Оливка — это… Что такое Оливка?
Оли́ва европе́йская (лат. Olea europaea; олива, маслина) — вечнозелёное субтропическое дерево рода Маслина (лат. Olea) семейства Маслиновые (лат. Oleaceae). Другие названия — оливковое дерево, маслина европейская.
Ареал
Культурная форма оливы европейской выращивается во всех средиземноморских странах, на Украине на южном берегу Крыма, в Абхазии, Грузии, Азербайджане, Туркмения, Ираке, Иране, Пакистане и северной Индии. В 1560 году была завезена в Америку, где возделывается преимущественно в Перу и Мексике.[1]
Описание
Высота взрослого дерева культурной маслины составляет обычно пять-шесть метров, но иногда достигает 10 — 11 метров и более. Ствол покрыт серой корой, суковатый, искривлённый, в старости обычно дуплистый. Ветви узловатые, длинные, у некоторых сортов — пониклые.
Листья узколанцетные, цельнокрайние, серо-зелёные, не опадают на зиму и возобновляются постепенно на протяжении двух-трёх лет.
Душистые цветы очень мелкие, беловатые, с двумя тычинками, расположены в пазухах листьев в виде метельчатых кистей. Цветение в конце июня.
Плод-костянка чаще всего удлинённо-овальной формы (длина 2 — 3,5 сантиметра), с заострённым или тупым носиком, с мясистым околоплодником, содержащим масло. Окраска мякоти плода зелёная, переходящая при созревании его в чёрный или темно-фиолетовый цвет, часто с интенсивным восковым налётом. Косточка очень плотная, с бороздчатой поверхностью. Созревание плодов происходит через 4 — 5 месяцев после цветения.
Так как маслина является двудомным растением, при посадке в каждую ямку сажают два растения: женскую и мужскую особь для опыления.
История культивирования
Эта древнейшая плодовая культура имела большое распространение ещё в первобытном обществе; уже тогда люди пользовались её целебными пищевыми свойствами.
В наши дни общая площадь возделывания культурной оливы измеряется миллионами гектаров.
Абхазия
Самый крупный массив, где произрастает около 4000 деревьев, находится в Новом Афоне, на землях Ново-Афонского монастыря. В настоящее время в районе Гагр встречаются одичавшие деревья маслины, живые свидетели того, что в этих местах в старину эта культура была широко распространена. В конце XVIII столетия были созданы значительные насаждения в виде коллекций и отдельных плантаций в районе Гагр, Пицунды, Нового Афона.[2]Азербайджан
На территории нынешнего Азербайджана маслина культивировалась очень давно. Это подтверждается найденными остатками этого растения при раскопках Апшерона, Барды и других районов. К сожалению, оливковые плантации Азербайджана были вырублены и сожжены многочисленными захватчиками, особенно в период нашествия монголов. Известно, что маслины были полностью вырублены и сожжены в 1222 году, когда монгольские захватчики отошли на зимовку к берегам реки Куры и Аракса, где были сосредоточены основные насаждения этой культуры. Небезынтересно отметить, что о развитии маслин со времен монгольской оккупации Азербайджана до XVII века включительно литературных сведений не имеется. В настоящее время одно наиболее старое дерево сохранилось в сел. Нардаран (г. Баку), которому не менее 180-~ 200 лет. В г. Баку в саду Революции имеется около 100 деревьев в возрасте 80—90 лет и в г. Кировабаде произрастают 6 деревьев, примерно такого же возраста. С 1939 году в районе Баку были созданы маслиновые совхозы — Маштагинский, Зыхский, Зыринский и Туркиянский. Общий урожай оливок, поступавших на консервый завод к 1965 году, достигал 220—250 тонн в год, из них 25-30 т для сухого посола. Используется олива и как декоративное растение, в качестве украшения проспектов, парков и скверов, которые в сочетании с яркой зеленью других пород деревьев создают красивые декоративные ландшафты. Массовый сбор урожая с этих деревьев, количество которых достигает 40 тысяч, не организован и получаемый от них урожай к 1965 году составлял 13-15 тонн.
Грузия
Литературные источники утверждают, что в Грузии маслину также возделывали с давних времен. В конце XVIII века были созданы значительные насаждения в районе Тбилиси, а также в других местах.[2][4]
Крым
В Крыму маслина может расти не только на южном берегу, но и на остальной части полуострова где, впрочем, она ещё мало разводится. Позднее, по неточным данным, разведением маслины занимались в Крыму уже с 1785 года. И в наше время можно встретить отдельные деревья-патриархи, которым исполнилось 400—500 лет. Встречаются также групповые насаждения в виде небольших рощ.
Хорватия
В Хорватии плантации маслины сильно пострадали во время Второй мировой войны, где немецкие оккупанты вырубили и сожгли, по неполным данным, более миллиона деревьев.[3]
Использование
Сорта
Существует заблуждение, согласно которому зрелые оливки — чёрные, а недозревшие — зелёные. На самом деле чёрные и зелёные оливки — это два совершенно разных сорта. Как яблоки «антоновка» и «голд». Содержание масла в чёрных оливках выше, чем в зелёных.
По физико-химическим показателям и содержанию масла оливки можно грубо разделить на две группы: богатые содержанием масла и менее богатые. Оливки, богатые содержанием масла, относятся к маслиничной группе. Ко второй группе относятся сорта, пригодные для переработки, или консервные сорта. Основные показатели при оценке консервных сортов — диаметр плода, его вес и соотношение мякоти и косточки (чем меньше косточка и больше мякоти, тем ценнее плод), свойства мякоти и её химический состав.[3]
Продукт питания
С древних времен люди употребляли плоды оливы в пищу и изготавливали из них оливковое масло.
Маслины богаты жирами; выход масла на абсолютно сухое вещество в зависимости от помологического сорта колеблется от 50 до 80 %. Плоды богаты белками, пектинами, сахарами, витаминами: В, С, Е, Р-активными катехинами, содержат соли калия, фосфора, железа и других элементов. [5] Кроме того, в плодах найдены углеводы, катехины, фенолкарбоновые кислоты, пектиновые вещества, тритерпеновые сапонины. В листьях содержатся органические кислоты, фитостерин, гликозид олейропеин, смолы, флавоноиды, лактон эленолид, горькие и дубильные вещества, эфирное масло, в состав которого входят эфиры, фенолы, камфен, эвгенол, цинеол, цитраль и спирты. В листьях содержатся гликозиды, органические кислоты, горечи, флавоноиды и танины.
Масло плодов оливок является основным продуктом, ради которого главным образом и возделывается эта культура. Но плоды оливок находят широкое применение и в консервной промышленности для изготовления консервов из зелёных плодов, а из чёрных — маслин сухого посола. Используется оливковое прованское масло в пищевой промышленности при выработке деликатесных рыбных консервов (шпроты, сардины), Содержание жира, его химические и физические свойства зависят от комплекса факторов, почвенно-климатических условий года, агротехнических мероприятий, помологического сорта.
Консервированные оливки, маслины черные сухого посола, и особенно фаршированные, имеют пикантный вкус, являются незаменимой закуской, деликатесными консервами, дополняющими ассортимент пищевых продуктов, а главное имеющими целебное значение.[3]
Древесина
Зеленовато-жёлтая, тяжёлая, крепкая и свилеватая древесина прекрасно поддаётся полировке и используется для изготовления мебели. Её также ценят резчики по дереву, её применяют для инкрустаций и изготовления дорогих токарных и столярных изделий.
Медицинское применение
Корой оливкового дерева пытаются заменять хину, а настои из листьев нормализуют кровяное давление и дыхание. Специалисты утверждают, что в оливках есть практически все необходимые человеку витамины и микроэлементы. Сырая мякоть плода содержит до 80 % невысыхающего масла, в состав которого входят уникальные по своим свойствам ненасыщенные жирные кислоты — олеиновая (75 %), линолевая (13 %) и линоленовая (0,55 %). В отличие от животных жиров, они не только не вредны, но приносят организму немалую пользу — препятствуют развитию атеросклероза, болезней сердца и сосудов, не содержат и способствуют выводу холестерина, благотворно влияют на органы пищеварения. Испанские маслоделы считают, что оливки полезны человеку в любом возрасте и вполне могут стать основой даже детского рациона. Дело в том, что входящие в них кислоты — основной компонент витамина F — необходимы как строительный материал оболочек клеток, а сам организм синтезирует их только частично. [6]
Другие применения
Оливковое масло применяется в парфюмерной промышленности. Вторые и низшие сорта масла известны под названием деревянного и применяются для смазки машин, при мыловарении.[3]
Растения являются хорошим мелиорантом на затеррасированных горных склонах круче 10-12°. Они делают почву устойчивой к размывам и просадкам, что очень важно в приостановке оползней, эрозии почв и бесполезного сброса воды от осадков. Деревья оливы, характеризующиеся долговечностью и мощностью корневой системы способны приостановить стихийную ситуацию в Оползневском лесничестве.
Мировое производство
Галерея
Примечания
- ↑ Распространение маслины в СССР. (Ф. X. Бахтеев, 1970)
- ↑ 1 2 Ржевкин А. А. культура маслины в Крыму Крымиздат г. Симферополь 1947 с 39
- ↑ 1 2 3 4 5 Расулов М., Атаян С. С. Маслины- ценный пищевой продукт. Консервы и овощесуш. промышл., 1965, № 8, с. 29-31.
- ↑ Жигаревич И. А. размножение маслины Баку, 1949 35 с. Азерб. Научно-исслед. Ин-т многолетних насаждений.
- ↑ Агромир. Проблемы и решения N9 46 (360)9 декабря 2008 вниманию садоводов стр.8.
- ↑ Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ. «Наука и жизнь» № 8, 1997.
- ↑ Агромир. Проблемы и решения N9 46 (360)9 декабря 2008 вниманию садоводов стр.8 Е. ШОФЕРИСТОВ,С. ЦЮПКА, Н. АГАПОНОЭ, Н. КЛЕШОВ, С. ДЕРНОВОЙ
- ↑ Источник: Die Welt in Zahlen, 2005
Wikimedia Foundation. 2010.
Олива — это… Что такое Олива?
Джованни Анелло Олива или Хуан Анелло Олива, (исп. Joan (Juan) Anello Oliva, итал. Giovanni Anello Oliva) (1574, Неаполь, Италия — 5 февраля 1642, Лима, Перу) — итальянский иезуитский миссионер, священник в Перу. Автор зашифрованных цифровым кодом уникальных в своём роде записок, посвященных истории Инков, в частности их религии, а также системам фиксации информации — кипу и токапу, знаток кечуа. Являлся соратником и помощником выдающегося перуанского историка Бласа Валера.
Биография
Также как и Генерал Клаудио Аквавива, Анелло Олива родился в Неаполе, как он сам заметил, «в тени Везувия».[1]
Вступил в Орден иезуитов в Неаполе 1 ноября 1593 года, по протекции Виталески. Являлся также и учеником Главы Ордена Иезуитов Муцио Виталески. Ему же он и посвятил свой труд «
В Перу прибыл в 1597 году после 4 лет послушничества, вместе с 11 иезуитами под руководством отца Петруса Клавера, равно как 12 апостолов. Заканчивает обучение в Колехио Максимо Сан Пабло в Лиме в 1601 году, принимает участие в миссии в Хули (озеро Титикака). Священником стал в 1614 году. С 1601 года «воодушевлён… помогать индейцам».[2]
Находился Олива, как он пишет, с миссией в Санта-Крус-де-ла-Сьерра в Боливии в 1611 году, хотя действовал там уже с 1607 года. В 1609 году карточка на него в Catalogo Provinciale secreto del Peru сообщает: «хорошего ума, посредственного благоразумия, по темпераменту холерик».
Действует также в Оруро, Чукисака и Арекипа. В 1637 году был Ректором Иезуитского колледжа в Лиме.[1]
Находясь в Лиме, продолжил запись тетради Антонио Кумиса, но уже используя шифр, взятого у предшественников отцов Паэс и Кабредо.[2]
Произведения
- Анелло Олива является соавтором записок «Historia et rudimenta linguae piruanorum» (сокращенно в научной литературе HR) — тетрадей из 12 листов, которые были начаты Антонио Кумисом около 1600 года (на лытыни), потом продолжены уже им между 1637 и 1638 гг. на итальянском языке; вместе с Документом «Exsul immeritus Blas Valera populo suo» (сокращенно EI), написанного и подписанного метисом отцом Бласом Валера в Алькала де Энарес в 1618 г., являются известными «документами Миччинелли» оба документа являются тайными иезуитскими, то есть они не были ни редактированы, ни опубликованы, не имели и внутреннего распространения. Однако Блас Валера утверждал, что написал EI для культурного общества своего времени, а именно: иезуитам, а также потомкам Инков, комплексу той культуры, которая была перечеркнута силой навязанной испанцами конкистой. Напротив, выходит, что HR было редактируемо для донесения будущим иезуитам испытывавших уважение евангелических идей туземной культуры, идей противных всяческому насилию, в уже поднятых метисом Бласом Валерой проблемах. Интересно, что отец Анелло Олива написал первую часть HR, которую принято назовать Oliva I, в 1637 г., а вторую часть, то есть Oliva II, в 1638 г., — это, соответственно, семь и восемь лет спустя после его произведения, предназначенного к публикации «История королевства и провинций Перу» (1630) (Historia del reino y provincias del Perú). Следовательно, тексты Oliva I и Oliva II могут рассматриваться, как пояснение и свободная исповедь истинных мыслей отца Оливы и в то же время, они дают нам понять многие цензорские препятствия и принуждения, которым вынужден был подчиняться иезуит, чтобы добиться положения «никакого противодействия» (nihil obstat): «Моё перо здесь — это легкое почтение моим произведениям, предназначенным для публикации, без сожаления подвергнутым цензуре или чьё содержание было отпечатано по приказанию свыше», — как пишет по этому поводу Анелло Олива.
- Juan Anello Oliva. HISTORIA DEL REINO Y PROVINCIAS DEL PERÚ (1631) — Хуан Анелло Олива. История Королевства и Провинций Перу (1631), изданная в 1895 году в Лиме.
Это обширное произведение по истории Перу, правда преломленное под углом видения иезуитами сего предмета, но также содержит и уникальные сведения, не встречающиеся у других авторов.
Кумис ([3]), начавший HR, утверждает, что существовал «Ковчег /Ларец/», содержавший на плитах «писанные» законы, переданных Пачакамаком Илья Тексе (Pachacamac Illa Tecce) для Апо Манко Капака (Apo Manco Capac), а, стало быть, Инки не могли быть осуждены в язычестве, потому как в этом случае идолопоклонниками были бы католические священники. Кумис также интересовался вопросом трансцендентного фонетико-слогового «письма», реализованного в кипу, королевского кипу, используемое, говорит он, для соединения знати с богами, о чём он пытался, безрезультатно, «написать» песню «Золотое Яйцо» (Huevo de Oro), являющаяся декламацией аравека [поэта], и которую он транскрибировал также латинскими буквами, но на языке кечуа, с переводом на испанский язык (не являющийся основным языком его манускрипта, в действительности написанного на латыни, но зашифрованного цифрами). Возможно, источником песни был представитель кечуа, а испаноговорящим тот, кто был его информатором — умерший курака Майачак Асуай, которого Кумис упоминает в HR как друга отца Бласа Валера ([4]). Эта песня представляет синкретическую форму между мифом о происхождении Инков (рассказано об Айарах (los Ayares)) и христианским: он сообщает, что Создатель Неба говорит душе [сердцу] Виракочи, что он сошёл оплодотворить землю, и что он будет воскрешён. В ковчеге — находятся законы Бога Ильятексе (очевидна схожесть Бога Илья Тексе и Бога христианского, в охраняемых законах в Ковчеге, и между Виракочей и Иисусом Христом, который также как и последний будет воскрешен). Возможно, то же самое будет пояснено лучше песней с рисунком без подписи. (c.3v): то есть фигура представляет писанные на кипу законы, когда они падают из Ковчега /Ларца/, находящейся в небе, Солнце и Луна видят происходящее и в Земле открываются три пещеры Пакаритамбо, центральная из которых (Капактоко, давшая происхождение Инкам), украшена камнями или ценными цветами. Для пояснения темы аналогий, в маленьком словаре составленных им ключевых слов, Кумис переводит Пачакамак = Высшая суть, а Виракоча = Воплощенный Бог.
Несмотря на то, что религия Инков официально считалась языческой, авторы тайных документов, напротив, совершенно не считали Инков идолопоклонниками, а подают проблему с других позиций:
- два итальянских иезуита, Х. Кумис и П. Олива, утверждают, что инки не были идолопоклонниками, потому что имели религию, настолько похожую на нашу, что католические священники также считались бы идолопоклонниками, и они выделяли общие элементы между обеими религиями.
Позиция двух итальянских иезуитов по отношению к туземному понятию священного, кажется, соединялась с идеей переоценки прав Рима относительно божественной и всемирной верховной власти короля Испании в христианизации Перу, которая, хотя и превратилась в бесполезную и жестокую резню, ведь Инки имели религию, похожую на европейскую католическую, и уже христианизованную в эпоху Апостолов. Также характерной была ненависть итальянских иезуитов к колониальному правлению испанцев в Перу.
Спорные вопросы
В городе Кито были найдены рукописи «Древние обычаи Инков» (Las Costumbres Antiguas de los Incas), которые уже в 1945 Франсиско А. Лоайса представил как работу Бласа Валера, и, согласно такому историку как Сабина Хайленд (Sabine Hyland) также случайно в Ла-Пасе, Боливия, был найден словарь, названный Vocabulario, где приводиться информация о временах Инков.
В последнее время начали распространяться новые данные относительно биографии Бласа Валера. Среди них: спорные — общность с «Новой Хроникой и Добрым Правлением» (Nueva Corónica y Buen Gobierno), книгой Гуаман Пома де Айяла, Фелипе (Felipe Guamán Poma de Ayala). Согласно итальянской исследовательнице Лаура Лауренсич Минелли, существуют три листа с рисунками в рукописном документе «История и Начала Перуанского Языка» (Historia et Rudimenta Linguae Piruanorum), приводящих подпись «итальянского иезуита» Бласа Валера. Согласно Лауренсич Минелли, эти рисунки были нарисованы до 1618, а именно, спустя годы после официальной смерти Бласа Валеры.
Возможно, целью Валеры в Европе было: представить правдивое сообщение римскому папе о завоевании Перу конкистадором Франсиско Писарро, отравившего солдат Инки Атауальпа с помощью аурипигмента (As2S3 — лимонно-жёлтый триоксид мышьяка) и вина, о чём Валера узнал от своего дедушки Ильяванка из кипу, которое подарил тому амаута Мачакуимукта (живший при Инке Атауальпа), в знак благодарности за то, что он спас ему жизнь; от своего отца Луиса Валера он получил письмо конкистадора Франсиско Чавеса (участника пленения короля инков Атауальпы), его «Сообщение Королю Испании», составленное 15 августа 1533 года в городе Кахамарка. На этом письме сохранились подписи Поло де Ондегардо («No es cosa») и Хосе де Акосты («Non D.[omino].D.[entur].Ex simus [Eversimus] — Joseph de Acosta»), идентичные уже имевшимся среди документов в архивах Перу. Глава Общества Иезуитов, Аквавива, был против намерений Валеры, потому и было принято решение признать Валеру умершим, а сам он должен быть изгнан в Испанию, где часть его работ и попала к Инке Гарсиласо де ла Вега.
Позже, однако, Валера тайно возвратился в Перу под другим именем — Руируруна — с намерением напечатать свою версию завоевания Перу. Он сблизился с двумя другими иезуитами, а именно: Хуан Антонио Кумис и Хуан Анелло Олива. Также в группу помощников и покровителей Бласа Валера вошли и такие иезуиты: Бартоломе де Сантьяго, Хуан Гонсало Руис, Алонсо Барсана, Бартоломе Санчес, Муцио Виталески (Глава Ордена), Доминго де Бермео, Диего де Ваэна (либо Дионисио Веласкес). Чтобы осуществить свои намерения, они задумали воспользоваться чужим именем, и заключили контракт по сему поводу (об использовании имени, за что обязывались заплатить одной каретой с лошадью) с Фелипе Гуаман Пома де Айяла. Контракт сохранился вместе с тетрадью Бласа Валеры и был заключен в специальном предохранительном кармане. Выполнив задуманное, Блас Валера возвратился якобы Испанию в 1618, где предположительно вскоре и умер в Алькала-де-Энарес. В том же городе находился наследник инков — Дон Мельчор Карлос Инка, изображение которого попало в книгу Гуамана Пома де Айяла и выполненное, предположительно Гонсало Руисом.
Рукопись, изученная Лауренсич Минелли, состоит из девяти листов, написанных различными лицами испанском, латинском и итальянском языках, с рисунками, сделанными соратником Бласа Валеры — тем же Гонсало Руисом. Этот текст содержит краткую грамматику кечуа, представляющего ключ к расшифровке кипу, а также счетного инструмента — юпана.
Ролена Адорно, специалист, исследовавшая Фелипе Гуаман Пома де Айала, на основании исследования Хуана Карлоса Эстенссоро (Juan Carlos Estenssoro) намекают на вероятную подделку документов, изученных Лаурой Лауренсич Минелли.
Рукопись «Exsul Immeritus Blas Valera Populo Suo», представленная Лаурой Лауренсич Минелли, все ещё не пользуется признанием, а следовательно тайна, окутывающая прошлое Перу и этого иезуита метиса не раскрыта окончательно.
Издания его произведений
Наследие
Раймондо де Сангро, принц Сан-Северо, купив рукопись HR 25 октября 1745 года у отца Ильянеса[5], включил в свою книгу La Lettera Apologetica, многие знаки токапу в капак-кипу, правда переделав их и придав им закругленные, а не квадратные формы.[6]
Литература
- ¿Sublevando el Virreinato?: Jesuitas italianos en el Virreinato del Perú del Siglo XVII. Gerónimo Pallas (S.I.), Documentos contestatarios a la historiografía tradicional del Perú colonial. Laura Laurencich Minelli y Paulina Numhauser (eds.). — Quito, Ediciones Abya-Yala, 2007, 467 p. y 1 CD Rom. ISBN 978-9978-22-706-0
Примечания
- ↑ 1 2 Exsul immeritus blas valera populo suo e historia et rudimenta linguae piruanorum, 2007. стр. 515
- ↑ 1 2 3 Exsul immeritus blas valera populo suo e historia et rudimenta linguae piruanorum, 2007. стр. 516
- ↑ Laurencich-Minelli et al.1995:383
- ↑ Laurencich-Minelli et al.1995:382
- ↑ Exsul immeritus blas valera populo suo e historia et rudimenta linguae piruanorum, 2007. стр. 515—516
- ↑ ¿Sublevando el Virreinato?, стр. 245
Ссылки
См. также
Инки | |
---|---|
Предыстория | Кильке | Мольо | Тиуанако | Уари |
Регионы | Антисуйу | Кунтисуйу | Кольасуйу | Чинчайсуйу |
Города | Вилькабамба | Вилькасуаман | Виткос | Гран-Пахатен | Ингапирка | Инкальяхта | Инкауаси (Аякучо) | Инкауаси (Каньете) | Кахамарка | Кито | Кориуайрачина | Кота-Кока | Куско | Куэлап | Льяванту | Льяктапата | Мачу-Пикчу | Морай | Ольянтайтамбо | Пайтити | Пайхан | Паккаритампу | Пачакамак | Писак | Потоси | Пука-Пукара | Ракчи | Саксайуаман | Тамбо-Колорадо | Тамбомачай | Тарауаси | Типон | Тукуме | Тумебамба | Уаманмарка | Уиньяй-Уайна | Учкус-Инканьян | Учуй-Коско | Чинчеро | Чокекирао | Шинкаль | Юкай |
Правители | Сапа Инка | Манко Капак | Синчи Рока | Льоке Юпанки | Майта Капак | Капак Юпанки | Инка Рока | Йауар Уакак | Виракоча | Пачакутек | Тупак Инка Юпанки | Уайна Капак | Уаскар | Атауальпа | Манко Инка Юпанки | Сайри Тупак | Титу Куси Юпанки | Тупак Амару I |
Другие персоналии | Руминьяви | Кура Окльо |
Соперники, соседи, завоевания | Каньяри | Колья | Покра | Сикан | Тастиль | Чанка | Чачапойя | Чиму | Чинча |
Войско, оружие | Оружие | Полководцы | Тактика |
Общество, семья, экономика | Инкское право | Экономика | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Мосты | Торговля | Почта | Земледелие | Скотоводство | Керамика | Кипукамайоки |
Мифология и религия | Мифология инков | Амаруканча | Апу | Виракоча | Инти | Кай Пача | Кориканча | Мама Килья | Кавильяке | Пача Камак | Пачамама | Супай | Уака | Уку Пача | Ханан Пача | Ванакаури |
Язык, письменность | Аймара | Капак сими | Кечуа | Кипу | Токапу | Керо | Пукина | Уру | Рукопись из Варочири | Сообщение кипукамайоков | Тетрадь Бласа Валера | Хроники Монтесиноса |
Символика | Випала | Чакана |
Науки, философия | Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Система координат | Система счёта, мер и весов инков | Тупу | Юпана |
Культура, искусства, литература | Музыка | Кена | Тарка | Флейта Пана | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Апу-Ольянтай | Уткха-Павкар | Суримана | Скульптура | Архитектура | Живопись | Ткачество |
Разное (быт, личности, другое) | Айлью | Курака | Кухня инков | Мате | Мита | Пукара | Чульпа | Чакира | Кока | Лама | Гуанако | Викунья | Альпака | Бальса | Картофель | Кукуруза | Киноа | Арракача | Красный перец | Чайот | Авокадо | Угни | Перуанский перец | Морская свинка |
См. также: Доколумбовы цивилизации | Доколумбова хронология Перу |
Оливковое дерево — это… Что такое Оливковое дерево?
Оли́ва европе́йская (лат. Olea europaea; олива, маслина) — вечнозелёное субтропическое дерево рода Маслина (лат. Olea) семейства Маслиновые (лат. Oleaceae). Другие названия — оливковое дерево, маслина европейская.
Ареал
Культурная форма оливы европейской выращивается во всех средиземноморских странах, на Украине на южном берегу Крыма, в Абхазии, Грузии, Азербайджане, Туркмения, Ираке, Иране, Пакистане и северной Индии. В 1560 году была завезена в Америку, где возделывается преимущественно в Перу и Мексике.[1]
Описание
Высота взрослого дерева культурной маслины составляет обычно пять-шесть метров, но иногда достигает 10 — 11 метров и более. Ствол покрыт серой корой, суковатый, искривлённый, в старости обычно дуплистый. Ветви узловатые, длинные, у некоторых сортов — пониклые.
Листья узколанцетные, цельнокрайние, серо-зелёные, не опадают на зиму и возобновляются постепенно на протяжении двух-трёх лет.
Душистые цветы очень мелкие, беловатые, с двумя тычинками, расположены в пазухах листьев в виде метельчатых кистей. Цветение в конце июня.
Плод-костянка чаще всего удлинённо-овальной формы (длина 2 — 3,5 сантиметра), с заострённым или тупым носиком, с мясистым околоплодником, содержащим масло. Окраска мякоти плода зелёная, переходящая при созревании его в чёрный или темно-фиолетовый цвет, часто с интенсивным восковым налётом. Косточка очень плотная, с бороздчатой поверхностью. Созревание плодов происходит через 4 — 5 месяцев после цветения.
Так как маслина является двудомным растением, при посадке в каждую ямку сажают два растения: женскую и мужскую особь для опыления.
История культивирования
Эта древнейшая плодовая культура имела большое распространение ещё в первобытном обществе; уже тогда люди пользовались её целебными пищевыми свойствами.
В наши дни общая площадь возделывания культурной оливы измеряется миллионами гектаров.
Абхазия
Самый крупный массив, где произрастает около 4000 деревьев, находится в Новом Афоне, на землях Ново-Афонского монастыря. В настоящее время в районе Гагр встречаются одичавшие деревья маслины, живые свидетели того, что в этих местах в старину эта культура была широко распространена. В конце XVIII столетия были созданы значительные насаждения в виде коллекций и отдельных плантаций в районе Гагр, Пицунды, Нового Афона.[2]
Азербайджан
На территории нынешнего Азербайджана маслина культивировалась очень давно. Это подтверждается найденными остатками этого растения при раскопках Апшерона, Барды и других районов. К сожалению, оливковые плантации Азербайджана были вырублены и сожжены многочисленными захватчиками, особенно в период нашествия монголов. Известно, что маслины были полностью вырублены и сожжены в 1222 году, когда монгольские захватчики отошли на зимовку к берегам реки Куры и Аракса, где были сосредоточены основные насаждения этой культуры. Небезынтересно отметить, что о развитии маслин со времен монгольской оккупации Азербайджана до XVII века включительно литературных сведений не имеется. В настоящее время одно наиболее старое дерево сохранилось в сел. Нардаран (г. Баку), которому не менее 180-~ 200 лет. В г. Баку в саду Революции имеется около 100 деревьев в возрасте 80—90 лет и в г. Кировабаде произрастают 6 деревьев, примерно такого же возраста. С 1939 году в районе Баку были созданы маслиновые совхозы — Маштагинский, Зыхский, Зыринский и Туркиянский. Общий урожай оливок, поступавших на консервый завод к 1965 году, достигал 220—250 тонн в год, из них 25-30 т для сухого посола. Используется олива и как декоративное растение, в качестве украшения проспектов, парков и скверов, которые в сочетании с яркой зеленью других пород деревьев создают красивые декоративные ландшафты. Массовый сбор урожая с этих деревьев, количество которых достигает 40 тысяч, не организован и получаемый от них урожай к 1965 году составлял 13-15 тонн.[3]
Грузия
Литературные источники утверждают, что в Грузии маслину также возделывали с давних времен. В конце XVIII века были созданы значительные насаждения в районе Тбилиси, а также в других местах.[2][4]
Крым
В Крыму маслина может расти не только на южном берегу, но и на остальной части полуострова где, впрочем, она ещё мало разводится. Позднее, по неточным данным, разведением маслины занимались в Крыму уже с 1785 года. И в наше время можно встретить отдельные деревья-патриархи, которым исполнилось 400—500 лет. Встречаются также групповые насаждения в виде небольших рощ.
Хорватия
В Хорватии плантации маслины сильно пострадали во время Второй мировой войны, где немецкие оккупанты вырубили и сожгли, по неполным данным, более миллиона деревьев.[3]
Использование
Сорта
Существует заблуждение, согласно которому зрелые оливки — чёрные, а недозревшие — зелёные. На самом деле чёрные и зелёные оливки — это два совершенно разных сорта. Как яблоки «антоновка» и «голд». Содержание масла в чёрных оливках выше, чем в зелёных.
По физико-химическим показателям и содержанию масла оливки можно грубо разделить на две группы: богатые содержанием масла и менее богатые. Оливки, богатые содержанием масла, относятся к маслиничной группе. Ко второй группе относятся сорта, пригодные для переработки, или консервные сорта. Основные показатели при оценке консервных сортов — диаметр плода, его вес и соотношение мякоти и косточки (чем меньше косточка и больше мякоти, тем ценнее плод), свойства мякоти и её химический состав.[3]
Продукт питания
С древних времен люди употребляли плоды оливы в пищу и изготавливали из них оливковое масло.
Маслины богаты жирами; выход масла на абсолютно сухое вещество в зависимости от помологического сорта колеблется от 50 до 80 %. Плоды богаты белками, пектинами, сахарами, витаминами: В, С, Е, Р-активными катехинами, содержат соли калия, фосфора, железа и других элементов.[5] Кроме того, в плодах найдены углеводы, катехины, фенолкарбоновые кислоты, пектиновые вещества, тритерпеновые сапонины. В листьях содержатся органические кислоты, фитостерин, гликозид олейропеин, смолы, флавоноиды, лактон эленолид, горькие и дубильные вещества, эфирное масло, в состав которого входят эфиры, фенолы, камфен, эвгенол, цинеол, цитраль и спирты. В листьях содержатся гликозиды, органические кислоты, горечи, флавоноиды и танины.
Масло плодов оливок является основным продуктом, ради которого главным образом и возделывается эта культура. Но плоды оливок находят широкое применение и в консервной промышленности для изготовления консервов из зелёных плодов, а из чёрных — маслин сухого посола. Используется оливковое прованское масло в пищевой промышленности при выработке деликатесных рыбных консервов (шпроты, сардины), Содержание жира, его химические и физические свойства зависят от комплекса факторов, почвенно-климатических условий года, агротехнических мероприятий, помологического сорта.
Консервированные оливки, маслины черные сухого посола, и особенно фаршированные, имеют пикантный вкус, являются незаменимой закуской, деликатесными консервами, дополняющими ассортимент пищевых продуктов, а главное имеющими целебное значение.[3]
Древесина
Зеленовато-жёлтая, тяжёлая, крепкая и свилеватая древесина прекрасно поддаётся полировке и используется для изготовления мебели. Её также ценят резчики по дереву, её применяют для инкрустаций и изготовления дорогих токарных и столярных изделий.
Медицинское применение
Корой оливкового дерева пытаются заменять хину, а настои из листьев нормализуют кровяное давление и дыхание. Специалисты утверждают, что в оливках есть практически все необходимые человеку витамины и микроэлементы. Сырая мякоть плода содержит до 80 % невысыхающего масла, в состав которого входят уникальные по своим свойствам ненасыщенные жирные кислоты — олеиновая (75 %), линолевая (13 %) и линоленовая (0,55 %). В отличие от животных жиров, они не только не вредны, но приносят организму немалую пользу — препятствуют развитию атеросклероза, болезней сердца и сосудов, не содержат и способствуют выводу холестерина, благотворно влияют на органы пищеварения. Испанские маслоделы считают, что оливки полезны человеку в любом возрасте и вполне могут стать основой даже детского рациона. Дело в том, что входящие в них кислоты — основной компонент витамина F — необходимы как строительный материал оболочек клеток, а сам организм синтезирует их только частично.[6]
Другие применения
Оливковое масло применяется в парфюмерной промышленности. Вторые и низшие сорта масла известны под названием деревянного и применяются для смазки машин, при мыловарении.[3]
Растения являются хорошим мелиорантом на затеррасированных горных склонах круче 10-12°. Они делают почву устойчивой к размывам и просадкам, что очень важно в приостановке оползней, эрозии почв и бесполезного сброса воды от осадков. Деревья оливы, характеризующиеся долговечностью и мощностью корневой системы способны приостановить стихийную ситуацию в Оползневском лесничестве. [7]
Мировое производство
Галерея
Примечания
- ↑ Распространение маслины в СССР. (Ф. X. Бахтеев, 1970)
- ↑ 1 2 Ржевкин А. А. культура маслины в Крыму Крымиздат г. Симферополь 1947 с 39
- ↑ 1 2 3 4 5 Расулов М., Атаян С. С. Маслины- ценный пищевой продукт. Консервы и овощесуш. промышл., 1965, № 8, с. 29-31.
- ↑ Жигаревич И. А. размножение маслины Баку, 1949 35 с. Азерб. Научно-исслед. Ин-т многолетних насаждений.
- ↑ Агромир. Проблемы и решения N9 46 (360)9 декабря 2008 вниманию садоводов стр.8.
- ↑ Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ. «Наука и жизнь» № 8, 1997.
- ↑ Агромир. Проблемы и решения N9 46 (360)9 декабря 2008 вниманию садоводов стр.8 Е. ШОФЕРИСТОВ,С. ЦЮПКА, Н. АГАПОНОЭ, Н. КЛЕШОВ, С. ДЕРНОВОЙ
- ↑ Источник: Die Welt in Zahlen, 2005
Wikimedia Foundation. 2010.
Что такое оливки? Фрукты, овощи…или ягода?
Маслины – это плоды оливкового дерева. Российские потребители придерживаются собственной классификации плодов оливкового дерева, о которой неизвестно жителям других стран мира. Черные плоды россияне называют маслинами, зеленые – оливками. Это как виноград. Бывает зеленый, синий и красный, так же и маслины. Т. е. цвет зависит сугубо от сорта и зрелости плода. Виды оливок в зависимости от степени зрелости и способа обработки: Зеленые оливки – собираются до начала процесса созревания, цвет варьируется от зеленого до светло-желтого. Комбинированные оливки – собираются в процессе созревания, но до наступления зрелости, цвет варьируется от розового до каштанового. Черные оливки, которые мы привыкли называть маслинами – собираются после наступления полной зрелости. Черненные окислением оливки, которые мы также называем маслинами – собираются недозрелыми, затем, с помощью специальной обработки приобретают черный цвет. Специалисты выделяют около трехсот сортов оливок, которые отличаются вкусовыми нюансами, формой и размерами.
Википедия Вам в помощь.
А Вы назовите хоть один овощ, растущий на дереве? ) Естественно, ягода, фрукт
Маслины – это плоды оливкового дерева. Российские потребители придерживаются собственной классификации плодов оливкового дерева, о которой неизвестно жителям других стран мира. Черные плоды россияне называют маслинами, зеленые – оливками. Это как виноград. Бывает зеленый, синий и красный, так же и маслины. Т. е. цвет зависит сугубо от сорта и зрелости плода. Виды оливок в зависимости от степени зрелости и способа обработки: Зеленые оливки – собираются до начала процесса созревания, цвет варьируется от зеленого до светло-желтого. Комбинированные оливки – собираются в процессе созревания, но до наступления зрелости, цвет варьируется от розового до каштанового. Черные оливки, которые мы привыкли называть маслинами – собираются после наступления полной зрелости. Черненные окислением оливки, которые мы также называем маслинами – собираются недозрелыми, затем, с помощью специальной обработки приобретают черный цвет. Специалисты выделяют около трехсот сортов оливок, которые отличаются вкусовыми нюансами, формой и размерами. Короче ягода !!!
Это моя крыса Оливка
Оливка — это… Что такое оливка?
Оливка, обыкновенная оливка с косточкой, неведомо как оказавшаяся на пицце, попала ему в дыхательное горло, и мир перед глазами ученого потемнел.
На леску надевают два свободно скользящих грузика «оливка«, далее идет карабин с застежкой и поводок с крючком.
Оснастка используется скользящая: как правило, большая «оливка», установленная на конце основной лески, стопорится свинцовой дробиной, после которой идет длинный – от 30 до 80 см – поводок (на нем можно привязывать один или два крючка).
Груз – «оливка» весом не менее 15–20 г, который одновременно является отцепом, располагается выше вертлюжка, соединенного с металлическим поводком длиной 300–400 мм.
Она всегда на высоких каблуках, даже когда сидит на краю бассейна в белом купальнике-бикини, курит ментоловые сигареты и болтает по телефону, темно-зеленому, словно оливка.
Величайшую драгоценность в блюде составляла оливка, которая, находясь в средине, напитывалась тончайшими соками окружавших ее снадобий.
Ее пальцы обхватили мою головку, продолговатую, как оливка или миниатюрный мяч для регби, а затем спокойно приняли меня всего.
Мы взяли проволочную сетку, смастерили сарафан-шар на бретельках и с дырками для головы и ног, затем обтянули его зеленой гофрированной бумагой, — и оливка готова.
Так вот, когда с «шотландских гор» спускалась оливка, он выскочил из своего логова (то есть из-за занавески) и мертвой хваткой вцепился в свою добычу (то есть в мои колготки).