Неопалимая купина — Википедия
Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.
В христианстве Неопалимая купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь[1]. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. В Православии неопалимая купина является также символом исихазма, так как исихаст постепенно рождает в самом себе ни в коем случае не являющегося ни Богом, ни наместником Бога на Земле в какой бы то ни было форме богочеловека по благодати (по энергиям, по имени), подобно рождению Богоматерью единственного во веки веков Богочеловека по сущности (по природе), и потому, что при необходимости старец, подобно Моисею, может вести своих духовных чад, при Иисусовой молитве призывается Святой Дух, а история исихазма связана с монастырём Святой Екатерины
В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове почитается куст, по преданию считающийся неопалимой купиной.
В монастыре в IV веке была построена часовня Неопалимой купины. О ней и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия (Эгерия)[3]:
Интерьер часовни Неопалимой купины (литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год)Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и дает отпрыски… А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина.
Престол часовни расположен не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины[4]. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря[5].
Православная иконография[править | править код]
Икона Богородицы Неопалимая КупинаВ православии наименование иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов её почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.
В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырёхугольниками — зелёным и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего её пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырёх ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, Книги Еноха и других апокрифических сочинений.
В целом эта тема нашла своё отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» — Акафист Богоматери, кондак IX и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных Богом, при заступничестве Богородицы, по молитвам пред иконою «Неопалимая купина», не сохранило истории её обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI века.
Среди возможных научных объяснений предполагаются физический эффект огни святого Эльма, химический эффект низкотемпературного холодного огня как свечения, а не собственно огня (пламени)[источник не указан 2136 дней]. Ещё одна версия связана с тем, что если в жаркий день поднести огонь к растению, воздух вокруг соцветий на пару секунд ярко, с отчетливым хлопком вспыхнет, однако само растение при этом не загорится. Фокус объясняется большим количеством эфирных масел, выделяемых цветками и плодами.
- Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.
Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
Аудио:
Кондак 1
Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованной Деве Богородице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение; Ты же, о, Богомати, Купина Неопалимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Твоего заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти:
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Икос 1
Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас, земных и перстных, возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческому. И аще недостойни есмы пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко благая, не возгнушайся наших недовлеющих похвал и, яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любоблагоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих:
Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопальне носившая;
Радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая.
Радуйся, силу адову пречестным рождеством Твоим упразднившая;
Радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая.
Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно послужившая;
Радуйся, Творца небесе и земли безсеменно воплотившая.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 2
Видя Моисей на Синаи купину огнем горевшую и не сгоравшую, ужасеся, и се бысть глас к нему Божественный от купины: Иззуй сапоги от ногу твоею: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть. Сего послушающе, и мы, смиреннии, таинство воплощения Бога Слова от Пречистыя Девы, чудом неопалимыя купины прообразованное, исповедуем, и со страхом поклоняемся месту явления Божия, зовуще Зиждителю всяческих: Аллилуиа.
Икос 2
Разум человеческий не может постигнути таинства смотрения Божия, от сложения мира искупление падшего человечества предопределившаго в Совете превечном Триипостаснаго Божества, обаче Духом Святым вдохновленныя святии Божии пророцы, издалече предзряще чудо чудес, яко Творец рабий зрак восприимет, спасти хотя дело рук Своих от погибели вечныя, возвещаху прообразы и пророчествы неложными имущее совершитися искупление рода человеча обетованным Искупителем, Емуже Ты, Всечистая, плоть взаимодавши, сподобилася еси быти Мати Господа Твоего, внушающаго нам вопити к Тебе:
Радуйся, огнезрачная палато на херувимех Седящаго;
Радуйся, светоносная ложнице серафимом Повелевающаго.
Радуйся, одре Царя великаго верху горы небесныя;Радуйся, престоле одушевленный Обладающаго горними и дольними.
Радуйся, кивоте освященный Божества, Святая Святых больший;
Радуйся, стамно всезлатая, в Нейже манна спасительная уготовася, плоть и кровь Божественнаго Агнца.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 3
Силою Всевышняго действующи, Владычице преблагая, силу естества огненнаго укрощаеши святою иконою Твоею и многа чудеса ею содеваеши во вселенней; темже род христианский ублажает Тя гласы хвалебными и в бедах внезапных, наипаче же во время огненнаго запаления, к Тебе молитвенно притекает, приемля помощь от Тебе благовременну. Сего ради благодарственно вопием прославльшему Тя Царю славы Христу: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи любовь велию к людем, искупленным честною кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистая, прияла еси от Него власть строити и покрывати род христианский; Ты бо грешником еси споручница покаяния их пред Творцем, ненадежным надежда спасения, бедствующим скорая помощь, погибшим взыскание державное и всему миру покров. Тебе, милосердой и благолюбивой заступнице нашей, за любовь любовию воздающе, смиренномудренне глаголем:
Радуйся, радосте всемирная, Еюже слезы отъемлются от очес страждущих и скорбящих;
Радуйся, прибежище благоотишное, в Немже спасаются обуреваемии бурею страстей житейскаго моря.
Радуйся, утолительнице всемогущая праведно движимаго на нас гнева Божия;
Радуйся, пламень огня угашающая росою молитв Твоих пред Престолом Вседержителя.
Радуйся, от грома и молнии соблюдающая предстательством Твоим небесным;
Радуйся, помощь Твою святую благовременно подающая всякой души, верно Тебе молящейся.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 4
Буря огненная егда найдет на нас внезапно и пламень грады и веси наша обымет, тогда, Госпоже Всемилостивая, ускори на помощь к нам безпомощным и иконою Твоею честною защити и избави нас от огненнаго наказания, егоже сотворихомся достойни грех наших ради, Тебе бо грешнии имамы заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и, прославляюще силу молитв Твоих, рождшемуся от Тебе Спасу мира зовем: Аллилуиа.
Икос 4
Слышим и видим чудеса велия, от иконы Твоея бываемая, Царице наша Всеблагая, юже даровала еси нам во утешение и защиту в несчастиих; се бо и всепоядающий огнь изнемогает в силе своей пред силою благодатною Твоего пречистаго образа, якоже многажды видехом и испытахом, Неопалимую Купину Тя именующе в изображении сего Твоего образа и пред ним воспевающе гласы хвалебными сице:
Радуйся, молитвеннице неусыпающая ко Христу Богу, на милость к нам Его преклоняющая;
Радуйся, кару Божию за беззакония наша от глав наших отводящая.
Радуйся, ризою Твоею честною от всяких несчастий нас сохраняющая;
Радуйся, Матерним покровом щедрот Твоих жилища наша от огня и грома соблюдающая.
Радуйся, всемилостивая услышительнице гласов наших молебных в скорби и обстоянии;
Радуйся, державная скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 5
Боготечная звезда, икона Твоя всечестная, Богородице Дево, во всем мире чудес множеством благодатно сияет и просвещает души и сердца человеческая к познанию велия Твоего милосердия, имже род христианский покрываеши и заступаеши, яко Мати благосердая. О сем радующеся, благодарим Христа Бога, Тебе, Матерь Свою по плоти, и нам в Матерь по духу даровавшаго, и зовем Ему во умилении глубоцем: Аллилуиа.
Икос 5
Видим икону Твою, Владычице, яко воистину купину неопалимую, во огни несгорающую и присутствием своим жилища человеческая в пламени несгораемыми соделывающую; Тебе бо дадеся благодать свыше силу естества огненнаго укрощати, Огнь Божества во чреве Твоем неопально вместившей. Сея же благодати и пречистый образ Твой причастен показася, темже от верных Неопалимая Купина наименовася, егоже мы чествуем благолепно и Тебе хвалебно вопием:
Радуйся, Свеще Неугасимая, в молитвах Своих у Престола Господа присногорящая;
Радуйся, огнем любве Божия и наша хладная сердца воспламеняющая.
Радуйся, сению молитв Твоих зной страстей наших прохлаждающая;
Радуйся, в час скорби и недоумения помыслы душеполезныя нам низпосылающая.
Радуйся, во время безпомощия нашего, егда бедствуем и не имамы помогающего, на помощь к нам ускоряющая;
Радуйся, в годину несчастий внезапных державною рукою Твоею от погибели нас исхищающая.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 6
Проповедует Церковь Христова чудеса Твоя, Богородительнице, яко песка морскаго и звезд небесных множае суть; от востока бо и до запада хвально имя Твое чудесы и несть града или страны, идеже не совершися Тобою действо силы Божия во избавление и спасение, просвещение и исцеление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи милости и щедрот бедствующему и болящему человечеству. Сего ради славословим Тя гласы песней духовных, и вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияла еси в светолитии божественныя славы, Дево Богоотроковице, Младенца предвечнаго Господа Иисуса Христа на руку Твоею держащи и ликом сил ангельских окружаема, якоже Тя видим на иконе изображенную, моисейскую Неопалимую Купину таинственно пронареченную, от неяже дары благодатныя верным даруеши, от огня и грома спасаеши, недужныя врачуеши, скорбящия утешаеши и всем вся благая и душеполезная низпосылаеши, во еже пети Тебе гласы немолчными сице:
Радуйся, о Нейже радуется и торжествует ангельский собор и человеческий род;
Радуйся, Еяже слава превосходит похвалы земныя и небесныя.
Радуйся, от горних высот всю вселенную Матернею любовию Твоею назирающая;
Радуйся, юдоль земную многоскорбную благодеянии Твоими посещающая.
Радуйся, нейсчетною благостынею Твоею не оставляющая презренныя и отверженныя;
Радуйся, сердоболием Твоим от рова погибельнаго исхищающая безнадежных.
Радуйся, Благодатная, Купино Неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.
Кондак 7
Хотя Господь явити любовь Свою к людем, искупленным Его кровию, дарова нам в покров и защиту Матерь Свою Пренепорочную и Сию сотвори прибежище благоотишное всякой души христианстей, скорбящей и озлобленней, помощи и милости требующей. Ведуще убо таковое милосердное служение Твое роду человеческому, Владычице Всеблагая, к Тебе очи наши в скорбех возводим и руце молебно простираем, утешения от Тебе единыя просяще, да спасеши нас предстательством Твоим от скорбей временных и вечных и сподобиши на земли живых, в радости святых пети Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Дивно прославила еси чудесы икону Твою святую, Неопалимая Купина именуемую, Богородице Дево, еюже грады и веси от запаления огненнаго и молниеноснаго грома соблюдаеши и домы верных благословляеши, в нихже чествуется благоговейно пречиста
Неопалимая Купина — это… Что такое Неопалимая Купина?
Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.
В христианстве
В христианстве Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь.[1] Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.
Неопалимая купина в монастыре Святой ЕкатериныВ православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове почитается куст, по преданию считающийся Неопалимой Купиной.
В монастыре в IV веке была построена часовня Неопалимой Купины. О ней и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия (Эгерия):
Интерьер часовни Неопалимой Купины(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год)
|
Престол часовни расположен не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины.[3] Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.[4]
Неопалимая Купина в иконописи
Икона Богородицы Неопалимая КупинаВ православии наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов её почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.
В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырёхугольниками — зелёным и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего её пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырёх ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево.
Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений.
В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» — Акафист Богоматери, кондак IX и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории её обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI века.
Празднование иконе совершается 4 сентября (по юлианскому календарю).
Почитание
Икона «Неопалимая Купина» почитается как заступница при пожарах. В день её празднования отмечается профессиональный праздник День спасателя Украины.
См. также
Примечания
Литература
- Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.
Ссылки
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах —
Русская Православная Церковь
15 Декабрь 2019
22 декабря, Воскресенье, 11.30 в Лектории храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, в рамках Воскресной школы для взрослых, состоятся две лекции: 11.30 «Распятие и Воскресение Христа: исторические аспекты» (курс «Священное Писание»), 12.30 «Понятие Бога в философии романтизма» (курс «Христианская философия»).
10 Декабрь 2019
20 декабря, в пятницу, в 19.00 в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах состоится презентация нового сборника «ГИПОТЕЗА ЭВОЛЮЦИИ: МИФЫ И ФАКТЫ» — по материалам научного семинара «Православие и естествознание» Лектория храма Троицы на Воробьевых горах, с участием современных исследователей и ученых. Вход – свободный!
- Все новости
Неопалимая купина — это… Что такое Неопалимая купина?
Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.
Скорее всего, реальным прообразом Неопалимой Купины послужило растение ясенец белый, встречающееся на Синайском полуострове, выделяющее летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце.
В христианстве
В христианстве Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.
Неопалимая купина в монастыре святой Екатерины
В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове почитается куст, по преданию считающийся Неопалимой Купиной.
В монастыре в IV веке была построена часовня Неопалимой Купины. О ней и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия:
Интерьер часовни Неопалимой Купины(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год)
|
Престол часовни расположен не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины.[2] Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.[3]
Неопалимая Купина в иконописи
Икона Богородицы Неопалимая Купина
В православии наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.
В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево.
Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений.
В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» — Акафист Богоматери, кондак IX и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI века.
Празднование иконе совершается 4 сентября (по юлианскому календарю).
Почитание
Икона «Неопалимая Купина» почитается как заступница при пожарах. В день её празднования отмечается профессиональный праздник День спасателя Украины.
Примечания
Литература
- Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.
Ccылки
Богоматерь «Неопалимая Купина»
Wikimedia Foundation. 2010.
Неопалимая Купина — это… Что такое Неопалимая Купина?
Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.
В христианстве
В христианстве Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь.[1] Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.
Неопалимая купина в монастыре Святой ЕкатериныВ православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове почитается куст, по преданию считающийся Неопалимой Купиной.
В монастыре в IV веке была построена часовня Неопалимой Купины. О ней и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия (Эгерия):
Интерьер часовни Неопалимой Купины(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского), 1857 год)
|
Престол часовни расположен не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины.[3] Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.[4]
Неопалимая Купина в иконописи
Икона Богородицы Неопалимая КупинаВ православии наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов её почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.
В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырёхугольниками — зелёным и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего её пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырёх ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево.
Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений.
В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» — Акафист Богоматери, кондак IX и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории её обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI века.
Празднование иконе совершается 4 сентября (по юлианскому календарю).
Почитание
Икона «Неопалимая Купина» почитается как заступница при пожарах. В день её празднования отмечается профессиональный праздник День спасателя Украины.
См. также
Примечания
Литература
- Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.
Ссылки
Купина неопалимая — это… Что такое Купина неопалимая?
Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.
Скорее всего, реальным прообразом Неопалимой Купины послужило растение ясенец белый, встречающееся на Синайском полуострове, выделяющее летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце.
В христианстве
В христианстве Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.
Неопалимая купина в монастыре святой Екатерины
В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове почитается куст, по преданию считающийся Неопалимой Купиной.
В монастыре в IV веке была построена часовня Неопалимой Купины. О ней и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия:
Интерьер часовни Неопалимой Купины(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского) 1857 год)
|
Престол часовни расположен не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины.[2] Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.[3]
Неопалимая Купина в иконописи
Икона Богородицы Неопалимая Купина
В православии наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.
В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево.
Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений.
В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» — Акафист Богоматери, кондак IX и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI века.
Празднование иконе совершается 4 сентября (по юлианскому календарю).
Почитание
Икона «Неопалимая Купина» почитается как заступница при пожарах. В день её празднования отмечается профессиональный праздник День спасателя Украины.
Примечания
Литература
- Гладышева Е. В., Нерсесян Л. В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству.
Ccылки
Богоматерь «Неопалимая Купина»
Wikimedia Foundation. 2010.