Конспект НОД по рисованию «Удивительные камни»
Конспект НОД по рисованию: «Удивительные камни!»
Составила:
Воспитатель I квалификационной категории
Третьякова Марина Вячеславовна
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: средний дошкольный возраст.
Формы занятия (НОД): продуктивная (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества), коммуникативная (ситуативный разговор, отгадывание загадок), познавательно-исследовательская (экспериментирование, решение проблемной ситуации), игровая (игры и упражнения под музыку).
Формы организации: группа.
Цель: Развивать эстетическое чувство детей, используя нетрадиционные приемы рисования: рисунок на камнях.
Задачи:
Способствовать формированию у детей познавательного интереса к объектам, созданным природой; учить замечать красоту природных материалов; познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на камнях.
Развивать умение создавать прекрасное своими руками, фантазировать в процессе рисования.
Воспитывать творческую активность, интерес к природе.
Оборудование и материалы: Природные камни, гуашь, кисти, салфетки на каждого ребенка, картонный домик, обклеенный серыми камнями, ноутбук, проектор, диск с записью видео – письма, музыкальное сопровождение «Песенка трех поросят», костюм поросенка, фонограмма для создания музыкального фона занятия.
Предварительная работа: Экскурсия в природу «Красота под ногами» (обратить внимание детей на разнообразие камней, встречающихся нам в жизни, порой просто под ногами, на их удивительную красоту). Беседа «Какие бывают камни». Исследование свойств камней. Чтение сказки «Три поросенка».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня в группе я обнаружила необычное письмо. Это видео — диск. Давайте его посмотрим.
Дети присаживаются на стульчики напротив экрана.
Видео письмо:
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Я житель сказочной страны — отважный поросенок!
Живу с братишками в лесу я в сером, прочном доме.
Дом очень крепкий, но совсем он некрасив снаружи.
Ребята, подскажите, как украсить его нужно?
Я песенку спою для вас, вы отгадайте сказку.
И попадете в тот же час на мою полянку!
Воспитатель: Ну, что же, ребята, давайте внимательно послушаем песенку и постараемся отгадать из какой сказки пришло нам видео — письмо.
Звучит песенка трех поросят:
Хоть полсвета обойдешь, обойдешь, обойдешь,
Лучше дома не найдешь, не найдешь, не найдешь,
Никакой на свете зверь, хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь, эту дверь, эту дверь!
Дети: Это сказка «Три поросенка».
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Теперь мы можем отправиться на волшебную полянку и увидеть героя сказки, который хотел с нами встретиться.
Звучит мелодия в «Гостях у сказки». Дети проходят в украшенный зал. В зале оформлена полянка, на которой стоит каменный домик (картонный дом, обклеенный серыми камешками). Из домика выходит герой сказки «Три поросенка» Наф –Наф.
Наф –Наф: Здравствуйте, ребята! Это я вам отправил письмо! Вы меня узнали? Поросенок поворачивается, чтобы дети его рассмотрели.
Дети: Да, ты — поросенок.
Наф_Наф: Меня зовут — Наф –Наф. Живу я в самом крепком и прочном доме, который построил сам. (Поросенок обращает внимание детей на свойдомик). Кто скажет из чего он сделан?
Дети: Из камней.
Наф –наф: Правильно! Дом я построил прочный, каменный. Но вот проблема, никак не могу придумать, как же украсить мой серый домик. Да и камней после строительства у меня осталось много. Посмотрите, что с ними можно сделать? Может вы мне подскажете?
Наф-Наф показывает детям камешки, лежащие у домика. Предлагает обследовать камни, определить какие они на ощупь (есть камни гладкие, есть шероховатые), рассмотреть их форму (овальные, треугольные, круглые, а есть длинные — прямоугольные), цвет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на что похожи камешки, может они вам кого – то напоминают?
Дети: Длинные — похожи на гусениц, червячков, круглые — на жучков, божьих коровок.
Наф –Наф: Точно, как же я сразу не догадался! Какие вы сообразительные и находчивые!
Воспитатель: Ребята, посмотрите у Наф -Нафа на столе лежат краски, кисточки. Чем мы можем помочь поросенку? Что можно сделать с камешками?
Дети: Разрисовать камни, и украсить домик.
Воспитатель: Замечательно, какая хорошая идея. Но прежде чем приступить к работе давайте покажем Наф –Нафу откуда берутся камешки в природе:
Физминутка:
Давайте встанем как гора (Дети становятся пирамидкой)
Стоит гора старушка (поднимают руки вверх, соединив ладони)
До небес макушка (Тянутся на цыпочках вверх)Её ветер обдувает (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает (встряхивают кистями рук попеременно)
Стоит гора страдает, камешки теряет (прикладывают ладони к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)
Катятся, катятся камешки прочь. (дети отбегают)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до некоторых детей, которые должны отбежать)
Катятся, катятся камешки прочь. (дети отбегают)
Раскатились камешки и с той поры
Ничего не осталось от этой горы (дети показывают на пустое место)
Наф – Наф: Так вот как образуются камешки. А я и не знал. Теперь со своими братьями -поросятами я тоже буду играть в эту игру.
Дети подходят к домику, выбирают понравившиеся камни.
Воспитатель: Присаживайтесь на рабочие места, а я подскажу вам, как мы будем рисовать.
Прежде чем приступить к работе, положите капельки воды в краски. Подумайте, как вы раскрасите камешек, обратите внимание на его форму, кого он вам напоминает?
Звучит спокойная мелодия. Дети самостоятельно работают за столами. Индивидуальная помощь каждому ребенку при необходимости.
Воспитатель: Ребята, какие красивые камешки у вас получились: и божьи коровки, и гусеницы, и пчелки. Молодцы!
Дети украшают раскрашенными камешками полянку вокруг дома, и с помощью двухстороннего скотча приклеивают камешки на домик (на домике, между серых камней, оставлены места для приклеивания раскрашенных). Незаметно включается подсветка, расположенная вокруг домика. И дети любуются своей работой, отмечают понравившиеся раскрашенные камни.
Наф –Наф: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли! Теперь мой дом не только крепкий, но и необыкновенно красивый. За то, что вы старались, дружно работали и украсили мой домик, я хочу спеть вам песенку. А вы потанцуйте вместе со мной.
Звучит «Песенка трех поросят». Дети с Наф – Нафом танцуют на полянке.
Наф –Наф: Дети, посмотрите, у меня ещё в мешочке остались камни удивительной формы. Я дарю их вам для украшения участка в детском саду.
Наф –Наф дарит мешочек с необычными камешками детям. Ребята благодарят поросенка и возвращаются в группу.
Что у нас под ногами? стр. 20
1) Вспомните, что вы видели под ногами во время прогулки. Рассортируйте собранные на прогулке камешки:
по форме камешки можно разделить на круглые, вытянутые, многогранные.
по размерам камушки можно разделить на маленькие, средние и крупные.
по цвету камешки можно разделить на белые, серые, зеленые, красные, черные.
2) Практическая работа. Рассмотрите выданные учителем образцы камней. Определите их по фотографиям. Если потребуется, воспользуйтесь атласом-определителем.
Учитель выдает три вида камней.
На первом мы видим смешение нескольких цветов. Там есть красные, белые и темные пятнышки. Это значит, что камень состоит из отдельных минералов, собранных вместе. Такой камень называется гранит.
Второй камень розового цвета с прожилками. Это кремень.
Третий камень грязно-белый, серый. Он словно пористый или слоистый. Этот камень называется известняк.
3) Используя эту информацию, объясните, что изображено на рисунках и фотографии. Проверьте себя с. 88.
На первом рисунке мы видим, как первобытные люди добывают огонь. Для этого они используют камень Кремний, который при соударении дает искры.
На втором рисунке мы видим первый построенный человеком каменный дом. Для него человек использовал очень прочные, большие камни – Гранит.
На третьем рисунке мы видим окаменевшие ракушки, древнейших морских обитателей. Так образуется Известняк.
Домашнее задание
1. Что можно найти под ногами во время прогулки?
Под ногами можно найти камни самых разных форм, размеров и цветов.
2. Чем отличаются друг от друга разные камешки?
Камушки под ногами отличаются по форме, размеру и цвету.
3. С какими камнями мы познакомились на уроке?
На уроке мы познакомились с гранитом, кремнием и известняком.
4. Чем интересны гранит, кремень, известняк?
Гранит – очень прочный. Кремень дает искры при ударе. Известняк образован ракушками.
Конспект урока «Окружающий мир» для 1 класса по теме «Что у нас под ногами»
Технологическая карта урока
Класс: 1
Тема урока: «Что у нас под ногами?»
Цель урока: формирование представлений о природных объектах, о форме, размерах, цвете предметов: знакомство с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнием, известняком).
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся: группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; определять образцы камней по фотографиям и рисункам атласа-определителя; различать гранит, кремний, известняк.
Получат возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные:
Регулятивные: самостоятельно отвечать за свои поступки, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: обще учебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о том, какие камушки удалось собрать во время прогулки; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок).
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: осознавать красоту камней и необходимость бережного отношения к ним.
Образовательные ресурсы: Коллекция камней, индивидуальные наборы камней, лупа, ножницы, клей-карандаш.
Предварительная работа: До урока проводится прогулка, во время которой дети наблюдают, что у них под ногами (трава, опавшие листья, почва, асфальт, песок, камни и т.д.). Особое внимание учитель обращает на камни; по его просьбе дети собирают различные камешки и приносят их в класс.
ХОД УРОКА
Организационный момент: Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Актуализация знаний: Беседа по теме «Что у нас под ногами?»
– Муравей Вопросик интересуется: «Теперь я знаю, что у нас над головой. А что у нас под ногами?» (ответы детей).
– Когда вы гуляли на прогулке, что вы видели? (камешки) Какие камешки удалось вам собрать? (дети показывают свои коллекции на парте (на парте разложены камешки набранные на прогулке). Камешки одинаковые? (нет, они отличаются друг от друга — они разной формы, отличаются по размеру и разного цвета.
Изучение нового материала: Практическая работа с коллекцией камешков, собранных учениками на улице.
Давайте откроем с вами учебник на с. 20 и посмотрим как на рисунке рассортированы камешки.
По форме; по размеру; по цвету.
А теперь разложим свои коллекции сначала по форме (дети раскладывают камешки по форме).
Каждый проверим у соседа по парте как разложили камешки по форме.
Молодцы справились!
Раскладываем по размеру. Проверяем соседа по парте.
Раскладываем по цвету. Проверяем.
Молодцы справились!
Когда вы раскладывали камешки заметили, что одни и те же камешки оказываются в разных группах . Значит мы можем сделать вывод, что одни и те же камешки могут иметь одинаковую форму и цвет, но отличаться по размеру, поэтому они могут оказаться в разных группах в зависимости от того по какому признаку мы проводим классификацию.
Практическая работа: в парах «Определяем камни».
На партах у вас в коробочке лежит коллекция камней, и посмотрим на с. 20 знаки-помощники подсказывают, что для практической работы потребуются рабочая тетрадь и атлас-определитель. Открываем рабочую тетрадь на с.10, работу нужно проводить в парах. Дальнейшие действия выполняются по заданиям учебника и рабочей тетради.
Физкультминутка:
По дорожке мы шли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
А под горку пошли – белых камешков нашли,
С собой в школу принесли.
Продолжение практической работы:
И так совместными усилиями определены все камни, и теперь любой ученик может узнать любой из камней, в том числе и тот, который определили его товарищи. Чтобы убедиться в этом, предлагаю выполнить задание в рабочей тетради (с.11, №2), дети работают индивидуально.
Итоги урока. Рефлексия.
Знаете ли вы, что:
— гранит очень прочен и его часто используют в строительстве;
— из кремня можно высекать искры;
— известняк состоит из раковин морских животных.
На с. 21 еще раз ответить на вопрос «Что у нас под ногами?» (высказывания детей). Для обобщения высказываний зачитаем вывод на с. 21.
Домашнее задание:
Выполните в рабочей тетради с. 11, № 3.
Презентация «Красивые камни у нас дома»
Урок: КРАСИВЫЕ КАМНИ В НАШЕМ ДОМЕ
Задачи урока: познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камень в изделии.
Планируемые достижения учащихся: научиться различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях.
Ход урока
1 Организационный момент
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
2.Актуализация знаний:
1.- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? (чему-то научиться)
— «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Как вы понимаете значение этих слов? ( нужно учить новое, не забывая старого) (слайд )
-Как называется раздел, который мы изучаем?( Наш дом и семья) (слайд )
— Что мы узнали о семье? (семья-это часть народа, в каждой семье свои традиции)
-Что мы узнали о доме?( природе в доме, откуда в дом приходит вода, эл.Газ….)
3.Самоопределение к учебной деятельности. (слайд )
-Ребята, сегодня на урок окружающего мира я принесла коробочку. Вам интересно, что в ней находится? Тогда послушайте мой рассказ: (слайд )
«Этот предмет с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад он использовался как орудие труда. Им можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. А блестящими и цветными — человек издавна любил украшать себя и свое жилище.»
-Кто догадался, что находится в моей коробке? Давайте проверим.
— О чем же мы с вами будем говорить на уроке?
— Где можно увидеть камни?
Вспомните название раздела, кот. мы изучаем и сформулируйте тему нашего урока
«Красивые камни в нашем доме» (слайд )
-А что бы вы хотели узнать о камнях?
Что такое камни? (слайд )
Когда и как они появились?
Чем отличаются друг от друга?
Сведения о некоторых камнях.
Как человек использует камни в своей жизни ?
4. Выявление места и причины затруднения.
— Внимание на экран, здесь целая коллекция камней. (слайд )
— Рассмотрите и дайте им название.
— Сможем ли мы сейчас назвать все камни? Почему?(Недостаточно знаний)
— Где мы можем найти информацию об этих камнях?
(спросить у взрослых, прочитать в книге….)
— Мы воспользуемсяучебником.Стр.60.
5. Открытие нового знания.
а) Что такое камни и как они образуются.
— Прочитайте 1-ый абзац.
(Камни-это часть неживой природы. Посмотри, как они красивы!)
— На какой вопрос вы нашли ответ? (Что такое камни?)
— Вспомните, чем служили камни первобытным людям? (жилище, орудия труда, оружие для охоты)
О том, как появились камни, мы узнаем разгадав послание далеких предков, высеченное на камнях.(картинка: море ч\б на камне) (слайд )
Некоторые камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камень. Этот камень носит название-известняк. -В школе мы также пользуемся известняком, кто догадался , что это? (МЕЛ)
В Москве до сих пор стоят Успенский и Архангельские соборы, возведенные из известняка еще 500 лет назад. (слайд)
— Как еще образуются камни? (картинка: вулкан ч\б на камне)
Большинство камней рождаются в глубинах Земли и вместе с раскаленным внутренним веществом Земли магмой выносятся на поверхность во время извержения вулкана.
— Посмотрим, как это происходит.
(Опыт. Из гипса заранее приготовили макет горы, внутри емкость. На дно кладем «крашеные пенопластовые камни», добавляем пищевой краситель красного цвета, вода, уксус, ложка жидкости для мытья посуды. Для того , чтобы увидеть как извергается вулкан достаточно добавить ложку соду. Зрелище впечатляет!!!)
б) Общие сведения о камнях и их применении.
Мы говорим «камни», а в науке различаются минералы и горные породы. Минералы — это природные вещества, имеющие однородный состав, а горные породы — это соединения нескольких минералов. Например: гранит, в нем отчетливо видны цветные зернышки. Найдите гранит у себя в учебнике и положите на него белый камешек-фишку. Гранит — очень прочная и долговечная порода, поэтому им облицовывают набережные и дома, мосты, памятники и станции метро, из него создают скульптуры. В Санкт-Петербурге пьедесталом памятника ПетруI служит камень-великан из гранита, найденного на берегу Балтийского моря.
(слайд )
Следующий камень был назван в честь греческой богини Луны — Селены.
-Догадались, как называется этот камень? (селенит). Найдите его в учебнике и переместите фишку.
Селенит — это «родственник» того самого гипса, который накладывают на сломанную руку или ногу. Однако селенит красив своими переливами, он как будто пронизан лунным светом. Поэтому его иногда называют лунным камнем. Селенит — мягкий камень, его используют только для маленьких поделок, украшающих жилище людей. (слайд )
Этот камень известен с глубокой древности . Его цвет от ярко-синего до темно-фиолетового. Что это за камень? (лазурит) Переместите свои камешки.
Лазурит у нас в стране добывают в горах около озера Байкал. Из лазурита изготавливали не только поделки, но и большие вазы, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. В Эрмитаже есть зал с колоннами, облицованными лазуритом. (слайд ) .
На персидском языке название этого камня «фируза», что обозначает «камень счастья». Назовите его русское имя. (бирюза). Положите фишку на «камень счастья.»
Бирюза — камень — голубого или даже зеленого цвета. Её цвет очень нестойкий. На солнце он бледнеет, а под воздействием мыла, духов, спиртов зеленеет. Поэтому с украшениями и талисманами из бирюзы надо очень бережно обращаться.
Согласно легенде- однажды небо не выдержало огромной тяжести большого солнца и случайно уронило его в море. Холодные волны остудили его при падении, а острые скалы на морском дне раскололи его на мелкие кусочки.
— О каком камне идет речь? (Янтарь). Двигаем фишку.
Отличительная особенность янтаря— золотистый цвет.
(показ через документ камеру)
Янтарь- это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Из янтаря делают различные украшения и картины. А в Эрмитаже есть Янтарная комната. (слайд )
Этот камень издавна добывали на Урале вместе с медной рудой, от того он имеет цвет
шелковисто-нежной зелени. — О каком камне идет речь? Двигаем фишку.
Обычно из малахита делали не очень большие вещи: броши, запонки, шкатулки, но уральские умельцы научились создавать большие вазы, столешницы, облицовку каминов и колонн. В Эрмитаже есть малахитовая гостиная, в которой все облицовано уральским малахитом. (слайд )
Малахит известен и по сказам Павла Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы.(слайд ) Может быть кто-то из вас смотрел мультфильмы, снятые по этим произведениям.
Хотите научиться делать малахит своими руками? Тогда смотрите и запоминайте.
(Опыт. В неглубокой посуде вода , сверху наливаем зеленую и черную масляную краску, перемешиваем. На несколько секунд погружаем лист картона в воду и достаем.)
Из высушенного листа, можно будет смастерить настоящую малахитовую шкатулку.
6. Физкультминутка.
7. Первичное закрепление.
а) Практическая работа в паре с проверкой по эталону.
На стр.61 найдите изделия из камней. На доске появится название камня, вам нужно будет 1 фишку положить на камень стр.60, а другую на изделие , которое выполнено из этого камня.
(малахит, гранит, селенит, янтарь, лазурит бирюза) -проверка сразу по 1 камню на слайде.
— Поднимите руки, чья пара не допустила ни одной ошибки!…1 ошибку…
б)Работа в тетради.
Откройте тетрадь на стр. 46 , найдите задание №2. Прочитайте его. Где мы найдем ответ на этот вопрос? Откроем по закладке атлас-определитель с. 17.
— Найдите и запишите в клеточки названия камней.
— О каком из этих камней мы еще не говорили? (кораллы)
-Что вы знаете о кораллах, кто видел их в природе?
Я предлагаю вам посмотреть фильм.(30 сек)
(Озвучка: Кораллы -это удивительные камни. Их создали полипы-маленькие морские животные не больше муравья, их сотни тысяч. Год за годом они строят себе известковые домики, в результате и получаются такие подводные замки. Чтобы полипы строили- место должно быть не глубокое, светлое и теплое, а вода чистая и соленая.)
в) Показ изделий из драгоценных камней.
Вот и подошло время открыть волшебную шкатулку.
-Как вы думаете, что лежит в этой шкатулке? (украшения из камней )
Это кольцо из красного рубина, он может быть и розовым.
Это серьги из аметиста и фианита.
Александрит – камень, который умеет менять цвет в зависимости от температуры и освещения.
бусы из жемчуга,
— Почему на экране появился головной убор, кто объяснит?
( он украшен драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и золотым крестом.)
В природе насчитывается около 3000 разных камней. «Каждому камню свое дано»говорил Бажов. -Хотите узнать какой камень является вашим талисманом? Для этого найдите месяц в котором вы родились и прочитайте название камня снизу. (сам работа)
-Назовите ваш талисман.
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
А сейчас мы с вами соберем свою коллекцию камней. Рабочая тетрадь стр.45 Возьмите конверт. Достаньте из него изображения камней и разместите их по своим полочкам. Для работы вам потребуется клей.
( Во время работы звучит Ария индийского гостя из оперы «Садко»
Не счесть алмазов в каменных пещерах, Не счесть жемчужин в море полудённом)
взаимопроверка по эталону с доски. Оцените работу товарища: нет ошибок -красный кружок, 1-2 ошибки — зеленый, больше 2-х -синий.
Встаньте те кто получил красный и зеленый кружок….
Создание условий мотивации к выполнению Д/З
Сейчас я предлагаю вам для просмотра фрагмент из мультфильма «Серебряное копытце», снятый по произведению Бажова.
мультфильм «Серебряное копытце»
Д/З узнать как назывались эти камешки и в рабочей тетради на стр 47 нарисовать вашей любимой маме любое украшение из этих камней.
9. Рефлексия деятельности. Итог урока.
Подводя итог урока, вернемся к поставленным задачам. Проверим на какие вопросы мы сегодня смогли найти ответ? (вернуться к слайду)
Закончите любое из предложение:
— Я узнал(а)…- Я понял(а), что…-У меня получилось…
На слайде рисунки трёх человечков.
— Сделай так, как человечек, если:
— руки вверх — этот человечек усвоил новое знание,
— руки в стороны — этот человечек усвоил новое знание, но иногда ему еще нужна помощь,
— руки вниз — этот человечек расстроился, тема для него сегодня совершенно непонятна.
Разработка урока по окружающему миру в 1 классе на тему «Красивые камни в нашем доме» УМК Перспектива
МБОУ «Новоильмовская средняя общеобразовательная школа»
Черемшанского муниципального района
Республики Татарстан
«Красивые камни
в нашем доме»
Урок окружающего мира
в 1 классе
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
Фомина Лилия Михайловна
fom1ka@mail.ru
2015 г.
Урок окружающего мира в 1 классе.
Тема: «Красивые камни в нашем доме»
Задачи урока: познакомить с камнями как частью неживой природы, показать красоту камней и изделий из них, учить узнавать камни в изделии
Цели: научить отличать некоторые виды полудрагоценных камней, узнавать их в изделии
Планируемые результаты:
Личностные:
— формирование чувства гордости за свою Родину;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Метапредметные:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
— активное использование средств ИКТ для решения познавательных задач;
— овладение логическими действиями сравнения;
— умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Предметные:
— знакомство с камнями;
— умение отличать камни и соотносить их с готовым изделием
Оборудование:
презентация о полудрагоценных камнях, изделия из малахита, селенита, янтаря, гранита и бирюзы;
картинки для доски с предметами живой и неживой природы.
У детей:
учебник с закладками на с. 60, 91,
картинки живой и неживой природы,
коробочка с камешками,
рабочая тетрадь с вырезанными камнями и расположенными на с. 46,
атласы – определители с закладкой на с. 16,
клей,
сигнальные карточки
Ход урока
1. Мотивация
— Добрый день! Звенит звонок!
Начинаем наш урок.
Не ленись, не отвлекайся!
За работу принимайся!
2. Актуализация знаний
— У меня на доске много различных картинок.
Как мы можем назвать одним словом все эти предметы? (Природа)
— На какие две группы мы можем их разделить? (Живая и неживая природа)
(Дети по очереди подходят и делят предметы на группы)
— Признаки живой или неживой природы я сейчас назову: уменьшается, увеличивается, разрушается, растворяется, размывается? (- Это признаки неживой природы)
— Сегодня мы будем говорить об одном из предметов неживой природы. Угадайте, о каком, вставив пропущенное слово в пословицу:
«Под лежачий…вода не течет». (камень)
— Как вы понимаете эту пословицу? (- Если будешь сидеть на месте и ничего не делать,
то в жизни ничего не добьёшься.)
3.Самоопределение к учебной деятельности, целеполагание
-Ребята, сегодня на урок окружающего мира я принесла коробочку. Вам интересно, что в ней находится? Тогда послушайте мой рассказ:
«Этот предмет с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Ещё много тысяч лет назад он использовался как орудие труда. Им можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи, высекать огонь. А блестящими и цветными — человек издавна любил украшать себя и свое жилище.»
-Кто догадался, что находится в моей коробке? (Камни)
Давайте проверим.
— Итак, о чем мы будем сегодня говорить? (О камнях)
— Где можно увидеть камни? (Ответы детей)
— Вспомните название раздела, который мы изучаем (Наш дом и семья) (слайд 2)
-Сформулируйте тему нашего урока
«Красивые камни в нашем доме» (слайд 3 )
-А что бы вы хотели узнать о камнях? (Ответы детей)
Что такое камни? (слайд 4)
Когда и как они появились?
Чем отличаются друг от друга?
Сведения о некоторых камнях.
Как человек использует камни в своей жизни
4. Выявление места и причины затруднения.
— Внимание на экран, здесь целая коллекция камней. (слайд 5)
— Рассмотрите и дайте им название.
— Сможем ли мы сейчас назвать все камни? Почему? (Недостаточно знаний)
— Где мы можем найти информацию об этих камнях?
(спросить у взрослых, прочитать в книге….)
— Мы воспользуемся учебником. (Стр.60.)
— На какой вопрос мы ответили? ( Что такое камни?)
— Как образуются камни?
— Вспомните, чем служили камни первобытным людям?
(жилище, орудия труда, оружие для охоты)
— О том, как появились камни, мы узнаем разгадав послание далеких предков, высеченное на камнях. (картинка: море ч\б на камне) (слайд 6)
— Некоторые камни появились в результате того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных организмов, со временем превращаясь в камень. Этот камень носит название-известняк.
-В школе мы также пользуемся известняком, кто догадался , что это? (МЕЛ)
В Москве до сих пор стоят Успенский и Архангельские соборы, возведенные из известняка еще 500 лет назад. (слайд 7,8)
— Как еще образуются камни? (картинка: вулкан ч\б на камне) (слайд 9)
— Большинство камней рождаются в глубинах Земли и вместе с раскаленным внутренним веществом Земли магмой выносятся на поверхность во время извержения вулкана.
Общие сведения о камнях и их применении.
Мы говорим «камни», а в науке различаются минералы и горные породы. Минералы — это природные вещества, имеющие однородный состав, а горные породы — это соединения нескольких минералов.
Например: гранит, в нем отчетливо видны цветные зернышки. Найдите гранит у себя в учебнике. Гранит — очень прочная и долговечная порода, поэтому им облицовывают набережные и дома, мосты, памятники и станции метро, из него создают скульптуры. (слайд 10)
В Санкт-Петербурге пьедесталом памятника Петру I служит камень-великан из гранита, найденного на берегу Балтийского моря. (слайд 11 )
(Дети берут по два камешка в руки: один камешек ставят в учебнике на рисунок с камнем, о котором рассказывал учитель, а другой камень – на рисунок с изделием из этого камня. Это повторяется со всеми камнями. Так дети делают первичное закрепление о камнях.)
Следующий камень был назван в честь греческой богини Луны — Селены.
-Догадались, как называется этот камень? (селенит). Найдите его в учебнике. Селенит — это «родственник» того самого гипса, который накладывают на сломанную руку или ногу. Однако селенит красив своими переливами, он как будто пронизан лунным светом. Поэтому его иногда называют лунным камнем. Селенит — мягкий камень, его используют только для маленьких поделок, украшающих жилище людей. (слайд 12)
Этот камень известен с глубокой древности . Его цвет от ярко-синего до темно-фиолетового. Что это за камень? (лазурит) Переместите свои камешки. (слайд 13)
Лазурит у нас в стране добывают в горах около озера Байкал. Из лазурита изготавливали не только поделки, но и большие вазы, которые сейчас хранятся в Эрмитаже. В Эрмитаже есть зал с колоннами, облицованными лазуритом. (слайд 14)
На персидском языке название этого камня «фируза», что обозначает «камень счастья». Назовите его русское имя. (бирюза). Положите фишку на «камень счастья.»
Бирюза — камень — голубого или даже зеленого цвета. Её цвет очень нестойкий. На солнце он бледнеет, а под воздействием мыла, духов, спиртов зеленеет. Поэтому с украшениями и талисманами из бирюзы надо очень бережно обращаться. (слайд 15)
Согласно легенде- однажды небо не выдержало огромной тяжести большого солнца и случайно уронило его в море. Холодные волны остудили его при падении, а острые скалы на морском дне раскололи его на мелкие кусочки.
— О каком камне идет речь? (Янтарь). (слайд 16)
Отличительная особенность янтаря— золотистый цвет.
Янтарь- это застывшая смола древних хвойных деревьев. Особенно много янтаря находят на побережье Балтийского моря, где его выбрасывают на берег волны. Из янтаря делают различные украшения и картины. А в Эрмитаже есть Янтарная комната. (слайд 17)
Этот камень издавна добывали на Урале вместе с медной рудой, от того он имеет цвет
шелковисто-нежной зелени. — О каком камне идет речь?
Обычно из малахита делали не очень большие вещи: броши, запонки, шкатулки, но уральские умельцы научились создавать большие вазы, столешницы, облицовку каминов и колонн. В Эрмитаже есть малахитовая гостиная, в которой все облицовано уральским малахитом. (слайд 18)
Малахит известен и по сказам Павла Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы. (слайд 19,20)
Может быть кто-то из вас смотрел мультфильмы, снятые по этим произведениям.
Физкультминутка.
По дорожке мы шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот направо мы пошли,
Серых камешков нашли,
Присели, собрали,
Дальше пошли.
Вот налево мы пошли,
Пёстрых камешков нашли,
Присели, собрали,
Дальше пошли.
А под горку мы пошли,
Белых камешков нашли,
Присели, собрали,
С собой в школу принесли
7. Работа с дополнительной литературой.
Работа в тетради.
Откройте тетрадь на стр. 46 , найдите задание №2. Прочитайте его. Где мы найдем ответ на этот вопрос? Откроем по закладке атлас-определитель с. 17.
— Найдите и запишите в клеточки названия камней.
— О каком из этих камней мы еще не говорили? (кораллы)
-Что вы знаете о кораллах, кто видел их в природе?
( Кораллы -это удивительные камни. Их создали полипы-маленькие морские животные не больше муравья, их сотни тысяч. Год за годом они строят себе известковые домики, в результате и получаются такие подводные замки. Чтобы полипы строили- место должно быть не глубокое, светлое и теплое, а вода чистая и соленая.)
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
— А сейчас мы с вами соберем свою коллекцию камней. Рабочая тетрадь стр.45
— Возьмите конверт. Достаньте из него изображения камней и разместите их по своим полочкам. Для работы вам потребуется клей.
Взаимопроверка по эталону с доски. Оцените работу товарища: нет ошибок -зеленый кружок, 1-2 ошибки — желтый, больше 2-х -красный.
Встаньте те кто получил зеленый и желтый кружок. Вы молодцы! (слайд 21)
Создание условий мотивации к выполнению Д/З
Сейчас я предлагаю вам для просмотра фрагмент из мультфильма «Серебряное копытце», снятый по произведению Бажова.
мультфильм «Серебряное копытце»
Д/З узнать как назывались эти камешки и в рабочей тетради на стр 47 нарисовать вашей любимой маме любое украшение из этих камней.
9. Рефлексия деятельности. Итог урока. (слайд 21,22)
Наш урок подходит к завершению
— О каких камнях говорили?
-Что узнали нового?
-Что понравилось? Оцените свою работу с помощью сигнальных кружочков.