описание растения, фото и свойства
Растение введено в культуру в глубокой древности. Если верить старинным письменным источникам, выращивать смоковницу начали в Аравии. Несколько позднее она появилось в Сирии, Египте. На территорию Америки растение попало в конце шестнадцатого столетия.
О лечебных свойствах смоковницы было известно народным лекарям в далеком 1551 году до нашей эры. Не менее распространено и широко используемо растение сегодня. Средства из него используют как для лечения различных недугов, так и для улучшения состояния дермы и ее оздоровления. Иначе смоковницу именуют фигой, фиговым деревом, виной ягодой, инжиром.
Содержание статьи:
Винная ягода — уникальное народное средство
Препараты из плодов и листвы растения применяют для лечения запоров, кашля, патологий дермы. Используется винная ягода и в традиционной медицине. Препарат «Псоберан» – обладает фотосенсибилизирующими свойствами, применяется для терапии плешивости, витилиго. «Кафиол» — комбинированный растительный препарат, обладающий послабляющим воздействием.
Имеет широкое применение смоковница и в кулинарии. Плоды едят свежими, высушенными, консервированными. Их также используют для приготовления варенья и джемов.
Ценят растение и садоводы. С его помощью озеленяют приусадебные участки. Из листвы делают навесы и крыши жилищ. Зелень смоковницы используют в текстильной промышленности.
Дополнительная информация в статье: «Инжир — древний как мир, всех фруктов господин«.
Описание и фото растения
Смоковница является одно- или двудомным деревом, принадлежащим семейству Тутовых, достигающим высотой десяти и более метров. Растение оснащено серой гладкой корой, крупными очередными слегка опушенными темно-зелеными верхними и серовато-зелеными черешковыми нижними листками, разнополыми, расположенными в листовых пазухах соцветиями. Плоды – мелкие орешки, обладающие сладким и слегка приторным вкусом. Полагается, что чем мельче плоды, тем они вкуснее.
На фото смоковницы, которые культивируют в южных районах:
Средиземноморье, Крым, Карпаты, Ближний и Средний Восток, Азербайджан – ареал обитания. Бедные почвы, каменистые осыпи, скалы, долины рек – места произрастания смоковницы.
Как и когда собирают и заготавливают растительное сырье?
Для изготовления лекарственных препаратов используют преимущественно листки, плоды и корни растения. Сбор листвы рекомендуют осуществлять в июне месяце, так как именно в этот период в ней накапливается наибольшая концентрация полезных и питательных веществ. С целью предупреждения появления ожогов при обработке сырья необходимо надевать рукавицы и защитные очки.
Срывать листки не советуют, их нужно срезать при помощи ножа. Корешки заготавливают при помощи серпов. Далее листки раскладывают на брезенте и просушивают на улице на протяжении пяти дней.
Более продолжительный процесс сушки может стать причиной утраты массы полезных качеств. Не забывайте переворачивать сырье время от времени. Заготовленную листву хранят на стеллажах в хорошо проветриваемых помещениях, на протяжении двух лет, не более.
Плоды растения можно замораживать, консервировать. Для изготовления лекарственных средств используют высушенные плоды. Сушить их нужно на улице в течение трех-четырех дней.
Состав и полезные свойства смоковницы
Плоды смоковницы не только вкусны, но и необычайно полезны. Это кладезь целебных и питательных веществ. В ней содержится немалое количество:
- фурокумаринов;
- органических кислот;
- эфирных масел;
- тритерпеноидов;
- стероидов;
- флавоноидов;
- дубильных веществ;
- сахаров;
- витаминов А, В, Е, Р;
- аскорбиновой кислоты;
- микро- и макроэлементов;
- аминокислот;
- белков;
- пектинов.
Богатейший состав наделяет растение массой полезных свойств. Растение, так же как и препараты из него, обладают: противовоспалительным, отхаркивающим, мочегонным, противоязвенным, антисептическим, противопаразитарным, потогонным, противолихорадочным, ранозаживляющим, послабляющим воздействием.
Употребление свежих плодов, так же как и применение лекарств на основе рассматриваемого растения способствует:
- понижению свертываемости крови;
- разжижению крови;
- понижению уровня пагубного холестерина в крови;
- улучшению работы ССС;
- устранению воспаления;
- укреплению иммунитета;
- устранению болевых ощущений;
- скорому заживлению ран;
- нормализации функционирования ЦНС;
- терапии кашля, диспепсии, бородавок, запоров, гастритов, витилиго, коклюша, тромбоэмболии, мочекаменной болезни, трахеита, бронхита.
Рецепты эффективных народных средств
Безусловно, растение полезно и целебно. Но использовать препараты из него желательно с разрешения лечащего врача. Следует понимать, что средства из смоковницы при нецелесообразном применении – превышении рекомендованных дозировок, злоупотреблении могут навредить.
Бронхит, трахеит, бронхоэктатическая болезнь: применение плодов. Залейте теплым молоком – 200 мл несколько измельченных плодов растения. Принимайте по ¼ стакана напитка четырежды в сутки.
Мочекаменная болезнь: применение отвара. Заварите высушенные плоды растения в количестве пяти штук в прокипяченной воде – 200 мл. Протомите состав на малом огне минут десять. Разомните плоды и принимайте по четверти стакана отвара три-четыре раза на день.
Сок плода поможет в улучшении пищеварения. Отожмите из плодов растения сок. Смешайте 100 мл сока с медом – 10 мл. Употребляйте лекарство дважды на день.
Диарея, энтероколиты: терапия отваром. Заварите ложку измельченных листков растения в прокипяченной воде — 200 мл. Проварите средство на малом огне на протяжении четверти часа. Употребляйте по ½ стакана остуженного, профильтрованного отвара дважды на день.
Ангина, сухой кашель: терапия смоковницей. Смешайте 20 мл свежеотжатого сока плодов растения с молоком – 200 мл. Используйте средство для полоскания горла. Процедуру проводите не менее трех раз в сутки.
Смоковница в косметологии
Это растение ценится косметологами. И это не удивительно, ведь в нем содержится масса полезных веществ. Средства их смоковницы обладают регенерирующим, увлажняющим, смягчающим воздействием и способствуют: увлажнению дермы, устранению шелушения, омоложению и устранению морщин.
Средство для каждодневной обработки дермы. Запарьте 30 граммов мелко порезанных плодов растения в двухстах миллилитрах только что закипевшей воды. Уберите тару в теплое место на два часа. Используйте приготовленный профильтрованный настой для ежедневного протирания лица. Это средство омолодит кожу, сделает ее здоровой и бархатистой.
Маска для любого типа дермы. Соедините два измельченных плода смоковницы с одним яичным желтком, 10 мл натурального меда, растительным маслом – 10 мл. Нанесите смесь на чистое лицо на двадцать минут. Удалите остатки маски салфеткой, смоченной в минеральной воде. Маску рекомендуют применять дважды в неделю.
Маска, обладающая очистительным воздействием. Нанесите мякоть плодов смоковницы на очищенную кожу. По истечении четверти часа умойтесь.
Средство для стареющей дермы. Смешайте измельченные плоды смоковницы с мякотью манго, творогом – 30 граммами, медом – 20 мл, ложкой персикового масла, одним сырым куриным яйцом. Нанесите маску на полчаса. Остатки состава рекомендуют удалять при помощи ватного диска, смоченного в молоке. После этого умойтесь в теплой воде.
Маска, обладающая регенерирующим воздействием. Это средство способствует устранению воспалений, отечности дермы, приданию ей упругости и бархатистости. Соедините мякоть банана с мякотью двух плодов смоковницы, измельченным яблоком, творогом – 20 г, персиковым маслом – 10 мл. Тщательно перемешайте компоненты. Обработайте смесью лицо. По истечении получаса умойтесь в теплой воде.
Противопоказания
Не рекомендуют использовать средства из смоковницы при наличии индивидуальной непереносимости, наличии острых воспалительных процессов в ЖКТ, сахарного диабета, подагры, ожирения, панкреатита. Не стоит лечиться препаратами рассматриваемого растения беременным и кормящим грудью женщинам.
польза и вред для организма
Инжир, он же фига или смоква, растёт на деревьях рода фикус из семейства тутовых. Название на латыни: Ficus carica.
Фиговое дерево лиственное и может достигать высоты 7‒10 метров. Деревья растут в сухих, солнечных районах со свежими и глубокими почвами. Также они селятся в скалистых местностях и могут выживать в менее плодородных почвах. Фиговые деревья живут до 100 лет и имеют длинные, извилистые ветви, порой превосходящие высоту самого дерева. Родина инжира — Ближний Восток и Западная Азия. В настоящее время фиговые деревья культивируются во всём мире, включая Азию и Северную Америку.
Инжир вырастает до размера 3‒5 сантиметров, с внушительным весом до 50‒70 грамм. По мере созревания зелёные фиги становятся либо фиолетовыми, либо коричневыми. Инжир имеет уникальный вкус. Сладкая мягкая текстура и хрустящие семена создают необычное и интересное сочетание. Вкус плодов также зависит и от их цвета. В природе существует большое количество разновидностей инжира: с овальной или грушевидной формой, белого, зелёного, красного, жёлтого, фиолетового и даже чёрного цвета. Свежий инжир доступен с июня по сентябрь, а сушёный — круглый год.
Давайте сделаем небольшое отступление в прошлое и узнаем немного больше о происхождении этого удивительного дерева.
Слово «фига» происходит от латинского слова ficus и древнееврейского feg. Известно, что фиговые деревья были первыми, которые начали выращивать и культивировать. Они упоминаются в Библии как символ мира и процветания, а Адам и Ева использовали фиговые листья как одежду. Ассирийцы использовали инжир в качестве подсластителя ещё в 3 000 г. до н. э. В Древней Греции его употребляли в пищу участники Олимпиады, а победителям он вручался как награда. Аристотель в своих работах описывал процесс культивирования инжира в Греции. Благодаря грекам и римлянам фиговые деревья распространились по Средиземноморскому региону. Позже, в начале XVI века, инжир был завезён в Америку и уже к середине века — в Китай. Крупные фиговые сады были посажены в США в Калифорнии испанскими миссионерами в конце XIX века.
Инжир — замечательный и полезный продукт. Многие пробовали его в свежем или сушёном виде, но вряд ли задумывались о том, насколько он полезен.
Какой инжир полезнее — сушёный или свежий
Без сомнения, свежие плоды полезны для здоровья, но насколько полезны сушёные? Если говорить об инжире, то разница оказывается минимальной. В отличие от многих сухофруктов, в сушёном инжире калорий меньше, чем в свежем! Примерно 20 ккал — в одном сушёном инжире, а в свежем — уже 30 ккал. Однако свежие фиги содержат больше воды и из-за того, что занимают больший объём в желудке, они лучше утоляют голод. В одном сушёном инжире содержится 5 г углеводов и 4 г сахара, а в свежем — 8 г и 7 г соответственно. Содержание клетчатки не изменяется после высушивания и составляет 1 г.
Польза и вред сушёного инжира для здоровья
Инжир — это кладовая полезных фитонутриентов, антиоксидантов и витаминов. Сушёные фиги являются источником натуральных сахаров и растворимых волокон. Они богаты клетчаткой, калием, железом, магнием, фосфором, марганцем, кальцием, хлором, натрием, витамином B6 и K, ретинолом (витамином А), тиамином (витамином В1), рибофлавином (витамином В2). Употребление инжира рекомендуется при астме, кашле, бронхите, сексуальных дисфункциях, запорах, нарушениях работы ЖКТ.
Сушёный инжир имеет высокий гликемический индекс — 62, а свежий — 55. Поэтому употребление сушёных фиг быстро повышает уровень сахара в крови. С другой стороны, наличие калия помогает уменьшить резкие скачки сахара. Поэтому людям с диабетом второго типа необходимо быть очень внимательными при употреблении инжира.
Следует обратить внимание на то, что не только в сушёных, но и в свежих фигах содержится большое количество натурального сахара — фруктозы, при чрезмерном употреблении которой может ухудшиться состояние здоровья. Поэтому сушёные фиги прекрасно подходят в качестве натурального и полезного лакомства для детей и взрослых, но употреблять их рекомендуется в умеренных количествах.
Продукты со сладким вкусом, в том числе и инжир, быстро наполняют организм энергией. Поэтому лучше их включать в рацион в первой половине дня для того, чтобы эта энергия была израсходована в течение дня.
У сушёных фиг много других полезных свойств. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Отличный источник железа и триптофана
Гемоглобин — важнейший белок в организме человека. И для его поддержания на физиологическом уровне крайне необходимо железо. Благодаря большому количеству железа в сушёном инжире уровень гемоглобина в крови можно существенно увеличить. Особенно это актуально для растущего организма детей и подростков, а также в период беременности у женщин. Один сушёный инжир обеспечивает примерно 2 % от дневной потребности взрослого человека в железе.
Фиги содержат триптофан — аминокислоту, участвующую в синтезе мелатонина и витамина B3, которые важны для полноценного сна и улучшения его качества.
Укрепление иммунной системы
За счёт содержания в большом количестве калия, магния, антиоксидантов инжир стимулирует и укрепляет иммунную систему, убивает бактерии, вирусы и аскариды.
Контроль веса
Клетчатка в инжире помогает в снижении веса. Однако его высокая калорийность может привести к обратному эффекту, особенно при употреблении с молоком. Несколько штук в день — вполне достаточно. Будьте внимательны и кушайте в меру!
Польза сушёного инжира для мужчин
На протяжении столетий инжир использовали как средство при бесплодии и эректильной дисфункции. Сушёный инжир полезен для мужского организма, так как богат кальцием, железом, магнием, калием и цинком. Эти микроэлементы повышают количество энергии, выносливость и благоприятно сказываются на потенции. Магний положительно воздействует на выработку мужских половых гормонов.
Рецепт для мужчин: замочить 2—3 штуки в молоке, оставить на ночь и съесть утром.
Снижение кровяного давления
Необходимый для жизнедеятельности организма натрий, как правило, мы получаем из соли. Но в обычной соли низкое содержание калия и высокое — натрия. Это может привести к проблемам с сосудами, повышению кровяного давления и в результате к появлению гипертонии. Один сушёный плод инжира содержит 2 мг натрия и 129 мг калия. Поэтому он идеально подходит для защиты организма от гипертонии и оказывает успокаивающее действие на нервную систему. Также при наличии в рационе большого количества соли калий предотвращает повышенную потерю кальция с мочой.
Отличный источник кальция
Кальций — один из важнейших элементов для тела человека. Он необходим для формирования и укрепления костей, снижает риск развития остеопороза, играет главную роль в нервной функции и отвечает за сокращение мышц. Многие растительные продукты содержат кальций, но сушёный инжир — выдающийся источник этого микроэлемента! Всего лишь в пяти сушёных фигах содержится примерно 135 мг кальция, что составляет порядка 12 % от дневной потребности взрослого человека. Для сравнения, в 100 мл молока — 125 мг кальция.
Также в составе инжира присутствует большое количество фосфора, который стимулирует формирование костей и участвует в их восстановлении в случае деградации или повреждения.
Польза сушёного инжира для женщин
Излишний эстроген в организме может привести к проблемам во время менопаузы: раку яичников, молочной железы, матки, набору лишнего веса, резким изменениям настроения. Плоды фигового дерева помогают нормализовать эстроген, тем самым снижая риск развития различных заболеваний и неблагоприятных последствий.
Профилактика раковых заболеваний
Инжир — прекрасный источник биологически активных соединений, таких как жирные кислоты и фенолы. Эти вещества помогают снизить риск возникновения рака кожи. Согласно исследованиям, плоды инжира богаты протеолитическими энзимами, которые подавляют рост раковых клеток в желудке.
Большое количество клетчатки в инжире также оказывает положительное воздействие не только на общее состояние организма, но и препятствует возникновению рака груди, брюшной полости и прямой кишки. Помимо инжира, также можно отметить пользу сушёных слив, фиников, яблок и груш.
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, снижение уровня холестерина и положительное влияние на ЖКТ
Сушёные фиги богаты фитостеролами, фенолами, жирными кислотами и витамином B6. Эти полезные вещества сокращают риск развития ишемической болезни сердца. Витамин B6 отвечает за выработку серотонина — гормона счастья, который улучшает настроение и снижает уровень холестерина.
Растворимые волокна (пектин), которыми богат инжир, стимулируют перистальтику кишечника. При перемещении по ЖКТ эти волокна работают, словно магнит, и собирают лишний холестерин, и далее покидают организм через выделительную систему. Такая «чистка» оказывает положительное воздействие на пищеварительную систему, снижает вероятность возникновения запоров, геморроя, нормализует работу ЖКТ. В фигах содержится большое количество семян, богатых муцином, который способствует удалению шлаков, слизи и очищению толстой кишки.
Рецепт от запоров: замочить инжир в воде, примерно на 12 часов, затем употреблять утром и вечером.
Снижает риск возникновения болезни Альцгеймера
Фиги считаются одним из лучших продуктов при нейровоспалениях. Исследования, проведённые австралийскими и американскими университетами, выявили, что инжир способен уменьшать количество воспалительных цитокинов — особых белков иммунной системы. Употребление инжира полезно для снижения риска возникновения болезни Альцгеймера.
Польза сушёного инжира для кожи
Благодаря содержанию большого количества микроэлементов инжир помогает предотвратить и сократить многие проблемы и заболевания кожи, такие как акне, угревая сыпь и даже цисты. А наличие мощного антиоксиданта — витамина С — улучшает цвет кожи, уменьшает количество и глубину морщин.
Рецепт: 5 свежих или сушёных фиг измельчить блендером до состояния однородной пасты. Добавить 1 чайную ложку овсяной муки (или мелко измельчённых хлопьев), 1 чайную ложку молока и половину чайной ложки порошка имбиря. Хорошо перемешать до однородной консистенции. Эту маску можно использовать два раза в неделю, чтобы сделать кожу мягкой и гладкой.
Инжир полезен для снижения пигментации кожи, в том числе при веснушках. А также как увлажняющее, питающее и омолаживающее кожу средство.
Рецепт питательной маски для лица: 1‒2 небольших фиги разрезать пополам, вынуть мякоть и размолоть в пюре. Добавить чайную ложку мёда или йогурта, размешать. Готовую маску наложить на лицо и оставить на 5 минут, затем смыть водой.
Применение и польза сушёного инжира для волос
Состояние волос и кожи головы зависит от питания. Если в рационе имеется нехватка минералов, витаминов и микроэлементов, то это непременно скажется не только на внешнем виде, но и на росте волос и состоянии кожных покровов. Существует множество различных косметических средств, но зачастую они не дают желаемых результатов. Причём многие из них искусственного происхождения. Для того чтобы изменить ситуацию, в первую очередь необходимо пересмотреть свою диету, а во вторую — включить в рацион сушёный инжир в качестве источника полезных минералов и питательных веществ, которые помогут значительно улучшить здоровье ваших волос. Магний, витамин С, витамин Е в фигах оказывают положительное влияние на кровообращение кожи головы и способствуют ускорению роста волос.
Как хранить сушёный инжир
- Хранить в прохладном и сухом месте.
- После вскрытия упаковки для продления срока хранения инжир желательно поместить в герметичный контейнер.
- Срок хранения при комнатной температуре составляет от 6 до 12 месяцев.
- В условиях жаркого и влажного климата инжир можно хранить в холодильнике от 6 до 12 месяцев.
- Если замораживать инжир в герметичном контейнере, то срок хранения в таком случае составит 12‒18 месяцев.
Сушёный инжир не только крайне полезный и питательный продукт, но и прекрасное дополнение к различным блюдам. Попробуйте добавить измельчённые плоды в любимый салат, мюсли, кашу или гранолу для придания нового, интересного вкуса знакомому блюду!
Смоква – что это такое и как ее приготовить? :: SYL.ru
В давние времена популярным было приготовление особого лакомства – смоквы. Современные хозяйки забыли такие рецепты. Она похожа на мармелад и может быть приготовлена только из фруктов, которые богаты пектином: яблок, слив, рябины. В статье рассмотрено, что это такое – смоква. Также приведено несколько простых рецептов приготовления.
Описание лакомства
Смоква – что это такое? Это варенье, высушенное при определенных условиях. Для лакомства можно использовать любые яблоки: недоспелые или переспелые, немного подгнившие или упавшие с дерева. Так же поступают и с ягодами.
Перед началом приготовления ингредиенты необходимо:
- тщательно помыть;
- обрезать испорченные части;
- вычистить серединку вместе с косточками.
Приготовление смоквы включает четыре этапа:
- Термическая обработка ингредиентов: варка или приготовление в духовке.
- Приготовление пюре: протирание через сито, взбивание блендером.
- Уваривание.
- Проведение высушивания.
Подробнее каждый этап рассмотрен в рецептах ниже.
После правильного приготовления смоква получается плотной и не прилипает к рукам. Также она обладает пластичностью, что дает возможность сворачивать ее или гнуть. Хранится лакомство в мешочках из холщовой ткани или банках.
Готовим из яблок
Яблоки – самая распространенная основа для приготовления данного блюда. Они одновременно имеют сладкий вкус и свою кислинку, что придает смокве особенный привкус.
Процесс приготовления смоквы из яблок:
- Подготавливается все необходимое: яблоки – 1 кг, сахар – 800 грамм, вода – 1 стакан. Вместо сахара можно использовать сахарную пудру. В качестве добавок обычно применяют корицу, гвоздику или цедру.
- Яблоки вымываются, очищаются от кожуры и семечек, измельчаются кубиками (если задумана варка на плите). Яблоки можно запечь в духовке до состояния пюре. Обычно этот процесс длится не более 20 минут.
- Блендером или с помощью сита приготовленные яблоки перетираются в пюре. Далее добавляется сахар, и масса перемешивается.
- Далее пюре необходимо уваривать до состояния густой сметаны или повидла, при этом масса постоянно должна перемешиваться.
- Ложкой пюре укладывается на противень, растирается толщиной не более 1,5 см.
- Далее смокву высушивают на открытом воздухе либо в духовке при температуре не более 100 градусов (лучше 70-80) в течение 3-6 часов.
- Готовое лакомство остужается и хранится в месте, защищенном от попадания влаги.
Яблочную смокву можно готовить с добавлением сока моркови или свеклы.
Сливовая смоква
Рецепт смоквы из слив отличается отсутствием сахара в составе. Как готовить такое лакомство:
- Для приготовления берутся спелые сливы в объеме 2 кг, вымываются и очищаются от косточек.
- Далее масса помещается в кастрюлю, заливается водой до покрытия и варится.
- Потом с помощью блендера сливы перетираются в пюре и снова варятся на очень медленном огне. Процесс продолжается до тех пор, пока масса не станет похожа на густую сметану, она должна увариться примерно вдвое.
- Далее по аналогии с яблоками пюре укладывается на противень и подсушивается в духовке в течение примерно 5 часов при температуре до 100 градусов.
В смокву из слив можно добавить мед вместо сахара. Но оригинальный старинный рецепт предполагает отсутствие подсластителей.
Сливовая смоква – полностью натуральный продукт. Она сохраняет все полезные свойства свежего фрукта:
- витамины группы В, А, С и Е;
- благодаря микроэлементам слива полезна для регуляции работы кишечника;
- также она помогает в разжижении крови и стимуляции эластичности стенок сосудов;
- способствует выведению холестерина из организма.
Рябиновая смоква – что это такое?
Смоква из рябины также богата множеством необходимых элементов. Среди них выделяют:
- содержание в составе железа, меди, цинка и йода;
- витамины А, С и Р, а также эфирные масла;
- рябина полезна при профилактике заболеваний органов зрения;
- плод обладает антиоксидантным действием;
- способствует повышению иммунитета и противостоянию бактериям.
Смоква из рябины готовится из плодов, собранных после окончания первых заморозков. Либо ягоды можно вымораживать 1 сутки в морозильной камере.
Процесс приготовления:
- Рябину отделить от кистей, вымыть.
- Запекать в духовке, установив температуру 50 градусов до состояния размягчения, примерно 4-5 часов.
- Массу протереть через сито, получить пюре.
- Добавить сахар в пропорции 1:1 и варить, постоянно помешивая, до загустения.
- Готовое пюре вылить на пергаментную бумагу, выстланную на противень, слоем до 2 см.
- Подсушить смокву при комнатной температуре 2-3 дня либо в духовке.
- После нарезать и обвалять в сахарной пудре.
Лакомство из рябины предпочтительно хранить в холодильнике или в прохладном месте, в стеклянной банке.
Пастила из черной смородины
Что это такое – смоква из черной смородины и чем она полезна, рассмотрено ниже.
«Кладезь здоровья» – именно такое прозвище получила ягода в простонародье. Все потому, что она очень полезна:
- богатый источник витамина С, Е, К, РР и группы В;
- содержит железо, кальций, калий, цинк, бета-каротин, натрий, магний, фосфор, пектин и множество органических кислот;
- ягода может использоваться как мочегонное, успокаивающее, жаропонижающее и тонизирующее средство;
- смородина очищает организм от вредных веществ и оказывает общеукрепляющее действие.
Для приготовления смоквы из черной смородины необходимо выполнить такие действия:
- Подготовить 1 кг ягод, 0,6 кг сахара и 100 мл воды.
- Смородину промыть и очистить от мусора, просушить на салфетке или полотенце.
- Сварить сироп. Взять 500 грамм сахара, залить 100 мл воды в эмалированной посуде и вскипятить. Варить на очень медленном огне, помешивая, до полного растворения сахара.
- Засыпать в емкость с сиропом черную смородину и продолжать варить еще 45 минут, не забывая помешивать.
- Остудить варенье при комнатной температуре примерно 2 часа.
- Устелить противень пергаментом и выложить смородину слоем до 2 см.
- Просушить в духовке при температуре до 150 градусов, процесс длится примерно 2 часа. Оставить смокву остывать.
- Из оставшегося сахара сделать пудру и пересыпать смокву.
Хранить такое лакомство также советуют в стеклянных банках под капроновой крышкой. Желательно в холодильнике.
Смоква (или пастила) – универсальное лакомство как для детей, так и для взрослых. Она сохраняет все полезные свойства, но при этом храниться может гораздо дольше свежих плодов.
Что означает выражение «бесплодная смоковница»
Протоиерей Димитрий Сизоненко рассказывает о бесплодной смоковнице в очередном ролике цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте:
Сегодня мы с вами поговорим о выражении «бесплодная смоковница». Это выражение из Евангелия возвращает нас к эпизоду, где Господь вместе со Своими учениками, выходя из Вифании, почувствовал голод. Он видит вдали смоковницу, покрытую листвой. Он подошел к ней посмотреть, нет ли на ней плодов, но, подойдя, не нашел на ней ничего кроме листвы: для плодов еще было рано. Тогда Иисус сказал ей: «Так пусть никто не ест твоих плодов вовеки» (Мф 21:19). И, действительно, через несколько дней, когда ученики вместе с Господом проходят мимо этой смоковницы, Петр озвучивает удивление всех учеников: действительно, она засохла!
Поэтому в нашем языке выражение «бесплодная смоковница» служит обозначением неисполнившихся надежд, ожиданий, нереализованных талантов: человек проживает свою жизнь, не принося плода, и остается как бесплодная смоковница.
Но все библейские выражения не становятся какими-то мертвыми клише. Они сохраняют в себе какую-то парадоксальность. Например, с этой смоковницей возникает много недоуменных вопросов.
Мы представляем себе Бога как Творца, любящего Свое творение. Бог радуется и восхищается великолепием полевых лилий, свободой небесных птиц. Как такой Бог может просто предать проклятию Свое творение?
В других обстоятельствах Христос приводит смоковницу как образец для подражания. Есть замечательные слова, когда Господь говорит, что если на смоковнице набухают ветви и распускаются листья, то значит, наступает лето; точно так же будут какие-то очень важные знаки, знамения, которые будут предвещать наступление конца мира, пришествие Сына Человеческого. Смоковница — первое растение, пробуждающееся весной, всегда в Библии служит образом того, кто бодрствует и ждет наступления весны — пришествия Мессии.
Может быть, в этот момент, когда Христос предал проклятию смоковницу, случилась какая-то внезапная вспышка гнева, может быть, это был какой-то каприз? — и через это в действие пришли какие-то сверхъестественные силы, и всё это происходит для того, чтобы в учениках пробудить веру? Для того, чтобы это лучше понять, нужно увидеть общую канву событий, которые описывает Евангелие.
Накануне утром был Вход Господень в Иерусалим. На следующее утро — история со смоковницей. Но после всего этого Христос приходит в храм. Он совершает очищение храма, изгоняя торгующих оттуда.
Бесплодная смоковница в этом контексте предстает как образ храма, который перестал быть храмом, из дома молитвы он превратился в дом торговли. Религиозные лидеры, первосвященники превратили храм Божий в таверну разбойников, и поэтому Христос совершает очищение храма, изгоняя торгующих.
Всё это служит грозным напоминанием о том, что тот иудаизм, где храм превратился в дом разбойников, приближается к своему концу. Очень скоро будет произнесен приговор, совершится суд, храм будет разрушен, и Богу будут угодны совершенно другие места поклонения. Бог ждет поклонения в духе и истине. Истинным храмом станет тело Воскресшего Христа и сердца людей.
Эта притча о бесплодной смоковнице заставляет учеников и каждого из нас задуматься о том, чтобы наше сердце не стало такой бесплодной смоковницей.
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Автор статьи: Протоиерей Димитрий СизоненкоКлирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге
Бесплодная смоковница: Может ли у Бога кончиться терпение?
Притча о бесплодной смоковнице:
Рисунок Натальи Доренковой
Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
(Лк 13:6–9)
Это одна из самых известных и в то же время непонятных для неподготовленного читателя
притч Христа. Зачем Он вдруг просит садовника не рубить смоковницу, которая стала совсем бесполезной? И если спасает ее, то почему только на год, а потом — пусть садовник уничтожит дерево? Разве справедливо даровать спасение, а потом, словно бы «по звонку будильника», отобрать этот дар?
Чем справедливость Бога отличается от справедливости человека?
Небольшая притча о бесплодной смоковнице является частью поучения, произнесенного после того, как Иисусу рассказали о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их (Лк 13:1). Об этом инциденте неизвестно из других источников: Иосиф Флавий, описавший историю взаимоотношений Пилата с иудеями и галилеянами достаточно подробно, о нем умалчивает. Однако Иосиф описывает другой эпизод, касающийся мятежа самарян:
Также и самаряне не удержались от возмущения. Их смутил некий лживый человек, который легко во всем влиял на народ. Он побудил их собраться к нему на гору Гаризим, которую они считают особенно священною. Тут он стал уверять пришедших [отовсюду] самарян, что покажет им зарытые здесь священные сосуды Моисея. Самаряне вооружились, поверив этой басне, и расположились в деревушке Тирафане. Тут к ним примкнули новые пришельцы, чтобы возможно большею толпою подняться на гору. Однако Пилат предупредил это, выслав вперед отряды всадников и пехоты, которые, неожиданно напав на собравшихся в деревушке, часть из них перебили, а часть обратили в бегство. При этом они захватили также многих в плен, Пилат же распорядился казнить влиятельнейших и наиболее выдающихся из этих пленных и беглецов. ( Иосиф Флавий. Иудейские древности 18, 4, 1. С. 765–766)
Некоторые исследователи считают, что в Евангелии от Луки упомянут этот инцидент, но самаряне по ошибке названы галилеянами. Однако в таком случае Евангелист был бы повинен не только в смешении галилеян с самарянами, но еще и в анахронизме: Иосиф говорит об этом инциденте уже после упоминания о казни Иисуса Христа. Произошел он в 35 году по Р. Х., и в результате его Пилат был отозван в Рим. Кроме того, Иосиф не упоминает ни о каких жертвоприношениях, о которых говорится у Луки.
Еще одна история, рассказанная Иосифом Флавием, рассматривается как возможный прототип для повествования Луки. Это история у Иосифа предшествует упоминанию о казни Иисуса Христа и, следовательно, произошла при Его жизни:
Пилат. Художник Андрей Дроздов
Затем Пилат соорудил водопровод в Иерусалиме. На это он употребил деньги святилища. Водопровод питался ключами, находившимися на расстоянии двухсот стадий от города. Однако население воспротивилось этому, и много десятков тысяч иудеев собралось около рабочих, занятых сооружением водопровода, и стало громко требовать, чтобы наместник оставил свой план.
Как то обыкновенно бывает в таких случаях, некоторые из них позволили себе при этом оскорбить Пилата ругательствами. Последний распорядился переодеть значительное число солдат, дал им дубины, которые они должны были спрятать под платьем, и велел им окружить толпу со всех сторон.
Толпа, в свою очередь, получила приказание разойтись. Но так как она продолжала поносить его, то он подал воинам условный знак, и солдаты принялись за дело гораздо более рьяно, чем то было желательно самому Пилату. Работая дубинами, они одинаково поражали как шумевших мятежников, так и совершенно невинных людей.
Иудеи, однако, продолжали держаться стойко; но так как они были безоружны, а противники их вооружены, то многие из них тут и пали мертвыми, а многие ушли, покрытые ранами. Таким образом было подавлено возмущение (Иосиф Флавий. Иудейские древности 18, 3, 2. С. 763).
Однако эта история имеет еще меньше общего с упоминанием о галилеянах у Луки, чем рассказ о мятеже самарян. Можно предположить, что в ситуации общей нестабильности и постоянного сопротивления жителей оккупированных областей римским властям подобные инциденты возникали неоднократно, и упомянутый Лукой — один из многочисленных подобного рода случаев. То, что о нем не упоминает Флавий, вовсе не означает, что он не имел место в действительности. Образ Пилата как жестокого римского префекта, не останавливающегося перед пролитием крови и не уважающего то, что для иудеев является священным, вполне соответствует его описанию у Иосифа Флавия.
Выражение которых кровь Пилат смешал с жертвами их указывает на то, что описанный у Луки эпизод произошел в то время, когда галилеяне приносили жертвы. Заклание жертвенных животных происходило в храме Иерусалимском. Речь, следовательно, идет о группе паломников из Галилеи, которые пришли в Иерусалим для того, чтобы принести жертвы, и там во время жертвоприношения по каким-то причинам были умерщвлены воинами Пилата. Их кровь смешалась с кровью жертвенных животных. Очевидно, что инцидент произошел незадолго до того, как о нем рассказали Иисусу: история преподнесена Ему как свежая новость.
Евангелист ничего не говорит о том, кем были люди, поведавшие Иисусу о происшествии. Судя по упоминанию о том, что они «пришли», вероятно, что они либо были очевидцами события, либо пришли оттуда, где слышали об этой новости от ее очевидцев. Возможно, пришедшие были из числа книжников и фарисеев, которые хотели увидеть, как Иисус отреагирует на новость. Вероятно, от Него ожидали, что Он либо осудит поступок Пилата, либо даст какое-то объяснение произошедшему исходя из общепринятого представления о Божественной справедливости.
Иисус, однако, не дает никакой оценки действиям префекта. Что же касается Божественной справедливости, то Он показывает, что она не может измеряться мерками человеческой справедливости, основанной на принципе адекватного воздаяния: между конкретным грехом и конкретным воздаянием нет прямого соответствия (Léon-Dufour X. Life and Death in the New Testament. The Teachings of Jesus and Paul. San Francisco, 1986. P. 7). От этой мысли, выраженной в форме вопроса, Иисус переходит к главной теме Своей проповеди. Мы помним, что Его проповедь началась с призыва к покаянию (Мф 4:17; Мк 1:15). Рассказ о безвременной гибели галилеян становится для Него поводом, чтобы вновь призвать к покаянию тех, кто остается в живых:
Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13:2–5).
Силоамская башня: смерть не настигает только самых грешных
История с падением Силоамской башни — еще один инцидент, о котором ничего не известно из других источников. Возможно, эта башня была частью фортификационных сооружений, ограждавших Иерусалим, например, одной из башен, составлявших часть его древних стен. Согласно Иосифу Флавию, город был обнесен тройной стеной. Наиболее древняя из стен «была труднопобедима вследствие окружавших ее пропастей и возвышавшегося над последними холма, на котором она была построена». Она начиналась «на севере у так называемой Гипиковой башни… и оканчивалась у западной галереи храма». В другую сторону она шла с того же пункта, проходила мимо Силоамского источника и оканчивалась у восточной галереи святилища (Иосиф Флавий. Иудейская война 5, 4, 1–2. С. 1109–1110).
Очевидно, одна из башен этой стены, находившаяся вблизи Силоамского источника и купальни, о которой упоминается в Евангелии от Иоанна (Ин 9:7, 11), обрушилась и стала причиной гибели восемнадцати человек. Опять же, событие, вероятно, произошло незадолго до того, как о нем упомянул Иисус.
Оба события — смерть галилеян и смерть восемнадцати человек под обломками башни — служат для Иисуса поводом для напоминания о покаянии и о том, что смерть подстерегает каждого человека. При этом Иисус опровергает распространенное мнение, что внезапная смерть или смерть в результате несчастного случая является наказанием за грехи. Погибшие, говорит Он, не были более грешными, чем оставшиеся в живых. Но их гибель должна стать предостережением для людей, не приносящих плоды покаяния.
Бесплодная смоковница: еще год, чтобы измениться
От этой мысли Иисус переходит к притче о бесплодной смоковнице, которая на первый взгляд может показаться не связанной с тем, что ей предшествовало.
Связь притчи с тем, что ей предшествовало, косвенная. Галилеяне остались в живых потому, что Бог дал им время на покаяние. Именно долготерпение Божие становится сюжетом притчи о бесплодной смоковнице.
Обычай сажать смоковницу в винограднике был широко распространен в древности. Плиний в «Естественной истории» пишет: «Тень смоковничных деревьев легка, хотя и широка, поэтому нечего возразить против посадки их в виноградниках» (Плиний. Естественная история 17, 89. С. 201). Уход за смоковницей предполагал использование навоза в качестве удобрения (Плиний. Естественная история 17, 256. С. 228). Корни смоковницы мотыжили, особенно весной, с целью увеличения урожайности (Плиний. Естественная история 17, 263. С. 229). Именно эти действия обещает произвести виноградарь, прося господина сохранить смоковницу еще на один год.
Как правило, смоковницу сажали в виноградники не для того, чтобы она приносила плод, а для того, чтобы виноградная лоза могла обвиться вокруг ее ствола. В этом смысле справедливы вопрошания исследователей относительно причин, по которым смоковница, не приносившая плод, должна была быть удалена из виноградника (Hedrick C. W. Many Things in Parables: Jesus and His Modern Critics. Louisville, 2004. P. 86–87). Эти вопрошания, однако, не имеют отношения к сюжету притчи.
Некоторые ученые усматривают связь между притчей и чудом проклятия смоковницы, поскольку и в том, и в другом случае смоковница не приносит плода (Мф 21:18–22; Мк 11:12–14; 20–24). Можно также усмотреть связь между притчей и поучениями Иоанна Крестителя и Иисуса о том, что всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф 3:10; 7:19; Лк 3:9).
Отсутствие у человека достойного плода покаяния (Мф 3:8) могло бы послужить поводом к наказанию, подобно тому, как были наказаны внезапной смертью галилеяне и погибшие под обломками Силоамской башни. Но Бог проявляет терпение: он не срубает бесплодную смоковницу даже после трех лет ожидания, но дает ей возможность расти еще один год.
Кто заступится за обреченного человека?
Как правило, в притчах, где в числе действующих лиц имеется царь, или господин, или хозяин, он символизирует Бога. Данная притча не исключение. Однако помимо хозяина в притче присутствует еще одно лицо — виноградарь, ходатайствующий за смоковницу и обещающий потрудиться, чтобы она наконец начала приносить плоды. Кто этот ходатай?
Ветхий Завет изобилует примерами, когда человек ходатайствует перед Богом о людях, прося Бога проявить к ним долготерпение. Авраам ходатайствовал о жителях Содома, вопрошая: Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?.. Не может быть, чтобы Ты поступил так… не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? И далее спрашивает, погубит ли Бог Содом, если в городе останется хотя бы пятьдесят, сорок пять, сорок, тридцать, двадцать или десять праведников (Быт 18:22–33). Диалог напоминает торг: Авраам постепенно снижает количество праведников, и Бог в ответ обещает не истребить город даже ради десяти праведников.
Представленное здесь понимание Божественного правосудия отличается от того, которое вытекает из поучения Иисуса в Евангелии от Луки. Авраам исходит из того, что внезапная смерть является наказанием за грехи и что праведники должны быть спасены от нее. Иисус же говорит об обратном: жертвы репрессий или несчастного случая не были более грешны, чем те, кто остались в живых. Божественное правосудие действует иначе, чем то представляется людям. Бог оставляет в живых не только праведников, но и грешников, чтобы дать им возможность принести покаяние и изменить жизнь (подобно тому, как Он оставляет расти плевелы вместе с пшеницей до времени жатвы).
Еще одним примером ходатайства перед Богом за народ был Моисей. В то время, как он находился на Синае, народ изготовил золотого тельца и начал поклоняться ему. Об этом Бог сказал Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей начал прекословить Богу, напоминать Ему об обетованиях, которые Он дал Аврааму, Исааку и Иакову. И Бог отменил зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой (Исх 32:1–14). Моисей сам свершил правосудие, как он понимал его, и от меча сынов Левииных погибло около трех тысяч человек (Исх 32:25–28). После этого он вернулся к Богу и сказал: Народ сей сделал великий грех… прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. На этот раз Бог остался неумолим: Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей. И поразил народ за сделанного тельца (Исх 32:31–35).
Образы ветхозаветных праведников, ходатайствовавших за народ, служат прообразами того ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника, Который есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин 2:1–2). Он, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр 7:24–25). Подобно Моисею, просившему изгладить его из книги жизни, Иисус принес Свою жизнь в жертву за людей: Он умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим 8:34).
Именно в таком ключе понимали притчу древние толкователи. Согласно Исидору Пелусиоту, хозяин виноградника — это Бог, виноградарь — Сын Божий, смоковница — народ Израильский или все человечество. Закон и пророки не смогли исправить людей и заставить их принести плоды. Сын Божий Своим учением и Своими страданиями должен привести их к покаянию. Если же этого не произойдет, в вечной жизни они будут отсечены от части праведных (Исидор Пелусиот. Письма 1, 312 (PG 78, 364). Рус. пер.: С. 181).
В свете новозаветного представления об Иисусе Христе как ходатае перед Богом не только за избранный народ, но и за весь мир, следует понимать слова виноградаря, обращенные к хозяину. Даже если терпение Бога Отца исчерпалось, Сын Божий готов выступать посредником между Ним и грешными людьми. Это вносит полный переворот в представление о божественном правосудии. Отныне даже у бесплодной смоковницы появляется ходатай в лице доброго виноградаря, который готов ее окапывать и удобрять, «не принесет ли плода».
Неужели Бог дает нам только год на исправление?
Рисунок Натальи Доренковой
Учение Иисуса разбивает сразу несколько стереотипов, характерных для ветхозаветного представления о том, как строятся взаимоотношения между Богом и людьми: а) за грехи одного человека или группы людей Бог может наказать большее число людей или даже целый народ; б) внезапная смерть постигает грешников в наказание за грехи, а праведники должны быть от нее избавлены; в) смерть невинных людей умилостивляет Бога (как это было в случае с сынами Левииными, пролившими кровь своих братьев по приказу Моисея).
В то же время притча о бесплодной смоковнице показывает, что долготерпение Божие не безгранично: рано или поздно человек должен будет дать отчет о своих делах, о плодах, которые он принес или не принес. Время ожидания этих плодов в притче соответствует тому дополнительному году, который получает бесплодная смоковница. Если и этот год, в течение которого виноградарь будет ухаживать за ней особым образом, не поможет ей принести плоды, она будет срублена.
Год, отпущенный смоковнице, — это весь промежуток времени между Первым и Вторым Пришествием Сына Божия. В течение этого времени Сын Божий через созданную им на земле Церковь будет вести людей по пути покаяния, проявляя по отношению к ним милость и долготерпение:
Покаяние есть врачевство, истребляющее грех; оно есть дар небесный, чудесная сила, благодатию побеждающая силу законов, почему оно ни блудника не отвергает, ни прелюбодея не отгоняет, ни пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни поносителя не отметает, ни хулителя не гонит, ни гордеца, но всех изменяет…
Когда Бог долготерпит грешникам, то имеет двоякую спасительную цель: с одной стороны Он ищет чрез покаяние спасения им самим, а с другой — предуготовляет благодеяние для их потомков, которые будут успевать в добродетели.
Бог, повторю опять, долготерпит, чтобы и сам грешник покаялся, и своим потомкам не заключил пути ко спасению, потому что, хотя сам грешник и остается нераскаянным, Бог часто щадит корень, чтобы сохранить плоды, часто же… исправляет и самый корень; а когда последний подвергается окончательной порче, то Бог отсрочивает наказание, ожидая, чтобы другие спаслись чрез покаяние (Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии 7 (PG 49, 323–324). Рус. пер.: С. 359).
Долготерпение Божие не имеет пределов. Однако по отношению к человечеству оно действует во временных рамках человеческой истории, а по отношению к каждому конкретному человеку — в пределах его жизни. Однако окончательный итог жизни каждого человека зависит не только от Бога. В значительной степени он зависит от воли и выбора человека — от того, последует ли он за Ним, захочет ли исполнять Его волю и жить по Его заповедям.
Заголовок, анонс статьи и подзаголовки даны редакцией
Это фрагмент из новой книги митрополита Волоколамского Илариона — четвертого тома
из шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение». Четвертый том серии посвящен притчам Христа.
Читайте также
Чудо разрушения. За что Христос проклял смоковницу?
На заставке фрагмент фото mlhradio/flickr/CC BY-NC 2.0
Смоковница, Библейская Энциклопедия Брокгауза
Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)
Смоковница, или инжир (Ficus carica), дерево, принадлежащее к семейству Moraceen, распространено во всех областях Средиземноморья. Родина С. – Передняя Азия; в Сирии и Палестине, где С. выращивалась с древнейших времен (Числ. 13:24), природные условия для нее наиб. благоприятны. Дерево достигает высоты 6–9 м; его ствол с блестящей корой обычно искривлен, широко раскинутые ветки с крупными листьями образуют густую крону. Листья С. опадают в начале зимы, и почти весь сезон дождей дерево остается голым, пока в начале апреля не начнут распускаться почки, возвещая приближение лета (Мф. 24:32). Созревание плодов С. происходит весьма своеобразно. Крошечные цветки прикрепляются изнутри к стенке куполообразного цветоложа, которое к моменту созревания становится толстым и мясистым, образуя «смокву». В Палестине С. плодоносит три раза в году. Первый урожай на прошлогодних посадках созревает весной. В апреле в месте образования новых веток появляются небольшие молодые смоквы, т.н. «ранние смоквы» [евр. паггим], которые символизируют конец зимы (Песн. 2:13). Эти не очень сочные ранние плоды употребляются в пищу, т.к. в это время года других фруктов нет. Дерево, на котором нет ранних смокв, бесплодно. Иисус проклял С., оказавшуюся бесплодной, несмотря на обильную листву (Мф. 21:18; Мк. 11:12). Прим. на том же месте, где висели ранние смоквы, в начале лета образуются первые смоквы [евр. биккура; Ос. 9:10], созревающие в конце мая – начале июня. Они необычайно вкусны и сочны (Ис. 28:4), но долго храниться не могут. Из почек, распустившихся ранней весной, к началу лета вырастают побеги, которые приносят т.н. «поздние смоквы» [евр. теэна]. Эти плоды, которые собирают в конце августа, – самые вкусные. Поздние смоквы едят в свежем виде, сушат и хранят в связках (1Цар. 25:18; 1Пар. 12:40). Древесина С. пористая, поэтому ее используют лишь как топливо. Т.о., ценность С. заключается в ее сладких и «хороших плодах» (Суд. 9:11), бесплодное дерево обычно срубают как бесполезное (Лк. 13:7). С древних времен смоквам приписывалась целебная сила, в частн. считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы (Ис. 38:21). В качестве фруктового дерева С. часто упоминается вместе с виноградной лозой и масличным деревом. С. сажали в виноградниках (Лк. 13:6), чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (3Цар. 4:25; 4Цар. 18:31; Мих. 4:4; Зах. 3:10). С. принадлежит к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной (Втор. 8:8). Отсутствие упоминаний об этом дереве во Втор. 6 и в Нав. 24среди даров, данных Богом Израилю, объясняется тем, что оно обычно не выращивалось специально, т.к. росло повсюду. Побережье Геннисаретского озера, и прежде всего окрестности Тивериады, были знамениты своими смоковничными рощами.
Притча о неплодной смоковнице в винограднике — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Притча о неплодной смоковнице в винограднике – одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Луки. В ней рассказывается о смоковнице, растущей в винограднике, которая третий год не приносила плода и хозяин виноградника желал срубить её:
И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь её.
Святитель Феофилакт Болгарский, рассуждая о притче, дает приведенным в ней образам следующие значения:
- «Смоковница» – народ иудейский, производящий одни только горькие листья, а плодов не приносящий; все человечество и каждый человек.
- «Виноградник» – церковь иудейская; Церковь; мир, земная жизнь.
- «Господин, домовладыка» – Бог, который приходил и искал (в иудеях) плода веры и добрых дел, но не нашел. Приходил Он по три срока: раз — через Моисея, в другой — через пророков, а в третий — Сам лично. По три раза Бог искал плода в роде нашем (человеческом), и (трижды) он не дал: в первый раз, когда мы преступили заповедь в раю Быт. 3; в другой, когда во время законодательства слили тельца Исх. 32 и славу Бога променяли «на изображение вола, ядущего траву» Пс. 105:20; в третий, когда испрашивали (на распятие) Спасителя и Господа, говоря: нет у нас царя, кроме кесаря Ин. 19:15.
- «Я третий год прихожу искать плода» – помимо приведенных выше значений, под тремя годами можно понимать: три Закона, через которые Господь приходит к людям: естественный, Моисеев и духовный. Чьей души не улучшат эти три закона, тот уже не оставляется на дальнейшее время, поскольку Бог не может обманываться отсрочками; три возраста человека: юность, мужество и старость.
- «Виноградарь» – Сын Божий (Христос), явившейся во плоти для того, чтоб приложить попечение и очистить виноградник.
Святитель продолжает свою мысль и расширяет её:
И каждый из нас в частности есть смоковница, посаженная в винограднике Божием, то есть в Церкви или, просто сказать, в здешнем мире. Бог приходит искать плода, и если находит тебя бесплодным, повелевает тебя исторгнуть из здешней жизни. Но виноградарь может пощадить. Кто же этот виноградарь? Или Ангел хранитель каждого, или и сам человек. Ибо каждый сам для себя есть виноградарь. Часто, подвергшись смертной болезни или иным опасностям, мы говорим: Господи! Оставь и на этот год, и мы покаемся. Ибо это означает окопать и обложить навозом… Если принесем плод, то хорошо; а если нет, то Господь не оставит уже нас в Своем винограднике, но исторгает из здешнего мира, чтобы мы не занимали напрасно места. И кто видит грешника долго живущим, тот сам портится и делается хуже, и таким образом оказывается, что грешник сам не приносит плода, да препятствует другому, который мог бы принести плод. Если же он будет исторгнут из здешней жизни, то видевшие посечение его, может быть, придут в чувство, переменятся и плод принесут.[1]
Архиепископ Аверкий (Таушев) понимание притчи дополняет образом трехлетнего служения Христа:
Под виноградарем разумеется Господь Иисус Христос, пришедший к избранному народу Божию еврейскому, и три года общественного служения Своего делавший все возможное, чтобы обратить еврейский народ к спасительной вере в Себя, как в Мессию, ожидавший от евреев плодов этой Своей работы.[2]
Таким образом, на примере бесплодной смоковницы показано упорство людей во грехе, долготерпение Бога в ожидании покаяния человека, а так же участь тех, кто не принесет плоды покаяния до самой смерти. В узком, историческом смысле, данной притчей Господь хотел показать иудеям, что Его выступление как Мессии – это последняя попытка, которую делает Бог с целью призвать иудейский народ к покаянию.
Некоторый аспект в парадоксальности притчи отмечен в Толковой Библии А.П. Лопухина:
Почему оказавшуюся неплодной смоковницу нужно срубить только «в следующий год»? Ведь хозяин заявил виноградарю, что она напрасно истощает почву значит, от неё нужно избавиться именно тотчас же после последней и окончательной попытки сделать её плодородной. Дожидаться еще год – нет никакого основания. Поэтому лучше принять здесь чтение, установленное Тишендорфом: «Может быть, она принесет плод в следующий год? (κἂν μὲν ποιήσῃ καρπόν εἰς τὸ μέλλον) Если же нет, срубишь её». До следующего же года нужно дожидаться потому, что смоковницу в текущем году только еще будут удобрять.[3]