Загрузка купола | Skycenter DZ Пущино
Понимание термина «загрузка купола» сделает вас более грамотным пилотом. Это важное понятие поможет развить навыки пилотирования и увеличит знания о летных характеристиках парашютов.
Загрузка определяется как полный вес в снаряжении, разделенный на площадь купола, и выражается как отношение веса в фунтах на квадратный фут купола. Для расчета своей загрузки наденьте все снаряжение, в котором (и с которым) вы прыгаете, и взвесьтесь (самым точным будет взвеситься перед посадкой в ЛА). Разделите полученный «полный» вес в фунтах (для перевода из кг в фунты, нужно свой полный вес в кг разделить на 0,453 — прим.пер.) на площадь вашего купола в футах. Полученный результат — и есть ваша загрузка. Например, спортсмен с полным весом 180 фунтов под куполом в 130 футов будет иметь загрузку 1,4:1. Что эта цифра на самом деле означает?
Пилоту купола трудно представить летные характеристики парашюта в виде цифр. Горизонтальная скорость и скорость снижения, резвость разворотов, усилие на клевантах/свободных концах, скорость возврата на глиссаду — все эти показатели субъективны и зависят от восприятия пилота. Одному спортсмену купол может показаться вялым, в то время как другой под точно таким же чувствует себя выпущенной стрелой. Загрузка — единственный числовой показатель, по которому парашютисты еще до прыжка могут представить поведение купола, до которого собираются уменьшаться (или — если уж на это пошло дело — увеличиваться). Если вы меняете тип купола — с квадрата на эллипс, с F111 на нулевку — это тоже нужно принимать во внимание. Но общее (для куполов одного типа) правило следующее: с увеличением загрузки летные показатели увеличиваются в численном выражении — купол лучше летит по горизонту, быстрее снижается, и становится более агрессивным в разворотах. К этому общему правилу, однако, существует несколько поправок.
Производитель куполов испытывают свои парашюты в широком диапазоне загрузок. Они публикуют рекомендованные для каждой модели минимальные и максимальные загрузки. Если загрузка меньше, чем минимально рекомендованная производителем — вы можете не получить обещанных для этой модели летных характеристик.
Летные характеристики купола нельзя представить в виде линейной шкалы. Распространенным заблуждением является то, что уменьшение с 169 купола до 149-го приведет к такому-же увеличению загрузки, что и уменьшение с 189 до 169. Это не так: хотя в обеих случаях ваш купол уменьшается на 20 футов, эти 20 футов составляют 10,6 процентов общей площади 189-го купола, а в случае с 169-м куполом — уже 11,8 процентов. Таким образом, уменьшение с 169 до 149 сильнее увеличивает загрузку, чем уменьшение с 189 до 169. По мере перехода на все меньшие купола, уменьшение площади на одно и то же значение будет приводит к все большему изменению загрузки и связанных с ней характеристик. Например, с 110 до 90 (на те же 20 футов) представляет собой уменьшение площади купола на 18,1 процента. Чем выше загрузка, тем сильнее изменяются летные показатели с ее дальнейшим увеличением. Например, увеличение загрузки на 0,3 п(с 1,8 до 2,1) приведет к более резкому росту летных показателей, чем увеличение на те же 0,3 при переходе с 0,8 на 1,1.
При одинаковой загрузке 1,4, показатели купола 169 будут отличатся от показателей 109. Это связано с тем, что меньший по размеру купол, меньший по размеру пилот под ним, и более короткие стропы создают меньше сопротивления. Также более короткие стропы позволят 109-му разворачиваться быстрее — потому как они не дают пилоту далеко вылетать из-под купола (и это также уменьшает сопротивление).
На летные показатели также влияет и конструкция парашюта. Например, купол с косыми нервюрами при загрузке 1,6 будет летать намного быстрее семисекционника из F111 с той-же загрузкой 1,6. На летные показатели также влияют тип строп, удлинение купола, материал, из которого он сделан, и форма (эллипс, полуэллипс или квадрат). При одинаковой загрузке и прочих равных факторах, эллипс будет всегда летать лучше квадрата.
Еще один фактор — полный вес. Чем вы тяжелее, тем резче будет изменяться загрузка при уменьшении купола. Загрузка легкого спортсмена будет увеличиваться медленнее, чем тяжелого. Эта диспропорция, опять же, усиливается с дальнейшим увеличением загрузки.
Загрузка влияет на скорости купола — в том числе, на скорость сваливания. Увеличение загрузки увеличит среднюю и максимальную скорость вашего купола, и скорость его ввода в свал.
Подсчитав загрузки всех куполов, на которых вы прыгали, можно сопоставить данные цифры со своими ощущениями от летных характеристик этих куполов, и использовать информацию, чтобы заранее представить полет под куполом нового для вас размера. Это очень важный инструмент при выборе нового купола. Не забудьте также учитывать различия в его форме и конструкции.
Если вы подумываете о новом, меньшем по размеру куполе, или о куполе того же размера, но с более высокими скоростными характеристиками — прежде всего спросите себя: «Умею ли я все, чему меня может научить нынешний купол?». Можете ли вы пилотировать купол во всех режимах от полной скорости до глубокого торможения, и точно сажать его при любых условиях? Если честно отвечаете «да», то следующим шагом будет выяснение своей текущей загрузки, а также загрузки под куполом, который планируете взять. Вооружившись этими цифрами, обсудите варианты с вашим инструктором или ответственным инструктором ДЗ по безопасности. Также обсудите свои планы с риггером. Нужно будет определиться, придется ли под новый купол брать новый ранец, и если да, то какого размера? А также проверить, насколько будут совместимы запасной и новый основной купола. В процессе принятия решения вы также честно должны спросить себя — а зачем, собственно, хотите уменьшаться? Чтобы быть как другие, чтобы выглядеть круто? Это очень плохой повод покупать маленький основной парашют. Некоторые производители могут сделать купол любого, нужного именно вам размера — это позволит точно подобрать загрузку, а не быть «где-то в районе».
Подсчет текущей загрузки и сравнение ощущений от полетов под другими типами и размерами куполов с разными загрузками в прошлом помогут сделать правильный выбор своего следующего купола. Будьте осторожны при одновременном уменьшении и смене типа купола!
Derek Vanboeschoten (ник Hooknswoop) — 3000+ прыжков, живет в Колорадо, США. Инcтруктор AFF и статик-лайн, тандем-мастер, старший риггер, имеет про-рейтинг. Основной купол — Icarus EXTreme VX-60, загрузка от 2,6 до 3,1. Ни одной, связанной с парашютным спортом, травмы со времени первого прыжка в 1995 году. Постоянный автор конференций www.dropzone.com. Любезно разрешил публикацию переводов некоторых своих заметок по безопасности и пилотированию.
- Перевод
- Федор Мозговой.
Загрузка купола | Парашютный спорт
Загрузка — термин определяющий соотношение полной массы парашютиста к площади купола. Это один из важнейших факторов при определении того, какой купол Вам необходим, ибо характеристики купола определяют две основных вещи: тип купола и его загрузка. Чаще всего используется американское определение, т.е. масса в фунтах и площадь купола в кв. футах. Чтобы получить ваш вес фунтах, прибавьте к своему весу 9 килограмм (т.е. вес Вашей одежды, обуви, самого парашюта и всех дурных мыслей об 97-ом Стилетто) и разделите на 0,45. Площадь купола чаще всего звучит в названии самого купола, т.е. SILETTO 170 имеет площадь купола 170 кв.футов, а если не звучит — найдите на куполе оранжевый лейбл, там все написано. Лейбл расположен обычно на центральной секции верхней оболочки, у самой задней кромки. Если его там нет — «…Ищущий, да обрящет…». Далее, разделите свой вес на площадь купола. Непонятно? Я перечитал и тоже не понял ровным счетом ничего. Ладно, привожу пример расчета загрузки своего собственного купола:
Мой вес = 89 кг.
Определяем полный вес: 89+9=98кг
Определяем вес в фунтах: 98:0,45 = 217,7 = 218 фунтов (округленно)
Мой купол = STILETTO 135, т.е. площадь купола = 135 кв. футов
Вычисляем загрузку 218:135=1,61 фунта/кв.фут
Моя загрузка равна 1,61
Далее полученный результат сравнивается с приведенными ниже данными.
ЗАГРУЗКА 0,9 — 1,3: Безопасная загрузка, рекомендуемая фирмами-производителями. При такой загрузке разница между куполами из F-111 и ZP практически не чувствуется, разве что нулевые купола подушку делают получше. Позволяет без особых проблем приземлятся на довольно ограниченные площадки и не иметь проблем при приземлении в штиль, хотя при определенном опыте купола из ZP с такой загрузкой могут неплохо летать при приземлении (сам попрыгал сезон на Сейбре190, т.е. с загрузкой 1,14, и он у меня летал не хуже маленьких Стилетто).
ЗАГРУЗКА 1,3 — 1,5: Купол становится более энергичным в выполнении маневров, хотя еще остается относительно достаточно безопасным. При приземлении в штиль, если купол специально не разгонять, уже приходится пробегать несколько шагов. Если разгонять — купол неплохо летает, правда пробегать приходится больше. Прыгать при такой загрузке на куполе из F-111- удовольствие значительно ниже среднего, особенно в штиль, и я бы его крайне не рекомендовал.
ЗАГРУЗКА 1,5 — 1,8: При этой загрузке качества высококлассных куполов проявляются в полной мере — очень быстрая реакция на действия парашютиста, энергичные развороты с большой потерей высоты, пролеты по 20 — 30 метров при приземлении, т.е. все то, чем такие купола и привлекают к себе. Однако приземление с прямой без специального разгона становится очень трудным, а само приземление требует достаточно свободного места и хорошей физической формы, т.к. иногда приходится после красивого подлета красиво пробегать метров 10.
ЗАГРУЗКА 1,8 — 2,0: Это для экстремальщиков или недопонимающих чем это может грозить, хотя одних от других отличить иногда очень непросто. При такой загрузке приземление необходимо выполнять только после специального разгона, т.к. приземление с прямой становится порой просто небезопасным, а от пилота требуется большой опыт и умение чувствовать купол, состояние воздуха, ветер и т.д. и т.п., ибо даже самые небольшие ошибки при разгоне купола на приземлении приводят к самым серьезным последствиям.
Из книги Брайана Бурка:
С Х Е М А
определения загрузки купола парашюта по исходному весу парашютиста и площади купола парашюта
Aviatus: Загрузка купола
Понимание термина «загрузка купола» сделает вас более грамотным пилотом. Это важное понятие поможет развить навыки пилотирования и увеличит знания о летных характеристиках парашютов.
Загрузка определяется как полный вес в снаряжении, разделенный на площадь купола, и выражается как отношение веса в фунтах на квадратный фут купола. Для расчета своей загрузки наденьте все снаряжение, в котором (и с которым) вы прыгаете, и взвесьтесь (самым точным будет взвеситься перед посадкой в ЛА). Разделите полученный «полный» вес в фунтах (для перевода из кг в фунты, нужно свой полный вес в кг разделить на 0,453 — прим. пер.) на площадь вашего купола в футах. Полученный результат — и есть ваша загрузка. Например, спортсмен с полным весом 180 фунтов под куполом в 130 футов будет иметь загрузку 1,4:1. Что эта цифра на самом деле означает?
Пилоту купола трудно представить летные характеристики парашюта в виде цифр. Горизонтальная скорость и скорость снижения, резвость разворотов, усилие на клевантах/свободных концах, скорость возврата на глиссаду — все эти показатели субъективны и зависят от восприятия пилота. Одному спортсмену купол может показаться вялым, в то время как другой под точно таким же чувствует себя выпущенной стрелой. Загрузка — единственный числовой показатель, по которому парашютисты еще до прыжка могут представить поведение купола, до которого собираются уменьшаться (или — если уж на это пошло дело — увеличиваться). Если вы меняете тип купола — с квадрата на эллипс, с F111 на нулевку — это тоже нужно принимать во внимание. Но общее (для куполов одного типа) правило следующее: с увеличением загрузки летные показатели увеличиваются в численном выражении — купол лучше летит по горизонту, быстрее снижается, и становится более агрессивным в разворотах. К этому общему правилу, однако, существует несколько поправок.
Производитель куполов испытывают свои парашюты в широком диапазоне загрузок. Они публикуют рекомендованные для каждой модели минимальные и максимальные загрузки. Если загрузка меньше, чем минимально рекомендованная производителем — вы можете не получить обещанных для этой модели летных характеристик.
Летные характеристики купола нельзя представить в виде линейной шкалы. Распространенным заблуждением является то, что уменьшение с 169 купола до 149-го приведет к такому-же увеличению загрузки, что и уменьшение с 189 до 169. Это не так: хотя в обеих случаях ваш купол уменьшается на 20 футов, эти 20 футов составляют 10,6 процентов общей площади 189-го купола, а в случае с 169-м куполом — уже 11,8 процентов. Таким образом, уменьшение с 169 до 149 сильнее увеличивает загрузку, чем уменьшение с 189 до 169. По мере перехода на все меньшие купола, уменьшение площади на одно и то же значение будет приводит к все большему изменению загрузки и связанных с ней характеристик. Например, с 110 до 90 (на те же 20 футов) представляет собой уменьшение площади купола на 18,1 процента. Чем выше загрузка, тем сильнее изменяются летные показатели с ее дальнейшим увеличением. Например, увеличение загрузки на 0,3 п(с 1,8 до 2,1) приведет к более резкому росту летных показателей, чем увеличение на те же 0,3 при переходе с 0,8 на 1,1.
При одинаковой загрузке 1,4, показатели купола 169 будут отличатся от показателей 109. Это связано с тем, что меньший по размеру купол, меньший по размеру пилот под ним, и более короткие стропы создают меньше сопротивления. Также более короткие стропы позволят 109-му разворачиваться быстрее — потому как они не дают пилоту далеко вылетать из-под купола (и это также уменьшает сопротивление).
На летные показатели также влияет и конструкция парашюта. Например, купол с косыми нервюрами при загрузке 1,6 будет летать намного быстрее семисекционника из F111 с той-же загрузкой 1,6. На летные показатели также влияют тип строп, удлинение купола, материал, из которого он сделан, и форма (эллипс, полуэллипс или квадрат). При одинаковой загрузке и прочих равных факторах, эллипс будет всегда летать лучше квадрата.
Еще один фактор — полный вес. Чем вы тяжелее, тем резче будет изменяться загрузка при уменьшении купола. Загрузка легкого спортсмена будет увеличиваться медленнее, чем тяжелого. Эта диспропорция, опять же, усиливается с дальнейшим увеличением загрузки.
Загрузка влияет на скорости купола — в том числе, на скорость сваливания. Увеличение загрузки увеличит среднюю и максимальную скорость вашего купола, и скорость его ввода в свал.
Подсчитав загрузки всех куполов, на которых вы прыгали, можно сопоставить данные цифры со своими ощущениями от летных характеристик этих куполов, и использовать информацию, чтобы заранее представить полет под куполом нового для вас размера. Это очень важный инструмент при выборе нового купола. Не забудьте также учитывать различия в его форме и конструкции.
Если вы подумываете о новом, меньшем по размеру куполе, или о куполе того же размера, но с более высокими скоростными характеристиками — прежде всего спросите себя: «Умею ли я все, чему меня может научить нынешний купол?». Можете ли вы пилотировать купол во всех режимах от полной скорости до глубокого торможения, и точно сажать его при любых условиях? Если честно отвечаете «да», то следующим шагом будет выяснение своей текущей загрузки, а также загрузки под куполом, который планируете взять. Вооружившись этими цифрами, обсудите варианты с вашим инструктором или ответственным инструктором ДЗ по безопасности. Также обсудите свои планы с риггером. Нужно будет определиться, придется ли под новый купол брать новый ранец, и если да, то какого размера? А также проверить, насколько будут совместимы запасной и новый основной купола. В процессе принятия решения вы также честно должны спросить себя — а зачем, собственно, хотите уменьшаться? Чтобы быть как другие, чтобы выглядеть круто? Это очень плохой повод покупать маленький основной парашют. Некоторые производители могут сделать купол любого, нужного именно вам размера — это позволит точно подобрать загрузку, а не быть «где-то в районе».
Подсчет текущей загрузки и сравнение ощущений от полетов под другими типами и размерами куполов с разными загрузками в прошлом помогут сделать правильный выбор своего следующего купола. Будьте осторожны при одновременном уменьшении и смене типа купола!
Автор:
Derek Vanboeschoten (ник Hooknswoop) — 3000+ прыжков, живет в Колорадо, США. Инcтруктор AFF и статик-лайн,тандем-мастер, старший риггер, имеет про-рейтинг. Основной купол — Icarus EXTreme VX-60, загрузка от 2,6 до 3,1. Ни одной, связанной с парашютным спортом, травмы со времени первого прыжка в 1995 году. Постоянный автор конференций www. dropzone.com. Любезно разрешил публикацию переводов некоторых своих заметок по безопасности и пилотированию.
Источник: http://skycenter.aero/. Перевод: Федор Мозговой.
Пилотирование парашютов типа «Крыло»
Aviatus: Выбор купола и подбор загрузки: рекомендации Icarus Canopies
Эта статья предназначена для использования только в качестве справочной информации. Существует много факторов, влияющих на выбор купола, таких как опыт пилота, высота ДЗ над уровнем моря и пр. Прежде чем выбирать тип и размер купола, рекомендуется проконсультироваться по этому вопросу с инструкторами на вашей ДЗ.
Производители куполов могут использовать разные методы определения оптимального размера купола. Принципы подбора размера, описанные в этой статье, распространяются в основном на снаряжение Icarus canopies и являются универсальными для большинства других производителей, но встречаются и исключения.
В последнее время все больше разговоров ведется о том, что рассмотрение загрузки купола в качестве определяющей характеристики при пилотировании не является объективной, поскольку она не позволяет учесть некоторые факторы. При переходе на купол нового размера и, соответственно, с появлением новой загрузки, несколько факторов также меняются, а некоторые в пропорции остаются неизменными. Однако загрузка крыла по-прежнему является полезной характеристикой для оценки и прогнозирования производительности купола.
На мой взгляд, этому предавали слишком много важности. Такой эффект масштабности значим и важен, когда речь идет о разработке модели самолета, но для нашей ситуации различия, которые возникают, минимальны и, скорее, не стоят упоминания.
При выборе купола следует рассматривать три главные характеристики:
- Ваш вес
- Ваш опыт и возможности
- Тип купола, на который вы хотите пересесть
Различные модели купола имеют специфические свойства, характерные только для них. Некоторые их этих свойств описаны ниже. В целях короткого обзора мы построили графики производительности для каждой модели. Поведение каждого купола будет значительно изменяться в зависимости от загрузки. Поэтому большинство куполов могут быть использованы как в качестве студенческих, так и для свупа.
Загрузка является главной характеристикой, определяющей комбинацию/соотношение размера купола и веса пилота, и, как следствие, производительность купола. Загрузка измеряется в фунтах на квадратный фут (PSF — Pounds per Square foot) и рассчитывается путем деления общего веса спортсмена (в снаряжении) на площадь купола. Мы выделили 6 классов куполов в зависимости от загрузки. Разница в пилотировании куполов каждого класса велика. В описании даны характеристики для куполов со средними значениями загрузки, показатели же на границах данных диапазонов будут иметь большую тенденцию к примыкающему классу.
Класс 1: студенческие купола с загрузкой 0,5-0,75
Купола с такой загрузкой будут вести себя как студенческие. Их приобретают обычно спортсмены не очень уверенные в своих силах, с недавней травмой или каким-либо образом ограниченные физически, и просто-напросто студенты. На куполе с такой загрузкой не рекомендуется прыгать при ветре больше 8 м/с. Они значительно подвержены воздействию турбулентности.
Класс 2: «послушные» с загрузкой 0,75-1,00
Очень спокойные и послушные купола. Подходят для спортсменов с некоторым опытом пилотирования или для тех, кто хочет перестраховаться и исключить любые риски. Так же, как и купола класса 1, подвержены значительному воздействию сильного ветра.
Класс 3: средние с загрузкой 1,0-1,25
Купола этого класса отлично подходят для отправной точки на пути к совершенствованию навыков пилотирования. Они достаточно загружены для выполнения определенных маневров, в том числе во время приземления, однако же, могут выступать в качестве первого купола спортсмена с небольшим опытом (но стоит помнить, что этот шаг необходимо согласовать с вашим РП) на пару сотен прыжков. Купола этого класса, с одной стороны, требуют особого внимания и ответственности, с другой — прощают многие ошибки. Большинство производимых нами куполов относятся к этой группе. Прыжки в условиях значительного ветра — уже не проблема.
Класс 4: высокоскоростные с загрузкой 1,25-1,65
Имея такой купол, мы можем вдоволь повеселиться в процессе пилотирования, попадая в то же время в зону высокой опасности. Развороты выполняются быстрее, диапазон скоростей значительно увеличивается, ввиду этих обстоятельств мы оказываемся словно между двух огней: безопасностью и наслаждением полетом. Радиус восстановления обычно больше 60 метров, а ход клевант заметно короче. Чтобы летать на куполе этого класса необходимо иметь большой опыт и обладать высоким мастерством пилотирования. Купол нужно уметь чувствовать, а каждый маневр должен быть выполнен строго по определенному заранее алгоритму, поскольку все происходит очень быстро, и времени на обдумывание нет.
Турбулентность гораздо меньше воздействует на высокоскоростные купола, однако, если проблемы все же возникнут, помните: под этим куполом вы очень стремительно перемещаетесь. Настигшие вас на высоте полуметра турбулентные потоки вряд ли сделают ваше приземление травмоопасным, если вы будете под куполом класса 2, однако же, оказавшись в тех же условиях под высокоскоростным другом, вы рискуете испортить себе каникулы надолго. Это же происходит и при других видах турбулентности — от зданий, куполов, деревьев и др. Препятствий — в любом из этих случаев скорость вводов значительно выше, чем у куполов классом ниже. В безветренную погоду эти купола по-прежнему будут лететь горизонтально. Рекомендуется использовать коллапсируемую медузу, опускать вниз слайдер и ослаблять грудную перемычку.
Класс 5: экстремальные с загрузкой 1,65-2,0
Купола не для слабонервных. Если вы в числе тех немногих, кто задумался о покупке купола этого класса, то тщательно обдумайте свой выбор. Достоинства таких куполов: головокружительная скорость набегающего потока, быстрое реагирование на вводы и превосходная маневренность. Недостаток лишь один: права на ошибку у вас не остается, поскольку если что-то пойдет не так, вы окажетесь на скорости, способной вас покалечить. Если у вас уже есть купол 5 класса, или вы раздумываете над его покупкой, то уже точно не нуждаетесь в советах относительно техник пилотирования.
Большинство спортсменов, пилотируя свой высокоскоростной купол 5 класса, не достигают пределов его возможностей, а маневры, которые они выполняют, могут быть с таким же успехом исполнены на куполах 4 класса на пределе их возможностей, но с большей безопасностью. Эти купола необходимо разгонять на приземлении. Они должны быть укомплектованы коллапсированной медузой. Рекомендуется опускать слайдер и ослаблять грудную перемычку. Радиус восстановления может быть больше 120 метров. Переход от четвертого класса к пятому может быть очень заметным: для 80-килограмового свупера, использующего утяжеляющие пояса, разница между 105 и 95 куполами может быть столь же существенна, как и разница при переходе с 130 на 105.
Класс 6: реактивные с загрузкой 2.0-2.4
Если вы выбираете купол этого класса, то вам уже не нужны пояснения.
Источник: http://nzaerosports.com Перевод: Екатерина Северенкова
Пилотирование парашютов типа «Крыло»
Загрузка купола | Sky Jumper
Derek Vanboeschoten (ник Hooknswoop) любезно разрешил публикацию переводов некоторых своих заметок по безопасности и пилотированию — 3000+ прыжков, живет в Колорадо, США. Инcтруктор AFF и статик-лайн, тандем-мастер, старший риггер, имеет про-рейтинг. Основной купол — Icarus EXTreme VX-60, загрузка от 2,6 до 3,1. Ни одной связанной с парашютным спортом травмы со времени первого прыжка в 1995 году.
Перевод Федоро Мозгового.
Понимание термина «загрузка купола» поможет вам стать более грамотным пилотом. Это важное понятие поможет вам развить навыки пилотирования и увеличит ваши знания о летных характеристиках парашютов. Загрузка определяется как полный вес в снаряжении, разделенный на площадь купола, и выражается как отношение веса в фунтах на квадратный фут купола.
Для рассчета своей загрузки наденьте все снаряжение, в котором (и с которым) вы прыгаете, и взвесьтесь (самым точным будет взвеситься перед посадкой в ЛА). Разделите полученный «полный» вес в фунтах (для перевода из кг в фунты, нужно свой полный вес в кг разделить на 0,453 — прим.пер.) на площадь вашего купола в футах. Полученный результат — и есть ваша загрузка. Например, спортсмен с полным весом 180 фунтов под куполом в 130 футов будет иметь загрузку 1,4:1.
Что эта цифра на самом деле означает? Пилоту купола трудно представить летные характеристики парашюта в виде цифр. Горизонтальная скорость и скорость снижения, резвость разворотов, усилие на клевантах/свободных концах, скорость возврат на глиссанду — все эти показатели субъективны и зависят от восприятия пилота. Одному спортсмену купол может показаться вялым, в то время как другой под точно таким же куполом чувствует себя выпущенной стрелой. Загрузка — единственный числовой показатель, по которому парашютисты еще до прыжка могут представить поведение купола, до которого собираются уменьшаться (или — если уж на это пошло дело — увеличиваться). Если вы меняете тип купола — с квадрата на эллипс, с F111 на нулевку — это тоже нужно принимать во внимание. Но общее (для куполов одного типа) правило следующее: с увеличением загрузки летные показатели увеличиваются. К этому общему правилу, однако, существует несколько поправок. Производители куполов испытывают свои парашюты в широком диапазоне загрузок. Они публикуют рекомендованные для каждой модели минимальные и максимальные загрузки. Если ваша загрузка меньше, чем минимально рекомендованная производителем — вы можете не получить обещанных для этой модели летных характеристик. Летный характеристики купола нельзя представить в виде линейной шкалы. Распространенным заблуждением является то, что уменьшение с 169 купола до 149-го приведет к такому-же увеличению загрузки, что и уменьшение с 189 до 169. Это не так: хотя в обеих случаях ваш купол уменьшается на 20 футов, эти 20 футов составляют 10,6 процентов общей площади 189-го купола, а в случае с 169-м куполом — уже 11,8 процентов. Таким образом, уменьшение с 169 до 149 больше увеличивает загрузку, чем уменьшение с 189 до 169. По мере перехода на все меньшие купола, уменьшение площади на одно и то же значение будет приводит к все большему изменению загрузки и связанных с ней характеристик. Например, уменьшение с 110 до 90 (на те же 20 футов) представляет собой уменьшение площади купола на 18,1 процентов. Чем выше загрузка, тем сильнее с ее дальнейшим увеличением изменяются летные показатели. Например, увеличение загрузки на 0,3 при переходе с загрузки 1,8 до 2,1 приведет к более резкому росту летных показателей, чем увеличение на те же 0,3 при переходе с 0,8 на 1,1. При одинаковой загрузке 1,4, показатели купола 169 будут отличатся от показателей купола 109. Это связано с тем, что меньший по размеру купол, меньший по размеру пилот под ним и более короткие стропы создают меньше сопротивления. Также более короткие стропы позволят 109 разворачиваться быстрее — потому как короткие стропы не дают пилоту далеко вылетать из под купола (и это также уменьшает сопротивление). На летные показатели также влияет и конструкция парашюта. Например, купол с косыми нервюрами при загрузке 1,6 будет летать намного быстрее семисекционника из F111 с той-же загрузкой 1,6. На летные показатели также влияют тип строп, удлинение купола, материал, из которого он сделан, и его форма (эллипс, полуэллипс или квадрат). При одинаковой загрузке и прочих равных факторах, эллипс будет всегда летать лучше квадрата. Еще один фактор — ваш полный вес. Чем вы тяжелее, тем резче будет изменяться ваша загрузка при уменьшении купола. Загрузка легкого спортсмена будет увеличиваться медленее, чем загрузка тяжелого. Эта диспропорция, опять-же, усиливается с дальнейшим увеличением загрузки. Загрузка влияет на скорости купола — в том числе на скорость сваливания. Увеличение загрузки увеличит среднюю и максимальную скорость вашего купола, и скорость его ввода свал. Подсчитав загрузки всех куполов, на которых вы прыгали, вы можете сопоставить цифры загрузки со своими ощущениями о летных характеристиках этих куполов и использовать эту информацию, чтобы заранее представить полет под куполом нового для вас размера. Это очень важный инструмент при выборе нового купола. Не забудьте таже учитывать различия в форме и конструкции нового купола. Если вы подумываете о новом, меньшем по размеру куполе — или о куполе того же размера, но с более высокими скоростными характеристиками — прежде всего спросите себя: «Умею ли я все, чему меня может научить мой нынешний купол?». Можете ли вы пилотировать купол во всех режимах от полного до торможения, и точно сажать его при любых условиях? Если вы честно отвечаете «да», то вашим следующим шагом будет выяснить свою текущую загрузку, а также загрузку под куполом, который вы планируете взять. Вооружившись этими цифрами, обсудите варианты с вашим инструктором или ответственным ДЗ по безопасности. Также обсудите свои планы с риггером. Вам нужно будет определиться, придется ли под новый купол брать новый ранец, и если да, то какого размера? А также проверить, насколько будут совместимы ваш запасной и новый основной купола. В процессе принятия решения вы также честно должны спросить себя — а зачем собственно вы хотите уменьшаться? Чтобы быть как другие, чтобы выглядеть круто? Это очень плохой повод покупать маленький основной. Некоторые производители могут сделать купол любого, нужного именно вам размера — это позволит вам точно подобрать загрузку, а не быть «где-то в районе». Подсчет вашей текущей загрузки и сравнение ваших ощущений от полетов под другими типами и размерами куполов с разными загрузками в прошлом помогут вам сделать правильный выбор своего следующего купола. Будьте осторожны при одновременном уменьшении и смене типа купола.
Расчет загрузки купола
Расчет загрузки куполаРасчет загрузки купола
Из книги Брайана Бурка:
Загрузка — термин определяющий соотношение полной массы парашютиста к площади купола. Это один из важнейших факторов при определении того, какой купол Вам необходим, ибо характеристики купола определяют две основных вещи: тип купола и его загрузка. Чаще всего используется американское определение, т.е. масса в фунтах и площадь купола в кв. футах. Чтобы получить ваш вес фунтах, прибавьте к своему весу 9 килограмм (т.е. вес Вашей одежды, обуви, самого парашюта и всех дурных мыслей об 97-ом Стилетто) и разделите на 0,45. Площадь купола чаще всего звучит в названии самого купола, т.е. SILETTO 170 имеет площадь купола 170 кв.футов, а если не звучит — найдите на куполе оранжевый лейбл, там все написано. Лейбл расположен обычно на центральной секции верхней оболочки, у самой задней кромки. Если его там нет — «…Ищущий, да обрящет…». Далее, разделите свой вес на площадь купола. Непонятно? Я перечитал и тоже не понял ровным счетом ничего. Ладно, привожу пример расчета загрузки своего собственного купола:
Мой вес = 89 кг.
Определяем полный вес: 89+9=98кг
Определяем вес в фунтах: 98:0,45 = 217,7 = 218 фунтов (округленно)
Мой купол = STILETTO 135, т.е. площадь купола = 135 кв. футов
Вычисляем загрузку 218:135=1,61 фунта/кв.фут
Моя загрузка равна 1,61
Далее полученный результат сравнивается с приведенными ниже данными.
ЗАГРУЗКА 0,9 — 1,3: Безопасная загрузка, рекомендуемая фирмами-производителями. При такой загрузке разница между куполами из F-111 и ZP практически не чувствуется, разве что нулевые купола подушку делают получше. Позволяет без особых проблем приземлятся на довольно ограниченные площадки и не иметь проблем при приземлении в штиль, хотя при определенном опыте купола из ZP с такой загрузкой могут неплохо летать при приземлении (сам попрыгал сезон на Сейбре190, т.е. с загрузкой 1,14, и он у меня летал не хуже маленьких Стилетто).
ЗАГРУЗКА 1,3 — 1,5: Купол становится более энергичным в выполнении маневров, хотя еще остается относительно достаточно безопасным. При приземлении в штиль, если купол специально не разгонять, уже приходится пробегать несколько шагов. Если разгонять — купол неплохо летает, правда пробегать приходится больше. Прыгать при такой загрузке на куполе из F-111- удовольствие значительно ниже среднего, особенно в штиль, и я бы его крайне не рекомендовал.
ЗАГРУЗКА 1,5 — 1,8: При этой загрузке качества высококлассных куполов проявляются в полной мере — очень быстрая реакция на действия парашютиста, энергичные развороты с большой потерей высоты, пролеты по 20 — 30 метров при приземлении, т.е. все то, чем такие купола и привлекают к себе. Однако приземление с прямой без специального разгона становится очень трудным, а само приземление требует достаточно свободного места и хорошей физической формы, т.к. иногда приходится после красивого подлета красиво пробегать метров 10.
ЗАГРУЗКА 1,8 — 2,0: Это для экстремальщиков или недопонимающих чем это может грозить, хотя одних от других отличить иногда очень непросто. При такой загрузке приземление необходимо выполнять только после специального разгона, т.к. приземление с прямой становится порой просто небезопасным, а от пилота требуется большой опыт и умение чувствовать купол, состояние воздуха, ветер и т.д. и т.п., ибо даже самые небольшие ошибки при разгоне купола на приземлении приводят к самым серьезным последствиям.
Увеличение загрузки и смена купола
После освоения указанных навыков можно увеличить загрузку до 1,4—1,5 и перейти на купола с большим удлинением, возможно полуэллиптические, например Sabre, Sabre-2, Saflre или подобные. На данном этапе происходит привыкание к увеличению скорости, уменьшенному времени реакции, более строгому (то есть более сложному в управлении) куполу. Все приземления также должны наблюдаться инструктором и потом ббсуждаться. Рекомендуемое количество прыжков на данном этапе — 150 и более. После достижеш достаточно уверенного и грамотного пилотированш купола можно переходить к следующему этапу — увеличению загрузки до 1,6, возможно, переходу на эллиптический купол. Переход на эллипс одновременно с увеличением загрузки делать не рекомендуется. Желательно сначала сделать несколько прыжков на однотипном куполе с большей загрузкой, несколько прыжков на эллиптическом парашюте с равной или меньшей загрузкой, чтобы прочувствовать особенности управления и поведения купола, и лишь затем переходить на более загруженный эллипс. На данном этапе происходит привыкание к скорости и особенностям поведения более строгих куполов.
В дальнейшем парашютист уже должен быть в состоянии сам оценить свои навыки. Важно помнить, что увеличение загрузки — понятие относительное. Например, рассмотрим переход парашютиста весом 70 кг от купола площадью 95 кв. футов к куполу 85 кв. футов. Загрузка изменяется от 1,87 до 2,1, то есть уменьшает-
ся в 1,12 раз при уменьшении площади на 10 кв. футов. Теперь сравним аналогичное увеличение загрузки на больших площадях купола. Уменьшение площади с 230 до 200 кв. футов ведет к почти такому же увеличению загрузки (1,15), а абсолютное изменение будет 30 кв. футов, то есть в 3 раза больше. То есть чем меньше размеры купола, тем более постепенно следует переходить к куполам меньшей площади.
При высоких значениях загрузки нилот купола не может позволить себе обдумывать управление куполом, в том числе незапланированные резкие маневры (например, при возникновении препятствия или сильном порыве ветра), — все управление основано на рефлексах. Рефлексы пилотирования купола не заложены в человека природой. Напротив, некоторые рефлексы, воспитанные в человеке от рождения, мешают безопасному пилотированию. Чтобы перестроить набор рефлексов при пилотировании, необходимо осваивать приемы пилотирования на относительно небольших скоростях, а именно на куполах, прощающих ошибки управления, и с не слишком высокой загрузкой. При освоении скоростных парашютов следует осознавать величину риска и сопоставлять ее с получаемым эффектом. Риск тем выше, чем меньше опыт у спортсмена. Большинство парашютистов считают, что у них уже достаточно большой опыт. Это относится и к перворазникам, имеющим один прыжок, и к выпускникам одной из программ обучения с количеством прыжков порядка 20—50, и ко всем другим. Даже парашютист, имеющий 500 прыжков и побывавший в разных сложных ситуациях, иногда переоценивает свой опыт и совершает ошибки. По статистике парашютных происшествий из всех смертельных случаев треть относится к высокоскоростным столкновениям с землей под рабочим основным куполом (низкие развороты, резкое управление). Спортсмены, недавно окончившие обучение и имеющие обычно до 100 прыжков, часто стремятся взять купол поменьше и при этом часто сами не могут обосновать, зачем им это надо. Они знают, что 107-й Стилет — «понтово», и это для них оказывается достаточным аргументом. Большинство людей уверены, что если что-то произойдет, то не с ними. И, только оказавшись в безвыходном положении, человек понимает, что следовало быть осторожней. Если спортсмену, который не доверяет опыту инструкторов и которого вовремя не остановили, удалось прыгнуть со слишком быстрым и сложным для него куполом, то он понимает серьезность своего положения только при приближении к земле, ощутив скорость, с которой она летит навстречу. Опыта управления парашютом не хватает, а рефлексы пешехода заставляют совершать ошибки. Многие спортсмены, стремившиеся побыстрее перейти на скоростную технику, но остановленные инструктором, впоследствии, постепенно освоив сложную технику, осознают, насколько все действительно сложно, и говорят инструктору: «Теперь я понимаю, как вы были правы». Чтобы прыгать классно и мастерски выполнять красивые и сложные элементы, надо прыгать много, а для этого в первую очередь надо заботиться о безопасности. Мастерство — дело времени и настойчивости.
СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ
ФИЗИКА СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ
После отделения от летательного аппарата парашютист начинает падать вниз под действием силы тяжести с ускорением, направленным к центру Земли. По мере увеличения скорости падения пропорционально ее квадрату растет сила сопротивления воздуха, направленная в противоположную сторону. В определенный момент (после 10—13 с падения) сопротивление воздуха уравнивается с силой тяжести, и дальше тело падает равномерно, если парашютист не меняет позы. Как правило, парашютист имеет еще начальную горизонтальную скорость, так как все летательные аппараты, кроме воздушных шаров, во время выброски двигаются поступательно. Начальная горизонтальная скорость парашютиста после отделения от летательного аппарата достаточно быстро гасится силой сопротивления воздуха.
Ниже рассмотрены базовые маневры в свободном падении.
СТАБИЛЬНОЕ ПАДЕНИЕ
Опорой парашютиста в свободном падении является достаточно плотный поток воздуха.
Устойчивое равновесие. Сила тяжести прикладывается к центру тяжести тела и тянет его вниз. Сила тре-
Рис. 38. Направление сил, действующих на волан
ния действует в противоположном направлении, по точка ее приложения — центр давления. Противо действие указанных сил стремится разместить цент| тяжести и центр давления на одной прямой. Таким оЫ разом, если указанные точки не совпадают, а удалены друг от друга, можно добиться устойчивого положении тела. Ярким примером служит волан от бадминтон; Центр тяжести здесь сосредоточен в тяжелом и ма леньком наконечнике, а центр давления — в легким и объемном оперении. Силы тяжести и сопротинн ния действуют каждая на свой объект, и каждая из ниЛ «тянет одеяло» на себя. В результате волан, подброикч ный в воздух, через некоторое небольшое время разно» рачивается грузом вниз (рис. 38).
Неустойчивое равновесие характеризуется тем, что центр тяжести и центр давления находятся на одной прямой, но центр тяжести выше. Любое малейшее отклонение стремится вывести тело из равновесия и перевернуть его в устойчивое положение. Теоретически идеальный воланчик, размещенный строго по оси действия силы тяжести идеальной планеты с идеально стабильной атмосферой, может падать перьями вниз и не переворачиваться, но, так как ничего идеального и мире нет, вы вряд ли когда-нибудь такое увидите. Достаточно опытный спортсмен-парашютист, в отличие от волана, может падать в положении неустойчивого равновесия, но для этого ему приходится постоянно балансировать, как канатоходцу.
Рис. 39. Силы, действующие на тело |
Безразличное положение. Примером может служить шар из любого однородного материала. Центр тяжес-1 ти совпадает с центром давления, поэтому их взаимное расположение не играет роли. Такое тело может
без него. Чаще всего положение безразличного равновесия свойственно симметричным телам.
На рис. 39 показана модель тела с удаленными центром тяжести (черный шар) и центром давления (белый шар). Сила тяжести (черная стрелка) воздействует на центр тяжести и тянет его вниз. Сила сопротивления (белая стрелка) приложена к центру давления и направлена в сторону, противоположную вектору скорости тела, в устоявшемся свободном падении — вверх. Между силами, воздействующими на тело в положении а, имеется плечо, которое они стремятся уменьшить и таким образом перевернуть тело. В положении б плечо нулевое, векторы сил лежат на одной прямой, положение устойчивое. Любое отклонение тела увеличивает плечо, но под воздействием указанных сил тело возвращается в положение б. В положении в векторы сил также лежат на одной прямой, но направлены друг к другу. Любое малейшее отклонение переводит тело в положение а, а из него — в положение б.
«Коробочка».Классическая поза стабильного падения, осваиваемая начинающими парашютистами, называется «коробочка» (box). В этой позе тело состоит из прямых углов: угол между бедер, плечевые суставы, локти — везде примерно 90 градусов. Поясница сильно прогнута, колени слегка согнуты, мыски оттянуты, тело и конечности расслаблены. В таком положении центр тяжести (расположен в районе таза) удален от центра давления (который определяется положением конечностей), поток стремится стабилизировать тело и поддерживать его положение —лежа на животе (рис. 40).
Если тело симметрично, оно должно падать стабильно, но часто человек занимает не совсем симметричную позу. Если его тело жесткое (напряжено), то малейшая асимметрия приводит к вращению. Если же оно расслабленно, то поток может его «подправлять»,
Рис. 40. Положение «коробочка» — вид сверху и слева. Черным
кружком обозначен центр тяжести, белым — центр давления.
На этой и следующих схемах парашют условно не показан
Рис. 41. Парашютист, стабильно «лежащий» в положении «коробочка»
чтобы вращений не возникало. Поэтому расслабление очень важно при прыжке с парашютом.
Поза «коробочка» с незначительными изменениями используется как исходное положение во многих видах прыжков — групповая акробатика, воздушная съемка, тандем-прыжки, классика (рис. 41).
Плотная группировка(рис. 42). Втакой дисциплине, как классика, где требуется выполнить комплекс спиралей и сальто за кратчайшее время, получило распространение исходное положение в группировке. В этой позе колени поджаты к груди, локти — к бокам, спина согнута. Центр тяжести оказывается примерно в середине композиции, а центр давления располагается низко. Положение неустойчивое, и начинающим спортсменам не сразу удается его освоить. Однако та-
Рис. 42. Плотная группировка
кая поза имеет несколько преимуществ. Во-первых, уменьшается площадь тела, создающая сопротивление, следовательно, увеличивается скорость падения, плотность встречного потока и эффективность управления. Во-вторых, рули (конечности) располагаются ближе к центру вращения, что обеспечивает их большую эффективность. И в-третьих, у сгруппированного тела меньше момент инерции, ему легче придать вращение и остановить его. Как результат — возможность выполнения комплекса из шести фигур (спиралей и сальто) за время менее 6 с.
УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛОМ
Пользуясь плотным потоком воздуха, человек научился падать стабильно. Но поток является полноценной опорой, и от него можно отталкиваться, примерно, как от воды. Благодаря этому парашютист может двигаться в воздухе во всех направлениях и вращаться во всех плоскостях. Естественно, это возможно, только пока тело е большой скоростью двигается вниз под действием силы тяжести. Значительно уменьшить скорость падения без специального снаряжения невозможно, но «взлететь» относительно другого тела, падающего быстрее, не представляет большого труда.
Вращение в свободном падении выполняется отклонением потока различными частями тела, обычно — конечностями. Для этого их надо напрячь и создать угол атаки. Расслабленные конечности не управляют телом и используются только как опора для обеспечения нужного положения центра давления. Для перемещения используется смещение центра тяжести и изменение площади, оказывающей сопротивление воздуху.
Дата добавления: 2018-02-08; просмотров: 441;