Посадка деревьев и кустарников осенью
Осень – «жаркая» пора у садовода. Самое продуктивное время года, на которое приходятся сбор и переработка урожая, санитарная обрезка кустарников, подкормка почвы и опрыскивание растений от вредителей, подготовка сада к зиме. Но нужно не забыть еще и о подготовке растений к следующему сезону.
Я выбираю осеннюю посадку деревьев и кустарников по ряду причин. Покупка саженцев по осени выгодней, уход за посадками минимален, и весной руки свободны для других дел. Кроме того, правильная посадка осенью обеспечит цветение и плодоношение растения уже следующей весной.
Виды посадок
Для деревьев и кустарников принято разделять три вида посадки:
- С оголенными корнями;
- Контейнерные саженцы;
- С комом земли.
Для каждого вида посадки существует ряд правил. Главное правило для посадки саженцев с оголенной корневой системой – это своевременность.
Пересаживать дерево можно, когда окончен этап вегетации. Внимательно отнеситесь к этому правилу, если лето было жарким и засушливым. Определить окончание периода вегетации несложно. Верхушечные почки у такого растения полностью сформированы, а молодые побеги одревеснели до самых кончиков. Не советую сажать осенью деревья со стержневой корневой системой (хвойные, орешник, боярышник). А вот ягодным кустарникам осенняя посадка только на пользу. Посаженные весной, они пропустят в плодоношении целый сезон. Опытные садоводы не рекомендуют осенью сажать растения, привезенные из другой климатической зоны. Им необходимо время на привыкание к новому климату и месту. Ну и последнее правило, не тяните с осенней посадкой. Советую окончить работу до второй недели октября, чтобы деревья и кустарники укоренились и подготовились к заморозкам.
Контейнерные саженцы высаживают в почву в любое время года. Сложность осенней посадки заключается в длительном пребывании в ограниченном пространстве. Корни, продолжая расти, закручиваются вглубь контейнера, и для расправления им может понадобиться достаточно много времени. Все это время силы растения будут направлены только на эту работу, приближающаяся зима пагубно скажется на неподготовленном дереве.
Намного легче пересадку осенью переносят деревья и кустарники, перевозимые вместе с выкопанным комом земли. Но и здесь имеется важное правило. При покупке убедитесь, что ком целостный, не сухой. Что земля не осыпается, а корни растения крепко держатся за землю. Если грунт упакован в мешковину, при пересадке будьте аккуратны, когда освобождаете дерево. Если же ком покрыт специальной сеткой, ее снимать не нужно вовсе. С течением времени она растворится в грунте.
Защита осенних посадок
Чтобы помочь прижиться деревьям и кустарникам, высаживаемым осенью, правильно подготовьте почву. Комплексные минеральные удобрения, навоз и коровяк хороши по весне. Осенью такая подкормка может навредить растениям и даже привести к их гибели. Перед осенней посадкой деревьев внесите в почву только фосфорные минеральные удобрения. Допустимо использование специальных средств для ускорения роста корней (Корневин). Не превышайте дозировку, указанную на упаковке. Чтобы защитить свежепосаженные деревья от холода, мульчируйте корни и приствольные круги. Для этой цели подойдет торф или опилки. С осторожностью я бы использовала солому (чтобы не привлечь грызунов) и полиэтилен (корни перепреют). Не забудьте снять мульчирующий слой сразу, как только растает снег весной, чтобы солнце прогревало землю и корни растения. Для защиты деревьев от насекомых, грызунов и солнечных ожогов, побелите стволы. Чтобы снег не сломал кустарники, ветви стягиваем шпагатом, придавая растению конусообразный вид. Особенно это касается хвойных пород деревьев.
Надеюсь, эта статья поможет вам разобраться в нюансах садоводства и правильно посадить деревья и кустарники осенью. Чтобы сразу после зимы наслаждаться красочным цветением и обильным урожаем.
Урок по окружающему миру «Деревья и кустарники осенью»
Деревья и кустарники осенью
Цель: познакомить с наиболее часто встречающими деревьями и кустарниками и вечнозелёными хвойными растениями средней полосы
Задачи:
познакомить с изменениями, происходящими в жизни лиственных, хвойных деревьев и кустарников;
развивать мыслительную и познавательную активность, коммуникативные умения, доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать; умение наблюдать за природой;
воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать причины листопада; познакомятся с вечнозелёными хвойными растениями средней полосы России.
Оборудование:
Ход урока
1.Орг. момент
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром
2.Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы с вами говорили об осенних изменениях в неживой природе. Итак, чем вызвано осеннее похолодание?
— Назовите осенние явления в неживой природе.
— Назовите день осеннего равноденствия.
— Про осень говорят: «Осень – погод восемь». Как вы это понимаете?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
3. Самоопределение к деятельности
— Ребята, что значит «Лес, точно терем расписной…»?
— Как вы это понимаете?
— Определите тему нашего сегодняшнего урока.
— О чём мы будем говорить на уроке?
— Сегодня на уроке мы отправимся с вами в лес… А умеете ли вы вести себя на природе? Вспомним правила друзей природы.
Правила друзей природы
Не ломать деревья и кустарники, не срывать травянистые растения.
Не сбивать грибы, даже несъедобные.
Не обрывать паутину и не убивать пауков.
Не распугивать птичьи стаи.
Не ловить диких зверей и птиц и не уносить их домой.
Не шуметь в лесу и парке.
— Представьте, что деревья могут разговаривать. Давайте послушаем, о чём они говорят, и угадаем, какое дерево это говорит.
— Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься – отчего, дескать, медленно расту?
Невдомёк тебе, что расту я в обе стороны.
Кверху стволик тянется с веточками, а снизу – становой корень уходит, землю буравит.
И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжёлая – землю раздвигать, до глубокой воды добираться…
А вот как доберётся, укрепится, начнёт воду качать – так и не пойду в рост. Будет у меня веток – сотни, листьев – тысячи…(ДУБ)
Мы – хозяйки добрые. Землю украшаем. Куда не пойдёшь – везде нас встретишь. И в густом лесу мы стоим. И на болоте, среди кочек да мхов. И на сухой земле, на песке, на старом пожарище… Было место самое гиблое, самое пропащее. А пришли мы туда, встали – и сразу похорошело кругом. Листва шелковистая шелестит – нашептывает, птицы на ветках гнёзда вьют, от белых стволов свет над землёй разливается. Забредёт человек, глянет и не уйти ему с этого места. Красота приворожила. (БЕРЁЗА)
Хны-хны, бедная я, несчастная…И за что мне такая доля горькая?
Все деревья у людей в почёте, всем — доброе слово. Одну меня ругают. Ни на что мол не гожусь, кроме как на спички…Приятно ли слышать?
Все деревья долго живут, лет по триста, по четыреста. А мне и до ста не прожить – короток мой век. Все деревья чем толще, тем крепче становятся. А я только начну толстеть – сразу слабну. В стволе, в серёдке непременно гниль заводится и чем дальше – тем пуще. Издали оглядеть – вроде бы здоровёхонька, а на самом деле насквозь больная, в чём только душа держится…
Оттого я очень ветра боюсь. Стою – вся дрожу, не налетел бы вихрь, не повалил бы меня, слабую и хилую… Чуть ветерок – залопочу, заволнуюсь, заплещусь… Ой, страшно! Одно у меня утешение – детки. Из каждого корня моего, что в землю уходит, торчат зелёные прутики… Гляжу я на них сверху, нарадоваться не могу. До того милы мои деточки. Сами тонюсенькие, слабенькие, а листочки развернули большие, круглые, как лопухи. И шевелят этими листочками, словно ушками хлопают…(ОСИНА)
— В багряных листьях у меня ягодки поспели. Одна к одной – чистые, блёсткие, будто угольки пламенные… После морозца и без мёда вкусные! (КАЛИНА)
— Далеко – далеко внизу у корней моих ручеек в траве позванивает. Вровень с поясом берёзки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись.
А выше моей головы только лишь облако ходячее в синем небе…
Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть – свет люблю, ясное небушко… Я бы ещё не так вымахала, но ведь мы, деревья, не круглый год растём. Я вот только два весенних месяца вверх тянусь, а там – стоп! Всё. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, хвою обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца…Будто подпрыгиваю! (СОСНА)
— Грибничок-лесовичок, постой! Не прячься под осинку, не прячься под берёзку… У них листочки хоть и лопушистые, да вертлявые, реденькие, пропускают дождь.
Ты ко мне подойди, у меня схоронись. Я тебя лапами густыми прикрою, от дождика заслоню – ни одна капелька ни просочится!
А чтоб сидеть было мягко – моховая подушечка есть. Сядь-ка на неё, спиной к стволу моему привались, удобно будет. Вот так…
Э, брат, да у тебя корзиночка совсем пустая! По лесу ходил, ничегошеньки не выходил?
Не беда, поможем твоему горю. Глянь-ка под нижнюю лапу… Во-он видишь? Крепенький боровичок растёт. Да нет, погоди! Там ещё есть. Боровички семьями держатся, их тут целый десяточек. Вот и потяжелела корзинка!
А вот и дождик кончается. Нынче дождик – торопыга: спрыснул землю чуток и дальше побежал… Скоро опять сухо будет. Можно тебе снова в дорогу. Прощай грибничок-лесовичок! (ЕЛЬ)
Показ презентации
— Вот как много деревьев мы уже встретили в нашем осеннем лесу!
4 Работа по теме урока
— Откройте учебники на странице 78-79. Рассмотрите рисунок. На какие группы можно разделить растения? (Деревья и кустарники; лиственные и хвойные)
— Приведите примеры лиственных деревьев и кустарников.
— Приведите примеры хвойных деревьев и кустарников.
— А чем дерево отличается от кустарника?
— Вот гуляем мы по осеннему лесу, а вот вам загадка: летом одевается, зимой раздевается. (Дерево, кустарник)
— Правильно, деревья и кустарники поздней осенью стоят голые, почему?
— Какие изменения произошли с растениями осенью? (Листья поменяли свою окраску, а потом опали)
— Почему это происходит?
— Посмотрите фильм, который расскажет вам об этом.
Просмотр фильма
— Почему листья меняют свою окраску?
— У каких деревьев листва краснеет? (У клёна, рябины, осины)
— Какое растение дольше всех остаётся зелёным? (Сирень)
— А почему листья опадают? Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 78.
— С наступлением холодов охлаждается и вода, которая находится в почве. Холодную воду корни дерева не всасывают. В деревьях замедляются все жизненные процессы – дерево спит.
— Все деревья сбрасывают свою листву?
— Может, ель зимой вовсе и не спит? Нет! Крепко спит и она. Ведь елке не грозит засуха, так как хвоинки покрыты толстой кожицей, которая не пропускает влагу.
— А снег? Он ёлке не страшен – ветки гибкие, прочные, снежный груз лишь согнёт их, а не сломает. И на узких хвоинках снег не удерживается, он, словно на санках, скользит вниз.
Хвойные меняют свой зелёный наряд постепенно. Ёлке, чтобы полностью «переодеться» — сменить все старые иголки, нужно около 9 лет.
Но есть дерево, у которого хвоя к осени желтеет и осыпается, кА листья у других деревьев.
— Как называется это дерево?
Рассказ о лиственнице.
5 Закрепление изученного материала
Работа по тетради
— Откройте свои тетради на странице 48, задание 1.
— Какие из этих листьев есть в вашем гербарии, лежащем на парте?
— Задание 2
6 Рефлексия
— У вас на партах лежат листочки жёлтого и красного цвета. Кто сегодня на уроке узнал что то новое и интересное, кому урок понравился возьмите листочки желтого цвета, а кто ничего не запомнил, кому что то не понравилось – возьмите листочки красного цвета. Мы повесим их на нашем дереве.
7 Подведение итогов
— Что происходит с деревьями и кустарниками осенью?
— Почему листья опадают?
— Какие деревья остаются зелёными?
— Какое хвойное дерево сбрасывает свои хвоинки?
Домашнее задание
Учебник стр. 78 – 81, тетрадь стр. 48 задания 1,3.
Деревья и кустарники осенью
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Деревья и кустарники осенью
2 слайд Описание слайда:Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса.
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:Деревья и кустарник и осенью
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-293777
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийКонспект открытого урока окружающего мира во 2 классе. Тема. Деревья и кустарники осенью.
Конспект открытого урока окружающего мира во 2 классе.
Учитель: Сундарева Ирина Григорьевна
Тема. Деревья и кустарники осенью.
Цель: познакомить с наиболее часто встречающимися деревьями и кустарниками и вечнозелеными хвойными растениями.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать причины листопада ;причину смены окраски листьев; познакомятся с вечнозелеными хвойными растениями; продолжат развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и Интернетом.
Оборудование: мультимедиа, аудиозапись песни «Наш край», гербарий, атлас-определитель, ноутбуки.
Примечание: заранее подготовленный ученик рассказывает о листьях растений
Ход урока.
1.Оргмомент.(1-2 мин)
Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости! Рада приветствовать вас на нашем уроке.
Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи!(можно похлопать друг другу)
Предлагаю подумать, что нам пригодится для успешной работы?
Девиз: “С малой удачи начинается большой успех”
2. Актуализация знаний(4-5мин)Постановка учебной задачи.(4-5 мин)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду. Это время года…. (ОСЕНЬ)
-Назовите признаки осени? (меняют окраску листья, опадают листья, холодает, солнце не греет)
-Какие лиственные деревья и кустарники вы видели в природе? (липа, береза, тополь и др.)
-Какие из них в осеннем наряде показались вам особенно красивыми? (клен, рябина, береза)
-А изменился ли внешний вид ели, сосны? (нет)
3.Самоопределение к деятельности. Звучит аудиозапись песни «Наш край»
-Представьте, что деревья могут говорить. Давайте послушаем, о чём они говорят, угадаем какое это дерево или кустарник?
Мы- хозяйки добрые. Землю украшаем. Куда ни пойдешь- везде нас встретишь. И в густом лесу мы стоим, и на болоте, и на сухой земле. Было место пропащее, гиблое, а пришли мы туда, встали — и сразу похорошело кругом. Листва шелковистая, от белых стволов свет над землей разливается.(Береза)
В багряных листьях у меня ягодки поспели. Одна к одной – чистые, будто угольки пламенные… Горькие-е-е. А после морозца и без меда вкусны! (Калина)
Все деревья долго живут, лет по 300-400, а мне и до 100 не прожить – короток мой век. Все деревья чем толще, тем крепче, а я начну толстеть – сразу слабну. Стою – вся дрожу, не налетел бы вихрь, не повалил бы меня. Ох, страшно! (Осина)
Очень я на людей обижаюсь… По весне белого кружева напряду, с головы до ног наряжусь, стою как невеста. А люди- ломать меня! И не поймут, что ведь себе хуже! Веточки дома долго не простоят — вот уж и осыпались. А цвела бы я нетронутая, так сколько бы дней глаз веселила! Поспевают летом черные ягодки – люди опять ко мне идут. Хоть ягодки мои и сладкие, да вязкие, рот вяжут. Поел ягод, захотел крикнуть, а рот-то и связало. (Черемуха) (кустарник реже дерево)
-О чем мы будем говорить на уроке? (о деревьях и кустарниках, что происходит с ними осенью)
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут
1) Работа по учебнику с.78-79 (рассматриваем в учебнике и слушаем по диску)
СЛАЙД ЛИСТЬЯ -Как можно определить деревья и кустарники? ( по листьям)
2) Слушаем диск
-Как еще можно определить деревья и кустарники? ( по плодам)
3) Беседа.
-На какие группы можно разделить эти растения? (Деревья и кустарники; хвойные и лиственные)
-Назовите хвойные, лиственные.
-Какие изменения произошли с ними осенью? (листья поменяли окраску, стали опадать)
-Почему это происходит? (ответы детей)
ПРОБЛЕМА:
—Чего вы не знаете и хотели бы узнать?(почему цвет меняют листья и почему происходит листопад, почему не все деревья желтеют)
Выступает Даша Пенда (подготовилась дома, нашла информацию самостоятельно по Интернету)
5. Первичное закрепление после нового знания о смене окраски.
-Почему листья желтеют? У каких деревьев листва краснеет? ХЛОРОФИЛЛ-новое слово
2)Листопад.С.78 Читают самостоятельно
Цель: проговаривание нового знания.
-Почему происходит листопад?
-Опадают ли хвоинки у хвойных растений? (у лиственницы)
Предметные умения.
Рассказывать:
— об осенних природных явлениях в неживой и живой природе;
-о подготовке к зиме деревьев и кустарников
Личностные умения
• Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— бережное отношение к природе;
Беседа по картине И.С. Остроухова «Золотая осень» БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ!
6.Физминутка
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.(4-5мин)
1) Работа на листочках. (ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ)
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение — 7-8 минут.
Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
1)Атлас-определитель. Определить деревья и кустарники по плодам
2) Проверочная работа по компьютеру. Выполнить задания.
3)Работа в РТ с.48 №2 ножницы ТБ. Вырезать из приложения хвойные деревья и кустарники и правильно распределить по названиям.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
С какими деревьями и кустарниками вы познакомились на уроке?
Какую проблему ставили на уроке? (узнать почему меняют окраску листья, о листопаде)
Удалось решить поставленную проблему?
Каким способом? (Даша рассказала, сами прочитали)
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
ВЫВОД: какие осенние явления являются основными для деревьев и кустарников?
Оцените свою работу подняв, кружочки.
Д/ задание. РТ с.48№1, составить рассказ по картине И.С.Остроухов. «Золотая осень»
Тест по окружающему миру (2 класс) на тему: Тест по окружающему миру по теме «Деревья и кустарники осенью»
Ф И ученика____________________________________2 класс____
Тест по теме «Деревья и кустарники осенью»
1.Отметьте осенние явления в жизни деревьев и кустарников.
а) Набухание почек б) Изменение окраски листьев
б) Распускание листьев г) Листопад
2.Почему листопад имеет большое значение для деревьев? Продолжи фразу: «Если бы не было листопада…»
а) весной у дерева не выросли бы новые листья;
б) ветки сломались бы от тяжести снега;
в) ничего бы не случилось;
3. Хвоинки у хвойных деревьев
а) вообще не опадают б) опадают постепенно в течение всего года;
4. Выбери из растений хвойный кустарник:
а) лиственница б) можжевельник в) орешник;
5.Узнай деревья и кустарники по листьям. В какой строке правильно подписаны названия растений?
Ф И ученика____________________________________2 класс____
Тест по теме «Деревья и кустарники осенью»
1.Отметьте осенние явления в жизни деревьев и кустарников.
а) Набухание почек б) Изменение окраски листьев
б) Распускание листьев г) Листопад
2.Почему листопад имеет большое значение для деревьев? Продолжи фразу: «Если бы не было листопада…»
а) весной у дерева не выросли бы новые листья;
б) ветки сломались бы от тяжести снега;
в) ничего бы не случилось;
3. Хвоинки у хвойных деревьев
а) вообще не опадают б) опадают постепенно в течение всего года;
4. Выбери из растений хвойный кустарник:
а) лиственница б) можжевельник в) орешник;
5. К каким деревьям относятся плоды? Подпиши:
___________________ ______________ _______________
Урок окружающего мира «Деревья и кустарники осенью»
Деревья и кустарники осенью
Цель: познакомить с наиболее часто встречающими деревьями и кустарниками и вечнозелёными хвойными растениями средней полосы
Задачи:
познакомить с изменениями, происходящими в жизни лиственных, хвойных деревьев и кустарников;
развивать мыслительную и познавательную активность, коммуникативные умения, доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать; умение наблюдать за природой;
воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать причины листопада; познакомятся с вечнозелёными хвойными растениями средней полосы России.
Оборудование:
Ход урока
1.Орг. момент
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зеленом листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром
2.Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы с вами говорили об осенних изменениях в неживой природе. Итак, чем вызвано осеннее похолодание?
— Назовите осенние явления в неживой природе.
— Назовите день осеннего равноденствия.
— Про осень говорят: «Осень – погод восемь». Как вы это понимаете?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…
3. Самоопределение к деятельности
— Ребята, что значит «Лес, точно терем расписной…»?
— Как вы это понимаете?
— Определите тему нашего сегодняшнего урока.
— О чём мы будем говорить на уроке?
— Сегодня на уроке мы отправимся с вами в лес… А умеете ли вы вести себя на природе? Вспомним правила друзей природы.
Правила друзей природы
Не ломать деревья и кустарники, не срывать травянистые растения.
Не сбивать грибы, даже несъедобные.
Не обрывать паутину и не убивать пауков.
Не распугивать птичьи стаи.
Не ловить диких зверей и птиц и не уносить их домой.
Не шуметь в лесу и парке.
— Представьте, что деревья могут разговаривать. Давайте послушаем, о чём они говорят, и угадаем, какое дерево это говорит.
— Посадил ты меня в землю, а теперь обижаешься – отчего, дескать, медленно расту?
Невдомёк тебе, что расту я в обе стороны.
Кверху стволик тянется с веточками, а снизу – становой корень уходит, землю буравит.
И корень этот куда длиннее, чем ствол. И работа у него тяжёлая – землю раздвигать, до глубокой воды добираться…
А вот как доберётся, укрепится, начнёт воду качать – так и не пойду в рост. Будет у меня веток – сотни, листьев – тысячи…(ДУБ)
Мы – хозяйки добрые. Землю украшаем. Куда не пойдёшь – везде нас встретишь. И в густом лесу мы стоим. И на болоте, среди кочек да мхов. И на сухой земле, на песке, на старом пожарище… Было место самое гиблое, самое пропащее. А пришли мы туда, встали – и сразу похорошело кругом. Листва шелковистая шелестит – нашептывает, птицы на ветках гнёзда вьют, от белых стволов свет над землёй разливается. Забредёт человек, глянет и не уйти ему с этого места. Красота приворожила. (БЕРЁЗА)
Хны-хны, бедная я, несчастная…И за что мне такая доля горькая?
Все деревья у людей в почёте, всем — доброе слово. Одну меня ругают. Ни на что мол не гожусь, кроме как на спички…Приятно ли слышать?
Все деревья долго живут, лет по триста, по четыреста. А мне и до ста не прожить – короток мой век. Все деревья чем толще, тем крепче становятся. А я только начну толстеть – сразу слабну. В стволе, в серёдке непременно гниль заводится и чем дальше – тем пуще. Издали оглядеть – вроде бы здоровёхонька, а на самом деле насквозь больная, в чём только душа держится…
Оттого я очень ветра боюсь. Стою – вся дрожу, не налетел бы вихрь, не повалил бы меня, слабую и хилую… Чуть ветерок – залопочу, заволнуюсь, заплещусь… Ой, страшно! Одно у меня утешение – детки. Из каждого корня моего, что в землю уходит, торчат зелёные прутики… Гляжу я на них сверху, нарадоваться не могу. До того милы мои деточки. Сами тонюсенькие, слабенькие, а листочки развернули большие, круглые, как лопухи. И шевелят этими листочками, словно ушками хлопают…(ОСИНА)
— В багряных листьях у меня ягодки поспели. Одна к одной – чистые, блёсткие, будто угольки пламенные… После морозца и без мёда вкусные! (КАЛИНА)
— Далеко – далеко внизу у корней моих ручеек в траве позванивает. Вровень с поясом берёзки да осинки стоят. До плеч моих только ели старые дотянулись.
А выше моей головы только лишь облако ходячее в синем небе…
Не по мне коротышкой быть, в тени сидеть – свет люблю, ясное небушко… Я бы ещё не так вымахала, но ведь мы, деревья, не круглый год растём. Я вот только два весенних месяца вверх тянусь, а там – стоп! Всё. Другими делами надо заниматься: шишки завязывать, хвою обновлять, почки новые закладывать. Зато и вырастаю же я за эти два месяца…Будто подпрыгиваю! (СОСНА)
— Грибничок-лесовичок, постой! Не прячься под осинку, не прячься под берёзку… У них листочки хоть и лопушистые, да вертлявые, реденькие, пропускают дождь.
Ты ко мне подойди, у меня схоронись. Я тебя лапами густыми прикрою, от дождика заслоню – ни одна капелька ни просочится!
А чтоб сидеть было мягко – моховая подушечка есть. Сядь-ка на неё, спиной к стволу моему привались, удобно будет. Вот так…
Э, брат, да у тебя корзиночка совсем пустая! По лесу ходил, ничегошеньки не выходил?
Не беда, поможем твоему горю. Глянь-ка под нижнюю лапу… Во-он видишь? Крепенький боровичок растёт. Да нет, погоди! Там ещё есть. Боровички семьями держатся, их тут целый десяточек. Вот и потяжелела корзинка!
А вот и дождик кончается. Нынче дождик – торопыга: спрыснул землю чуток и дальше побежал… Скоро опять сухо будет. Можно тебе снова в дорогу. Прощай грибничок-лесовичок! (ЕЛЬ)
Показ презентации
— Вот как много деревьев мы уже встретили в нашем осеннем лесу!
4 Работа по теме урока
— Откройте учебники на странице 78-79. Рассмотрите рисунок. На какие группы можно разделить растения? (Деревья и кустарники; лиственные и хвойные)
— Приведите примеры лиственных деревьев и кустарников.
— Приведите примеры хвойных деревьев и кустарников.
— А чем дерево отличается от кустарника?
— Вот гуляем мы по осеннему лесу, а вот вам загадка: летом одевается, зимой раздевается. (Дерево, кустарник)
— Правильно, деревья и кустарники поздней осенью стоят голые, почему?
— Какие изменения произошли с растениями осенью? (Листья поменяли свою окраску, а потом опали)
— Почему это происходит?
— Посмотрите фильм, который расскажет вам об этом.
Просмотр фильма
— Почему листья меняют свою окраску?
— У каких деревьев листва краснеет? (У клёна, рябины, осины)
— Какое растение дольше всех остаётся зелёным? (Сирень)
— А почему листья опадают? Давайте прочитаем об этом в учебнике на странице 78.
— С наступлением холодов охлаждается и вода, которая находится в почве. Холодную воду корни дерева не всасывают. В деревьях замедляются все жизненные процессы – дерево спит.
— Все деревья сбрасывают свою листву?
— Может, ель зимой вовсе и не спит? Нет! Крепко спит и она. Ведь елке не грозит засуха, так как хвоинки покрыты толстой кожицей, которая не пропускает влагу.
— А снег? Он ёлке не страшен – ветки гибкие, прочные, снежный груз лишь согнёт их, а не сломает. И на узких хвоинках снег не удерживается, он, словно на санках, скользит вниз.
Хвойные меняют свой зелёный наряд постепенно. Ёлке, чтобы полностью «переодеться» — сменить все старые иголки, нужно около 9 лет.
Но есть дерево, у которого хвоя к осени желтеет и осыпается, кА листья у других деревьев.
— Как называется это дерево?
Рассказ о лиственнице.
5 Закрепление изученного материала
Работа по тетради
— Откройте свои тетради на странице 48, задание 1.
— Какие из этих листьев есть в вашем гербарии, лежащем на парте?
— Задание 2
6 Рефлексия
— У вас на партах лежат листочки жёлтого и красного цвета. Кто сегодня на уроке узнал что то новое и интересное, кому урок понравился возьмите листочки желтого цвета, а кто ничего не запомнил, кому что то не понравилось – возьмите листочки красного цвета. Мы повесим их на нашем дереве.
7 Подведение итогов
— Что происходит с деревьями и кустарниками осенью?
— Почему листья опадают?
— Какие деревья остаются зелёными?
— Какое хвойное дерево сбрасывает свои хвоинки?
Домашнее задание
Учебник стр. 78 – 81, тетрадь стр. 48 задания 1,3.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивация к учебной деятельности: Долгожданный дан звонок Начинается урок Каждый день.всегда. везде А уроке и в труде Смело.четко говорим И тихонечко сидим.. | На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности, а именно создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу», выделяется содержательная область «могу» |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии Ход урока Музыкальной «визитной карточкой» темы данного урока может быть песня Д. Кабалевского «Наш край». | Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности |
. 3. Выявление места и причины затруднения. Далее учитель рассказывает детям о листопаде. К материалу учебника об этом явлении можно добавить сведения о том, что осенью постепенно замедляется движение питательных веществ от корней к листьям деревьев и кустарников, и в результате листья отмирают. | На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий, и озвучивают причину затруднения. Учитель организует исследование детьми возникшей проблемной ситуации. Формулируют тему урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднения.
— Какой сделаете вывод? . | «Открытие» детьми нового знания. Устанавливается, что учебная задача разрешена. |
Физкультминутка :Раз- подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. | |
6. Первичное закрепление во внешней речи. Работа по СД В конце урока зачитывается и обсуждается рассказ «Разговор в лесу» из книги «Великан на поляне» А. А. Плешакова (с. 111—112), подводятся итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя» и зачитывается вывод на с. 81 учебника. | В форме коммуникативного взаимодействия решают похожие задания. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Проверочная работа по СД Самопроверка.Самооценка. Кто все понял и сделал без ошибок поставьте ! Кто сделал но еще есть ошибки -+. А кому еще нужна помощь поставьте ? 8. Включение в систему знаний и повторение. | Используется индивидуальная форма работы. Учащиеся самостоятельно осуществляют самопроверку. Создается ситуация успеха. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.- Оцените свою работу на уроке. Возьмите смайлики. Покажите зелёный – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания; жёлтый — если необходимо ещё поработать над данной темой; красный – если вам необходима помощь учителя и одноклассников. Итог урока. -Чему учились на уроке? -Что нового узнали на уроке? -Как мы будем использовать полученные знания? -Какое задание было самым интересным? -Что было трудным? -Как правильно переносить слова с одной строки на другую? Оценки за урок. Дом задание Домашнее задание: теоретический материал на с. 78—80, задания № 3 и № 4 на с. 49 рабочей тетради. -Спасибо за урок! Молодцы! | На данном этапе организуется самооценка деятельности Дети определяют, что они знали и что нового узнали на уроке. |