HomeРазноеДерево елка: В чём разница между елью и ёлкой, это разные деревья или нет, как отличить, фото – Ёлка — Википедия

Дерево елка: В чём разница между елью и ёлкой, это разные деревья или нет, как отличить, фото – Ёлка — Википедия

Ель — символические значения этого хвойного дерева в русской народной традиции


Ёлка в русской народной традиции

Являясь, подобно берёзе, одним из самых распространённых деревьев средних и северных широт России, ель издавна широко использовалась в хозяйстве.

Её древесина служила топливом, употреблялась в строительстве, хотя и считалась материалом не самого высокого качества, что нашло отражение в поговорке: «Ельник, берёзник чем не дрова? / Хрен да капуста чем не еда?». Упоминания о ели в древнерусских источниках (где она называется елие, елье, елина, елинка, елица) носят, как правило, чисто деловой характер: «дровяной ельник», «еловец» (строевой еловый лес) и т.п. В образе ели люди Древней Руси не видели ничего поэтического: еловый лес («елняк большой глухой») из-за своей темноты и сырости отнюдь не радовал глаз. В одном из текстов XVI века написано: «На той де земле мох и кочки, и мокрые места, и лес старинной всякой: берёзник, и осинник, и ельник». Произрастая по преимуществу в сырых и болотистых местах, называвшихся в ряде губерний «ёлками», это дерево с тёмно-зелёной колючей хвоей, неприятным на ощупь, шероховатым и часто сырым стволом (с которым иногда сравнивалась кожа бабы-яги), не пользовалось особой любовью. Вплоть до конца XIX века без симпатии изображалась ель (как, впрочем, и другие хвойные деревья) и в русской поэзии. Ф.И. Тютчев писал в 1830 году:

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет.
Но ввек не свежа.

Мрачные ассоциации вызывала ель у поэта и прозаика рубежа XIX и XX веков А.Н. Будищева:

Сосны и мшистые ели,
Белые ночи и мрак.
Злобно под пенье метели
Воет пустынный овраг.

В отличие от лиственных пород, хвойные деревья, по мнению А.А. Фета, «пору зимы напоминают», не ждут «весны и возрожденья»; они «останутся холодною красой / Пугать иные поколенья». Лев Толстой в «Войне и мире», описывая первую встречу Андрея Болконского с дубом, также говорит о том неприязненном впечатлении, которое «задавленные мёртвые ели» производят на героя: «Рассыпанные кое-где по берёзнику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме». Отрицательное отношение к ели, ощущение её как враждебной человеку силы встречается иногда и у современных поэтов, как, например, в стихотворении Татьяны Смертиной 1996 года:

Обступили избу ели,
Вертят юбками метели,
Ветер плетью бьёт наотмашь…
Ты прийти ко мне не можешь!

А Иосиф Бродский, передавая свои ощущения от северного пейзажа (места своей ссылки — села Норенского), замечает: «Прежде всего специфическая растительность. Она в принципе непривлекательна — все эти ёлочки, болотца. Человеку там делать нечего ни в качестве движущегося тела в пейзаже, ни в качестве зрителя. Потому что чего же он там увидит?».

Анализируя растительные символы русского народного праздничного обряда, В.Я. Пропп делает попытку объяснить причину исконного равнодушия, пренебрежения и даже неприязни русских к хвойным деревьям, в том числе — к ели: «Тёмная буроватая ель и сосна в русском фольклоре не пользуются особым почётом, может быть, и потому, что огромные пространства наших степей и лесостепей их не знают».

В русской народной культуре ель оказалась наделённой сложным комплексом символических значений, которые во многом явились следствием эмоционального её восприятия. Внешние свойства ели и места её произрастания, видимо, обусловили связь этого дерева с образами низшей мифологии (чертями, лешими и прочей лесной нечистью), отразившуюся, в частности, в известной пословице: «Венчали вокруг ели, а черти пели», указывающей на родство образа ели с нечистой силой (ср. у Ф. Сологуба в стихотворении 1907 года «Чёртовы качели»:

В тени косматой ели
Над шумною рекой
Качает чёрт качели
Мохнатою рукой.)

Слово «ёлс» стало одним из имён лешего, чёрта: «А коего тебе ёлса надо?», а «еловой головой» принято называть глупого и бестолкового человека.

Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чём сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: удавившихся и вообще — самоубийц зарывать между двумя ёлками, поворачивая их ничком. В некоторых местах был распространён запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола. Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник (вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «…Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником»). Еловыми ветками выстилают путь похоронной процессии:

Ельник насыпан сутра по дороге.
Верно, кого-то везут на покой!

…тёмный, обильно разбросанный ельник
Вдоль по унылой дороге, под тяжестью дрог молчаливых…

Веточки ели бросают в яму на гроб, а могилу прикрывают на зиму еловыми лапами. «Связь ели с темой смерти, — как пишет Т.А. Агапкина, — заметна и в русских свадебных песнях, где ель — частый символ невесты-сироты». (Ср. в фольклоре остарбайтеров, советских людей, угнанных на работу в Германию во время Второй мировой войны:

Может быть под ёлкою густою
Я родимый дом сибе найду,
Распрощаюсь с горькою судьбой
И к вам я, может, больше не прийду.)

Время возникновения (или же усвоения от южных славян) обычая устилать дорогу, по которой несут на кладбище покойника, хвойными ветками (в том числе и можжевельником) неизвестно, хотя упоминания о нём встречаются уже в памятниках древнерусской письменности: «И тако Соломон нача работати на дворе: месть и песком усыпает и ельником устилает везде и по переходам такожде» («Повести о Соломоне», XVI–XVII вв.). На православных кладбищах долгое время не принято было сажать ёлки возле могил. Однако в середине XIX века это уже случалось. «…Две молодые ёлки посажены по обеим её концам», — пишет Тургенев в «Отцах и детях» о могиле Базарова.

Смертная символика ели была усвоена и получила широкое распространение при советской власти. Ель превратилась в характерную деталь официальных могильников, прежде всего — мавзолея Ленина, около которого были посажены серебристые норвежские ели:

Ели наклоняются старея,
Над гранитом гулким мавзолея…

Впоследствии эти ели стали соотноситься с кремлёвскими новогодними ёлками, как, например, в стихотворении Якова Хелемского 1954 года:

Сединою тронутые ели,
У Кремля равняющие строй,
В этот снежный полдень, молодея,
Новой восхищаются сестрой.

«Новая сестра» — это ёлка в Большом Кремлёвском дворце. Главная ёлка страны Советов. Два противоположных символических значения ели (исконно-русский и усвоенный с Запада) здесь вдруг соединились, создав новое символическое значение: преемственности ленинских идей в празднике советской детворы. Судя по той роли, которую еловая хвоя стала играть в советской официальной жизни, видимо, можно говорить об особом пристрастии Сталина к этому дереву. Его дочь, Светлана Аллилуева, вспоминая своё детство 1930-х годов, пишет о том, как на одной из сталинских дач, в Зубалово, вдруг вырубили огромные старые кусты сирени, «которые цвели у террасы, как два огромных благоухающих стога», и начали сажать ёлки: «…смотришь, везде понатыкано ёлок… Но здесь было сухо, почва песчаная, вскоре ёлки все посохли. Вот мы радовались-то!».

Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах: «смотреть под ёлку» — тяжело болеть; «угодить под ёлку» — умереть; «еловая деревня», «еловая домовина» — гроб; «пойти или прогуляться по еловой дорожке» — умереть и др. Звуковая перекличка спровоцировала сближение слова «ёлка» с рядом нецензурных слов, что также повлияло на восприятие русскими этого дерева. Характерны и «ёлочные» эвфемизмы, широко употребительные в наши дни: «ёлки-палки», «ёлки-моталки» и т. п.

В настоящее время связь ели с темой самоубийства или насильственной смерти утратилась, и она превратилась в один из символов вечной памяти и вечной жизни: теперь ёлочки часто можно увидеть на многих русских кладбищах, в том числе и заграничных: «Сегодня я зажгла свечи на небольшой ёлочке на кладбище. У меня дома в этом году ёлки не будет. Для кого её украшать?» — записывает пожилая эмигрантка в своём дневнике.

Считаясь «смертным деревом», ель, наряду с этим, в некоторых местах использовалась в качестве оберега, видимо, из-за колючести её хвои. Так, например, на севере, в районе Тотьмы, при закладке двора в середине его ставили ёлку. Вечнозелёный покров, отразившийся во многих загадках («Зимой и летом одним цветом»; «Осенью не увядаю, зимой не умираю; «Это ты, дерево! И зиму и лето зелено»; «Что летом и зимой в рубашке одной»), стал основанием для использования ёлки на свадьбах в качестве символа вечной молодости: «в Ярославской губернии, когда девушки идут к невесте на девичник, то одна несёт впереди ёлку, украшенную цветами и называемую “девья краса”».

Весь этот сложный и противоречивый смысловой комплекс, закреплённый за елью в русском сознании, не давал, казалось бы, оснований для возникновения её культа — превращения её в объект почитания. Но тем не менее это произошло. Автор книги о русском лесе Д.М. Кайгородов писал в 1880 году: «…выросшая на свободе, покрытая сверху донизу зелёными, густоветвистыми сучьями, ель представляет из себя настоящую зелёную пирамиду, и по своеобразной, стройной красоте своей есть несомненно одно из красивейших наших деревьев». В. Иофе, исследуя «литературную флору» русской поэзии XIX-XX веков и говоря о «нестабильности ботанического инвентаря», отметил начавшуюся с конца XIX века возрастающую популярность ели, связанную, видимо, с тем, что ель в сознании русских крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева: «…ель и сосна, аутсайдеры XIX века, нынче становятся всё более и более популярными».

Е. Душечкина: «Русская елка. История, мифология, литература»

В лесу родилась елочка… Что же это за дерево — ель обыкновенная, или европейская? Казалось бы, елка и елка. Но приглядитесь — и откроется совершенство, объявятся чудеса…

За то, что ель зимой зеленой быть умеет,
За то, что все мертвы — она одна жива
И в зимнем холоде, когда душа немеет,
Свои боярские вздымает рукава…
За то, что ель зимой так чудно зелена,
Люблю понурую… Рукою ветвь заденешь,
Как будто частую погладишь бахрому.
Люблю колючую, ей как-то больше веришь:
Ведь если колется, то лгать ей ни к чему?
Александр КУШНЕР

Все знают слова знаменитой новогодней детской песенки. А помните, как начиналась сказка Х.-К.Андерсена “Ель”: “В лесу стояла чудесная елочка. Место у нее было хорошее, воздуха и света вдоволь… Но ни солнышко, ни пение птичек, ни розовые утренние и вечерние облака не доставляли ей ни малейшего удовольствия… Елочке ужасно хотелось одного: поскорее вырасти, широко раскинуть свои ветви и посмотреть далеко-далеко…”
Она видела себя то мачтой на корабле, то наряженной красавицей с золотой звездой на верхушке. Мечта елочки сбылась…
В разных странах сложились свои традиции и обычаи встречи Нового года. Но есть нечто, что роднит их: непременным украшением являются растения. Еще древние германцы, встречая день зимнего солнцестояния, приносили в жилища хвойные ветви как символ пробуждения природы и вечной жизни. На Руси же колючих красавиц украсили лишь в XVIII веке, а раньше развешивали букеты из еловых или можжевеловых веток. До сих пор для многих Новый год связан со смолистым запахом ели, мерцанием гирлянд и украшений.

Ей не страшен снегопад

…Метет снег. Навалился — уже не угадаешь, что под белой шубой. Рыхлая и пушистая, но тяжелая — ломает сучья и даже стволы. И только ели частоколом поднимаются над лесом. Им любой снегопад нипочем — снег гнет широкие ветви к земле, но не ломает. Лапы наклоняются все круче, и снег сползает с них. А они, стряхнув его, вновь поднимаются, горделиво покачиваясь и нацелив в небо, словно гигантскую пику, свой “пальчик” — всегда острую верхушку…
Для больших снегов форма дерева в виде конуса идеально приспособлена и совершенна. Отчего и стала ель одной из самых распространенных в северных краях пород. В Беларуси же ельники занимают всего 10 процентов лесопокрытой площади.

Изящества и стройности не занимать

Это изящное стройное дерево особенно красиво и в лесу и в городе, если растет на приволье. Ель, “как дама в концертном платье”, опускает длинные нижние ветви до земли, будто не в силах нести тяжкий груз наряда из хвои. И чем выше она, тем короче “крылышки-ветки” и больше поднимаются, “как будто собираясь по воздуху с силой ударить, вырвать дерево и унести к солнцу…” (М.Пришвин.)

Хвоинки — колючие иголки

А как же вечнозеленая хвоя? Зачем она, когда кругом снег? Вот и первая загадка. Эксперименты показали, что при слабых морозах (до -5°С) “листва” ели продолжает фотосинтезировать, а значит, и кормить хозяйку. Хвоинки живут до 5—7 лет. На стебле располагаются поодиночке, но густо-густо. Концы их очень колючие. Недаром еловыми ветвями укрывают на зиму растения — колючки мышкам не по нраву.

Шубка плотная, густая…

Плотная крона полезна, так как кормит, но в то же время и вредна. Дело в том, что в 10—15 лет у елочки отмирает главный корень, остаются лишь боковые корни, звездой расходящиеся в почве. В сильный ветер, “при высоких парусах”, они не могут удержать могучее дерево. Елки рушатся, выворачивая корни. Громоздятся, как вздыбившиеся гигантские осьминоги, придавая лесу жутковатый облик.
Густая шубка елок пропускает мало света. На снегу лежит тень — весна здесь запаздывает, словно обходя ельник стороной. Но вот дошла очередь и до него. Тает снег. Зелень, однако, прошлогодняя: грушанки, брусника, зимолюбка…
Среди верных спутников ели половина — такие же вечнозеленые растения, как и сама хозяйка. Причем вся родня их — тропическая. Еще загадка! И уже не одной ели, а целого елового леса.
А вот для обитателей леса еловая шубка весьма кстати. “Под крыльями-ветками образуется непроницаемая для дождя палатка. Тут в ненастье собирается… Ноев ковчег. Тут и зяблик на ветке нахохлится, и ежик остановится, и кому придется, все пожалуйста! Но больше всего набирается комаров”, — подметил Михаил Пришвин.

Крылатые путешественники

Едва сошел снег, как в ясные дни ель рассыпает семена-крылатки. Слетая с верхушек, крутясь золотистыми вороночками, подобно пропеллеру, они с ветром то по воздуху, то по гладкому насту могут улететь от “матери” на расстояние в 2—3 раза большее высоты ели. Приземлившись, “детки” не торопятся прорастать — выжидают благоприятных условий. Они могут себе это позволить, не теряя всхожести 9—10 лет.

Цифры и факты

  • Знаете ли вы, что ель является “барометром”? Ее нижние сухие сучья обладают интересной особенностью — могут менять свое положение в зависимости от погоды: если сыро — располагаются горизонтально или слегка изогнуты кверху, как сабли. Но если долго нет дождя, они поникают.
  • Ель-одногодка — не выше 4 сантиметров. Затем она растет чуть быстрее, однако 1,5—2,5 метра достигнет лишь через 10—15 лет. Но с возрастом ель догоняет и даже перегоняет некоторые породы деревьев, причем растет до конца своей жизни.
  • Молодняку ели свойственна поразительная живучесть — он выживает даже под пологом елового леса. Сколько же лет этим “малолеткам”? Вас ждет сюрприз! 40—50, а иной раз 70—80 лет. Так долго они борются за жизнь. Их сверстники уже достигли 20—25-метровой высоты, а эти — убогие карлики. Но хилые деревца-зонтики не теряют надежды и, дождавшись света, тоже превращаются в высокие стройные ели.
  • Ель, как и положено красавице, довольно капризна. Она влаголюбива и требовательна к плодородию почвы — не будет расти на бедных верховых болотах и бесплодных песках. А там, где ей комфортно, может достигать 50-метровой высоты — почти как 17-этажный дом. Кстати, вокруг такой величественной ели, одной из самых высоких в Европе, водят хороводы в сказочном поместье белорусского Деда Мороза в Беловежской пуще. Говорят, желания, загаданные возле нее, обязательно сбудутся.
  • За один год в мире вырабатывают столько бумаги, что если из нее сделать один лист обычной толщины, то в него можно завернуть весь земной шар — как головку сыра. Бумага, как говорится, все стерпит, а вот природа — нет…

Цветень

А вот “цветет-пылит” елочка в мае. Зрелище красочное! Далеко летит пыльца — цветень. Посмотришь на травы — будто припудрены. После дождичка пыльца скапливается по лощинам, а в тихий ясный день желтым облаком висит над лесом.
И хотя слово “цветение” к хвойным породам употреблять не совсем правильно (цветков-то у них нет), но так говорят. Весной у них появляются органы размножения, похожие на цветки и выполняющие их функции. Это известные всем шишечки.

Почки, шишечки и шишки…

Пыльца летит из красных или зеленовато-желтых мужских шишечек, украшающих кроны некоторых елей. А вот семена зреют в более крупных женских шишках, во множестве появляющихся вверху на концах побегов из особых почек. Это результат удивительных превращений: рост, набухание, сбрасывание колпачка — и рождение ярко-красной с наперсток шишечки — это дитя хорошо знакомой нам большой и бурой шишки.

Рассмотреть шишки трудно, ведь они живут высоко над землей. Но можно увидеть, найдя лежащее на земле дерево ели, поваленное ветром. Если разломить юные шишечки, увидим на стержне много чешуек, не похожих на наружные. На каждом “лепестке” из мужской шишки в лупу можно разглядеть два мешочка — вместилища пыльцы, а из женской — два бугорка — это семяпочки, будущие семена.
Через 1,5—2 недели после рождения женские шишечки уже не торчат вверх, а изящно свешиваются вниз. Заполненные зреющими семенами, они плотно закрыты чешуей и заклеены смолой: целый год им не страшны ни ветер, ни дождь, ни мороз.
Урожайные годы у ели повторяются через 4—5 лет. И тогда от тяжести шишек у иных елок вершины ломаются. И если под елью снег устлан, словно ковром, веточками-коротышками, значит, белка полакомилась почками, и год будет урожайным.

Не трогайте верхушку!

Из семян ели появляются крохотные проростки с пушистыми смешными лапками, “как будто у маленьких щенят”. Но в ельниках они редки: слабый корешок не может пробить мощный слой опавшей хвои. Зато в лиственном лесу подрост бывает частый: заяц, встретив на пути, кругом обежит.
Хорош “бобрик” еловых самосевов — “хочется его погладить ладонью, и даже в голову не придет, что в столь мирном сожительстве” родных сестер “происходит борьба с изреживанием: процент его во много раз больше, чем на войне у людей”. Замечательно подметил Пришвин!
Но высокой и стройной ель вырастет, если ее верхняя почка ежегодно будет образовывать новые побеги. Если же почка вверху или побег повреждены, облик ели резко меняется: рост ствола прекращается, верхние ветви приподнимаются и красавица превращается в маленького уродца. У лиственных же “обезглавленная” молодая березка или дубок не меняют свой облик.

Как узнать “биографию” елочки?

Ель не скрывает своего возраста. Чтобы узнать его, пересчитайте мутовки побегов, прибавив еще 3—4, поскольку сеянец образует их лишь с 3—4 лет.
На поперечном разрезе ствола ели четко выделяются годичные кольца древесины: более широкие образуются при росте дерева на просторе и во влажные годы, узкие — в тени и в засуху. При осмотре пня старой елки можно узнать ее “биографию” и даже высчитать, когда была сильная засуха. Иногда эти “записки” погоды охватывают столетия! Кстати, они очень точны.

Залог победы — терпение

Елочки появляются как-то незаметно. Растут, тянутся вверх, укрытые зеленью березовой листвы. Но как только подрост сомкнется — ни береза, ни другое дерево здесь уже не поселятся. Березняк или осинник обречены — их сменит ельник.
Бывает, елка мала росточком, но уже с шишками. Значит, недавно “вышла из темницы”, где многие годы чахла. Ветки березы хлестали ее, стараясь забить. Это мучило елку, но она все вынесла. “Ни одна иголочка не пошевельнулась от бури, и только ветки-крылья, покачиваясь, как будто спрашивали совета друг у друга: как же дальше нам быть?” И даже когда березу срубили, елка, испуганная светом, сразу не росла. А оправившись, от радости зацвела и покрылась плодами…

Угрюмая тайга или сказочный лес?

Под пологом старого ельника царит таинственный полумрак, полный особой торжественности, — ровные прямые столбы один к одному. Где ели растут густо — нет растений, лишь толстый слой опавшей хвои. В вечном сумраке не живут даже теневыносливые травы и мхи. Где пореже — косые лучи солнца, пробившись через оконца в кронах, высвечивают шелковистую зелень мхов, заросли черники, бледные сыроежки, серые космы-хлопья лишайников, свисающие, точно пряжа, с сухих сучьев. Здесь всегда тишина. Идешь по моховому ковру — своих шагов не слышишь…

Морозы не страшны, но заморозки опасны!

А вот для ели полог других деревьев даже полезен, он защищает молодые деревца от заморозков. Нежнейшие кисточки светлой молодой хвои, не успевшие одеться корой, очень уязвимы весной для утренников. В начале лета вам, возможно, приходилось видеть елочки с засохшими бурыми, словно подпаленными огнем, побегами.

Парадокс: ель очень холодостойка — не страдает и в трескучие морозы, а легкие заморозки уродуют неокрепшие побеги и даже губят елочку. Опять загадка! Но это удивительное дерево и здесь нашло выход. “Молодежь” всегда готова укрыться от мороза или горячих лучей солнца, не брезгуя даже кустом можжевельника… А бывает и совсем “по-матерински”, как описал Михаил Пришвин: “Нижняя огромная еловая ветвь в поисках света кругом обогнула ствол березы и, выглянув на ту сторону, нашла там маленькую ель-белолапку и накрыла ее от морозов и солнечных ожогов: она искала свет для себя, а вышло на пользу маленькой дочке”.

И красивая, и полезная

Можете ли вы узнать дерево по контуру кроны? По форме листа? По аромату? Это нетрудно. А по голосу? Ведь у каждой породы свой голос. Самый звонкий и певучий — у елки. Поэтому и Страдивари, и Амати делали свои скрипки из ели. Трудно было выбрать единственное из тысяч дерево, не молодое, не старое, не больное — самое лучшее и певучее. Но зато их скрипки вот уже триста лет завораживают своим голосом, умеющим плакать и петь, “лаская нас и жаля, роняя звуки, как росу…”
И по сей день скрипки и другие струнные инструменты делают из древесины ели. Она мягкая, блестящая, хорошо колется. Легче сосновой, не так смолиста и хотя менее прочна — лучше подходит для производства бумаги. Применяется в строительстве, для получения целлюлозы, искусственного шелка. Из коры получают дубильные вещества, из хвоинок — эфирное масло, каротиновую пасту, воск. Отходы переработки хвои идут на корм скоту, применяются как удобрение при посадке леса. Но обычно хвою просто-напросто сжигают, хотя она может много пользы принести.

Берегите их!

В новогодние праздники ели всегда в центре внимания. Появился большой выбор искусственных, но многие по-прежнему отдают предпочтение настоящим, чтобы запах хвои был. Хотя можно создать оригинальную композицию и из веточек, а не губить целое дерево. Ведь в Беларуси насаждения ели усыхают — из-за недостатка питания, падения уровня грунтовых вод, вредителей. А еще они “уходят” от нас — из-за потепления климата южная граница их ареала смещается на север. И не исключено, что через десятки лет елочки придется завозить из-за рубежа или выращивать в питомниках.
Праздники быстро заканчиваются. Как и сказки. Елочку “сунули в самый темный угол чердака…” Она все надеялась: теперь-то начнется новая жизнь, но все прошло, а ель и порадоваться не успела. И лишь с грустью вспоминала молодость, лес и веселый праздник…
Помните: от нас зависит, чтобы эти удивительные деревья радовались жизни и радовали нас своим изяществом и красотой. Они это заслужили. Не так ли?

Татьяна МОИСЕЕВА, Андрей МАТВЕЕНКО

Новогодняя ёлка — дерево смерти — Альтернативный взгляд Salik.biz

Может быть под елкою густою

Я родимый дом себе найду,

— Salik.biz

Распрощаюсь с горькою судьбой

И к вам я, может, больше не приду…


Считается, что наряжать мертвую ёлку – это старая русская традиция. На самом деле Новогодняя ёлка — немецкого происхождения и появилась на русской земле недавно.

1. На Руси Новый год праздновали весной, в день весеннего равноденствия – начало возрождения Природы. Новогодним деревом была берёза (древо жизни, любви и благоденствия). Берёза первой распускается весной, и считается средоточением животворящих сил, отпугивает зло и приносит здоровье. После крещения Руси Новый год стали считать 1 марта по юлианскому календарю.

2. С распространением христианства, основой для праздников стали не Природа и сельскохозяйственные работы, а «священное писание», поэтому с XIV-XV века Новый год перенесли на 1 сентября (православное новолетие / Семёнов день). Считается, что украшать стали вишню, которую к Новому году выращивали в специальных кадках.

3. В петровскую эпоху, основой для праздников стали не Природа и не «священное писание», а традиции Запада. Поэтому в 1699 году Петр 1 заменил русский календарь на юлианский, и приказал праздновать Новый год как в Европе – 1 января. Новогодним деревом становится ель.

Рекламное видео:

Такое новшество Петр перенял у протестантской Германии. Сурово и долго насаждал новую традицию (ёлку), поскольку у славян ель — дерево смерти, с ним связаны погребальные ритуалы (еловые лапы бросают на пол в доме покойника, выстилают ими дорогу к кладбищу, венки делают из еловых веток). По указу Петра каждый должен был украшать целыми хвойными деревьями или ветками – ворота, улицы, дороги, крыши трактиров.

Таким образом, ёлка стала главной деталью новогоднего городского пейзажа. После смерти Петра его рекомендации основательно забыли. Ёлки оставили только для обозначения питейных заведений. Привязывали ёлку к колу и устанавливали на крыше или у ворот кабака, оставляя до следующего года, затем старые ёлки меняли на новые.

В народе кабаки так и стали называть «ёлки». «Пойдем под ёлку» – значит идти в кабак, «ёлку поднять» — пьянствовать, «ёлкин» — состояние алкогольного опьянения и т.п.

Новогодняя ёлка

В 1818 году мертвые ёлки начали устанавливать в домах петербургские немцы, как рождественское дерево. К середине XIX века «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться среди столичной знати, чему способствовали модные произведения немецких писателей «Щелкунчик» и «Повелитель блох».

Само дерево «Weihnachtsbaum» начали называть «рождественским деревом» (калька с немецкого), а затем просто «ёлка». В СССР с религией боролись, поэтому в 20-х годах рождество и ёлку запретили. День Рождества стал обычным рабочим днем.

В 1935 году решили сделать детишкам праздник по-советски, рождественское дерево превратили в привычную сегодня Новогоднюю ёлку, увенчанную пентаграммой, с которой и встретили Новый 1936 год. На рождественском дереве была восьмиконечная Вифлеемская звезда.

Складывается впечатление, что Новый год – это панихида по русской культуре. Заканчивается общим песнопением Джингл белс «Jingle bells, jingle bells, jingle all the way!» и выносом тела усопшей ёлочки. Советская ёлка (новогодняя)

В Российской империи календарный Новый год был лишь эхом великого праздника Рождества Христова, и ёлка первоначально была атрибутом Рождества. В СССР богоборческие власти День Рождества запретили, сделали обычным рабочим днем, а Новый год стал одним из основных советских праздников наряду с Октябрём и Первомаем.

В 1918 году юлианский календарь заменили григорианским. Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января

В 1922 году Рождество Христово (25 декабря) преобразовали в «комсомольское рождество» или «комсвятки». В первый день читали доклады, ставили антирелигиозные спектакли. На второй день устраивали уличные шествия. На третий — маскарад и ёлку, которая получила название «комсомольская ёлка». Проводили шествия с факелами и сожжением «божественных изображений» (икон)

В 1925 году «комсомольское рождество» раскритиковали, как не сыгравшее существенной роли в антирелигиозной пропаганде. Началась плановая борьба с религией и православными праздниками.


В 1929 году День Рождества окончательно отменили, он стал обычным рабочим днем, как и 1 января. Ёлку, против которой когда-то выступала православная церковь, теперь объявили «поповским» обычаем и запретили.

По вечерам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир – не светятся ли там огоньки ёлок. В 1935 году ёлку решили реабилитировать. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась заметка кандидата в члены политбюро ЦК ВКП(б) Постышева П.П. «В дореволюционное время чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку.

Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею…

Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах» 31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: «Новогодняя ёлка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране».

Ёлка стала не просто атрибутом советского праздника Нового года, но и всей советской жизни. В 1947 году 1 января вновь стало праздничным и выходным днем.

Советская ёлка

«Ёлочной комиссии» была поставлена задача – превратить рождественскую ёлку в новогоднюю, «наполнить ее советским содержанием». Если на рождественской ёлке главным событием было Рождество Христово, которое и наполняло смыслом все происходящее, определяло сценарий, то для новогодней ёлки надо было придумывать новые «традиции», причем стремление идеологизировать новый советский праздник не знало границ.

P. S.

Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: удавившихся и вообще — самоубийц зарывать между двумя елками, поворачивая их ничком.

В некоторых местах был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола.

Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома.

Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник (вспомним у Пушкина в «Пиковой даме»: «… Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником».

Еловыми ветками выстилают путь похоронной процессии:

Ельник насыпан сутра по дороге. Верно, кого-то везут на покой!.. темный, обильно разбросанный ельник Вдоль по унылой дороге, под тяжестью дрог молчаливых…

Веточки ели бросают в яму на гроб, а могилу прикрывают на зиму еловыми лапами. «Связь ели с темой смерти,— как пишетТ.А.Агапкина,— заметна и в русских свадебных песнях, где ель — частый символ невесты-сироты».

(Ср. в фольклоре остарбайтеров, советских людей, угнанных на работу в Германию во время Второй мировой войны: Время возникновения (или же усвоения от южных славян) обычая устилать дорогу, по которой несут на кладбище покойника, хвойными ветками (в том числе и можжевельником) неизвестно, хотя упоминания о нем встречаются уже в памятниках древнерусской письменности:

«И тако Соломон нача работати на дворе: месть и песком усыпает и ельником устилает везде и по переходам такожде» («Повести о Соломоне», XVI-XVII вв.)

На православных кладбищах долгое время не принято было сажать елки возле могил. Однако в середине XIX века это уже случалось.«… Две молодые елки посажены по обеим ее концам», — пишет Тургенев в «Отцах и детях» о могиле Базарова.

Смертная символика ели была усвоена и получила широкое распространение при советской власти. Ель превратилась в характерную деталь официальных могильников, прежде всего — мавзолея Ленина, около которого были посажены серебристые норвежские ели:

Какое дерево нельзя ставить на Новый год?

Ель является мощным энергетическим вампиром, считает медиум.

Новый год уже вот-вот наступит. А значит, самое время выбирать и украшать праздничное дерево. Перед жителями страны стоит выбор: ёлка или сосна. Российский медиум Константин Руднев рассказал, какое дерево нельзя ставить в новогоднюю ночь.

«Срубленная ель — это дерево-вампир, которое высасывает энергетику домочадцев. Конечно, это негативно сказывается на атмосфере в доме: самочувствие членов семьи ухудшается, конфликтные ситуации возрастают», — объяснил Константин Руднев.

Эзотерик добавил, что причина этому — расположение иголок ёлки. Они направлены вниз. Получается, дерево не способно направить силовые потоки в космос, из-за чего энергообмен находится в замкнутом круге. Такой «тупик» приводит к ухудшению ауры дома и настроению членов семьи. К тому же ёлка имеет форму треугольника. Такая фигура блокирует вход для положительной энергетики.

 Иголки сосны направлены ко Вселенной

Сосна же, по мнению медиума, обладает хорошей характеристикой. Её иголки направлены вверх. А значит, в новогоднюю ночь дерево притянет из космоса мощный поток позитивной энергии, вместо того, чтобы её «заземлить». Ведь именно в этот период Вселенная открыта для желаний каждого.

По словам Константина Руднева, искусственная ёлка также способна притянуть потоки счастья в дом, если её украсить новогодними игрушками. В этом случае человек и сохранит природу, и улучшит семейное благосостояние.

Однако, несмотря на мнение медиума, каждый сам решает, верить в опасную силу ёлки или нет.

Ксения Александровна

Поделиться:

Елка или сосна: какое новогодне дерево выбрать, чтоб создать уют в доме — Леди

Для начала вам нужно определиться, каким деревом вы хотите украсить ваш дом на Новый год и Рождество. Не секрет, что споры между любителями елей и сосен ведутся годами, одни утверждают, что более ароматная и праздничная – сосна, другие превозносят елку, пишет Joinfo.ua, ссылаясь на Dobre.stb.ua.

Чтоб расставить все точки над «і» эксперты предлагают разобраться в недостатках и преимуществах каждого из хвойных деревьев.

Начнем с сосны. Известно, что именно сосна имеет более хвойный аромат, нежели ель. Все потому, что в ее стволе много смолы, что и дает такой сильный запах. Еще один плюс сосны в ее «стойкости» к теплу: она на неделю-две простоит дольше своей конкурентки, а иголки почти не осыпаются. Также иголки у сосны не такие колючие, как у елки.

В то же время, несмотря на существенные достоинства сосны, многие предпочитают ель. Наверное, основная сильная сторона елки в ее красоте: она, как правило, более пушистая и имеет более симметричные формы.

Определившись с видом новогоднего дерева, стоит обратить внимание на следующие моменты:

1. Покупать елку (сосну) лучше 25-26 декабря (сосну можно 23), чтоб она дольше простояла.

2. Покупая дерево, потрите иголочки: они должны издавать ярко выраженный хвойный аромат, а на ладонях оставлять липкость смолы (особенно, если это сосна).

3. При сгибании свежие иглы не ломаются, а эластично гнутся, издавая насыщенный хвойный аромат.

4. Ветки при сгибании не должны ломаться с треском.

5. Лучше покупать елку или сосну с шишечками: они насквозь пропитаны смолой, что придаст дереву еще более насыщенный запах.

6. Иглы у сосны должны быть не менее 6-8 сантиметров, поэтому не рекомендуется брать дерево с короткими иголками. Такие иголки прослужат дольше и в них больше влаги. У ели длина иголок примерно должна быть 3-4 сантиметров – это говорит о том, что дерево – здоровое и на такие иголки будет легче повесить игрушки.

7. Цвет иглы у сосны и ели должен быть не салатовым, а темно-зеленым. Но у елки иголки – плоские, поэтому цвет сверху отличается от цвета снизу.

8. Обратите внимание на соотношение высоты дерева и объема ствола: при высоте 1,5 метра диаметр нижней части ствола должен составлять не менее 6 см. Ствол должен быть ровным, без наростов и не слишком тонким, желательно – с капельками смолы.

9. Во избежание покупки хвойного дерева от рук браконьеров, надо обратить внимание на место среза. На нем должно быть так называемое лесорубное клеймо – это звездочка, треугольник или квадрат черного или синего цвета с цифрой посередине.

10. Проверьте сопутствующие документа на дерево, где обычно указывается место происхождения хвои. Часто браконьеры вырубывают елки и сосны в радиационно-загрязненных зонах.

А вот советы , как избавиться от чрезмерной смолы на сосне и как продлить новогоднему дереву жизнь, — узнаете из видеосюжета!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *