Конспект по курсу Брянский край «Происхождение названий месяцев»
Каждый год разделен на 4 времени года, а каждое время года на 3 месяца. В итоге каждый год мы проживаем 12 месяцев и каждый из них по своему уникален и ассоциируется для нас с разными событиями. Естественно, что каждый месяц имеет своё уникальное название. А знаете ли вы откуда пошли эти названия? В этой статье мы как раз и расскажем вам про происхождение названий месяцев.
Сечень – январь
Древние славяне связывали названия месяцев с явлениями природы или деятельностью человека. Январь у наших далеких предков звался сеченем (от глагола «сечь» — рубить лес). Другие названия января — снежень, снеговик, лютовей, щипун, трескун.
Месяц январь, который традиционно открывает новый год, своё название получил от древнеримского бога — двуликого Януса, который изображался с ключом в руке. Он своим ключом открывал небесные ворота и впускал день на землю. Одно из двух лиц Януса смотрело в прошлое, другое заглядывало в будущее. Палец его правой руки был обрамлён кольцом с числом 300, а левой — с числом 65 (сумма равнялась количеству дней в году). Ещё в руках двуликий Янус держал посох, который являлся символом покровителя путешественников, а также песочные часы — символ времени.
Ветровей — февраль
В древнеславянском календаре февраль — лютый, зимобор, ветровей, бокогрей. «Лютый хоть морозом не возьмет, но все доро¬ги заметёт: у него два друга — метель и вьюга». По одной из версий название месяца «февраль» произошло от латинского слова «очищать». С приближением весны природа как бы очищалась, готовясь принять новый облик.
В народе считали: каков будет первый день февраля — Макарьев день, — таким быть и всему февралю. Ясный солнечный Макарьев день — быть ранней весне. Если на Макария метель — мести метели всю Масленицу.
Протальник — март
В языке древних славян имя первого месяца весны — сухый, сухий (в это время года было относительно мало осадков).
Русский народ март называл протальником, солнечником, солнцегреем, капельником. Именно в марте солнце начинало ощутимо припекать, слышалась первая капель.
В Древнем Риме после реформы календаря первый месяц весны звали мартусом — так звали бога войны Марса, хотя первоначально он почитался как бог скотоводства и земледелия.
Березень — апрель
В народе апрель называли березнем, из-за начала цветения берёз. За капризный характер погоды апрель называли: плут, лукавец, обманщик, а также снегосгон и снегогон. А обманчивая и переменчивая погода в народе называлась «апрельской».
В Древнем Риме апрель был посвящен богине Венере и ему дали имя априлис, что значит «открывать», «раскрывать свои дары», потому что именно в этом месяце раскрывались почки на деревьях и распускались цветы. Во многих странах Европы издавна существуют обычаи обманывать, разыгрывать и шутить 1 апреля. Апрельский обман в России стал известен относительно недавно, со времен Петра I. Вероятно, этот обычай был введен немцами, жившими в России. Первоапрельские шутки сначала распрост¬ранились в знатных домах, а потом разошлись по городам. Однако, у крестьян первоапрельских шуток никогда не существовало. Да и сегодня этот заграничный обычай не пользуется популярностью в деревнях и селах России.
Травень — май
Древнеславянские названия этого месяца — травень, цветень, майник, розоцвет. На Руси май в народе называли росеник, так как в мае росы были особенно обильны. Возможно, название месяца май происхо¬дит от названия греческой нимфы гор Майи, в это время в Греции горы покрывались молодой зеленью. По-гречески майя — кормилица, мать. У римлян Майя — богиня, которая покровительствует женщинам, богиня обольщения, плодородия и весеннего обновления земли.
В русском народе существует множество поговорок и примет, связанных с этим завершающем весну месяцем.
Майская травка и голодного скормит.
Если в мае дождь — будет и рожь.
Если сухой май, то деньги на хлеб собирай.
Сколько в мае дождей, столько лет быть хорошему урожаю.
Если в мае береза раньше ольхи лист распустит, тогда лето будет сухое, если же ольха — мокрое.
В мае родиться (жениться) — весь век маяться.
Светлояр — июнь
Июнь — лету почин, сын весны, первый месяц лета — младое время года. В Древней Руси его именовали «изок», то есть кузнечик. В июне самые длинные дни и белые ночи, он самый светлый месяц года — млечень. По обилию света и сочности зелени в народе июнь называли светлояром, цветущим, разноцветным месяцем.
В конце VIII века до нашей эры в Древнем Риме июнь назывался юниус. По одной из версий, от слова «юниор», то есть юный, по другой версии — к женскому имени Юнона.
Сенокосник — июль
Первое название июля на Руси — липец, так как липы цветут в июле. Июль величали серёдкой цвета, красой лета и его надеждой. Этот месяц называли сенокосник, сеностав, жарник, хлебозбор, громовик.
В календаре древних римлян июль был пятым месяцем по счёту и поэтому назывался квинтилисом. Но он был переименован в юлиус в честь Юлия Цезаря в 44 году до нашей эры, потому что он родился в этом месяце.
Серпень — август
Август в Древней Руси величали серпень: в эту пору серпами жали хлеба. У августа существует много народных названий: жнивень, лёнорост (потому что растит лён), зорничник, зарник — от слова «зорить» (зреть) или от ярких зарниц и ясных зорь.
В древнем Риме месяц август получил свое название в честь внучатого племянника Цезаря Октавиана, который носил титул «Август» — «возвеличенный богами».
Вересень — сентябрь
По-древнерусски сентябрь звался — «руст», то есть железный, так как в сентябре преобладает жёлтый цвет, цвет поржавевшего железа. Ещё одно название — «вересень», так как в сентябре цвёл медоносный вереск, вечнозеленый невысокий кустарник. Имел сентябрь и другие названия, например, руень или руен – дерево в старославянском языке, которое давало жёлтую краску.
Древнеримский (Юлианский) календарь был введён в Киевской Руси по образцу Византии в X веке после принятия христианства. С той поры в нашем официальном календаре были приняты римские названия месяцев.
В Древнем Риме сентябрь являлся (до реформы) седьмым месяцем года и назывался соответственно септембером.
Летоисчисление в Юлианском календаре велось от «сотворения мира», которое произошло, по утверждению церкви, за 5508 лет до на¬шего летоисчисления.
Коренная реформа древнеримского календаря с переходом на солнечный 12-месячный календарь была проведена в 46 году до нашей эры. По имени осуществившего эту реформу Юлия Цезаря этот календарь был назван Юлианским.
Листобой – октябрь
Октябрь называли в старину желтнем и листобоем. Октябрь — порог зимы, месяц мокрого снега вперемежку с дождями. Он — самый хмурый месяц года. Ещё его называли Кисельником и Крутевертом. Другие названия — хлебник и древопилец, в этот месяц собирают самые последние плоды с поля и пилят дрова на зиму.
Октябрь у древних римлян был восьмым месяцем и носил название октобер («окто» в латинском — восемь).
Полузимник — ноябрь
В ноябре зима борется с осенью. Ноябрь — ворота зимы, он — внук сентября, сын октября, родной батюшка зимы. Недаром его называют сумерки года.
В русском народе ноябрь звали: листогной, полузимок, грудень. Груднем или грудным его прозвали за то, что в ноябре повсюду были видны груды замерзшей земли, ещё плохо прикрытой снегом.
В Древнем Риме ноябрь называли новембер (по латыни «новом» — девять). И хотя в современном календаре ноябрь — 11-й месяц, имени он своего не изменил.
Студень — декабрь
Древнеславянские названия декабря — студень, студен, он на всю землю студит. Другие названия — зимник, ветрозвон, ветрозим, ознобень и хмурень. Этот месяц характерен хмурым небом и ранними сумерками.
Свое современное название месяц декабрь ведёт от латинского слова «децем» — десятый.
Физминутка
2. Осенний календарь.
В середине сентября ненадолго возвращается почти летнее тепло. И солнце греет мягко и ласково. А небо из хмурого вдруг становится светло-голубым. Воздух прозрачный, по утрам свежий. Это время издавна считается лучшей порой осени.
— Знаете ли вы, как называются такие тихие, хрустальные в своей прозрачности дни?
Прелестна в эту пору природа Брянского края, особенно поляны смешанных лесов. Дуб, осина, берёза вперемежку с зарослями рябины и орешника покрываются густым румянцем.
— Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет тёплая.
— Бабье лето ненастно — осень сухая.
Бабье лето покрасовалось, побаловало нас своим теплом и отошло. Последние дни сентября оглашаются кликами улетающих гусей и журавлей: «Гуси летят — зимушку на хвосте тащат». На смену сентябрю пришёл хозяйничать октябрь. В народе его называют «октябрь-грязник».
— Как ты думаешь, почему?
Всё больше холодает и на смену октябрю приходит ноябрь.
Золотая роща померкла, и вся её красота гниёт’на земле. Поэтому народ прозвал этот месяц «листогноем», а еще — «груднем» — от смерзшихся груд грязи на дорогах. Назначение ноября — соединять глубокую осень с зимой. Этот период называется предзимьем. Живая природа окончательно готовится к суровым холодам.
— В ноябре зима с осенью борются.
— Холодёнок батюшка-октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
— Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.
— В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
2. Осенние загадки
Листья липы пожелтели,
Паутинки полетели,
Клён стоит в плаще багряном,
Утром белые туманы,
Первый иней на траве,
Солнце в бледной синеве,
Две недели бабье лето,
В (сентябре) бывает это.
Этот месяц самый грустный:
Ветер, слякоть, голо, пусто.
Краски осени бледнее,
По утрам всё холоднее.
Птицы к югу улетели—
Зимовать не захотели.
Хмурый дождик с неба льётся.
Месяц (октябрем) зовётся.
Этот месяц переходный
От дождей к зиме холодной.
Тихо, сыро в голой роще.
Ночь — длиннее, день — короче.
Ночью снег покрыл поля,
А к обеду — вновь земля.
Снег то ляжет, то растает.
В (ноябре) это бывает
— По серии картинок определи начало осени, её середину и позднюю осень (стр.30).
— Назовите, что изменилось в живой и неживой природе.
— Какой дождь называют моросящим?
— Чем осенние дожди отличаются от летних?
— Вспомни, какими бывают летние дожди? (книга (С азбукой по родному краю.)
3. Чтение стихотво ения ст .31
Лес опустел,
Он промок и продрог.
Ах, хоть бы один
ясный, светлый денёк!
Ах, хоть бы на час
Тёплый солнечный свет!
Ну хоть на минуту!
Но солнышка нет,
И тучи ревут
В три ручья, в три реки.
Падают капли
Прозрачны, легки,
Но так тяжелы
— Как ты думаешь, почему деревья ждут мороза?
— Какое настроение вызывает у тебя осень?
— Любишь ли ты это время года?
3 Итог урока
Конспект урока по окружающему миру «Осенние месяцы»
Конспект по окружающему миру
Класс: 2
Тема: «Осенние месяцы»
Оборудование для учителя: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
Оборудование для учеников: учебник, рабочая тетрадь.
Цель: сформировать представление об осенних месяцах.
Задачи:
Предметные:
учить находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;
Метапредметные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Личностные:
Осознавать важность умения проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде;
Ход занятия:
Этапыработы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент
Здравствуйте ребята!
Присаживайтесь!
Проверьте свои рабочие места, уберите с парт все лишнее.
Приветствуют учителя. Присаживаются.
Проверка рабочих мест.
Актуализация знаний.
Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
Мой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
ой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
ой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
ой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
ой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
ой друг, заглянем в старь,
Откроем народный календарь!
Смотрится отменно,
А польза несомненна.
Все праздники он знает,
И нам напоминает!
Ребята, мы с вами закончили большой раздел «Вселенная, время, календарь» в котором прошли много интересных тем.
Скажите, какая из тем вам больше всего понравилась и почему?
Молодцы ребята!
И теперь ребята я вам предлагаю закрепить пройденный знания, интересным кроссвордом. Надеюсь вы меня не подведете и докажите, что хорошо усвоили прошлые темы.
Сейчас я вам буду читать вопрос, а вы, не выкрикивая, а по поднятой руке будете давать ответ. Кто отгадает и даст правильный ответ, выйдет к доске и запишет слово в кроссворд.
1.Имя нашей страны?
(Россия)
2.Это огромные, раскаленные небесные тела, излучающие свет.
(Звезды)
3. Та сторона горизонта, где солнце бывает в полдень.
(Юг)
4.Прибор для определения сторон горизонта служит …
(компас)
5.А теперь нужно сказать, о чём загадка.
Оно всегда бежит вперед,
И не когда не устаёт…
(Время)
6. Как называют прибор для точного измерения температуры?
(Термометр)
7.Как называют время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?
(Год)
8.Как называют хранителя времени в году, который ежедневно напоминает нам о важных событиях в жизни природы и культуры?
(Календарь)
9. Как называется наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком?
(Экология)
Молодцы ребята, отлично справились с заданием. Вижу, что хорошо усвоили прошлые темы раздела «Вселенная, время, календарь». И сегодня предлагаю перейти к новому разделу.
Отвечают на загадки, записывают в слова в кроссворд.
Определение темы. Целеполагание
Ребята давайте откроем учебник на страничке 53 и узнаем, с каким же разделом нам предстоит сегодня познакомиться.
Кто мне скажет, так с каким же разделом нам предстоит познакомимся?
А как вы думаете, что нам предстоит узнать в этом разделе?
(Как называли осенние месяцы в прошлом, что происходит осенью в живой и не живой природе, какие старинные праздники отмечают осенью разные народы России, как охранять природу осенью.)
На доске прикреплены названия месяцев. Найди лишнее и объясни почему.
«Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь», «Август».
(Лишний месяц август. Потому, что сентябрь, октябрь, ноябрь- являются осенними месяцами, а август –летний месяц.)
Верно!
А теперь, посмотрите на доску и скажите какая же тема урока?
Правильно ребята, тема сегодняшнего урока «Осенние месяцы».
Открывают учебник на нужной странице и читают название раздела.
Осень
Называют лишний месяц, объясняют почему.
«Осенние месяцы»
Постановка целей и задач урока
Узнаем, как называли осенние месяцы в прошлом. Научимся соотносить признаки осени живой и неживой природы. Описывать красоту осенней природы и произведений искусства.
Планирование
(На доске)
1.Признаки осени
2.Осенние явления природы
3.Осенние праздники
Слушают
Изучение нового материала
Физминутка
Изучение нового материала
Отгадайте загадку:
Есть у моего батюшки сад,
В саду двенадцать гряд;
Гряды крест накрест разложены.
Сколько гряд в каждой клети положено?
Чтобы лучше понять эту загадку, я сделала схему.
Что напоминает эта схема?
В старину целый круг называли сад-год клеть-это время года, гряды-месяцы.
Как будут называться клети?
Сегодня рассмотрим осеннюю клеть или время года осень.
Скажите: в какую клеть нужно поместить месяц октябрь? сентябрь? ноябрь?
Верно!
Сейчас на странице 55 прочитаем старинные названия осенних месяцев, и постараемся объяснить, о чем говорят эти старинные названия.
Читает……….
Сентябрь — хмурень, ревун, заревник, дождезвон.
Октябрь — позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник.
Ноябрь — листогной, листокос, полузимник, бездорожник.
Рассказ учителя.
Старинные названия очень меткие, они точно подмечают характер месяца. Каждое название как маленький рассказ. Люди в старину старались так обращаться с родным языком, чтобы по красоте в точности, совершенству родная речь была подобна великолепию природы, окружавшей человеку.
Красота осенний природы в произведении искусства. Красота осени всегда вдохновляла художников, музыкантов, поэтов на создание произведения искусства.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение:
В лес сходили за грибами,
Но найти их не смогли,
А зато букетик маме,
Очень яркий принесли:
Листья желтые от клена
И рябиновая гроздь,
Листик дуба- он зеленый-
Рвать на дереве пришлось.
От черемухи листочки-
Ярко- красные, как мак,
И засохшие цветочки-
Без цветочков нам не как!
Мама спросит у грибочков,
Мы- букет без лишних слов,
Наши чудо из листочков
Лучше тысячи грибов!
(Н. Родивилина)
Посмотрите, какой осенний букет изображен на слайде. Кто-то может знает из каких листьев состоит этот букет? Какие они цветом?
А вы знали, что изображение осенних листьев, ягод, можно увидеть и на старинных предметов домашнего быта?
(хохлома)
Ребята, может вы встречали у своих бабушек и дедушек старинные предметы с изображением осенних листьев или ягод?
Работа с иллюстрациями
Ребята откройте учебник на странице 54-55 под звучание музыки рассмотрите репродукции картин Исаака Левитана «Золотая осень» и Аркадия Пластова «Первый снег».
Постарайтесь мысленно войти в картину, прогуляться с золотой Левитанской осенью вдоль берега реки, они постоять на крылечке дома, рядом с ребятишками, изображенные на картине художника Пластова.
Осмотритесь вокруг, вслушайтесь, почувствуйте запах первой травы и запаха снега, ощутите прикосновение воздуха. Какое оно влажное, сухое, прохладное?
(Пауза.Выкл-музыку)
Попробуйте определить, в какие осенние месяцы природа могла так выглядеть?
На картине И.А.Пластов «Первый снег», как вы думаете какой осенний месяц?
Почему?
На картине И.И. Левитан» Золотая осень», как вы думаете какой осенний месяц? Почему?
Вы слушали аудиозапись пьесы «Осенняя песня» из цикла » Времена года» П.И. Чайковского и почувствовали, как он изображает осень в музыке.
И теперь предлагаю вам сочинить рассказ по понравившейся вам картине, постарайтесь использовать старинные слова осенних месяцев. Опорные слова для составления рассказов.(Устно)
1)И.И. Левитан» Золотая осень»:
Роскошное золотое убранство, засыпающая речка, веселые березки, полюбоваться в зеркале, облетающая красота, багряный кустик, ищет уединение, грустно и светло от красоты природы.
2)И.А.Пластов «Первый снег»:
Лебяжий пух, робкий и тихий, танцевал, падал, пушистые и лохматые хлопья, чувство восторга, праздник природы.
(слушаю рассказы детей)
Ребята, кто бы хотел рассказать свое сочинение по картине И.А.Пластов «Первый снег»?
Ребята, кто бы хотел рассказать свое сочинение по картине И.И. Левитан» Золотая осень»?
Молодцы ребята!
А теперь мы с вами немного отдохнем и разомнемся.
Музыкальная физминутка
Ребята, а вы знаете какой месяц зовут капустником и свадебником?
Верно.
А теперь давайте прочитаем рассказ «Капустник и свадебник» на страницах учебника 56- 57 и узнаем почему его так прозвали.
Так кто мне скажет почему октябрь, называют капустник?
Так кто мне скажет почему октябрь, называют свадебник?
(После Покрова игрались свадьбы).
Ребята отложите учебники в сторону, но не закрывайте его. Откройте рабочую тетрадь на странице 36 найдите задание №2. Прочитайте задание про себя, теперь прочитает задание в слух ………… Используя учебник на страницах 54-55 скажите:
Какой месяц запишем под буквой а)?
Почему?
Какой месяц запишем под буквой б)?
Почему?
Какой месяц запишем под буквой в)?
Почему?
Молодцы ребята, отлично справились с заданием!
Перейдем к заданию № 1 на странице 36.
Прочитайте задание про себя, теперь прочитает задание в слух …………
Используя учебник на страницах 54-55 самостоятельно, запишите русские названия во втором столбике. Третий столбик заполним вместе.
Годовой круг
Слайд №2
(Осень, зима, весна, лето)
Работают с рисунком.
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд №5
Слушают аудиозапись пьесы
«Осенняя песня» из цикла » Времена года» П.И. Чайковского и рассматривают репродукции картин
октябрь-ноябрь
сентябрь-октябрь
Слайд №6
Сочиняют рассказ по понравившейся картине
Октябрь
Читают рассказ
Капустником- потому, что с конца сентября начинались в старину капустенские вечёрки и они длились две недели.
Выполняют задание в т.п.о
Слаид № 8
Выполняют задание в т.п.о
Рефлексия
Какое задание было наиболее интересным для вас?
Какие признаки осени дали названия осенним месяцам в языках народов твоего края?
Какая погода будет зимой, если 14 октября ветер дует с юга?
Какая погода будет зимой, если 14 октября ветер дует с севера?
Ответы детей
Будет тёплая зима
Зима будет холодной
Подведение итогов
Какие три месяца в осенней клети?
Что называют грядами?
Какой месяц в старину на Руси называли листопад?
Какой месяц в старину на Руси называли бездорожник?
Верно!
Прочитаем вывод в учебнике, с. 57: итак, осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь. Их народные названия отмечают изменения в природе, рассказывают о важнейших осенних трудах человека. Поэты и художники воспевают красоту осени.
Хорошо ребята, наш урок подошёл к концу.
Теперь я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Посмотрите на доске вывешены, смайлы.
1.Этот смайлик улыбается, это значит, что вы сегодня очень активно поработали и урок вам понравился.
2.Этот смайл нейтральный, то вы поработали не очень активно,
3.А вот этот смайл грустный, то сегодня вам на уроке было не понятно.
Я буду показывать на смайл, если он будет соответствовать вашей работе, вы поднимаете руку.
А сейчас я сообщу вам оценки за работу на уроке получают…..
потому что много дополняли, строили грамотные ответы.
Отвечают на вопросы .
Читают вывод.
Оценивают свою работу на уроке.
Слушают оценки за урок.
Домашнее задание
Домашним заданием у вас будет выполните задание в ТПО №1 с.36 3 столбик, №3 с.37.
Записывают домашнее задание в дневник.
Декабрь, январь, февраль – народные названия зимних месяцев.
Декабрь, январь, февраль – каждый из зимних месяцев имеет свое народное название.
Вы уже знакомы с народными названиями осенних месяцев, которые отражали и погодные условия осенью, и детали из жизни крестьян.
Как в народе называли декабрь, январь, февраль?
Как запомнить народные названия декабря, января, февраля? Об это Вы узнаете, посмотрев видеоурок.
Вы посмотрели видео о народных названиях декабря, января, февраля. Теперь Вы можете сделать такую страничку вместе во своим ребенком
Декабрь, январь, февраль на зимней страничке-памятке.
Народные названия декабря, января, февраля, Вам поможет запомнить своеобразная памятка, которую Вы можете сделать вместе со своими детьми.
На моих занятиях дети с удовольствием делают такую страничку для каждого времени года. Вот так выглядит осенняя страничка .
Итак, что же надо приготовить для создания странички про зимние месяцы?
- Небольшие квадратики (6х6 см) холодных оттенков — голубых, синих и фиолетовых.
- Восковые мелки или цветные карандаши таких же холодных оттенков.
- Заготовку с народными названиями зимних месяцев. (Вы можете скопировать прямо с данной странички, используя функцию Print Screen на копмьютере.)
- Силуэт дерева, вырезанный из бумаги любого холодного оттенка. (Шаблон Вы также можете скопировать с сайта.)
Еще Вам понадобятся ножницы, клеевой карандаш и 2 листа белой бумаги.
От народных названий зимних месяцев веет холодом.
В каждом народном названии зимних месяцев показаны холодные условия зимы.
Поэтому мы приготовили квадратики и восковые мелки только холодных оттенков.
Предлагая детям выбрать три холодных квадратика, очень важно предложить большой выбор оттенков, чтобы ребенок имел возможность выбора. Даже если Вы будете делать эту страничку только с одним ребенком, предоставьте ему эту возможность.
Когда я провожу это занятие для своих детей, обычно мы обсуждаем, кому какое название больше всего понравилось.
Итак, сегодня Вы сделали еще одну страничку «Большой книги природы».
Если Вам понравилась статья и Вы хотите получать новости обо всех публикациях в экологическом клубе «Ручеёк», оформите подписку и получайте информацию о новостях на свой электронный адрес.
Внесите свои данные в форму и нажмите кнопку «Получать новости от клуба».
Народные названия месяцев – осенние месяцы.
Народные названия месяцев очень интересны и дают своеобразное описание погодных условий и состояния природы в этот период.
Осенние месяцы открывают учебный год. Поэтому знакомство с народными названиями месяцев мои ученики начинают с первого месяца осени – сентября.
Эту тему я включила в программу для подготовительной группы детского сада и для первого класса. Очень надеюсь, что и посетители моего блога «Ручеек» тоже захотят ее использовать в своей работе.
Народные названия месяцев – в программе для детей 6-7 лет.
Смысл народных названий месяцев можно очень просто показать при помощи аппликации.
Аппликация делается в несколько этапов. Каждый этап выполняет свою задачу. От педагога требуется достаточно серьезная и трудоемкая подготовка. Но получаемый результат оправдывает все усилия!
Народные названия месяцев – цветовая гамма осенних месяцев.
Какие осенние месяцы вы знаете? С такого вопроса я начинаю занятие. Дети обычно правильно называю все месяцы осени.
Затем раздаю каждому ребенку квадратики трех разных цветов (размер 6х6 см)- желтый, красный и коричневый.
Прошу детей последовательно ответить на вопросы:
- Какого цвета сентябрь?
- Какого цвета октябрь?
- Какого цвета ноябрь?
Каждый месяц осени имеет свой основной цвет.
Выслушав все ответы, я подвожу детей к выводу, что :
- Сентябрь желтый потому, что появляются первые желтые листочки на деревьях.
- Октябрь красный, потому что на деревьях появляются все оттенки красного цвета.
- Ноябрь коричневый, потому что пожухлые листья и травы приобретают оттенки коричневого цвета.
В соответствии с таким порядком прошу детей наклеить квадратики на альбомной листе формата А4.
Готовим осенний фон для аппликации.
В завершении обсуждения цветовой гаммы осени прошу детей остальную часть листа заштриховать восковыми мелками. Дети используют все оттенки желтого, оранжевого, красного и коричневого цветов. Немного добавляют зеленый цвет, так как в сентябре еще много зеленых растений вокруг.
Итак мы выполнили первый этап работы по созданию осенней странички:
- Обсудили основную цветовую гамму каждого месяца осени.
- Подготовили осенний фон для аппликации.
Следующий этап данной творческой работы – непосредственно знакомство с народными названиями осенних месяцев.
Македонские названия месяцев — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Македонские месяцы (макед. Македонски месеци) — названия 12 календарных месяцев, которые используются официально в Северной Македонии и в других странах, где проживают македонские общины. В целом применяются как стандартные международные формы латинского происхождения (в официальных источниках и церковных календарях), так и старославянские названия в различных сельских местностях — последние соответствуют определённым природным циклам или сельскохозяйственным работам. Современные формы вошли в употребление в конце XIX века и изначально заканчивались на «-ја» (јануарија, февруарија, септемврија, декемврија и т.д.). Стандартные нормы утвердились благодаря образованию на македонском языке.
Декабрь в Таймиште, община Кичевско. Декабрь иногда называется «снежником» в Северной МакедонииМесяц | Имя на македонском | Старославянское имя | Описание |
---|---|---|---|
Январь | Jануари | Коложег | Месяц сжигания дров |
Февраль | Февруари | Сечко | Месяц морозов |
Март | Март | Цутар | Месяц цветения |
Апрель | Април | Тревен | Месяц травы |
Май | Мај | Косар | Месяц скашивания травы |
Июнь | Jуни | Жетвар | Месяц жатвы |
Июль | Jули | Златец | Золотой месяц |
Август | Август | Житар | Месяц хлеба |
Сентябрь | Септември | Гроздобер | Месяц сбора гроздьев винограда |
Октябрь | Октомври | Листопад | Месяц опадания листвы |
Ноябрь | Ноември | Студен | Холодный месяц |
Декабрь | Декември | Снежник | Снежный месяц |
- В Гевгелии С. Танович зафиксировал следующие отличия в народных названиях месяцев: май — црешар, июнь — житвар, июль — билјар, август — прабражденски, сентябрь — бугуројчин или груздобер, октябрь — митровски или касим, ноябрь — листупад, декабрь — гулемијут месиц или бужикјов[1].
- В селе Пирава, Валадново упоминаются следующие названия: коложег — январь, сечко — февраль, летник — март, тревен — апрель, цутник — май, црвеник — июнь, горешник — июнь, гумнар — август, гроздобер — сентябрь, листокап — октябрь, снежен — ноябрь, студен — декабрь[2].
- В районах Бошавии, у подножья горы Кожуф кавадарцы называют по-разному месяцы. Так, ноябрь у них называется алистоп, а декабрь — андреја, поскольку македонцы говорили, что в канун празднования памяти Андрея Первозванного (30 ноября или 13 декабря, в зависимости от календаря) всегда выпадает снег. Январь называется коложег, поскольку его считали худшим и самым холодным зимним месяцем, поэтому кололи дрова, чтобы потом сжечь их и согреться.
- В местечке Голо-Брдо (Албания) январь называют коложек или колоџек, июнь — черешнар или црешнар, июль — жетвар, ноябрь — дорвар или дрвар, декабрь — јôдре[3].
Соответствие христианским праздникам[править | править код]
Этнологи и антропологи установили, что в македонской народной культуре продолжительность каждого месяца можно было установить по каким-либо церковным или народным праздникам, которые назывались по-македонски «меџници» или «синори». В македонском народном календаре месяцы распределялись примерно так:
В данной трактовке год состоит из 13 месяцев (февраль заменён двумя месяцами), что указывает на то, что в старину македонцы пользовались лунным календарём.
- ↑ Ристески С. Љупчо. „Категориите простор и време во народната култура на Македонците“. „Матица“, Скопје, 2005. стр.355
- ↑ Ристески С. Љупчо. „Категориите простор и време во народната култура на Македонците“. „Матица“, Скопје, 2005. стр.356.
- ↑ Будимовски К. Драгослав. „Македонците во Албанија“. „Студентски збор“, Скопје, 1980. стр.121.
- ↑ Запис од теренските истражувања во Порече на полскиот етноантрополог Јозеф Обрембски во книгата на Ристески С. Љупчо. „Категориите простор и време во народната култура на Македонците“. „Матица“, Скопје, 2005. стр.359.
- ↑ Ристески С. Љупчо. „Категориите простор и време во народната култура на Македонците“. „Матица“, Скопје, 2005. стр.360.