HomeРазноеНаучный стиль про березу – «Берёза «художественная» и берёза «научная» Художественное и научное постижение мира Материалы Беловой И.П., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Научный стиль про березу – «Берёза «художественная» и берёза «научная» Художественное и научное постижение мира Материалы Беловой И.П., учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Напишите Пожалуйста два кратких текста на тему берёза но один текст был научного стиля а второй художественного стиля? (5 ответов)

Напишите Пожалуйста два кратких текста на тему берёза но один текст был научного стиля а второй художественного стиля?

Напишите Пожалуйста два кратких текста на тему берёза но один текст был научного стиля а второй художественного стиля?

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+


Альберт Даукаев ()
У нас во дворе прямо под моим окном растёт белая берёза. Берёзу никогда не спутаешь с другими деревьями. Только у берёзы такой красивый белый с тёмными точками и полосками ствол, покрытый нежной тонкой корой. Радостно смотреть на длинные тонкие веточки, низко склоняющиеся к земле. А как красивы маленькие, похожие на сердечки, зелёные листочки берёзы! Не случайно эту белоствольную красавицу называют кудрявой. Уж очень похожи тоненькие веточки с маленькими листочками на кудряшки. Сколько замечательных песен и стихов посвящено белой берёзе, величественной и стройной. Люблю белую берёзоньку! Люблю слушать шелест её листьев, когда тронет их вдруг пробежавший ветерок. Кажется, будто шепчутся листья между собой, рассказывают друг другу какую-то тайну. Нет дерева прекраснее берёзы! — художественный
Tomаtik ()
Озвучьте гонорар
Igrula ()
Берёза (лат. Bétula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста[3] или немного больше[4]. Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве. Берёза занимает важное место в культуре славян, скандинавов, финно-угорских и других народов. научный
Роман Жуков ()
1 Берёза (лат. Bétula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста[3] или немного больше[4]. Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве. Берёза занимает важное место в культуре славян, скандинавов, финно-угорских и других народов. 2 Летом листики становятся тёмно-изумрудными. На берёзке можно увидеть серёжки. Такие красивые, что любая модница позавидует! В июльскую жару можно под берёзкой спрятаться, да от грибного дождичка укрыться можно! А уж как берёзка оденет свой жёлтый наряд- это осень пришла. Льют дожди, холодно. Птицы улетают в тёплые края, природа готовится к зимушке-зиме. Но берёзка и в это время красива! А когда солнце выглядывает из-за туч, и хоть не греет оно так, как летом, а посмотришь на яркие жёлтые листочки нашей подружки, на душе тепло становится! Опять же, под берёзой грибы найти можно! Они так и нарываются — подберёзовики. Тут уж не теряйся, делай запасы на зиму. А дальше — долгая зима. Снег, метель, вьюга. А берёзка наша, не смотря ни на что, красавицей осталась. Оделась в белоснежную шубку. А мороз за красоту её осыпал искристым инеем, словно драгоценными каменьями. Стоит она, переливается вся!
Альбина ()
вы что-то категорией ошиблись

Добавить комментарий:

Необходимо войти под своим аккаунтом .

my-baby.org

Урок по русскому языку «Стили реи»

Тема:  Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой, художественный.

Цели:

  1. Образовательная: закрепить понятие «стили речи»; познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» научить работать с текстами разных стилей речи.;

  2. Развивающая: сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.

  3. Воспитательная: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма урока: урок-заполнение таблицы

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.

Оборудование: учебник, раздаточные карточки

Ход урока

Организационный момент.

Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления. Китайская пословица.

поразмышляйте, какой же путь самый трудный.

Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь.

Поэтическая минутка. Послушайте стихотворение  и определите, в чём заключается его основная тема?

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать —
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, —
Нужно стили речи знать!

Сформулируйте теперь тему и цели урока.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Словарная работа.

Ребята, а слово стиль однозначное или многозначное ?

Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим.

Что вы узнали об истории этого слова?

Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.

Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой — -в виде лопаточки, им , повернув стержень- «стиль»,стирали написанное. Таким образом, автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение «часто перевертывай стиль», т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.

Что можете рассказать о лексическом значении слова?

В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:

1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.

2. Постановка учебной задачи

Работа по ЭУ. Заполнение кластера по теме «Стили речи» (название стиля, сферы применения и особенности каждого стиля).

характерны эмоциональность, образность 

публицистический

художественный

Официально-деловой

Используется в документах, заявлениях

характерны полные наименование государственных учреждений, имен людей, точное обозначение дат, употребление слов только в их прямом значении

научный

научные статьи, тексты в учебниках

В науке, в школе

  1. Работа с текстами (читает учитель)

Разговорный стиль

Поделиться впечатленьем

Если с другом захочу,
То ему, без промедленья,
По мобиле позвоню:
«Ну, привет!..Я тут скучаю.
Приходи-ка на чаёк!
Поболтать с тобой мечтаю.
Дивный нынче вечерок!
Нет, не болен,- просто скука!
Если хочешь, то хандра!
Мне молчать — ох, это мука!
Сплетен хватит до утра!»

— Определите стиль речи (разговорный стиль).

Где употребляется данный стиль?

  1. Научный стиль

Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.

Можем мы всегда узнать
Стиль сухой, немного скучный.
«Термин!» — стоит лишь сказать, —
Перед нами стиль -..

  1. Официально – деловой стиль.

Документ в законную силу вступает.

В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.

Выпишите из данных предложений 2 любых словосочетания и разберите их.

— А для чего нам нужен такой стиль? (Точная передача информации)

4. Художественный стиль

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

— Что характерно для художественного стиля речи. Используется, когда нужно нарисовать словами конкретные картины и образы.

Физкультминутка

ΙΙΙ. Применение знаний

  1. Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)

Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в Объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.

— 

Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!

 — Да? А где?

 — Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?

 — Не знаю, а во сколько?

 — Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.

  1. Анализ текстов (работа в группе)

Текст 1

Береза — лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья, весной распускаются сережки. Весной у березы листья светло-зеленые, потом они темнеют, а осенью они становятся желтыми или красными. Береза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в теплых краях, но и в Сибири. На севере растет карликовая береза.

(Из энциклопедии.)

Текст 2

На склон… небольш… пригорка, у самой дорог…, одиноко ст…яла молод…нькая береза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радос…но взмахивала ветвями, точ…но восторженно приветствуя со…нце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочн… светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядн… осенн… поля.

(М.Бубеннов.)

— Подготовьтесь к выразительному чтению первого текста.

— Прочитайте первый текст.

— К какому стилю он относится?

В первом тексте сообщаются точные сведения о березах, которые относятся ко всем березам данного вида, в тексте есть термины, например: лиственное дерево, карликовая берез, — поэтому он относится к научному стилю речи.

— Сравним первый текст со вторым. (Учитель читает второй  текст.)

— Что легче представить: то, что описывает М.Бубеннов, или то, о чем говорится в энциклопедической статье?

Автор второго текста нарисовал картину, которую  мы, читатели, ярко представляем, мысленно «видим».

1 . Вышел я на поляну. . . и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! 

2. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. 

3. Возле речки, у обрыва, Может, ветер шаловливый

Плачет ива, плачет ива. За косичку дернул иву?

Может, ей кого-то жалко? Может, ива хочет пить?

Может, ей на солнце жарко? Может, нам пойти спросить?

И. Токмакова

3. Творческая мастерская «Осенняя береза».

— Давайте и мы с вами выступим в роли писателей и создадим свое художественное произведение о березке. Обратитесь в воспоминаниях  к прекрасному облику этого дерева осенью. Вспомнили день, когда любовались им? Место, где вы находились? Красоту, которая заворожила вас? Чувство, которое вы испытывали в те минуты и которое не забылось до сих пор? Поделитесь воспоминанием, запишите столбиком 5-6 слов, которые связаны в вашем сознании с этим словом. Каждый свои слова.

— Работаем в группах. Познакомьте друг друга с записанными словами. Составьте словосочетания, т.е. распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

— Возьмите другие карточки, на каждой из них карандашом в уголке напишите по одному из  понравившихся вам словосочетаний. А теперь каждый из вас на одной из карточек должен написать по два-три предложения на данные темы.

— Снова работаем в группах. Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку «Красавица-березка». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

ΙV. Домашнее задание

*Подобрать небольшие тексты разных стилей, упражнение 113

V. Итоги урока.

Прием «Плюс-минус-интересно».

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Группа 1

Текст 1

Береза — лиственное дерево с белым стволом, тонкими ветвями и пышной кроной. У березы мелкие листья, весной распускаются сережки. Весной у березы листья светло-зеленые, потом они темнеют, а осенью они становятся желтыми или красными. Береза растет в лесу, а также и в поле. Она не боится холода, поэтому произрастает не только в теплых краях, но и в Сибири . На севере растет карликовая береза. 

(Из энциклопедии.)

Текст 2

На склон… небольш… пригорка, у самой дорог…, одиноко ст…яла молод…нькая береза. У нее была нежная и светлая атласная кожица. Береза по-детски радос…но взмахивала ветвями, точ…но восторженно приветствуя со…нце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы. Казалось, что от нее, как от сказочн… светильника, струился тихий свет. Было что-то задорное, даже дерзкое в ее одиночестве среди неприглядн… осенн… поля.

(М.Бубеннов.)

Текст 3

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, не уверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать — на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Группа 4

Определить стили речи.

1 . Вышел я на поляну. . . и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! 

  1. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. 

3. Возле речки, у обрыва, Может, ветер шаловливый

Плачет ива, плачет ива. За косичку дернул иву?

Может, ей кого-то жалко? Может, ива хочет пить?

Может, ей на солнце жарко? Может, нам пойти спросить?

И. Токмакова

4. Упражнение 118.

Группа 1

Определить стили речи.

Упражнение 110

Разговорный

Научный

Официально-

деловой

Публицистический

Художественный

Цель

(зачем?)

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

Сообщение, передача научной информации

Точная передача деловой

информации

Сообщение, воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на мысли и чувства

Сфера применения

(где?)

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

Официальная обстановка;

деловые бумаги

заявления

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях

Художественная литература

3. Напишите мини-сочинение «Березка-снегурочка (для учащихся I группы).

Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Д.М. Гиряев

Береза

Стоишь безмолвно, словно фея,

В наряде светло-голубом.

Мороз, алмазы порассеяв,

Украсил косы жемчугом.

Люблю тебя в любую пору,

Береза русская моя!

Я рад волшебному узору

В трескучий холод января,

Красе открытой, обнаженной,

Когда теплом повеет март,

И ветер зашумит стозвонный,

Весны посланец, добрый бард.

Стою не внемля, замирая,

Когда роскошный свой наряд

В лучах зари в начале мая

Рождаешь ты.

О, как я рад,

Когда в твоей высокой кроне

Зеленый шум повеет вдруг,

Склонишься ты в земном поклоне

На бархатный цветистый луг…

Когда в душе моей проснется

И музы звук, и жизни цвет,        

И лира светлая вернется

Ко мне на этот божий свет.

Б.И.Жаворонков

* * *

Ах, березки! Бураны в округе

Заморозили вас над рекой.

Не грустите! Зеленые руки

Я легонько пожму вам весной.

Буду к вам приходить каждый день я –

Слушать ваш изумрудный хорал.

Я усну под березовой тенью,

Где б я долю свою ни искал.

И.С.Карлов

Первый снег

Незваным гостем привалил к нам снег,

Побушевал и на деревьях замер.

Закат смотрел на их пушистый мех

Усталыми, осенними глазами.

О, этот взгляд, ни мертвый, ни живой,

Ни жара в нем, ни цепкого мороза!

А под окном, качая головой,

Снежком умылась русая береза.

Кого же мне напомнила она

И стройностью, и красотой неброской?

Ах, вспомнил! В голубые времена

Я называл тебя моей Березкой!

Ты помнишь парка сумеречный свет?

Шел первый снег, выбеливая осень…

А нам всего лишь по семнадцать лет!

Увы, не то! Нам по семнадцать весен!

Умолкло все. Лишь в дальних уголках

Горланили грачи перед ночлегом.

Шел первый снег и таял на щеках,

И пахли поцелуи первым снегом!

Какою бы ты нынче ни была,

В какой бы цвет ни красила нас старость,

Ты с первым снегом в жизнь мою вошла

И первым снегом в памяти осталась!

В. С. Самарин

* * *

Отрадно все: стихи и проза,

И дети, и моя жена,

Когда я вижу, как береза

Весенним днем освещена.

 

На ней проклюнулись листочки,

Которых не было давно.

И я показываю дочке

Их, новоявленных, в окно.

Как не пытаюсь я, но чувства

Никак свои не передам.

Ведь с малых лет и сам учусь я

Читать природу по складам.

И лишь тому я рад сердечно,

Что нет, природы я не царь,

Коль перечитываю вечно

Ее загадочный букварь.

Но в знак любви хотелось мне бы

Признать единственным царем

Сияющее солнце в небе,

Что властвует моим двором.

И выражает взглядом дочка

Тот не поддельный интерес,

Который вызвали листочки

Не без участия небес.

В. Ф. Филатов.

* * *

Березы излучают свет

И душу наполняют светом.

Им пожелай ты добрых лет

Хотя бы за одно за это.

Пусть лето влагой напоит

И солнце их же обогреет.

Пусть никогда глаза твои

При встрече с ними не тускнеют.

В березах русских доброта,

Великодушие России,

Они просты, как ты проста,

И простотой своей красивы.

Д.М. Гиряев

Березка в сентябре

Фонарики в роскошной позолоте

Осыпали печалью твою грудь –

Осенний лист готовится к разлету,

Чтоб, умирая, золотом блеснуть!

Д.М. Гиряев

Березка

Вчера гордилась красотой,

Улыбкой щедро озаряла.

Шуршал убор твой голубой,

И солнце на ветвях играло.

А нынче русую косу

Посеребрил студеный дождик,

Злой ветер разметал красу-

И сбросил в грязь на подорожник.

Открылась стужам и ветрам,

Разделась донага, бедняжка.

Открытой зимним холодам

Стоять тебе в поклонах тяжких.

И.С.Карлов

Береза

На цыпочки встав, заслонила окно

Береза багряными косами.

Как видно, она разгадала давно

Недобрые замыслы осени!

Ах, как же она бережет мой покой,

Сентябрьским огнем не обласканный!

Ну, что мне сказать ей, хорошей такой,

По- женски ревнивой и ласковой?

Светла беспредельная нежность ее,

А преданность дружбе – завидная.

Она – мой запев,

Вдохновенье мое

И песня моя лебединая!

Я старых друзей покидать не люблю,

И нрав мой навряд ли изменится.

Что можно делить – я с друзьями делю,

Но сердце на части не делится!

Его и не надо на части делить:

И радость, и грусть в нем вмещаются.

Пусть болью друзей оно чаще болит

И к радостям их приобщается.

А если тоска просочится в жилье

Слезинками дождика серого –

Я знаю, что выручит сердце мое

Береза – российское дерево!

В.С.Самарин

***

Гляжу я на осеннюю природу,

На тихую березу у реки,

Которая бросает листья в воду,

Как человек на счастье медяки.

Мне хочется на миг принять участье…

Бросаю в воду несколько монет.

Зачем бросаю? Как она, на счастье,

Хотя, наверно, счастья в мире нет.

В. А. Семин

* * *

Стоят, обнимаясь руками — ветвями,

Березонька — дочка, березонька — мама.

Я помню, как мама была молодою,

Но годы прошли – она стала седою.

Лицо все в морщинах, спиною согнулась…

Но стройная рядом красуется юность!

Еще тонконога, еще слабовата,

Еще, как подросток, она угловата.

От легкого ветра тростинкой согнется,

На мамины плечи она обопрется.

Нам старость – опора, а юность – подмога,

И прочь улетает из сердца тревога.

Стоят, обнимаясь ветвями — руками:

Березонька — дочка, березонька — мама.  

Д.М. Гиряев

В березовой роще на родине

Пораскинулись пышные косы,

Распустились до самых колен.

О березы, родные березы!

Сердце пылкое взяли вы в плен!

Не пройти мимо вас, синеоких

Раскрасавиц, российских мадонн,

Белоликих, родных и далеких!

На душе моей радость и … стон!

Творчество молодых

Кузнецов Иван  родился в  1987 г. в поселке Ибердский. В 1995г. поступил в первый класс Ибердской начальной школы. В этом же году появились его первые стихи. В 1998 г. Ваня перешел в 5 класс нашей школы, которую окончил в 2005 г. Сейчас Иван  учится в Скопинском медицинском училище.

Стихи Вани впервые были опубликованы в газете «Кораблинские вести» в 1998 году, на чем знакомство жителей Кораблинского района с творчеством юного поэта не закончилось. Он неоднократно печатался в районной газете, его стихи звучали и на  школьных праздниках.

В январе 2002 года Кузнецов Иван стал победителем районного литературного конкурса «Отчий край – с Колесником».

Береза

Весной поранили березу,

Она пожаловалась мне,

Текли на землю сок и слезы,

Текли на землю по коре.

Давайте не губить природу!

России нашей – долго жить,

А белой красавице — березе,

Российским символом служить.

Обрати внимание: они учатся рядом!

Творчество твоих ровесников

Сухих Алексей

5 класс

2005

Вот я и в царстве деревьев. Русская красавица кудрявая береза шелестит молоденькими липкими листочками. Она уже старая, толстые ее корни вылезли наружу. Рядом растет рябина. Цветки ее еще не раскрылись. А вот и ели, раскидистые, высокие, на их верхушках висят старые шишки. Щетинистые лапы елей похожи на колючих ежиков. Уже вылезла свежая травка, так и хочется на нее прилечь, чтобы полюбоваться ярко-голубым небом, сочной зеленью и вволю надышаться ароматом весеннего леса.

Рефлексия

Молодцы, ребята! Итак, наша схема «Стили речи» заполнена! Давайте подведем итог нашему уроку:

 — Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?

Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.

 — Что нового вы сегодня узнали?

Учащиеся: Новый стиль – официально-деловой, его характерные признаки.

Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали.

Предлагаю вам оценить свою работу.

Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

Научный

Официально-деловой

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

Научный

Официально-деловой

Лист Успеха

Этапы работы

Моя самооценка

1. Устная работа на уроке (ответы на вопросы)

2. Заполнение таблицы «Стили речи»

3.Творческая работа

Итого:

Лист Успеха

Этапы работы

Моя самооценка

1. Устная работа на уроке (ответы на вопросы)

2. Заполнение таблицы «Стили речи»

3.Творческая работа

Итого:

Двадцать четвёртое ноября

Классная работа

_____________________________________________

  1. Разбор словосочетаний

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название стиля речи

Где употребляется данный стиль

С какой целью употребляется данный стиль речи

Особые слова, которые присущи только этому стилю речи

Разговорный стиль

Научный

Официально-деловой

Орфографическая работа

________________________________________________________________

  1. Синтаксический разбор предложения

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Творческая работа

Объявление

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реклама

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

infourok.ru

Логопедическое занятие на тему «Описание березы»

Цели.

Образовательная: закрепить знания учащихся о структуре текста-описания, учить детей писать и редактировать сочинения-описания.

Коррекционная: обогатить речь учащихся прилагательными, эпитетами, сравнениями, учить детей отбирать материал к сочинению-описанию.

Воспитательная: воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: презентация о берёзе в программе Power Point (приложение 1), рабочие материалы для учащихся (приложение 2).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л. (логопед): Ребята, послушайте загадку: “Стоит красавица на поляне в белом сарафане, в зелёном полушалке”. Сядет тот, кто назовёт первый звук слова-отгадки, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой звук. Назовите слово-отгадку.

II. Актуализация знаний.

1. Анализ загадки.

Л: Ребята, как вы догадались, что это берёза? Разве у берёзы есть белый сарафан?

( Ствол берёзы сравнивается с белым сарафаном).

Л: С чем сравнивается листва берёзы? (С зелёным полушалком).

Л: Как называют берёзу в загадке? (Красавицей).

О берёзе говорят, как о живом человеке, о красивой девушке.

2. Повторение стилей речи.

Стили речи

Стили речи Какие слова используются Где употребляются Цель
Разговорный Простые, разговорные слова. В беседах, в разговорах со знакомыми людьми, в письмах. Общение
Научный Научные слова, термины. В учебниках, в лекциях,

научных трудах.

Сообщение
Художественный Эпитеты, сравнения. В художественных произведениях. Воздействие на чувства читателя, слушателя.

Л: В каком стиле написана загадка? (В художественном).

Какие стили речи вы ещё знаете?

Что характерно для разговорного стиля речи?

Что вы знаете о научном стиле?

Каковы особенности художественного стиля речи?

( В художественном стиле используются сравнения, эпитеты. Он употребляется в худо-

жественной литературе. Его цель: воздействие на чувства читателя, слушателя).

Л: Художественный стиль – образный, выразительный, эмоциональный. С его помощью

читателю передаются чувства, которые испытывает автор.

III. Новая тема.

  1. Слово логопеда:
Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться составлять описание

берёзы в художественном стиле. (1 слайд, приложение 1).

К берёзе в России относятся с особой любовью. Её воспевают в песнях, ей посвящают удивительно проникновенные стихи, художники изображают её красоту на картинах.

Наши предки считали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женскую красоту. Берёзе посвящён летний церковный праздник Семик, во время которого белоствольную красавицу окружают всеобщим вниманием. Девушки украшают берёзку лентами, цветами, водят вокруг неё хороводы, поют песни, плетут венки.

Поэт Сергей Есенин назвал Россию “страной берёзового ситца”. Берёза – символ нашей Родины.

Белолица, белоствольна,
Как невеста, горда и нежна.
Словно русская песня раздольная,
К небесам устремилась она.

Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей.
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.

Он дарит ей радость и слёзы,
И так уж она хороша,
Что, кажется, в шуме берёзы
Есть русская наша душа.

  • Повторение структуры текста-описания.
  • Л: Вот какое удивительное дерево нам предстоит сегодня описывать. Давайте вспомним структуру текста-описания.

    Текст-описание

      1. Представление предмета
      2. Наиболее характерные признаки предмета.
      3. Оценка предмета речи.
      4. Заключение и вывод.

    Л: Ребята, постарайтесь описать берёзу красочно, образно, ярко, выразительно, так, чтобы все увидели красоту вашей берёзки, залюбовались ею.

    Задача трудная, приступим к её выполнению.

    1. Сбор материала к сочинению.

    Л: Начнём со сбора материала к сочинению. Для этого мы познакомимся с художественными текстами, стихами, песнями, посвящёнными берёзе. Будем учиться у мастеров художественного слова.

    а) Прочитаем текст Д. Кайгородова “Нет дерева прекраснее берёзы!” (2 слайд)

    Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки!

    А летом? Сколько красоты в покрытых листьями берёзах! Длинные тонкие ветви, словно зелёные гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид.

    Особенно хороша берёза осенью, когда листва покрывается золотом, и берёза “жёлтою резьбой блестит в лазури голубой”.

    И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с берёзой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого оледенели и повисли в воздухе.

    Л: Какова тема этого текста, его основная мысль?

    Как описывает автор весеннюю берёзку?

    Что он говорит о летней берёзке?

    Какой предстаёт перед нами осенняя берёзка?

    Какой автор видит зимнюю берёзку?

    б) Послушаем песню “Берёзка” в исполнении Людмилы Зыкиной.

    Средь сосен суровых, средь тёмных ракит
    В серебряном платье берёзка стоит.
    Склонились деревья, цветы и кусты
    Пред гордым величьем её красоты.

    И нежна, и стройна, и всегда величава она,
    Весела и светла, и земле родной мила.
    ( Слова народные, музыка Фрейзина)

    Л: О какой берёзке поётся в песне?

    в) Много посвящено берёзке прекрасных стихов. Прочитаем их.

    Стихи

    Чуть солнце пригрело откосы,
    И стало в лесу потеплей,
    Берёзка зелёные косы
    Развесила с тонких ветвей.

    Вся в белое платье одета,
    В серёжках, в листве кружевной
    Встречает горячее лето
    Она на опушке лесной.
    (Вс. Рождественский)

    Л: Какие сравнения, эпитеты использует поэт? (3 слайд)

    Улыбнулись сонные берёзки,
    Растрепали шёлковые косы.
    Шелестят зелёные серёжки
    И горят серебряные росы.
    (С. Есенин)

    Л: Как Есенин описал летнюю берёзку? (4 слайд)

    Как красива осень в пёстром сарафане!
    В чистом небе – просинь, клён горит, как пламя.
    Над водой берёзка золотою свечкой,
    И плывут листочки вниз по тихой речке.
    ( Т. Шорыгина)

    Л: Какой Т. Шорыгина видит осеннюю берёзку? ( 5 слайд)

    По деревьям серебристая
    Перекинулась фата.
    Белоснежная, пушистая,
    Кружевная красота.
    (Г. Эйнерлинг)

    Л: Какие сравнения, эпитеты помогают увидеть красоту зимней берёзки? (6 слайд)

    г) Физкультминутка. (Под музыку Чайковского).

    Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),

    И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).

    Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)

    Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).

    Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),

    Кружась, листочки улетают (покружиться).

    А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),

    Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).

    д) Подготовка к описанию зимней берёзки. (7 слайд)

    Л: Начнём мы с описания зимней берёзки. Совсем недавно мы любовались её красотой. Зимнюю берёзку нам поможет вспомнить картина И.И. Грабаря “Февральская лазурь”. Этот художник умеет видеть, замечать вокруг себя прекрасное. Он написал много удивительных по красоте пейзажей. Особенно любил Грабарь чудесные, солнечные февральские деньки. Вот как он их описывал: “В природе творилось нечто необычное. Казазалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

    Л: Ребята, что такое лазурь? (Лазурь – это цвет: светло-синяя, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).

    Л: Почему художник назвал картину “Февральская лазурь”?

    Обратите внимание на красавицу берёзу, которую художник изобразил на первом плане. Может быть, именно такой берёзе посвятил С. Есенин своё стихотворение “Белая берёза”.

    Послушаем песню на стихи С. Есенина. Музыка Н. Кутузова, исполняет хор.

    Белая берёза под моим окном
    Принакрылась снегом, точно серебром.
    На пушистых ветках снежною каймой
    Распустились кисти белой бахромой.

    Л: Какой видит берёзу С. Есенин?

    Что вам особенно запомнилось в песне?

    Л: Ребята, мы закончили сбор материала к сочинению-описанию.

    4. Устное описание берёзы.

    Л: Прочитаем сравнения, эпитеты, которые мы отобрали для зимней берёзки.

    Зима (материал к сочинению)

    Белоснежный наряд, принакрылась снегом точно серебром, снежная кайма, белая бахрома, золотой огонь, коралловые, жемчужные ветки, сиреневые тени, громадный фонтан, кружевная красота, серебряное платье.

    Л: Уточним тему сочинения-описания. (Зимняя берёза).

    Какова основная мысль сочинения? (Прекрасна зимняя берёза).

    Л: Описывать зимнюю берёзу мы будем по плану. Этим планом мы будем пользоваться при описании берёзы в разные времена года.

    План

    I. Вступление.

    II. Описание берёзы зимой, весной, осенью, летом.

    1) ствол берёзы;

    2) кора берёзы;

    3) ветки;

    4) листья;

    5) серёжки.

    III. Заключение.

    Л: Сейчас мы составим коллективное описание берёзы. Будем рассказывать о ней по цепочке. (Дети описывают зимнюю берёзу).

    Л: Дома вы должны были подготовить описание весенней, летней, осенней берёзы.

    Я включаю музыку Чайковского “Времена года”, вы представляете берёзку и готовитесь к её описанию. Используйте материалы к сочинению.

    Материалы к сочинению

    Весна. Белокурая берёзка, остроконечные, душистые, блестящие, клейкие листоч- ки, нежная весенняя зелень, изумрудные серёжки; шёлковые кудри.

    Лето. Белое платье, зелёные косы, кружевная листва, стройная, светлая, прекрасные зелёные гирлянды, торжественный вид, яркие, чудные серёжки, кудрявые пряди, горда и нежна, белолица, изумрудный наряд.

    Осень. Жёлтая резьба, голубая резьба, белоствольная красавица, пушистый ковёр, роскошный наряд, красива, величава.

    Л: Сегодня первый день весны. Всё вокруг начинает просыпаться. Просыпается и наша берёзка. (Дети устно описывают весеннюю, летнюю и осеннюю берёзку).

    Л: Давайте оценим сочинения-описания ребят. Чьё сочинение вам понравилось больше и почему? При ответе пользуйтесь памяткой.

    Памятка

    1. Чьё сочинение-описание вам понравилось больше и почему?
    2. Раскрыта ли тема сочинения-описания?
    3. Удалось ли передать основную мысль сочинения-описания?
    4. Соответствует ли описание плану, последовательно ли оно составлено?
    5. Какие недочёты вы заметили в описании?

    5. Сочинение “Описание берёзы”. Анализ сочинений.

    IV. Итог урока.

    Л: Чему мы учились сегодня на уроке?

    Вспомним этапы работы над сочинением.

    Этапы работы над сочинением

    1) Отобрать материал для сочинения.

    2) Определить тему и основную мысль сочинения.

    3) Составить план сочинения и выстроить текст сочинения по этому плану.

    4) Изложить материал в заданной форме (повествование, описание, рассуждение)

    и в определённом стиле (разговорный, научный, художественный).

    5) Проверить сочинение.

    Л: Что вам особенно запомнилось?

    urok.1sept.ru

    Конспект урока «Художественная и научно-деловая речь»

    Тема урока: Художественная и научно – деловая речь.

    1.Орфоэпическая разминка: лишнее слово

    Документ, молодежь, цемент, торты, монолог, мастерски.

    2.Орфографическая разминка: объясните орфограмму, продолжите своими примерами:

    Цирк… Камыш… Шорох…

    3. Целеполагание. Прием «ключевые слова»:

    Сегодня мы продолжим знакомство со стилями речи.

    Проверим домашнее задание. Прочитать тексты и доказать стиль речи.

    Тема урока Художественная и научно – деловая речь.

    Как вы думаете. Какие слова, фразы нужно использовать, чтобы сформулировать задачи урока: стили речи, разговорный стиль, публицистический стиль, официальная обстановка, транскрипция, стилитстика, лингвистика, синтаксис, текст, монолог.

    Задачи:

    —научиться различать художественную и научно-деловую стили речи

    —научиться создавать устное и письменное монологические высказывания;

    Ученики выбирают термины доказывая почему: Я выбираю.., потому что…

    Стадия «осмысления». Постановка проблемы.

    Читаются тексты из упражнения 373. Что общего в текстах? (тема ветра). Что различного? (стиль)

    ПРИЗНАКИ (анализ текстов, сделать записи)

    Художественный Научно-деловой

    Чтение вывода. СТР 133. Есть ли дополнения?

    УПР 374. Анализ речевых ситуаций.

    Творческая работа с текстом.

    Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах, между облаками или облаком и земной поверхностью (молния), сопровождаемых громом.

    Определите его стиль. Докажите.

    (Текст научного стиля, так как его цель — передать научную информацию о грозе, используется в научных книгах, для него характерны термины, книжные слова, сложные предложения)

    -Найдите в данном тексте термины.

    (Атмосферное явление, электрические разряды, земная поверхность)

    Берёза — род лиственных деревьев семейства берёзовых, принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород на территории России.
    Древовидные берёзы свойственны преимущественно Северной Америке, кустарные берёзы — холодному и умеренному поясам Европы и Азии.
    Общее число видов — 60. На территории России распространены 4 вида берёзы.
    . (Текст научного стиля, так как его цель — передать научную информацию о березе, много терминов)

    Творческое задание. Создать текст художественный про березу. Работать помня о признаках художественного стиля.

    Чтение работ.

    БЕРЁЗКА

    Люблю берёзку русскую,
    То светлую, то грустную,
    В белёном сарафанчике,
    С платочками в карманчиках.
    С красивыми застёжками.
    С зелёными серёжками.
    Люблю её нарядную,
    Родную, ненаглядную,
    То ясную, кипучую,
    То грустную, плакучую.

    Рефлексия.

    — Удалось решить поставленные задачи? Почему?

    -Где можно применить знания?

    — Оцените свою работу на уроке, работу класса.

    Дом задание. Параграф 48, 378 устно, по заданию анализ текстов.

    multiurok.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *