HomeРазноеДля чего необходимо изучать растительный мир: особенности, значение, угрозы и охрана

Для чего необходимо изучать растительный мир: особенности, значение, угрозы и охрана

Содержание

особенности, значение, угрозы и охрана

Растительный мир, или флора Земли — совокупность всех типов ядерных, многоклеточных, фотосинтетических растений, найденных в биосфере планеты. Большая часть организмов — это автотрофы, которые синтезируют свою пищу с помощью солнечной энергии, но есть и растения-гетеротрофы и очень мало видов, являющихся как автотрофами, так и гетеротрофами. История жизни на Земле и существование многих организмов буквально зависят от жизни растений. Поскольку животные не могут получать энергию непосредственно от Солнца, они должны есть растения (или других животных, которые имеют травоядный рацион), чтобы выжить. Растения также обеспечивают кислородом людей и животных, потому что поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза и выделяют кислород в атмосферу.

Разнообразие растительного мира

Растения распространены на суше, в океанах и в пресной воде. Они существовали на нашей планете миллионы лет. Количество видов ныне существующих зелёных растений представлено в следующей таблице:


В таблице приведено суммарное количество различных видов зеленых растений (Viridiplantae). Предполагается, что существует около 300 000 видов живых Viridiplantae, из которых 85-90% являются цветущими растениями. (Примечание от автора: поскольку данные взяты из разных источников и имеют разные даты, в некоторых случаях подсчеты подвержены некоторой неопределенности)

Отличия растений от животных

Растения и животные — это царства живых организмов и каждое из них имеет характерные особенности, которые приведены в следующей таблице:

РастенияЖивотные
Как правило, растения укореняются в одной среде обитания и не передвигаются на протяжении жизненного циклаБольшинство животных имеют возможность перемещаться в пространстве
Растения содержат в себе хлорофилл, способны самостоятельно производить пищу и находятся в основании пищевой цепи Животные питаются растениями и другими животными для получения энергии
Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ, производимый животнымиЖивотные выделяют углекислый газ, который необходим растениям для питания, и получают кислород, необходимый для жизни
Клетки растений имеют плотные целлюлозные оболочкиКлетки животных не имеют плотных оболочек и имеют разные структуры, в отличие от растений
Растения либо не имеют, либо обладают очень простой сенсорной системойУ животных есть гораздо более развитая нервная и сенсорная системы

Идентификация, классификация и описание растений

Чтобы изучить миллиарды различных растений, ныне живущих на Земле и уже вымерших, биологи сортировали, и классифицировали их, основываясь на определенных сходствах и различиях.

Идентификация

Идентификация растений — это определение неизвестного растения по сравнению с ранее собранными образцами или с помощью книг или руководств по идентификации. Процесс идентификации связывает образец с опубликованным названием. Как только образец растения был идентифицирован, его имя и свойства становятся известны.

Классификация

Классификация растений — это размещение известных растений по группам или категориям, чтобы показать некоторые взаимоотношения. Научная классификация следует за системой правил, которая стандартизирует результаты, и группирует последовательные категории в иерархию. Например, семейство, к которому принадлежат лилии, классифицируется следующим образом:

Царство: Растения
Отдел: Цветковые
Класс: Однодольные
Порядок: Лилиецветные
Семейство: Лилейные
Род: ……
Вид: ……

Классификация растений приводит к созданию организованной системы для обозначения и каталогизации будущих образцов, и в идеале отражает научные идеи о взаимосвязи между ними. Набор правил и рекомендаций для официальной ботанической номенклатуры, включая растения, регулируется «Международным кодексом номенклатуры для водорослей, грибов и растений», сокращенно МКБН.

Описание

Описание растений — это формальное описание вновь обнаруженного вида, обычно в форме научного документа, использующего руководящие принципы МКБН. Названия этих растений затем регистрируются в «Международном указателе научных названий растений — IPNI» вместе со всеми другими официально опубликованными названиями.

Растения континентов

Наша планета является домом для огромного количества различных видов растений (как изученных, так и неизвестных), расположенных на 7 континентах мира. Земля не всегда была разделена ​​на семь континентов, еще 175 миллионов лет назад все континенты были объединены в один суперконтинент, окруженный очень большим океаном. Этот суперконтинент был известен как Пангея. Он медленно начал делиться на 7 разных частей и занимать позиции, которые мы знаем сейчас. Но континенты не находятся в покое, они всегда движутся и со временем будут перемещаться, и в течение следующих нескольких сотен миллионов лет образовывать совершенно новые континенты. Распространение флоры по континентам является следствием длительного процесса эволюции растений.

Австралия

Основная статья: Растительный мир Австралии.

Эвкалипт царственный

Флора Австралии характеризуется наличием большого количества эндемичных видов — растений, которые не встречаются больше нигде. Тем не менее с появлением переселенцев, на материке прижились многие другие «не родные» виды. Австралийская растительность характеризуется преобладанием двух типов растений — эвкалиптов и акаций.

Азия

Основная статья: Растительный мир Азии.

Дуб

Азия имеет наибольшее разнообразие растительного мира из всех частей света, поскольку занимает самую большую площадь, находится в различных климатических поясах и природных зонах. Здесь можно встретить более 100 тыс. видов растений, от тропических до арктических, что составляет около 40% флоры Земли. На материке также есть большое количество эндемичных растений.

Антарктида

Основная статья: Растительный мир Антарктиды.

Колобантус кито

Антарктида является самым негостеприимным местом на Земле как для животных, так и растений. Здесь нет деревьев, а только присутствует два вида цветковых растений и множество мхов, лишайников, водорослей и т.д. Экосистема материка очень хрупкая и страдает из-за изменений климата и деятельности человека.

Африка

Основная статья: Растительный мир Африки.

Молочай колючка

Африка — второй по величине континент мира, служащий домом для многих уникальных растений. Флора материка распределена по трем основным биомам — луга, пустыни и леса. При этом растения пустыни не имеют широкого видового разнообразия, ведь этот биом характеризуется сложными климатическими условиями, включая высокие температуры и засухи. Пустыня Сахара, расположенная на севере Африки, является одним из самых сухих мест на Земле. Тем не менее африканские влажные вечнозеленые тропические леса, содержат большое разнообразие растений.

Европа

Основная статья: Растительный мир Европы.

Ясень

Несмотря на то, что Европа находится на одном материке с Азией, называемом Евразией, здесь нет такого богатого видового разнообразия растительного мира, как у восточного соседа. На флору Европы в значительной степени повлиял горный хребет Альп, простирающийся с запада на восток.

Северная Америка

Основная статья: Растительный мир Северной Америки.

Секвойя

На территории Северной Америки находятся основные биомы планеты, от пустынь до арктических тундр. Каждый биом характеризуется совокупностью определенных видов растений, которые приспособились к росту в тех или иных условиях окружающей среды.

Южная Америка

Основная статья: Растительный мир Южной Америки.

Лианы

Южная Америка, как и Азия стала домом для огромного разнообразия видов растений. Здесь находится бассейн Амазонки — огромная экосистема, поддерживающая жизнь множества животных и растений.

Значение растительного мира

Значение растений в жизни человека

Растения служат фундаментом всей жизни на Земле и важным природным ресурсом, необходимым для благосостояния людей. Подумайте о том, как ваша повседневная жизнь зависит от растений.

  • Воздух: Кислород поступает к нам от растений, как побочный продукт фотосинтеза.
  • Пища: Все, что мы едим, происходит прямо или косвенно от растений. На протяжении всей человеческой истории приблизительно 7 000 различных видов растений использовались людьми в качестве пищи.
  • Вода: растения регулируют гидрологический цикл — они помогают распределять и очищать воду планеты. Они также участвуют в перемещении воды в процессе, называемом транспирацией.
  • Лекарства: одна четверть всех отпускаемых по рецепту лекарств поступает непосредственно от растений или является их производными. Кроме того, четыре из пяти человек во всем мире сегодня полагаются на установки первичной медико-санитарной помощи.
  • Витамины: растения являются крупнейшим источником витаминов, необходимых для организма человека.
  • Одежда: растения выступают крупным источником сырья для текстильных материалов.
  • Культура: изображения некоторых растений используются на национальных эмблемах, включая деревья и цветы.
  • Мебель и жилье: древесина растений используется при строительстве домов, а также для изготовления мебели.
  • Эстетическое удовольствие: присутствие растений в жизни людей позволяет получать удовольствие от их вида и снимает стресс. Поэтому многие люди выращивают декоративные растения в домах и на приусадебных участках.

Значение растений в природе

Дождевые леса Амазонки

Окружающая среда и климат в значительной степени взаимосвязаны с флорой. Наличие осадков, влажности и температуры зависит от присутствия и характера растительности. Сокращение растений также нарушает равновесие в природе мира и косвенно влияет на жизнь человека.

  • Пищевые цепи: В каждой пищевой цепи растения находятся у их основания и ведут цепочку как источник пищи. Например: Трава → Корова → Лев; Трава → Насекомое → Лягушка → Змея → Орел. Здесь растение начинает цепь, и другие животные зависят от него прямо или косвенно. Без растений на Земле не может быть жизни.
  • Среда обитания: Конечно, помимо огромного количества людей, растения составляют основу всех сред обитания.
  • Климат: растения накапливают углерод, который выделяется в атмосферу при сжигании ископаемого топлива.
  • Эрозия почвы: растения, произрастающие в почве, в достаточных количествах, предотвращают ветровую эрозию (когда во времена ветров, плодородный верхний слой почвы уносится воздухом).
  • Экологический баланс: растения помогают уменьшить тепло и предотвращают испарение влаги. Таким образом, они являются экологическими полезными.
  • Поддержка осадков: растения и деревья оказывают охлаждающее воздействие на атмосферу, приводя к осадкам. Поэтому дожди в пустынях — крайне редкое явление.
  • Плодородие почв: растения поддерживают плодородие почв. Опавшие листья, плоды и т.д., перегнивают в почве и образовывается гумус, который в свою очередь повышает плодородие почвы, так как он благоприятен для микроорганизмов.
  • Среда обитания: растения — лучшие места обитания для птиц и животных, включая обезьян, белок и т.п. Птицы строят свои гнезда на деревьях для кладки яиц, сна, охоты и безопасности. В лесах, животные могут укрыться под деревьями в сильную жару и дождь. Они также обеспечивают питание для многих почвенных организмов (дождевых червей), насекомых, грызунов и т. д.

Угрозы растительного мира

Вырубка леса

Есть огромное количество видов флоры на нашей планете, как зарегистрированных, так и не изученных или даже не названных. Тем не менее, хотя угроза существованию многих диких животных в настоящее время широко признана, мало кто знает, что растения также находятся в большой опасности. В феврале 2015 года Центр биологического разнообразия заявил: «Из более чем 300 000 известных видов растений МСОП оценил только 12 914 видов, установив, что около 68% оцениваемых видов растений находятся под угрозой исчезновения».

Огромные площади пустынь по всему миру свидетельствуют о разрушении растительности людьми. Большая часть Ближнего Востока теперь пустыня или возобновляется за большие деньги. Когда-то в Средиземноморье было много лесов, сейчас эти земли оголенные и размыты. Во многих частях Африки и Индии, крупный рогатый скот и козы блуждают по каменистым равнинам, съедая любой клочок зелени, появляющийся на бесплодных землях, которые когда-то были хорошими пастбищами. Чрезмерный выпас домашних и диких животных является, по сути, самой большой угрозой для растений, хотя «налеты» ботаников и других энтузиастов на некоторые красивые растения иногда влекут за собой серьезные потери для редких видов.

Возможно, люди забывают, что все наши культурные растения и садовые цветы происходят от дикой флоры. Не менее важен тот факт, что растения обеспечивают высокую долю лекарственных средств в современном мире. Кто знает, какие секретные ценности для человечества все еще заперты среди растительности, ожидающих открытия. Тропические дождевые леса относятся к наиболее уязвимой среде обитания на планете, в которой содержится 63% видов растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Одной из самых серьезных угроз для флоры, является превращение естественных мест обитания в участки для сельскохозяйственного использования и животноводства, например, когда тропические леса уничтожаются для выпаса скота или выращивания сои, кормов для животных, или масличных пальм. Древние лесные массивы являются особенными, потому что произрастают, по крайней мере, 400 лет и служат основой биологического разнообразия, а также поддерживают обильную дикую природу.

Охрана растений

Охрана растительного мира — комплекс мероприятий, направленных на защиту существующих растений и особенно видов находящихся под угрозой исчезновения. Основным документом, в котором перечислены растения, подлежащие охране, выступает Красная книга МСОП (Международного союза охраны природы).

Красный список МСОП установлен по четким критериям для оценки рисков исчезновения тысяч видов и подвидов. Эти критерии актуальны для всех видов и регионов мира. Цель состоит в том, чтобы донести актуальность вопросов сохранения до общественности и правительства стран, а также помочь международному сообществу попытаться сократить исчезновение видов. Согласно МСОП, официально сформулированные цели Красного списка состоят в том, чтобы:

  • предоставить научно обоснованную информацию о состоянии видов и подвидов на глобальном уровне;
  • обратить внимание на масштабы и важность исчезающей флоры;
  • оказывать влияние на национальную и международную политику, а также процесс принятия решений;
  • предоставлять информацию для возможных действий по сохранению растений.

Одним из самых важных охранных действий выступает создание национальных парков, заказников, заповедников, ботанических садов и т.п. Эти природоохранные объекты позволяют сохранить естественную среду обитания растений и защитить их от чрезмерной эксплуатации со стороны человека.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Понравилась статья? Оставь комментарий и поделись с друзьями

Урок№ 3. Изучение и охрана растительного мира. Что мы узнали из введения

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

2.Формирование ответственного отношения к учению;

3.Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы:  работа с текстом учебника, анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение и охрана растительного мира

Почему растения надо охранять.

Представляя себе роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров. Но чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что ему угрожает. Диким и культурным растениям одинаково опасны стихийные бедствия: засухи, наводнения, преждевременные или слишком сильные морозы, нападения вредителей. Кроме того, человек с давних пор вырубает леса, чтобы освободить площади под пашни и чтобы получить строительный материал, топливо, разные про­дукты переработки древесины (на­пример, бумагу).

В последние десяти­летия на растительный покров ока­зывают пагубное влияние отходы промышленности, особенно хи­мической, целлюлозно-бумажной, горнодобывающей, а также тепло­энергетика. Для посева хлебов рас­пахивают степи и луга. В европей­ской части страны почти не осталось уже настоящих нетронутых участков степей. В степях и на лугах, в том числе горных, пасут скот, и иногда его так много, что животные не только съедают зеленые части рас­тений, но и вытаптывают их почти полностью. Для получения новых площадей под пашню осушают бо­лота, при этом гибнет болотная растительность, мельчают реки, ме­няется климат, исчезают живот­ные — обитатели болот и глубоко­водных водоемов.

Есть и другие опасности. В по­следнее время очень многие люди увлеклись туризмом, ходят в походы, отдыхают в лесах. При этом от­дельные участки сильно вытапты­вают, ломают и рубят деревья и кустарники. Нередко от неосторож­ного обращения с огнем возникают лесные пожары, уничтожающие рас­тительность.

Многие растения очень чувст­вительны к дыму и ядовитым газам и страдают от их действия.

Лекарственные и красиво цвету­щие растения постепенно исчезают из растительного покрова той или иной местности из-за массового их сбора. Они не успевают восста­навливаться после усиленного вы­капывания, обрывания цветков, вытаптывания.

Изучение растений — основа их правильного использования и охра­ны. Теперь вам стало ясно, что угрожает растениям. Но как же быть? Ведь нельзя полностью отка­заться от использования лесных, луговых и прочих угодий, нельзя не рубить лес и не пасти скот, не развивать отрасли промышленности. Значит, необходим строго научный подход к использованию раститель­ных богатств, рассчитанный на дол­говременное сохранение раститель­ного покрова. Нельзя распахивать все степи, иначе будет разрушаться и развеиваться черноземная поч­ва, исчезнут степные растения, не следует осушать все болота

Но для того чтобы правильно использовать растительные богат­ства, необходимо знать строение и жизнь растений, их потребности и возможности. Без этих знаний нельзя обойтись и *при выращи­вании культурных растений. По­этому вы и изучаете основы бо­таники еще в школе.

При этом вы должны уметь вести себя в природе: не рвать дикорастущих цветов, а лекарст­венные растения собирать только под руководством взрослых, заботясь о сохранении запасов этих целебных трав. По мере сил нужно помогать лесничествам в деле возобновления и охраны леса. Обязательно нуж­но принять участие в озеленении

своего города, поселка, пришколь­ного участка. Нужно научиться смотреть на растения как на жи­вые существа, без которых невоз­можна жизнь человека, но которые уже теперь просят у человека за­щиты.

Заповедники и ботанические са­ды. Для того чтобы сохранить образ­цы растительного и животного мира в их естественном состоянии, со­здают заповедники. Это такие тер­ритории, которые полностью или частично исключены из хозяйствен­ного использования. Они служат базой для работы ученых-биологов: ботаников и зоологов.

Ученые создают Красные книги, где указаны редкие исчезающие растения, которые нуждаются в ох­ране.

Показать людям разнообразие растений, сохранить редкие виды, вывести новые сорта, переселить растения в новые для них условия помогают ботанические сады. В них ученые создают коллекции растений всего земного шара. Растения из жарких стран выращивают в оран­жереях, где круглый год поддер­живают достаточно высокую темпе­ратуру и влажность.

Поясни понятия

ЗАПОВЕДНИКИ. БОТАНИЧЕСКИЕ СА­ДЫ. КРАСНЫЕ КНИГИ.

Вопросы и задания

Л 1. Что угрожает растениям и растительному покрову?

2. Почему мы изучаем бо­танику?

3. Что могут сделать школьники в деле охраны растительного мира?

4. Что такое заповедники и для чего их создают?

5.Что такое ботанические сады и зачем они нужны?

Что мы узнали из введения.

Биология — это наука о живой природе, а ботаника — часть биологии, изучающая растения и растительный покров.

Живая природа состоит из четырех царств: животные, растения, грибы, бактерии.

Зеленые растения выделяют кислород, необходимый для дыхания всех живых существ.

Зеленые растения создают органические вещества, необходимые для питания человека, животных, грибов, бактерий.

Дикорастущие растения являются резервом для выведения новых сор­тов культурных растений.

Использование растительных богатств человеком должно быть спла­нировано так, чтобы не был нанесен ущерб растительному покрову Земли.

Заповедники — это такие территории, которые исключены из хозяйст­венного использования с целью сохранения растений и животных в их есте­ственном состоянии.

Ботанические сады позволяют показать людям разнообразие растении, сохранять редкие, выводить новые сорта, переселять растения в новые для них условия.

Влияние человека на растительный мир, охрана растений

 

 

 

Растения зеленая одежда Земли

 

 

 

Значение растений и их охрана

 

 

 

Разнообразие, распространение и значение растений.AVI

 

 

Ресурсы:

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Викторов В.П., Никишов А.И. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. Учебник 6класс

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс


 


 


 

Нужно ли изучать флору?

Зелёный мир разнообразных растений окружает человека с первых дней его жизни. Каждое из них обладает удивительными особенностями, имеет свои необыкновенные тайны. Тот, кто прожил долгое время в одной местности, легко заметит, что для неё характерен свой особый набор видов растений или, говоря научным языком, — своя флора.
Флора Ульяновской области отличается относительно большим разнообразием по сравнению с соседними территориями. Это объясняется географическим положением региона в зоне лесостепи и антропогенным влиянием, а также чрезвычайным разнообразием местообитаний центральной части Приволжской возвышенности.

Изучение флоры на территории Ульяновской области последовательно проводится с 1950-х годов. Научное представление о растительности и флоре края во многом сформировалось благодаря многолетним исследованиям известного учёного-геоботаника Виктора Васильевича Благовещенского и его учеников.

Многолетнее флористическое изучение нашего региона позволило создать научный гербарий сосудистых растений имени В.В. Благовещенского при кафедре ботаники УлГПУ, который сегодня насчитывает более 14 тысяч гербарных листов и в 2004 году зарегистрирован как научное наследие в международной базе данных —
Index Herbariorum со штаб-квартирой в Нью-Йорке.

Каждый год в результате ботанических исследований список флоры Ульяновской области пополняется новыми видами и в настоящее время насчитывает более 1700 видов сосудистых растений.

За счёт чего же ежегодно происходят находки новых видов флоры нашего региона? Объяснений этому факту несколько.

Во-первых, несмотря на хорошую изученность нашего региона, в нём до сих пор встречаются участки, на которых не велись подробные ботанические исследования. Как только на них начинают работать ботанические экспедиции, они сразу же находят новые виды природной флоры. Только за последние десять лет при изучении малодоступных природных урочищ впервые были найдены подорожник солончаковый на крутых меловых обнажениях близ села Буераки Сенгилеевского района, боярышник волжский — эндемик Приволжской возвышенности, обнаруженный в урочище Вязовка Радищевского района, астрагал украинский и палимбия солончаковая, встреченные в Васильевской степи Новоспасского района, плаунок топяной, найденный в Барышском районе, лапчатка волжская — узколокальный эндемик Приволжской возвышенности, вновь обнаруженный в каменистых меловых степях Старокулаткинского района, астра альпийская-найденная близ села Русские Горенки Карсунского района и в урочище Вешкаймская лесостепь.

Во-вторых, молодые учёные-ботаники в последние годы интенсивно исследуют бассейны малых рек нашего региона и также находят новые виды. Так, в бассейне реки Свияга произрастает 1326 видов сосудистых растений. При этом обнаружено 8 новых видов, такие, как тонколучник северный, фиалка Китайбеля и ряд других видов, ранее не отмечавшихся для флоры Ульяновской области.

В-третьих, флора любого региона -образование динамичное, в неё постоянно заносятся новые виды, которые приживаются у нас из-за потепления климата. В последние годы учёные всё чаще находят южные и восточные виды растений, появление которых свидетельствует об иссушении климата и повышении среднегодовых температур, позволяющих этим видам переживать у нас неблагоприятные периоды года. К таким видам относятся кавказский вид — молочай грузинский, а также сибирский вид -змееголовник поникающий, найденные в Чердаклинском районе, крымский вид — морковница приморская, отмеченная в окрестностях р.п. Веш-кайма.

В-четвёртых, приходится учитывать, что у учёных-систематиков меняются представления об объёме того или иного вида и из крупных видов выделяются новые близкородственные мелкие виды. К таким вновь обнаруженным у нас в области видам относятся лесостепной колокольчик Спрыгина, мелколепестник дрёбакский, астрагал Еленевского, фиалка Брауна, крапива пикульниколистная и ряд других подобных видов.

В-пятых, приходится учитывать и активную деятельность человека, вводящего в культуру новые виды пищевых, кормовых, технических и декоративных растений-антропофилов, которые со временем дичают и приживаются в природных сообществах, где их и находят исследователи флоры. За последние годы
на заброшенных полях и вдоль дорог были обнаружены введённые в культуру расторопша пёстрая и борщевик Сосновского, из садов и цветников «сбежали» веерник китайский и живучник вечноживой. Стали культивироваться такие южные виды, как шелковица белая и чёрная и ряд других новых для области видов.

Возникает закономерный вопрос: зачем нужно искать новые виды? Ответ прост: эти находки позволяют учёным сохранять биоразнообразие региона, выявляют редкие и уязвимые виды региональной флоры и способствуют созданию сети особо охраняемых природных территорий Ульяновской области.

Многолетние исследования флоры и накопленный фактический материал послужили основой для издания в 2005-м и переиздания в 2008 году Красной книги Ульяновской области. В переиздание 2008 года был включён 241 вид редких и уязвимых видов растений. И за прошедшие четыре года обнаружены новые точки обитания для 37 видов. Создание региональной Красной книги способствовало более полному и всестороннему изучению видов и разработке мер их комплексной охраны и экологического мониторинга на территории Ульяновской области.

Кроме того, обнаруживая новые заносные вилы, учёные могут прогнозировать изменение флор регионов и проводить работы по целенаправленному формированию флор населённых пунктов для сохранения здоровья населения, зависящего от состава растительных сообществ. Один пример: среди новых видов могут встречаться аллергенно опасные сорняки, такие, как недавно обнаруженная североамериканская амброзия трёхраздельная. Она активно занимает пустыри и свалки населённых пунктов Ульяновской области, способствуя развитию тяжёлых форм аллергии у населения.

Таким образом, комплексные ботанические исследования флоры Ульяновской области помогают решать разнообразные и непростые проблемы по охране растительного покрова, экосистем и ландшафтов региона. Они являются важной и необходимой базой для создания в ближайшем будущем развёрнутой сети охраняемых природных резерватов, дают возможность для научного прогнозирования и выработки стратегии и тактики по сохранению биоразнообразия Среднего Поволжья и создания благоприятной экологической среды в населённых пунктах.

Андрей Масленников, Людмила Масленникова;

УлГПУ им. И.Н. Ульянова
«Мономах» №2 (74) 2013 год

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Альманах «Вокруг Света» | Наука изучающая растения

Растительный мир просто удивляет роскошью, красотой, богатством и великолепием. Попробуем узнать, какие науки вплотную занимаются изучением прекрасного растительного мира, и как они подразделяются.

Ботаника – это наука, изучающая растительный мир. Сама наука включает довольно широкий спектр проблем: закономерность внутреннего и внешнего строения растений, развитие и связи, системность растений, классификация и многое другое.

Науки, изучающие растения

Ботаника делится на микологию – это направление изучает грибы. Альгология подразумевает изучение водорослей, лихенология – наука изучающая лишайники, бриологию – изучение мхов и микробиологию – науку изучающую микроорганизмы, такие как бактерии, вирусы, актиномицеты.
Систематика растений – наука, которая упорядочивает многообразный растительный мир. Находит родственные связи между видами растений, определяет их названия и наименования.
Систематика как наука появилась давно и основывалась только лишь на внешних признаках, но нынешняя систематика включает ещё и изучение внутреннего строения, химического состава, строения ДНК, строение клеток, их питание, особенности хромосомного строения, особенности экологических условий. В систематику вошла наука, которая изучает разнообразие видового состава, области распространения и ареалы произрастания различных видов растений.
Экология растений – наука, изучающая влияние ареала на растение, которое произрастает в этой области. Экология растений тесно связана с географией растений — наука о распределении растений на Земле с учётом нынешних и прошлых условий.

Науки, изучающие растения

Широкое распространение получила наука фитопалеонтология или палеоботаника, которая изучает ископаемые растения. Эта наука помогает восстановить историю развития не только отдельных растений, но и многих видов в целом.
В нашей стране широко распространена наука под названием экономическая ботаника или хозяйственная ботаника – эта наука изучает полезные свойства растений и возможность культивации того или иного вида в целях получения прибыли. Благодаря этой науке появляются всё новые и новые виды растений, например новые виды пшеницы, которые дают больший урожай, стойки к холодам или к другим погодным условиям. Необходимость этой науки обуславливается постоянным спросом потребителей.

← Туманное утро Алматы На отдых в Турцию собираемся к маю →
Тема: Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. | Уроки по Биологии

Тема: Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний.