HomeРазноеПризнаки злаковых растений: Семейство Злаки – плод, цветок, культурные растения (6 класс) – Растение семейства злаков: классификация, особенности, сферы применения

Признаки злаковых растений: Семейство Злаки – плод, цветок, культурные растения (6 класс) – Растение семейства злаков: классификация, особенности, сферы применения

Содержание

Класс Однодольные, семейство Злаки. Видеоурок. Биология 6 Класс

Хлеб – всему голова. А из чего же делают хлеб, без которого человек просто не может прожить? Из пшеницы или ржи. Из их зерен изготавливают муку, из которой затем и пекут хлеб. Из зерна также изготавливают множество разных круп: пшенную, перловую, овсяную. А из некоторых злаковых растений даже строят дома и плетут мебель. Так неужели злаковые растения не заслуживают нашего внимания?…

Представители – травы сухих безлесных местообитаний. Насчитывают около 10 000 видов семейства мятликовые.

Злаковые – однодольные растения. Мочковатая корневая система. Листья узкие, с параллельным или дуговым жилкованием. Узлы шире, чем междоузлия (см. Рис. 1).

Фрагмент стебля пшеницы

Рис. 1. Фрагмент стебля пшеницы

Рост вставочный – происходит в результате деления клеток каждого междоузлия. Стебли могут одревесневать (бамбук).

Лист сидящий, имеет влагалище, которое охватывает стебель и защищает делящиеся клетки в междоузлиях (см. Рис. 2).

Фрагмент стебля кукурузы

Рис. 2. Фрагмент стебля кукурузы

Язычок – пленчатый вырост в месте отхождения листовой пластинки от влагалища, который не позволяет воде проникнуть между стеблем и влагалищем (см. Рис. 3).

Фрагмент стебля канареечника тростникового

Рис. 3. Фрагмент стебля канареечника тростникового

Цветки мелкие, невзрачные. Собраны в соцветия: початок, колос, сложный колос, метелка.

В основании колоска имеются 2 колосковые чешуи (см. Рис. 4).

Колосковые чешуи ржи

Рис. 4. Колосковые чешуи ржи

Цветки неправильные, двусторонне симметричные (см. Рис. 5). 2 внутренние и 2 наружные цветковые чешуи, 3 тычинки, 1 пестик, с двумя рыльцами.

Цветок и колос ржи

Рис. 5. Цветок и колос ржи

Формула цветка злаковых (см. Рис. 6):

Формула цветка злаковых

Рис. 6. Формула цветка злаковых

Плод односемянный, зерновка (см. Рис. 7). Околоплодник и кожура сросшиеся. Эндосперм прилегает к семядоле.

Зерновка

Рис. 7. Зерновка

Пищевые культуры: пшеница, рис, кукуруза, рожь, овес, ячмень, просо.

Существует около 20 видов пшениц и множество сортов. Стебель пшеницы с пустотелыми междоузлиями и хорошо заметными узлами – соломина. Листья узкие, с параллельным жилкованием.

Цветки характерны для злаковых растений. Самоопыляемые растения.

Зерновки пшеницы используют для изготовления хлебобулочных и макаронных изделий.

Рожь – ветроопыляемое растение. Используется для выпекания черного хлеба.

Ячмень используется для изготовления ячневой и перловой круп, как кормовое растение.

Соцветие овса – метелка, на веточках которой сидят простые колоски. Самоопыляемое холодостойкое растение. Кормовая культура, используется для изготовления овсяной крупы.

Из проса изготавливают крупу – пшено. Стебли используют для изготовления веников.

Кукуруза – самый крупный среди культивируемых зерновых злаков. Междоузлия стебля заполнены паренхимой. От его основания отходят придаточные корни. Однодомное растение. Женские цветки образуют початок, мужские – метелку. Растение ветроопыляемое, перекрестноопыляемое.

Из сахарного тростника получают сахар.

Дикорастущие злаки: тростник, пырей, тимофеевка, ковыль.

Пырей ползучий – злостный корневищный сорняк. Тимофеевка луговая – кормовое растение. Зерновки ковыля разносятся ветром.

Щучка антарктическая (см. Рис. 8) – злаковое растение, живущее на берегах Антарктики.

Щучка антарктическая

Рис. 8. Щучка антарктическая

Технические культуры: кукуруза, сахарный тростник, бамбук.

Лекарственные растения: овес, пырей, жито.

Кормовые растения: стоколос, суданская трава.

Выделяют 2 группы бамбуковых растений, одни из них высокие и с прозрачными междоузлиями, другие – небольшие растения с неодревесневающими стеблями. Бамбуковые достигают 35 м в высоту. Бамбуковые цветут раз в 25 лет, и после цветения погибают – монокарпия. Способны к вегетативному размножению.

Могут использоваться для строения домов и плотов, изготовления посуды, одежды. Молодые побеги употребляют в пищу.

Выделяют твердые и мягкие сорта пшеницы. Эндосперм твердой пшеницы плотный, на срезе блестит, как стекло, содержит много клейковины (растительный белок). Твердая пшеница растет в средней и южной Европе. Эндосперм мягкой пшеницы богат крахмалом, но не так богат белком.

По способу выращивания выделяют озимую и яровую пшеницу. Яровую сеют ранней весной, до осени она дает урожай. Озимую высевают осенью, всходы успевают закуститься и зимуют под снегом. Весной опять набирают рост. Озимая пшеница созревает раньше яровой и может принести более высокий урожай.

Глубоко уходящие корни кукурузы нуждаются в воздухе, поэтому почва под ее посадку должна быть очень рыхлой. Растения кукурузы светолюбивы, а их корни занимают большую площадь. Поэтому растения высевают далеко расположенными рядами. В день растению необходимо около литра воды. Растения убирают до первых заморозков.

 

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Biolicey2vrn.ucoz.ru (Источник).
  2. Ecosystema.ru (Источник).
  3. Beaplanet.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.  Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 255, задания и вопрос 1, 2, 5 (Источник).
  2. Какая формула цветка характерна для злаковых растений?
  3. Какой плод характерен для злаков? Опишите его строение.
  4. * Подумайте, какие продукты, сделанные с помощью растений семейства злаковых, окружают вас в данный момент.

Урок биологии по теме «Злаковые. Общие признаки злаковых»

Биология, 7 класс.

Однодольные покрытосеменные растения.

Тема урока: Злаковые. Общие признаки злаковых.

Цель: Формирование понятия о семействе Злаки.

Задачи:

1).выявить признаки семейства злаки, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение злаков в жизни человека;

2) развить интеллектуальные умения учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развивать гибкость мышления.

3) формировать ценностные ориентации; привить научные, гуманные взгляды на природу, правила экологической этики; воспитать гармоничные отношения учащихся с природой; уважения к хлебу.

Оборудование: 1.Компьютер, проектор, экран, презентация «Семейство Злаки»

2.Дидактический материал по теме “Злаки” (корневой системы, жилкования листьев, строения цветка, плода).

3. Гербарный материал,

4. Семена злаковых культур

5. Модель цветка пшеницы,

6. Проростки растений бобов, фасоли, пшеницы.

7. Выставка злаковых культур и их продукции.

Тип урока: Изучение нового материала

Словарная работа: экспедиция; нива, вставочный рост, кущение

1. Организация начала урока.

Сегодня мы с вами отправимся в экспедицию.

Что такое экспедиция? Работа со словарем.

Экспедиция — (от лат. expeditio — приведение в порядок — поход),..1)отправка, рассылка чего-либо (напр., корреспонденции, грузов и т. п.)…2)Отдел учреждения, предприятия, производящий отправку, рассылку чего-либо…3) Название некоторых учреждений в Российской империи (экспедиция заготовления государственных бумаг, Тайная экспедиция, )…

4) Поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным (научным, военным) заданием;

Отправляемся в экспедицию для изучения растений, а каких? Мы узнаем разгадав загадку .

Картина И.И. Шишкина

1. Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе…

А что такое нива? Объяснения учащихся.

Значит, мы с вами отправляемся в экспедицию на поля, где растут злаковые растения, на школьные поля и поля ЗАО «Марийское»

Дети должны сформулировать тему урока, так как все буквы слиплись.

Злаковыеобщиепризнакизлаковых

Тема урока: Злаковые. Общие признаки злаковых. (запись даты, темы урока в тетрадь)

2. Постановка цели и задач.

На уроке должны мы познакомиться с признаками растений семейства Злаки;

Рассмотреть многообразие растений этого семейства и их биологические особенности;

Выяснить значение в жизни и деятельности человека

3. Актуализация знаний, умений и навыков.

Покрытосеменные или цветковые растения, так как эти растения образуют цветки, делятся на классы.

  1. На какие классы делятся все покрытосеменные растения?

  2. «Строение семян двудольных растений. (Кондратьева Ю)

Семя двудольных растений состоит из : кожуры, семенного рубчика,2 семядолей, где находится запас питательных веществ для зародыша, а зародыш ( зародыш состоит из корешка, стебелька и листочка).

3.Донскова А. познакомит нас со строением семян однодольных растений. Плод зерновка, кожура семени плотно срослась с околоплодником и отделить невозможно, запас питательных веществ находится в эндосперме, а сбоку от него находится зародыш семени, имеется одна семядоля, которая служит для передачи питательных веществ из эндосперма к зародышу семени.Сейчас посмотрим фрагменты видео

(На столах семена растений)

4. Разделить семена растений (практическая работа)

На листке есть граница. В первую половину листа – отложите

семя двудольных растений, во вторую семена- однодольных растений.

5.Видеофрагмент Процесс прорастания семян гороха.

Ответы детей сопровождаются заполнением таблицы.

3.Корневая система: зародышевый корешок прорастает от него отходят боковые корни, придаточные корни образуется стержневая корневая система- двудольных растений.(БеляевД)

4.Корневая система у однодольных растений- главный зародышевый корень отмирает после прорастания, образуются 2,3,5 и т д равносильные придаточные корни и образуют- мочковатую корневую систему. (Филиппова М)

5.Листья- сидячие, с параллельным жилкованием у однодольных растений.

И с сетчатым жилкованием , но разных форм листьев у двудольных растений

6.Раздача гербарного материала:

Разделить на классы. Работа в парах. 6 пар.

Объяснение учителя строение стебля злаковых, что такое вставочный рост стебля, кущение растений?

Стебель – полый с узлами — соломина,

Листья узкие вытянутые с параллельным жилкованием.

В основании листа лист обхватывает стебель вокруг стебля там, где находится узел стебля.

Говоря о злаковых важно отметить то, что стебель растет за счет деления клеток в основании каждого междоузлия — Рост называется вставочный рост.

Стебли ветвятся у основания растения, в зоне кущения.

Цветки невзрачные, собраны в соцветие колос, метелка, початок.

Строение цветка: Ц2 +2, Т3, П1.

2 колосковые чешуи, которые могут покрывать несколько цветов (2- рожь, 3- пшеница и т. д.), 2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки, 3 длинные тычинки и 1 пестик.

Опыление – ветром и у пшеницы самоопыление.

Плод зерновка.

  1. Какие растения относятся к злаковым культурам.

  2. Найти в учебнике и выписать в тетрадь. Самостоятельная работа

  3. Кроме этих растений имеются и другие.

  4. Бамбук- Сообщение К. Чиркова

  5. Физминутка. Проведет с вами забавный панда

  6. Сорго-сообщение Н. Шулеповой

  7. Сахарный тростник- сообщение Р. Таланцева

  8. Просо- сообщение Смирновой А.

Показать на витрине

Хлебные злаки-Что из чего получают?

Рожь- мука, хлеб

Пшеница- мука, хлеб, макароны, кондитерские изделия., манная, пшеничная крупы.

Овес-хлопья, геркулес.

Ячмень- перловая крупа, ячневая крупа, сусло, солод.

Рис- во всех видах

Кукуруза- мука, крупа, хлопья, палочки

Бамбук, сах. тростник – строительные материалы, сахар

  1. Первичное закрепление.

1. Почему злаковые растения относят к однодольным?

2 Как называется плод злаковых?

3. О каких особенностях строения стебля вы узнали ?

Стебли злаков нарастают в длину в результате деления клеток в основании каждого междоузлия. Как называют такой рост? (Вставочный.) 

4 Как устроен цветок злаковых ?

Как называют соцветие кукурузы, состоящее из пестичных цветков? (Початок.) 

2 Анаграмма.

– ЦЕНШИПА. (Пшеница.)
– Ь ОРЖ (Рожь.)
– МУКБАБ. (Бамбук.)

3«Исправь ошибку».

Узнай по описанию семейство, найди и исправь допущенную ошибку:

однолетние, двулетние и многолетние травы, стебель – соломина, Ц2+2Т3П1, соцветие – сложный колос или метелка, плод – семянка.

(Дана характеристика семейства злаков, но плод у злаков – зерновка, а не семянка.)

вы должны отгадать какие растения перечислены в данных художественных произведениях.

Ребята зачитывают отрывки из художественных произведений.

1. Балда говорит:

“Буду служит тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай вареную полбу” (А.С. Пушкин “Сказка о попе и его работнике Балде)

2.В долгом времени аль скоро
Приключилось им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить. (П.П. Ершов “Конек-Горбунок”)

Подумайте, к какому семейству относятся эти растения? Правильно, к семейству злаковые (

3.В предлагаемых цепочках названий растений найти лишнее звено.

1. Мятлик, тимофеевка, астра, рожь, ковыль.

(Астра, т.к. перечислены растения семейства злаков, а астра относится к семейству сложноцветных.)

2. Ячмень, просо, горох, кукуруза, рис.

(Горох, т.к. перечислены растения семейства злаков, а горох относится к семейству бобовых.)

3. Бамбук, ежа, ковыль, шиповник, мятлик.

(Шиповник, т.к. перечислены растения семейства злаков, а шиповник относится к семейству розоцветных.)

Игра «Самый умный»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Поле, на котором выращивают рожь. (Ржаное поле.)

Поле, на котором выращивают пшеницу. (Пшеничное поле.)

Колос пшеницы. (Пшеничный колос.)

Мука из пшеницы. (Пшеничная мука.)

Мука из ржи. (Ржаная мука.)

Хлеб из пшеницы. (Пшеничный хлеб.)

Хлеб из ржи. (Ржаной хлеб.)

Домашнее задание: Прочитать учебник на стр. 96-97.Выполнить задания.

«Шифр».

Выпишите номера признаков, присущих представителям семейства злаков.

  1. Мелкие цветки собраны в соцветие корзинку.
    2. Мелкие цветки собраны в соцветия колоски, которые в свою очередь соединяются в более сложные соцветия.
    3. Плод – семянка.
    4. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.
    5. Листья длинные, с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.
    6. Плод – ягода.
    7. Плод – зерновка.
    8. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик.
    9. Стебель – соломина с узлами.
    10. Цветки могут быть трубчатыми язычковыми или воронковидными.

(Ответ: 2–5–7–8–9.)

6. Подведение итогов урока

— Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, и, я думаю, тоже будете с уважением относится к хлебу:

-его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье;

— хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.

Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:

1

На занятии я работал

активно / пассивно

2

Своей работой на занятии я

доволен / не доволен

3

Занятие для меня показалось

коротким/ длинным

4

За занятие я

не устал / устал

5

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6

Материал урока мне был

понятен / не понятен полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

Параграф 29. Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Обществознание
  • 11 Класс
    • Английский язык
    • Немецкий язык

Ответы@Mail.Ru: Биология 6 клас Тема: Семейство злаков, или мятликовых

Зла́ки (лат. Gramíneae), или Мя́тликовые (лат. Poáceae) — семейство однодольных растений, к которому относятся такие известные и давно используемые в хозяйстве растения, как пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, просо, бамбук, сахарный тростник. Злаковые в природе расселены по всем континентам (один вид встречается даже в Антарктиде) . Составляют значительную часть фитомассы во многих биоценозах, а в степях и саваннах — подавляющую часть. Как правило, злаки — многолетние травы сухих безлесных территорий. Травы или кустарники (бамбуки) представлены во флоре СССР более чем 1300 видами. Стебли цилиндрические с полыми (соломина) и утолщенными междоузлиями. Листья очередные, расположены двурядно, состоят из влагалища и листовой пластинки, в основании которой находится пленчатый язычок или волоски. Элементарное соцветие злаков — колосок. Отдельные колоски образуют сложные соцветия, подразделяемые на метелки (они имеют длинные веточки) , колосья (имеют сидячие колоски) , султаны (отдельные колоски или их группы имеют короткие ножки) и початки. Каждый колосок имеет в основании, как правило, две колосковые чешуи и один, два или несколько цветков. Каждый цветок окружен нижней и верхней цветковой чешуями и состоит обычно из трех тычинок, имеющих в основании 2-3 околоцветковые пленочки (лодикулы) , и пестика с двумя перистыми рыльцами. Плод — зерновка, заключенная часто в цветковые чешуи, выпадающая из них при обмолоте. Находящийся в зерновке эндосперм содержит крахмал, протеины, иногда кумарины. В лесах встречается меньше видов злаков, чем на лугах, болотах или в степях. Однако многие лесные злаки являются обычными широко распространенными, доминирующими видами разных типов лесов. Лесные злаки, как правило, — многолетники, образующие дерновины различного строения, горизонтальные подземные удлиненные корневища или наземные столоновидные корневища. Ветвление побегов осуществляется лишь у их основания (за немногими исключениями) -в так называемой зоне кущения, которая состоит из сближенных узлов и почек возобновления. Имеющийся в основании листовой пластинки язычок (перепончатый вырост) , по-видимому, препятствует проникновению внутрь влагалища воды, а с ней бактерий и спор паразитных грибов. Цветки злаков приспособлены к ветроопылению. В момент цветения тычиночные нити вытягиваются и качающиеся пыльники повисают на них, что обеспечивает высыпание находящейся в них пыльцы. По воздуху пыльца переносится на торчащие длинно-перистые рыльца. Цветение каждого вида злаков происходит обычно в определенное время суток, а также при определенной температуре и влажности воздуха. Среди злаков есть самоопыляющиеся виды и виды с перекрестным опылением. Распространение плодов или диаспор (зерновки, заключенные в чешуи) злаков происходит у разных видов с помощью ветра (анемохория) или животных (зоохория) . С помощью ветра распространяются немногие злаки. Например, у видов вейников этому способствуют пучки растопыренных волосков на нижней цветковой чешуе, а у чия — длинная ость. Диаспоры большинства лесных злаков опадают на почву или распространяются птицами, мелкими грызунами, муравьями. При прорастании зерновок сначала вырастает главный корень, а затем почечка зародыша. Главный корень функционирует, как правило, не более одного вегетационного сезона, а вместо него обычно быстро развиваются придаточные корни, образующие у молодых и позже взрослых растений мочковатую корневую систему. Семенное возобновление злаков легче происходит на участках, свободных от других растений или нарушенных вырубкой, пожарами.

спасибо авававававававававававав

Зла́ки (лат. Gramíneae), или Мя́тликовые (лат. Poáceae) — семейство однодольных растений, к которому относятся такие известные и давно используемые в хозяйстве растения, как пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, просо, бамбук, сахарный тростник. Злаковые в природе расселены по всем континентам (один вид встречается даже в Антарктиде) . Составляют значительную часть фитомассы во многих биоценозах, а в степях и саваннах — подавляющую часть. Как правило, злаки — многолетние травы сухих безлесных территорий. Травы или кустарники (бамбуки) представлены во флоре СССР более чем 1300 видами. Стебли цилиндрические с полыми (соломина) и утолщенными междоузлиями. Листья очередные, расположены двурядно, состоят из влагалища и листовой пластинки, в основании которой находится пленчатый язычок или волоски. Элементарное соцветие злаков — колосок. Отдельные колоски образуют сложные соцветия, подразделяемые на метелки (они имеют длинные веточки) , колосья (имеют сидячие колоски) , султаны (отдельные колоски или их группы имеют короткие ножки) и початки. Каждый колосок имеет в основании, как правило, две колосковые чешуи и один, два или несколько цветков. Каждый цветок окружен нижней и верхней цветковой чешуями и состоит обычно из трех тычинок, имеющих в основании 2-3 околоцветковые пленочки (лодикулы) , и пестика с двумя перистыми рыльцами. Плод — зерновка, заключенная часто в цветковые чешуи, выпадающая из них при обмолоте. Находящийся в зерновке эндосперм содержит крахмал, протеины, иногда кумарины. В лесах встречается меньше видов злаков, чем на лугах, болотах или в степях. Однако многие лесные злаки являются обычными широко распространенными, доминирующими видами разных типов лесов. Лесные злаки, как правило, — многолетники, образующие дерновины различного строения, горизонтальные подземные удлиненные корневища или наземные столоновидные корневища. Ветвление побегов осуществляется лишь у их основания (за немногими исключениями) -в так называемой зоне кущения, которая состоит из сближенных узлов и почек возобновления. Имеющийся в основании листовой пластинки язычок (перепончатый вырост) , по-видимому, препятствует проникновению внутрь влагалища воды, а с ней бактерий и спор паразитных грибов. Цветки злаков приспособлены к ветроопылению. В момент цветения тычиночные нити вытягиваются и качающиеся пыльники повисают на них, что обеспечивает высыпание находящейся в них пыльцы. По воздуху пыльца переносится на торчащие длинно-перистые рыльца. Цветение каждого вида злаков происходит обычно в определенное время суток, а также при определенной температуре и влажности воздуха. Среди злаков есть самоопыляющиеся виды и виды с перекрестным опылением. Распространение плодов или диаспор (зерновки, заключенные в чешуи) злаков происходит у разных видов с помощью ветра (анемохория) или животных (зоохория) . С помощью ветра распространяются немногие злаки. Например, у видов вейников этому способствуют пучки растопыренных волосков на нижней цветковой чешуе, а у чия — длинная ость. Диаспоры большинства лесных злаков опадают на почву или распространяются птицами, мелкими грызунами, муравьями. При прорастании зерновок сначала вырастает главный корень, а затем почечка зародыша. Главный корень функционирует, как правило, не более одного вегетационного сезона, а вместо него обычно быстро развиваются придаточные корни, образующие у молодых и позже взрослых растений мочковатую корневую систему. Семенное возобновление злаков легче происходит на участках, свободных от других растений или нарушенных вырубкой, пожарами.

основные особенности представителей семейства злаки

Семейство злаковых характеризуется следующими основными признаками: корень мочковатый, листья ланцетовидные (длинные, иногда свернутые пластины) , стебли в виде тонких соломин с полыми междоузлиями, цветки собраны в соцветия — колосья. Различают злаки с метельчатым соцветием (овес, Просо, рис) и колосовидными в виде сложного колоса (рожь, пшеница, ячмень) . У кукурузы соцветие в форме початка

§ 72. Семейство злаков Обширное семейство злаков — одно из семейств класса однодольных. Злаки отличаются от других растений этого класса рядом характерных для них признаков. Злаки нашей страны — травянистые растения. Они имеют мочковатые корневые системы и стебли с узлами, обычно более толстыми, чем междоузлия. Стебли злаков нарастают в длину в результате делений клеток в основании каждого междоузлия. Такой рост называют вставочным. У очень многих злаков, например у пшеницы, ржи, тимофеевки, междоузлия стебля полые, а узлы заполнены тканями. Такой стебель называют соломиной. Но у некоторых злаков (кукуруза и сахарный тростник) и междоузлия заполнены тканями. Листья злаков, как правило, узкие, длинные, с параллельным жилкованием и длинными влагалищами. Влагалище — это широкое основание листа, имеющее вид трубки. Оно охватывает стебель выше узла, от которого отходит лист. У злаков влагалища защищают нежные делящиеся клетки, находящиеся в основаниях междоузлий. Этим злаки отличаются от растений других семейств. В месте отхождения листовой пластинки от влагалища находится пленчатый вырост — язычок. Он не позволяет воде проникнуть между стеблем и влагалищем. Мелкие невзрачные цветки этих растений образуют простые соцветия — колоски. Они в свою очередь образуют сложные соцветия — сложный колос, метелку 152. Почти у всех злаков у основания каждого колоска находятся две колосковые чешуи. Число цветков в колосках у разных злаков различно — от одного до нескольких. У большинства злаков каждый цветок имеет 2 цветковые чешуи, 2 цветковые пленки, 3 тычинки и один пестик с двумя сидячими мохнатыми рыльцами. Плод у злаков — зерновка. Зерновка — односемянный плод, в котором срослись околоплодник и семенная кожура. В семени эндосперм не окружает зародыш, а примыкает к нему сбоку, непосредственно прилегая к единственной семядоле — так называемому щитку. Зерновки культивируемых злаков обычно называют зерами, а в массе зерном. Из злаков особенно ценны зерновые культуры, такие, как пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, рис, овес. У ржи 153 каждый колосок сложного колоса содержит 2 хорошо развившихся цветка и 1 недоразвившийся. Рожь — ветроопыляемое растение. Зерновка ржи узкая, длинная. Мука из зерновок ржи темная. Из нее выпекают ржаной хлеб. Ячмень также имеет соцветие — сложный колос. В каждом колоске по 1 цветку. При цветении ячменя происходит самоопыление, но в жаркое сухое лето возможно и перекрестное опыление. Ячмень — скороспелое хлебное растение. Зерновки ячменя используют для изготовления ячневой и перловой крупы, а также для откорма свиней и птицы. Овес отличается от ячменя и ржи. Его раскидистое соцветие называют метелкой. На веточках метелки расположены колоски, в каждом из которых по 2—3 цветка. В них происходит самоопыление. Из зерновок овса вырабатывают толокно, овсяную крупу, геркулес и другие продукты; овес используют и как кормовую культуру. Овес холодостоек. Его выращивают в средней полосе и в северных районах нашей страны. Просо имеет соцветие-метелку. Стебли проса не только кустятся, но и ветвятся. Просо — крупяная культура. Просяную крупу называют пшеном. Просо — теплолюбивая культура и хорошо переносит засуху. Поэтому его возделывают главным образом в Казахстане и других южных районах европейской части страны. Рис — ценная зерновая культура. Его выращивают в южных районах на поливных землях. Кукуруза — однолетнее травянистое растение высотой до 2 -3 м и более. Завезена в Европу из Южной Америки в 1493 г., в России ее стали возделывать в XVII в. В районах с умеренным климатом зерно кукурузы большинства сортов часто не вызревает. Поэтому в районах средней полосы ее выращивают на силос для скармливания сельскохозяйственным животным. За последние годы выведены сорта, дающие зрелое зерно не только в средней поло

Злаки [Мятликовые (семейство), Poaceae] — растение, характеристика, особенности, признаки, эволюция, строение, жизненный цикл, классификация, представители, вики — WikiWhat

Особенности строения и признаки

Цветки пред­ставителей семейства Злаки мелкие, имеют приспо­собления к опылению ветром. Вместо ярких лепе­стков невзрачные чешуи, над которыми находятся 3 тычинки и 1 пестик с двумя перистыми рыльцами. Пыльники тычинок расположены на длинных и гиб­ких нитях. Пыльцевые зёрна мелкие. Цветки собра­ны в простые соцветия — колоски, которые образу­ют соцветия сложные: метёлку, сложный колос или початок.

Плод у злаков односемянный, называется зерновкой. Большую его часть занимает эндосперм, питательные вещества которого используются зароды­шем при прорастании.

Размножаются злаки се­менами и вегетативно с помощью корневищ.

Как и у большинства однодольных, корневая си­стема злаков — мочковатая. Одни злаки образуют длинные подземные корневища, другие растут пучка­ми — дерновинами.

Стебель злаков полый, разделён узла­ми на несколько междоузлий. Такой стебель называют соломиной. Он рас­тёт у основания каждого междоузлия, поэтому злаки развиваются очень быстро. Стебель боль­шинства злаков не ветвится.

Листья злаков длинные, сидячие, с параллельным жилкованием, расположены поочерёдно.

Представители

Дикорастущие злаки

В степной зоне преобладают типчак и ковыль. На сенокосных лугах и пастбищах растут многолетние травы — тимофеев­ка, костёр, мятлик, овсяница. По берегам водоёмов встречается тростник — высокое растение с разви­той корневой системой. Он используется для производства бумаги, при строительстве. Многие злаки, например пырей, засоряют поля и огороды, конкури­руют с культурными растениями.

Культурные злаки

С глубокой древ­ности человек выращивает однолетние злаки — рожь, пшеницу, рис, ячмень, кукурузу, просо. Из зерновок этих растений, богатых крахмалом и белками, изго­тавливают муку, крупу, крахмал и другие продукты. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Кукуруза

Одна из важнейших зерновых культур мира — кукуруза. Она однодомна: пес­тичные и тычиночные цветки собраны в соцветия, находятся на одном растении. Муж­ское соцветие верхушечное — метёлка, женское — пазушное — початок. Пыльца созревает раньше, чем на этом же растении появляются рыльца из початков. Поэтому пыльца переносится на рыльца соседних растений. Кукуруза — ценная продоволь­ственная и кормовая культура. Основной район возделывания находится на территории США (око­ло 50 % мирового урожая).

Картинки (фото, рисунки)

  • 3.40. Пшеница — представитель семейства Злаки
  • 3.41. Бамбук
  • 3.42. Дикорастущие злаковые: а) ковыль; б) пырей; в) костёр
  • 3.43. Культурные растения семейства Злаки: а) кукуруза; б) рожь; в) ячмень; г) рис
На этой странице материал по темам:
  • Почему мятликовые так назвали

  • Злаковые тип соцветия

  • Особенности строения злаки

  • Злаки не имеют ярких цветков привлекающихнасекомы

  • Признаки семейства пасленовых кратко

Вопросы к этой статье:
  • Каковы особенности строения злаков?

  • Почему злаки быстро растут?

  • Каково строение цветка зла­ков?

  • Почему цветы злаков не име­ют яркого венчика?

  • Какие соцветия и плоды встре­чаются у злаковых растений?

  • В чём ценность злаков для природы и человека?

  • В чём заключается роль злаков в природе и жизни человека?

Значение злаковых | Kratkoe.com

Какое значение семейства злаковых в природе и жизни человека, Вы узнаете из этой статьи.

Значение злаковых

Злаки являются многолетними (реже одно- или двулетними растениями). Подземные побеги иногда видоизменяться в корневища. Например, у бамбука стебель одревесневает. Большинство злаков характеризуется строением полого в междоузлиях стебля — соломиной. У сахарного тростника и кукурузы стебель рыхлый с запасающей тканью. Практически каждому стеблю   присущ вставочный рост. У злаков листья сидячие, удлиненные, простые, расположены очередно, с параллельным жилкованием. Корневая система мочковатая.

Значение злаковых в жизни человека 

Представители злаков являются прекрасными кормовыми травами. Они играют важную роль на пастбищных и сенокосных угодьях. Особенно ценятся овсяница луговая, пырей ползучий, костер безостый. Есть и такие злаки, которые животные не любят поедать – белоус и щучка. Хозяйственное значение злаковых для человека обуславливается их пищевой ценностью. Они считаются важными пищевыми и хлебными растениями. Важнейшие из них: рис, кукуруза и пшеница. С их зерновок изготавливают макаронные и хлебные изделия, крупы. В тропических странах выращивается сахарный тростник, в удлиненных стеблях которого содержится до 20% сахара. В субтропических и тропических странах выращивают бамбук, который используется как строительный материал. Из него делают декоративные изделия и изготавливают мебель. Из зерен кукурузы производят высококачественное масло.  Зерновки риса не только употребляются в пищу через наличие крахмала в составе, но и из них производят изысканные сорта пудры.   Из рисовой соломки производят  шляпки, корзины, лучшие сорта бумаги, мебель. Многие злаковые являются декоративными растениями.

Значение злаковых в природе

В балках и в оврагах специально выращивают злаковые для закрепления песков и предотвращения осыпания почвы. Своими корнями они рыхлят и обогащают почву. Также злаки играют и негативную роль: среди них имеются сорняки — щетинник, овсюг, пырей. Они имеют прекрасно развитое корневище, вегетативно размножаются. Поэтому за кратчайшие сроки могут заглушить посевы культурных растений.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какое значение злаковых растений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *