похвалы Репина, пограничные состояния природы и возвращение на родину
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля вошел в историю советского искусства как тонкий и поэтичный пейзажист. Его живописной палитре свойственны серебристо-дымчатая цветовая гамма, любовь к полутонам, изящество в решении общих колористических задач. Композиции тщательны; немногочисленны и не случайны детали. Полотна Бялыницкого полны дыхания природы — и это привлекает к его творчеству многих и многих.
Родился художник в Могилевской губернии, в Белоруссии. Отец его арендовал землю в небольшой усадьбе, и поэтому детство Бялыницкого-Бирули прошло в тесном соприкосновении с белорусской природой. Именно из детства и вынес он понимание той особой жизни, которой живет каждое дерево, каждое поле.
Мальчик очень рано начал рисовать, лет с шести, и занятия искусством уже не прекращал с этого времени. Родители отправили его учиться в Киев, во Владимирский кадетский корпус, но одновременно он посещал и рисовальную школу Н.И.Мурашко. Его рисунки показали художнику Прянишникову, который посоветовал мальчику учиться дальше. В 1889 году юноша поступил учиться в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Большим авторитетом для него были преподававшие там художники И.Левитан, В.Серов и К.Коровин.
Пейзаж в этот период обретает на полотнах художника особое звучание нежной грусти и задумчивости. Здесь заметно влияние Левитана, который учил Бялыницкого обобщением в пейзаже, отбору деталей, важности тона, значению светотени. Бялыницкий увлекается передачей на холсте тающего снега, движения талых вод — это время технического совершенствования. Его очень привлекают поэзия пустынных, заброшенных уголков, тихие настроения природы. Одна из его работ этого периода — «Весна идет» — была продана в частное собрание, и на вырученные деньги художник смог отправиться в заграничное путешествие. Он посетил Всемирную выставку а Стокгольме, на которой его внимание привлекли морские пейзажи скандинавских художников, а затем отправился в Голландию и в Париж. Знакомство с творчеством барбизонских художников, особенно Коро и Добиньи, во многом расширило представление Бялыницкого о о возможностях камерного пейзажа.
Начиная с 1900-х годов Бялыницкий-Бируля становится очень известен. Его полотна покупают разные музеи (Русский музей, Третьяковская галерея и др.).В 1911 году на выставке в Мюнхене пейзаж Бялыницкого «Час тишины» удостаивается золотой медали. А за полотно «Перед весной» художник удостоился золотой медали в Барселоне.
Сразу же после Октябрьской революции Бялыницкий выполняет заказ Реввоенсовета — пишет первую в своем творчестве историко-документальную картину «Канун Октября. Тверской бульвар близ Никитских ворот» (1917г.)
В дальнейшем Бялыницкий много путешествует по стране, делает этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 30-х годах им создано немало индустриальных пейзажей. Но, в основном, его дарование раскрывалось в тонких, камерных пейзажах.
В 1938 году художник написал множество северных пейзажей. Они лишены внешних эффектов. Предельная четкость в пределах деталей делает пейзажи немногословными, но очень выразительными. Излюбленные Бялыницким сероватые и голубоватые оттенки в этих пейзажах приглушены, отчего композиции особенно воздушны. Вообще в своих вещах художник избегает внешней декоративности.
Особую известность принесли Бялыницкому-Бируле полотна, посвященные наступлению весны. Полны ли они суровой, сдержанной энергии («Лед прошел») или мажорного, приподнятого настроения («Калужница цветет») — главное очарование их в ненавязчивой передаче этих настроений, как бы шепотом сообщенных зрителю. Таково полотно «В час тишины» (1940). Основа выразительности здесь — изящные, легкие и одновременно точные цветовые соотношения, виртуозная колористическая гамма. Вообще, Бялыницкий любил передавать туманность пейзажа, отблески неяркого солнца на вечерней воде, от которой поднимается нежный пар, размытые очертания дальнего берега.
В 1947тгоду художником был создан цикл белорусских пейзажей, в которых леймотивом прозвучало как бы возрождение природы от войн
Описание картины калужница зацвела — Сайт о даче
Этот пост я пишу в качестве иллюстрации к предстоящей экускурсии на тему лесных цветов. Никаких лекций и науки, никаких обучений — простой поход-беседа-воспоминание о цветах начала лета. Ставшая уже у нас традиционной экскурсия под названием День лесного цветка будет проводится в парке Кейла-Йоа во вторую субботу июня, то есть 11 июня.
Традиция эта началась в 1988 году в Дании, где впервые стал отмечаться День лесного цветка, затем в последующие годы к ней присоединились Финляндия, Швеция, Норвегия, Фарерские острова и Исландия. Уже шестой год День лесного цветка отмечают и у нас в Эстонии. В этот день для всех желающих проводятся бесплатные лесные экскурсии, чтобы помочь людям вспомнить те растения, которые они должны были бы помнить своей генетической памятью, но забыли в городской жизни. При этом нет задачи охватить весь спектр растений — это невозможно, да и не нужно — попытаемся вспомнить лишь самые обыкновенные, характерные для нашей местности и цветущие ранним летом.
Большинство городских жителей знают названия птиц, например — зяблика, дрозда, свиристеля, но, как правило, не могут связать между собой имя, картинку и голос птицы. Можно объяснить это тем, что в те времена, когда человек был очень близок к земле и лесу, всё было естественно и просто: человек давал имена тем явлениям и предметам, которые видел, слышал и хорошо знал сам, имея дело с природой ежедневно. Теперь же люди могут знать названия из книг, но голос и внешний облик птиц для них уже тайна, поскольку городу до лесных обитателей нет дела — там происходят другие «важные» дела. То же самое с цветами и растениями вообще. Например, всеобщее заблуждение с подснежниками, которыми часто называют разные цветы не менее пяти видов, а настоящий подснежник-то всего один! Полная неразбериха и с названиями деревьев: многие не способны отличить ясень от вяза, или липу от тополя. Ну, а с лесными цветами — так вообще абсолютная путаница. Признаюсь, я и сам совсем не так давно был одним из таких же горожан. Просто я попытался вспомнить и мне это понадобилось. Понадобилось — вот ключевое слово!
Вначале я не хотел говорить о лекарственных свойствах цветов — на это есть специалисты и масса литературы и других источников, и все, кому интересна тема лекарственных растений, могут сами найти любую информацию. Однако, обойти это свойство оказалось трудно, потому что, знакомясь с растениями, важно осознавать тот факт, что все они в той или иной степени могут быть полезны, съедобны, лекарственны или, напротив, ядовиты. А уж лечится ими или нет — это выбор каждого и совсем другая история.
В настоящий момент отцвели уже многие поздневесенние цветы — ветренницы, чина весенняя, мыльнянка, первоцвет. Заканчивает цветение и ландыш майский (Convallaria majalis), одно из самых красивых и ароматных явлений конца весны-начала лета. Ландыш — не только красивый лесной цветок, но и важное лекарственное растение. Например, из его надземных частей вырабатывают препараты, регулирующие сердечную деятельность.
К осени у ландыша созревают плоды — оранжевые ягоды величиной с горошину. Эти ягоды, однако, ядовиты и имеют специфический неприятный привкус, хотя и сладковатые (какой-то отважный чудак их всё-таки попробовал!). Листья ландыша быстро засыхают и осенью теряют свою зеленую окраску, становясь полупрозрачными, точно пергаментная бумага. Поздней осенью над землей от растения уже ничего не остается, кроме этих симпатичных, но ядовитых горошин.
Заканчивает своё цветение и медвежий лук или черемша (Allium ursinum), очень много которой растёт в парке Кейла-Йоа
Я уже однажды писал об этом, но повторюсь — уж, очень характерная история. Знакомый врач мне рассказал, как ей однажды позвонила взволнованная пациентка — сделала из черемши песто для мужа, а он, попробовав немного, вкус песто не оценил. Попросил показать из чего делала — оказалось это были листья ландыша. Перепутала она чуток — действительно, листья ландыша немного похожи на листья черемши. Посмеялись — от маленького количества листьев, наверное, даже расстройства не будет, а вот если бы цветочки или ягодки — это уже отравление, особенно опасно для детей.
Теперь всюду заметен также майник двулистный (Maianthemum bifolium
), изящное растение тоже семейства ландышевых.Пишут, что его цветки пахнут земляникой. Они действительно имеют острый аромат, но я бы не сказал, что земляничный — мне кажется, что запах у него какой-то химический. Осенью у майника созревают плоды — из этих белых цветочков вызревают маленькие малиновые ягодки, напоминающие ягоды брусники. Листья у майника засыхают рано и тогда растение трудно узнать, главное не спутать его ягоды ни с какими другими — потому что они ядовиты.
Купена душистая, соломонова печать (Polygonatum odoratum), тоже из семейства ландышевых и тоже, как и ландыш, ядовитое растение. Несмотря на это ее используют в народной медицине. Отвар корневищ назначают при заболеваниях дыхательных путей. Настой травы используют как жаропонижающее и мочегонное средство. Листья прикладывают к ранам и нарывам. Короче, тоже лечат всё. При отваривании ядовитые вещества разрушаются и корневища купены, богатые крахмалом, становятся съедобны после отваривания в соленой воде. Молодые проростки белого цвета используют подобно спарже как овощное растение — отваривают, тушат и запекают.
Ещё один цветок, строоением и формой цветка похожий на ландыш и майник — грушанка круглолистная (Pyrola rotundifolia). Однако, грушанка относится к семейству вересковых. Тоже очень ценное лекарственное растение, народная медицина лечит грушанкой почти всё, но в основном, используются её антисептические свойства. Все грушанковые растут, как правило, в хвойных лесах.
Рядом с грушанкой круглолистной часто можно найти ещё одно растение грушанковых — одноцветку крупноцветковую (Moneses uniflora), в народе смешно называемую тилитейкой. По своим свойствам тилитейка близка ко всем грушанковым, а их много видов. Надо помнить, что листья у неё ядовиты, хотя именно их и применяют в отварах. Вот народ — никакой яд ему не страшен!
Необычный цветок у тилитейки, он всегда смотрит вниз зонтиком.
Ну, раз мы тут говорим про цветки, похожие на колокольчики, как у ландышей, то не можем не заметить ещё одно растение, обильно цветущее белыми цветками, вблизи похожими на ландыши. Хотя это и не цветок, но красиво. Будет в сентябре урожай!
Кислица (Оxalis acetosella), известная в народе по названию «заячья капуста», уже отцвела, однако, её узнаваемые листья будут сопровождать нас в лесу всё лето.
В листьях кислицы содержатся соли щавелевой кислоты, отчего она и обладает кислым вкусом. В ней также есть витамин С, и она вполне съедобны даже в сыром виде. Из листьев кислицы можно приготовить супы или салаты, заменяя ими щавель. Листья кислицы способны складываться вдоль и поникать, например, перед наступлением ненастной погоды или на ночь. Однако опускание листьев можно вызвать также, ударив по ним слегка, тогда листья опустятся в течение нескольких минут. Плоды кислицы — зеленоватый шарик — на конце тонкого стебелька чуть больше конопляного зерна, способен взрываться от прикосновения. Если его сдавить двумя пальцами, то плод «выстрелит» своими семенами. Этот способ выбрасывания семян иногда встречается в растительном мире. Сбоку семени имеется пружинка, которая срабатывает при созревании. При «выстреле» из плода кислицы вылетает несколько мелких семян.
Повсюду в лесу заметны звёздочки седмичника европейского (Trientalis europaea). Этот цветок интересен тем, что венчик цветка у него семираздельный, у цветка также семь тычинок и очень часто у него также семь листочков.
Народная медицина использует настой из корней седмичника при внутреннем употреблении как рвотное и потогонное средство. Настой травы используется внутрь при общей слабости, а также в качестве наружного противовоспалительного и ранозаживляющего средства, при опухолях воспалительного и травматического происхождения.
Следующий по узнаваемости и частоте встречаемости цветок — звездчатка дубравная или ланцетовидная (Stellaria holostea).
Свое название звездчатка получила, вероятно, из-за цветков, напоминающих скопление маленьких звездочек.
Как говорит Википедия, в народной медицине используют отвары из листьев звездчатки в качестве лекарства при болезнях печени, легких и сердца, а также при радикулите, ревматизме, гноящихся и кровоточащих ранах, она также помогала при грыжах. Отвар применяется при кожных болезнях, при кашле, ломоте в суставах, простудных заболеваниях, болях в желудке, припарки используют в качестве обезболивающих. (И чего только не лечат эти лесные травы!)
Родственница звездчатки — мокрица, звездчатка средняя (Stellaria media). Все садовницы хорошо знают этот надоедливый садовый сорняк, мелкую, но урожайную травку.
А ведь она не только съедобная, но и полезная! Раньше её собирали на салаты, а из сока готовили утоляющий жажду напиток. Сок также применялся в лечебных целях для лечения воспалённых глаз.
Теперь всюду можно видеть зонтики растений, многим знакомым по названиям дудники или кашки. Это один из самых распространённых представителей зонтичных — купырь лесной или кервель, морковник, дудка (Anthriscus sylvestris), родственник морковки.
Из весенних молодых листьев купыря, имеющих сильный приятный запах, и нижних мясистых стеблей (в смеси с листьями других салатных растений без запаха) готовят витаминные салаты, ботвинью, окрошку. Варёные корни также можно употреблять в салаты. Стебли и листья можно мариновать и квасить. Купырь лесной — ценный майско-июньский медонос, даёт нектар. А народная медицина лечит купырём, кажется, все на свете болезни. Вот тут только нельзя ошибаться: к сожаленью, в семье зонтичных достаточно много ядовитых двойников, например, болиголов пятнистый (Conium maculatum) и кокорыш или собачья петрушка (Aethusa cynapium), так что прежде, чем отправлять растение на кухню, надо хорошо с ним познакомиться и лучше с помощью специалистов.
Ещё один из самых известных и узнаваемых зонтичных — сныть (Aegopodium podagraria). Вот уж по-настоящему вездесущее растение. Сныть растёт не только в лесу, но и в садах и огородах, вывести откуда её очень сложно, поэтому сныть — самый нелюбимый садоводами сорняк. Но растение-то очень интересное и ценное во всех отношениях: пищевом, витаминном, медоносном, лекарственном и кормовом. Молодые листья и черешки сныти пригодны для употребления в пищу в виде салата, для приготовления щей или борща вместо капусты. Зелень сныти имеет приятный запах и используется в качестве приправы. Черешки листков солят и маринуют, из них готовят овощную икру и гарниры. Сныть — хороший медонос, сравнимый с таким замечательным медоносом, как иван-чай.
Обычные зонтики из мелких цветков сныти при увеличении выглядят очень красиво.
Дрёма двудомная или лесная (Melandrium dioicum) или смолёвка двудомная, относящаяся к семейству гвоздичных. Иногда её по незнанию и принимают за дикую гвоздику.
В народе дрёму называют смолевкой-хлопушкой, потому что чашечка у неё раздутая, как хлопушка. Некоторые виды дрёмы охраняются. В момент цветения она испускает лёгкий, приятный аромат.
Везде узнаваем своими опущенными головками цветков гравилат речной (Geum rivale)
Лекарственным сырьём гравилата речного служат корневища и надземная часть растения. Препараты из него обладают кровоостанавливающим, вяжущим, антисептическим, противовоспалительным, тонизирующим, кровоостанавливающим, болеутоляющим, ранозаживляющим и потогонным действием. Его назначают после перенесенных тяжелых заболеваний и при физической усталости. Препараты из гравилата растения эффективны против змеиного яда.
В лесу теперь цветёт герань лесная (Geranium sylvaticum), цветки у неё довольно крупные, пурпурные или почти фиолетовые, располагаются по два на цветоножке.
Герани называют в народе журавельником, так как находят, что её плоды походят на журавлиные клювы. Слово «герань» с греческого буквально «журавельник». Препараты герани обладают антитоксическим действием в отношении змеиных ядов, что подтверждает применение их китайскими врачами при укусах змей.
В полях и на опушках цветёт ещё герань луговая с крупными цветками из пяти лилово-синих или сине-фиолетовых лепестков. А на снимке ниже герань кроваво-красная (Geranium sanguineum). Она растёт на лугах и опушках леса, образуя красивую плотную куртину, во время цветения покрытую многочисленными карминно-красноватыми цветками. Часто её культурные формы можно увидеть в садах в качестве декоративного растения.
Повсюду встречается незабудка лесная (Myosotis sylvatica)
За сходство листьев некоторых ее видов с ушками мышей, древние греки назвали цветок Myosotis — «мышиное ухо». На Руси же незабудку порой называли горлянка, лихорадочная трава, пригожница. С лечебной целью используется трава (стебли, листья, цветки), цветки и корни. Отвар корней применяется внутренне как противолихорадочное средство, наружно — для промываний и припарок при лечении конъюнктивитов, при «куриной слепоте» (гемералопии).
Почти везде на опушках, вдоль дорог и тропинок можно встретить веронику дубравную (Veronica chamaedrys) — славный, едва заметный в траве лесной цветок, который многие городские люди по незнанию называют незабудкой. У дубравной есть родственница — вероника лекарственная, и из названия понятно, что именно она-то как раз лекарственная. Но по всем описаниям, что я прочёл, похоже, что и вероника дубравная — не менее лекарственная и тоже лечит все болезни подряд.
Отцвели одуванчики, задававшие основной жёлтый цветовой фон полей в мае. Но и теперь жёлтый цвет преобладает в полях, на опушках и лугах, вдоль дорог. Теперь цветёт сурепка и подмаренник. Сурепка обыкновенная ( Barbarea vulgaris) семейства Капустные.
Из молодых розеточных листьев сурепки весной готовят салаты. Пророщенные семена добавляют в первые блюда, посыпают ими мясные блюда и бутерброды. В настоящее время масло из семян сурепки используют в консервной промышленности и хлебобулочном производстве. Из цветков сурепки изготавливают жёлтый краситель для тканей из натурального волокна. В народной медицине используется, как мочегонное, ранозаживляющее, тонизирующее средство.
Одновременно с сурепкой цветёт и желтушник левкойный (Erysimum cheiranthoides), похожее на сурепку растение семейства Капустные, растущее, однако, отдельными стеблями. Произрастает желтушник на сухих лугах, склонах холмов, на приречных песках небольшими группами. Часто встречается возле дорог и населенных пунктов. Желтушник слегка ядовитое растение, но в то же время довольно широко применяется в народной медицине, например, как сердечное средство, при лечении гипертонии.
Ещё желтеет в отдельных местах калужница болотная (Caltha palustris) — изобильно растущее по берегам водоёмов, по топким болотистым низинам, в заболоченных лесах и лугах многолетнее декоративноцветущее растение семейства лютиковых (Ranunculaceae), но и она уже отцветает.
Русское название «калужница» — происходит от диалектного «калуга» — «топь, болото». В словаре Даля даются синонимы калужницы: желтоглаз, желтоголовка, желтый зверобой, валах, куриная слепота, лататье, вороньи глазки, ноготной/коровий цвет, водяная змейка.
Калужница растёт на болотах, сырых лугах, по берегам водоемов. Калужница — растение немного ядовитое и поэтому, наверное 🙂 используется в народной медицине, как и многие другие цветы и травы.
Обваренные кипятком листья калужницы, завёрнутые в марлю, прикладывают как противовоспалительное, ранозаживляющее и болеутоляющее средство на ожоги, язвы, экземы, аллергические высыпания. Или же используют отвар листьев для обмываний и ванн. В малых дозах настой или отвар калужницы пьют при простудных заболеваниях, высокой температуре.
Когда отцветает ветренница белая, то на её месте появляется ветренница или анемона лютичная жёлтая (Anemone ranunculoides), народные названия козелец, жабячье зелье. Анемона лютичная — одно из самых коротко цветущих растений, поэтому не уверен, что успеем её увидеть в цветущем виде. Соком корней анемоны лечат бородавки. Настой используется при сердцебиении, как мочегонное средство при отеках, заболеваниях почек, как отхаркивающее. Как и все лютиковые, всё растение ядовито. Часто используется как декоративное растение.
Луга в июне заполняет лютик едкий (Ranunculus acris) или по народному «куриная слепота».
Лютик очень ядовит, так как содержит особое вещество протоанемонин — потому и «куриная слепота». Ещё в листьях лютика обнаружили такие вещества, как аскорбиновая кислота, каротин, витамин С, алкалоиды, сапонины. Все части растения — ядовиты. Например, следует избегать попадания на ранки, порезы, царапины. Довольно популярно было использование лютика при головных и невралгических болях, подагре, ревматизме.
Нельзя пройти мимо луга, на котором дружно цветёт марьянник дубравный (Melampyrum nemorosum), любимый в народе цветок, называемый Иван-да-марья. Марьянник дубравный — травянистое однолетнее растение из семейства норичниковые (Scrophulariaceae), с жёлтыми цветками и ярко-синими верхними листьями-прицветниками. Он часто растёт по рощам и лугам, чаще в тени, по лесным опушкам. Растение ядовитое.
Этот цветок часто упоминается в народных легендах и сказках. Цветок срывали для праздника Ивана Купалы. Считалось, что он обладал волшебными свойствами. Часто при описании марьянника приводят строки из древних сказаний, например : «Кто хочет ускакать от погони или лететь молодецки на кляче, тот носи при себе цветок ивана-да-марьи. Иные дают пить сок, выжатый из этого цветка, чтобы возвратить слух или потерянный ум». Растение является инсектицидным и противовоспалительным, свежая измельченная трава и ее порошок ускоряют заживление ран.
А вот его лесной родственник — марьянник луговой (Melampyrum pratense). Хотя он и называется луговым, а растёт всё больше по лесам — так часто бывает с народными названиями — может быть в старину он и рос по лугам, а нынче сбежал в леса? Марьянник луговой — полупаразит, он умеет получать дополнительное готовое питание, присасываясь к корням других растений и извлекая оттуда питательные вещества. Но поскольку он способен и к самостоятельной жизни, как любое зелёное растение, то настоящим паразитом его назвать нельзя, а вот полупаразитом можно. Марьянник луговой используется в народной медицине в виде настоя травы, который действует угнетающе на центральную нервную систему, увеличивая амплитуду и урежая ритм работы сердца.
Очень много в лесу растений семейства бобовых, родственников гороха. Уже отцвела чина весенняя или сочевичник весенний (Lathyrus vernus) — очень красивый весенний цветок. Но он и теперь узнаваем в лесу по своим большим листьям и коробочкам созревших бобов на стеблях. Возможно, нам повстречаются её родственники, цветущие летом — чина луговая и чина лесная. Всё растение чины — лекарственное.
Лядвенец рогатый (Lotus corniculatus) — многолетнее травянистое растение семейства бобовых. В период цветения растение ядовито, поэтому с ним необходимо соблюдать осторожность. В это время случаются отравления животных (чаще — мелкий рогатый скот и гуси). При отравлении отмечается нарушение сердечной деятельности и даже смерть, возможно также воспаление желудочно-кишечного тракта. Тем не менее, до начала цветения растение считается неплохим кормом для животных. Хороший медонос. Используется как успокаивающее и ранозаживляющее средство.
Ещё одно растение семейства бобовых — мышиный горошек. Часто мышиным называют совершенно разные виды горошка, а их не менее ста. Вот, например, я сам прежде называл этот горошек мышиным, а он, на самом деле оказался горошком заборным (Vicia sepium) — хотя различия у них небольшие. Но все горошки являются родственниками, как между собой, так и огородному гороху тоже.
Обычен у нас клевер луговой — растение, знакомое всем по красновато-фиолетовым цветочным шапочкам и строенным листьям. Латинское название клевера — трифолиум (Trifolium), в буквальном переводе означает — трилистник. Клевер растёт повсеместно на полянках и лесных опушках, на лугах. Во время его цветения луга наполнены нежным ароматом, исходящим от цветов, и жужжанием пчёл и шмелей, которые очень любят клевер. Клевер прекрасное кормовое растение и используется в лечебных целях. Свежие листья добавляют в салаты и используют как заправку для зеленых щнй. В старину растёртые листья добавляли в муку при выпечке ржаного хлеба, а также при изготовлении сыров и соусов. На Кавказе головки молодого клевера заквашивают, как капусту, и зимой добавляют в салаты.
А это родственник лугового — клевер средний (Trifolium medium), у него более вытянутые листья, не имеющие беловатого узора, как у лугового.
Вот ещё один жёлтый цветок — одуванчик? Похож, да только листья у него другие — ровные по краям, покрытые небольшими волосками. Это ястребинка волосистая (Hieracium pilosella). Ястребинка — лекарственное, медоносное, ядовитое и декоративное растение. Ястребинка очень разновидовое растение, насчитывающее не менее 15000 видов. В народной медицине соцветия используют при болезнях желудка, желтухе, для возбуждения аппетита, от туберкулеза лёгких, при лихорадках, нарывах в горле, как кровоостанавливающее средство.
Лапчатка (Potentilla) — род растений из семейства розовые, крупнейший по числу видов. Название рода произошло от латинского potents — «могущественный», «сильный», благодаря целебным свойствам, приписываемым некоторым представителям этого рода. Наиболее характерные его представители это лапчатка гусиная и лапчатка прямостоячая (калган-трава). Многие виды культивируются и используются как декоративные растения в садах.
Лапчатка прямостоячая (Potentílla erecta) используется в народной медицине при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при воспалительных заболеваниях полости рта, в дерматологии. Корневища лапчатки прямостоячей входят в состав лекарств, обладающих антимикробным, вяжущим и противовоспалительным действием.
Лапчатка серебристая ( Potentilla argentea) тоже лекарственное растение. Пишут, что тоже лечит от всех болезней.
Будра плющевидная (Glechoma hederaceae) — растение семейства яснотковых, в народе называемое сороканедужником, собачьей мятой, котовником.
Латинское название glechoma происходит от греческого glykys «сладкий, приятный» в отношении запаха растения. Карл Линней дал название glechoma будре потому, что в те времена её добавляли для ароматизации в супы так же, как мяту болотную – в вина. Hederacea, что означает «плющевидная», возникло из-за того, что будра строением стебля и листьев напоминает плющ (лат. Hedera).
Латинское название будры в переводе и означает «плющевидная мята», что отражает сходство внешнего облика растения с плющом и мятой. Будра растёт под кустарниками, в лесах, на лугах и около жилья. У меня в саду её тоже очень много. Будра имеет приятный аромат и может использоваться в качестве травяного чая. В ней содержится кроме всего прочего аскорбиновая кислота. Применяется, как отхаркивающее, лечит желудочно-кишечные болезни, заболевания почек, печени и т.д. В старину её использовали вместо хмеля при изготовлении пива.
А цветки у будры похожи на львиный зев.
А вот и яснотка белая, или глухая крапива (Lаmium аlbum). Оттенок у цветов обычно белый, бывает пурпуровый, жёлтый или розовый. Яснотка растёт повсюду: на газонах, в парках, вдоль заборов и дорог, на опушках леса и у водоемов. Внешне она напоминает своими листьями крапиву, но не имеет жалящих волосков, а между рядами листьев у нее имеются симпатичные белые или чуть желтоватые цветки, напоминающие львиный зев, которые являются прекрасными медоносами.
В народной медицине яснотка применяется для улучшения отхаркивания; для кровоочистительного эффекта при различных внутренних кровотечениях, а также как противовоспалительное и вяжущее средство при воспалениях легких, бронхитах и бронхиальной астме. Молодые листья можно использовать в пищу, по вкусу они напоминают шпинат.
Копытень европейский (Asarum europaeum) — многолетнее травянистое вечнозеленое растение. Его кожистые листья, повторяющие форму конского копыта (отчего и копытень), всю зиму сохраняются под снегом и опадают только летом. Цветет копытень цветами буроватого цвета, с пурпурной внутренней поверхностью, которых не видно под листьями, зато созревшие в июне плоды привлекают своим запахом муравьёв, именно в июне выкармливающих своих личинок. Растаскивая по лесу плоды копытеня, муравьи таким образом помогают ему размножаться.
Копытень имеет своеобразный приятный перечный запах. По эстонски он так и называется — metspipar — лесной перец. А англичане за этот запах, особенно сильный, если его листья растереть в руках, называют копытень диким имбирем. В русском языке его народные названия тоже соответствуют: лесной перец, дикий перец, заячий корень, земляной ладан, винный корень и еще много своеобразных названий.
Молочай прутьевидный (Euphorbia virgata).
Но надо бы остановиться — стоит пройти немного в сторону или отложить свой рассказ хотя бы на день — и количество героев увеличивается многократно, другие же уходят в тень до следующего сезона. Поэтому невероятным усилием воли заканчиваю рассказ на сегодня, но, понятно, что продолжение следует: всё следует в соответствии с установленным небесами порядком. По крайней мере сегодня охватил те основные цветы, которые обязательно попадутся нам на тропе в субботу. А другие замечательные герои пусть и остались неохваченными, но каждый из них заслуживает отдельного рассказа в другой раз.
Сейчас как раз зацветают наши орхидейные
Ятрышник мужской (Orchis mascula) семейство Орхидные (Ятрышниковые)
Не охвачены папоротники — тоже большая тема,
тема хвощей,
болотная тема (здесь с цветущим багульником, например)
Стоп-стоп — впереди ещё много разных цветов и трав. И все они в лесах да полях.
Так что лучше один раз увидеть живьём, чем сто раз на фото.
Поэтому при первой же возможности все в лес!
Source: dobriydoktor.livejournal.com
Читайте также
Витольд бялыницкий бируля зацвела калужница описание картины. Встречи с художниками
12 февраля 1872 года в деревне Крынки Могилевской губернии в семье мелкого арендатора родился Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Хоть он и прожил большую часть жизни в Москве, белорусская природа, среди которой прошло его детство, невольно проникала на холсты. Его называли белорусским Левитаном, чье творчество хвалил Репин, а картина еще только студента оказалась в знаменитой Третьяковской коллекции.О своем детстве он писал: «Я — белорус… Отец служил арендатором, потом в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожу, часто брал меня в свои служебные поездки. Это было величайшим счастьем и радостью, поскольку как раз тогда, в тех поездках, я открывал для себя ни с чем несравнимую природу моей родной Беларуси «.
В 1885 году он окончил курс во Владимирском кадетском корпусе в Киеве и тогда же начал серьезно заниматься искусством, поступил в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко и затем в 17 лет в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился у Иллариона Прянишникова, Сергея Коровина, Николая Неврева, Василия Поленова, которые повлияли на его вкус и стиль. Но еще большее влияние на его живопись в это время оказал хороший знакомый Бялыницкого-Бирули Исаак Левитан. Илья Репин писал тогда о молодом пейзажисте: «Этот художник — счастливец. Он найдет себя особо «.
В 1892 году ученическую картину Бялыницкого-Бирули «Из окрестностей Пятигорска» купил для своей галереи известный коллекционер Павел Третьяков, что крайне редко случалось с работами молодых художников. С 1897 года Бялыницкий-Бируля начинает регулярно участвовать в выставках и конкурсах. В 1904 году он стал членом Товарищества передвижников (об этом событии он пишет «… старики были суровы и неумолимо строги «), а в 37 лет — академиком Императорской академии искусств в Петербурге. Уже через 3 года Бялыницкий-Бируля написал одну из своих лучших работ — «Зимний сон» , за которую получил бронзовую медаль на Международной выставке в Барселоне. А его картина «Час тишины» была награждена почетной медалью на Мюнхенском международном фестивале и бронзовой в Барселоне.
В поисках своего стиля он стремился к правдивости и простоте и постоянно совершенствовался, добиваясь свежести и искренности. Подход к творчеству Бялыницкого-Бирули можно проследить по его письмам: «Дни невозвратимы и в большинстве не повторяются. Вчера шел, любовался местом и решил писать здесь этюд; сегодня пришел на то же место (вот даже веточка, надломленная мною для того, чтобы уточнить, где сидеть и писать), а «место» исчезло: вчера были жемчужные облачка, на фоне которых рисовались обнаженные березки, а сегодня небеса гладкие, да и сам ты какой-то другой, не вчерашний. Мы, художники, должны дорожить каждым часом, проведенным на природе, на этюде. Чрезвычайно важно первое впечатление от места, которое собираешься писать. Это впечатление необходимо сохранить, удержать во время всей работы над этюдом «.
В 1917 году Бялыницкий-Бируля купил участок в Тверской области, в любимых местах Левитана. Позже там появилась его дача «Чайка». В советское время Бялыницкий-Бируля продолжает традиции русского лирического пейзажа конца XIX века. В конце 20-х и 30-е годы он много путешествовал и рисовал памятные места, связанные с жизнью и творчеством известных деятелей русской культуры. Тогда появились пейзажи Ясной Поляны — усадьбы Л.Н. Толст
Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович
Русский и советский живописец-пейзажист. Народный художник РСФСР и БССР (1944), действительный член Академии художеств СССР (1937), почетный академик АН БССР (1947). Учился в Киевской рисовальной школе Н.И. Мурашко, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889-1897), член товарищества передвижников (с 1901), член АХРа с 1922, с 1901 жил и работал в д. Ворониха, Островно, Сигово, Гарусово (ныне Удомельского р-на), в 1912-57 на даче «Чайка» на берегу оз. Удомля, где написал св. 200 полотен в жанре лирич. пейзажа: «Изумруд весны» (1915, ГРМ), «Лед прошел» (1930, Гос. Третьяковская гал.) и др. В Твер. обл. карт. гал. 12 картин Б. — Б.: «Зима» (1904), «Дом с с клумбой перед ним» (1912) и др.Б. — Б. — один из орг-торов Свободных государственных художественных мастерских на даче «Чайка» и первой в Твери в сов. время выставки работ художников-передвижников (1919). Умер на даче «Чайка», похоронен в Москве. После революции в своих произведениях выступал продолжателем традиции русского реалистического лирического пейзажа.
Родился в селе Крынки близ Белыничей (ныне Могилевская область, Белоруссия) 31 января (12 февраля) 1872 в семье помещика. Учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко (1885–1889) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889–1897) у И.М.Прянишникова, С.А.Коровина и В.Д.Поленова. Был членом «Товарищества передвижников», «Союза русских художников», «Общества имени А.И.Куинджи». В 1922 вступил в АХРР. Жил преимущественно в Москве. Продолжил традицию импрессионистического пейзажа – лирически-эмоционального, отмеченного живой, «этюдной» легкостью красочного письма и любовью к переходным (в особенности весенним) состояниям природы (Весна, 1911; Лед прошел, 1930; Задумчивые дни осени, 1932–1942; все три работы – в Третьяковской галерее). На фоне усиливающейся официальной критики этого жанра за его «безыдейность» разработал особый тип «мемориального пейзажа», посвященного местностям, связанным с жизнью и деятельностью выдающихся деятелей культуры. Среди его произведений – серии картин Ясная Поляна (1928, Музей Л.Н.Толстого, Москва) и Усадьба П.И.Чайковского в Клину (1942, Дом-музей Чайковского, Клин). Писал также в Горках Ленинских (1924 и 1945), пушкинском Михайловском (1936–1937) и сталинском Гори (1946–1947). Не раз ездил в творческие командировки с заданием запечатлеть различные «стройки коммунизма», однако привозил в основном свою природную лирику. В этом смысле, – имея в виду соотношение задания и результата, – был близок К.Г.Паустовскому. Умер Бялыницкий-Бируля в Москве 18 июня 1957. Посмертно вышла его мемуарно-очерковая книга Из записок художника (1958).
Название : Зимний пейзаж
Материал : Картон, масло
Размер : 37 х 55
Собрание : Московский педагогический государственный университет
Название : Волга в серый день
Год создания : 1907
Собрание : Вязниковский историко-художественный музей
Название : В конце зимы
Год создания : 1907
Материал : Холст, масло
Собрание : Государственная Третьяковская галерея
Название : Церковь
Год создания : 1914
Материал : Холст, масло
Размер : 93 х 113
Собрание : Частная коллекция
Название : Весенняя оттепель
Материал : Холст, масло
Размер : 51 х 61
Название : Зазеленело
Год создания : 1911
Материал : Холст, масло
Размер : 50 х 70
Собрание : Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Название : В конце зимы
Год создания : 1911
Материал : Холст, масло
Размер : 78,8 х 107
Собрание : Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи
Название : Вешние воды
Год создания : 1903
Материал : Холст, масло
Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова
Название : Ранняя весна
Год создания : 1919
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Весна идет
Год создания : 1910-е
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Цветущий сад
Год создания : 1907
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Зимний день
Год создания : 1905
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Март
Год создания : 1913
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Голубая часовня
Год создания : 1912
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Ранняя весна
Год создания : 1912
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : У мельницы
Год создания : 1910
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Вид с террасы «Чайка». Этюд
Год создания : 1932
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Зимний сон
Год создания : 1911
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Весна идет
Год создания : 1913
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Талые воды. «Чайка»
Год создания : 1927
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : «Унылая пора, очей очарованье». Осень
Год создания : 1936
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Тригорское. Береза у реки Сороть
Год создания : 1936—1937
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Михайловское. Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны
Год создания : 1936
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Тригорский парк
Год создания : 1936—1945
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Горки. Верхний пруд
Год создания : 1946
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Поморская деревня Закомарье. Этюд
Год создания : 1933
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Деревня Зачачье. Этюд
Год создания : 1944
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Начало полярной зимы
Год создания : 1937
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Северная Двина
Год создания : 1944
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Жилища поморов. Этюд
Год создания : 1933
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Ратонаволок. Церковь Николая Чудотворца
Год создания : 1944
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Весной повеяло
Год создания : 1945
Материал : Холст, картон, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Девятиглавая деревянная церковь
Год создания : 1944
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Белоруссия. Начало лета
Год создания : 1947
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : На току
Год создания : 1940-е
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Сумерки юного мая
Год создания : 1943
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Калужница зацвела
Год создания : 1940—1944
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Зеленый май
Год создания : 1947
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Предвечерняя тишина (Островенское кладбище)
Год создания : 1940-е
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Полдень полярной осени. Хибины
Год создания : 1951
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Весна идет
Год создания : 1957
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Дни юного мая
Год создания : 1950
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Кружева зимы
Год создания : 1947—1948
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Голубой весной
Год создания : 1943
Материал : Холст, масло
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Название : Весна. Лесная вода
Год создания : 1939
Материал : Холст, масло
Размер : 75 х 97
Собрание : Пермская государственная художественная галерея
Название : Зимний пейзаж
Материал : Холст, масло
Размер : 65 х 100
Собрание : Частная коллекция
Название : В начале весны
Материал : Холст, масло.
Размер : 131 x 101
Собрание : Костромской государственный объединенный художественный музей
Название : Весна
Год создания : 1911
Собрание : Нижегородский художественный музей
Название : Весна
Год создания : 1899
Материал : Холст, масло.
Размер : 104 x 81
Собрание : Киевский национальный музей русского искусства
Название : Вечер в тундре
Год создания : 1893
Собрание : Днепропетровский художественный музей
Название : Вечер ранней весны
Год создания : 1943
Материал : Холст, масло
Размер : 80 x 95
Собрание : Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского
Название : Дача в саду
Материал : Холст, масло.
Размер : 96 x 117
Собрание : Костромской государственный объединенный художественный музей
Название : Дремлющий пруд
Год создания : 1945
Материал : Холст, масло
Размер : 88,5 x 105
Собрание : Челябинская областная картинная галерея
Название : Крым. Цветущий май
Год создания : 1912
Материал : Холст, масло.
Размер : 67 x 81
Собрание : Томский областной художественный музей
Название : Лодки
Год создания : 1913
Материал : Холст, масло.
Размер : 71 x 107
Собрание : Одесский художественный музей
Название : Осень. Беседка
Год создания : 1905
Материал : Холст, масло.
Размер : 72 x 106
Собрание : Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Название : Ранней весной
Год создания : 1912
Собрание : Вологодская областная картинная галерея
Название : Ранняя весна
Год создания : 1953
Материал : Холст, масло.
Размер : 53 x 71
Собрание : Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
Название : Ранняя весна
Год создания : 1902
Материал : Холст, масло
Размер : 71,5 x 106
Собрание : Сумский художественный музей
Название : Серый день
Материал : Холст, масло.
Размер : 71 x 106
Собрание : Государственный Русский музей
Название : Час тишины. Озеро Удомля
Год создания : 1911
Материал : Холст, масло.
Размер : 94 x 131
Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь
Как я завершила свой деньрожденный месяц. Мешанина впечатлений : )
1. Про маленькую птичку.В позапрошлое воскресенье ездила к родителям, там отметила с ними и сестрой свой ДР. По дороге домой, когда шли с мамой на остановку, неожиданно увидела необычного воробья малинового цвета. «О, мама», — говорю. — «Смотри, малиновка. Первый раз в жизни вижу такую птичку». Потом, когда полезла в интернет искать малиновку, оказалось, что я всё-таки видела не малиновку, по картинкам не похоже : / Но тем не менее, совершенно случайно, интуитивным выбором из близкопохожих вариантов, удалось найти соответствие — это был ЗЯБЛИК!
(c) Автор фото: Светлана Ерёмина
Вот такое приятное открытие, отличный подарок к моему ДР : )
2. Айвазовский и все-все-все.
А в это воскресенье отмечали мой ДР с подругой. Зарезервировала столик в моей любимой кафешке «Моя английская бабушка» на 5 часов вечера. А перед этим мы пошли в Художественный музей на выставку картин Айвазовского. По крайней мере, так было сказано в афише — сильно сказано. На самом деле, там было не очень много его картин — десять, пятнадцать от силы. Остальные картины — других маринистов-художников.
Самое сильное впечатление от выставки — масштаб полотен. В наш интернетный век мы все привыкли смотреть все картинки на экране в микроскоп. И репродукции картин известных художников, в том числе. А тут — аж дух захватывает, когда перед тобой — картина-подлинник, занимающая собой всю стену, и можно ходить от левого края к правому, поднимать голову вверх и опускать её вниз, чтобы рассмотреть ВСЮ картину целиком. Чувствуешь себя муравьём, изучающим дерево : ))) Кроме того, добавьте к этому, что вы можете видеть все мазки маслом на холсте, потёртости, игру красок. А багеты какие, в которых картины выставляются — это ж отдельная песня — столько фантазии в их реализацию было вложено, они сами по себе тоже произведения искусства. Ну и плюс, сами картины — живые, настоящие, сохранившие дух времени и отпечаток души художника, её рисовавшего.
В общем, я пообщалась с ними (с картинами, а через них — и с художниками) вдоволь. Такое общение — это чистый поток энергии, заряжает.
А теперь перейдём от чувств к более детальному описанию подробностей, зафиксированных моим умом : ).
Что конкретно мне понравилось (можете сравнить мои вкусы с вашими : ) ) из увиденных мною картин:
Айвазовский И.К. Лунная ночь в Амальфи с группою бандитов, среди которых Сальватор Роза пишет с натуры окрестный пейзаж (1845) — лунный свет на волнах был настолько настоящим, что казалось, там и вправду светит месяц.
Айвазовский И.К. Ночь на острове Родос (1850)
Айвазовский И.К. Ниагарский водопад (1892) — оказывается, Айвазовский путешествовал по миру и в частности, заезжал в Америку.
Айвазовский И.К. Крымский пейзаж
Дальше идут картины других маринистов:
Иосиф Крачковский. Ялта. Морской пейзаж (1895)
Василий Тимм. И.К. Айвазовский (1858). Бумага, литография с тоном.
Николай Досекин. Венеция (1886-1896)
Силиньш (Силинь) Херберт К. К району ловли (1979). Холст, масло — какие яркие и контрастные краски сурового морского пейзажа, какие резкие, экпрессивные, выпуклые мазки! Очень понравилось.
Ещё на этой выставке заметила один прикол. Подпись под картиной гласит «Неизвестный художник конца 19 — начала 20 вв. Гавань». А присмотревшись, можно увидеть на самой картине подпись этого самого неизвестного, по которой можно понять, что это — A. Beggrow. Рядом висит следующая картина с такой же подписью, и под ней уже расшифровка утверждает, что это Александр К. Беггров : )
Если теперь вы думаете, что мы с подругой пошли в кафе, то вы ошибаетесь. Кроме этой выставки, на другом этаже была ещё одна — выставлялась живопись Шишкина. И мы пошли туда : )
3. Шишки собирали у Шишкина
Картины Ивана Шишкина меня удивили игрой красок. Подсветка хорошая была. Над каждой картиной была подвешена лампа, направленный свет которой прожектором падал сверху вниз на картину и тем самым добивался максимально приближенный к дневному солнечному свету эффект освещения. Поэтому краски заиграли и отражали свет, а не просто давали информацию о цвете.
В зале было ощущение, словно ты попал в хвойный лес летом — жара, дрёма, запахи хвои и шишки под ногами хрустят : )
Практически все картины понравились, где-то 2/3 от всех попали в мой список The Best-а. Кроме того, в конце списка есть и понравившаяся мне графика Шишкина:
Иван Шишкин. Пейзаж (середина 1850-х)
Иван Шишкин. Лесная околица (1875)
Иван Шишкин. У калитки. Сиверская (1874-1883). Этюд.
Иван Шишкин. Сосны (1892) — супер. Огромная картина с соснами внутри.
Иван Шишкин. Лес. Сестрорецк (1897)
Иван Шишкин. Песчаный берег (1879)
Иван Шишкин. Полесье (1883)
Иван Шишкин. Сосновый бор (1886)
Иван Шишкин. В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) (1886)
Иван Шишкин. Сухостой. Беловежская пуща (1892). Этюд.
Иван Шишкин. Сжатое поле. Полесский пейзаж (1884)
Иван Шишкин. Болото. Журавли (1890) — красота!
Иван Шишкин. Лесное кладбище (1893) — вид на старый лес с поваленными деревьями, заросшими зелёным мховым ковром, и много-много солнечного света. Хорошо!
Иван Шишкин. Дуб (1897). Графитный карандаш.
Иван Шишкин. Ели в Шуваловском парке (1886). Бумага на картоне тонированная, офорт.
Иван Шишкин. Ульи (1892). Бумага, офорт — нарисованы совсем не те ульи-домики, которые вы привыкли видеть. Ульи здесь — это такие домины-колоды из цельного дерева. Лесные улья.
Иван Шишкин. Весна (1885). Бумага, офорт.
Если вы обратили внимание, здесь есть картины с белорусскими пейзажами Полесья и Беловежской пущи. Художник путешествовал в этих местах и своё вдохновение выразил в красках — так и появились эти картины.
4. И ещё одно открытие
А в следущем зале я была очарована очень чувственными картинами Витольда Бялыницкого-Бирули. Это как раз тот случай, когда собственные чувства художника накладываются на окружающий его пейзаж — и как результат пейзаж становится продолжением его внутренних чувств.
Я слышала раньше об этом художнике, о его белорусских корнях. А вот теперь и познакомилась с его картинами. Я восхищена! Прекрасный художник. Я очень рада, что открыла его для себя.
Мой список лучших картин Бялыницкого-Бирули — продолжаем сравнивать наши с вами вкусы : ) — ниже:
Витольд Бялыницкий-Бируля. На току (1940-е)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Голубой весной (1943)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Сумерки юного мая (1943)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Беларусь. Начало лета (1947)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Весной повеяло (1945)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Жилища поморов (1933). Этюд.
Витольд Бялыницкий-Бируля. Ратонаволок. Церковь Николая Чудотворца (1944)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Северная Двина (1944)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Михайловское. Домик няни А.С. Пушкина Арины Родионовны (1936)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Тригорское. Берёза у реки Сороть (1936-1937)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Талые воды. «Чайка» (1927)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Зимний сон (1911) — на международной выставке в Барселоне в 1911-м году эта картина получила бронзовую медаль
Витольд Бялыницкий-Бируля. Март (1913)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Ранняя весна (1912)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Зимний день (1905)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Цветущий сад (1907)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Дни юного мая (1950)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Калужница зацвела (1940-1944)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Кружева зимы (1947-1948)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Зелёный май (1947)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Мартовские сумерки (1903)
Витольд Бялыницкий-Бируля. Час тишины. Озеро Удомля (1911)
На выставке экспонировался также портрет Витольда Бялыницкого-Бирули:
Моравов. А.В. Портрет В.К. Бялыницкого-Бирули (1908).
На нём мы видим красивого мужчину аристократической внешности — утончённость в чертах лица, орлиный нос, дон-кихотовская бородка. В белорусском Национальном Художественном Музее находится самая большая коллекция картин Бялыницкого-Бирули. И это немудрено — он родился в тогдашней Могилёвской губернии. Учился потом уже в Киеве и в Москве. Приезжал на свою родину в 1947-м году и в окрестностях Минска написал несколько пейзажей. В целом, можно считать его своим, белорусом — с белорусскими корнями, так уж точно.
5. Последний аккорд
Картины Станислава Жуковского были рядом, в последнем для нас зале. Не скажу, что мне всё понравилось. Но кое-что зацепило взгляд и легло на душу.
Станислав Жуковский. Угловая гостиная (усадьба «Рождествено») (1912)
Станислав Жуковский. Первые предвестники весны. Подснежники (1910)
Станислав Жуковский. Ручей (1920)
Станислав Жуковский. Пруд (1912)
6. Финал
Уставшие, но довольные, мы двинулись по направлению к «Бабушке». Я, как всегда, переборщила с выбором явств, не умею выбирать свою норму, нет интуиции в выборе блюд — в итоге, получается очень много вкусного, и приходится совершать подвиг и поедать всё, что принесли : ) Тем не менее, это не помешало нам провести хорошо время в дружеской беседе, в рассматривании местного ретрофотоальбома со снимками начала и до середины 20-го века, а также немецкого аукционного каталога китайских, тибетских, индийских древностей от посуды и до фигурок Будды из различных музеев Европы, выставленных на аукцион (в нём была даже ссылка на сайт: auction.de; кабы я была богата, не исключено, что моим хобби была бы их скупка и коллекционирование : ) ). Отмечу для себя розовое итальянское сухое — очень вкусное вино, раньше такое не пила, а зря — нет такой сухости и терпкости, как в красном.
The End и титры. Спасибо за внимание! : )
Витольд Бялыницкий-Бируля: я в долгу перед Беларусью
12 февраля Беларусь отмечает 146-летие со дня рождения великого художника, гениального пейзажиста, непревзойденного мастера лирической живописи — Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули. Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, однако большую их часть (около 400 картин) можно увидеть в Национальном художественном музее в Минске.
Зимой 1872 года в деревне Крынки Могилевской губернии, в семье мелкого арендатора родился очередной мальчик. Отец семейства, служивший в днепровском пароходстве, с самых юных лет брал его с собой в плавание по Днепру, Припяти, Сожу. Впоследствии уже взрослый Витольд писал, что именно в этих путешествиях он открыл для себя красоту родной природы и испытал желание запечатлеть ее.
Мечты мальчика долгое время оставались мечтами — семья приняла решение отдать его Киевский кадетский корпус. Однако в 1885, отучившись там один курс, будущий пейзажист понял, что военная карьера его не прельщает и перешел в Киевскую рисовальную школу Мурашко Н. И., где и провел последующие четыре года. Полностью раскрыть свой талант и освоить все тонкости мастерства под руководством киевских преподавателей юноше не удалось, и он отправился в Москву, в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, чтобы обучаться у признанных мэтров живописи. Витольду повезло — он попал на курс к Прянишникову, Поленову и Коровину, которые не только помогли ему отточить мастерство, но и привили любовь к пейзажной лирике.
Талант Бялыницкого-Бирули даже в юношеские годы был так заметен, что работать в свою мастерскую его приглашает сам Исаак Левитан, а полотно «Из окрестностей Пятигорска» приобретает для своей коллекции Павел Третьяков, который крайне редко обращал внимание на студенческие работы. Вплоть до 1897 года юный художник учится, совершенствует навыки, нарабатывает коллекцию картин и набросков, долгие часы проводит на этюдах, а после начинает выставлять свои картины на экспозициях Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников. Уже через пару лет работы художника принимают участие в передвижных выставках и международных конкурсах, а в 1901 Витольд удостаивается первой награды. Первую медаль (и сразу «золото») получает его пейзаж «Вечные снега» на Кавказской юбилейной выставке.
Признание и слава настигают Бялыницкого-Бирулю очень рано, в начале четвертого десятка. Мало кто из его коллег по цеху удостаивается такого количества призов и наград. В чем же его секрет? Полагаю, в простоте и близости его картин каждому, кто их видит. На пейзажах художника, как правило, запечатлены самые естественные, повседневные картины природы — цветущий луг, скованная льдом река, тропинка в осеннем парке. Что-то подобное все мы видели не раз, а потому эти картины кажутся почти родными даже тем, кто ни разу не был в местах, куда ходил на этюды художник.
Уже в 1904 году живописец становится членом Товарищества передвижников, а в 1908 — академиком живописи. 1911 год оказывается для мастера знаковым — он пишет сразу два полотна, завоевавших международную известность. Его картина «Час тишины» удостаивается медалей на выставках в Барселоне и Мюнхене, а последовавшая за ней работа «Зимний сон» также признана в Европе и считается одной из лучших в творчестве Бялыницкого-Бирули.
К этому моменту на картины Витольда Каэтановича установился непрерывный спрос, и он не подтверждал собой сентенцию о том, что художник должен быть голодным. В 1912 году он приобрел земельный участок в Тверской губернии, неподалеку от озера Удомля. Именно в этих краях творил его кумир и учитель, оказавший огромное влияние на творчество Бялыницкого-Бирули — Исаак Левитан. Свою усадьбу (небольшой дом со студией) мастер назвал «Чайка», и на долгие годы она стала местом его работы и личной жизни. Кстати, о семейной жизни художника почти ничего неизвестно. Он был дважды женат (первый раз овдовел в 1921 году), но о супругах своих не распространялся ни в мемуарах, ни в письмах к друзьям. Сложно сказать, объясняется ли это скромностью художника или тем, что кроме живописи его ничего не интересовало. Впрочем, было у него и еще одно хобби, напрямую связанное с природой, — охота. Самостоятельно или с друзьями, дома или в других регионах, с обычными художниками и членами правительства — Витольд Каэтанович отправлялся в лес с ружьем регулярно и на его счету более 40 убитых медведей и множество другого зверя.
Революция, столь пагубно сказавшаяся на многих представителях творческих профессий, художнику идет лишь на пользу. Его пейзажи приходятся по вкусу новой власти, и мастер получает правительственное «добро» на написание картин в различных регионах юного государства. Став членом Ассоциации художников революционной России в 1922 году, он долгие месяцы проводил в разъездах. Посещал первые совхозы, коммуны, строительство промышленных гигантов, трижды побывал в Заполярье и отовсюду привозил десятки картин и набросков. В 1936 году Бялыницкий-Бируля посещает Михайловское и Тригорское, Ясную Поляну, усадьбу Чайковского, Горки Ленинские (место, где жил и работал В.И. Ленин с зимы 1921 и до смерти), Гори (город в Грузии, где родился И.В. Сталин), а по возвращении получает звание «Заслуженного деятеля искусств РСФСР».
Всю Вторую Мировую Витольд Каэтанович продолжает работать. Разумеется, он не может избежать военной темы в творчестве и создает несколько идейных картин, например, «По следам фашистских варваров» или «Красная Армия в лесах Карелии», но большая часть работ этого периода по-прежнему относится к пейзажной лирике. В 1944 году он удостоился звания народного художника Белорусской ССР, а через три года и аналогичного в РСФСР. В этот же период Бялыницкий-Бируля наконец вернулся на родину и стал работать в окрестностях Минска. Здесь, на Белой даче он создал ряд этюдов, легших в основу цикла картин о Беларуси. Сам живописец говорит об этом периоде так: — «Мне всегда казалось, что я в долгу перед Беларусью. Меня всегда беспокоила мысль, что я мало написал о ней, и поэтому сейчас, когда я вновь в родном краю, я стараюсь хоть немного наверстать упущенное». Написанная по итогам этой поездки в 1947 «Белоруссия. Вновь зацвела весна» стала одной из немногих работ автора, оказавшихся в Третьяковской галерее.
Последующие десять лет прошли в жизни художника без потрясений: он по-прежнему обитал в «Чайке», целыми днями пропадал на этюдах, частично контролировал деятельность организованной им художественной школы, принимал гостей. Вот только сил и здоровья остается все меньше, и в 18 июня 1957 года, в возрасте 85 лет Витольд Бялыницкий-Бируля умирает после длительной болезни. Со всего Советского Союза к его родным летят соболезнующие телеграммы, картины расходятся по музеям, именем живописца называют улицы, ему ставят памятники, а в Белыничах и Могилеве открывают именные музеи с его полотнами.
Несмотря на то, что большую часть жизни великий художник провел в Москве, главное его наследство — картины — хранятся в Беларуси. К очередному юбилею во многих музеях, где есть его полотна, пройдут выставки, позволяющие взглянуть на природу нашей родины глазами влюбленного в нее человека.
Калужница болотная — самая яркая вестница весны
После долгого зимнего сна природа постепенно пробуждается, и одна из первых вестниц долгожданной весны — калужница болотная. Сейчас ее все чаще можно встретить на дачных участках, и это легко объяснить: не так уж много околоводных (или кратковременно — водных) растений, цветущих ранней весной.
Калужница болотная
У яркой прелестницы есть и народные названия: болотная календула, водяная змейка, курослеп, лягушатник, лягушечья трава.
Ботаническое досье
Калужница болотная (Caltha palustris) — золотистая представительница семейства Лютиковые (Ranunculaceae). Родом она из Евразии. Это дикорастущее растение мокрых лугов поистине универсально: его можно использовать как пищевое, лекарственное, декоративное.Калужница болотная — короткокорневищный травянистый многолетник высотой 10-40 см и шириной 45 см. Стебель прямой или приподнимающийся, толстый, сочный, полый, не укореняющийся в узлах, ветвистый ближе к верху. Листья очередные, цельные, кожистые, блестящие. Особенно красивы нижние (прикорневые) — крупные, округло-сердцевидные, длинночерешковые. Средние и верхние — более мелкие, короткочерешковые или почти сидячие, почковидно-сердцевидные или треугольно-почковидные, длиной 4-10 см. Надводные листья темно-зеленые, подводные — красновато-фиолетовые.
Калужница болотная — короткокорневищный травянистый многолетник
Первое цветение начинается только на 10-й год жизни. Цветки многочисленные, крупные (диаметром до 4 см), золотисто-желтые, словно лакированные, на длинных цветоножках и цветоносах длиной 30-45 см, собраны в редкое соцветие; распускаются в апреле-мае, потом еще раз — осенью. Плоды — сухие сборные многосемянные листовки; созревают в сентябре. Семена (одно растение может дать до 3000 шт.) черные, блестящие.
Декоративные сорта и формы:
- ‘Multiplex’ — компактное растение с махровыми цветками;
Калужница болотная сорт ‘Multiplex’. Фото с сайта sadko.by
- ‘Flore Pleno’ — высотой и шириной по 25 см, цветки махровые желтые;
Калужница болотная, сорт ‘Flore Pleno‘
- ‘Alba’ — растение компактное, высотой 22 см и шириной 30 см, раннецветущее, цветки белые с желтыми тычинками;
Калужница болотная, сорт ‘Alba’. Фото с сайта penlanperennials.co.uk
- калужница болотная (C. palustris var. palustris, syn. C. laeta, C. polypetala) — гигантская калужница высотой до 60 см и шириной 70-75 см, корневище ползучее, листья закругленные, с сердцевидным основанием, цветки диаметром до 8 см;
Калужница болотная (var. palustris)
- калужница болотная (var. barthei) — цветки почти красные.
Калужница болотная (var. barthei). Фото с сайта pinterest.ru
Это интересно
- По одной из версий, название рода произошло от сокращенного латинизированного древнегреческого слова calathos (kalatos — «бокал») и связано с бокаловидной формой цветка.
- Видовое название происходит от латинского paluster (stris, stre — «болотный») и связано с ее местообитанием. Калужница происходит от слова «калуга» (калужа, калужина), что означает «болото», «грязь», «лужа».
- В роде всего 10 видов.
Где ее можно встретить в природе
Калужница болотная достаточно зимостойка. Она встречается на болотистых лугах, по берегам водоемов на всей европейской части России, на Кавказе, в Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке.Двойники калужницы болотной
Цветками она похожа:Где будет расти калужница
У нее поверхностная корневая система, распространяющаяся вглубь не более чем на 50 см. Калужница может расти в воде (на глубине до 23 см, короткий период), но предпочитает мелководье или болота. В водоемах ее лучше высаживать на глубину 5-10 см.
Калужнице нравится плодородная глинистая почва, солнечное местоположение
Она мирится с полутенью листопадных деревьев, которые не мешают ей цвести (в это время они еще не распустили листья). Ей нравится плодородная глинистая почва, солнечное местоположение, вода (поэтому ей комфортно в заболоченной или прибрежной зоне водоема).
В саду калужнице больше всего понравится расти у водоема
При регулярных поливах калужница может расти даже в сухих местах дачи. Для обильного цветения проводят жидкую подкормку минеральным удобрением 1 раз в месяц.
Нюансы размножения
Размножают семенами (подзимний посев) и вегетативно: отрезками корневища, делением растения с августа по сентябрь включительно (через каждые 3-4 года).Дополнительные достоинства калужницы болотной
Как у пищевого растения. У травы приятный остро-жгучий вкус, но в свежем виде ее нельзя использовать в пищу: растение слабо ядовито, безвредным для человека становится только в высушенном или термически обработанном виде. Истинные гурманы давно оценили по достоинству отварные и маринованные в уксусе цветочные почки калужницы (известные как немецкие каперсы) в качестве приправы к мясным и рыбным блюдам. Также настоящие ценители этого растения балуют себя отварными побегами и листьями в салатах и первых блюдах. На Кавказе высушенные верхушки стеблей и отварные корни калужницы используют как приправу к мясу и рыбе.Как у лекарственного растения. С лечебной целью используют листья и цветки. Их подвяливают в тени и досушивают в сушилках при температуре +50…+60°C. Корни заготавливают осенью: промывают в холодной воде, разрезают на части, подвяливают на открытом воздухе и доводят до кондиции в сушилках. Срок хранения сырья — 1-2 года.
Применяют в народной медицине как противовоспалительное, болеутоляющее, мочегонное, противолихорадочное, антиандрогенное средство (принимать в строго дозированном количестве только после консультации со своим лечащим врачом!). При простуде отвары используют для ножных ванн. Сок из свежих листьев и цветочных бутонов показан как ранозаживляющее средство при нейродермите и экземе.
Калужницу используют как пищевое и лекарственное растение
Предупреждение! Листья и стебли калужницы до наступления цветения ядовиты. К сбору в пищевых и лечебных целях можно приступать только после начала цветения, когда они становятся безопасными. При передозировке наблюдаются тошнота, рвота, боли в животе, расстройство пищеварительного тракта, кожная сыпь.
Кроме того, калужница болотная — прекрасный медонос и пергонос.
Как лучше разместить калужницу на даче
Секрет очарования таится не только в сияющих золотистых цветках, но и в красивых листьях, которые появляются с конца апреля и не теряют декоративности до середины августа. Позже места с калужницей надо прикрывать, не забывая, что осенью она может цвести повторно.
Калужница болотная у воды
Весной, когда ярких красок еще так мало, калужница болотная расцвечивает золотом прибрежную зону водоемов и сырые места дачного участка.
Удачные компаньоны для калужницы
У водоема калужница болотная составит гармоничные дуэты со многими растениями. Это:Калужница болотная самодостаточна в одиночной посадке, но более выигрышно смотрится в удачной групповой.
Калужница и ирис — типичное сочетание
На дачных участках с влажными почвами достойную компанию калужнице составят:
Калужница, фото автора
В период цветения она будет хороша на переднем плане или в центральной части весенней клумбы. Рядом с ней гармонично будут смотреться:
Двойную пользу можно извлечь из посадки:
Весной и летом растения-партнеры будут радовать взор симпатичным дуэтом с калужницей, а в конце ее вегетации прикроют увядающую красавицу своими листьями.
А ваш дачный участок украшает калужница болотная?
Продолжаем водную тему. Какими растениями оформить прибрежную зону, а какие можно посадить в сам водоем? Ответы вы найдете в этих статьях: