. Летний павильон Либескинда критики называли довольно предсказуемым и видели в нем отголоски памяти о Холокосте. Павильон состоял из острых металлических углов; кому-то он казался «мрачным, но притягательным», а кто-то упорно обходил его стороной.
Тойо Ито, 2002
Павильон Тойо Ито, архитектора из Японии, называют первым успешным павильоном в истории галереи «Серпентайн». Интересно, что идея павильона достаточно проста: Тойо Ито взял основу белый параллелепипед и «порезал» стену и крышу треугольными проемами. Проемы называли и «стилем поп-арт», и «орнаментами в духе ислама». Но, несмотря на разные трактовки узора, общая реакция на павильон была положительной.
Оскар Нимейер, 2003
95-летний латиноамериканский архитектор был известен своими экспериментами с железобетонной архитектурой, но на предложение возвести летний павильон ответил, что бетон не соответствует идее временного сооружения и изобрел конструкцию из крашенного металла. Павильон Нимейера как будто парил в воздухе: с землей его «соединяли» только красный пандус и лестница. Критики павильон одобрили, но вместе с тем отметили, что Нимейер как будто не замечает изменений, которые произошли в архитектуре, начиная с 50-х годов.
MVRDV, 2004
Голландское архитектурное бюро в качестве летнего павильона предложило конструкцию высотой в 23 метра. Павильон должен был состоять из металлических опор, покрытых травой. Авторы планировали, что посетители будут пробираться через сложную конструкцию на специальную смотровую площадку, где и будет проходить обычная для летних павильонов программа. Однако, проект был назван слишком трудоемким и в 2004 году летнего павильона попросту не было.
Рэм Колхас, 2006
Первое образование Колхаса связано с журналистикой; критики считали, что это помогло архитектору создать павильон, который соберет положительные отзывы в прессе. В 2006 году летний павильон галереи «Серпентайн» выглядел как белый воздушный шар, под которым располагался небольшой зал. Ночью шар «раскрашивался» подсветкой.
Патрик Шумахер и Заха Хадид, 2007
Автором павильона в 2007 году было предложено стать немецкому инженеру Фраю Отто. Но его проект признали слишком сложным и отложили до 2008 года (проект так и не был реализован). На смену Отто галерея пригласила норвежско-датский дуэт – Олафа Элиассона и Сесила Бальмонда. На возведение павильона требовалось большое количество времени, а график работы павильона сдвигать было нельзя. Поэтому сначала был построен так называемый «Предпавильон» — конструкция из 3 фигур, напоминающих грибы. Авторами предпавильона стали Патрик Шумахер и Заха Хадид. Считается, что таким образом Хадид компенсировала свою неудачу с самым первым летним павильоном, который она спроектировала для «Серпентайн» в 2000 году. Основной павильон, возведенный спустя три недели, выглядел как крупный конус с рампой снаружи и был признан одним из самых удачных проектов.
SANAA, 2009
За основу своего проекта архитекторы из Японии взяли… легкость. Павильон состоял из навеса и тонких опор. Архитекторы из бюро SANAA попросту не хотели перекрывать красоту Кенсингтонского сада, в котором располагается галерея «Серпентайн» и ее летние павильоны.
Питер Цумтор, 2011
Если в 2009-м у павильона не было стен, то спустя 2 года павильон остался без крыши. Четыре глухие стены с садом внутри – так выглядел павильон в 2011 году. Таким образом швейцарский архитектор хотел оградить посетителей от внешней суеты.
Херцог де Мерон, 2012
По правилам, летние павильоны для «Серпентайн» могут проектировать только архитекторы, ранее ничего не строившие в Англии. Но мастерская Херцога де Мерона уже являлась автором нескольких английских построек. Чтобы выкрутиться, они пригласили для сотрудничества китайского художника Ай Вэйвея. Правда, тот был арестован и не мог выезжать за пределы Китая; поэтому Вэйвей связывался с коллегами с помощью Skype.
Летний павильон создавал «иллюзию истории» — 11 опор символизировали павильоны прошлых лет, 12-я – новый павильон. Крыша павильона была поднята на высоту 1,4 метра над землей, а под крышу вели ступени, покрытые пробкой.
Со Фудзимото, 2013
В 2013 году рядом с галерей «Серпентайн» появилось «облако» — так свой павильон называл сам архитектор. «Облако» состояло из 20-миллиметровых стальных стержней, образующих трехмерную решетку. По замыслу, такой павильон должен был дополнять красоту и зелень сада, тем более, что с некоторых ракурсов павильон был практически незаметен.
Текст: Алеся Сидненко
Серпентайн (галерея) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Серпентайн.«Серпентайн» (англ. Serpentine Gallery) — художественная галерея, расположенная на территории Кенсингтонских садов, Гайд-парк, центральный Лондон. Основное направление деятельности — искусство XX века и современное искусство. Выставки, архитектура, образовательные и общественно-культурные программы привлекают около 750 000 посетителей в год. Вход в галерею бесплатный.
История
Галерея учреждена в 1970 году и расположена в классическом чайном павильоне 1934 года. Своё название галерея получила от расположенного неподалёку озера Серпентайн.
В галерее экспонировались такие известные авторы, как Ман Рэй, Генри Мур, Энди Уорхол, Паула Регу, Бриджит Райли, Алан МакКоллум, Дэмьен Хёрст и Джефф Кунс.
На площадке перед входом в постоянной экспозиции находится совместная работа Яна Гамильтона Финлэй и Питера Коутса, посвящённая Диане, принцессе Уэльской, бывшей покровительнице галереи.
В 2006 году Галерея Серпентайн представила масштабную выставку современного Китайского искусства. Выставка под названием «Китайская электростанция: Часть первая» разместилась в списанной угольной электростанции на юге Лондона, что позволило публике заглянуть внутрь известной достопримечательности.
В первые годы после открытия галерея работала только в летний период. В 1991 году директором галереи была назначена Джулия Пейтон-Джонс, и под её руководством галерея была значительно обновлена. В 2006 году куратор Ханс-Ульрих Обрист был назначен на должность содиректора по выставкам и программам, и директором по международным проектам.
Павильоны
Временный павильон 2010 г. Архитектор Жан Нувель Временный павильон 2002 г. Архитектор Тоё ИтоГалерея Серпентайн ежегодно привлекает архитекторов с мировым именем для проектирования временных павильонов на своей территории. Павильоны являются уникальными образцами современной архитектуры. Внутри этих сооружений проходят специальные кинопоказы, обсуждения, а также располагается кафе. Заказ на проектирование павильона часто рассматривают как разновидность премии для архитектора[2].
С 2000 года в галерее Серпентайн были размещены временные павильоны многих ведущих архитекторов:
Из-за налоговых претензий Ай Вэйвэй не мог покидать Китай, поэтому работы по строительству своего павильона он координировал по «Скайпу»[4].
Примечания
Ссылки
Серпентайн (галерея) — Википедия Переиздание // WIKI 2
У этого термина существуют и другие значения, см. Серпентайн.«Серпентайн» (англ. Serpentine Gallery) — художественная галерея, расположенная на территории Кенсингтонских садов, Гайд-парк, центральный Лондон. Основное направление деятельности — искусство XX века и современное искусство. Выставки, архитектура, образовательные и общественно-культурные программы привлекают около 750 000 посетителей в год. Вход в галерею бесплатный.
История
Галерея учреждена в 1970 году и расположена в классическом чайном павильоне 1934 года. Своё название галерея получила от расположенного неподалёку озера Серпентайн.
В галерее экспонировались такие известные авторы, как Ман Рэй, Генри Мур, Энди Уорхол, Паула Регу, Бриджит Райли, Алан МакКоллум, Дэмьен Хёрст и Джефф Кунс.
На площадке перед входом в постоянной экспозиции находится совместная работа Яна Гамильтона Финлэй и Питера Коутса, посвящённая Диане, принцессе Уэльской, бывшей покровительнице галереи.
В 2006 году Галерея Серпентайн представила масштабную выставку современного Китайского искусства. Выставка под названием «Китайская электростанция: Часть первая» разместилась в списанной угольной электростанции на юге Лондона, что позволило публике заглянуть внутрь известной достопримечательности.
В первые годы после открытия галерея работала только в летний период. В 1991 году директором галереи была назначена Джулия Пейтон-Джонс, и под её руководством галерея была значительно обновлена. В 2006 году куратор Ханс-Ульрих Обрист был назначен на должность содиректора по выставкам и программам, и директором по международным проектам.
Павильоны
Временный павильон 2010 г. Архитектор Жан Нувель
Временный павильон 2002 г. Архитектор Тоё Ито
Галерея Серпентайн ежегодно привлекает архитекторов с мировым именем для проектирования временных павильонов на своей территории. Павильоны являются уникальными образцами современной архитектуры. Внутри этих сооружений проходят специальные кинопоказы, обсуждения, а также располагается кафе. Заказ на проектирование павильона часто рассматривают как разновидность премии для архитектора[2].
С 2000 года в галерее Серпентайн были размещены временные павильоны многих ведущих архитекторов:
Из-за налоговых претензий Ай Вэйвэй не мог покидать Китай, поэтому работы по строительству своего павильона он координировал по «Скайпу»[4].