HomeРазноеРасчет загрузки купола – Инструкция к калькулятору для расчёта купольной крыши и купольного дома

Расчет загрузки купола – Инструкция к калькулятору для расчёта купольной крыши и купольного дома

Загрузка купола | Skycenter DZ Пущино

Понимание термина «загрузка купола» сделает вас более грамотным пилотом. Это важное понятие поможет развить навыки пилотирования и увеличит знания о летных характеристиках парашютов.

Загрузка определяется как полный вес в снаряжении, разделенный на площадь купола, и выражается как отношение веса в фунтах на квадратный фут купола. Для расчета своей загрузки наденьте все снаряжение, в котором (и с которым) вы прыгаете, и взвесьтесь (самым точным будет взвеситься перед посадкой в ЛА). Разделите полученный «полный» вес в фунтах (для перевода из кг в фунты, нужно свой полный вес в кг разделить на 0,453 — прим.пер.) на площадь вашего купола в футах. Полученный результат — и есть ваша загрузка. Например, спортсмен с полным весом 180 фунтов под куполом в 130 футов будет иметь загрузку 1,4:1. Что эта цифра на самом деле означает?

Пилоту купола трудно представить летные характеристики парашюта в виде цифр. Горизонтальная скорость и скорость снижения, резвость разворотов, усилие на клевантах/свободных концах, скорость возврата на глиссаду — все эти показатели субъективны и зависят от восприятия пилота. Одному спортсмену купол может показаться вялым, в то время как другой под точно таким же чувствует себя выпущенной стрелой. Загрузка — единственный числовой показатель, по которому парашютисты еще до прыжка могут представить поведение купола, до которого собираются уменьшаться (или — если уж на это пошло дело — увеличиваться). Если вы меняете тип купола — с квадрата на эллипс, с F111 на нулевку — это тоже нужно принимать во внимание. Но общее (для куполов одного типа) правило следующее: с увеличением загрузки летные показатели увеличиваются в численном выражении — купол лучше летит по горизонту, быстрее снижается, и становится более агрессивным в разворотах. К этому общему правилу, однако, существует несколько поправок.

Производитель куполов испытывают свои парашюты в широком диапазоне загрузок. Они публикуют рекомендованные для каждой модели минимальные и максимальные загрузки. Если загрузка меньше, чем минимально рекомендованная производителем — вы можете не получить обещанных для этой модели летных характеристик.

Летные характеристики купола нельзя представить в виде линейной шкалы. Распространенным заблуждением является то, что уменьшение с 169 купола до 149-го приведет к такому-же увеличению загрузки, что и уменьшение с 189 до 169. Это не так: хотя в обеих случаях ваш купол уменьшается на 20 футов, эти 20 футов составляют 10,6 процентов общей площади 189-го купола, а в случае с 169-м куполом — уже 11,8 процентов. Таким образом, уменьшение с 169 до 149 сильнее увеличивает загрузку, чем уменьшение с 189 до 169. По мере перехода на все меньшие купола, уменьшение площади на одно и то же значение будет приводит к все большему изменению загрузки и связанных с ней характеристик. Например, с 110 до 90 (на те же 20 футов) представляет собой уменьшение площади купола на 18,1 процента. Чем выше загрузка, тем сильнее изменяются летные показатели с ее дальнейшим увеличением. Например, увеличение загрузки на 0,3 п(с 1,8 до 2,1) приведет к более резкому росту летных показателей, чем увеличение на те же 0,3 при переходе с 0,8 на 1,1.

При одинаковой загрузке 1,4, показатели купола 169 будут отличатся от показателей 109. Это связано с тем, что меньший по размеру купол, меньший по размеру пилот под ним, и более короткие стропы создают меньше сопротивления. Также более короткие стропы позволят 109-му разворачиваться быстрее — потому как они не дают пилоту далеко вылетать из-под купола (и это также уменьшает сопротивление).

На летные показатели также влияет и конструкция парашюта. Например, купол с косыми нервюрами при загрузке 1,6 будет летать намного быстрее семисекционника из F111 с той-же загрузкой 1,6. На летные показатели также влияют тип строп, удлинение купола, материал, из которого он сделан, и форма (эллипс, полуэллипс или квадрат). При одинаковой загрузке и прочих равных факторах, эллипс будет всегда летать лучше квадрата.

Еще один фактор — полный вес. Чем вы тяжелее, тем резче будет изменяться загрузка при уменьшении купола. Загрузка легкого спортсмена будет увеличиваться медленнее, чем тяжелого. Эта диспропорция, опять же, усиливается с дальнейшим увеличением загрузки.

Загрузка влияет на скорости купола — в том числе, на скорость сваливания. Увеличение загрузки увеличит среднюю и максимальную скорость вашего купола, и скорость его ввода в свал.

Подсчитав загрузки всех куполов, на которых вы прыгали, можно сопоставить данные цифры со своими ощущениями от летных характеристик этих куполов, и использовать информацию, чтобы заранее представить полет под куполом нового для вас размера. Это очень важный инструмент при выборе нового купола. Не забудьте также учитывать различия в его форме и конструкции.

Если вы подумываете о новом, меньшем по размеру куполе, или о куполе того же размера, но с более высокими скоростными характеристиками — прежде всего спросите себя: «Умею ли я все, чему меня может научить нынешний купол?». Можете ли вы пилотировать купол во всех режимах от полной скорости до глубокого торможения, и точно сажать его при любых условиях? Если честно отвечаете «да», то следующим шагом будет выяснение своей текущей загрузки, а также загрузки под куполом, который планируете взять. Вооружившись этими цифрами, обсудите варианты с вашим инструктором или ответственным инструктором ДЗ по безопасности. Также обсудите свои планы с риггером. Нужно будет определиться, придется ли под новый купол брать новый ранец, и если да, то какого размера? А также проверить, насколько будут совместимы запасной и новый основной купола. В процессе принятия решения вы также честно должны спросить себя — а зачем, собственно, хотите уменьшаться? Чтобы быть как другие, чтобы выглядеть круто? Это очень плохой повод покупать маленький основной парашют. Некоторые производители могут сделать купол любого, нужного именно вам размера — это позволит точно подобрать загрузку, а не быть «где-то в районе».

Подсчет текущей загрузки и сравнение ощущений от полетов под другими типами и размерами куполов с разными загрузками в прошлом помогут сделать правильный выбор своего следующего купола. Будьте осторожны при одновременном уменьшении и смене типа купола!

Derek Vanboeschoten (ник Hooknswoop) — 3000+ прыжков, живет в Колорадо, США. Инcтруктор AFF и статик-лайн, тандем-мастер, старший риггер, имеет про-рейтинг. Основной купол — Icarus EXTreme VX-60, загрузка от 2,6 до 3,1. Ни одной, связанной с парашютным спортом, травмы со времени первого прыжка в 1995 году. Постоянный автор конференций www.dropzone.com. Любезно разрешил публикацию переводов некоторых своих заметок по безопасности и пилотированию.

Перевод
Федор Мозговой.

Загрузка купола | Парашютный спорт

Загрузка — термин определяющий соотношение полной массы парашютиста к площади купола. Это один из важнейших факторов при определении того, какой купол Вам необходим, ибо характеристики купола определяют две основных вещи: тип купола и его загрузка. Чаще всего используется американское определение, т.е. масса в фунтах и площадь купола в кв. футах. Чтобы получить ваш вес фунтах, прибавьте к своему весу 9 килограмм (т.е. вес Вашей одежды, обуви, самого парашюта и всех дурных мыслей об 97-ом Стилетто) и разделите на 0,45. Площадь купола чаще всего звучит в названии самого купола, т.е. SILETTO 170 имеет площадь купола 170 кв.футов, а если не звучит — найдите на куполе оранжевый лейбл, там все написано. Лейбл расположен обычно на центральной секции верхней оболочки, у самой задней кромки. Если его там нет — «…Ищущий, да обрящет…». Далее, разделите свой вес на площадь купола. Непонятно? Я перечитал и тоже не понял ровным счетом ничего. Ладно, привожу пример расчета загрузки своего собственного купола:

Мой вес = 89 кг.

Определяем полный вес: 89+9=98кг

Определяем вес в фунтах: 98:0,45 = 217,7 = 218 фунтов (округленно)

Мой купол = STILETTO 135, т.е. площадь купола = 135 кв. футов

Вычисляем загрузку 218:135=1,61 фунта/кв.фут

Моя загрузка равна 1,61

Далее полученный результат сравнивается с приведенными ниже данными.

ЗАГРУЗКА 0,9 — 1,3: Безопасная загрузка, рекомендуемая фирмами-производителями. При такой загрузке разница между куполами из F-111 и ZP практически не чувствуется, разве что нулевые купола подушку делают получше. Позволяет без особых проблем приземлятся на довольно ограниченные площадки и не иметь проблем при приземлении в штиль, хотя при определенном опыте купола из ZP с такой загрузкой могут неплохо летать при приземлении (сам попрыгал сезон на Сейбре190, т.е. с загрузкой 1,14, и он у меня летал не хуже маленьких Стилетто).

ЗАГРУЗКА 1,3 — 1,5: Купол становится более энергичным в выполнении маневров, хотя еще остается относительно достаточно безопасным. При приземлении в штиль, если купол специально не разгонять, уже приходится пробегать несколько шагов. Если разгонять — купол неплохо летает, правда пробегать приходится больше. Прыгать при такой загрузке на куполе из F-111- удовольствие значительно ниже среднего, особенно в штиль, и я бы его крайне не рекомендовал.

ЗАГРУЗКА 1,5 — 1,8: При этой загрузке качества высококлассных куполов проявляются в полной мере — очень быстрая реакция на действия парашютиста, энергичные развороты с большой потерей высоты, пролеты по 20 — 30 метров при приземлении, т.е. все то, чем такие купола и привлекают к себе. Однако приземление с прямой без специального разгона становится очень трудным, а само приземление требует достаточно свободного места и хорошей физической формы, т.к. иногда приходится после красивого подлета красиво пробегать метров 10.

ЗАГРУЗКА 1,8 — 2,0: Это для экстремальщиков или недопонимающих чем это может грозить, хотя одних от других отличить иногда очень непросто. При такой загрузке приземление необходимо выполнять только после специального разгона, т.к. приземление с прямой становится порой просто небезопасным, а от пилота требуется большой опыт и умение чувствовать купол, состояние воздуха, ветер и т.д. и т.п., ибо даже самые небольшие ошибки при разгоне купола на приземлении приводят к самым серьезным последствиям.
Из книги Брайана Бурка:

С Х Е М А

определения загрузки купола парашюта по исходному весу парашютиста и площади купола парашюта

tabl

Aviatus: Загрузка купола

Понимание термина «загрузка купола» сделает вас более грамотным пилотом. Это важное понятие поможет развить навыки пилотирования и увеличит знания о летных характеристиках парашютов.

Загрузка определяется как полный вес в снаряжении, разделенный на площадь купола, и выражается как отношение веса в фунтах на квадратный фут купола. Для расчета своей загрузки наденьте все снаряжение, в котором (и с которым) вы прыгаете, и взвесьтесь (самым точным будет взвеситься перед посадкой в ЛА). Разделите полученный «полный» вес в фунтах (для перевода из кг в фунты, нужно свой полный вес в кг разделить на 0,453 — прим. пер.) на площадь вашего купола в футах. Полученный результат — и есть ваша загрузка. Например, спортсмен с полным весом 180 фунтов под куполом в 130 футов будет иметь загрузку 1,4:1. Что эта цифра на самом деле означает?

Пилоту купола трудно представить летные характеристики парашюта в виде цифр. Горизонтальная скорость и скорость снижения, резвость разворотов, усилие на клевантах/свободных концах, скорость возврата на глиссаду — все эти показатели субъективны и зависят от восприятия пилота. Одному спортсмену купол может показаться вялым, в то время как другой под точно таким же чувствует себя выпущенной стрелой. Загрузка — единственный числовой показатель, по которому парашютисты еще до прыжка могут представить поведение купола, до которого собираются уменьшаться (или — если уж на это пошло дело — увеличиваться). Если вы меняете тип купола — с квадрата на эллипс, с F111 на нулевку — это тоже нужно принимать во внимание. Но общее (для куполов одного типа) правило следующее: с увеличением загрузки летные показатели увеличиваются в численном выражении — купол лучше летит по горизонту, быстрее снижается, и становится более агрессивным в разворотах. К этому общему правилу, однако, существует несколько поправок.

Производитель куполов испытывают свои парашюты в широком диапазоне загрузок. Они публикуют рекомендованные для каждой модели минимальные и максимальные загрузки. Если загрузка меньше, чем минимально рекомендованная производителем — вы можете не получить обещанных для этой модели летных характеристик.

Летные характеристики купола нельзя представить в виде линейной шкалы. Распространенным заблуждением является то, что уменьшение с 169 купола до 149-го приведет к такому-же увеличению загрузки, что и уменьшение с 189 до 169. Это не так: хотя в обеих случаях ваш купол уменьшается на 20 футов, эти 20 футов составляют 10,6 процентов общей площади 189-го купола, а в случае с 169-м куполом — уже 11,8 процентов. Таким образом, уменьшение с 169 до 149 сильнее увеличивает загрузку, чем уменьшение с 189 до 169. По мере перехода на все меньшие купола, уменьшение площади на одно и то же значение будет приводит к все большему изменению загрузки и связанных с ней характеристик. Например, с 110 до 90 (на те же 20 футов) представляет собой уменьшение площади купола на 18,1 процента. Чем выше загрузка, тем сильнее изменяются летные показатели с ее дальнейшим увеличением. Например, увеличение загрузки на 0,3 п(с 1,8 до 2,1) приведет к более резкому росту летных показателей, чем увеличение на те же 0,3 при переходе с 0,8 на 1,1.

При одинаковой загрузке 1,4, показатели купола 169 будут отличатся от показателей 109. Это связано с тем, что меньший по размеру купол, меньший по размеру пилот под ним, и более короткие стропы создают меньше сопротивления. Также более короткие стропы позволят 109-му разворачиваться быстрее — потому как они не дают пилоту далеко вылетать из-под купола (и это также уменьшает сопротивление).

На летные показатели также влияет и конструкция парашюта. Например, купол с косыми нервюрами при загрузке 1,6 будет летать намного быстрее семисекционника из F111 с той-же загрузкой 1,6. На летные показатели также влияют тип строп, удлинение купола, материал, из которого он сделан, и форма (эллипс, полуэллипс или квадрат). При одинаковой загрузке и прочих равных факторах, эллипс будет всегда летать лучше квадрата.

Еще один фактор — полный вес. Чем вы тяжелее, тем резче будет изменяться загрузка при уменьшении купола. Загрузка легкого спортсмена будет увеличиваться медленнее, чем тяжелого. Эта диспропорция, опять же, усиливается с дальнейшим увеличением загрузки.

Загрузка влияет на скорости купола — в том числе, на скорость сваливания. Увеличение загрузки увеличит среднюю и максимальную скорость вашего купола, и скорость его ввода в свал.

Подсчитав загрузки всех куполов, на которых вы прыгали, можно сопоставить данные цифры со своими ощущениями от летных характеристик этих куполов, и использовать информацию, чтобы заранее представить полет под куполом нового для вас размера. Это очень важный инструмент при выборе нового купола. Не забудьте также учитывать различия в его форме и конструкции.

Если вы подумываете о новом, меньшем по размеру куполе, или о куполе того же размера, но с более высокими скоростными характеристиками — прежде всего спросите себя: «Умею ли я все, чему меня может научить нынешний купол?». Можете ли вы пилотировать купол во всех режимах от полной скорости до глубокого торможения, и точно сажать его при любых условиях? Если честно отвечаете «да», то следующим шагом будет выяснение своей текущей загрузки, а также загрузки под куполом, который планируете взять. Вооружившись этими цифрами, обсудите варианты с вашим инструктором или ответственным инструктором ДЗ по безопасности. Также обсудите свои планы с риггером. Нужно будет определиться, придется ли под новый купол брать новый ранец, и если да, то какого размера? А также проверить, насколько будут совместимы запасной и новый основной купола. В процессе принятия решения вы также честно должны спросить себя — а зачем, собственно, хотите уменьшаться? Чтобы быть как другие, чтобы выглядеть круто? Это очень плохой повод покупать маленький основной парашют. Некоторые производители могут сделать купол любого, нужного именно вам размера — это позволит точно подобрать загрузку, а не быть «где-то в районе».

Подсчет текущей загрузки и сравнение ощущений от полетов под другими типами и размерами куполов с разными загрузками в прошлом помогут сделать правильный выбор своего следующего купола. Будьте осторожны при одновременном уменьшении и смене типа купола!

Автор:

Derek Vanboeschoten (ник Hooknswoop) — 3000+ прыжков, живет в Колорадо, США. Инcтруктор AFF и статик-лайн,тандем-мастер, старший риггер, имеет про-рейтинг. Основной купол — Icarus EXTreme VX-60, загрузка от 2,6 до 3,1. Ни одной, связанной с парашютным спортом, травмы со времени первого прыжка в 1995 году. Постоянный автор конференций www. dropzone.com. Любезно разрешил публикацию переводов некоторых своих заметок по безопасности и пилотированию.

Источник: http://skycenter.aero/. Перевод: Федор Мозговой.


Пилотирование парашютов типа «Крыло»

Aviatus: Выбор купола и подбор загрузки: рекомендации Icarus Canopies

Эта статья предназначена для использования только в качестве справочной информации. Существует много факторов, влияющих на выбор купола, таких как опыт пилота, высота ДЗ над уровнем моря и пр. Прежде чем выбирать тип и размер купола, рекомендуется проконсультироваться по этому вопросу с инструкторами на вашей ДЗ.

Производители куполов могут использовать разные методы определения оптимального размера купола. Принципы подбора размера, описанные в этой статье, распространяются в основном на снаряжение Icarus canopies и являются универсальными для большинства других производителей, но встречаются и исключения.

В последнее время все больше разговоров ведется о том, что рассмотрение загрузки купола в качестве определяющей характеристики при пилотировании не является объективной, поскольку она не позволяет учесть некоторые факторы. При переходе на купол нового размера и, соответственно, с появлением новой загрузки, несколько факторов также меняются, а некоторые в пропорции остаются неизменными. Однако загрузка крыла по-прежнему является полезной характеристикой для оценки и прогнозирования производительности купола.

На мой взгляд, этому предавали слишком много важности. Такой эффект масштабности значим и важен, когда речь идет о разработке модели самолета, но для нашей ситуации различия, которые возникают, минимальны и, скорее, не стоят упоминания.

При выборе купола следует рассматривать три главные характеристики:

  • Ваш вес
  • Ваш опыт и возможности
  • Тип купола, на который вы хотите пересесть

Различные модели купола имеют специфические свойства, характерные только для них. Некоторые их этих свойств описаны ниже. В целях короткого обзора мы построили графики производительности для каждой модели. Поведение каждого купола будет значительно изменяться в зависимости от загрузки. Поэтому большинство куполов могут быть использованы как в качестве студенческих, так и для свупа.

Загрузка является главной характеристикой, определяющей комбинацию/соотношение размера купола и веса пилота, и, как следствие, производительность купола. Загрузка измеряется в фунтах на квадратный фут (PSF — Pounds per Square foot) и рассчитывается путем деления общего веса спортсмена (в снаряжении) на площадь купола. Мы выделили 6 классов куполов в зависимости от загрузки. Разница в пилотировании куполов каждого класса велика. В описании даны характеристики для куполов со средними значениями загрузки, показатели же на границах данных диапазонов будут иметь большую тенденцию к примыкающему классу.

Класс 1: студенческие купола с загрузкой 0,5-0,75

Купола с такой загрузкой будут вести себя как студенческие. Их приобретают обычно спортсмены не очень уверенные в своих силах, с недавней травмой или каким-либо образом ограниченные физически, и просто-напросто студенты. На куполе с такой загрузкой не рекомендуется прыгать при ветре больше 8 м/с. Они значительно подвержены воздействию турбулентности.

Класс 2: «послушные» с загрузкой 0,75-1,00

Очень спокойные и послушные купола. Подходят для спортсменов с некоторым опытом пилотирования или для тех, кто хочет перестраховаться и исключить любые риски. Так же, как и купола класса 1, подвержены значительному воздействию сильного ветра.

Класс 3: средние с загрузкой 1,0-1,25

Купола этого класса отлично подходят для отправной точки на пути к совершенствованию навыков пилотирования. Они достаточно загружены для выполнения определенных маневров, в том числе во время приземления, однако же, могут выступать в качестве первого купола спортсмена с небольшим опытом (но стоит помнить, что этот шаг необходимо согласовать с вашим РП) на пару сотен прыжков. Купола этого класса, с одной стороны, требуют особого внимания и ответственности, с другой — прощают многие ошибки. Большинство производимых нами куполов относятся к этой группе. Прыжки в условиях значительного ветра — уже не проблема.

Класс 4: высокоскоростные с загрузкой 1,25-1,65

Имея такой купол, мы можем вдоволь повеселиться в процессе пилотирования, попадая в то же время в зону высокой опасности. Развороты выполняются быстрее, диапазон скоростей значительно увеличивается, ввиду этих обстоятельств мы оказываемся словно между двух огней: безопасностью и наслаждением полетом. Радиус восстановления обычно больше 60 метров, а ход клевант заметно короче. Чтобы летать на куполе этого класса необходимо иметь большой опыт и обладать высоким мастерством пилотирования. Купол нужно уметь чувствовать, а каждый маневр должен быть выполнен строго по определенному заранее алгоритму, поскольку все происходит очень быстро, и времени на обдумывание нет.

Турбулентность гораздо меньше воздействует на высокоскоростные купола, однако, если проблемы все же возникнут, помните: под этим куполом вы очень стремительно перемещаетесь. Настигшие вас на высоте полуметра турбулентные потоки вряд ли сделают ваше приземление травмоопасным, если вы будете под куполом класса 2, однако же, оказавшись в тех же условиях под высокоскоростным другом, вы рискуете испортить себе каникулы надолго. Это же происходит и при других видах турбулентности — от зданий, куполов, деревьев и др. Препятствий — в любом из этих случаев скорость вводов значительно выше, чем у куполов классом ниже. В безветренную погоду эти купола по-прежнему будут лететь горизонтально. Рекомендуется использовать коллапсируемую медузу, опускать вниз слайдер и ослаблять грудную перемычку.

Класс 5: экстремальные с загрузкой 1,65-2,0

Купола не для слабонервных. Если вы в числе тех немногих, кто задумался о покупке купола этого класса, то тщательно обдумайте свой выбор. Достоинства таких куполов: головокружительная скорость набегающего потока, быстрое реагирование на вводы и превосходная маневренность. Недостаток лишь один: права на ошибку у вас не остается, поскольку если что-то пойдет не так, вы окажетесь на скорости, способной вас покалечить. Если у вас уже есть купол 5 класса, или вы раздумываете над его покупкой, то уже точно не нуждаетесь в советах относительно техник пилотирования.

Большинство спортсменов, пилотируя свой высокоскоростной купол 5 класса, не достигают пределов его возможностей, а маневры, которые они выполняют, могут быть с таким же успехом исполнены на куполах 4 класса на пределе их возможностей, но с большей безопасностью. Эти купола необходимо разгонять на приземлении. Они должны быть укомплектованы коллапсированной медузой. Рекомендуется опускать слайдер и ослаблять грудную перемычку. Радиус восстановления может быть больше 120 метров. Переход от четвертого класса к пятому может быть очень заметным: для 80-килограмового свупера, использующего утяжеляющие пояса, разница между 105 и 95 куполами может быть столь же существенна, как и разница при переходе с 130 на 105.

Класс 6: реактивные с загрузкой 2.0-2.4

Если вы выбираете купол этого класса, то вам уже не нужны пояснения.

Источник: http://nzaerosports.com Перевод: Екатерина Северенкова


Пилотирование парашютов типа «Крыло»

Загрузка купола | Sky Jumper

Derek Vanboeschoten (ник Hooknswoop) любезно разрешил публикацию переводов некоторых своих заметок по безопасности и пилотированию — 3000+ прыжков, живет в Колорадо, США. Инcтруктор AFF и статик-лайн, тандем-мастер, старший риггер, имеет про-рейтинг. Основной купол — Icarus EXTreme VX-60, загрузка от 2,6 до 3,1. Ни одной связанной с парашютным спортом травмы со времени первого прыжка в 1995 году. 

Перевод Федоро Мозгового.

Понимание термина «загрузка купола» поможет вам стать более грамотным пилотом. Это важное понятие поможет вам развить навыки пилотирования и увеличит ваши знания о летных характеристиках парашютов. Загрузка определяется как полный вес в снаряжении, разделенный на площадь купола, и выражается как отношение веса в фунтах на квадратный фут купола.

Для рассчета своей загрузки наденьте все снаряжение, в котором (и с которым) вы прыгаете, и взвесьтесь (самым точным будет взвеситься перед посадкой в ЛА). Разделите полученный «полный» вес в фунтах (для перевода из кг в фунты, нужно свой полный вес в кг разделить на 0,453 — прим.пер.) на площадь вашего купола в футах. Полученный результат — и есть ваша загрузка. Например, спортсмен с полным весом 180 фунтов под куполом в 130 футов будет иметь загрузку 1,4:1.

Что эта цифра на самом деле означает? Пилоту купола трудно представить летные характеристики парашюта в виде цифр. Горизонтальная скорость и скорость снижения, резвость разворотов, усилие на клевантах/свободных концах, скорость возврат на глиссанду — все эти показатели субъективны и зависят от восприятия пилота. Одному спортсмену купол может показаться вялым, в то время как другой под точно таким же куполом чувствует себя выпущенной стрелой. Загрузка — единственный числовой показатель, по которому парашютисты еще до прыжка могут представить поведение купола, до которого собираются уменьшаться (или — если уж на это пошло дело — увеличиваться). Если вы меняете тип купола — с квадрата на эллипс, с F111 на нулевку — это тоже нужно принимать во внимание. Но общее (для куполов одного типа) правило следующее: с увеличением загрузки летные показатели увеличиваются. К этому общему правилу, однако, существует несколько поправок. Производители куполов испытывают свои парашюты в широком диапазоне загрузок. Они публикуют рекомендованные для каждой модели минимальные и максимальные загрузки. Если ваша загрузка меньше, чем минимально рекомендованная производителем — вы можете не получить обещанных для этой модели летных характеристик. Летный характеристики купола нельзя представить в виде линейной шкалы. Распространенным заблуждением является то, что уменьшение с 169 купола до 149-го приведет к такому-же увеличению загрузки, что и уменьшение с 189 до 169. Это не так: хотя в обеих случаях ваш купол уменьшается на 20 футов, эти 20 футов составляют 10,6 процентов общей площади 189-го купола, а в случае с 169-м куполом — уже 11,8 процентов. Таким образом, уменьшение с 169 до 149 больше увеличивает загрузку, чем уменьшение с 189 до 169. По мере перехода на все меньшие купола, уменьшение площади на одно и то же значение будет приводит к все большему изменению загрузки и связанных с ней характеристик. Например, уменьшение с 110 до 90 (на те же 20 футов) представляет собой уменьшение площади купола на 18,1 процентов. Чем выше загрузка, тем сильнее с ее дальнейшим увеличением изменяются летные показатели. Например, увеличение загрузки на 0,3 при переходе с загрузки 1,8 до 2,1 приведет к более резкому росту летных показателей, чем увеличение на те же 0,3 при переходе с 0,8 на 1,1. При одинаковой загрузке 1,4, показатели купола 169 будут отличатся от показателей купола 109. Это связано с тем, что меньший по размеру купол, меньший по размеру пилот под ним и более короткие стропы создают меньше сопротивления. Также более короткие стропы позволят 109 разворачиваться быстрее — потому как короткие стропы не дают пилоту далеко вылетать из под купола (и это также уменьшает сопротивление). На летные показатели также влияет и конструкция парашюта. Например, купол с косыми нервюрами при загрузке 1,6 будет летать намного быстрее семисекционника из F111 с той-же загрузкой 1,6. На летные показатели также влияют тип строп, удлинение купола, материал, из которого он сделан, и его форма (эллипс, полуэллипс или квадрат). При одинаковой загрузке и прочих равных факторах, эллипс будет всегда летать лучше квадрата. Еще один фактор — ваш полный вес. Чем вы тяжелее, тем резче будет изменяться ваша загрузка при уменьшении купола. Загрузка легкого спортсмена будет увеличиваться медленее, чем загрузка тяжелого. Эта диспропорция, опять-же, усиливается с дальнейшим увеличением загрузки. Загрузка влияет на скорости купола — в том числе на скорость сваливания. Увеличение загрузки увеличит среднюю и максимальную скорость вашего купола, и скорость его ввода свал. Подсчитав загрузки всех куполов, на которых вы прыгали, вы можете сопоставить цифры загрузки со своими ощущениями о летных характеристиках этих куполов и использовать эту информацию, чтобы заранее представить полет под куполом нового для вас размера. Это очень важный инструмент при выборе нового купола. Не забудьте таже учитывать различия в форме и конструкции нового купола. Если вы подумываете о новом, меньшем по размеру куполе — или о куполе того же размера, но с более высокими скоростными характеристиками — прежде всего спросите себя: «Умею ли я все, чему меня может научить мой нынешний купол?». Можете ли вы пилотировать купол во всех режимах от полного до торможения, и точно сажать его при любых условиях? Если вы честно отвечаете «да», то вашим следующим шагом будет выяснить свою текущую загрузку, а также загрузку под куполом, который вы планируете взять. Вооружившись этими цифрами, обсудите варианты с вашим инструктором или ответственным ДЗ по безопасности. Также обсудите свои планы с риггером. Вам нужно будет определиться, придется ли под новый купол брать новый ранец, и если да, то какого размера? А также проверить, насколько будут совместимы ваш запасной и новый основной купола. В процессе принятия решения вы также честно должны спросить себя — а зачем собственно вы хотите уменьшаться? Чтобы быть как другие, чтобы выглядеть круто? Это очень плохой повод покупать маленький основной. Некоторые производители могут сделать купол любого, нужного именно вам размера — это позволит вам точно подобрать загрузку, а не быть «где-то в районе». Подсчет вашей текущей загрузки и сравнение ваших ощущений от полетов под другими типами и размерами куполов с разными загрузками в прошлом помогут вам сделать правильный выбор своего следующего купола. Будьте осторожны при одновременном уменьшении и смене типа купола.

Расчет загрузки купола

Расчет загрузки купола

Расчет загрузки купола

Из книги Брайана Бурка:

Загрузка — термин определяющий соотношение полной массы парашютиста к площади купола. Это один из важнейших факторов при определении того, какой купол Вам необходим, ибо характеристики купола определяют две основных вещи: тип купола и его загрузка. Чаще всего используется американское определение, т.е. масса в фунтах и площадь купола в кв. футах. Чтобы получить ваш вес фунтах, прибавьте к своему весу 9 килограмм (т.е. вес Вашей одежды, обуви, самого парашюта и всех дурных мыслей об 97-ом Стилетто) и разделите на 0,45. Площадь купола чаще всего звучит в названии самого купола, т.е. SILETTO 170 имеет площадь купола 170 кв.футов, а если не звучит — найдите на куполе оранжевый лейбл, там все написано. Лейбл расположен обычно на центральной секции верхней оболочки, у самой задней кромки. Если его там нет — «…Ищущий, да обрящет…». Далее, разделите свой вес на площадь купола. Непонятно? Я перечитал и тоже не понял ровным счетом ничего. Ладно, привожу пример расчета загрузки своего собственного купола:

Мой вес = 89 кг.

Определяем полный вес: 89+9=98кг

Определяем вес в фунтах: 98:0,45 = 217,7 = 218 фунтов (округленно)

Мой купол = STILETTO 135, т.е. площадь купола = 135 кв. футов

Вычисляем загрузку 218:135=1,61 фунта/кв.фут

Моя загрузка равна 1,61

Далее полученный результат сравнивается с приведенными ниже данными.

ЗАГРУЗКА 0,9 — 1,3: Безопасная загрузка, рекомендуемая фирмами-производителями. При такой загрузке разница между куполами из F-111 и ZP практически не чувствуется, разве что нулевые купола подушку делают получше. Позволяет без особых проблем приземлятся на довольно ограниченные площадки и не иметь проблем при приземлении в штиль, хотя при определенном опыте купола из ZP с такой загрузкой могут неплохо летать при приземлении (сам попрыгал сезон на Сейбре190, т.е. с загрузкой 1,14, и он у меня летал не хуже маленьких Стилетто).

ЗАГРУЗКА 1,3 — 1,5: Купол становится более энергичным в выполнении маневров, хотя еще остается относительно достаточно безопасным. При приземлении в штиль, если купол специально не разгонять, уже приходится пробегать несколько шагов. Если разгонять — купол неплохо летает, правда пробегать приходится больше. Прыгать при такой загрузке на куполе из F-111- удовольствие значительно ниже среднего, особенно в штиль, и я бы его крайне не рекомендовал.

ЗАГРУЗКА 1,5 — 1,8: При этой загрузке качества высококлассных куполов проявляются в полной мере — очень быстрая реакция на действия парашютиста, энергичные развороты с большой потерей высоты, пролеты по 20 — 30 метров при приземлении, т.е. все то, чем такие купола и привлекают к себе. Однако приземление с прямой без специального разгона становится очень трудным, а само приземление требует достаточно свободного места и хорошей физической формы, т.к. иногда приходится после красивого подлета красиво пробегать метров 10.

ЗАГРУЗКА 1,8 — 2,0: Это для экстремальщиков или недопонимающих чем это может грозить, хотя одних от других отличить иногда очень непросто. При такой загрузке приземление необходимо выполнять только после специального разгона, т.к. приземление с прямой становится порой просто небезопасным, а от пилота требуется большой опыт и умение чувствовать купол, состояние воздуха, ветер и т.д. и т.п., ибо даже самые небольшие ошибки при разгоне купола на приземлении приводят к самым серьезным последствиям.


Увеличение загрузки и смена купола

После освоения указанных навыков можно увеличить загрузку до 1,4—1,5 и перейти на купола с большим уд­линением, возможно полуэллиптические, например Sabre, Sabre-2, Saflre или подобные. На данном этапе происходит привыкание к увеличению скорости, уменьшенному времени реакции, более строгому (то есть более сложному в управлении) куполу. Все при­земления также должны наблюдаться инструктором и потом ббсуждаться. Рекомендуемое количество прыж­ков на данном этапе — 150 и более. После достижеш достаточно уверенного и грамотного пилотированш купола можно переходить к следующему этапу — уве­личению загрузки до 1,6, возможно, переходу на эл­липтический купол. Переход на эллипс одновременно с увеличением загрузки делать не рекомендуется. Жела­тельно сначала сделать несколько прыжков на однотип­ном куполе с большей загрузкой, несколько прыжков на эллиптическом парашюте с равной или меньшей загрузкой, чтобы прочувствовать особенности управ­ления и поведения купола, и лишь затем переходить на более загруженный эллипс. На данном этапе проис­ходит привыкание к скорости и особенностям поведе­ния более строгих куполов.

В дальнейшем парашютист уже должен быть в со­стоянии сам оценить свои навыки. Важно помнить, что увеличение загрузки — понятие относительное. Напри­мер, рассмотрим переход парашютиста весом 70 кг от купола площадью 95 кв. футов к куполу 85 кв. футов. Загрузка изменяется от 1,87 до 2,1, то есть уменьшает-

ся в 1,12 раз при уменьшении площади на 10 кв. футов. Теперь сравним аналогичное увеличение загрузки на больших площадях купола. Уменьшение площади с 230 до 200 кв. футов ведет к почти такому же увеличе­нию загрузки (1,15), а абсолютное изменение будет 30 кв. футов, то есть в 3 раза больше. То есть чем мень­ше размеры купола, тем более постепенно следует пе­реходить к куполам меньшей площади.

При высоких значениях загрузки нилот купола не может позволить себе обдумывать управление куполом, в том числе незапланированные резкие маневры (напри­мер, при возникновении препятствия или сильном по­рыве ветра), — все управление основано на рефлексах. Рефлексы пилотирования купола не заложены в чело­века природой. Напротив, некоторые рефлексы, воспи­танные в человеке от рождения, мешают безопасному пилотированию. Чтобы перестроить набор рефлексов при пилотировании, необходимо осваивать приемы пилотирования на относительно небольших скоростях, а именно на куполах, прощающих ошибки управления, и с не слишком высокой загрузкой. При освоении ско­ростных парашютов следует осознавать величину риска и сопоставлять ее с получаемым эффектом. Риск тем выше, чем меньше опыт у спортсмена. Большинство парашютистов считают, что у них уже достаточно боль­шой опыт. Это относится и к перворазникам, имеющим один прыжок, и к выпускникам одной из программ обу­чения с количеством прыжков порядка 20—50, и ко всем другим. Даже парашютист, имеющий 500 прыжков и побывавший в разных сложных ситуациях, иногда пе­реоценивает свой опыт и совершает ошибки. По стати­стике парашютных происшествий из всех смертельных случаев треть относится к высокоскоростным столкно­вениям с землей под рабочим основным куполом (низ­кие развороты, резкое управление). Спортсмены, недавно окончившие обучение и име­ющие обычно до 100 прыжков, часто стремятся взять купол поменьше и при этом часто сами не могут обосновать, зачем им это надо. Они знают, что 107-й Стилет — «понтово», и это для них оказывается доста­точным аргументом. Большинство людей уверены, что если что-то произойдет, то не с ними. И, только ока­завшись в безвыходном положении, человек понима­ет, что следовало быть осторожней. Если спортсмену, который не доверяет опыту инструкторов и которого вовремя не остановили, удалось прыгнуть со слишком быстрым и сложным для него куполом, то он понима­ет серьезность своего положения только при прибли­жении к земле, ощутив скорость, с которой она летит навстречу. Опыта управления парашютом не хватает, а рефлексы пешехода заставляют совершать ошибки. Многие спортсмены, стремившиеся побыстрее пе­рейти на скоростную технику, но остановленные инструктором, впоследствии, постепенно освоив слож­ную технику, осознают, насколько все действительно сложно, и говорят инструктору: «Теперь я понимаю, как вы были правы». Чтобы прыгать классно и мастер­ски выполнять красивые и сложные элементы, надо прыгать много, а для этого в первую очередь надо забо­титься о безопасности. Мастерство — дело времени и настойчивости.



СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ

 

ФИЗИКА СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ

После отделения от летательного аппарата парашю­тист начинает падать вниз под действием силы тяжести с ускорением, направленным к центру Земли. По мере увеличения скорости падения пропорционально ее квадрату растет сила сопротивления воздуха, направ­ленная в противоположную сторону. В определенный момент (после 10—13 с падения) сопротивление воздуха уравнивается с силой тяжести, и дальше тело падает равномерно, если парашютист не меняет позы. Как правило, парашютист имеет еще начальную горизон­тальную скорость, так как все летательные аппараты, кроме воздушных шаров, во время выброски двигают­ся поступательно. Начальная горизонтальная скорость парашютиста после отделения от летательного аппа­рата достаточно быстро гасится силой сопротивления воздуха.

Ниже рассмотрены базовые маневры в свободном падении.

СТАБИЛЬНОЕ ПАДЕНИЕ

Опорой парашютиста в свободном падении являет­ся достаточно плотный поток воздуха.

Устойчивое равновесие. Сила тяжести прикладыва­ется к центру тяжести тела и тянет его вниз. Сила тре-

Рис. 38. Направление сил, действующих на волан

ния действует в противоположном направлении, по точка ее приложения — центр давления. Противо действие указанных сил стремится разместить цент| тяжести и центр давления на одной прямой. Таким оЫ разом, если указанные точки не совпадают, а удалены друг от друга, можно добиться устойчивого положении тела. Ярким примером служит волан от бадминтон; Центр тяжести здесь сосредоточен в тяжелом и ма леньком наконечнике, а центр давления — в легким и объемном оперении. Силы тяжести и сопротинн ния действуют каждая на свой объект, и каждая из ниЛ «тянет одеяло» на себя. В результате волан, подброикч ный в воздух, через некоторое небольшое время разно» рачивается грузом вниз (рис. 38).

Неустойчивое равновесие характеризуется тем, что центр тяжести и центр давления находятся на одной прямой, но центр тяжести выше. Любое малейшее от­клонение стремится вывести тело из равновесия и пе­ревернуть его в устойчивое положение. Теоретически идеальный воланчик, размещенный строго по оси дей­ствия силы тяжести идеальной планеты с идеально ста­бильной атмосферой, может падать перьями вниз и не переворачиваться, но, так как ничего идеального и мире нет, вы вряд ли когда-нибудь такое увидите. Достаточно опытный спортсмен-парашютист, в отли­чие от волана, может падать в положении неустой­чивого равновесия, но для этого ему приходится постоянно балансировать, как канатоходцу.

Рис. 39. Силы, действующие на тело

Безразличное положение. Примером может служить шар из любого однородного материала. Центр тяжес-1 ти совпадает с центром давления, поэтому их взаим­ное расположение не играет роли. Такое тело может

 

 

без него. Чаще всего положение безразличного равно­весия свойственно симметричным телам.

На рис. 39 показана модель тела с удаленными центром тяжести (черный шар) и центром давления (бе­лый шар). Сила тяжести (черная стрелка) воздействует на центр тяжести и тянет его вниз. Сила сопротивления (белая стрелка) приложена к центру давления и направ­лена в сторону, противоположную вектору скорости тела, в устоявшемся свободном падении — вверх. Меж­ду силами, воздействующими на тело в положении а, имеется плечо, которое они стремятся уменьшить и та­ким образом перевернуть тело. В положении б плечо нулевое, векторы сил лежат на одной прямой, положе­ние устойчивое. Любое отклонение тела увеличивает плечо, но под воздействием указанных сил тело возвра­щается в положение б. В положении в векторы сил так­же лежат на одной прямой, но направлены друг к другу. Любое малейшее отклонение переводит тело в положе­ние а, а из него — в положение б.

«Коробочка».Классическая поза стабильного паде­ния, осваиваемая начинающими парашютистами, на­зывается «коробочка» (box). В этой позе тело состоит из прямых углов: угол между бедер, плечевые суставы, лок­ти — везде примерно 90 градусов. Поясница сильно про­гнута, колени слегка согнуты, мыски оттянуты, тело и конечности расслаблены. В таком положении центр тяжести (расположен в районе таза) удален от центра давления (который определяется положением конеч­ностей), поток стремится стабилизировать тело и под­держивать его положение —лежа на животе (рис. 40).

Если тело симметрично, оно должно падать ста­бильно, но часто человек занимает не совсем симмет­ричную позу. Если его тело жесткое (напряжено), то малейшая асимметрия приводит к вращению. Если же оно расслабленно, то поток может его «подправлять»,

Рис. 40. Положение «коробочка» — вид сверху и слева. Черным

кружком обозначен центр тяжести, белым — центр давления.

На этой и следующих схемах парашют условно не показан

 

Рис. 41. Парашютист, стабильно «лежащий» в положении «коробочка»

чтобы вращений не возникало. Поэтому расслабление очень важно при прыжке с парашютом.

Поза «коробочка» с незначительными изменения­ми используется как исходное положение во многих видах прыжков — групповая акробатика, воздушная съемка, тандем-прыжки, классика (рис. 41).

Плотная группировка(рис. 42). Втакой дисципли­не, как классика, где требуется выполнить комплекс спиралей и сальто за кратчайшее время, получило рас­пространение исходное положение в группировке. В этой позе колени поджаты к груди, локти — к бокам, спина согнута. Центр тяжести оказывается примерно в середине композиции, а центр давления располага­ется низко. Положение неустойчивое, и начинающим спортсменам не сразу удается его освоить. Однако та-

 

Рис. 42. Плотная группировка

кая поза имеет несколько преимуществ. Во-первых, уменьшается площадь тела, создающая сопротивле­ние, следовательно, увеличивается скорость падения, плотность встречного потока и эффективность управ­ления. Во-вторых, рули (конечности) располагаются ближе к центру вращения, что обеспечивает их боль­шую эффективность. И в-третьих, у сгруппированно­го тела меньше момент инерции, ему легче придать вращение и остановить его. Как результат — возмож­ность выполнения комплекса из шести фигур (спира­лей и сальто) за время менее 6 с.

УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛОМ

Пользуясь плотным потоком воздуха, человек научился падать стабильно. Но поток является пол­ноценной опорой, и от него можно отталкиваться, примерно, как от воды. Благодаря этому парашютист может двигаться в воздухе во всех направлениях и вра­щаться во всех плоскостях. Естественно, это возмож­но, только пока тело е большой скоростью двигается вниз под действием силы тяжести. Значительно уменьшить скорость падения без специального сна­ряжения невозможно, но «взлететь» относительно другого тела, падающего быстрее, не представляет большого труда.

Вращение в свободном падении выполняется откло­нением потока различными частями тела, обычно — конечностями. Для этого их надо напрячь и создать угол атаки. Расслабленные конечности не управляют телом и используются только как опора для обеспе­чения нужного положения центра давления. Для пе­ремещения используется смещение центра тяжести и изменение площади, оказывающей сопротивление воздуху.



Дата добавления: 2018-02-08; просмотров: 441;


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *