HomeРазноеБарокко сады – 5.Архитектура, градостроительство и ландшафтное искусство эпох Возрождения и Барокко. Сады эпохи Возрождения в Италии. Регулярные сады барокко во Франции, Германии, Голландии.

Барокко сады – 5.Архитектура, градостроительство и ландшафтное искусство эпох Возрождения и Барокко. Сады эпохи Возрождения в Италии. Регулярные сады барокко во Франции, Германии, Голландии.

Содержание

Сады Барокко или сад как место для шалостей

Стилистическую разницу между ренессансным и барокковым садом уловить трудно, они довольно похожи. Основным элементом в планировании сада Барокко является строгая геометрия. Как и раньше, эстетика сада подчинена архитектуре, но это уже другая архитектура – динамичная и изысканная.

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») — характеристика европейской культуры 17-18 веков, центром которой стала Италия. Стиль барокко появился в эпоху Позднего Возрождения, в конце 16 — начале 17 веков в Риме, затем распространился по странам Западной Европы.

Характерными являются увлечения малой архитектурой: павильонами, гротами, бельведерами, вазами, балюстрадами. Все эти сооружения так же значительны, как и растения.

Популярны так называемые садовые театры в виде полукруглой стены с нишами, украшенными статуями и фонтанами. Часто эти театры на самом деле служили декорацией, на их фоне разыгрывали представления, устраивали концерты.

Растения в саду барокко радуют глаз не только своей естественной красотой. В это время особую популярность получает фигурная стрижка. Из зелени создавались изысканные аркады, колонны, ниши, вазы, даже фигуры животных и людей.

Серьёзность ренессансных садов дополняет барокковая весёлость. Гостей такого сада пытались не только изумить богатством, оригинальностью замысла и вкусом хозяина. Их обязательно удивляли и смешили различными садовыми шалостями: создавали коварные перспективы, иллюзию продолжения аллей, потайные скамейки, фонтаны-сюрпризы.

Один из путешественников так описывал барокковые шалости: „Остерегайтесь прогулок в садах: здесь множество фонтанов, которые неожиданно обливают посетителей водой. Внутри фонтанов есть потайные комнаты с окошком, и хозяин вдоволь может подурачиться, неожиданно появляясь или выкрикивая из окна”.

Вода и здесь царица сада. Она не только громко шумит, но и ревёт, поёт и гудит, приводит в действие специальные приспособления в фонтанах.

Кому позавидовал король-Солнце?

Прекрасным образцом сада в стиле барокко с элементами нового художественного стиля – классицизма – является Версаль. Однако мало кто знает, что идея создания Версаля возникла после того, как король Франции Людовик ХІV побывал в поместье Во-ле-Виконт своего министра финансов Николя Фуке.

Для реализации замысла архитектора Фуке пришлось переместить огромное количество земли, чтобы спланировать почти горизонтальную местность с незначительным уклоном от дворца. Благодаря этому достигли потрясающего эффекта – грандиозной панорамы поместья Во-ле-Виконт.

17 августа 1661 года министр начал шумный праздник в честь завершения строительства. Чрезмерное величие и роскошь замка и сада так шокировали короля Людовика ХІV, что он отказался от приглашения переночевать в замке. Зависть человеческая не знает границ, а тем более – королевская: после празднования служебная карьера собственника поместья Николя Фуке навсегда закончилась. Однако именно это не самое лучшее из человеческих качеств стало стимулом для строительства знаменитого Версаля.

Время идёт быстро, но парковый комплекс Во-ле-Виконт и сегодня манит неподражаемыми узорами партеров и удивительными формами стриженых деревьев. И кто знает, увидели бы мы когда-нибудь дворцово-парковый ансамбль Версаль, если бы не его прекрасный предшественник – парк Во-ле-Виконт.

Самый известный парк мира Версаль (1661–1700) – плод неудержимой фантазии архитектора Андре Ленотра и изысканного вкуса Людовика ХІV. Парк, созданный на искусственно выровненной местности, поражает своим величием. Роль природы в Версальском парке второстепенная, в нём доминируют скульптуры и дворец. Все пути Франции вели к королю-Солнцу, поэтому к дворцу сходятся все аллеи. Даже водный канал сориентирован так, что создаёт эффект солнечных лучей.

Строгая симметрия парка завораживает. Основным стержнем геометрии парка служит продольная ось, которая совпадает с главной аллеей. Поперечные диагонали и радиально-лучевые аллеи создают звёздный рисунок, деревья и кусты имеют правильную геометрическую форму. Парадный характер парка подчёркивают бесконечные перспективы и открытые просторы. Многочисленные водные партеры, словно огромные зеркала, расширяют пространство, наполняя его светом. Цветники имеют сложный симметричный рисунок из завитков, овалов, кругов, квадратов.

Регулярный французский парк воплощал веру в человека, символизировал подчинённость природы законам разума. Творение Андре Ленотра поражало воображение иностранцев, а потому властители многих государств хотели иметь в своих странах аналогичные Версали.

Стиль Барокко нашел отражение при создании садов и парков не только Италии, но и Франции, Германии и других стран, включая Россию.

Самые известные парки в стиле Ленотра – Сансуси и Линдерхоф (Германия), а также Петергоф (Россия) — http://domfloris.ru …

domfloris.ru

Стиль барокко в оформлении сада. Фото — Ботаничка.ru

Стиль барокко сегодня пользуется особой популярностью. Оформить сад в роскошном течении ландшафтного дизайна, хорошо знакомого нам по классическим французским паркам и замковым садам, разбитым у шале, достаточно трудно, да и такой сад потребует очень сложного ухода. Но вот внести в дизайн участка отдельные штрихи роскоши, оформить в стиле барокко уголки для отдыха, цветники или целые зоны совсем не трудно.

Оформление цветника в стиле барокко

Новая жизнь старого стиля

В ландшафтном дизайне нередко можно наблюдать тенденцию к возвращению давно забытых и невостребованных направлений и течений. Стили оформления, которые переживают свой ренессанс и предлагают вспомнить настоящую классику, царящие в садах и парках несколько веков назад благодаря своей универсальности, декоративной выразительности и тонкости деталей подчас вырываются в лидеры и затмевают даже самые популярные течения садового дизайна. К наиболее ярким «возвращениям» последних лет можно по праву причислить тенденцию использования мотивов барокко в дизайне как больших, так и маленьких садов.

После своего возвращения на пик славы барокко во многом преобразился. Классическим решениям в оформлении дизайнеры сегодня предпочитают максимально выразительные, противоречивые простые ходы и экспрессивные контрасты, игру красок и богатство деталей и декора. Модные и броские решения при использовании минимальных средств позволили барокко выйти на новый уровень. Элементы этого стиля, введённые в дизайн любого сада не просто наполняют его шармом аристократической классики, а позволяют создать индивидуальные и очень яркие, экстравагантные проекты.

Элементы барокко, некогда господствующего в оформлении парков и садов при дворцах и замках и сегодня легко узнаются с первого взгляда. Этот стиль довел до совершенства использование строгой геометрии и чистоты линий

, является наиболее архитектурным и выразительным из всех регулярных течений. Но все же главной особенностью барокко всегда была и сегодня остается игра с деталями и акцентами, которая и придает ансамблям ту самую роскошную изысканность.

Наиболее узнаваемые элементы барокко — живые изгороди и стриженные бордюры, которые являются единственным инструментом разделения сада на зоны и обязательным элементом обрамления цветников. Стриженные строгие ограды из граба, тиса, самшита, высаженные не просто по контуру, а придающие клумбе вычурные линии и резные абрисы с «вензелями» и изгибами апеллируют к классическим архитектурным формам и создают визуальную канву, которая делает даже самый скромный объект выразительным и орнаментальным.

Использование высоких изгородей-разделителей в современных садах не столь актуально, ведь наполнить участок элементами столь массивными можно себе позволить только на действительно больших площадях. Но отказ от классического зонирования только подчеркивает и раскрывает возможности использования стриженных град в оформлении цветников. Даже один такой объект способен при правильном выборе формы самой изгороди и безупречном поддержании ее ровной текстуры, при умелом использовании акцентов создать элемент оформления, который с поразительной легкостью переменит характер всего сада.

Оформление огорода в стиле барокко. © Jardin

Безусловно только стриженными оградами вычурной формы барокко никогда не ограничивался. Умелая игра на контрасте идеальных газонов и стриженных изгородей с пышными травянистыми многолетниками и сезонными растениями, активное использование цветников и рабаток исключительно из летников позволяет наполнить уголки в этом стиле действительно потрясающими художественными эффектами. Яркие и красочные растения, выразительно подчеркнутые контрастом строгой рамки при умелом подборе цветовой палитры способны даже в гордом одиночестве оказывать завораживающее воздействие на атмосферу в саду.

Отличительная особенность подбора растений-наполнителей для барокко — ставка на абсолютные, чистые тона, использование наиболее выразительных классических красок. Серебристый, темный бордо, классический пурпур, сияющий белый и холодный розовый смешиваются между собой только в композициях с упорядоченной высадкой и контрастами, но в рамках самого окраса никогда не допускают мягких акварельных переходов и сочетаний разных оттенков одного колера.

Рассмотрим поближе наиболее простые способы привнести элементы барокко и его благородное изящество в любой сад.

«Серийные» цветники и строгая симметрия

В огороде, на газоне, на полянке из почвопокровных трав всегда можно разбить дополнительные серии симметричных объектов. Строгое расположение абсолютно одинаковых по форме и размеру грядок или клуб из тюльпанов и других луковичных, почвопокровных роз и пионов, текстурных многолетников (шалфей, вероника, манжетка), окруженных зеленой рамкой и сегодня остается самым эффектным и ярким элементом барокко. Не стоит забывать и о так называемых

медальонах — круглых площадках или акцентах, которые располагают в точке пересечения тропок между сериями цветников и грядок.

Даже выставленное в небольшом горшке пышное ампельное растение или штамбовое деревце и без выделения самой площадки мощением способно превратить симметричные объекты в маленькое чудо. Там, где места на серии объектов просто не хватает, всегда можно обойтись минимальными средствами. И на самом маленьком газоне можно разбить скромный новый цветник и установить в середине эффектный каменный вазон или скульптуру.

Оформление сада в стиле барокко. © Entoaggie09

Создавать серии симметрично располагающихся цветников заново вовсе не обязательно для того, чтобы в саду появился объект в стиле барокко. Даже одна «обновка» в виде нового бордюра, окружающего старую клумбу причудливым симметричным контуром из стриженого самшита способна заставить по-новому выглядеть любой цветник. Всегда можно обойтись и минимальными средствами, привнеся штрихи в стиле барокко при помощи высадки по контуру цветника «пунктиром» подстриженных кустов самшита, новой стрижки уже растущих самшитов, введения на газон или полянку нового мини-цветника, окруженного резным контуром. В крайнем случае, всегда можно реализовать идею при помощи горшечных самшитов и летников, которые можно выставить в качестве контура или строгой линии.

В качестве элемента в стиле барокко будут выглядеть и стриженые новые бордюры по обеим сторонам дорожки, новый контур для зоны отдыха, который можно разбить даже вокруг уже существующей клумбы-кольца или пересмотренный дизайн газона, который можно зонировать лабиринтами или придать вычурный контур новыми бордюрами и симметрично расположенными горшечными и скульптурами. И при самых скромных усилиях впечатляющие объекты в стиле барокко могут наполнить сад!

Малая и не только архитектура

Барокко во многом ассоциируется с разнообразными способами умелого использования классических объектов малой архитектуры. Они являются самым простым способом привнесения шарма барокко в свой сад, и одновременно — самым быстрым вариантом введения бароккальных акцентов.

Осенний розарий, оформленный в стиле барокко. © martinpapworth

Устанавливать ли филигранный металлический павильон или балюстраду в любимой зоне отдыха или украсить цветник классической скульптурой, постаментом, каменным вазоном — решать только вам. И бетонные цветочницы в классическом стиле, и апелляция к древнегреческим и романтическим скульптурам, и умелое использование горшечных акцентов, многоуровневых фонтанов, цокколей и полуколонн способны даже скромный цветник превратить в шедевр в стиле барокко.

Ни один предмет садовой мебели не оказывает столь яркое влияние на восприятие образа, как вычурные скамейки и банкетки. Прямые, полукруглые, кованые, литые или комбинированные, с очаровательными деталями и резными элементами, неизменно изящные и сами кажущиеся произведением искусства такие в общем-то небольшие предметы садового интерьера в стиле барокко способны любое, даже самое неприметное местечко превратить в волшебный уголок.

Достаточно всего лишь найти подходящую банкетку или скамейку и поставить ее в конце тропинки, на газоне или любой площадке на фоне живой изгороди или пышного цветника, сопроводив несколькими эффектными растениями в подходящих по стилю емкостях — и даже без дополнительных усилий эффектный уголок в стиле барокко будет неизменно привлекать всеобщее восхищенное внимание. А для усиления шарма и удобства всегда можно прихватить с собой пару эффектных, украшенных кисточками подушек для комфортного отдыха.

Но не только малая архитектура способна стать олицетворением этого изящного стиля. Если вы только планируете обустраивать свой пруд, то стиль барокко может приложить немало действительно аристократичных решений. Круглые бассейны с фонтанами, многоуровневые каскады в дворцовом стиле, очаровательные круглые или квадратные пруды со скульптурами, парапетами, оригинальными решениями способны в маленьком саду произвести не меньшее впечатление, чем в Версале. Барокко просто обожает фонтаны и практически любой тип водных объектов регулярного типа прекрасно смотрится в этом стиле. А при пышном обрамлении растениями даже маленькая лестница способна стать бароккальным элементом: достаточно выставить пару кадочных «стражей» и разбить цветник со стриженными самшитами.

Оформление цветника в стиле барокко. © Crossing Vineyards

Важные штрихи

Когда речь идет о барокко, главными инструментами и средствами «игры в стиль» всегда выступают детали. Ведь настоящая изысканность барокко часто проявляется в мелочах. Симметрично выставленные горшечные растения способны произвести царственное преображение даже самой скромной тропки, а правильный выбор аксессуаров и декора и вовсе может стать главным элементом, раскрывающим шарм этого удивительного стиля. Ведь не одни скамьи и павильоны способны привнести штрихи барокко в уголки сада.

Подушечки с кистями на мебели в зоне отдыха или террасе, темные насыщенные скатерти, роскошный бархат и бароккальные узоры, подсвечники классической формы, группы восковых свечей, введенные в дизайн уголка для отдыха изысканные старые люстры и хрусталь, которые могут получить новую жизнь в саду (даже в роли простой подвески или вазочки), старый фарфоровый сервиз и другие «мелочи» способны добавить роскошь барокко даже туда, где нет других элементов этого стиля.

Сегодня в дизайне часто используют большие прозрачные вазы, наполненные водой или листьями и плодами, посеребренные и золоченные подносы и вазы для фруктов, разбитые на плоских поверхностях натюрморты с разнообразными предметами быта в стиле барокко, керамическими статуэтками и собранными в саду материалами для декора — ветками, гроздьями рябины, ягодами и фруктами и т. д.

www.botanichka.ru

Сады барокко — Лихачев Д.С. «О садах»

Сады в эпоху барокко

Основной принцип садоводов барокко был тот же, что и в поэзии барокко. Неаполитанский поэт Джамбаттиста Марино отчетливо выразил этот общий принцип барокко: «Поэта цель — чудесное и поражающее. Тот, кто не может удивить… пусть идет к скребнице» (то есть станет конюхом.-Д. Л.) *{{См.: Голенищев-Кутузов И. Н. Барокко и его теоретики // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1963. С. 120.}}.

Одно из отличий садов барокко от садов ренессанса заключалось в смелом использовании разных уровней, в устройстве каскадов, водопадов. Итальянцы «играли с водой, как Султан со своими драгоценностями»,- выразил свои впечатления один англичанин.

Характерные черты садового искусства барокко — обилие каменных произведений на террасах: опорных стен, фонтанов, павильонов, аллегорических фигур, нимф, сатиров, богов и богинь, балюстрад, лестниц, садовых театров и туфовых ниш, сложно извитых аллей, огромных урн и другой садовой орнаментики. Все это играло большую роль, чем грядки, партеры, цветы и отдельные деревья в предшествующих стилях *{{Соwell F. R. The Garden as a Fine Art from Antiquity to Modern Times. London, 1978. P. 148.}}.

Барочные сады распространились главным образом в средней Италии в конце XVI и в течение всего XVII в. Барочные сады должны были быть представительными, свидетельствуя о богатстве, вкусе и эрудиции их владельцев, должны были удивлять, поражать, интересовать.

Вместе с тем сады в эпоху Барокко стремительно увеличивались в размерах. Они обсаживались плотными рядами больших деревьев, кустов, составлявшими большие массивы зеленых стен. Развивается пафос великолепия и изобилия в красках и запахах. Увеличились размеры фонтанов, возросли водяные струи; еще громче стал шум воды, появилась мода на ароматные цветы, кусты, деревья, особенно на апельсинные и лимонные. Природа драматизируется все большим стремлением к синтезу искусств, к экспрессивному воздействию на все чувства человека.

Одно из главных отличий садового барокко от садового ренессанса заключалось также в появлении в садовом искусстве иронического элемента, создание собственной мифологии (собственных систем символов и аллегорий) чисто эстетического порядка. Если Медичи во Флоренции пытались «всерьез» восстановить сады Платоновой Академии и «населяли» их «серьезными» скульптурами и скульптурными ансамблями, то в садах барокко гораздо отчетливее проступал элемент отдыха от серьезного содержания.

Статуи по-прежнему служили смысловой связью с природой, но по своему содержанию они должны были больше напоминать о простых утехах окружающей сельской местности. Гроты, например, символизировали собой как бы уход в горы, уединение. Барочная шутливость требовала, чтобы кусты и деревья стриглись не столько «архитектурно», сколько живописно и «чудаковато», принимали форму статуй, а самые статуи в садах сливались с растительностью, а не противостояли ей. Эту особенность барочной стрижки деревьев и кустов часто не замечали исследователи, преувеличивая ее архитектурность. Подстриженные в виде людей, зверей, ваз, кусты и деревья — характернейшие для барокко курьезы, такие же, как шутливые фонтаны («шутихи»), «тайные» скамьи, обманные перспективные картины, создававшие иллюзию продолжения аллей или открывающихся видов на природу, села, строения и т. д.

Эммануэлье Тезауро — крупнейший теоретик барокко — отмечает, что истинное в искусстве не то, что истинно в природе; поэтические замыслы «не истинны, но подражают истине», остроумие создает фантастические образы, «из невещественного творит бытующее» *{{История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2. М., 1964. С. 626.}}.

К садам эпохи Барокко применимо положение Ф. Бэкона, что «природа вещей лучше обнаруживает себя в искусственной стесненности, чем в естественной свободе». Сады барокко способствовали исследованию и показу природы именно в «искусственной стесненности». Они были в известной мере экспериментом, служащим познанию мира, экспериментом, в котором создаются модели мира, испытываются свойства растений, насаждается искусственная, но все же природная среда вокруг нас.

Характерной деталью садов барокко было устройство так называемых «театров». Садовый театр состоял из полукруглой декоративной стены, обычно с туфовыми нишами, в которых размещались статуи. Такие театры мы найдем в саду виллы Бельведер в Италии, в саду дворца Мандрагона, в саду виллы Памфили и пр. «Театры» создавали декоративный фон, иногда вовсе не служивший для представлений, хотя, вообще говоря, сады барокко, в отличие от садов ренессанса, гораздо чаще использовались для маскарадов, театральных действ, увеселений, тогда как для садов ренессанса был более типичен серьезно-учебный и ученый характер.

Зрительный элемент сильно возрастал в барокко. Но садовые театры не были только чисто зрительными деталями сада — в них была и зрелищность: разыгрывались праздничные представления, сказывалась характерная для барокко театрализация жизни.

С этим же «театральным» характером барочных садов связана и другая их черта — стремление к музейности, стремление превращать сады в своего рода кунсткамеры, выводить в садах редкие растения, особенно редкие плоды.

Редкие фрукты заботливо выращивались, в частности, в английских садах XVII в. На портрете короля Карла II X. Данкерта, носящем название «Ананасный портрет», Карл II изображен на террасе английского дома, с типичным для барокко квадратным партером («кабинетом») позади, держащим ананас в руке — первый, выращенный в Англии.

Стремление населять сады редкими растениями объяснялось не только желанием к «коллекционированию», но и характерным для барокко тяготением к эффектам «преодоления материала».

Л. Бернини говорил: «Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью». В садовом искусстве было то же стремление к преодолению материала: подчинить растения (путем стрижки и выгибаний — в «огибных аллеях») скульптурным и архитектурным формам, создавать декоративные эффекты. Сады барокко планировались с декорационными элементами, и декораторы в них были часто садовниками.

Теоретик садоводства XVII в. Джон Эвелин рекомендует для садов эффекты «громадного» разнообразия в соединении с «громадной» же интимностью. Он вводит в сады питомники, огороды съедобных овощей, большие цветники, птичники, плантации редких растений, окруженные стеной садики для редких цветов, пастбища, карповые пруды и даже химические лаборатории.

Сады барокко XVII в. полны разнообразных эмблем и «иероглифов». Забава неожиданно становится из обычного ребуса нравоучением, назиданием. Богатство мира, которое по-своему стремится представить сад каждого стиля, в барокко раскрывается путем подчеркивания «тайны мироздания». Мир и сад — оба вызывают прежде всего удивление. На первый план выступает сложность смыслового оформления сада. Сад надо разгадывать, как ребус. В садах барокко были аллегории рек, морей, изображения морских божеств.

Сады барокко, может быть, в большей мере, чем сады любого другого стиля, стремились к органическому синтезу искусств, как бы переходя даже пределы возможного для материала. Скульптуры создавались из зеленых насаждений и производили живописный эффект, тяжелый камень превращался в легкую драпировку и пр.

Отсюда же идет стремление в садовом искусстве создавать из кустов и деревьев скульптуры, соединять садовое искусство незаметными переходами с архитектурой и живописью, создавать декорации из зеленых насаждений, акцентировать внимание на оттенках листвы, цветов; стремление противиться естественным законам — во вздымающихся вверх фонтанах, опускающихся вниз, свисающих с высоких стенок или вьющихся по камню, решеткам растениях. Отсюда же особое тяготение к «огибным аллеям», беседкам и другим строениям, сплошь состоящим из растений.

Барокко — это первый из стилей, который довел увлечение садами почти до фантастических размеров, а затраты на устройство дворцовых садов почти сравнял с затратами на постройку самого дворца.

Смотрите также:
Сады голландского барокко

Понравилась информация? Поделитесь ей с друзьями!

загрузка…

И не забывайте про наш форум-сообщество! Вступайте в ряды цветоводов и любителей растений!;)

www.florets.ru

Сад в стиле барокко: выбираем растения и знакомимся с особенностями ландшафта

Если вы отдаете предпочтение вычурным формам и необычным цветовым сочетаниям, шикарным декоративным предметам и диковинным деталям, реализовать их можно в саду стиля барокко, которые сочетает именно такие элементы, гармонично связывая их друг с другом. В таком стиле оформлялись дворцовые парки и сады аристократов. В нашей статье мы более детально расскажем вам об особенностях стиля сада барокко, о том, какие растения там применяют и какими декоративными предметами можно его дополнить.

Особенности стиля барокко в саду

Сады в стиле барокко сочетают в себе противоречивые контрастные композиции, не сочетаемые краски, элементы декора и разные детали. Компоненты, присутствующие в этом стиле придают ему шарм и аристократический вид. Они помогают подчеркнуть индивидуальность и экстравагантность ландшафта. При формировании сада в этом стиле используются геометрические линии и симметрия. Неизменным атрибутом стиля барокко являются живые изгороди и бордюры, которые разделяют всю территорию на зоны и обрамляют клумбы и цветники. Все изгороди должны иметь безупречно правильные формы и ровную текстуру. Даже на не очень большом участке без использования высокорослых кустарников можно сделать идеальный сад в стиле барокко.

Так же в садах такого стиля можно увидеть идеально стриженые газоны, много сезонных растений, цветочные композиции, сочетающие в себе широкую цветовую гамму.

Преимущество в стиле барокко отдается цветам с чистыми тонами и выразительными большими цветами. В цветовой гамме присутствуют темно-бордовые, пурпурные, серебристые, белоснежные и розовые тона, смешанные между собой.

Разговаривая о стиле барокко, всегда подразумевается игра деталей. Это могут быть симметрично расположенные растения в горшках, которые способны преобразить любую зону или дорожку, подушки с кисточками на диванах в зоне отдыха, столы укрыты бархатными или атласными скатертями темного насыщенного цвета, наличие классических подсвечников и свечей, старинных люстр и хрусталя. А так же частыми украшениями являются прозрачные вазы большого размера, с листьями или плодами внутри, серебряные или золотые подносы, натюрморты, статуэтки из керамики или вазы с фруктами.

Для оформления сада в стиле барокко используют большую территорию, на которой может уместиться фонтан, садовые скульптуры, беседка, множество цветов и других аксессуаров.

сад барокко

Растения в саду стиля барокко

Чаще всего в садах стиля барокко высаживаются роза разного размера и окраса. Они способны украсить и подчеркнуть любую зону, а так же создать контраст или гармонию для других цветов. Помимо роз часто можно увидеть древовидные или травянистые пионы, гладиолусы и лилии. Из цветов, которые цветут летом, предпочтение отдают львиному зеву, крокусам, красным каннам, георгинам, циннии, душистому табаку, гелиотропу, а так же луковичным первоцветам, которые дополняют палитру многолетних и однолетних растений. Из цветов, которые цветут весной чаще всего можно увидеть геоцинты, тюльпаны, рябчики, незабудки.

Зонируя участок, не забудьте отвести одну зону для высаживания овощных грядок, на которых сажают помимо овощей так же и пряные травы. Во многих садах при дворцах можно было увидеть яблони, груши, а так же помидоры и баклажаны, растущие в отдельных зонах. Оформив грядки как декоративную цветущую зону, вы никоем образом не нарушите гармонию сада.

Цветники в саду барокко

Высаживая цветники, следует учитывать, что для них подбираются растения одинаковой высоты, которые разбавляются растениями-акцентами, резко контрастирующими с общей картиной цветника. В качестве таких акцентов используют фигуры и топиарии из вечнозеленых кустарников. Каждый цветник должен быть оформлен в отличном от другого стиле, однако при этом обязательно поддерживать симметрию и объединятся в одном мотиве. В одном цветнике, как правило, используется 3-5 традиционных растений, которые высаживают для оформления всех клумб. Такими растениями могут быть герань, самшит, дельфиниум, хоста и колокольчики.

Цветники располагаются сериями симметрично друг к другу в строго геометрической форме. Внутри цветника так же высаживают растения строго расположено друг к другу. Все цветники обрамляют живым бордюром. В его центре, как правило, размещают каменный вазон, декоративную скульптуру или яркое растение в большом горшке. В качестве бордюров чаще всего используют самшит, который легко поддается стрижке и неприхотлив в выращивании. Бордюры высаживают по краям садовых дорожек, клумб, зон отдыха, вокруг клумб, кольца, как разграничение между зонами, а так же для обрамления садовых скульптур.

стиль сада барокко

Декоративные предметы и аксессуары

Традиционными аксессуарами в садах стиля барокко считаются каменные вазоны и садовые скульптуры, которые расставляют по всему саду, декорируя их цветущими или фьющимися растениями. Так же часто можно увидеть фонтаны, крупные и яркие растения в горшках, такие как розы, цитрусовые или лилии. Не менее эффектно смотрятся каскады водопадов и многоярусные фонтаны разных причудливых форм, вода которых падает по нестандартной траектории. К неизменным атрибутам в стиле барокко относятся такие архитектурные предметы как:

  • вазы;
  • колонны;
  • урны;
  • фонари;
  • шары;
  • скульптуры;
  • скамейки;
  • блюстрады.

Если в вашем саду располагается водоем, украсить его можно изящным декоративным мостиком, в начале которого выставляют вазоны с пышными цветами или фонари, а в конце можно посадить деревья с ажурной кроной. В зоне отдыха располагают блюстарду или цветник со скамейкой.

Скамейки и банкетки могут быть прямыми, коваными, полукруглыми или комбинированными с наличием разных деталей и элементов, которые подчеркивают их изящность и привлекают к себе внимание. При помощи такой банкетки можно украсить любую зону отдыха, подчеркнуть стильность, поставив ее в конце дорожки, по середине газона или под живой изгородью.

Водоемы делают круглыми с наличием фонтанов или многоуровневых водных каскадов, а так же скульптур. Берега водоема декорируют камнем и растениями, способными расти в зоне повышенной влажности.

Как оформить сад в стиле барокко

Прежде чем оформлять сад следует разметить его на зоны. Весь участок обрамляется идеально подстриженной живой изгородью, для которой чаще всего высаживают тис. Внутри территории зоны и объекты выделяются насаждениями из самшита. В некоторых участках высокие изгороди могут быть оформлены из плетистых роз, жимолости или клематисов.

Весь сад делят на такие зоны:

  1. Переходная зона. Это переход из дома к саду, который состоит из серийных цветников и садовой дорожки. По краям дорожки выставляют фонари и садовые фигуры.
  2. Зона отдыха. Она располагается внутри сада и оформляется как отдельная зона. Она может иметь фонтаны, садовые скульптуры, лавки, беседки. Диваны с мягкими подушками или другие декоративные предметы.
  3. Прогулочная зона. Эта зона отделяется высокой изгородью, имеет много цветников, аккуратный газон и садовую дорожку.

Садовые дорожки в стиле барокко делают исключительно под прямым углом. Площадки, зоны отдыха, водоемы и дорожные пересечения делают круглыми. В качестве материала для садовых дорожек используют натуральный камень или гравий. В центре каждой зоны должен быть акцентирующий элемент – форменно постриженное дерево, скульптура, фонтан или вазон.

На первом этапе изготовления сада в стиле барокко закладывают дорожки, выстилают площадки и устанавливают большие объекты типа водоемов, беседок или фонтанов. Остальную территорию засаживают цветниками с тропинками, разделяющими их газонной травой.

Неизменным атрибутом стиля является газонная площадка, обрамленная контуром и повторяющая свою форму в рабатках и цветниках. Периметр газона обсаживают цветами или живым бордюром.

В зоне отдыха размещается беседка круглой формы, вокруг которой высаживают плетистые лианы или розы. Беседку располагают по центру зоны, оформляя ее газоном или симметричными рабатками с розами или цветущими многолетниками, такими как: дельфиниум, колокольчики, лилии или герань.

Присоединяйтесь к нашей группе в Facebook

ogorodniki.com

Читать онлайн электронную книгу Поэзия садов — Сады барокко бесплатно и без регистрации!

Выдающийся садовый архитектор Пирро Лигорио (Pirro Ligorio; 1493–1580), неаполитанец по происхождению, явился создателем сада в Тиволи в качестве личного знатока античных древностей при кардинале Ипполите д’Эсте. Созданная им вилла д’Эсте в период между 1550 и 1573 г. (до смерти кардинала) явилась одним из самых замечательных садово-парковых произведений XVI в., и ее эстетический образ, без сомнения, через творения ряда посредствующих художников и планировщиков садов отразился в замысле Петергофа. Основное магическое воздействие сада виллы д’Эсте принадлежало каскадам и фонтанам. Они обрамляли своеобразную тесную «просеку» в густой растительности на холме, поднимавшемся террасами кверху. Сто фонтанов обрамляли эту «просеку», и их движение кверху пересекалось ниспадающими каскадами. Зрительные впечатления углублялись слуховыми – от извергающейся вверх и ниспадающей воды – и объединялись с интеллектуальными, связанными с «чтением» образной, аллегорической системы, представленной скульптурами и их расположением.

Замечательнейшим планировщиком садов был также Джакомо да Виньола (Giacomo da Vignola; 1507–1573) – архитектор, наследовавший в 1564 г., как главный архитектор собора Св. Петра, положение, занимавшееся Микеланджело.

Предполагают, что он приложил руку к вилле, построенной Перуцци на Палатинском холме, где лоджии были расписаны Рафаэлем.

Наиболее значительным произведением в садовом искусстве Джакомо да Виньола явились сады виллы, построенной для папы Юлия III (1550–1555) за пределами Рима, и особенно вилла Ланте в Банье (Bagnia) 1564 г. и сады виллы Фарнезе в Капрароле, которые он, впрочем, не успел закончить.


Тиволи. Вилла кардинала Ипполито II д’Эсте. Овальный фонтан. Архитектор П. Лигорио. 1568–1611

В чем же заключался основной принцип садоводов барокко? Он был тот же, что и в поэзии барокко. Неаполитанский поэт Джамбаттиста Марино отчетливо выразил общий принцип барокко: «Поэта цель – чудесное и поражающее. Тот, кто не может удивить… пусть идет к скребнице» (т. е. станет конюхом. – Д. Л. )[105]См.: Голенищев-Кутузов И. Н. Барокко и его теоретики // XVII век в мировом литературном развитии. М., 1963. С. 120..

Способов «удивлять» было использовано в садах барокко очень много.

Отличие позднеренессансных садов и садов барокко от садов раннего Ренессанса заключалось в смелом использовании разных уровней: в террасировании расположения сада, особенно его прудов, в устройстве каскадов, водопадов. Это было применено и в вилле Ланте, и в Капрароле.

«Итальянцы „играли с водой“, как султан со своими драгоценностями», – выразил свои впечатления, как пишет Ф. Кауелл, один англичанин.

Характерные черты садового искусства барокко: обилие каменных произведений на террасах – опорных стен, фонтанов, павильонов, аллегорических фигур, нимф, сатиров, богов и богинь, балюстрад, лестниц, садовых театров и туфовых ниш, сложно извитых аллей, огромных урн и другой садовой орнаментики. Все это играло бóльшую роль, чем грядки, партеры, цветы и отдельные деревья[106] Cowell F. R. The Garden as a Fine Art from Antiquity to Modern Times. P. 148..

Барочные сады распространились главным образом в Средней Италии в конце XVI и в течение всего XVII в. Барочные сады должны были быть представительными, рекомендуя богатство, вкус и эрудицию их владельцев. Сады должны были удивлять, поражать, интересовать.

Когда пышность садов стала чересчур дорогой для их хозяев, во второй половине XV в., еще в период позднего Ренессанса, появилась новая мода, длительная во Франции и короткая в Англии, – заменять растения и цветы цветными камнями и кирпичом, расположенными подобно цветникам и служившими частично садовыми дорожками. Но «цветники» эти делались не в больших и парадных садах, в которых воплощались мечты доминиканского монаха Франческо Колонна, описавшего их в любовном романе «Hypneromachia» (1467), а в садах частных и небольших, продолжавших традиции средневековых «giardino segreto». Эти небольшие и дешевые сады призваны были подражать садам большим и импозантным, представляя их удешевленные варианты со слабо осуществлявшимися претензиями на роскошь[107]Ibid. P. 151..


Вилла д’Эсте. План работы Этьена Дюперака. 1560–1575

Расцвет барочных садов падает на XVII в., и он обязан своим появлением иезуитам Италии, как им же обязано своим первым толчком к осуществлению и барокко в архитектуре. Так, во всяком случае, предполагал и впервые обративший на них внимание иностранец – английский путешественник лорд Чандос (Chandos) в 1620 г.


Вид на виллу д’Эсте в Тиволи. Офорт Дж. Б. Пиранези. 1778

На садовое искусство XVII в. воздействовал архитектор Бернини (1598–1680), работавший в тесном контакте с генералом ордена иезуитов Олива.

Сады барокко стремительно увеличивались в размерах, они обсаживались плотными рядами больших деревьев, кустов, составлявших большие массы зеленых стен. Развивается пафос изобилия, стремление к великолепию в красках и запахах. Увеличились размеры фонтанов, возросли водяные струи; еще больше стал шум воды, и усилилась мода на ароматные кусты, деревья и цветы: особенно на апельсинные и лимонные деревья. Природа драматизируется, и появляется стремление к синтезу искусств. Особенно интенсивным стало экспрессивное воздействие на все чувства человека.

* * *

Обычное описание садов барокко не пытается выделить их отличие от садов Ренессанса. То, о чем говорят авторы книг по садовому искусству, – это обычно «сады времени барокко». Описательность этих искусствоведческих работ и дробление по отдельным памятникам садового искусства не позволяет произвести анализа садов барокко как принадлежащих именно этому стилю, тем более что сады барокко по большей части не разбивались заново, а ставились на месте прежних садов эпохи Ренессанса. Черты барокко оказывались в них естественно смешаны с чертами Ренессанса. Характеристика черт садового барокко, о которой я буду говорить в дальнейшем, – не более чем опыт, который в будущем потребует еще дополнений и развития. Характеристика эта, однако, крайне необходима не только для того, чтобы выяснить принципиальное отличие садового барокко от предшествующего садового Ренессанса, но и от последующего французского садового классицизма, который обычно также не отделяется от барокко, безосновательно объединяясь с ним в едином понятии «регулярного стиля».

Главное отличие садового барокко от садового Ренессанса заключается в появлении в садовом искусстве иронического элемента, создании собственной мифологии (собственных систем символов и аллегорий) чисто эстетического порядка.

Когда исследователь латинской классики Поджо Браччолини (Poggio Bracciolini; 1380–1459) стал вводить в своем флорентийском саду античные статуи, это нововведение было встречено с сарказмом. Но сарказм был в данном случае лишь следствием непонимания, ибо античная мифология уже в XV в. воспринималась в произведениях барокко с оттенком иронии и в духе интеллектуальной игры.

Больше того, одно из важнейших и до сих пор не замеченных различий между садами Ренессанса и барокко состоит в том, что сады барокко относились к сюжетной стороне своего искусства с некоторой долей подчеркнутой условности, иногда иронии и шутливости. Если сады Медичи во Флоренции пытались «всерьез» восстановить сады Платоновской академии и «населялись» «серьезными» скульптурами и скульптурными ансамблями, то в садах барокко гораздо отчетливее проступал элемент отдыха от серьезного.

Статуи по-прежнему служили смысловой связью с природой, но по своему содержанию они должны были напоминать о простых утехах окружающей сельской местности. Гроты символизировали собой как бы уход в горы, уединение. На берегу моря в саду ставилась статуя Нептуна, но характерно, что в саду генуэзского дворца А. Дория портретные черты последнего сознательно воспроизведены в статуе Нептуна. Тем самым в семантику этой барочной статуи был внесен некоторый элемент «несерьезности», игры.

Барочная шутливость требовала, чтобы кусты и деревья принимали форму статуй, а самые статуи в садах сливались с растительностью, а не противостояли ей. Эту особенность барочной стрижки деревьев и кустов часто не замечали исследователи, преувеличивая ее серьезность. Подстриженные в виде людей, зверей, ваз, колонн кусты и деревья – характернейшие для барокко курьезы; такие же, как шутливые фонтаны («шутихи»), «тайные» скамьи, обманные перспективные картины, создававшие иллюзию продолжения аллей или открывающихся видов на природу, села, ложные строения и т. д. «Курьезами» были и фонтаны. Бьющая вверх струя воды как бы нарушала законы природы.

Авторы «Истории эстетики» пишут: «…барочное остроумие оказывается умением сводить несхожее – грусть и веселие, серьезность и насмешливость. Проявить остроумие можно лишь в том случае, если понятия будут обозначаться не просто и прямо, а иносказательно, пользуясь силой вымысла, то есть новым и неожиданным способом. Так рождается метафора – „мать поэзии“, и отсюда тяга барокко к иносказанию, всевозможным эмблемам и символам. Произведения барочной архитектуры оказываются метафорами из камня, молчаливыми символами, которые способствуют прелести творения, придавая ему таинственность»[108]История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1964. Т. 2. С. 626..

Эммануэле Тезауро (Emmanuelle Tesauro; 1592–1675) – крупнейший теоретик барокко. Для истории эстетических учений представляют интерес его трактаты «Подзорная труба Аристотеля» (1654) и «Моральная философия» (1670). Как показывает уже заглавие первого из этих сочинений, Тезауро следует учению Аристотеля и согласен с его положением о том, что искусство есть подражание природе. Но понимается это подражание уже не так, как толковали его мастера Возрождения: «Те, кто умеет в совершенстве подражать симметрии природных тел, называются ученейшими мастерами, но только те, кто творит с должной остротой и проявляет тонкое чувство, одарены быстротой разума»[109]Там же..


Италия, Баньяйя. Вилла Ланте. Фото. 1913

Истинное в искусстве – не то, что истинно в природе; поэтические замыслы «не истинны, но подражают истине», остроумие создает фантастические образы, «из невещественного творит бытующее»[110]Там же..

Принимая принцип подражания природе, барокко отдает, однако, предпочтение «внутреннему рисунку», воображению, замыслу. Замысел должен быть остроумным, поражать новизной. «Быстрый ум» пользуется различными тропами, коль скоро они отвечают требованию обозначать вещи не прямо, а иносказательно; метафоризация мышления порождает тягу к символам. Однако это не возврат к символизму Средних веков, где вещь ценна только как знак Бога: представление вещи с помощью переноса значения считается более изящным и выразительным способом обозначения самой вещи или самого понятия.

«Художественная концепция барокко значительно расширяет сферу эстетического, допуская в искусстве не только наиболее совершенное, прекрасное, но и безобразное, фантастическое, гротескное, предвосхищая и в этом отношении позицию романтиков. Подобные тенденции могут быть объяснены тем, что принцип сведения противоположностей при всей их несводимости заменил в искусстве барокко ренессансный „принцип меры“. Сочетая противоположности, художественное сознание барокко улавливает их взаимозависимость, часто сосредоточивая внимание на переходе из одного состояния в другое: тяжелый камень превращается в облако или тончайшую драпировку, скульптура дает живописный эффект, стираются грани между скульптурой и архитектурой, слово стремится стать музыкальным, музыке необходимы слова, веселость оказывается грустной, а грусть – веселой, комическое оборачивается своей трагической стороной, реальное подается как фантастическое, сверхъестественное – как реальное»[111]Лекции по истории эстетики. Кн. 1. С. 129–130.. Отсюда и «скульптура» из зеленых насаждений, и попытки из зеленого материала создавать архитектурные сооружения.

«Новый Органон» Бэкона открывается словами, которыми освещается и его отношение к садам: «Человек, слуга и истолкователь Природы, ровно столько совершает и понимает, сколько он охватывает в порядке Природы; свыше этого он не знает и не может ничего»[112]The Works of Lord Bacon. London, 1879. Vol. II. P. 433.. Это его принципиальная позиция, из которой он исходит и в истолковании садов, в определении цели устройства садов.

В барокко возродилась средневековая идея о том, что высшими книгами познания являются Библия и Природа. Это утверждали и Парацельс, и Корнелий Агриппа Неттесгейм из Кёльна, и Себастьян Франк из Донаувёрта, и мн. др.[113] Бизе А. Историческое развитие чувства природы. СПб., 1890. С. 205, 206 и далее. Особенно характерны в этом отношении и влиятельны высказывания Лютера в предисловии к Псалтири, в письме к канцлеру Брюкку и т. д. Отличие этого отношения к природе как ко «второй Библии» определялось в барокко сравнительно со Средневековьем тем, что барокко не только наблюдало и «читало» природу, но стремилось в нее проникнуть, активно на нее воздействовать и даже экспериментировать. Посредницей между человеком и природой стала светская наука.

Сад служит не только познанию мира, но и его изменению к лучшему. Только истинное познание мира дает человеку право и возможность улучшить мир. Так и в садах – исходя из познания природы изменить ее на благо человеку, создать истинный рай на земле.

К садам эпохи барокко применимо положение Ф. Бэкона, что «природа вещей лучше обнаруживает себя в искусственной стесненности, чем в естественной свободе»[114]The Works of Lord Bacon. Vol. II. P. 288..

Сады барокко способствовали исследованию и показу природы, но в «искусственной стесненности». Сады барокко были в известной мере экспериментом, служащим познанию мира, – экспериментом, в котором создается модель мира, испытываются свойства растений, создается искусственная, но все же природная среда вокруг нас.

Характерной деталью садов барокко было устройство так называемых театров. Садовый театр состоял из полукруглой декоративной стены, обычно с туфовыми нишами, в которых размещались статуи. Такие театры мы найдем в саду виллы Бельведер в Италии[115] Курбатов В. Я. Сады и парки. С. 86., в саду дворца Мандрагона[116]Там же. С. 83., в саду виллы Памфили[117]Там же. С. 107. и пр.

«Театры» создавали декоративный фон, иногда вовсе не служивший для представлений, хотя, вообще говоря, сады барокко, в отличие от садов Ренессанса, гораздо чаще использовались для маскарадов, театральных действ, увеселений, тогда как для садов Ренессанса был более типичен серьезно-учебный и «ученый» характер.

Зрительный элемент сильно увеличился в барокко. Но садовые театры барокко не были только чисто зрительными деталями сада, в них была и зрелищность – разыгрывались праздничные представления. В. Я. Курбатов пишет: «Стремление использовать двор или сад для театрального помещения было распространено в XVI в. Кроме ватиканского сада и амфитеатра Баболи, в виде театра был задуман Виньолой двор Фарнезского дворца в Пьяченце. Стремление к театральным эффектам в садах приводило к перепланировке почвы. Чтобы усилить впечатление, часто устраивали сложные архитектурные декорации, состоящие по большей части из полукруглых стен с нишами и фонтанами. Их называли „театрами“»[118]Там же. С. 37..


Вид на виллу Мадама. Гравюра. 1850-е

Элемент зрелищности был в барокко повсюду. Зрители XVII в. получали детское удовольствие от различных водяных затей, дававших движение механическим игрушкам – таким, как двигающиеся птицы, водяные оргáны, крутящиеся статуи и т. д. Появились фонтаны-сюрпризы, обливавшие зазевавшихся посетителей.

С этим же «театральным» характером барочных садов связана и другая их черта – стремление к музейности, стремление превращать сады в своего рода кунсткамеры, выводить в садах редкие растения, особенно редкие плоды. Редкие фрукты заботливо выращивались, в частности, в английских садах XVII в. На портрете Карла II Гендрика Данкерта (Hendrick Danckert), носящем название «Ананасный портрет» («Pineapple Picture»), король Карл II представлен с первым ананасом, выращенным в Англии. Карл II изображен на террасе английского дома с типичным для барокко квадратным партером («кабинетом») позади, держащим ананас в руке[119]Первый ананас был выращен в Англии в саду сэра Матью Деккера в Ричмонде («Richmond Green») в 1720 г. Подробный, хотя и очень популярный очерк истории переноса садовых растений из страны в страну см.: Рандхава М. Сады через века. М., 1981..

Мода населять сады редкими растениями объяснялась не только стремлением к «коллекционированию», но и характерным для барокко тяготением к эффектам «преодоления материала».

Л. Бернини говорил: «Я победил трудность, сделав мрамор гибким, как воск, и этим смог в известной степени объединить скульптуру с живописью»[120]Мастера искусства об искусстве. М., 1967. Т. 3. С. 45.. В садовом искусстве было тоже стремление к преодолению материала: подчинять растения (путем стрижки и выгибаний – в «огибных аллеях») скульптурным и архитектурным формам, создавать декоративные эффекты. Сады барокко планировались с декорационными элементами, и декораторы в них были часто садовниками.

Присущее всем стилям в искусстве садов стремление создать на возможно меньшей площади возможно большее разнообразие приобретает в садах барокко особенно гипертрофированные формы. Садоводы намереваются в своих садах дать представления о мире – научные и символические одновременно. Создать из соединений научных понятий с традиционными символами новую символику, превращая тем самым сад в своего рода ребус и взывая к необходимости размышлений, систематизации, удивления и восхищения, – было главной целью барочных садоводов.

Теоретик садоводства XVII в. Джон Эвелин (John Evelyn) рекомендует для садов эффекты «громадного» разнообразия в соединении с «громадной» же интимностью. Он вводит в сады питомники («nursery gardens»), огороды съедобных овощей («kitchen gardens»), большие цветники, птичники, плантации редких растений, окруженные стеной садики для редких цветов, пастбища, карповы пруды и даже химические лаборатории. Особый интерес он проявляет к фруктовым деревьям, которые выращивались около окружающих сад стен.

Отдельные «купе» («зеленые кабинеты») посвящались специально созданию разнообразия.

Спрат (Sprat) в своем поэтическом «Plantarum» (1661) соединяет морфологическое изучение цветов с мифологическим и «спиритуалистическим». Он объясняет строение цветка через эмблематическое его толкование, находит многие соответствия между ботаническими фактами и космическими.

Сады барокко XVII в. полны разнообразных эмблем и «иероглифов». Забава неожиданно становится из обычного ребуса нравоучением, назиданием.

Д. Аллен (D. С. Allen) утверждает даже, что «сад – классический эквивалент разума» (mind)[121]Цит. по: Hunt John Dixon. The Figure in the Landscape: Poetry, Painting and Gardening during the Eighteenth Century. P. 16.. Возрождается средневековое представление: «Сады – это рукопись». Этот дух эмблематического толкования садов ясно ощущается даже в работах «родоначальника» эмпирических наук Нового времени Бэкона, написавшего особое эссе «О садах» («Of Gardens», 1625). Джон Ри (John Rea) говорит о цветах как эмблемах добродетелей:

In your garden you can walk

And with each plant and flower talk

View all their glories, from each one

Raise some rare meditation [122]«В вашем саду вы можете гулять и говорить с каждым растением и цветком, видеть всю их славу и от каждого получить стимул для необычного размышления». – Ibid. P. 28..

В композиции ренессансных садов включались группы свободно растущих деревьев. Сады Ренессанса отличались четкостью плана, ясностью и простотой композиции. Сады барокко, напротив, стремились к усложненной композиции.

Сады и парки эпохи барокко, так же как сады и парки Ренессанса, находились в эстетическом подчинении архитектуре, но это другая архитектура. При этом подчинение архитектуре постепенно усиливается в барокко, что выражается, в частности, в том, что в садах и парках появляются многочисленные строения – опорные стены террас, лестницы, перила, гроты, павильоны, бельведеры и т. п. Динамичные мотивы преобладают в барокко над статичными мотивами Ренессанса (например, стремление к игре света и тени, к живописным эффектам). Общий признак с поздним Ренессансом – роскошь, богатство и т. п., но в барокко сад и парк становятся не только «продолжением дворца», но и «аналогией дворца» – аналогией дворцовых зал, кабинетов и коридоров. При этом переход из одного «зеленого апартамента» в другой строится на основе контраста. Каждое новое «помещение» неожиданно для посетителя, участки сада изолированы друг от друга, переходы из одного участка в другой не акцентированы и иногда скрыты.

Богатство мира, которое по-своему стремится представить сад каждого стиля, в барокко раскрывается путем подчеркивания «тайны мироздания». Мир и сад – оба вызывают прежде всего удивление. В саду создаются театральные эффекты, подчеркиваются разные уровни террас. В семантическом отношении на первый план выступает сложность смыслового оформления сада. Сад надо разгадывать.


Общий вид Фонтенбло. Гравюра Адама Переля. XVII в.

Вместе с тем следует особо обратить внимание на то, что сады барокко отнюдь не противопоставляли себя окружающей природе. В них не было характерной для садов Ренессанса и последующего классицизма «отгороженности» от окружающей местности. Сама тематика фонтанов и групп статуй связывала сад с окружающей природой: здесь были аллегории рек, морей, изображения морских божеств. Главный фонтан сада Фонтенбло изображал Тибр. Аллегорический Тибр лежал на боку, и вода била у него из рога изобилия и из двух лебедей[123] Курбатов В. Я. Сады и парки. С. 162.. Фонтан этот создал Ф. Франчини около 1600 г. Гроты как бы символизировали собой уход в горы, уединение. В саду виллы Пратолино, например, стоял фонтан Джованни да Болонья (1529–1608) с фигурой старца Апеннина, изображавшего собой основной горный хребет Италии, и статуя эта как бы поросла мхом, означая древность окружающих гор. Колоссальная статуя старца Апеннина была создана из естественного камня, цемента, кирпича, лавы и декорирована кусками других материалов. В основании статуи находится грот с большой комнатой в торсе статуи, с окнами в ее подмышках и бороде, откуда владелец замка мог шутливо пугать своих гостей. Статуя Апеннина как бы осуществляла юношескую мечту Микеланджело сделать скульптуру из целого горного пика в Карраре[124] Avery Charles. Giambologna’s sketch-models and his sculptural technique // The Connoisseur. 1978. September. P. 3–11. См. также: Smith Webster. Pratolino // Journal of the Society of Architectural Historians. 1961. Vol. XX. P. 155–168..

Для той же барочной гигантомании характерен и «замок гиганта» в Вильгельмсхое в Германии, с гигантской статуей Геркулеса наверху, которой был композиционно подчинен и каскад, и весь сад[125] Курбатов В. Я . Сады и парки. С. 155–156..

Этому стремлению барочных садоводов внести в свои творения как можно больше движения лучше всего служили фонтаны и каскады.

Фонтаны барокко резко отличались от фонтанов Ренессанса. В последних журчание воды, бег воды должны были призывать к размышлению. В садах же барокко каскады, фонтаны, водопады должны были изумлять, поражать, оглушать шумом. Они стали еще больше, мощь их возросла, формы стали разнообразнее. В них появляются различные музыкальные устройства: фонтаны и каскады грохочут, звенят, поют и т. п. В них ставятся музыкальные оргáны. Скульптурные украшения фонтанов также стали полны движения.

Фонтаны были необходимы, чтобы усилить элемент движения в скульптурных группах, а барочные скульптурные группы, в свою очередь, усиливали движение, создаваемое бьющими и брызгающими струями. Благодаря фонтанам скульптуры не только изображали движение, но как бы жили, «работали», участвовали в некоем действии.

Барокко, как известно, стремилось внести движение в архитектуру, создать иллюзию движения («иллюзорность» типична для барокко). В садово-парковом искусстве барокко открывалась отчетливая возможность от иллюзии перейти к реальному осуществлению движения в искусстве. Поэтому фонтаны, каскады, водопады – типичное явление садов барокко. Вода бьет вверх и как бы преодолевает тем законы природы. Запень, колышущаяся под ветром, – это тоже элемент движения в садах барокко.


Фонтенбло. План работы Франсуа д’Орбе. 1682

Связь с окружающей природой была в эпоху барокко весьма разнообразна. Помимо тематики фонтанов и садовых скульптур, можно указать и на то, что садоводы барокко были озабочены тем, чтобы открывать виды на окружающую местность – из окон и с площадок сада. В этом отношении барокко развило некоторые тенденции, имевшиеся уже в Ренессансе, а потом получившие дальнейшее углубление в садах рококо и романтизма.

Уже во дворе Ватикана рассчитывался вид из окон дворца на окружающие сады. Лоджии Рафаэля были связаны с садами, на которые открывался вид из окон. Не случайно живописцы эпохи барокко, и в частности Клод Лоррен и Никола Пуссен, писали виды с руинами и горами. Клод Лоррен писал не только итальянскую природу, но и итальянские сады, например сады холма Марио – виллы Мадама (между Ватиканом и Понто-Молле). Появилось стремление организовывать окружающее «официальные» сады пространство, устраивать прогулочные дорожки, ведущие к руинам или видовым площадкам, к тем или иным достопримечательностям, открывать виды на горы, озера или море. На последнем приеме мы остановимся особо, когда будем говорить о русских садах Петра I.

Для барокко характерно стремление в садовом искусстве создавать из кустов и деревьев скульптуры, соединять садовое искусство незаметными переходами с архитектурой и живописью, создавать декорации из зеленых насаждений, обращать особое внимание на оттенки листвы, краски цветов, учитывать отражения в воде и противиться естественным законам, проявляя особенное внимание к вздымающимся вверх фонтанам, опускающимся вниз растениям, свисающим с высоких стенок или вьющимся по камню, решеткам. Отсюда же особое тяготение к огибным аллеям, т. е. аллеям, скрытым в изогнутой зелени ветвей, и беседкам, сплошь состоящим из растений.

Барокко – это первый из стилей, который довел увлечение садами почти до фантастических размеров, а затраты на устройство дворцовых садов почти сравнял с затратами на устройство самого дворца.

Фрэнсис Бэкон в своем знаменитом, уже упоминавшемся нами эссе «О садах» объявил, что сад составляет «самое чистое из всех человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека; без него здания и дворцы всего лишь грубые творения его рук»[126] Бэкон Ф. О садах // Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 453..

В конце XVII в. наступило еще большее увлечение садами, и Джон Обри смог заметить в 1691 г., что «теперь вокруг Лондона в десять раз больше садов, чем в 1660 г.»[127]Цит. по: Cowell F. R. The Garden as a Fine Art from Antiquity to Modern Times. P. 165..

librebook.me

Стили ландшафтного дизайна. Сад в стиле барокко

В этой статье мы рассмотрим устройство ландшафтного дизайна в стиле барокко, сочетающем в себе и парадность французского регулярного стиля, и изысканность английского пейзажного.

Познакомимся с основными приемами и секретами устройства настоящего шедевра садово-паркового дизайна.

Всем тем, кто негативно относится к роскоши и великолепию, можно ответить словами великого грека Аристиппа — «Если бы роскошь была дурна, ее не было бы на пирах у богов». Именно роскошь, великолепие, некоторая высокопарность и пафосность являются отличительными чертами не столь часто встречающегося, но очень оригинального и яркого стиля оформления садовых участков и придомовых территорий — барокко. Чтобы лучше понять особенности этого стиля, можно вспомнить архитектурные сооружения: Зимний дворец, дворцы Петергофа и царского села, дом Апраксиных в Москве, королевский дворец в Мадриде, собор святого Юра во Львове.

Следует отметить, что каждая страна вносила в стиль свои национальные представления о роскоши и красоте. Именно поэтому существуют такие разновидности, как русское, голландское, итальянское и прочее барокко.

При принятии решения об устройстве сада в этом стиле стоит понимать, что, во-первых, жилое здание необходимо включить в ландшафт, а для этого оно должно быть выполнено в барокко если не в чистом виде, то хотя бы иметь черты, присущие этому архитектурному стилю:

  • отштукатуренный фасад в пастельных тонах
  • наличие башни, колонн, эркеров, ниш
  • массивная парадная лестница
  • лепнина, резной орнамент
  • полуциркульные окна

Уже построенное здание привести в соответствие достаточно сложно.

Во-вторых, сад в стиле барокко не может быть маленьких размеров. Его устройство требует простора. Участок должен быть никак не меньше 15–20 соток.

Стиль барокко в оформлении ландшафтного дизайна условно можно охарактеризовать как вольное смешение французского регулярного и английского пейзажного с нотками романтизма. Но в отличие от английского и французского парка, парк в стиле барокко не подчиняется таким строгим канонам. С присущими этим стилям парадностью, торжественностью и ухоженностью уживается пафос, и  даже легкий эпатаж и вычурность.

С французским стилем барокко сближает стремление к преобразованию природного ландшафта по своему желанию. При этом строгий список обязательных для узнавания стиля элементов оставить затруднительно, так как главным критерием здесь является желание хозяина. И хотя в саду стиля барокко присутствуют и террасы, и прямые аллеи, и партер, и сложные каскады, и фонтаны, чего-то из перечисленного вполне может и не быть.

Итак. Основные элементы ландшафтного дизайна в стиле барокко:

  1. Строгое деление садового участка на четко оформленные зоны. При составлении плана участка можно использовать прием планировки квартиры, где каждая зона практически целевое «помещение».
  2. Смешение регулярности и пейзажности (прямые и извилистые дорожки, регулярное озеленение и свободные посадки, топиарии).
  3. Применение округлой геометрии (овалы, круги) и характерные для барокко завитки.
  4. Включение в пейзаж элементов китайского стиля.
  5. Активное применение вертикального озеленения (арки, ширмы, перголы и пр.).
  6. Наличие живых изгородей.
  7. Устройство нарядных, ярких газонов, большое обилие роз и других дорогих, благородных цветущих кустарников, клумб-островов.
  8. Активное применение кованных ажурных элементов в садовых формах и мебели, ограждениях.
  9. Устройство любых водоемов, фонтанов, каскадов.
  10. Кажущееся отсутствие чувства меры — сад может быть перенасыщен элементами. Но это обманчивое впечатление.

Планировка участка в стиле барокко

При составлении плана можно воспользоваться нехитрым приемом — представить, что сад — это дом, в котором собираются принять большое количество гостей, которым нужно показать, как успешны и богаты хозяева. Так как прием гостей начинается у двери, то и планировку стоит начинать с ворот. Лучше всего, если они будут кованные, возможно, белого цвета, с большим количеством позолоченных деталей. Основную аллею лучше сделать прямой и широкой, боковые — прямыми или извилистыми, по желанию. Дорожки устраиваются либо мощеные, либо гравийные.

Симметрия при планировке необязательна, но если есть желание, часть зон можно распланировать по этому принципу. В саду, как и в жилом помещении, должна быть парадная «комната» — партер, столовая — беседка или пергола, место для уединения и размышления — бельведер, кабинет — музей, где собраны диковинки со всего мира.

В качестве границ зон лучше всего использовать живые изгороди, арки, ширмы, ажурные решетки с вьющимися растениями. Их очертания необходимо четко оформить на плане. При этом они могут быть совершенно произвольными — прямыми или округлыми, при желании даже абсолютно несимметричными. Чаще всего для оформления живых изгородей используют тис, самшит, бересклет, тую. Сплошны изгороди лучше не устраивать, а «разорвать» их при помощи арок или решеток, увитых плетистыми розами или клематисами.

Присущее барокко смешение пейзажности и регулярности — дело непростое. Чтобы не допустить безвкусицы и хаоса, лучше не пытаться это делать внутри зоны. А вот соседние зоны вполне могут контрастировать друг с другом. Очень интересной отличительной особенностью этого стиля ландшафтного дизайна являются очертания изгородей и клумб в форме завитков, например, восточного огурца, спирали, соцветия розы.

При желании можно устроить лабиринт. Он также может быть совершенно произвольной формы. Центры газонов, клумб, а также ниши в живой изгороди оформляются скульптурой, вазоном, фонтаном и пр.

В саду барокко вполне можно высадить любые плодовые деревья, но стоит их оформить либо подвешенными кашпо с цветущими растениями, либо «прикорневыми» яркими клумбочками.

Элементы китайского стиля

Использование китайской тематики в саду в стиле барокко обусловлено огромным интересом аристократии к традициям востока. Во все времена мода на Китай практически не проходила. Наличие китайских безделушек, ваз, оружия в доме считалось признаком богатство. Именно поэтому в саду в стиле барокко очень желательно утроить «китайский» уголок или хотя бы сделать акцент, разместив какую-нибудь стилизованную «диковинку», например, устроить на постамент китайскую вазу, золотую статуэтку Будды или дракона, установить дорогую колонну из благородного натурального камня, использовать традиционные ярко красный или насыщенно зеленый цвет с золотой отделкой.

Можно устроить беседку-пагоду в китайском стиле, посадить сакуру, а подход к зоне оформить мостиком в китайском стиле. Не стоит бояться «перегрузить» зону деталями. В случае с барокко можно сказать, что «ваз много не бывает».

Ажурные кованые элементы

Можно сказать, что ажурная ковка — один из главных элементов, делающих сад барокко узнаваемым. При этом, чем причудливее сплетаются кованые узоры, тем лучше. Скамейки должны иметь гнутые ножки и напоминать мебель в стиле барокко.

При покраске лучше всего использовать белый цвет, а декоративные детали выкрашивать золотом. Присутствие золотых элементов вообще обязательное условие оформления садовых форм и мебели в стиле барокко. В принципе, можно использовать любые чистые пастельные тона. Главное, чтобы все окрашенные детали были выдержаны в единой цветовой гамме.

Водоемы в саду в стиле барокко

Если на участке уже есть водоем, то главной задачей должно стать его оформление «по законам жанра». Если это ручей, то через него стоит перекинуть богато задекорированный мостик и на берегу поместить скамейки, или даже беседку. Уже существующий пруд стоит оформить скульптурной композицией или богато украшенным фонтаном. Берега оформить бетонным парапетом или выложить крупными ровными булыжниками.

При устройстве водоемов в саду барокко стоит вспомнить о лучшем образце, эталоне стиля — дворце Петергофа. Конечно, вряд ли получится повторить этот шедевр у себя на садовом участке, но понять основной принцип устройства фонтанов и каскадов, безусловно, можно.

Каскад может быть очень небольшим, всего в один уровень высотой от полутора метров. Может быть большим и многоуровневым. Но присутствие в его оформлении натурального камня, лепнины, скульптур, позолоты строго обязательно. Это же правило относится и к устройству фонтанов. Чем затейливее и сложнее конструкция, чем дороже и богаче выглядит фонтан, тем лучше. Идеальным вариантом будет наличие на участке одного большого каскада или гряды фонтанов, а также нескольких маленьких в различных уголках сада.

Необходимо продумать систему подсветки фонтанов. Это стоит сделать еще на этапе проектирования одновременно с разработкой общей электрификации сада, которая должна быть эффективной и мощной. Отличным вариантом могут стать музыкальные или танцующие фонтаны. Их устройство потребует немалых материальных затрат.

Как остаться в рамках вкуса при оформлении сада в стиле барокко

Это очень важный вопрос. С одной стороны узнаваемая черта стиля — перенасыщенность элементами и деталями, чрезмерность роскоши и богатства. С другой стороны необходимость остаться в рамках аристократического взгляда на жизнь, в рамках чувства стиля и вкуса.

Вот несколько несложных приемов и правил, которые помогут справиться с этой задачей:

  1. Разбивка сада на строго определенные зоны позволит избежать безвкусицы. Например, зона, в которой будет находиться беседка, пусть будет оформлена в античном стиле и все скульптуры, вазы, колонны должны быть подобраны или стилизованы под этот стиль. В китайской зоне только восточные декоративные элементы и мебель. То есть можно себе позволить абсолютно все, но в рамках зоны и  выбранной для нее стилистики.
  2. Стоит уделить внимание качеству исполнения декоративных элементов. Понятно, что для оформления сада не могут быть использованы подлинные скульптуры или настоящие старинные китайские фарфоровые вазы. Но их копии должны быть достаточно качественными и ни в коем случае не выглядеть дешево.
  3. Сад должен быть очень ухоженным. Это обязательное условие, которое необходимо учесть при принятии решения об устройстве ландшафтного дизайна в стиле барокко. Уход за большим участком дело очень трудоемкое, если нет возможности пользоваться услугами профессионального садовника, стоит быть готовым к трудоемкому и постоянному процессу содержания сада в идеальном состоянии.
  4. Стоит быть готовым и к серьезным затратам на растительный материал. Точно так же, как и все в саду барокко, растения должны быть дорогими, сортовыми, со свежей зеленью или постоянно цветущими. Самым лучшим беспроигрышным вариантом являются розы разных сортов и видов.

Устройство и содержание ландшафтного дизайна в стиле барокко — дело непростое и дорогостоящее, но правильно устроенный сад станет настоящим уголком процветания и уюта даже в самом большом и шумном современном мегаполисе.

В устройстве трех рассмотренных нами стилях садового дизайна важную роль играют водоемы. Именно поэтому следующая статья будет посвящена этому вопросу — устройству прудов, фонтанов, каскадов на садовом участке. Далее мы снова вернемся к подробному рассмотрению стилей ландшафтного дизайна.

Ольга Дабуль, рмнт.ру

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

rmnt.mirtesen.ru

Глава 7. Семантика Барочных садов. Сады Италии

Барокко — это художественный стиль, зародившийся в 80-х годах XVI века в Италии и процветавший в европейском садово-парковом искусстве эпохи абсолютизма до середины XVIII в. Этот стиль нашел отражение при создании садов и парков не только в Италии, но и Франции, Германии и других стран, включая и Россию.

Стиль барокко отличает декоративная пышность, пластичность, а иногда и вычурность форм. Средства архитектуры, скульптуры, инженерного искусства и собственно садоводства направлены на достижение театрализованного и эмоционального восприятия, создание патетически приподнятого настроения. Характерно стремление к необычности, неожиданности, предпочтение приемов активного преобразования естественного ландшафта в виде террас, водных каскадов, фонтанов, высоких шпалер, прямых аллей, сложных и динамичных партерных рисунков, сочетающих элементы геометрических фигур. В садах появляются впервые лучевые, или радиальные аллеи. Этот стиль опирался на античность. Пространства городов и садов разрабатывались как зрелищные ансамбли, выявляющие новое отношение к природе и миру. Они рассчитывались на восприятие в движении и разворачивались постепенно, где широко использовались иллюзорные эффекты, игра масштабов и аллегории. Природа рассматривалась как неожиданная, небезопасная, фантастическая и экспансивная. В садах барокко в разных формах и проявлениях изобилует «дикая» природа. Она наступает, нависает, давит крупными массивами растительности, обрушивается водными каскадами, расчленяется ущельем или пропастью. Буйству природы противопоставляется открытый, изящный партер, символизирующий «цивилизованность». Этот сценарий требовал размещения вилл на крутом рельефе. Жилой дом, дворец располагали на гребне холма, сады разбивали на террасах. Композиции террас содержат значительные вертикальные членения, — они утяжелены массивами деревьев, между которыми зажаты узкие сомкнутые аллеи, формирующие перспективы поперек склонов.

Итальянские сады эпохи барокко

Наиболее выразительными эпохи барокко в Италии считаются сады вилл: Альдобрандини (1598 -1603гг.)и Альбани (1746г.) (рис.9), Гарцони (1652г.), сад на острове Изолла-Белла.

Изола Белла (Италия. Ломбардия. Озеро Маджоре) это классический сад в стиле Барокко. Он удивляет любого посетителя своей пышностью и помпезностью, разнообразием деревьев и кустарников (в том числе и стриженых форм), обилием статуй и фигур. На небольшом пространстве острова (320 на 400 метров) сконцентрировано такое большое количество элементов дизайна, которого бы хватило для оформления нескольких ландшафтных парков.

Рис. 9. Вилла Альбани (слева) и Вилла Альдобрандини (справа) по Регелю

Назначение вилл эпохи барокко – ошеломлять, поражать, подшучивать и иронизировать. Иронию и игровой эффект вносили в парковое пространство описанные выше специфические приемы: «шутихи», звукоподражающие устройства». Наиболее выражающими мировосприятие барокко были приемы, раздвигающие границы сада, т.е. превращающие реальную конечность в кажущуюся бесконечность, — приемы «ах-ах» и живописные «обманки». Ах-ах —неожиданное раскрытие вида из парка на окружающий ландшафт, вызывающее восхищение (возглас ах-ах!). Обманки — «обманные» виды, формируются с использованием специальных приемов (последовательным изменением размеров растений, листьев, их окраски, ширины аллей и др.).

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *