HomeРазноеПетрушка это: Петрушка (персонаж) — Википедия – Петрушка — Википедия

Петрушка это: Петрушка (персонаж) — Википедия – Петрушка — Википедия

Петрушка (персонаж) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Петрушка. Петрушка театра «Бродячий вертеп», 2008

Петрушка — перчаточная кукла, персонаж русского народного кукольного театра, главный герой одноимённого комического представления. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. В словаре В. Даля[1] это:

прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп.

Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено, хотя в России Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века — марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. На руках у него по четыре пальца.

Типичное заблуждение — считать Петрушку младшим родственником более старших[источник не указан 648 дней]: неаполитанского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, германских Гансвурста и Касперле, испанского Дона Кристобаля и других, — при том, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения — кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века.

…была создана фигура… известная всем народам… Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам-же остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов — именно он преодолеет всё и всех.

Ширма петрушечника состояла из трёх рам, скреплённых скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнёром Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вёл диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах.

В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.

До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй» (что выдаёт французские корни куклы). Существует версия о происхождении прозвища Петрушки от украинского слова «порятуй» (спаси). Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его бытовых сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!»

Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что Петрушку называли Петром Ивановичем Уксусовым. Известный российский кукольник Сергей Образцов называл Петрушку Петром Петровичем Уксусовым (рассказ «Четыре Братца») или Ванькой Рататуем.

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке[1].

По распространённой, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д.).

Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решает купить лошадь, музыкант зовёт цыгана-барышника. Петрушка долго осматривает лошадь и долго торгуется с цыганом. Потом Петрушке надоедает торг, и вместо денег он долго бьёт цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытается сесть на лошадь, та сбрасывает его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеётся. Наконец лошадь убегает, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходит доктор и расспрашивает Петрушку о его болезнях. Выясняется, что у того всё болит. Между Доктором и Петрушкой происходит драка, в конце которой Петрушка сильно бьёт врага дубинкой по голове. «Какой же ты доктор, — кричал Петрушка, — коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!» Появляется квартальный. — «Ты зачем убил доктора?» Он отвечает: «Затем, что плохо свою науку знает». После допроса Петрушка бьёт дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегает рычащая собака. Петрушка безуспешно просит помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить её кошачьим мясом. Собака хватает его за нос и уволакивает, а Петрушка кричит: — «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!» Музыка смолкает, что означает конец представления.

Если зрителям нравилось, то они не отпускали актёров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба». Петрушке приводят невесту, он осматривал её так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравится, ждать свадьбы он не хочет и начинает упрашивать её «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. По некоторым сведениям, пользовалась большим успехом ещё одна сценка, в которой присутствовало духовное лицо. Ни в один из записанных текстов она не попала, скорее всего, её убрала цензура. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.

Петрушка побеждал всех противников, кроме одного — Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого. Это даёт повод для исследователей проводить параллели между образом Петрушки и множеством различных языческих богов, бесконечно умиравших и воскресавших.

Вот что вспоминает о Петрушке Александр Бенуа:

На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки.

Помню во всяком случае Петрушку на даче, когда мы ещё жили в Кавалерских домах. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова — всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку, которую он клал себе за щеку (тот же звук удается воспроизвести, если зажать себе пальцем обе ноздри). Быстро расставляются ситцевые пёстрые ширмы, «музыкант» кладёт свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад… И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами…

Петрушка ухаживает за ужасно уродливой Акулиной Петровной, он делает ей предложение, она соглашается и оба совершают род свадебной прогулки, крепко взявшись под ручку. Но является соперник — это бравый усатый городовой, и Акулина видимо даёт ему предпочтение. Петрушка в ярости бьёт блюстителя порядка, за что попадает в солдаты. Но солдатское учение и дисциплина не даются ему, он продолжает бесчинствовать и, о ужас, убивает своего унтера. Тут является неожиданная интермедия. Ни с того, ни с сего выныривают два, в яркие костюмы разодетых, черномазых арапа. У каждого в руках по палке, которую они ловко подбрасывают вверх, перекидывают друг другу и, наконец, звонко ею же колошматят друг друга по деревянным башкам. Интермедия кончилась. Снова на ширме Петрушка. Он стал ещё вертлявее, ещё подвижнее, он вступает в дерзкие препирательства с шарманщиком, визжит, хихикает, но сразу наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мохнатый комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается. Гнусаво он спрашивает музыканта, что это такое, музыкант отвечает: «Это барашек». Петрушка в восторге, гладит «учёного, мочёного» барашка и садится на него верхом. «Барашек» покорно делает со своим седоком два, три тура по борту ширмы, но затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам чёрт. Рогатый, весь обросший чёрными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чёрт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Ещё раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает «жуткая» тишина…

Жизнь Художника. Воспоминания. Том 2. Александр Бенуа

В начале XX века «Комедия о Петрушке» начинает разрушаться. Петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних ёлках, текст сцен менялся, теряя свою остроту. Петрушка перестал убивать. Он размахивал дубинкой и разгонял своих врагов. Разговаривал он вежливо, а «свадьба» видоизменялась, превратившись в танец с невестой. Исчезла грубая простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар и млад[1].

Отдельные элементы традиционной «Комедии о Петрушке» (в частности, свободный «раёшный» стих) использованы С. Я. Маршаком в пьесе для детского театра «Петрушка-иностранец» (1927). Здесь уличный мальчишка по имени Петрушка крадёт одежду купающегося французского инженера, приехавшего в СССР, надевает на себя и, искажая русский язык, всех дурачит и раздражает, пока его не поймает милиционер и не сдаст на перевоспитание почтенным пожилым родителям.

⛭

Произведения, в которых встречаются отдельные весёлые человечки

Произведения, в которых встречаются несколько весёлых человечков

Карандаш и Самоделкин
Все весёлые человечки,
кроме Дюймовочки
Все весёлые человечки

ПЕТРУШКА — это… Что такое ПЕТРУШКА?

  • ПЕТРУШКА — (Petroselinum), род одно и двулетних трав сем. зонтичных. 4 вида, в Зап. и Юж. Европе. П. огородная, или посевная (P. sativum, или P. crispum), двулетнее перекрёстноопыляемое растение. Древняя культура Средиземноморья. Возделывают в Европе, Азии …   Биологический энциклопедический словарь

  • петрушка —      Корнеплод сем. зонтичных, корень и листья к рого употребляется как приправа к кушаньям. Листья и стебли обладают сильным, приятным, пряным ароматом * * * (Источник: «Объединенный словарь кулинарных терминов») Петрушка Петрушка корнеплод из… …   Кулинарный словарь

  • ПЕТРУШКА — двухлетнее травянистое растение; возделывается как пряный овощ. В пищу используют корень и листья. В СССР выращивают петрушку «сахарную» скороспелый сорт; корнеплод конусообразный, снаружи серовато белый, с резко выраженными концентрическими… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • ПЕТРУШКА — 1. ПЕТРУШКА1, петрушки, мн. нет, жен. Овощь, огородное растение с зеленовато желтыми цветами, корень и листья которого употр. как приправа к кушаньям. 2. ПЕТРУШКА2, петрушки, мн. нет, муж. и жен. (театр.). 1. (П прописное) муж. Кукла, главное… …   Толковый словарь Ушакова

  • петрушка — рабочий беспорядок, галиматья, приправа, разгром, бардак, творческий беспорядок, непорядок, беспорядок, пряности, овощ, ералаш, корнеплод, бедлам, петрушечка, поэтический беспорядок, художественный беспорядок, черт ногу сломит, сам черт ногу… …   Словарь синонимов

  • петрушка — Петрушка: 1—2 — корневая; 3 — листовая. петрушка (Petroselinum L.), род одно и двулетних травянистых растений семейства зонтичных, овощная культура. 4 вида, в основном в Средиземноморье. В культуре на всех континентах… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

  • ПЕТРУШКА — ПЕТРУШКА, главный персонаж русских народных кукольных представлений на ярмарках, базарах, площадях, во дворах и т.д., непобедимый, неунывающий весельчак в красной рубахе и колпачке с кисточкой. Известны с 1 й половины 17 в., широко распространены …   Современная энциклопедия

  • ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений неунывающий, непобедимый герой, защитник слабых и угнетенных. Известен с 1 й пол. 17 в …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕТРУШКА — род одно и двулетних трав семейства зонтичных. 4 вида, в основном в Средиземноморье. Петрушку огородную (в корнеплодах и листьях сахара, витамины С и В, эфирные масла) возделывают на всех континентах; урожайность до 270 300 ц с 1 га …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕТРУШКА 1 — ПЕТРУШКА 1, и, ж. Корнеплод сем. зонтичных, корень и листья к рого употр. как приправа к кушаньям. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Петрушка (персонаж) — это… Что такое Петрушка (персонаж)?

    У этого термина существуют и другие значения, см. Петрушка. Петрушка. Музей Театра кукол имени Образцова. 2008

    Петрушка  — один из персонажей русских народных кукольных представлений. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка — это перчаточная кукла (кукла-перчатка). Петрушка — «прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп»[1] (В. Даль).

    Происхождение куклы

    Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До XIX века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века — марионеткам, так как петрушечники объединились с шарманщиками.

    Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно (вырезанное из дерева) обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки — улыбка, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка — не человек, а некий персонаж из другого мира).

    Типичное заблуждение — почитать Петрушку в качестве крайне древнего и исконно русского героя, основывается на его архетипических чертах характера, который зародился в глубине человеческих представлений о себе. Петрушка является младшим родственником гораздо более старших[источник не указан 48 дней]: итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецких Гансвурста и Касперле, испанского Дона Кристобаля и других, — при том, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения — кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века.

    Известный русский писатель Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «…была создана фигура … известная всем народам….. Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чорта и смерть, сам-же остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов — именно он преодолеет всё и всех».

    Описание театра

    Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актёр через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах.

    В России «водили» Петрушку только мужчины. Чтобы сделать голос более громким и писклявым (это было необходимо как для слышимости на ярмарочных представлениях, так и для особой характерности персонажа), использовали специальный пищик, вставлявшийся в гортань. Речь у Петрушки должна была быть «пронзительной» и очень быстрой.

    Образ куклы

    До середины XIX века в России Петрушка ещё не имел своего нынешнего имени. Чаще всего его тогда называли «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй» (что выдаёт французские корни куклы). Существует версия о происхождении прозвища Петрушки от украинского слова «порятуй» (спаси). Нынешнее имя пришло к Петрушке после появления среди многочисленных его бытовых сценок миниатюры «Петрушка и городовой», в которой во время многочисленных нападок городовой говорит Петрушке: «У тебя и пашпорта-то нет!», на что Петрушка гордо отвечает: «Есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!»

    Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что Петрушку называли Петром Ивановичем Уксусовым. Известный российский кукольник Сергей Образцов, называл Петрушку Петром Петровичем Уксусовым (рассказ «Четыре Братца») или Ванькой Рататуем.

    Сюжеты

    Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке[1].

    По распространённой, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили еще в репертуар скоморохов и состояли из юмористических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку Петрушки с тем или иным персонажем (схватки осуществлялись с помощью кулаков, палки и т. д.).

    Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решает купить лошадь, музыкант зовёт цыгана-барышника. Петрушка долго осматривает лошадь и долго торгуется с цыганом. Потом Петрушке надоедает торг, и вместо денег он долго бьёт цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытается сесть на лошадь, та сбрасывает его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеётся. Наконец лошадь убегает, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходит доктор и расспрашивает Петрушку о его болезнях. Выясняется, что у того всё болит. Между Доктором и Петрушкой происходит драка, в конце которой Петрушка сильно бьёт врага дубинкой по голове. «Какой же ты доктор, — кричал Петрушка, — коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!» Появляется квартальный. — «Ты зачем убил доктора?» Он отвечает: «Затем, что плохо свою науку знает». После допроса Петрушка бьёт дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегает рычащая собака. Петрушка безуспешно просит помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить её кошачьим мясом. Собака хватает его за нос и уволакивает, а Петрушка кричит: — «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!» Музыка смолкает, что означает конец представления.

    Если зрителям нравилось, то они не отпускали актёров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку «Петрушкина свадьба». Петрушке приводят невесту, он осматривал её так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравится, ждать свадьбы он не хочет и начинает упрашивать её «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей. По некоторым сведениям, пользовалась большим успехом ещё одна сценка, в которой присутствовало духовное лицо. Ни в один из записанных текстов она не попала, скорее всего, её убрала цензура. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.

    Петрушка побеждал всех противников, кроме одного — Смерти. В последней, заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Однако, так как Петрушка использовался в балаганном театре, естественно, что представление показывалось неоднократно и в разных местах. Таким образом, Петрушка, «умерший» для одного круга зрителей, «воскресал» для другого. Это даёт повод для исследователей проводить параллели между образом Петрушки и множеством различных языческих богов, бесконечно умиравших и воскресавших.

    Вот что вспоминает о Петрушке Александр Бенуа:

    «На самом деле первыми представлениями, которыми я забавлялся, были спектакли Петрушки.

    Помню во всяком случае Петрушку на даче, когда мы еще жили в Кавалерских домах. Уже издали слышится пронзительный визг, хохот и какие-то слова — всё это произносимое Петрушечником через специальную машинку, которую он клал себе за щеку (тот же звук удается воспроизвести, если зажать себе пальцем обе ноздри). Быстро расставляются ситцевые пёстрые ширмы, „музыкант“ кладёт свою шарманку на складные козлы, гнусавые, жалобные звуки, производимые ею, настраивают на особый лад… И вот появляется над ширмами крошечный и очень уродливый человечек. У него огромный нос, а на голове остроконечная шапка с красным верхом. Он необычайно подвижной и юркий, ручки у него крохотные, но он ими очень выразительно жестикулирует, свои же тоненькие ножки он ловко перекинул через борт ширмы. Сразу же Петрушка задирает шарманщика глупыми и дерзкими вопросами…

    Петрушка ухаживает за ужасно уродливой Акулиной Петровной, он делает ей предложение, она соглашается и оба совершают род свадебной прогулки, крепко взявшись под ручку. Но является соперник — это бравый усатый городовой, и Акулина видимо даёт ему предпочтение. Петрушка в ярости бьёт блюстителя порядка, за что попадает в солдаты. Но солдатское учение и дисциплина не даются ему, он продолжает бесчинствовать и, о ужас, убивает своего унтера. Тут является неожиданная интермедия. Ни с того, ни с сего выныривают два, в яркие костюмы разодетых, черномазых арапа. У каждого в руках по палке, которую они ловко подбрасывают вверх, перекидывают друг другу и, наконец, звонко ею же колошматят друг друга по деревянным башкам. Интермедия кончилась. Снова на ширме Петрушка. Он стал ещё вертлявее, ещё подвижнее, он вступает в дерзкие препирательства с шарманщиком, визжит, хихикает, но сразу наступает роковая развязка. Внезапно рядом с Петрушкой появляется собранная в мохнатый комочек фигурка. Петрушка ею крайне заинтересовывается. Гнусаво он спрашивает музыканта, что это такое, музыкант отвечает: „это барашек“. Петрушка в восторге, гладит „ученого, моченого“ барашка и садится на него верхом. „Барашек“ покорно делает со своим седоком два, три тура по борту ширмы, но затем неожиданно сбрасывает его, выпрямляется и, о ужас, это вовсе не барашек, а сам чорт. Рогатый, весь обросший черными волосами, с крючковатым носом и длинным красным языком, торчащим из зубастой пасти. Чорт бодает Петрушку и безжалостно треплет его, так что ручки и ножки болтаются во все стороны, а затем тащит его в преисподнюю. Еще раза три жалкое тело Петрушки взлетает из каких-то недр высоко, высоко, а затем слышится только его предсмертный вопль и наступает „жуткая“ тишина…»

    — Жизнь Художника. Воспоминания. Том 2. Александр Бенуа

    В XX веке

    В начале XX века «Комедия о Петрушке» начинает разрушаться. Петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних ёлках, текст сцен менялся, теряя свою остроту. Петрушка перестал убивать. Он размахивал дубинкой и разгонял своих врагов. Разговаривал он вежливо, а «свадьба» видоизменялась, превратившись в танец с невестой. Исчезла грубая простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар и млад[1].

    Литература

    Источники

    Ссылки

    См. также

    Question book-4.svgВ этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
    Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
    Эта отметка установлена 14 мая 2011.
     Просмотр этого шаблона Весёлые человечки
    Клуб весёлых человечковКарандаш • Самоделкин • Буратино • Чиполлино • Петрушка • Гурвинек • Незнайка • Дюймовочка
    Произведения в которых встречаются отдельные весёлые человечки
    Буратино
    Гурвинек
    Дюймовочка
    Карандаш
    Мультфильмы

    Что такое хорошо и что такое плохо (1969) •

    Незнайка
    Петрушка
    Балет
    Мультфильмы Про Петрушку(1973)
    Фильмы
    Самоделкин
    Мультфильмы

    Приключения Самоделкина (1957) • Самоделкин-спортсмен (1962) • Самоделкин в космосе (1971) • Самоделкин под водой (1969) • Самоделкин на выставке (1977) • Подарок Самоделкина (1983) •

    Чиполлино
    Произведения в которых встречаются несколько весёлых человечков
    Карандаш и Самоделкин
    Книги

    Приключения Карандаша и Самоделкина • Волшебная школа Карандаша и Самоделкина • Новые приключения Карандаша и Самоделкина • Карандаш и Самоделкин на острове гигантских насекомых • Карандаш и Самоделкин на острове необычайных приключений • Карандаш и Самоделкин на Острове Сокровищ • Карандаш и Самоделкин в стране людоедов • Карандаш и Самоделкин в Антарктиде • Карандаш и Самоделкин на Марсе • Приключения Карандаша и Самоделкина на «Дрындолете»

    Все весёлые человечки,
    кроме Дюймовочки
    Все весёлые человечки

    Петрушка — это… Что такое Петрушка?

  • ПЕТРУШКА — (Petroselinum), род одно и двулетних трав сем. зонтичных. 4 вида, в Зап. и Юж. Европе. П. огородная, или посевная (P. sativum, или P. crispum), двулетнее перекрёстноопыляемое растение. Древняя культура Средиземноморья. Возделывают в Европе, Азии …   Биологический энциклопедический словарь

  • петрушка —      Корнеплод сем. зонтичных, корень и листья к рого употребляется как приправа к кушаньям. Листья и стебли обладают сильным, приятным, пряным ароматом * * * (Источник: «Объединенный словарь кулинарных терминов») Петрушка Петрушка корнеплод из… …   Кулинарный словарь

  • ПЕТРУШКА — двухлетнее травянистое растение; возделывается как пряный овощ. В пищу используют корень и листья. В СССР выращивают петрушку «сахарную» скороспелый сорт; корнеплод конусообразный, снаружи серовато белый, с резко выраженными концентрическими… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • ПЕТРУШКА — 1. ПЕТРУШКА1, петрушки, мн. нет, жен. Овощь, огородное растение с зеленовато желтыми цветами, корень и листья которого употр. как приправа к кушаньям. 2. ПЕТРУШКА2, петрушки, мн. нет, муж. и жен. (театр.). 1. (П прописное) муж. Кукла, главное… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕТРУШКА — 1. ПЕТРУШКА1, петрушки, мн. нет, жен. Овощь, огородное растение с зеленовато желтыми цветами, корень и листья которого употр. как приправа к кушаньям. 2. ПЕТРУШКА2, петрушки, мн. нет, муж. и жен. (театр.). 1. (П прописное) муж. Кукла, главное… …   Толковый словарь Ушакова

  • петрушка — рабочий беспорядок, галиматья, приправа, разгром, бардак, творческий беспорядок, непорядок, беспорядок, пряности, овощ, ералаш, корнеплод, бедлам, петрушечка, поэтический беспорядок, художественный беспорядок, черт ногу сломит, сам черт ногу… …   Словарь синонимов

  • петрушка — Петрушка: 1—2 — корневая; 3 — листовая. петрушка (Petroselinum L.), род одно и двулетних травянистых растений семейства зонтичных, овощная культура. 4 вида, в основном в Средиземноморье. В культуре на всех континентах… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

  • ПЕТРУШКА — ПЕТРУШКА, главный персонаж русских народных кукольных представлений на ярмарках, базарах, площадях, во дворах и т.д., непобедимый, неунывающий весельчак в красной рубахе и колпачке с кисточкой. Известны с 1 й половины 17 в., широко распространены …   Современная энциклопедия

  • ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений неунывающий, непобедимый герой, защитник слабых и угнетенных. Известен с 1 й пол. 17 в …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕТРУШКА — род одно и двулетних трав семейства зонтичных. 4 вида, в основном в Средиземноморье. Петрушку огородную (в корнеплодах и листьях сахара, витамины С и В, эфирные масла) возделывают на всех континентах; урожайность до 270 300 ц с 1 га …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕТРУШКА 1 — ПЕТРУШКА 1, и, ж. Корнеплод сем. зонтичных, корень и листья к рого употр. как приправа к кушаньям. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Петрушка — это… Что такое Петрушка?

    (иначе — Илейка или Лже-Петр) — мнимый сын царя Феодора Ивановича, явился еще при жизни Лжедимитрия I. Побочный сын муромского жителя Ивана Коровина, Илья, по смерти родителей взят был нижегородским купцом Грозильниковым в сидельцы; он служил при лавке Грозильникова, торговавшего яблоками и горшками, три года и за это время имел случай побывать в Москве, где прожил пять месяцев. Оставив Грозильникова, он нанимался у разных торговых людей в кормовые казаки и ходил с судами по Волге, Каме и Вятке. В 1603 г. мы видим его уже казаком при войске, ходившем в Тарки. Здесь из казаков он перешел в стрельцы, а по возвращении из похода в Терский город вступил в услужение к Григорию Елагину, свияжскому стрелецкому голове, у которого и зимовал. Летом 1604 г. П. поехал в Астрахань, поступил здесь в казаки и отправился на Терек в отряде головы Афанасия Андреева. Терские казаки хотели тогда идти для грабежей в Закавказье, но их кто-то надоумил, что выгоднее с самозванцем пустошить Московское государство. Они стали разглашать, что в 1592 г. царица Ирина родила сына Петра, которого Годунов подменил девочкой Феодосией, вскоре умершей. Способными играть роль царевича Петра признаны были астраханец Димитрий и муромец Илья. Но Димитрий отказался от этой роли по незнанию Москвы и царских обычаев. Остановились на Илье. Похождения последнего показывают, что ему в то время не могло быть менее 20 лет, между тем как царевичу Петру было бы не более 14. Но эта несообразность не остановила казаков. Они отвезли Илью к казачьему атаману Гавриле Пану. Терский воевода Петр Головин, узнав о появлении самозванца, требовал последнего к себе в город, но казаки не послушались, спустились в судах до моря и остановились на острове против устья Терека, а отсюда, еще раз отвергши требование Головина, с числе 4000 человек отплыли в Астрахань; не впущенные в город, они пошли вверх по Волге, занимаясь разбойничеством. Неизвестно, по каким побуждениям Лжедимитрий послал звать царевича Петра в Москву. Посланец его застал Илью в Самаре. Казаки приняли предложение и двинулись с самозванцем в Москву. Но дяде (Лжедимитрию) не пришлось увидеться с племянником. В то время Болотников с товарищами был в затруднительном положении: долгое непоявление провозглашенного ими Димитрия смущало добросовестных его приверженцев; напрасно Шаховской умолял Молчанова явиться в Путивль под именем Димитрия, — тот не соглашался. Находясь в такой крайности, Шаховской послал звать к себе казацкого самозванца Петра, который, узнав о гибели Лжедимитрия, поворотил было назад, в степи. Царевич Петр явился на зов. Замучив нескольких верных царю Шуйскому воевод, обесчестив дочь убитого им кн. Бахтеярова, получив подкрепления из Запорожья, он двинулся вместе с Шаховским к Туле. Узнав об этом движении, подкрепленный одним из отрядов самозванца, Телятевский выступил из Тулы к Калуге на помощь к Болотникову и поразил при Пчельне царское войско, высланное против него Мстиславским из-под Калуги. Весть об этом поразила рать Мстиславского, и она поспешно отступила от Калуги, причем 15000 человек перешло на сторону Болотникова. Последний, пользуясь этим, оставил Калугу и соединился в Туле с Лже-Петром, чтобы действовать соединенными силами. Ввиду такого оборота дел Шуйский принял необычайные меры: собрал 100000 войска и сам решился предводительствовать им. Царские войска одержали полную победу; Телятевский ушел с немногими людьми, а Шуйский лично осадил Тулу, куда скрылись Шаховской, Болотников и Лже-Петр. Долго не сдавались и отбивались засевшие в Туле и, может быть, отсиделись бы, если бы не помешал тому земляк Лже-Петра, муромский боярский сын Кровков или Кравков: по его совету, каждый воин должен был принести к реке мешок, набитый землей; этими мешками запружена была река, и вода обратилась на город и затопила его. Волей-неволей Тула сдалась, и Лже-Петр был повешен.

    Н. Карамзин, История Госуд. Росс.; С. Соловьев, История России; В. С. Иконников, Опыт русской историографии. Киев, 1892.

    А. Экземплярский.

    {Половцов}

    Большая биографическая энциклопедия. 2009.

    Энциклопедия — Петрушка

    Петрушка (лат. Petroselinum) – двулетнее растение семейства зонтичных, в переводе с греческого ее название означает «растущая на камне». Неудивительно, что именно так назвали это растение: его предок рос на каменистой почве юга Греции.

    В повседневной кулинарии петрушка – одна из наиболее любимых пряных трав, в пищу используют ее листья и корни. Петрушка обладает ярко выраженным ароматом и замечательными целебными свойствами. Так, например, по содержанию солей фосфора и кальция петрушка занимает одно из первых мест среди овощей.

    Происхождение

    Петрушка – древнее растение. Ее история насчитывает несколько сотен веков. Считается, что родиной растения является Греция, однако самые первые упоминания о петрушке есть в древнеегипетских текстах. Миф о происхождении петрушки гласит: она выросла на месте, окропленном кровью верховного бога Гора, потерявшего глаз в поединке с богом Сетом. Согласно греческой версии происхождения петрушки, она также выросла на орошенной кровью земле, только это была кровь сына одного из греческих правителей-полубогов Архемора.

    По Европе петрушку распространили древние римляне, которые везде, где жили, использовали ее листья в качестве пряности и для лечения различных заболеваний. В России ароматное растение начали выращивать еще в XI веке, только называли ее немного иначе: «петросилия», «петросилева трава» или «невестица».

    Пищевая ценность

    В петрушке содержится около 10% сахаров, около 3,5% белка, 6% крахмала и много углеводов. В ее составе есть эфирные масла, гликозиды, флавоноиды.

    По содержанию витаминов петрушка – безусловный лидер среди овощных культур. В ней есть витамины группы В, витамин К, РР, бета-каротин, а всего 30 г свежей петрушки содержат суточную норму витамина С. Ароматная травка богата такими макроэлементами, как магний, фосфор, кальций, калий, железо. В семенах петрушки обнаружены жирные масла.

    Применение в кулинарии

    В кулинарии петрушку используют чаще всего в свежем или сушеном виде. Ее листья добавляют к салатам, гарнирам, супам и рыбным блюдам. Эта пряность значительно улучшает вкус и аромат практически любых блюд.

    Петрушку можно заготовить впрок. Лучше всего питательные и целебные свойства растения сохраняются при замораживании: свежезамороженная зелень полезна так же, как и свежая, в течение нескольких месяцев. Сушеная петрушка проще в применении и более популярна у хозяек, но несколько менее полезна.

    Заготавливать петрушку, пересыпая ее солью, не стоит: по данным исследований, в этом случае в растении образуются вещества, обладающие канцерогенным эффектом.

    Применение в медицине и косметологии

    Петрушка известна своим мочегонным, желчегонным и стимулирующим действиями. Ее применяют при отеках различного происхождения (особенно при сердечно-сосудистых заболеваниях), при болезнях почек и мочевого пузыря (цистит), коликах. Эфирное масло петрушки повышает тонус мускулатуры кишечника и стимулирует желудочную секрецию. Кроме того, эта пряность укрепляет защитные силы организма, улучшает обменные процессы, восстанавливает силы, ее применяют при нарушениях менструального цикла.

    Петрушка активизирует функции щитовидной железы и надпочечников, а ее толченые семена принимают при малярии. Сок растения используют при заболеваниях глаз: конъюнктивите и катаракте. Он также способствует улучшению сердечной деятельности, дыхания, укреплению кровеносных сосудов.

    Широко применение петрушки и в косметологии: она входит в состав кремов и масок для лица, поскольку хорошо снимает отечность и покраснение кожи, тонизирует и осветляет ее, помогает избавиться от прыщей.

    Противопоказания

    Не рекомендуется употреблять петрушку при гипотонии, анемии, а также во время беременности из-за ее стимулирующего воздействия на организм.

    Интересные факты

    На Руси петрушку называли «невестица», и этому есть весьма интересное объяснение. Дело в том, что эту травку часто употребляли невесты, которые верили, что она поможет им похудеть ко дню свадьбы, а также вернет коже свежий вид и здоровый румянец.

    Петрушку активно используют для борьбы с лишним весом: достаточно выпить всего полстакана отвара из свежей зелени, и голод отступит на несколько часов.

    петрушка — это… Что такое петрушка?

  • ПЕТРУШКА — (Petroselinum), род одно и двулетних трав сем. зонтичных. 4 вида, в Зап. и Юж. Европе. П. огородная, или посевная (P. sativum, или P. crispum), двулетнее перекрёстноопыляемое растение. Древняя культура Средиземноморья. Возделывают в Европе, Азии …   Биологический энциклопедический словарь

  • петрушка —      Корнеплод сем. зонтичных, корень и листья к рого употребляется как приправа к кушаньям. Листья и стебли обладают сильным, приятным, пряным ароматом * * * (Источник: «Объединенный словарь кулинарных терминов») Петрушка Петрушка корнеплод из… …   Кулинарный словарь

  • ПЕТРУШКА — двухлетнее травянистое растение; возделывается как пряный овощ. В пищу используют корень и листья. В СССР выращивают петрушку «сахарную» скороспелый сорт; корнеплод конусообразный, снаружи серовато белый, с резко выраженными концентрическими… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • ПЕТРУШКА — 1. ПЕТРУШКА1, петрушки, мн. нет, жен. Овощь, огородное растение с зеленовато желтыми цветами, корень и листья которого употр. как приправа к кушаньям. 2. ПЕТРУШКА2, петрушки, мн. нет, муж. и жен. (театр.). 1. (П прописное) муж. Кукла, главное… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕТРУШКА — 1. ПЕТРУШКА1, петрушки, мн. нет, жен. Овощь, огородное растение с зеленовато желтыми цветами, корень и листья которого употр. как приправа к кушаньям. 2. ПЕТРУШКА2, петрушки, мн. нет, муж. и жен. (театр.). 1. (П прописное) муж. Кукла, главное… …   Толковый словарь Ушакова

  • петрушка — рабочий беспорядок, галиматья, приправа, разгром, бардак, творческий беспорядок, непорядок, беспорядок, пряности, овощ, ералаш, корнеплод, бедлам, петрушечка, поэтический беспорядок, художественный беспорядок, черт ногу сломит, сам черт ногу… …   Словарь синонимов

  • петрушка — Петрушка: 1—2 — корневая; 3 — листовая. петрушка (Petroselinum L.), род одно и двулетних травянистых растений семейства зонтичных, овощная культура. 4 вида, в основном в Средиземноморье. В культуре на всех континентах… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

  • ПЕТРУШКА — ПЕТРУШКА, главный персонаж русских народных кукольных представлений на ярмарках, базарах, площадях, во дворах и т.д., непобедимый, неунывающий весельчак в красной рубахе и колпачке с кисточкой. Известны с 1 й половины 17 в., широко распространены …   Современная энциклопедия

  • ПЕТРУШКА — главный персонаж русских народных кукольных представлений неунывающий, непобедимый герой, защитник слабых и угнетенных. Известен с 1 й пол. 17 в …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕТРУШКА — род одно и двулетних трав семейства зонтичных. 4 вида, в основном в Средиземноморье. Петрушку огородную (в корнеплодах и листьях сахара, витамины С и В, эфирные масла) возделывают на всех континентах; урожайность до 270 300 ц с 1 га …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕТРУШКА 1 — ПЕТРУШКА 1, и, ж. Корнеплод сем. зонтичных, корень и листья к рого употр. как приправа к кушаньям. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *