Синий георгин — Википедия
«Синий георгин» (англ. The Blue Dahlia) — фильм нуар американского режиссёра Джорджа Маршалла, вышедший на экраны в 1946 году.
Оригинальный сценарий фильма написал известный автор «крутых» детективных романов Рэймонд Чандлер. Фильм рассказывает о трёх вернувшихся с войны ветеранах. Когда неверную жену одного из них, Джонни Моррисона (Алан Лэдд) обнаруживают убитой, Джонни с помощью своей подруги (Вероника Лейк) решает провести собственное расследование, чтобы снять с себя и своих товарищей все подозрения и поймать настоящего преступника.
Этот фильм стал третьей совместной работой звёздной пары Алана Лэдда и Вероники Лейк после двух удачных фильмов нуар — «Стеклянный ключ» и «Оружие для найма».
Пилот ВМС капитан-лейтенант Джонни Моррисон (Алан Лэдд) переведён в запас после героического участия в операции на тихоокеанском фронте во время Второй мировой войны. Джонни возвращается домой в Голливуд вместе с двумя боевыми товарищами, уволенными по состоянию здоровья. Базз Уанчек (Уильям Бендикс) после ранения в голову страдает головными болями, припадками и провалами в памяти, а у Джорджа Копленда (Хью Бомонт) резко ухудшилось зрение. Возвращение Джонни становится неожиданностью для его жены Хелен (Дорис Даулинг), которая за время отсутствия мужа привыкла вести веселый и распутный образ жизни. Увидев, как Хелен целуется на вечеринке со своим приятелем, владельцем ночного клуба «Синий георгин» Эдди Харвудом (Говард да Сильва), Джонни набрасывается и бьёт его. Тем не менее, Джонни рассчитывает сохранить брак с Хелен, но она этого не хочет. Чтобы расстроить отношения окончательно, Хелен говорит, что их сын умер не от дифтерита, как она ему писала, а погиб в автокатастрофе, когда она в пьяном состоянии разбила машину. Джонни уже готов убить её и даже достает пистолет, но затем решает, что она этого не достойна. Он бросает пистолет и уходит, забирая с собой фотографию сына в рамке. В поисках Джонни Базз заходит в бар гостиницы, где живёт Хелен, и знакомится с ней, не подозревая, кто она такая. Хелен, которая также не знает, кто такой Базз, приглашает его выпить в своё бунгало. Через некоторое время Хелен звонит Эдди Харвуду, который решил её бросить, но она, угрожая шантажом, требует, чтобы он к ней явился. Тем же вечером Эдди приходит к Хелен, чтобы окончательно выяснить их отношения. За всем, что происходит вокруг Хелен, внимательно следит детектив гостиницы «Дэд» Ньюэлл (Уилл Райт), который приторговывает информацией, получая деньги от Эдди за молчание о его визите. Тем временем начинается дождь, и привлекательная блондинка (Вероника Лейк), видя Джонни на улице, предлагает подвезти его на своем автомобиле. Блондинку зовут Джойс, но Джонни не знает о том, что она является женой Эдди Харвуда, хотя живут они отдельно. В свою очередь Джонни представляется ей как Джимми Мур, и она не подозревает, что он — муж Хелен. Их знакомство было совершенно случайным, и они не знают о существующей между ними связи. Они останавливаются в одной из гостиниц, но, несмотря на все усилия Джойс, Джонни отказывается продолжить вечер. Утром Джонни и Джойс встречаются за завтраком, затем гуляют вдоль берега. Когда Джонни слышит по радио, что Хелен обнаружена мёртвой и полиция его разыскивает, он быстро уходит. Джойс догадывается, кто он такой.
Дэд рассказывает полиции, что в ночь убийства слышал шумную перебранку между Джонни и Хелен, а также видел, как позднее Базз и Эдди заходили в её бунгало. Базза задерживают для допроса, но он ничего не помнит. Джонни под вымышленным именем снимает номер в дешевой гостинице. Управляющий гостиницы Корелли (Говард Фримен), не скрываясь, роется в его чемодане, а затем пытается шантажировать Джонни, догадавшись, кто он такой. Джонни набрасывается на него, отнимает оружие и бьет по голове, после чего тот теряет сознание. Во время драки рамка разбивается, и Джонни обнаруживает на обратной стороне фотографии обращенную к нему записку, написанную рукой Хелен. В ней утверждается, что настоящее имя Эдди — Бауэр, и что его разыскивает полиция Нью-Джерси за убийство. Джонни приходит к Эдди, обвиняя его в убийстве Хелен, но прежде чем он успевает что-либо предпринять, появляется Джойс. Поняв, что она жена Эдди, Джонни тут же уходит, неверно предполагая, что она заодно с мужем. Джонни идет к Баззу и Джорджу, но, видя, что те также думают, что это он совершил убийство, злится и уходит. Придя в себя, Корелли звонит партнёру Эдди, гангстеру по имени Лео (Дон Костелло), и рассказывает ему о Джонни. Лео с подручным под видом полицейских детективов задерживают Джонни, сажают в свою машину и увозят в неизвестном направлении. Базз и Джордж видят это в окно, и решают помочь другу. Джонни привозят в загородный дом, где он набрасывается на похитителей, но получает удар дубинкой по голове и теряет сознание. Связывая Джонни, подручный Лео находит у него и читает записку Хелен, Лео видит это и бьёт подручного дубинкой, после чего тот также падает без сознания. Базз и Джордж приходят в «Синий георгин» на встречу с Эдди, который ужинает с Джойс. Но Эдди срочно вызывает по телефону капитан Хендриксон, и друзья остаются в офисе одни. Заходит Джойс и срывает несколько лепестков синего георгина. Услышав джазовый оркестр, Базз впадает в ярость, у него начинается приступ головной боли и он начинает вспоминать, что ту же музыку он слышал в бунгало Хелен в тот момент, пока она, как и Джойс, обрывала лепестки синего георгина.
Джонни приходит в себя и связанными руками душит Лео, а затем выходит на улицу и пытается развязать руки. Приезжает Эдди и видит, что Лео и его подручный без сознания. В дом входит Джонни. Эдди признаёт, что это он подослал Лео схватить Джонни. Он также сознается, что пятнадцать лет назад во время вооружённого ограбления действительно убил банковского служащего, но утверждает, что не имеет никакого отношения к убийству Хелен. Кроме того, как он утверждает, полиция уже задержала убийцу в «Синем георгине», это Базз, который уже признался. В этот момент Лео приходит в себя и стреляет в Джонни, но промахивается, возникает драка, в ходе которой Лео случайным выстрелом убивает Эдди, а затем уже Джонни в борьбе убивает из пистолета Лео. Джонни мчится в «Синий георгин», где капитан Хендриксон (Том Пауэрс) допрашивает Базза и Дэда, который сознаётся, что шантажировал Хелен, угрожая предать гласности её связи с другими мужчинами. Базз же почти готов сознаться в убийстве Хелен, хотя и не может точно вспомнить, что произошло той ночью. Входит Джонни, который убеждён, что Базз невиновен, и помогает ему вспомнить события того вечера. Он просит Джойс сделать джазовую музыку, от которой страдает Базз, погромче. И когда голова Базза начинает раскалываться от джаза, как и в тот раз, он вспоминает, что когда он уходил из бунгало Хелен, она ещё была жива. Тогда капитан полиции Хендриксон обвиняет в убийстве Дэда. По его версии, когда Хелен отказалась оплачивать его всё возраставшие запросы, Дэд убил её, боясь, что она расскажет о нём полиции, или, что ещё хуже, расскажет Эдди. Дэд сознается в убийстве, и, угрожая оружием, пытается бежать, однако в суматохе Хендриксон стреляет в него первым и убивает наповал. Выйдя на улицу, Базз и Джордж решают пойти выпить, оставляя Джонни наедине с Джойс.
Бывший алкоголик, Чандлер по состоянию здоровья бросил пить незадолго до начала работы над сценарием. Однако работа не шла, и Чандлер решил, что единственным способом вернуть вдохновение и закончить сценарий, будет напиться. Чандлер первоначально согласился написать сценарий без гонорара, «в качестве доброй услуги» продюсеру Джону Хаусману, но затем попросил ящик виски в качестве оплаты. В итоге в течение нескольких недель Чандлер крепко пил, и по окончании запоя представил законченный сценарий[1].
Журнал Variety дал фильму позитивный отзыв, написав: «Алан Лэдд выполняет отличную работу, играя отставного военно-морского летчика, который возвращается домой с Тихоокеанского фронта и обнаруживает, что его жена ему не верна, а потом, что она убита, а сам он вынужден скрываться как подозреваемый. Его игру отличает теплая привлекательность и вместе с тем во время неослабевающего розыска реального преступника, Лэдд демонстрирует холодную, стальную мощь. Сцены драк неистовы, грубы, и весьма впечатляющи» [2].
Критик Деннис Шварц назвал фильм «свежим фильмом нуар, поставленным с великолепным мастерством Джорджем Маршаллом по сценарию Рэймонда Чандлера (единственным произведением, которое он написал специально для экрана. По иронии судьбы, все другие фильмы, где он выступал сценаристом, были экранизациями произведений других писателей, а ко всем фильмам, поставленным по его книгам, сценарии писали другие авторы). Он избегает моральных оценок ради „крутой“ истории, демонстрирующей наполненный цветами стиль бешеного плавания сквозь послевоенный бум и декаданс Лос-Анджелеса»[3]
В 1947 году Рэймонд Чандлер был номинирован на Оскар за лучший оригинальный сценарий
- ↑ Judith Freeman, The Long Embrace, Random House (2008) pages 228-31
- ↑ Variety. Film review, April 19, 1946. Last accessed: January 18, 2008.
- ↑ Schwartz, Dennis. Ozus’ World Movie Reviews, film review, October 22, 2005. Last accessed January 18, 2008.
- ↑ The Blue Dahlia (1946) — Awards
Убийство Элизабет Шорт — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шорт.Элизабет Шорт (англ. Elizabeth Short; 29 июля 1924 года — 15 января 1947 года), известная под прозвищем англ. the Black Dahlia (варианты перевода: Чёрная Георгина[1], Чёрный Георгин[2], Чёрная Орхидея[3]) — жертва оставшегося нераскрытым преступления, произошедшего в окрестностях Лос-Анджелеса в 1947 году. Убийство Элизабет Шорт остаётся одним из самых загадочных преступлений, совершённых в США.
Элизабет Шорт родилась 29 июля 1924 года в городе Хайд-Парк, штат Массачусетс, и воспитывалась вместе с четырьмя сёстрами одной матерью Фиби Мэй Сойер. В 19 лет переехала в Лос-Анджелес, Калифорния, к своему родному отцу Клео Шорту, бросившего семью, с которым у неё, однако, не сложилось взаимоотношений. После непродолжительных скитаний Шорт перебралась в Санта-Барбару, где была арестована за распитие спиртного в несовершеннолетнем возрасте и отправлена назад в Массачусетс. Последующие несколько лет она жила преимущественно во Флориде, где зарабатывала деньги официанткой.
Во Флориде она встретила майора ВВС США Мэттью Майкла Гордона-младшего, о котором она рассказывала своим друзьям как о своём женихе: сам Гордон находился на лётных учениях в Индии, откуда писал Шорт письма. 10 августа 1945 года Гордон погиб в авиакатастрофе, прежде чем смог вернуться в США и жениться на Шорт. Позже Шорт утверждала, что она и Гордон уже находились в браке на момент его смерти, и что у них был ребёнок, который умер в младенчестве. Факт помолвки как минимум подтверждался сослуживцами Гордона; тем не менее после убийства Шорт семья Мэттью Гордона всячески отрицала их связь.
В 1946 году Шорт вернулась в Калифорнию, чтобы повидаться со своим прежним возлюбленным — лейтенантом Гордоном Фиклингом, с которым она познакомилась во Флориде. Оставшиеся шесть месяцев своей жизни она оставалась в южной Калифорнии, по большей части в Лос-Анджелесе, останавливаясь в гостиницах, на съёмных квартирах и в частных домах, нигде не задерживаясь дольше пары недель.
Элизабет Шорт видели живой последний раз 9 января 1947 года в фойе гостиницы «Билтмор» (Biltmore Hotel), расположенной в центральной части Лос-Анджелеса. На тот момент Шорт исполнилось 22 года.
15 января 1947 года изуродованное тело Элизабет Шорт было найдено на бесхозном земельном участке по Саут-Нортон Авеню в Леймерт-Парке, недалеко от границы города Лос-Анджелес. Тело было разрублено на две части в районе талии и расчленено (были удалены наружные и внутренние половые органы, а также соски). Рот женщины был изуродован улыбкой Челси.
Убийца Элизабет Шорт так и не был найден полицией, и «дело Чёрной Георгины» до сих пор остаётся нераскрытым. Сама Шорт была захоронена на кладбище Маунтин Вью в калифорнийском городе Окленде, а не в Массачусетсе (потому что её старшая сестра жила в Беркли, а также потому, что, по её словам, «Элизабет любила Калифорнию»).
Сразу после обнаружения тела Элизабет Шорт в полицию обратился целый ряд лиц, заявлявших, что они видели девушку в период между её последним появлением на людях 9 января и обнаружением её тела. Однако каждый раз оказывалось, что свидетели по ошибке принимали за Шорт других женщин (ни один из обратившихся в полицию не знал Шорт при жизни).
Средства массовой информации, широко освещавшие преступление, сообщили, что Шорт незадолго до смерти получила прозвище Чёрная Георгина (своего рода обыгрывание популярного тогда кинофильма «Синий георгин» с Аланом Лэддом и Вероникой Лейк в главных ролях). Лос-анджелесская полиция не раз заявляла, что пресса придумала эту историю только для того, чтобы «поярче» назвать дело об убийстве в своих статьях. В пользу этого говорил и тот факт, что люди, знавшие Шорт при жизни, никогда не слышали о таком её прозвище.
Кроме того, по официальному заявлению окружного прокурора города Лос-Анджелес и вопреки многочисленным псевдодокументальным расследованиям, называвшим жертву «девушкой по вызову», Элизабет Шорт не являлась проституткой[4][5].
Другим популярным мифом были якобы неразвитые с рождения гениталии Шорт, вследствие чего она не была способна вступать в половые связи. В материалах дела окружной прокуратуры города Лос-Анджелес присутствуют стенограммы допросов трёх мужчин, с которыми Шорт имела сексуальную связь (в том числе одного полицейского сотрудника из Чикаго). Итоговые материалы дела свидетельствуют о том, что Шорт имела «нормально развитые репродуктивные органы». В результатах аутопсии также констатирован тот факт, что на момент убийства Шорт не была беременна (а также вообще не беременела и не рожала).
Расследование убийства Элизабет Шорт лос-анджелесской полицией с привлечением ФБР стало самым продолжительным и масштабным в истории правоохранительных органов США. Из-за сложности дела оперативники первоначальной следственной группы брали на подозрение каждого человека, так или иначе знакомого с Элизабет Шорт. В подозреваемых оказалось несколько сотен человек, несколько тысяч было допрошено. Сенсационные и порой полностью сфальсифицированные репортажи освещавших расследование журналистов, равно как и ужасающие подробности совершённого преступления, привлекли пристальное внимание общественности. Около 60 человек признались в этом убийстве (среди них несколько женщин). 22 человека в разные периоды следствия объявлялись убийцами Элизабет Шорт.
Бывший детектив полиции Лос-Анджелеса Стив Ходел в 1999 году нашёл среди вещей покойного отца фотографии Элизабет Шорт и взялся расследовать преступление с нуля, копаясь в опросах свидетелей и газетных архивах. Он добился, чтобы ФБР предоставило ему материалы об убийстве, а также информацию, собранную о его отце, которого, как оказалось, уже тогда подозревали, но не смогли собрать достаточно доказательств. Историю своего расследования, подтвердившую виновность Джорджа Ходела, детектив изложил в ряде книг[6].
- Известный автор детективов Джеймс Эллрой на основе убийства Элизабет Шорт написал в 1987 году роман «The Black Dahlia» (в переводе на русский издан под названием «Чёрная Орхидея»[3]). Эта книга стала первой из его цикла L.A. Quartet, описывающего нравы Голливуда 1940-х и 1950-х годов, а также царившие там коррупцию и разврат.
- В 2006 году вышла экранизация романа Эллроя под тем же названием (в российском прокате под названием «Чёрная орхидея»). Режиссёром выступил Брайан Де Пальма. В роли Элизабет Шорт — канадская актриса Миа Киршнер. В остальных ролях снялись популярные актёры Джош Хартнетт, Аарон Экхарт, Скарлетт Йоханссон, а также дважды обладательница премии «Оскар» Хилари Суонк.
- В 2002 году рок-певец Мэрилин Мэнсон выпустил серию акварельных картин, основанных на убийстве Шорт. Существуют песни об Элизабет Шорт в исполнении таких коллективов, как Anthrax, Lamb of God, Hollywood Undead, а также Лизы Марр и Боба Белдена. Существует также дет-метал-группа под названием The Black Dahlia Murder.
- В августе 2006 года на сайте Variety появилось сообщение о том, что кинокомпания «New Line Cinema» приобрела права на экранизацию другой книги об убийстве Чёрной Георгины — романа с названием Black Dahlia Avenger, написанного Стивом Ходелом.
- В 2012 году Брэндон Слэгли снял фильм «The Black Dahlia Haunting» (дословно — «Призрак Чёрной Георгины», в российском прокате не был). Фильм рассказывает историю молодой женщины, которая исследуя убийство своего отца, совершенное слепым младшим братом, тревожит покой мстительного духа Элизабет Шорт.
- Отсылки к этому убийству много раз появляются в детективной видеоигре 2011 года L.A. Noire, где главный герой также расследует жестокие убийства женщин в Лос-Анджелесе 40-х годов.
- В сериале «Американская история ужасов» присутствует героиня с историей, основанной на деле Элизабет Шорт, которую играет актриса Мина Сувари.
- В сериале «Вечность» рассказывается про серийного убийцу-подражателя, совершающего такое же преступление в наше время.
- Ирландская певица Aine Cahill записала песню Black Dahlia, вдохновлённую историей Элизабет Шорт.
- История Элизабет Шорт так же упоминается в 5 серии 8 сезона сериала «Кости»
- В 2018 году режиссёр Петти Джекинс сняла для канала TNT сериал «Имя мне ночь», основанный на автобиографической книге «One Day She’ll Darken» Фауны Ходел, опубликованной в 2008 году. Главная героиня пытается разобраться в загадочном прошлом своей семьи, связанном с убийством Элизабет Шорт[7].
- В фильме «Человек-паук: Вдали от дома» главный герой Питер Паркер дарит своей возлюбленной Эм-Джей украшение под названием «Чёрный георгин», отсылаясь на известное убийство.
Георгины Википедия
Запрос «Далия» перенаправляется сюда; о крупе см. Булгур.Георгина | |||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Научная классификация | |||||||||||||||||||||||
промежуточные ранги
| |||||||||||||||||||||||
Международное научное название | |||||||||||||||||||||||
Dahlia Cav. | |||||||||||||||||||||||
Виды | |||||||||||||||||||||||
См. текст | |||||||||||||||||||||||
|
Георги́на[2], также (в неспециализированной литературе) Георги́н[2][3] (лат. Dáhlia), — род травянистых растений семейства Астровые (Сложноцветные) с клубневидными корнями и крупными цветками яркой окраски[4].
Род включает 42 вида[5] весьма крупных многолетних растений с большими головками цветков, иногда шар
Георгин Википедия
Запрос «Далия» перенаправляется сюда; о крупе см. Булгур.Георгина | |||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Научная классификация | |||||||||||||||||||||||
промежуточные ранги
| |||||||||||||||||||||||
Международное научное название | |||||||||||||||||||||||
Dahlia Cav. | |||||||||||||||||||||||
Виды | |||||||||||||||||||||||
См. текст | |||||||||||||||||||||||
|
Георги́на[2], также (в неспециализированной литературе) Георги́н[2][3] (лат. Dáhlia), — род травянистых растений семейства Астровые (Сложноцветные) с клубневидными корнями и крупными цветками яркой окраски[4].
Род включает 42 вида[5] весьма крупных многолетних растений с большими головками цветков, иногда шаровидными. У дикорастущих американских видов головка
Шуберт, Георгина — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шуберт.Георгина Шуберт (нем. Georgine Schubert; 28 октября 1840 (1840-10-28), Дрезден — 26 декабря 1878, Штрелиц) — немецкая оперная певица (сопрано). Дочь скрипача Франсуа Шуберта и певицы Машинки Шуберт.
Начала учиться музыке под руководством отца (гармония) и матери (вокал), с ранних лет продемонстрировала, при относительно скромных вокальных данных, музыкальность и дар импровизации. На музыкальной вечеринке в родительском доме её одарённость привлекла внимание Женни Линд, по настоянию которой в 1857 году отправилась в Лондон для занятий с Мануэлем Гарсиа, занималась частным порядком и под руководством самой Линд. В 1858 году перебралась в Берлин к своему дяде, актёру и певцу Луи Шнайдеру, у которого также брала уроки. При его содействии дебютировала в 1859 г. в Гамбургской опере в партии Амины в «Сомнамбуле» Виченцо Беллини, затем с особым успехом исполняла в Гамбурге заглавную партию в «Диноре» Жака Мейербера.
После продолжительной гастрольной поездки по Италии, включавшей выступления на таких важнейших оперных сценах, как миланская Ла Скала и венецианская Ла Фениче, вернулась в Берлин и некоторое время пела в Королевской опере, затем недолго во Франкфурте-на-Майне, из которого перебралась в Париж, где пела, в частности, Маргариту в «Фаусте» Шарля Гуно, высоко оценившего её исполнение. В 1864 году вернулась в Германию и после выступлений в ряде городов в 1865—1866 гг. была солисткой Ганноверской придворной оперы. В январе 1867 г. перешла в придворный театр герцогства Мекленбург-Стрелиц, где дебютировала в партии Розины в «Севильском цирюльнике» Джоакино Россини. Пользовалась покровительством великой княгини Августы Каролины, в 1868 году получила от неё звание камер-певицы. В 1870-е гг. нечасто покидала Штрелиц, однако в 1875 г. выступала с концертами в Лондоне.
георгин — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | георги́н | георги́ны |
Р. | георги́на | георги́нов |
Д. | георги́ну | георги́нам |
В. | георги́н | георги́ны |
Тв. | георги́ном | георги́нами |
Пр. | георги́не | георги́нах |
ге-ор-ги́н
Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -георгин- [Тихонов, 1996].
Произношение
- МФА: ед. ч. [ɡʲɪɐrˈɡʲin], мн. ч. [ɡʲɪɐrˈɡʲinɨ]
Семантические свойства
Значение
- садовое многолетнее растение семейства сложноцветных с крупными цветками разнообразной окраски (лат. Dahlia) ◆ Георгины перед наступлением первых заморозков окучивают, чтобы не оказались поврежденными корневые шейки. Людмила Дубинина, «Дожить до весны», 2002 г. // «Биржа плюс свой дом» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- далия
Гиперонимы
- растение, цветок
Гипонимы
- —
Родственные слова
Ближайшее родство | |
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Георгина Википедия
Запрос «Далия» перенаправляется сюда; о крупе см. Булгур.Георгина | |||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Научная классификация | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Международное научное название | |||||||||||||||||||||||
Dahlia Cav. | |||||||||||||||||||||||
Виды | |||||||||||||||||||||||
См. текст | |||||||||||||||||||||||
|
Георги́на[2], также (в неспециализированной литературе) Георги́н[2][3] (лат. Dáhlia), — род травянистых растений семейства Астровые (Сложноцветные) с клубневидными корнями и крупными цветками яркой окраски[4].
Род включает 42 вида[5] весьма крупных многолетних растений с большими головками цветков, иногда шаровидными. У дикорастущих американских в