Микромиры: японские сады камней | Журнал Ярмарки Мастеров
Что такое японский сад камней? Многие слышали, немногие счастливчики видели воочию, а кто-то вообще не знает, что это такое…
Итак, как сообщает Википедия, сад камней буквально переводится с японского как «сухие горы и воды» и представляет собой культурно-эстетическое сооружение, появившееся в средневековый период истории Японии, который носит название Муромати (1336—1573).
Японский сад камней — это одно из самых загадочных для европейцев явлений. Пожалуй, ни в одной мировой культуре не возникло ничего подобного. Такие сады еще называют «сухими» или «философскими».
Как правило, сады камней создавались при храмах или монастырях и предназначались только для созерцания. Пространство, в котором располагался такой сад, как бы искусственно замыкалось. И в нем, как в своеобразном микромире, группировались элементы природы — мхи и камни, песок и морская галька. Основной принцип, который должен соблюдаться при создании сада камней — это неповторимость, каждая точка обзора должна существенно менять минипейзаж.
Самый знаменитый в мире сад, внесённый в сокровищницу ЮНЕСКО, тот, в котором совсем нет деревьев и кустарников. Это знаменитый сад Пятнадцати камней монастыря Рёандзи в Киото, созданный в XVI-XVII вв.
Пятнадцать камней на его поверхности расположены таким образом, что из любой точки обзора невозможно увидеть их все сразу, только четырнадцать. Кроме, конечно, варианта, если над этим садом воспарить. Удаётся это, по преданию, лишь людям, достигшим просветления. Этот гениально спланированный «хаос расположения» символизирует своеобразную модель Вселенной, метафору познания. В этом саду, как во всем подлунном мире, всегда остается что-то непознанное, неизвестное, несосчитанное.
Но главная идея для создателя сада — дать насладиться взгляду посетителя, насытив его разнообразными художественными впечатлениями. Но это только средство, а цель гораздо глубже. Сад камней — это микрокосмос, отражающий макрокосмос — Вселенную, он должен помочь посетителю почувствовать законы мировой гармонии. И в этом настоящий сад камней подобен любому другому произведению истинного искусства.
Характерными элементами продуманных композиций служат, кроме собственно камней, искусственные горы, холмы, острова, ручьи, водопады, участки песка или гравия. Красоту пейзажа формируют деревья, кустарники, цветущие травянистые растения. На этом фоне гармонично смотрятся каменные фонари, мостики, беседки, чайные домики. С XIX века японские сады перестали быть привилегией знати, став массовым явлением, а потом распространились и по всему миру.
Наши люди очень впечатлительные, творческие и романтичные…. Создать сад камней на шести сотках — это ли не прекрасно?
В волшебном фильме о наших традициях «Особенности национальной охоты» на вопрос: «Где Кузьмич?», — был получен ответ: «Иди посмотри, он там — в огороде медитирует…».
И закончить статью я хочу фотографиями своего микросада камней. Для его изготовления с южных крымских краёв были привезены камушки, песок и сосновые шишки. Вот, что получилось:
Этот микросадик я поставила на работе в кабинете. В стрессовых ситуациях, как говорят коллеги «порисовать вилочкой по песочку, попереставлять камушки», помогает лучше корвалола и валерьянки.
Желаю всем солнечного настроения и удачи!
www.livemaster.ru
Сад камней — фото 🎍 композиции японского сада своими руками
В наши дни известно огромное разнообразие способов обустроить зону отдыха на даче или у дома во дворе. Ландшафтный дизайн предлагает массу различных вариантов. Нет проблем сегодня с выбором почти любых растений, материалов для обустройства зоны отдыха. Нам же всегда хочется чего-нибудь необычного, диковинного, не как у всех. Мы много работаем, живем на высоких скоростях, поэтому нуждаемся в полноценном отдыхе, тишине и спокойствии.
Каменный мост через реку из камней — каменный сад
Всем этим нашим запросам отвечает идея японского сада камней с его загадочностью и умиротворенностью. По одним источникам, первые подобные сады появились в Японии в IV в., по другим — в VI в. Актуальность свою они не потеряли и по сей день. Первоначально главными атрибутами каменного дизайна являлись камни — символ надежности и прочности и вода — источник и исток жизни на Земле.
Камни – центральный предмет такого сада. Они должны быть природными, натуральными, не знающими огранки.
В то же время такая композиция, созданная своими руками, должна быть гармоничной и эстетичной, радующей глаз и внушающей покой и мысли о Вечном. С камня все начиналось в жизни и наших далеких предков. Он всегда таил в себе некую тайну, был немым свидетелем интереснейших событий в истории человечества. Это символ основательности, прочности, незыблемости и долговечности. В окружении красивых природных валунов мы чувствуем себя защищенными, с удовольствием предаемся размышлениям о Вечном, камни способны восстанавливать душевный баланс.Итак, мы хотим на своем участке создать своими руками японский сад. С чего же необходимо начать? Давайте разберемся в этом вопросе вместе.
Японский сад камней на участке. Его главные особенности
Камни и только камни определяют архитектуру японского сада
Мы решили создать у своего дома сад камней своими руками. С одной стороны, может показаться, что это простое занятие: привез валуны и щебень, разбросал повсюду – результат получен. Не все так просто, как кажется. Необходимо помнить, что важнейшей особенностью каменистого сада в ландшафтном дизайне является близость с природой, в которой все гармонично и на своем месте. Японский сад камней подразумевает близость воды, небогатую растительность, как бы пробивающуюся сквозь препятствия. Здесь недопустимы яркие и разнообразные краски. Цветовая палитра должна быть весьма однообразной и скудной. Здесь во всем присутствуют чувство меры и сдержанность, так характерные для жителей страны Восходящего солнца. Образ такого садика должен быть лаконичным. Именно тогда Вас посетят здесь мысли о бесконечности и вечности бытия.
Удобная площадка для сада камнейСоздавая японский сад камней своими руками, Вы максимально должны приблизить его к реальному природному уголку, где есть место среднему водоему, крупным булыжникам, которые разбросаны вокруг, неяркой и негустой растительности. Помните, что в этом случае не может быть четких геометрических очертаний водоема, ограненных резаком валунов, буйной растительности яркой цветовой гаммы. Фото наилучшим образом демонстрирует идеи оформления территории камнем.
Как выбрать место для японского сада камней
Прежде всего необходимо задуматься о местоположении Вашей композиции. Неправильным решением является то, когда мы на готовом участке хотим заполнить пустоту и поместить туда сад камней. В этом случае потеряется концепция — идея уединения и глубокого погружения в себя, свое сознание.
На против дома, у газона, у ручья — правильное место для японского садаВы создаете необычный вариант, который имеет вид ровной поверхности, заполненной щебнем, песком, керамзитом и подобными материалами. Это будет фоном, на котором основные позиции займут крупные валуны и булыжники. Возможно использовать и породу помельче, пусть это будут какие-либо минералы разных, но похожих форм. Их можно разбросать в некотором беспорядке, не забывая про единство общей композиции.
Место для организации сада камней своими руками должно быть уютным, несколько уединенным.
Перечислим зоны, имеющиеся, как правило, на любой территории, которые мы можем порекомендовать Вам для создания своего собственного сада камней:- Если есть на Вашем пространстве какой-либо водоем, то на его краю прекрасно впишется сад камней. Допустим, у Вас – миниатюрный искусственный пруд. На одной его стороне можно расположить зону отдыха, а на другой – Вашу японскую диковинку.
- Очень часто в наши дни мы с удовольствием созерцаем зелень газона. Таким образом, каменистый сад можно неплохо вписать в газонное пространство. Поскольку в этом случае проблематичен водоем, можно устроить высокие распылители воды для полива и организовать маленькие углубления на этом пространстве для сбора воды.
- Продумывая свой ландшафт, Вы планируете возле дома какую-то зону отдыха. Это может быть открытая веранда, беседка, скамейка в тени деревьев, пергола (скамья, вписанная в шпалерную стенку и имеющая крышу-козырек), мангал и тому подобное. Все эти уголки отдыха идеально подойдут для организации в тесном соседстве с ними нашего японского варианта организации пространства.
- Сад камней можно обустроить вблизи одиноко стоящего кустарника, дерева. Необходимо будет продумать, как вписать этот куст или деревце в общую идею, чтобы все выглядело естественно, как в настоящем уголке природы.
- Если Ваша обустраиваемая территория имеет уклон, неровный рельеф, то вместо альпийской горки можно разбить на склоне японский сад Он естественно организуется на таком пространстве.
- Возможно, на Вашем участке есть сухой ручей (то есть имитация русла, имеющего исток и продолжение, выложенного мелкими камешками). Наш японский вариант прекрасно сочетается с таким «соседом».
Вариантов местоположения ландшафтного украшения из камней, как видите, великое множество. Мы назвали самые распространенные. Разбудив свою фантазию, Вы, возможно, придумаете свой собственный и неповторимый вариант организации пространства для создания японского шедевра. Главное при выборе места – соблюсти все вышеперечисленные условия.
Последовательность действий при организации японского сада камней
- В первую очередь, постарайтесь правильно и грамотно выбрать место для на своем объекте. Для этого прорисуйте на бумаге план участка, места, которые Вы собираетесь на нем создавать. Найдите оптимально уютное и уединенное место для своего объекта, чтобы обеспечивалось панорамное его созерцание. Если Вы хотите создать маленький прудик на территории сада, учтите это заранее, так как потребуются подготовительные работы на определенном этапе.
- Во вторую очередь, Вам предстоит подготовить место, где расположится ваше японское украшение надела.
Простая гармония растительности и сада камней
- Для этого необходимо сделать разметку, затем глубоко перекопать размеченный участок, удалив все корни растений.
- На очередном этапе подготовки (если Вы решите обустроить миниатюрный искусственный водоем или небольшие лужицы для скопления воды) Вам следует создать углубления и плотно застелить их полиэтиленовой пленкой.
- После этого надо хорошо утрамбовать получившуюся площадь вокруг углублений.
- Следующий шаг – застилаем участок геотекстилем (лучше использовать 2 слоя, чтобы сорняки не прорастали).
- На заключительном этапе подготовки места под сад мы отсыпаем всю поверхность, кроме углублений, песком и щебнем. Также можно отсыпать участок песком, а затем и галькой, которая станет основным покрытием.
- В третью очередь, устанавливаем сами камни. Валуны выбираются интересных и естественных форм, которых не касался инструмент огранки.
- Цвет камней. Он может быть разнообразным, может иметь какие-то цветовые вкрапления, разводы, матовость или глянец. Все это надо учитывать при подборе породы. Нельзя допускать пестроты и большого разнообразия линий-рисунков на валунах. Все должно быть подобно, гармонично и едино.
- Валуны в стране Восходящего солнца принято укладывать в группы с нечетным количеством, начиная с трех.
Несколько важных штрихов японского ландшафтного дизайна
Журавль — привычный атрибут японского сада камней- В Японии одними из священных животных считались журавли и черепахи. Именно их японцы выкладывали в своих каменных оазисах. Журавль символизировал собой устремленность ввысь, к познаниям человеческого духа. Черепаха была образом покоя и долголетия. Вы можете использовать готовые фигурки этих животных, отдавая дань японской культуре.
- После размещения валунов надо оформить всю поверхность нашей территории. Для этого пройдемся граблями, оставляя бороздки в одном направлении. Эти бороздки будут имитировать как бы движение воды, поэтому вокруг булыжников они должны описывать форму круга.
- Добавим в наше произведение немного живости, сделаем несколько акцентов с помощью растительности. Она не должна быть буйной и яркой, останавливать на себе внимание. Унылый пейзаж оживится с помощью нескольких зеленых кустиков, как бы пробивающихся к жизни из-под земли. Это могут быть и низкорослые кустарники, и хосты, и нежные колокольчики. Важно использовать зелень по минимуму и оставить главную роль валунам.
- Желательным, но вовсе не обязательным элементом нашей композиции можно сделать подсветку булыжников, использовать светящиеся камни. Все это позволит наслаждаться Вашим садом и в темное время суток.
- Возможно украшение дорожкой, которую можно выполнить в лучших восточных традициях – с ограждением из бамбука и отсыпкой щебнем.
При выборе и установке камней в саду, высадке растений, организации подсветки и садовой дорожки Вы можете проявить собственные фантазии. Каким будет именно Ваш вариант – зависит только от Вас, Ваших потребностей и вкусов. Важно соблюсти основные правила.
Крупные камни у воды, щебень и дорожка, получился каменный садРяд обязательных правил при установке камней в саду
Трудно дать обязательные для всех рекомендации по расстановке главных объектов японского сада – камней. Все будет зависеть от Ваших желаний. Предложим ряд общих правил, которые помогут обеспечить гармонию и равновесие ландшафтного решения:
- нежелательно размещать близко друг к другу валуны, похожие по высоте, форме и размерам;
- в одном месте не стоит устанавливать экземпляры разного природного происхождения: это могут быть либо варианты, найденные в горах, либо у реки, либо на морском побережье;
- цветовая палитра должна быть однообразной для всей композиции.
Вооружившись всей информацией нашей статьи, Вы сможете сотворить свое уникальное и единственное в своем роде произведение. Важно придерживаться основных правил, концепции, но не стоит бояться привнести и свое видение. В конце концов, мы ведь — хозяева и нам виднее, что будет радовать наш взор и располагать к приятному созерцательному отдыху. Примеры «каменных» решений можно оценить с помощью небольшой фотогалереи.
Поделитесь с друьями!
samodelino.ru
уличный и настольный своими руками (15 фото)
Японский сад камней – олицетворение японской философии, где созерцая неподвижность, можно ощутить движение, а через недосказанность постичь смысл. Изначально подобные сады создавали для медитации. Но и появившиеся позже сады камней в парках сохраняют главное свое предназначение – служат местом для уединения и размышления. Сады камней бедны растениями и декоративными элементами, но их наличие всегда хорошо продумано и осмыслено. Каждый же камень в саду, как и вся его композиция – это символы, помогающие раскрыть миропонимание любующегося садом.
Размещение камней
Обычно сад камней – это ровная площадка, покрытая песком, галькой, или гравием. На ней, казалось бы, хаотично разбросаны необработанные камни. На самом же деле подбор и размещение камней – очень трудоемкий и кропотливый процесс. Создатели японских садов «разговаривают с камнями», выясняя их суть и предназначение. Самые мелкие детали, такие как тень камней или отражение в воде элементов сада, очень важны. Надо учесть и время суток, когда сад будет посещаться – созерцанию не должны препятствовать ни яркий солнечный свет, ни ночная тьма.
Группы камней в японском садуОбычно в саду нечетное количество камней. В основе размещения лежит семиугольник. Располагают камни группами, учитывая историю, которую мастер, создающий сад, пытается выразить с их помощью. В каждой группе должен быть основной элемент и подчиненные. Здесь, как в природе, никогда не бывает полной симметрии. Обычно камни, стоящие на песке или гравии, символизируют острова в океане, но возможны самые разнообразные ассоциации, и в этом суть японского сада – каждый наблюдатель должен сделать собственные открытия. Для японского сада предпочтительнее устойчивые камни.
Элементы японского сада камнейПесок «причесывают» граблями. Нарисованные на нем фигуры символизируют дающую жизнь, непостоянную и меняющуюся воду. Концентрические круги – бьющиеся о берег волны, прямые линии – неподвижный водоем, волнистые узоры – движущаяся вода.
Узоры на песке в японском саду камнейПесок — символ воды в японском саду камнейДорожки в саду камней
Обычно в саду камней делают дорожки, ведь любоваться им принято с определенных мест или следуя по задуманному автором маршруту. С каждой точки наблюдения должно быть видно равное количество камней, некоторые из них должны быть скрыты за другими, реализуя принцип «ваби-саби» – прекрасное в недосказанном. Иногда дорожки специально делают неудобными для быстрой ходьбы, чтобы выделить места, где надо остановиться и посмотреть вокруг. Такая дорожка сама по себе – украшение сада, идя по ней, следует любоваться камнями, ее составляющими. Дорожки в японском саду – это воплощение жизненного пути, иногда они, являясь важным элементом сада, совсем не приспособлены для того, чтобы по ним ходили.
Растения в саду камней
Для создания сада камней используют небольшое количество растений. В данном случае лучше их полное отсутствие, чем несоответствующий композиции подбор. Очень часто в саду камней используют мох. Это в культуре Японии символ материнской защиты, надежности, бесконечности времени. Достаточно часто в саду камней можно встретить сосну или сливу. Первая – это символ стойкости, мужества, долголетия и терпения, вторая – радости, восхищения природой и жизнью.
Мхи и сосны в японском саду камнейРастения в японском саду камнейМалые архитектурные формы в саду камней
Размещая малые архитектурные формы в японском саду камней, необходимо учитывать не только их соответствие стилю, но и уместность и целесообразность. Статуи в подобном саду не нужны, ведь их заменяют камни. А вот наличие и размещение фонарей очень важно, так как световые акценты могут сильно изменить картину сада и его смысл. Скамейки должны стоять там, откуда лучше всего любоваться садом. Ступени символизируют восхождение на иной духовный уровень. Лестницы в японских садах, как и дорожки, не всегда приспособлены для передвижения. Мостик – символ перехода, который понимается каждым наблюдателем по-своему.
Беседка — место созерцания японского сада камнейМост и водоем в японском саду камнейСимволический мост в японском саду камнейМиниатюрные сады камней
Полноценным японским садом со всеми его элементами, символичным и медитативным, можно считать и миниатюрный японский сад камней – суисеки. «Скалы на подносе», как переводится его название, подчиняются всем правилам создания традиционного сада камней, включая и внимательный выбор компонентов. Однако для начинающего ландшафтного дизайнера они предпочтительнее – их устройство менее трудоемкое. Такой сад может служить макетом для более масштабных проектов.
decorwind.ru
Японский сад камней: пятнадцатый камень сада Рёандзи
Японский сад камней — вот он сад храма Рёандзи в Киото!
Согласитесь, что Япония не всегда была так известна и популярна в нашей стране, как сейчас. В период СССР человеком, который рассказывал о культуре и обычаях Японии был известный телевизионный обозреватель, востоковед, человек, проживший в Японии 8 лет — Владимир Цветов. Именно он был первым человеком, благодаря которому я узнала, что есть удивительная страна Япония и благодаря ему я знала, что существует пятнадцатый камень сада Реандзи. Уже позже я прочитала его одноименную книгу. Она и сейчас у меня перед глазами уже немного потрепанная, издания 1987 года. Недавно перечитав её, меня немного «напрягло», что она очень политизирована и пронизана неприятием к капитализму и казалось бы вечные ценности, такие как культура, тоже рассматриваются через призму негативности к капитализму. Но если не замечать однополярности суждений и видеть то, что и есть японская жизнь, то получается ценный исторический материал.
Пятнадцатый камень сада Реандзи
Владимир Цветов так писал о своём посещении сада камней в Японии:
«Сад камней», «Философский сад», «Сад Рёандзи»… Десятки имён у главной достопримечательности японского города Киото и, вероятно, самой большой его ценности, и десятки толкований сути, какую вложил столетия назад мудрый монах Соами в пятнадцать чёрных необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку.
Я сказал «пятнадцать камней», потому что столько указано в путеводителе. На самом деле замечаешь лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галерее… — и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый — тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Ещё шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстаёт опять в иной композиции, состоящей из всё тех же пятнадцати камней, из которых один — невидим.
И вот я в этом знаменитом саду камней!
То, что когда-то рисовалось перед глазами я вижу воочию. Прошло уже время и чувство, которое я испытала сидя на веранде храма Рёан-дзи я сейчас описать не могу. Но до сих пор помню, что это было необъяснимое спокойствие и отрешенность. Рядом так же сидели люди, но все вели себя очень тихо глядя на камни и гравий, каждый думал о своём. Через какое-то время всё же вопросы, ради которых приходят туристы в японский сад камней, стали обсуждаться. Как же увидеть этот загадочный пятнадцатый камень и есть ли он здесь?
Да в саду пятнадцать камней. Они расположены в пять групп, в самой большой группе 5 камней, в двух других по 3 камня и ещё в двух группах камней по два.
Сначала мы пересчитали все камни с того места, где первоначально расположились, предполагая за какой горкой спрятался невидимый пятнадцатый камень сада Реандзи. Затем встали и прошлись по всей деревянной галереи , рассматривая каждую группу камней с новой позиции.
Сад камней фото
Если уж быть честным, то туристы приходят в японский сад камней Рёан-дзи не просветление получить и возвысившись над суетой увидеть все пятнадцать камней, да и для медитации время выбирается другое. Надо быть хотя бы монахом, чтобы рано утром сесть перед камнями и раствориться, созерцая картину.
Эта композиция олицетворяет тигра. А что видите вы?
Поэтому наша цель была увидеть и запечатлеть. Насколько интересны такие сады европейскому человеку? С целью знакомства с традициями школы дзен-буддизма, да, интересны. Но получить истинное удовольствие может только подготовленный человек.
Сад из камня не предполагает визуального эстетического удовольствия, хотя и это имеет место быть. Недаром одно из его названий — это Философский сад. Это место, где можно созерцая созданную неизвестным мастером картину из камней и гравия, отпустить течение мысли, не контролировать себя, без слов, без желания сформулировать мысль просто сидеть и смотреть, а огромная безмолвная пустота обволакивая тебя сама создаёт образы.
Буддизм — это религия Востока, но благодаря японскому философу и известному буддологу Дайсэцу Судзуки в 60-х годах XIX века буддизм начал быстро распространяться по всему миру. Дайсэцу Судзуки предложил западному читателю свою концепцию дзен-буддизма В своих работах он стремился к сближению западной и восточной философии и психологии. На фоне бума увлечения восточной философией возник интерес западного человека к первоисточникам.
Считается, что известность и популярность японский сад камней храма Рёан-дзи получил после визита английской королевы Елизаветы II в Японию в 1975 году. До её посещения бóльшей популярностью, чем сад камней, пользовалось тысячелетнее озеро, расположенное на территории храма, с цветами лотоса, обрамленное по берегам деревьями сакуры и клёна. Визит Елизаветы II в храм покоящегося дракона сделал известным и популярным сад камней храма Рёан-дзи.
Храм Рёандзи
Реандзи небольшой храм, на его посещение потребуется не больше часа. Это буддийский храм, его название означает «храм покоящегося/миролюбивого дракона». Рисунки дракона украшают главный павильон храма.
На территории сегодняшнего храмового комплекса, в XI был построен первый храм с расположившимся неподалёку красивым прудом, который существует до сих пор. В 1450 году Хосокава Кацумото выкупил поместье и построил там свою резиденцию, впоследствии ставшей храмом школы дзен-буддизма. Возникновение буддийского храма Реандзи связано с именем буддийского монаха Гитен Генсё.
Рёан-дзи с момента своего основания сразу стал известным храмом школы дзен. Говорят, что это был великий храм, который имел 21 сооружение на своей территории. Но в период гражданской войны он был разрушен. Вскоре после войны в 1499 году храм был восстановлен и перестроен сыном Кацумото — Масаюки Хосокава. В настоящее время на территории комплекса имеется три здания. Покровителями храма были такие известные государственные и военные деятели того времени как Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу (о моём посещение храмового комплекса, в котором покоится Токугава Иэясу, могущественный сёгун Японии, можно почитать здесь)
Главное здание храма — зал медитации (ходжо), устланный татами, раздвижными дверями и маленьким буддийским алтарем. Он выходит на веранду, выходящую на сад камней.
На территории храма есть жилые помещения, кури, высотой 22 метра, это один из самых высоких храмов Японии, высота храма свидетельствует о высоком статусе Рёан-дзи.
Так же в храме есть мавзолей для усопших императоров Японии. Мавзолей известен как «Семь императорских гробниц», он долгое время был в запустении и реконструирован в период Мэйдзи, после свержения правления сёгуната и восстановления имперского правления.
На территории храма расположено красивое озеро и сад. Как уже говорилось выше, что эти природные памятники сохранились с XI века. Озеро очень красиво, так как часть его застлана лотосами, а в весенее время здесь необычайно красиво цветет сакура. Осенью же кленовые листья своим ярко красным цветом радуют посетителей парка. К центру озера на островок есть дорожка, желающие могут преподнести дары богине Бэндзайтэн. Помимо того, что она богиня удачи, любви, мудрости и искусства, она ещё и богиня воды. Она одна из любимых ками (божеств) японского народа в списки семи богов счастья Японии.
А пруд очень любят японцы потому что здесь живут мандариновые утки и храм часто называют как храм мандариновой утки/ Oshidori-ike.
Сад камней Реандзи, история создания
История создания сада камней в храме Рёандзи не однозначная. Когда Владимир Цветов писал свою книгу, он написал, что создателем сада считался Соами, японский художник-пейзажист, дата рождения неизвестна, умер в 1525. Но на протяжении веков, помимо Соами, рассматривалось много версий и авторство доподлинно не установлено.
Как варианты предлагаются следующие лица: Хосокава Кацумото (государственный и военный деятель, 1442—1473) — создатель храма Рёан-дзи, ещё называют имя его сына Хосокава Масамото и дату создания сада — 1488, некоторые авторы считают, что сад был создан гораздо позже и разбег дат определяется от первой половины XVI века до 1680 года. Существует версия, что сад не был создан монахами, а построен профессиональными садоводами — каварамоно (переводится как работники берега реки, низший социальный класс в период Камакура и Муромати).
Как бы то ни было, сад камней создан и производит спустя столько столетий всё тот же эффект: растворение в пространстве, покой и умиротворение. А может быть наоборот море вопросов, что есть сад камней? Модель мира?, основа мироздания?, понимание, что в мире всё не так, как мы видим и что истина находится где-то за 15 камнем? Конечно же это просто вопросы, не имеющие никакого отношения к школе дзен. Да, есть общеизвестная трактовка идеи сада, что «только достигнув просветления можно увидеть все 15 камней». Но есть и другое мнение, что камни, расположенные в саду ничего не означают и были просто расположены так, как мы видим сейчас. А всё остальное это игры воображения и выдумки.
И всё же мне ближе вариант, что постичь суть каменного хаоса, сотворенного человеческим разумом, возможно лишь очистившись от привычных стереотипов, предвзятости и высокомерной уверенности, что нет вопросов, на которые ещё не найден ответ.
Японский сад камней
Сад камней на японском языке звучит как карэсансуй 枯れ山水 и означает «сухие горы и воды».
Сад представляет собой прямоугольник 30 метров с востока на запад и 10 метров с юга на север. По поверхности на разном расстоянии расположены пять групп камней. Обычных необработанных камней разной величины. Вся растительность «сада» представляет собой мох, обрамляющий камни. Весь прямоугольник засыпан мелким белым гравием, который аккуратно «расчёсывается» монахами каждый день. Гравий символизирует собой воду, а камни — горный ручей.
В стиле храма Рёан простота просматривается во всём, поэтому в композициях используются простые однотонные цвета, в основном белый и черный. Ему (стилю) присуща японское мировоззрение ваби-саби: идея о том, что простота и несовершенство представляет собой истинную красоту. Помещения храма, сад камней является тому подтверждением.
Три стороны сада камней окружены невысокой глиняной стеной, за которой растут деревья.
Осматривать сад камней Реандзи можно только, находясь на деревянной галереи со стороны монастыря. И как известно с этой стороны всегда остаётся невидимым 15 камень. На одном из японских блогов прочитала, что «есть только одно место (немного западнее центра), с которого можно увидеть все 15 камней». Достоверность информации не проверяла, возможно это и так, но тогда как же вся философия сада?
Существует несколько теорий о том, что представляет собой этот, казалось бы, простой сад:
- некоторые люди представляют себе горы, поднимающиеся над облаками.
- Другие воображают острова в море.
- Одна увлекательная теория утверждает, что каждая из пяти групп пород имеет особое значение:
- самая восточная группа, начиная с главного зала поклонения, представляет Будду и означает «совершенство».
- Следующая группа, видимая справа, — кит и означает «самый большой».
- Центральная группа — тигр и означает «сильнейший».
- Следующая группа — черепаха и означает «долговечность».
- И последняя группа — водяная птица и означает «всемогущий», потому что
такие птицы могут жить как на суше, так и на воде.
Тем не менее, вам решать, что представляют собой камни в Рёандзи. Если есть возможность обязательно посетите сад в будний день по утру, чтобы была возможность получить удовольствие от созерцания сада камней.
эта композиция предположительно олицетворяет Будду
А это тигр, черепаха и птица.
Цукубай
Далее обойдя храм по деревянной дорожке (кстати обувь свою мы оставили прежде чем зайти) глаз с монотонной картины гравия и камней переключается на бурную растительность сада. И самое интересное с этой стороны — Цукубай — уникальный каменный умывальник, пожертвованный Тоётоми Хидэёси. Есть и другие варианты, происхождения цукубая — его пожертвовал храму знаменитый Токугава Мицукуни (1628—1700), глава самурайского клана Мито, потомок сёгуна Токугава Иэясу.
Цукубай это небольшой каменный бассейн, в котором омывают руки перед чайной церемонией. Само его название 蹲い переводится как склоняться, сидеть на корточках.
Цукубай важная часть храма, на нём высечены четыре иероглифа, которые выражают суть учения дзен, 吾, 唯, 足, 知 . Каждый из знаков сам по себе не полный без знака 口, который является составляющей частью каждого из перечисленных кандзи. Центральное отверстие цукубая в форме квадрата обеспечивает этот знак. Надпись на цукубае гласит «Я научился быть довольным» или с учетом буддийских учений можно перевести как “Каждый уже имеет все, в чем нуждается”.
Человек, который научился быть довольным тем, что имеет — духовно богат и наоборот тот, кто не учится быть довольным, духовно беден несмотря на материальные богатства. Начертанное на цукубае заставляет задуматься о жизни, о своих целях. Нужно ли и дальше стремиться к достижению задуманного, невзирая ни на что. Или надо учиться другому восприятию мира и своего места в нём? Фраза начертанная на стенках цукубая заставляет задуматься и взглянуть в глубь себя.
Дзэн – это религия, исповедуя которую, говорят: “Я знаю лишь необходимое”.
И с этой стороны сада сидели посетители созерцая окружающее и впитывая энергетику храма. Хотя нет, они, наверное, поклоняются другому богу — айфону.
Иногда думаешь, почему я не буддийский монах? Для чего мы постоянно мчимся вперед, не осознавая происходящее. Не ценим (вернее не успеваем или не задумываемся) то, что с нами происходит в настоящий момент. Возможно если чаще останавливаться, думая о том, «что я доволен тем, что имею» жизнь будет не такой скоротечной?
Пробыв в храме Рёан-дзи не больше часа, окунувшись в философию дзен буддизма, испытав на себе магнетизм сада камней Рёан-дзи и Цукубая, мы двинулись дальше, навстречу новым приключениям.
galitravel.ru
Сад камней в Японии — как он появился и чем необычен?
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Японцы любят чувствовать единение с природой, и этим объясняется такое большое количество садов в этой стране. Сегодня мы хотим поговорить про сад камней в Японии.
Что это такое, чем он необычен, как устроен – ответы на эти вопросы, а также некоторые интересные факты вы найдете в статье ниже. Кроме того, вы узнаете, где находится самый удивительный сад камней в мире и как его воссоздать на своем участке.
Содержание:
Сад камней – что это?
Символизм
Особенности
Какие камни используются
Известный сад камней
Делаем сами
Заключение
Сад камней – что это?
Японский сад камней имеет два названия:
- карэсансуй – переводится как «сухая гора в воде»;
- сэкитэй – в переводе означает «сад из камня».
Понять, что такое сэкитэй, исходя из названия, несложно – это украшенная камнями территория. Она представляет собой выровненную площадку, усыпанную песчаной, галечной поверхностью или гравием, сверху которой установлены большие камни. Вокруг камней на поверхности высечены бороздки, образующие круги.
Сэкитэй появились во времена правления Муромати – в 14-16 столетиях. Изначально их строили при храмах для медитативных практик монахов в буддизме. Тогда считалось, что в местах скопления каменных пород обитают божества, поэтому люди старались привлечь их на территорию монастырей, специально выстраивая каменные композиции.
С тех пор и до наших дней сэкитэй строят не только в Стране восходящего солнца, но и в других странах, в том числе на Западе. Многие делают сады на небольшом участке собственной дачи или даже настольные сады в миниатюре – правда, последние носят скорее декоративный характер.
Главное назначение сэкитэй – успокоение ума, расслабление. Он помогает уединиться и настроиться на размышления. Согласно направлению буддийской мысли дзэн сад отлично подходит для медитаций – созерцания природы и взгляда вглубь себя.
Символизм
Правильная расстановка камней в пространстве – настоящая философия, результатом которой может стать произведение искусства – готовый сэкитэй. Он представляет собой своеобразную мировую модель:
- крупные камни – олицетворение островов, гор, крупных холмов, скал, утесов;
- песочное или галечное наполнение – окружающая их вода.
В то же время камни отражают мужское начало, энергию Ян, а символичная вода – женскую энергию Инь. Все остальные декорации вроде дорожек, мостов, фонарей – просто фон.
Сад камней – это символ:
- свободы;
- бескрайних просторов;
- совершенства природы;
- изящества в простоте.
Особенности
Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.
Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.
Назовем основные особенности устройства сэкитэй:
- Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
- Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
- Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
- Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
- Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов гору Меру, откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.
Какие камни используются
Для композиции чаще всего используются необработанные камни — булыжники, валуны, вулканические породы. Они должны быть разными по размеру, форме, но при этом должны соответствовать одной цветовой гамме и происхождения. Имеется в виду, что не стоит сочетать, к примеру, вулканические, горные, речные, скалистые камни – лучше остановится на чем-то одном.
Выделяют 5 типов каменных глыб:
- лежащий;
- выгнутый;
- плоский;
- вертикальный;
- в виде статуи.
Нет строгого правила, сколько камней должно быть в композиции, но желательно, чтобы их было нечетное количество. Кроме того, они обычно объединяются в группы по три, поэтому идеально, если это число еще будет кратно трем.
Иногда выкладывают каменных тотемных животных, например журавля как символ высоты души или черепаху как олицетворение долгих лет жизни.
Известный сад камней
Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Его возвел архитектор Соами на территории буддийского храма. Сад известен всему миру под названием Реандзи.
Сад камней Реандзи в Киото
Он входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке.
Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей.
Считается, что увидеть все пятнадцать камней одновременно способен лишь просветленный.
Реандзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни на какие несчастья.
В России тоже существуют сэкитэй – в главном ботаническом саду московской Академии наук и в центральном сибирском ботаническом саду в городе Новосибирске.
Делаем сами
Многие устанавливают сад камней на дачном участке своими руками. В одной из ближайших статей мы подробно расскажем, как это сделать. Пока кратко перечислим основные принципы и правила, о которых стоит помнить при возведении домашнего сэкитэй.
- Нужно подготовить огороженную прямоугольную площадку и сделать насыпь из гравия или песка.
- При подборе камней нужно остановить выбор на разных по форме и размеру, но одинаковых по цвету экземплярах.
- Похожие камни не стоит ставить рядом или в одной параллели и вертикали.
- Недостаточно просто положить камни – их необходимо углублять в насыпь приблизительно на одну третью часть.
- Расстояние между объектами помогают вычислить линии пересечения семиугольника.
- Чтобы достичь баланса энергий Инь и Ян, следует ориентировать большинство камней по горизонтали, а не по вертикали.
- Вокруг камней стоит сделать узоры на песке, имитирующие круги на воде.
- Кроме основных элементов, сад требует декорирования дорожками, заборами, башенками, фонарями и так называемым тсукубаи – декоративным бассейном.
Заключение
Японский сад камней, или по-другому сэкитэй – самый настоящий вид искусства, зародившийся еще в 14 веке и популярный до сих пор даже за пределами Японии. Он состоит из мелкой насыпи, символизирующей воду, и крупных камней, олицетворяющих горы. Композиция целиком показывает устройство мира в миниатюре.
Несмотря на кажущуюся хаотичность, устройство сада подчиняется особым правилам. Впрочем, его можно воссоздать на собственном участке. Известнейший в мире сэкитэй находится в Киото, но в российских городах – в Москве и Новосибирске – тоже можно увидеть произведения японского садового искусства и почувствовать его прелесть.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, не пропустите следующие наши публикации – подписывайтесь на рассылку новых статей про буддизм и восточную культуру. Пусть чувство гармонии и единения с природой не покидают вас.
До скорой встречи!
o-buddizme.ru
Японский сад камней: философия и устройство
Япония отличается особыми культурными традициями, которые так интересны западному человеку. И сфера ландшафтного дизайна не становится исключением. Истинно японским оформлением участка стал «сад камней». Появилось данное направление в 14-16 веках и до сих пор активно практикуется во многих странах. В статье речь пойдет о том, как создать японский сад камней своими руками.
Содержание:
- Основные принципы для японского каменного сада
- Японский сад своими руками
- Как создать японский сад камней в миниатюре
Каменный сад – это особое сооружение, которое имеет вид ровной площадки, засыпанной мелкой галькой, песком или гравием. Но основным элементом здесь выступают не растения, а камни. Это могут быть крупные валуны и булыжники, а также минералы поменьше расположенные, казалось бы, хаотично. Однако, на самом деле вся композиция подчиняется определенным правилам и законам. За основу берутся концепции дзен-буддизма – это школа созерцания, где упор делается на сосредоточение и медитацию.
Японский сад фото
- Камни в японских ландшафтных садах чаще всего укладывают в группы по три штуки, что символизирует триаду из буддийской философии. Вся поверхность территории отведенной под сад, выравнивается граблями, в результате чего образуются бороздки, идущие в одном направлении. Линии направлены вдоль длинной стороны, а вокруг каждой группы камней имеют форму круга. Такая идея оформления сада символизировала воду, волны моря, среди которых камни выступают островами.
- В восточной культуре существовали легенды об островах бессмертных, райском месте, где все существа обладали вечной жизнью и были наделены необычной силой. Люди многие годы искали этот рай и постепенно начали создавать их подобия у себя в садах. Первоначально это были лишь небольшие участки земли среди пышной зелени или в центре водоема, пруда, а затем стали появляться полностью сухие сады на больших территориях.
- Кроме простого расположения булыжников в группы, существует традиция выкладывать из камней священных животных. Среди которых наиболее часто встречались журавли, символизирующие высоту, которую может достичь человеческий дух, а также и черепахи, являющиеся символом долголетия. Еще одно значение каменных композиций – это священная гора, центр мироздания или же сам Будда.
Основные принципы для японского каменного сада
- Именно камень был главным элементом такой композиции. Поэтому в саду размещали только отобранные особым образом экземпляры. Разыскивать валуны отправлялись монахи, они выбирали камни с естественными гранями, имеющие необычную и красивую форму. Эти минералы были отколоты от скалы и вынесены бурными потоками рек в долины. Далее весь отобранный материал должен был расставлен в соответствии с правилами и канонами. Некоторые экземпляры проходили специальную обработку, в результате чего превращались в статуи.
- Расставить камни для сада в японском стиле – это искусство, но при этом все должно выглядеть максимально естественно, подчиняться законам природы. Конечно, сегодня сад камней уже не имеет того сакрального значения как в древности, но в то же время до сих пор поддерживаются определенные принципы. Совсем необязательно, что в каменном саду не может быть ничего кроме камней, на самом деле здесь могут располагаться водоемы, а также и участки с растительностью.
На сегодняшний день существует четыре основных принципа, являющихся основополагающими при создании японского сада камней.
- Камни, как объект для поклонения. В Японии камень одухотворяли, в него верили, наслаждались его красотой, которая была практически вечной. Поклонялись не только отколотым частям скал, но и всей горе целиком. Существует несколько способом создания композиции, например, как «Гора Хорай» (в центре водоема устанавливается крупный булыжник, олицетворяющей собой гору) или «Остров журавля» (в таком случае на отделенном участке территории могут быть высажены деревья и другая растительность).
- Принцип выбора камней. Все компоненты сооружения выбираются неслучайно, они подчиняются определенной идеи. Важно гармоничное сочетание таких характеристик, как:
- форма – на данное свойство внимание обращается в первую очередь, особенно в случаях, когда в саду все камни установлены одиночно. Ведь тогда несовершенство формы сразу же бросится в глаза. Лучше всего если скол будет не новым, а пройдет естественную обработку, под ветрами, дождями и другими природными явлениями. Именно отсутствие острых углов придает спокойствие, снижает агрессию, исходящую от горной породы. Наиболее часто используют плоские, наклонные, округлые, угловатые, ступенчатые, горизонтальные и вертикальные камни, при этом следует избегать шарообразных и кубических форм.
- цвет – камни могут иметь самые разнообразные оттенки: зеленые, красные, фиолетовые, черные, белые, коричневые, серые и многие другие. Кроме того, они различаются и по блеску, то есть одни будут матовые, другие же наоборот, обладать естественным глянцем. Конечно, гармоничная композиция возможна только при условии правильного сочетания цветовых тонов, так как при буйстве красок и пестроте нельзя говорить о спокойствии и безмятежности. Делая выбор, следует останавливаться на камнях с небольшим блеском и приятным цветом в единой гамме. Также важно учитывать и то, что цвет не бывает однородным, чаще всего в камнях имеются вкрапления и при установке композиции необходимо опираться на их рисунок, чтобы каждый элемент просматривался с наиболее выгодной стороны.
- структура – каждый камень обладает особыми качествами, они имеют различную твердость, фактуру. Чем тверже материал, тем больше он ценится, у него появляются характеристики, которые так важны для любителей каменных садов – долговечность, надежность и красота.
- Именно на данные качества следует опираться, чтобы сделать правильный выбор подходящих экземпляров.
- Гармония и баланс при установке камней. Невозможно дать единые рекомендации как именно надо расставлять элементы, это будет зависеть от конечных целей, преследуемых владельцем сада в японском стиле. Важно придерживаться определенной композиции, но при этом избегать прямых линий и однотипного положения минералов, также необходимо исключить симметрию, все должно быть подчинено естественности.
- Количество элементов. При правильном обустройстве каменного сада именно в японской культуре практикуется использовать нечетное число камней, начиная от трех и более. Конечно, бывают случаи, когда устанавливают только два крупных булыжника, но, как правило, это исключение довольно редко практикуется. Расстановка делается группами, например, пять валунов могут быть размещены как три группы (то есть 2/2/1) или как две группы (то есть в количестве 2/3) и т. д.
Важно не нарушать ряд правил при создании японского каменного сада:
- не следует устанавливать одинаковые по высоте камни рядом друг с другом или в одной группе;
- не рекомендуется размещать близко камни похожие по форме и размеру;
- в одном саду не желательно устанавливать минералы из разных природных зон, то есть либо только морские, либо только горные или только речные камни;
- цветовая гамма должна быть единой для всей композиции;
- размещая сад рядом с постройками, необходимо избегать параллельности линей;
- элементы не устанавливаются в одной вертикальной плоскости.
Японский сад своими руками
Варианты расстановки камней
- При обустройстве японского сада не нужны большие площади и экзотические растения, кроме того, и требования к почве предъявляются минимальные. Если сад камней лишь часть большого участка, то лучше выделить небольшой уголок, куда можно было бы приходить и наслаждаться тишиной и покоем. Прежде всего, следует составить план будущей композиции, это важный момент, так как необходимо придерживаться определенных правил.
- Традиционно композицию составляют из 15 камней, хвойного деревца, травянистых растений в небольшом количестве, посаженных на разных уровнях, аккуратно подстриженного и обязательно ухоженного газона вокруг, а также включают дорожки из песка и гальки. Кроме того, часто применяют дополнительные элементы в виде скульптур или каменных мостов. Еще один важный момент – это общее направление. Сад должен ориентироваться на восток или юго-восток, при этом рекомендуется избегать солнечных мест. Вокруг отведенного места должно быть свободное пространство, которое выгодно бы выделяло сад камней.
- Существует несколько способов размещения камней на отведенном участке. Основной прием составления композиции заключается в том, что связанные объекты должны образовывать разносторонний треугольник. Наиболее простой вариант, это когда фигура может составляться из трех камней, соединенных вершинами в форме треугольника. Но как бы элементы не соединялись между собой, всегда следует сохранять баланс.
- Важное правило, которое надо соблюдать при расстановке, заключается в том, что все элементы должны быть устойчивыми. То есть не должно возникнуть ощущения, что какой-либо камень вот-вот упадет или опрокинется. Лучше избегать наклонной установки, рекомендуется закапывать большие камни в землю так, чтобы булыжник имел надежную опору.
- Если в естественных условиях минералы находились в определенном положении, например, вертикально, то и в композиции они должны быть установлены именно так. Чтобы придать саду определенную форму, часто используют ступенчатое расположение элементов. Если булыжник имеет внешние дефекты на одной из сторон, это не значит, что от такого экземпляра необходимо отказаться, на самом деле можно посадить вокруг траву или кустарник, грамотно замаскировав недостатки или же обратить дефект в сторону почвы, тем самым скрыв его от глаз.
- Какая бы ни была задумка будущего японского сада камней, рекомендуется отталкиваться от центрального камня, составляющего основу композиции. Это самый большой булыжник, обычно располагается на заднем плане. Конечно, существует вариант, когда крупный камень занимает передний план, а более мелкие элементы уходят вглубь. Но этим приемом следует пользоваться с осторожностью, так как не всегда получается добиться гармонии и баланса.
Итак, основными правилами при выборе и расстановке камней являются следующие:
- композиция создается из нечеткого количества камней;
- большие камни следует углублять на треть или даже наполовину, камни поменьше также не должны просто лежать на поверхности почвы;
- на плоском рельефе булыжники заглубляют меньше, чем не склоне;
- основной принцип расположения элементов – это поддержание формы треугольника;
- при установке группы минералов, ни один из экземпляров не должен иметь одинаковые форму и размеры с другими;
- вертикальных камней должны быть меньше чем горизонтальных, только так можно добиться сбалансирования энергии Инь (энергия земли) и Ян (энергия неба), так как практически в любом ландшафте вертикальных элементов достаточное количество, это и деревья, и забор, дома, а также иные постройки, поэтому требуется поддержать баланс и восстановить гармонию, добавляя объекты из горизонтальной плоскости;
- традиционный сад камней предполагает, что с какой точки посетитель бы не посмотрел, всегда можно увидеть лишь четное количество камней, а последний камень будет вне поля зрения, загораживаясь другими элементами. Считалось, что лишь «просветленный» сможет увидеть весь сад целиком.
Создание узора на песке, каменные дорожки и декор в японском саду
Несмотря на то, что камень играет очень важную роль в создании японского каменного сада, это не единственный элемент композиции. Не последнее значение здесь играют такие элементы, как «песчаные волны» и дорожки.
Узоры на песке или гравии
- Исследователи вопроса каменных садов в японской культуре часто задаются вопросом, почему было решено создавать именно такие рисунки на песке. И многие пришли к выводу, что причиной этому послужил красивый вид только что подметенного двор. Ведь именно здесь можно было увидеть порядок и спокойствие, отсутствие хаоса.
- Чтобы искусственно создать ощущения чистоты служители храмов посыпали территорию белым песком, щебнем или гравием. Конечно, такой прием не всегда был эффективен. Например, в случаях когда двор располагался в солнечном месте, белый цвет мог слепить глаза, и именно для того, чтобы снизить утомляемость, применялся камень коричневого или серого оттенка. Плохо же освещенные участки, наоборот – очень выгодно подчеркивались светлыми тоннами.
- Узоры на песке или мелких камушках могут быть совершенно различными, и у каждого из них свое значение. Так, прямые линии являлись символом спокойной воды, криволинейные узоры символизировали бурные потоки, если же линии образовывали окружность, то это являлось обозначением волн, набегающих на берег. Кроме того, возможно создать рисунок в виде спирали, клеток, сплетенных между собой линий и многие другие формы, важно, чтобы каждое изображение имело свой смысл.
- Наносятся такие разметки при помощи специальных инструментов – грабли с особыми насадками, где форма зубьев имеет различную ширину и форму. При создании песчаной или гравийной площадки, следует гармонично вписывать направление линий в общий вид. Если необходимо создать перспективу и глубину сада, то лучше всего изобразить прямые линии, также важно следить и за их направлением. Рекомендуется заранее на плане изобразить положение узора и только потом создавать его в реальности.
Дорожки в саду камней
- Следующий элемент, который создается в обязательном порядке в случаях, когда под каменный сад выделяется большая площадь – это дорожки. Чтобы обустроить тропинки можно применять такие материалы, как плоские камни, бетонные плитки и даже кирпичи. Неважно, из какого минерала создается дорожка, главное присутствие особого декоративного узора.
- Камни не укладываются единым массивом, между ними всегда имеются швы. Если материал выбирается различной формы, то лучше избегать одинаковых швов. Также не должно быть соединения четырех линий в одной точки.
- Рекомендуется при обустройстве кирпичных дорожек придерживаться ширины шва приблизительно в 1 см. Если же использовать камни крупнее, то в промежутки между ними допускается высаживать небольшую траву или цветочные кустики. Также важно учесть, что дорожки должны быть удобными для перемещения, чтобы окружающей красотой действительно можно было наслаждаться, а не думать о том, куда поставить ногу, чтобы не упасть. Но при этом передвижение должно быть медленным и размерным.
- Символом садовых тропинок является путешествие, движение, дорога жизни. Именно данному элементу предстоит соединить точки сада в единую композицию. Необходимо избегать прямых линий и четких форм. Но при этом следует создавать плавные движения и мягкие изгибы. Этот элемент не должен быть роскошным и перетягивать внимания на себя, наоборот, требуется создать баланс и гармонию.
- Чтобы сделать дорожку, камни закапывают в почву наиболее неровной стороной, оставляя более гладкую часть для ходьбы. Существует насколько способов укладки материала. Так, различают такой вариант, как клин, зигзаг, четыре с тремя или три через два. Какой именно способ выбрать решает каждый владелец сада самостоятельно, в зависимости от общего стиля композиции.
Декоративные элементы в саду камней
- К таким элементам могут относиться скульптуры из камня, различные каменные фигуры, фонарики и мосты. Именно малые архитектурные формы придают саду завершенность и в то же время становятся определенным акцентом. Например, мосты могут стать естественным продолжением дорожек, а также соединять два противоположных берега красивого пруда.
- Мосты символизируют переход от одного периода жизни к другому, или из настоящего в будущее. Самым ценным считается мост, созданный из цельного булыжника или части скалы. Необязательно создавать огромный мост, наоборот, маленький мостик может вписаться в дизайн любого сада и стать его естественным украшением.
Как создать японский сад камней в миниатюре
Итак, для того чтобы создать каменный сад, необходимо произвести ряд важных действий. Одним из вариантов может быть следующий способ расстановки.
- Прежде всего, подбирается участок. Для этого можно выделить большую площадь, занимающую почти всю территорию, либо маленький уголок, в тени дома или иной постройки. Не стоит забывать и о том, что прежде чем реализовать задумки, их следует набросать на листке бумаги. Выбирая форму, не рекомендуется отдавать предпочтения квадратным или прямоугольным очертаниям, лучше всего, если это будет несимметричная площадка, с естественным рельефом.
- Первым этапом станет подготовка основания. По контору можно положить бруски, создать подпорные стенки, а если участок совсем небольшой, то хватит и реек. Следующий этап – это расстановка камней. Минералы размещают группами, например, один большой и два чуть меньшей величины. Булыжники должны быть максимально устойчивы и лучше всего, закопать их хотя бы на одну треть.
- Далее подготавливается почва, в качестве которой выступает песок или гравий. Чтобы не пришлось постоянно выдергивать сорняки, рекомендуется застелить периметр будущей композиции пленкой и лишь сверху разместить засыпку. Слой песка составляет не более 5 см. Завершив засыпку, следующим шагом станет разравнивание поверхности, при помощи граблей.
- Вокруг участка можно высадить газон, а также хвойные деревья или цветы. Но с растительностью важно не переборщить, так как в такой композиции ей отводиться лишь второстепенная роль. В завершение можно разместить в саду декоративные элементы – фонари, каменные чаши, фигуры или мосты. Но необходимо соблюдать принцип гармонии и баланса, и только тогда каменный сад действительно будет приносить умиротворение.
Японские сады видео
Японский сад камней не отличается буйством красок, здесь нет пышных цветов и больших деревьев, но все-таки он выделяется своей особенной красотой. Только начиная разглядывать композицию с разных сторон, можно достичь чувства умиротворенности и покоя, но это возможно лишь при правильной расстановке всех элементов.
strport.ru
Японский сад камней
В Японии издревле почиталось мастерство создания садов, наполненных философским смыслом.
Наиболее широкую известность получил сад камней, также называемый сэкитэй. Иногда его именуют карэсансуй, что означает «сухие воды и горы». Именно в этом названии скрыт смысл этого произведения искусства.
Главное свойство японского сада камней
Первоначально сад камней олицетворял собой райские острова. Сооружения из камня находились в рукотворных водоемах, камень и вода обозначали сущности Инь и Янь. Потом японцы стали возводить такие комплексы без воды, в них образ океана олицетворял песок, а островов – камни. Со временем сооружения из камня иногда стали походить на мифологических существ.
Японский сад камней изначально состоит из ровной поверхности, покрытой песком, и расположенными на ней в строгом, символическом порядке каменными композициями, обозначающими собой символы дзен-буддизма. Структура каждой группы состоит из трех валунов, соответствует островам, и обозначает буддисткую триаду — Будду Мучилинда, Локешвара, Праджняпарамита. Триада символизирует духовное прозрение, бескрайнее сострадание и абсолютную мудрость. По всей длине сада и вокруг каменных групп проводят граблями, что придает песку образ волнистого океана. Основная суть сада камней в Японии состоит в том, что где бы не стоял созерцатель, он должен видеть неизменное число камней.
Японский сад камней фото
В Японии сады камней применяются для раздумий на философские темы, медитации, ощущения единства с окружающим миром и уникальности каждого момента. Особенностью также является то, что человек, оказавшийся в саду, может узреть какой-то уникальный, личный образ в каменных композициях. Первыми такие комплексы возводили около своих домов люди высшего сословия – старинные роды, самураи, приближенные императорского двора. Но потом это искусство стало неотъемлемой частью буддистских храмов, а ближе к 20 веку популярность распространилась и среди обыкновенных жителей. В наше время эти художественные образы, имеющие глубокий философский смысл, распространились по всему миру.
Сад камней Реандзи
Сад камней Рёандзи образован из 15 камней, отнесен к древнему буддистскому храму Реан-дзи и был возведен в 15 столетии мастером Соами. Особенностью дизайна является то, что какой бы позиции не смотреть на него, будут видны лишь 14 камней, а один останется скрытым за другими камнями от наблюдателя, увидеть его можно лишь сверху, воспарив над землей. Поэтому считается, что человек, достигший духовного прозрения, сможет узреть его, так как дух отделится от тела и взлетит над композицией. Реандзи представляет собой прямоугольник 10 на 30 м, покрытый выровненным белым гравием. На этом участке возведены пять композиций из камней черного цвета, которые обрамлены зеленым мхом, а гравию вокруг них граблями придана форма колец.
Реандзи
Сад камней видео
В этом видеоролике показан японский сад камней Реандзи в Киото. Видно, что 15 камень находится вне поля зрения, и увидеть его невозможно. Это произведение искусства потрясает своим уникальным дизайном, глубоким смыслом и содержанием при минимализме используемых художественных средств.
Жанр статьи — Культура Японии
jamato.ru